Лизунов Павел Владимирович pedagogical
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ... sciences
УДК 378:154.2.
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С ПРЕДПРИЯТИЯМИ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ КАК ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
© 2017
Лизунов Павел Владимирович, аспирант кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, директор «Усть-Катавский индустриально-технологический техникум» Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454084, Россия, Челябинск, улица проспект Ленина, 69, e-mail: lizunov_paviel@mail.ru)
Аннотация. Социально-экономические исследования происходящие в обществе в последнее время предъявляют новые требования к личности рабочего и специалиста. Один из путей модернизации профессионального образования, это развитие и совершенствование сетевого взаимодействия профессиональных образовательных организаций с предприятиями и общеобразовательными организациями для реализации дуального обучения. Под дуальным обучением мы понимаем форму профессионального образования, при котором практическая часть подготовки проходит на базе предприятия, а теоретическая часть - на базе профессиональной образовании. В дуальной системе обучения усиливается и качественно меняется роль работодателя. Внедрение сетевого взаимодействия организаций для реализации дуального обучения позволит: консолидировать и оптимизировать использование образовательных и производственных ресурсов всех участников сетевого взаимодействия; усиливать ресурс любого образовательной организации за счет ресурсов других организаций; расширить перечень образовательных услуг для обучающихся, в том числе, посредством реализации образовательных программ в сетевой форме; повысить профессиональную компетентность педагогов за счет использования современных практико-ориентированных технологий. За счет реализации практики дуального обучения достигаются следующие показатели: удовлетворение запросов рынка труда на квалифицированных специалистов; повышение качества подготовки выпускников по итогам всех видов практик и государственной итоговой аттестации; доля выпускников, трудоустроившихся по профессии, в общем количестве выпускников; повышение квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения за счет стажировок на предприятии и изучения передовых технологий; повышение доли участников и победителей конкурсов профессионального мастерства различных уровней. Для предприятия сетевое взаимодействие даст возможность подготовить для себя конкретные рабочие кадры; возможность отбирать работников и оценивать потенциальные кадровые ресурсы еще в процессе их обучения; для профессиональной образовательной организации это возможность качественной организации и обеспечения теоретического обучения и проведения производственной практики, выполнение госзадания; для студентов данная программа это трудовой стаж и заработная плата во время прохождения производственной практики, практические навыки работы на предприятии, возможность для дальнейшего трудоустройства в подразделения предприятия с гарантированной заработной платой; сокращение сроков адаптации при трудоустройстве.
Ключевые слова: сетевое взаимодействие, дуальное обучение, учреждения профессионального образования, предприятия, общеобразовательные организации, преемственность, сетевая форма реализации образовательных программ.
NETWORKING AND PROFESSIONAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS WITH ENTERPRISES AND EDUCATIONAL ORGANIZATIONS AS AN ORGANIZATIONAL BASIS FOR THE IMPLEMENTATION OF DUAL TRAINING
© 2017
Lizunov Pavel Vladimirovich, postgraduate student of the chair training of teachers of vocational training and substantive procedures, director Ust-Katav industrial-technological technical school South Ural State University of Humanities and Education (454084, Russia, Chelyabinsk, St. Lenina, 69, e-mail: lizunov_paviel@mail.ru)
Abstract. Socio-economic surveys taking place in society are placing new demands on the individual worker and the specialist. One of the ways of modernization of professional education is the development and improvement of network interaction of professional educational organizations, enterprises and educational institutions for the implementation of the dual training. Under the dual training we understand the form of professional education, in which the practical part of the training takes place on the basis of the enterprise, and the theoretical part on the basis of vocational education. In a dual system of education is enhanced and qualitatively changed the role of the employer. The introduction of networking between organizations for the implementation of the dual training will help to consolidate and optimize the use of educational and occupational resources of all participants of network interaction; to strengthen the resource of any educational organization at the expense of resources of other organizations; to expand the range of educational services for students, including through the implementation of educational programs in network form; to improve the professional competence of teachers through the use of modern practice-oriented technologies. By implementing the practice of dual training, achieving the following indicators: satisfaction of labor market demand for skilled professionals; improving the quality of training of graduates according to the results of all types of practices and the state total certification; the proportion of graduates employed in the profession, in the total number of graduates; training of teachers and masters of vocational training through internships at the company and explore advanced technology; increase the proportion of the participants and winners of professional contests of different levels. For the enterprise network interaction will provide an opportunity to prepare for specific personnel; the ability to select workers and to assess the potential human resources in the learning process; for professional educational organizations is the quality of the organization and provide theoretical instruction and practice, the implementation of the given assignment; for students this program is a work experience and wages during the practical training, the practical skills to work in the enterprise, the opportunity for further employment in unit.
Keywords: networking, dual training, vocational education institutions, enterprises, educational institutions, continuity of the network form of educational programs.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Происходящие в обществе социально-экономические изменения предъявляют новые требования к личности 214
рабочего и специалиста. На первый план выдвигается способность быть субъектом своего профессионального развития, самостоятельно находить решения социально и профессионально значимых проблем в условиях Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 3(20)
педагогические науки
Лизунов Павел Владимирович СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕИСТВИЕ ...
быстро меняющейся действительности [1,2]. Одной из задач модернизации региональной системы образования является формирование образовательных сетей, разработка и внедрение сетевой формы реализации образовательных программ и проектов для обеспечения доступности и выбора качественного образования [3,4]. Решение данной задачи предполагает: развитие и совершенствование сетевого взаимодействия профессиональных образовательных организаций с предприятиями и общеобразовательными организациями. Один из факторов формирования и развития сетевого взаимодействия служит дуальное обучение.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблем. Проблема реализации дуального обучения не нова, и рассматривается различными учеными. Л.В. Овсиенко рассматривает дуальное обучение, как один из факторов развития инвестиционной привлекательности региона, и при построении системы реализации дуального обучения предлагает опираться на опыт Германии [5]. А.А. Газалиев, И.В. Брейдо и В.В. Егоров [6] рассматривают опыт реализации дуального обучения в Европе и в Казахстане, и возможность его переноса в российские реалии. А.В. Савченков [7] в своей статье анализирует социально-психологические и организационные условия управления процессом сетевого взаимодействия образовательных организаций и предприятий при подготовке кадров для региональных высокотехнологичных отраслей промышленности с использованием дуальной системы обучения [8].
В своем исследовании мы под дуальным обучением понимаем, форму профессионального образования, при котором практическая часть подготовки проходит на базе предприятия, а теоретическая часть - на базе профессиональной образовании. В дуальной системе обучения усиливается и качественно меняется роль работодателя. На территории предприятия создаются учебные рабочие места для студентов, которые могут отличаться от обычного рабочего места наличием виртуального симуляционного оборудования. Подобная форма профессионального образования возникла как продукт социального партнерства, которое представляет собой механизм тесного взаимодействия работодателей, учебных организаций и различных общественных объединений по подготовке высококвалифицированного персонала в соответствии с потребностями рынка труда [9].
Дуальная система в соответствии со своим названием (от слова «дуэт») основана на тесном взаимодействии образовательных учреждений и предприятий, при этом первые отвечают за теоретическую подготовку обучающихся, а вторые — за практическую составляющую учебного процесса. Обучающиеся, приобретая умения и навыки на предприятиях, одновременно включаются в реальный производственный процесс, поэтому после выпуска им не нужна адаптация к производству, они могут безболезненно влиться в состав трудового коллектива. Для предприятий дуальная система хороша тем, что в результате обучения «под заказ» появляются именно те кадры, которые нужны им. Принимая активное участие в учебном процессе, предприятия могут по ходу обучения корректировать его содержание, изменять учебные программы в соответствии с ходом своей технологической модернизации [10]. Важной особенностью дуального обучения является то, что в данном случае предприятие даже в большей степени, чем образовательное учреждение, заинтересовано в качественной подготовке кадров. [11,12]. Поэтому производственники в полной мере разделяют ответственность за организацию учебного процесса, следят за наличием преемственности в теоретической и практической подготовке обучающихся, которых воспринимают уже как своих будущих работников. При взаимодействии профессионального и общеобразо-
вательного образования дуальное образование может быть реализовано путем интеграции образовательных программ, при которой часть теоретического обучения проходит в общеобразовательной организации, часть - в профессиональной, а практика проводится на базе профессиональной организации [13, 14].
Формирование целей статьи (постановка задания). Внедрение сетевого взаимодействия организаций для реализации дуального обучения позволит:
- консолидировать и оптимизировать использование образовательных и производственных ресурсов всех участников сетевого взаимодействия;
- усиливать ресурс любого образовательной организации за счет ресурсов других организаций;
- расширить перечень образовательных услуг для обучающихся, в том числе, посредством реализации образовательных программ в сетевой форме;
- повысить профессиональную компетентность педагогов за счет использования современных практико-ори-ентированных технологий.
Таким образом, необходимо создание такой модели сетевого взаимодействия профессиональных образовательных организаций с предприятиями и общеобразовательными организациями, при которой ресурсы всех взаимодействующих сторон будут максимально использоваться для популяризации рабочих профессий и подготовки высококвалифицированных специалистов. В рамках нашего исследования мы предлагаем создание модели, в ходе которой через сетевое взаимодействие будут интегрированы ресурсы Усть-Катавского индустриально-технологического техникума, общеобразовательных школ Усть-Катавского городского округа и «Усть-Катавского вагоностроительного завода им. С.М. Кирова» - филиала ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева» для реализации дуального образования.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Процесс создания модели практико-ориентирован-ного дуального обучения, по нашему мнению, должен включать себя:
- помощь в адаптации школьников к условиям учреждения профессионального образования;
- создание организационных механизмов сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций с профессиональными образовательными учреждениями и предприятиями;
- создание образовательного кластера «Школа-техникум-предприятие», что будет способствовать непрерывному профессиональному образованию обучающихся;
- создание института наставничества;
- мобилизацию деятельности общеобразовательных организаций с профессиональными образовательными учреждениями и предприятиями для формирования модели их сетевого взаимодействия.
Для реализации дуального обучения необходимы следующие организационно-педагогические условия:
- выявлены сущность и структура понятия дуального обучения применительно к профессиональным и общеобразовательным организациям;
- разработана и реализована интегрированная программа подготовки по рабочей профессии обучающихся школ на базе Усть-Катавского индустриально-технологического техникума;
- разработаны учебные планы для реализации дуального образования;
- выявлены и обоснованы методологические подходы, принципы реализации дуального образования на базе общеобразовательных, профессиональных образовательных организаций и предприятия;
- учтены на организационном уровне требования производства к современному специалисту среднего звена;
- на теоретико-методологическом уровне использованы компетентностный и модульный подходы к
Лизунов Павел Владимирович pedagogical
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ... sciences
практико-ориентированному дуальному обучению, направленные на реализацию социального партнерства и согласованное взаимодействие [15,16].
Прогнозируемые практические результатами нашего исследования состоят в:
1. Выявлении и экспериментальной проверке организационно-педагогических условий организации сетевого взаимодействия профессионального образовательного учреждения, предприятий и общеобразовательных организаций.
2. Разработке и экспериментальной апробации совместных учебных планов для реализации практико-ориентированного дуального обучения на базе школы, техникума и предприятия.
3. Разработке учебно-методических рекомендаций по организации практико-ориентированного дуального образования.
4. Разработке типового договора сетевого взаимодействия профессиональных организаций, предприятий и общеобразовательных организаций.
5. Разработке пакета контрольно-измерительных материалов для оценки результатов освоения программы практико-ориентированного дуального образования.
6. Разработке пакета нормативных документов, регулирующих организацию учебного процесса при реализации практико-ориентированного дуального образования.
7. Утверждении локальных актов, регламентирующих порядок организации деятельности техникума при реализации практико-ориентированного дуального образования.
8. Описании механизмов сетевого взаимодействия профессиональных организаций, предприятий и общеобразовательных организаций.
9. Формировании организационной структуры управления образовательным процессом по дуальной форме на основе сетевого взаимодействия [17-23].
Ожидаемые эффекты от сетевого взаимодействия профессионального образовательного учреждения с предприятиями и общеобразовательными организациями для реализации дуального обучения:
- Квалифицированный учебно-административный персонал для организации дуального обучения.
- Повышение качества образовательных услуг.
- Профессиональное самоопределение обучающихся.
- Увеличение контингента техникума и повышение его привлекательности для выпускников школ.
- Положительная мотивация персонала техникума и сетевых партнеров.
- Повышение качества образовательных услуг техникума и школ - сетевых партнеров.
- Конкурентоспособность и востребованность выпускников техникума за счет внедрения дуального образования.
- Инвестиционная привлекательность техникума.
- Увеличение доли учащихся, получивших профо-риентационные услуги (ученики школ участвующие в инновационной площадке) от общего контингента обучающихся.
Основные подходы к оценке эффективности деятельности по организации сетевого взаимодействия:
- количество обучающихся по программам практико-ориентированного дуального обучения;
- мониторинг реализации проекта на основе качественных и количественных показателей;
- использование комплекса контрольно-оценочных средств;
- создание базы данных аналитических материалов по дуальной модели обучения.
Основной показатель, на улучшение/достижение которого направлена практика по реализации сетевого взаимодействия:
За счет реализации практики дуального обучения достигаются следующие показатели: 216
- удовлетворение запросов рынка труда на квалифицированных специалистов;
- повышение качества подготовки выпускников по итогам всех видов практик и государственной итоговой аттестации [24];
- доля выпускников, трудоустроившихся по профессии, в общем количестве выпускников;
- повышение квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения за счет стажировок на предприятии и изучения передовых технологий;
- повышение доли участников и победителей конкурсов профессионального мастерства различных уровней.
Для реализации дуального обучения ГБПОУ «Усть-Катавский индустриально-технологический техникум разработал модель взаимодействия с общеобразовательными учреждениями Усть-Катавского городского округа и градообразующим предприятием «УКВЗ им. С.М. Кирова»- филиал ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева».
Внедрение дуальной формы обучения и организация сетевого взаимодействия позволит решить основную проблему профессионально образования - разрыв между теорией и практикой.
Данная модель реализации и управления элементами дуального обучения объединяет непосредственно всех участников процесса (ПО, ОУ, предприятие) и, в значительной степени, позволит повысить не только профессиональный уровень обучающегося, будет способствовать его дальнейшему трудоустройству по выбранной профессии, но и усилит роль работодателя в образовательном процессе, повысит престиж образовательного учреждения.
Этапы внедрения модели сетевого взаимодействия:
1. Взаимодействие профессиональной организации с предприятием. Заказ необходимых для производства рабочих кадров. Заключение договоров о сотрудничестве.
2. Корректировка образовательной программы с участием работодателя. Педагогический коллектив техникума совместно со специалистами завода проводит корректировку учебных программ, разрабатывает требования к выпускнику системы дуального обучения, проводит подготовку педагогов и наставников от предприятия к организации и методике преподавания дуального через систему обучающих семинаров и дополнительного образования. Ведущие специалисты предприятия проводят содержательную экспертизу рабочих программ специальных дисциплин и профессиональных модулей, согласовывают рабочие программы учебной и производственной практики. Составляется календарный учебный график.
3. Профориентация. Совместно с представителями предприятия сотрудники центра профориентационной работы и трудоустройства ведут работу по двум направлениям: работа непосредственно со школьниками и работа с родителями, так как решающую роль в выборе подростками трудового пути играют родители. Для них проводятся беседы на родительских собраниях, встречи с ведущими специалистами техникума и предприятия, индивидуальное консультирование с целью выбора профессии и специальности более подходящей конкретному подростку. Большое значение имеет информирование через СМИ и сайт техникума. Более подробную информацию о специальностях и профессиях, системе дуального обучения, особенностях работы профессиональной организации родители получают на Дне открытых дверей.
Необходимую консультацию родители могут получить по телефону центра профориентационной работы и трудоустройства или приемной комиссии. Профориентационная работа со школьниками проводится с учетом их возрастных особенностей. Она охватывает все ступени образования и включает игровых формы совместных мероприятий, экскурсии в музей техникума, учебно-производственные мастерские Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 3(20)
педагогические науки
Лизунов Павел Владимирович СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕИСТВИЕ ...
с проведением мастер-классов по профессиям. В техникуме организуются подготовительные курсы для быстрой адаптации будущих абитуриентов, а также проводится индивидуальная работа по изучению профильных предметов. Дни открытых дверей позволяют не только узнать всю интересующую информацию, но и в неформальной обстановке пообщаться со студентами и преподавателями техникума. Информирование школьников проводится как традиционным способом: беседы, публикации в СМИ, через сайт техникума, а также используются такие формы Интернет-ресурсов, как индивидуальные сайты преподавателей, помещение информации на различных форумах, таких как «Подслушано Усть-Катав», открытых группах «Усть-Катавская неделя», «Объявления Усть-Катав».
4. Заключение договоров о сетевом взаимодействии с образовательными учреждениями Усть-Катавского городского округа. Для выявления школьников, заинтересованных в дуальном обучении, проводится анкетирование, которое позволяет сформировать группы для получения рабочей профессии школьниками 10-11 классов на базе Ресурсного центра ГБПОУ «УКИТТ». Теоретическое обучение и учебная практика будут проходить на базе учебно-производственных мастерских техникума, а производственная практика на «УКВЗ им. С.М. Кирова»- филиал ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева». Взаимодействие с образовательными учреждениями и предприятием позволит также подготовить школьников к участию в соревнованиях технического профиля, а также Junior Skills.
5. Отбор обучающихся в группы с элементами дуального обучения. Анкетирование обучающихся и их родителей.
6. Заключение договора о дуальном обучении и ученических трехсторонних договоров.
7. Организация наставничества и стажировки Главная роль предприятию отводится в организации производственной практики и наставничества. Для организации дуального обучения организуются ученические рабочие места. Наставники назначаются из числа наиболее квалифицированных специалистов завода, за ними закрепляется мини-группа студентов для передачи производственного опыта.
8. Стажировка преподавателей специальных дисциплин, руководителей практик и мастеров производственного обучения
9. Выявление потребности в повышении квалификации, определение производственных подразделений и составление графика стажировок.
10. Организация производственной практики на предприятии. Старшим мастером совместно с начальниками цехов и руководителями структурных подразделений предприятия составляется график распределения обучающихся на производственную практику в соответствии с наличием учебных мест и производственных единиц. Заполняются ходатайства от начальников цехов и руководителей структурных подразделений о согласии трудоустройства обучающихся в данном цехе или подразделении на время производственной практики. Техникум совместно с отделом кадров завода готовит проект приказа о практике и согласовывает его со всеми необходимыми руководителями. После подготовки приказа обучающиеся трудоустраиваются на практику согласно трудовым или ученическим договорам.
11. Контроль качества подготовки специалистов при проведении промежуточной и итоговой аттестации.
12. Трудоустройство согласно ученическим договорам и направлениям на работу.
13. Мониторинг трудоустройства.
Подводя итоги вышесказанного, можно констатировать, что для предприятия «Усть-Катавского вагоностроительного завода им.С.М. Кирова» - филиала ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева» сетевое
взаимодеиствие даст возможность подготовить для себя конкретные рабочие кадры; возможность отбирать работников и оценивать потенциальные кадровые ресурсы еще в процессе их обучения; для ГБПОУ «УКИТТ» - это возможность качественной организации и обеспечения теоретического обучения и проведения производственной практики, выполнение госзадания; для студентов данная программа это трудовой стаж и заработная плата во время прохождения производственной практики, практические навыки работы на предприятии, возможность для дальнейшего трудоустройства в подразделения предприятия с гарантированной заработной платой; сокращение сроков адаптации при трудоустройстве.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Савченков А.В., Гордеева Д.С. Актуальные проблемы взаимодействия вузов с реальным сектором экономики // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Челябинск, 2016. № 7. С.
30 - 36.
2. Гнатышина Е.А., Савченков А.В. Преемственность среднего профессионального и высшего образования как социальная проблема // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Челябинск, 2017. № 2. С. 14-19.
3. Гордеева Д.С., Савченков А.В. Эффективность экономики образования в условиях нарастающего экономического кризиса // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Челябинск, 2017. № 3. С. 37-43.
4. Савченков, А.В. Социальный аспект проблемы преемственности среднего профессионального и высшего образования в Российской Федерации. Ялта, 2017. № 1 (37). С. 151-156.
5. Овсиенко, Л.В. Дуальное обучение как важный фактор повышения инвестиционной привлекательности // Вестник Казанского технологического университета. 2014. Т. 17. № 5. С. 339-343.
6. Газалиев А.М., Егоров В.В., Брейдо И.В. Дуальное обучение на базе корпоративного университета // Высшее образование в России. 2015. № 4. С. 44-50.
7. Savchenkov A.V. Training of workers and specialists relevant to the requirements of high-tech industries in the context of networking cooperation of regional educational institutions and enterprises / A.V. Savchenkov. - Revista ESPACIOS, Vol. 38 (N° 40), 2017. - P. 35.
8. Герцог Г.А. Сетевое взаимодействие профессиональных образовательных организаций и вузов в области научно-исследовательской деятельности // Сетевое взаимодействие как форма реализации государственной политики в образовании: сборник материалов Всеросс. Науч.-прак.. конф. с межд. участ. 18-19 февраля 2015 г. Челябинск: СИМАРС, 2015. С. 199 - 201.
9. Дорожкин Е.М., Гнатышина Е.А. Подготовка профессионально-педагогических кадров в условиях сетевого взаимодействия вуза и профессиональных образовательных организаций // Сетевое взаимодействие как форма реализации государственной политики в образовании: сборник материалов Всеросс. науч.-прак.. конф. с межд. участ. 18-19 февраля 2015 г. Челябинск: СИМАРС, 2015. С. 234-245.
10. Gertsog G.A., Danilova V.V., Savchenkov A.V. D.N. Korneev Professional identity for successful adaptation of students - a participative approach. - Rupkatha Journal on Interdisciplinary Studies in Humanities, Vol. IX, No. 1, 2017. - P. 301-311.
11. Уварина Н.В. Сетевое взаимодействие вузов как инновация в современном образовании // Социально-экономическое развитие регионов России: реалии современности, тенденции, перспективы (посвящяется 70-летию колледжа Западного филиала РАНХиГС): материалы 1 Международной научно-практической конференции (5-9 июля 2016 г.). Калинингрд, 2016. С. 202-207.
12. Фаляхов И.И. Возможности дуальной системы об-
Лизунов Павел Владимирович СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ..
pedagogical sciences
учения // Инновации в науке: сб. ст. по матер. XXXVIII междунар. науч.-практ. конф. № 10(35). Новосибирск: СибАК, 2014.
13. Савченков А.В. Преемственность ССУЗА и ВУЗА, как форма интеграции в образовании // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3(16). С. 146 - 150.
14. Корнеева Н.Ю., Корнеев Д.Н. Менеджмент профессиональной образовательной организации: теория и практика инновационного развития //В сборнике: Гармоничное развитие личности: психология и педагогика сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. 2016. С. 4-9.
15. Гайнеев Э.Р. Дуальное обучение ориентируется на личность // Профессиональное образование. Столица. 2015. № 11. С. 20-22.
16. Корнеев Д.Н. Роль педагогической инновати-ки в подготовке конкурентоспособного выпускника // Вестник Южно-Уральского университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2011. № 36 (255)
17. Гнатышина Е.А. Компетентностно ориентированное управление подготовкой педагогов профессионального обучения автореф. дис. ... докт. пед. наук. Челябинск. 42 с.
18. Лизунов П.В. Преемственность подготовки специалистов на основе сетевого взаимодействия учреждений СПО и вузов как ведущая проблема профессионального образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 81-84.
19. Савченков, А.В. Результаты инновационной деятельности по развитию профессиональных компетенций обучающихся СПО с девиантным поведением // Инновационное развитие профессионального образования. Челябинск, 2016. № 2 (8). С. 52-53.
20. Залманов Я.П., Гриценко Н.В. дуальное обучение в техникуме для высокотехнологичных производств корпорации «УРАЛВАГОНЗАВОД» Профессиональное образование и рынок труда. 2015. № 1-2 (14). С. 2-3.
21. Землянский В.В., Лапшова А.В., Петров Ю.Н. Моделирование проектно-сетевого взаимодействия профессиональных образовательных организаций // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6 (28). С. 96-102.
22. Федосимов Г.М. Организации социально-педагогического партнерства университетов на основе сетевого взаимодействия // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 35-37.
23. Гордеева Д.С. Сетевое взаимодействие в области эколого-экономического образования // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 99-102.
24. Матвеев Н.В. Дуальное обучение студентов техникума: преимущества и риски в оценке выпускников, преподавателей и работодателей // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2015. № 5 (88). С. 71-74.
Статья поступила в редакцию 24.07.2017.
Статья принята к публикации 23.09.2017.
218
Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 3(20)