УДК 37.13.98
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ
© И. Ф. Габидуллин
Уфимский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» Россия, Республика Башкортостан, 450054 г. Уфа, пр. Октября, 67.
Тел./факс: +7 (347) 237 25 23.
E-mail: [email protected]
В статье рассматривается процесс формирования экологического правосознания, ведущую роль в котором играет экологическое образование. Отдельное внимание уделено такому направлению современных преобразований в образовательной сфере, как «образование для устойчивого развития», реализация которого гарантирует обществу подготовку специалистов с развитым экологическим правосознанием, способных обеспечить правовую защиту человеку, обществу и природе.
Ключевые слова: сознание, правосознание, экология, гражданское общество, экологическое правосознание, образование, гражданское правосознание.
Экологическая безопасность представляет собой важнейшую основу существования и прогрессирующего развития человеческого общества. Это аксиома, которая не требует доказательств и не терпит обсуждения. Человечество не имеет права на ошибки, которые могут нарушить гармонию в окружающей природной среде, т.к. это чревато необратимыми последствиями, прежде всего, для него самого. В связи с этим вопросы ее обеспечения являются первостепенными как в политике государства, так и в жизнедеятельности каждого человека. Таким образом, внимание общественных и государственных структур в первую очередь должно быть направлено на меры предупреждения причинения вреда окружающей среде. Одним из важных факторов превентивного характера в сфере экологической безопасности является повышение уровня экологического образования и культуры населения и, в частности, молодого поколения.
Проблеме охраны окружающей среды немало внимания уделено как в публицистической, так и научной литературе (М. И. Абдурахманов, В. А. Баришполец, Т. А. Акимова, С. А. Боголюбов, И. Н. Веденин, Ю. Е. Винокуров, А. А. Га-леева и др.). Вопросы экологического воспитания, образования, формирования соответствующей культуры, стереотипов поведения были несколько обделены вниманием, хотя в современных условиях развития в России правового государства и гражданского общества, обострения экологических проблем они стали подниматься все чаще (А. Н. Авдонин, Р. Б. Камаев, Б. З. Докторов, И. Л. Вершок, Э. Н. Жевлаков и др.).
Понятие гражданственности производно от слова «гражданин», которое согласно толковому словарю русского языка С. И. Ожегова, означает лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей [1]. Представляется, что слово «гражданственность»
следует толковать шире и понимать под ним определенные характеристики человека, отражающие не только политико-правовую связь с конкретным государством, но и его некоторые моральные качества.
Человек, позиционирующий себя как член гражданского общества, стремящийся к активной полноценной жизнедеятельности, прежде всего, должен быть заинтересован в решении указанных проблем.
В настоящее время экологические знания пропагандируются на всех уровнях системы образования: в детских садах, общеобразовательных школах, учреждениях начального профессионального образования, среднеспециальных учебных заведениях, вузах, а также в рамках переподготовки и повышения квалификации специалистов различных предприятий.
Сегодня, очевидно, что экологическое образование и просвещение, реализованные в форме целостной системы и проникающие во все сферы жизни общества, являются неотъемлемой частью формирования личности современного человека-гражданина двадцать первого века, готового к жизнедеятельности в условиях существующей социально-экологической действительности.
Необходимо отметить, что, к сожалению, в условиях перестройки гражданскому воспитанию современной молодежи, которое предполагает и патриотическую, и экологическую составляющую, практически не уделялось никакого внимания. В новой правовой России выросло целое поколение людей, подверженных неконтролируемой уличной пропаганде и пропаганде со стороны средств массовой информации, которая в период 1990-х — 2000-х гг. имела в основном потребительский характер: «Потребляй! Живи для себя!».
«Образование для устойчивого развития предполагает переход от профессионального экологического, экономического, географического и других видов образования к такой экономически и соци-
ально ориентированной модели обучения, в основе которой должны лежать широкие междисциплинарные знания, базирующиеся на комплексном подходе к развитию общества, экономики и окружающей среды» [2]. Таким образом, экологическая грамотность признана международным сообществом как необходимая составляющая современного образования. Разработанные и утвержденные Президентом Российской Федерации «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г.» также направлены в первую очередь на формирование экологического правосознания и культуры [3]. Человек, обладающий развитым гражданским правосознанием, осознающий свою принадлежность к гражданскому обществу или государству и успешно осуществляющий в этом качестве свою жизнедеятельность, должен понимать значение безопасного экологического развития и стремиться к его реализации.
В целях формирования экологической культуры населения, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования ее богатств необходимо регулярно проводить мероприятия по распространению экологических знаний и информированию населения о состоянии окружающей среды и актуальных изменениях природного законодательства. Экологическое просвещение должно осуществляться с использованием широкого спектра информационных средств, позволяющих донести экологические знания до каждого гражданина нашего общества.
Важную роль в предотвращении негативного воздействия на окружающую среду играют законодательные и нормативно-регулирующие акты.
Существующая система нормативно-правового регулирования определяет, в первую очередь, принципиальное отношение государства к защите человека и окружающей среды и конкретизирует это отношение в целенаправленных законодательных, межведомственных и ведомственных положениях, нормативно-регулирующих документах, правилах и требованиях, нормах, руководствах, государственных стандартах.
Представители молодого поколения должны знать, какие федеральные структуры, государственные органы несут ответственность и осуществляют контроль в сфере обеспечения безопасности окружающей среды, природных ресурсов, а именно:
- Министерство природных ресурсов Российской Федерации;
- Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор);
- Федеральное агентство по природопользованию (Роснедра);
- Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы);
- Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет);
- Федеральное агентство лесного хозяства (Рослесхоз);
- Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор);
- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор);
- Российский Федеральный геологический фонд (Росгеологфонд).
В целях воспитания гражданственности учащейся и работающей молодежи важно обозначать и на производстве проблемы экологии, сохранения природной среды. На производстве необходимо всегда обращать внимание на вопросы экологического контроля, экологического нормирования, обращения с отходами производства и потребления, экологического мониторинга, экологической экспертизы, экологических платежей и платы за негативное воздействие на окружающую среду, экологических технологий, экологического менеджмента.
К сожалению, проблема развития экологического сознания и экологической культуры современной молодежи остается актуальной и на сегодняшний день. Далеко не у каждого гражданина нашего общества есть чувство любви и сопереживания по отношению к природе и к другому человеку, который также является частью природы. И это чувство может быть сформировано только в том случае, если оно будет целенаправленно развиваться с раннего детства.
В последнее время уклон делается в сферу формирования определенных экологических знаний в неразрывной связи с реализацией санкций по отношению к тем, кто оказывает негативное влияние на природу. Не менее часто рассматриваются вопросы финансирования природозащитных и при-родовосстановительных мероприятий. И гораздо меньше внимания уделяется воспитанию у человека любви к природе, окружающей среде.
В определенной степени это связано с недопониманием, что воспитание должно предшествовать экологическому обучению. Знание того, что разрушает природу, без сформированной любви к ней и стереотипов отношения к ней в лучшем случае не дает ничего. В нашей стране в образовательных учреждениях все делается наоборот, без учета законов психологического развития. Предлагаются различные программы, которые формируют определенные экологические знания. Однако, например, знание того, что преступник сделает другому человеку больно, не остановило еще ни одного преступника. Точно также знание факторов, негативно влияющих на развитие природы, не гарантирует гуманности его поведения в этой сфере.
Чувство любви к природе формируется у детей, прежде всего, по типу реакции имитации, по подражанию. Поэтому важно, чтобы это отношение к природе имело место в поведении взрослых и
очень важно, чтобы это отношение формировалось через средства массовой информации (научно-популярные и художественные передачи, реклама). Понятно, что именно средства массовой информации — телевидение, Интернет, радио — являются сегодня основными воспитателями молодежи. К сожалению, наше телевидение ежеминутно демонстрирует различные проявления негативного отношения к окружающему миру. Эти уроки никогда не пройдут даром. И трудно предположить, что молодые люди, для которых совершенно естественным является причинение боли другим людям, остановятся перед тем, чтобы точно также не разрушить природу и окружающую среду.
В последние годы характерной чертой развития общества является установка на техногенный прогресс, что приводит к многочисленным кризисам глобального масштаба в различных сферах жизнедеятельности человека, в том числе и к экологическому кризису.
Что мы имеем в виду под экологической культурой? Это — экологические знания и умения, экологическое мышление, ценностные ориентации, экологически оправданное поведение. Экологическое мышление предполагает способность прогнозировать последствия воздействия человека на природу и стремление к защите среды обитания. Однако в общественном сознании существуют определенные экологические стереотипы, которые мешают развитию экологической культуры населения. К этому следует отнести мнение о неисчерпаемости природных ресурсов; переоценку способностей природы к самовосстановлению; переоценку возможности человека влиять на происходящие явления в окружающей среде, вызванную, как правило, непониманием глубины собственной некомпетентности; безразличие к состоянию природной среды, судьбе последующих поколений; ориентацию на ложные цели и приоритеты в сфере взаимодействия общества и природы; правовой нигилизм, неуважение к закону; недооценку общественной опасности экологических преступлений.
Очевидно, что в современном государстве невозможно обеспечить приемлемый уровень экологической безопасности только усилиями правоохранительных органов. К решению этой задачи так или иначе должна быть привлечена вся политика государства, в том числе культурная, координирующая усилия всех институтов по социализации молодежи.
Важный вклад в решение проблем экологического воспитания и образования вносят на институциональном уровне учреждения образования и культуры. Именно они занимаются непосредственной работой по экологическому образованию, воспитанию и просвещению студенчества. Если в качестве критерия эффективности экологического образования рассматривать изменение экологической обстановки за определенное время, то приходится констатировать несостоятельность усилий, затраченных на ох-
рану природы педагогическими методами. Само состояние экологического образования нельзя считать удовлетворительным, так как мы мало имеем качественных учебных пособий и квалифицированных преподавателей. Обычно основными причинами такого положения называют неудовлетворительное финансирование и в целом недостаточное внимание со стороны государства.
Основным инструментом, способным содействовать формированию экологического мышления, является система образования, которая призвана сыграть здесь исключительную роль. Есть необходимость ввести учебную дисциплину «Экологический менеджмент». В настоящее время идет переработка государственных стандартов и разработка стандартов нового поколения. В связи с этим необходима разработка концепции модели другой дисциплины «Социальная экология».
В некоторых вузах вводится курс «Концепции устойчивого развития», в котором отражаются экологические стандарты, позволяющие развивать экологическое сознание уже на студенческой скамье, т.е. на ранней стадии профессионализации личности.
Для формирования экологического мышления есть учебные дисциплины: «Валеология и экология», «Экологическая культура», «Социальная экология». Ряд дисциплин управленческих специальностей анализируют проблемы экологического менеджмента, экологического аудита организации, экологической экспертизы проектов. Важная роль в организации экологического воспитания студентов принадлежит кафедрам валеологии и безопасности жизнедеятельности. Они, по существу, являются центром по разработке и реализации концепции экологического воспитания студентов вузов. Структура учебных планов, введение экологических программ, организация экологических акций — это формы работы кафедр. Их усилия поддерживаются студенческими советами факультетов, студенческим советом вузов, студенческим ректоратом. Так выстраивается целостная система экологического воспитания в учебных заведениях.
Проблемы экологии в науке существуют не только в контексте взаимодействия человека и природы, но и в рамках предложенной Д. С. Лихачевым концепции экологии культуры. Речь идет о сохранении культурного наследия, бережного отношения к памятникам истории и культуры, краеведческой деятельности. Это целое направление работы учебных заведений, связанное с его историографией. Все это относится к важным вехам экологического воспитания.
Важным направлением формирования экологической культуры студентов является активизация мышления, эмоциональная переоценка собственного отношения к природе, анализ связей между человеком и природой.
Для повышения экологической культуры общества в России необходимо создать систему всеобщего, комплексного и непрерывного экологического
воспитания и образования, которая охватила бы весь процесс дошкольного, школьного воспитания и образования, профессиональной подготовки специалистов в средних и высших профессиональных образовательных учреждениях, а также учреждениях повышения квалификации и переподготовки. В высшей школе экологическая подготовка должна базироваться на экологически ориентированном преподавании, больше внимание уделять экологическому воспитанию и просвещению. Большое значение имеют такие дисциплины, как философия, этика, культурология, социология, педагогика, этнография
и другие, непосредственно влияющие на становление мировоззрения молодого поколения.
Наше будущее зависит от успехов в решении экологических проблем, качества экологического образования и осознания гражданственности будущего поколения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Жевлаков Э. Н. Экологические преступления (уголовно-правовой и криминологический аспекты). М., 2002.
2. Лихачев Д. С. Экология культуры. М., 1979.
3. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г.
Поступила в редакцию 12.10.2012 г.