m о
x
<u т ш го О
QD <
го"
X
< uJ
УДК 373:378 ББК 74.47:74.480
Е.А. Гнатышина, А.В. Савченков
преемственность среднего профессионального и высшего образования как социальная проблема
В статье рассматривается преемственность среднего профессионального и высшего образования как социальная проблема. Анализируются основные тенденции в реализации сетевой формы взаимодействия СПО и вуза, показаны основные преимущества преемственного образования на основе сетевого взаимодействия. Современное профессиональное образование невозможно представить без такого педагогического условия как преемственность, поскольку оно направлено на преодоление расхождений между реальными условиями обучения в средних и высших профессиональных организациях, а также необходимостью формирования коммуникативных, ценностных и нравственных компетенций студентов. По нашему мнению, преемственность применительно к профессиональному образованию - это процесс обеспечения постоянной взаимосвязи между отдельными этапами и ступенями профессионального образования, что способствует расширению и усилению общих и профессиональных компетенций студента усвоенных на предыдущих ступенях образования, а также всестороннему развитию студентов. Социальный аспект сетевого взаимодействия предполагает развитие социальных характеристик личности, ее социализацию, освоение будущим специалистом социально-экономических и социально-культурных отношений для удовлетворения его соответствующих потребностей в условиях современного рынка труда.
Ключевые слова: преемственность, сетевое взаимодействие, профессиональное образование, высшее образование, социум.
E.A. Gnatyshina, A.V. Savchenkov
continuity of secondary vocational and higher education as a social problem
The continuity of vocational and higher education as a social problem is discussed. The main trends in the implementation of the network forms of cooperation between the university and the secondary vocational, shows the main benefits of continuity of education through networking are analyzed. Modern professional education can not be imagined without such conditions as the pedagogical continuity, since it aims to overcome differences between the actual conditions of teaching in secondary and higher professional organizations, as well as the need to develop communication, values and moral competence of students. In our opinion, the continuity in relation to vocational education - is the process of ensuring a permanent relationship between the individual phases and stages of vocational training that contributes to the expansion and strengthening of general and professional competences of the student learned in previous levels of education, as well as all-round development of students. The social aspect of networking involves the development of the social characteristics of the individual, his socialization, the development of future experts of social-economic and socio-cultural relations to meet their respective needs in today's labor market.
Key words: continuity, networking, professional education, higher education and society.
В данный момент наступает период обеспечение технологической культуры
в развитии общества, когда возрастает постоянно усложняющегося и все боль-
потребность в квалифицированных ра- ше автоматизированного производства,
бочих и служащих среднего звена для административной и технической под-
держки процессов управления, развития рыночной инфраструктуры, информационного, социального и технического обслуживания потребностей социума [1; 2].
Основная цель системы среднего профессионального образования - это обеспечение и получение молодежью качественного, доступного и практико-ориентированного профессионального образования, которое направленно на подготовку специалистов среднего звена, повышение общей и профессиональной культуры населения [7; 8].
В то же время в обществе все острее возникает проблема преемственности между средним и высшим профессиональным образованием. На данный момент программы высшего и среднего образования практически не взаимосвязаны, у выпускников СПО нет возможности продолжить обучение в вузе на дневном отделении без сдачи ЕГЭ, а подготовиться к данному испытанию они могут только самостоятельно, что, в свою очередь, достаточно сложно [3]. Данный факт привел к тому, что в последние годы количество абитуриентов вузов, закончивших техникумы и колледжи, резко снизилось. Об этом свидетельствует исследование, проведенное в ФГБОУ ВО «Челябинского государственного педагогического университета» (далее - ЧГПУ) в рамках работы региональной межвузовской научной лаборатории «Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования». В 2015 году 100% абитуриентов, поступивших в структурное подразделение ФГБОУ ВО «ЧГПУ» Профессионально-педагогический институт, являются выпускниками школ, а еще в 2012 году около 20% абитуриентов являлись выпускниками СПО [6, с. 15]. Сложилась ситуация, когда выпускники ссузов либо не сдают ЕГЭ, либо их баллы слишком низкие для поступления в вуз, что дает им возможность поступить только на заочное отделение. По нашему мнению, ситуация не изменится, пока не будет разработана система преемственного непрерывного профессионального образования на основе сетевого взаимодействия [9; 10].
Систему современного профессионального и высшего образования невозможно представить без преемственности как педагогического условия, которое направлено на преодоление расхождений между реальными условиями обучения в средних и высших профессиональных организациях, а также необходимостью формирования коммуникативных, ценностных и нравственных компетенций студентов.
В современных педагогических исследованиях под преемственностью в образовании понимают последовательность и согласованность образовательных программ, по своей сути, любой образовательной программе необходимо опираться на предыдущую и ориентироваться на последующую, образуя взаимосвязь. Преемственность подразумевает взаимную поддержку образовательных организаций, а также их непротиворечивую деятельность [5; 10].
Преемственность, по сути, является ведущим условием профессионального обучения, обеспечивающим реализацию таких принципов обучения, как научность, систематичность, последовательность, доступность; преемственность связей в профессиональном образовании - одно из важнейших условий реализации этих принципов [4; 6].
Учитывая вышесказанное, мы под преемственностью в профессиональном образовании понимаем процесс обеспечения постоянной взаимосвязи между отдельными этапами и ступенями профессионального образования, что способствует расширению и усилению общих и профессиональных компетенций студента, усвоенных на предыдущих ступенях образования, а также всестороннему развитию студентов.
По нашему мнению, преемственность между средним профессиональным и высшим образованием является составным компонентом процесса непрерывного профессионального образования [7].
Принцип преемственности в системе непрерывного профессионального образования (техникум - вуз) в педагогической деятельности реализуется в форме изме-
го
1° -О- о.
О С
«к
го 2 1
£ i 2 8
Б го о *
Ж *
н
¡г
Ф о. О-Ю С о
нения структуры содержания учебного материала и его методического обеспечения, сочетании методов обучения и воспитания, которые направлены на устранение противоречий линейно-дискретного характера процесса обучения [3; 6].
На данный период развития общества наблюдается обострение проблем, касающихся преемственности профессиональных образовательных организаций. По нашему мнению, это связано с трудностями при реализации гуманистической парадигмы в том случае, когда нормирование постоянно возрастает, что приводит к снижению личностного вклада педагогов, студентов, администрации образовательных организаций [8; 10].
Педагогические коллективы должны четко понимать, что в современных условиях преемственность и социальное партнерство являются одной из возможностей для дальнейшего развития профессиональной образовательной организации.
Преемственное профессиональное образование на основе сетевого взаимодействия позволит обеспечить максимальный охват населения образовательными услугами, что в свою очередь приведет к интеграции профессионального образования в социум. Система непрерывного преемственного образования позволит прогрессировать и развиваться среднему профессиональному образованию, преодолеть этап стагнации, в котором оно находится, по нашему мнению. Вышеперечисленные меры позволят преодолеть традиционную разобщенность в подготовке специалистов, выпускаемых ссузами и вузами. Сетевое взаимодействие между организациями среднего профессионального и высшего образования позволит наладить механизмы кооперации между ними, коллективы данных образовательных организации смогут совместно решать задачи, которые ставит перед ними современное общество, что, в свою очередь, приведет к снижению до минимума процента потерь среди потенциального контингента выпускников организаций среднего профессионального образования и вузов. Сетевое взаимодействие на основе принципа преемственности дает возможность усилить мотивацию
получения высшего образования, стимулирует повышение качества получаемых студентами профессиональных и общекультурных компетенций, позволяет выпускникам ссузов осознанно выбрать направление дальнейшего профессионального развития [1].
Преемственность между ссузами и вузами - это обязательная перспектива, при которой намечается тенденция создания сетевого взаимодействия, совместных образовательных программ, базовых кафедр, однако этот процесс не обеспечен нормативно-правовой базой. В основе повышения эффективности педагогического образования на основе сетевого взаимодействия при условии внедрения преемственных учебных планов лежит идея построения функциональной модели взаимовыгодного сотрудничества между участниками образовательного процесса [10].
Взаимодействие образовательных организаций должно строиться по логике взаимообогащения и реализации ключевых задач организаций СПО и вузов [4]. Это подразумевает повышение эффективности образовательной деятельности всех участников сетевого взаимодействия.
За счет осуществления сетевого взаимодействия система СПО получает такие преимущества, как:
• возможность учувствовать в научно-исследовательской работе вузов с привлечением не только преподавателей СПО, но и студентов;
• создание рабочих программ дисциплин вузов, адаптированных к условиям СПО;
• постоянное повышение квалификации педагогических работников СПО, стажировки, возможность получать дополнительное образование;
• внедрение научной организации труда в образовательный процесс СПО [3].
Вузы же, в свою очередь, в рамках сетевого взаимодействия получат следующие привилегии:
• прямой выход на работодателей в лице образовательных организаций СПО и их сетевых партнеров;
• практико-ориентированное обучение студентов за счет практической базы СПО;
• возможность привлекать в вуз профессионально-ориентированных абитуриентов с четко сформированной профессиональной позицией.
Исходя из вышесказанного, мы пришли к мнению, что внедрение системы сетевого взаимодействия СПО и ВПО позволит решить такую глобальную социальную проблему, как обновление системы развития профессиональных кадров и повышение престижа системы СПО для будущих абитуриентов, привлечение молодых специалистов в образовательную сферу СПО и т.д. [9; 10].
Социальный аспект сетевого взаимодействия предполагает развитие социальных характеристик личности, ее социализацию, освоение будущим специалистом социально-экономических и социально-культурных отношений для удовлетворения его соответствующих потребностей в условиях современного рынка труда [8; 10].
По отношению к социуму сетевое взаимодействие среднего профессио-
нального и высшего образования несет в себе только положительные тенденции:
• во-первых, позволяет реализовать в жизнь основной принцип болонского процесса, а именно: обучение через всю жизнь или непрерывное профессиональное образование;
• во-вторых, система непрерывного преемственного образования, на основе сетевого взаимодействия, позволяет любому человеку выбрать для себя индивидуальный образовательный маршрут;
• в-третьих, преемственность в образовании позволяет объединить ресурсы СПО и вузов для их дальнейшей плодотворной работы и развития;
• в-четвертых, преемственное профессиональное образование на основе сетевого взаимодействия позволит в дальнейшем повысить престиж среднего профессионального образования в целом, и рабочих профессий в частности, что немаловажно для развития общества в современных рыночных условиях.
Библиографический список
1. Гнатышина, Е.А. Историко-педагогический анализ проблемы сетевого взаимодействия учреждений среднего профессионального образования и вуза [Текст] / Е.А. Гнатышина, А.В. Сав-ченков / / Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - № 4. -С.44-48.
2. Гнатышина, Е.А. Концептуальные основы инновационного развития учреждения профессионально-педагогического образования [Текст] / Е.А. Гнатышина // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 3. - С. 57-59.
3. Корнеев, Д.Н. Концептуальная модель формирования инженерной культуры обучающихся как трансфер модернизации российского образования [Текст] / Д.Н. Корнеев, Н.Ю. Корнеева, Л.П. Алексеева // Пропедевтика инженерной культуры обучающихся в условиях модернизации образования: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международными участием. - М.: ООО «Лаборатория знаний», 2015. - С. 190-199.
4. Коротаева, Е.В. Основы педагогических взаимодействий, монография [Текст] / Е.В. Коротае-ва. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1996. - 110 с.
5. Савченков, А.В. Актуальные проблемы взаимодействия вузов с реальным сектором экономики [Текст] / А.В. Савченков, Д.С. Гордеева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2016. - № 7. - С. 30-36.
6. Савченков, А.В. Актуальные проблемы взаимодействия вузов с предприятиями [Электронный ресурс] // СтройМного. - 2016. - №4 (5). - Режим доступа: http://stroymnogo.com/science/ economy/aktualnye-problemy-vzaimodeystviya-/
7. Савченков, А.В. Преемственность ССУЗА и ВУЗА как форма интеграции в образовании [Текст] / А.В. Савченков // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2016. -Том 5. - № 3(16). - С. 146-150.
8. Савченков, А.В. Результаты инновационной деятельности по развитию профессиональных компетенций обучающихся СПО с девиантным поведением / А.В. Савченков // Инновационное развитие профессионального образования. - Челябинск: Изд-во ГБОДПО(ПК)С «Челябинский институт развития профессионального образования. - 2016. - № 2 (8). - С. 52-53.
9. Уварина, Н.В. Информационная подготовка педагогов профессионального обучения в аспекте безопасности: монография / Н.В. Уварина, Е.А. Гнатышина, Е.В. Гнатышина и др. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. - 415 с.
10. Уварина, Н.В. Тенденция развития профессиональной деятельности управленческих кадров учреждений общего образования / Н.В. Уварина // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2013. - Т. 5. - № 1. - С. 43-48.
Referents
1. Gnatyshina E.A., Savchenkov A.V. Historical and pedagogical analysis of the problems of networking of institutions of secondary vocational education and university. Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University, 2015. № 4. P. 44-48. [in Russian].
2. Gnatyshina E.A. Conceptual bases of innovative development of the institution of professional teacher education. Higher education today, 2008. № 3. P. 57-59. [in Russian].
3. Korneev D.N., Korneeva N.Y., Alexeeva L.P. Conceptual model of the engineering culture of students as the transfer of Russian education modernization. Propaedeutics engineering culture of students in the conditions of modernization of education Collected materials of All-Russian scientific-practical conference with international participation. M.: OOO "Laboratoriya znanii", 2015. P. 190-199. [in Russian].
4. Korotaeva E.V. Basics of pedagogical interactions monograph. Ekaterinburg: Ural. gos. ped. Univ. 1996. P. 110.
5. Savchenkov A.V., Gordeeva D.S. Topical problems of interaction between universities and the real sector of the economy. Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University, 2016. № 7. P. 30-36. [in Russian].
6. Savchenkov A.V. Topical problems of interaction between universities with enterprises. StroyMnogo, 2016. № 4 (5). Available at http://stroymnogo.com/science/economy/aktualnye-problemy-vzaimodeyst-viya-/ [in Russian].
7. Savchenkov A.V. Continuity of secondary vocational schools and high school, as a form of integration in education. Azimuth research: pedagogy and psychology, 2016. Volume 5. № 3 (16). P. 146-150. [in Russian].
8. Savchenkov A.V. The results of innovative activity for the development of professional competencies of students with behavioral. Innovative development of vocational education. Chelyabinsk: Izd-vo GBODPO (PC) "Chelyabinsk Institute of Vocational Education, 2016. № 2 (8). P. 52-53. [in Russian].
9. Uvarina N.V., Gnatyshina E.A., Gnatyshina E.V. Information preparation of teachers of vocational training in the aspect of security. Chelyabinsk: Izd-vo Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universite-ta. 2015. P. 415. [in Russian].
10. Uvarina N.V. The trend of development of the professional activity of administrative staff of the general education institutions. Bulletin of South Ural State University. Series: Education, 2013. T. 5. № 1. P. 43-48. [in Russian].
m о
X
Ф T m го U
od <
(0 X
< LU
Информация об авторах: Гнатышина Елена Александровна,
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: mopr9@mail.ru
Савченков Алексей Викторович,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: alex2107@mail.ru
Information about the authors: Gnatyshina Elena Alexandrovna,
Doctor of Sciences (Education), Academic Title of Professor, Professor, Department of Vocational Teacher Training and Subject Methods, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: mopr9@mail.ru
Information about the authors: Savchenkov Alexey Viktorovich,
Candidate of Sciences (Education), Associate Professor, Department of Vocational Teacher Training and Subject Methods, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: alex2107@mail.ru