УДК 349.6
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭКОЛОГИИ И ПРАВА
© Баторова Татьяна Прокопьевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры административного и финансового права Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления.
Россия, 67GG13, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40в/1. E-mail: najmtat@mail.ru © Цыбиков Батор Булатович, кандидат юридических наук, заведующий кафедрой административного и финансового права Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления.
Россия, 670013, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40в/1. E-mail: tsybikov2GG6@yandex.ru © Малакшинова Надежда Шагжиевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры административного и финансового права Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления.
Россия, 670013, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40в/1. E-mail: malak2GG2@mail.ru
Статья посвящена вопросам экологии и права, проблеме формирования экологического правосознания, включающего в себя экологическую культуру, экологическое воспитание и усвоение эколо-го-правовых норм, а также роли экологической функции права, которое призвано сформировать эколого-правовые стереотипы поведения в интересах устойчивого развития, гармонизации отношений общества с природой. В статье рассматриваются такие понятия, как духовное производство, экологическая культура, экологическое сознание, экологическое правосознание, эколого-правовое сознание как элементы экологических правоотношений, развитие и формирование которых влияет на вопросы взаимоотношения человека и природы. Высокий уровень развития данных элементов обеспечивает недопущение экологического кризиса. Авторы доказывают, что именно право, устанавливая строгие нормы, должно обеспечивать качество окружающей природной среды в условиях взаимодействия человека и производства.
Ключевые слова: экологическое самообеспечение, экологическое воспитание, экологическая культура, экологическое правосознание, эколого-правовая культура, эколого-правовые нормы.
SOME ISSUES OF THE INTERACTION BETWEEN ECOLOGY AND LAW
Batorova Tatiana P., PhD in Philosophy, A/Professor, Department of administrative and financial law,
Eastern-Siberian State University of Technologies and Management.
40v/1 Klyuchevskaya St., Ulan-Ude, 670013 Russia. E-mail: najmtat@mail.ru
Tsybikov Bator B., PhD in Law, Head of Department of administrative and financial law, Eastern-
Siberian State University of Technologies and Management.
40v/1 Klyuchevskaya St., Ulan-Ude, 670013 Russia. E-mail: tsybikov2GG6@yandex.ru Malakshinova Nadezhda Sh., PhD in Sociology, A/Professor, Department of administrative and financial law, Eastern-Siberian State University of Technologies and Management. 40v/1 Klyuchevskaya St., Ulan-Ude, 670013 Russia. E-mail: malak2GG2@mail.ru
The article is devoted to the issues of ecology and law, the problem of formation of ecological consciousness, including environmental awareness, environmental education and acquisition of environmental laws and the role of the ecological function of law, which is intended to form the environmental and legal stereotypes in behavior in the interests of sustainable development, harmonization of relations between society and nature. The article considers such notions as spiritual production, ecological culture, ecological consciousness, ecological legal consciousness, ecological and legal consciousness as elements of environmental relations, development and formation of which affect the issues of the relationship between man and nature. A high level of the development of these elements ensure prevention of ecological crisis. The authors argue that it is the law, setting strict standards, must ensure the quality of the natural environment in terms of human interaction and production.
Keywords: ecological self-sufficiency, ecological culture, ecological education, ecological legal consciousness, ecological and legal culture, ecological and legal norms.
Экология - наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой. Сегодня мы говорим об экологии как науке, которая изучает проблемы взаимоотношения живых организмов с окружающей средой, о социальной экологии.
На современном этапе развития общества проблемы экологии, природные ресурсы и их рациональное использование, охрана окружающей среды выступают на первое место. Воздействие челове-
ка на окружающую среду постоянно растет, существующий сегодня способ использования природных ресурсов разрушает структуру биосферы, что может повлечь за собой разрушение окружающей среды, самой сути существования человека на земле. Развитие науки, техники и технологий очень сильно влияет на процессы «общество-природа». Анализ этих процессов, прогнозирование и моделирование их развития показали: если человечество не изменит свои жизненные стратегии, то экологический кризис вскоре поглотит всю планету.
Человек начинает понимать, что необходимо сохранять природное равновесие; все, что он производит, тем самым изменяя мир, влияет и на самого человека, разрушая его не только физически, но и духовно. «Человек - часть природы, но как носитель разума, именно он несет ответственность за свои действия по отношению к природе» [5]. Экологический кризис - это, прежде всего, кризис культуры, которая сформировалась в рамках техногенной цивилизации, кризис ценностей, кризис личности, которая в отношениях с окружающим миром ставит приоритетом свои индивидуальные интересы. Потребительское мышление человека, технократизация культуры, несогласованность в развитии ее отдельных частей - те причины, которые лежат в основе кризиса отношений в системе «общество-человек-природа», а все остальное - загрязнение окружающей среды, сокращение биоразнообразия, нерациональное природопользование - лишь следствия.
Культурологический аспект связывает воедино объективные и субъективные, кроющиеся в отдельном индивиде, причины. Его этические корни находят свое отражение в каждом отдельном человеке, в его утилитарном отношении к природе как неисчерпаемому источнику материальных благ, в его психологии, нравственности и морали, в его эгоизме и склонности к насилию. Каждому человеку необходимо найти внутри себя и реализовать новые потенциальные возможности, чтобы перестроить свой образ жизни [2].
Природа - это естественные условия, в которых находится человеческое общество, включающие в себя естественные и созданные материальные условия, характеризующие место и роль человека в его взаимоотношениях с природой. Окружающая среда представляет собой среду жизнедеятельности человека. Общество - обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся совместную жизнедеятельность людей. Это наивысшая ступень развития живых систем, которое проявляется в динамике деятельности социальных организаций, институтов, групп, в наличие социальных противоречий. Понятие «общество» предполагает взаимоотношение индивидов. Такие явления, как брак, рождение ребенка, являются не только биологическими процессами, но и социальными, влекущими за собой социально-экономические факторы (жилье, питание и т.д.), а значит, человеческая жизнь и ее производство есть общественное явление. Вместе с тем человек зависим от природы, ведь его физиологические потребности определяются биологическим отношением, поэтому нарушение взаимосвязей в природе может повлиять и на человека.
Сферы материального производства влияют на природу. Это влияние зависит от характера средств производства, способов добычи природных ресурсов, их утилизации, а также от экологического состояния производства и многих других факторов.
Духовное производство является разновидностью общественного производства, которое возникло вследствие разделения труда. Оно представляет собой неотъемлемую часть общественного производства, поэтому постоянно участвует в качестве элемента (творческого результата) в производстве материальных благ, их распределении, обмене и потреблении, воспроизводит себя в конкретно-исторических формах, путем создания духовных благ и ценностей. Духовное производство в области природопользования обеспечивает охрану природных ресурсов и предотвращает отрицательное воздействие на состояние природы. Эти процессы обеспечиваются экологическим воспитанием, экологическим просвещением, формированием общественного сознания общества через мораль, нравственность и политику. При этом процесс постоянно обогащается качественно.
Материалистическая диалектика выделила две стороны общественной жизни - социокультурную и природную, которые составляют первооснову социоприродного взаимодействия. Об этом убедительно писал Ф. Энгельс: «Согласно материалистическому пониманию, определяющим моментом в истории является в конечном счете производство и воспроизводство непосредственной жизни. Но само оно, опять-таки бывает двоякого рода. С одной стороны - производство средств к жизни: предметов питания, одежды, жилища и необходимых для этого орудий; с другой - производство самого человека, продолжение рода. Общественные порядки, при которых живут люди определенной исторической эпохи и определенной страны, обусловливаются обоими видами производства: ступенью развития, с одной стороны - труда, с другой - семьи». Соответственно, для полной характеристики «воспроизводства непосредственной жизни» необходимо отметить огромное значение духовного
производства. Только духовно обогащаясь, «произведенный человек» может стать активно действующим участником общественного производства, снабженного знаниями, опытом и умениями, которые были накоплены всеми предшествующими поколениями.
Сегодня возникает проблема «экологического кризиса», общество и человечество в целом оказались не готовы к решению проблем, возникших между ними и природой. Необходимо отметить, что основной причиной экологического кризиса является неограниченное использование окружающей среды. Вероятно, сложившаяся экологическая обстановка в мире прямо пропорциональна уровню экологической культуры людей. Требуется развивать, а где-то и полностью переосмыслить и формировать в новом ключе, экологическую культуру человека. Только когда люди начнут понимать, анализировать результаты своей деятельности и сравнивать их с возможностями природы, можно будет говорить о высоком уровне отношений человека и природы.
Экологическая культура во многом зависит от отношения к природе каждого человека, его понимания ответственности за последствия использования им природы, то есть от его экологической ответственности, которая предполагает наличие экологического сознания. Последнее включает в себя создание особого внутреннего мира, нравственное отношение человека к природе, основой чего являются экологические знания.
В современном мире социальные и экономические ценности выступают вперед, затмевая экологические ценности, что может привести к ситуации, когда человеческие потребности, их преувеличение создадут угрозу равновесия в природе. В целом предпочтение не может быть отдано ни человеку, ни природе, важно равновесие, потребности должны дополнять друг друга. Поэтому экология и этика должны взаимодействовать друг с другом.
Понятие «экологическая культура» представляет собой совокупность норм, взглядов и установок, характеризующих отношение общества, его социальных групп и личности к природе. Экологическая культура - «одухотворенные ценностным смыслом формы повседневного поведения, чувств и мышления человека, согласующиеся с моральными нормами по отношению к окружающей среде. Экология - это мера свободы человека по отношению к природе» [3]. Зеркальным отражением сложившейся в обществе экологической культуры является экологическое сознание, состоящее из системы сложившихся взглядов, знаний и идей относительно взаимоотношений живых систем и взаимодействия их компонентов. Экологическое правосознание специфично тем, что «пропускает все вышеуказанные взгляды, знания и идеи через призму правовых норм и категорий и отличается не только правоустановленностью, но и возможностью оказывать непосредственное влияние на процессы создания, применения и реализации соответствующих правовых норм» [1].
В отношениях «человек-природа», в формировании экологической культуры, ее норм, большое значение приобретает право, а именно экологическое право. Оно призвано способствовать рациональному, научному регулированию этих общественных экологических отношений, включая правовой порядок использования природных ресурсов, их восстановление и охрану. А то насколько эффективными будут данные отношения, зависит от уровня правовой культуры. Правовая культура обусловлена уровнем правосознания в обществе, режимом законности и правопорядка, состоянием законодательства, правоприменительной деятельностью юрисдикционных органов.
Эколого-правовая культура должна включать и экологическое, и правовое воспитание, в процессе которого формируются эколого-правовые знания, а через знания формируются эколого-правовые ценности, убеждения, принципы, определяющие поведение и позицию в отношениях «природа-человек». Эколого-правовое воспитание - это объемный элемент духовной культуры личности, который формирует иное отношение к природе, окружающей среде, обществу и человеку, и выступает как средство социализации личности, основанное на существующих правовых нормах в обществе. В процессе эколого-правового воспитания человек обогащается такими установками, как: отношение к природе как к основной ценности государства, понимание важности гуманного отношения к ней. Все это в совокупности способствует решению экологических проблем.
Эколого-правовая культура обеспечивает равновесие между хозяйственной деятельностью человека и природой, ее состоянием. Она удерживает общество и человека в определенных рамках взаимодействия с природой, тем самым достигается стабильность как общества, так и природы. Природа является сущностью человека, а охрана природы - залог сохранения общества и самого человека. Нормы экологических правоотношений должны стать для человека и общества не просто сводом формальных обязательств и требований, а собственными убеждениями, которые будут основными мотивами всех действий в отношении к окружающей среде.
Ранее мы указали, что моральные и правовые нормы являются частью эколого-правовой культуры. В связи с этим важную роль играет формирование способности личности самостоятельно и сознательно принимать на себя обязательства по отношению к природе, нести юридическую ответственность и наказание как правовое, так и моральное со стороны общества. Эколого-правовая ответственность предполагает высокий уровень эколого-правового сознания, ведь формирование эколого-правовой культуры личности это не только вооружение ее природоохранительными знаниями и навыками, но и создание особого внутреннего мира. В основе ответственности лежит нравственное отношение людей к природе, а фундаментом ее формирования являются эколого-правовые знания [5].
Охрана окружающей среды, вопросы ее защиты во многом зависят от различных факторов (трудно определяемые и прогнозируемые природные изменения, финансовое обеспечение охраны природы и т.д.), влекущих за собой сложность в создании правовой модели экологического права. Однако в данную правовую модель можно включить следующие элементы: личность и природа, развивающееся гражданское общество, экологически значимый приоритет как общеобязательная норма, правовые методы регулирования экологических правоотношений, которые предопределяют экономические и социальные решения.
Экологическая функция права средствами правового регулирования обеспечивает качество окружающей среды в условиях производства, соответствие ее состояния нормам природоохранного законодательства, установленным стандартам и нормативам ее чистоты, ресурсоемкости, экологической устойчивости, разнообразия видов и эстетического богатства. Развитие функций экологического права является результатом углубления противоречия между обществом и природой, необходимости правового регулирования этих отношений. Особенность экологической функции права в том, что по содержанию она относится к экологии, а по форме к праву. Поэтому правовые решения должны учитывать законы природы, что требует специальной подготовки законодателей.
Роль права состоит в обеспечении качества окружающей природной среды в условиях взаимодействия человека и производства средствами правового регулирования, которое реализуется в разработке, принятии и применении норм права на основе экологических требования. Установление строгих норм экологического права является действенной мерой управления природными ресурсами. Механизм правового регулирования экологических отношений включает четыре элемента:
• нормы права как специальные эколого-правовые, так и экологизированные, регулирующие хозяйственную деятельность, трудовые и служебные отношения, складывающиеся в процессе ее выполнения, и нормы-гарантии, обеспечивающие реализацию экологических и экологизированных хозяйственно-правовых предписаний;
• эколого-правовые отношения, которые представляют собой связь между людьми, характеризующуюся наличием их взаимных прав и обязанностей по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов;
• акты применения права, необходимые в тех случаях, когда субъекты не хотят вступать в правоотношения или, вступив в эти правоотношения, не выполняют возложенные на них обязанности;
• реальное поведение субъектов в соответствии с требованиями эколого-правовых норм.
Таким образом, это позволит не просто усвоить личностью комплекс эколого-правовых знаний
и навыков. Эколого-правовые нормы сформируют эколого-правовое сознание на личностном уровне в качестве мировоззрения, будут способствовать созданию соответствующих стереотипов поведения, выработают активную позицию личности в решении экологических проблем, преобразуют эколого-правовое сознание личности, экологические идеи в общественные функции в интересах устойчивого развития, гармонизации отношений общества с природой.
На современном этапе недопущение новых экологических проблем возможно при эффективном государственном управлении охраной окружающей среды в сочетании с широким использованием достижений научно-технического прогресса, внедрением социального партнерства между государством и обществом, улучшением экологического образования, международного сотрудничества. Важным фактором также является расширение и активизация экологической, природоохранной и ресурсосберегающей деятельности населения и деятельности органов государственной власти.
Литература
1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ.
2. Указ Президента РФ от 30.04.2012 «Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года» // [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/70169264/#ixzz 3XmNEgWsl
3. Габидуллин И. Ф. Экологическое правосознание и образование как одна из основ гражданского общества // Вестник Башкирского университета. - 2013. - Т.18. - №4. - С.1283-1286.
4. Игнатова В. А. Экология и культура: на пути к интеграции. - Тюмень: Вектор Бук, 2004. - 262 с.
5. Кривошеева Е. С. На пути к экологическому сознанию // Вестник Красноярского государственного университета. - 2010. - №1. - С.177.
6. Панов В. И. Введение в психологию экологического сознания. - М.: Логос, 2001. - 384 с.
7. Щепеткина И. В. Экология, право и культура: на пути к интеграции // Эко-потенциал. - 2014. -№2(6). - С.176-180.
8. Яковлев В. Н. Экология, общество, культура, право // Вестник Удмуртского университета. Сер. Экономика и право. - Ижевск: Изд-во Удмуртского гос. ун-та. - 2011. - №2. - С.69-74.
References
1. Ob okhrane okruzhayushchei sredy [On Environmental Protection]. Federal Law No. 7-FZ of January 10,
2002.
2. Osnovy gosudarstvennoi politiki v oblasti ekologicheskogo razvitiya Rossii na period do 2030 goda [Fundamentals of State Policy in Environmental Development of Russia until 2030]. Presidential Decree of April 30, 2012. Available at: http://base.garant.ru/70169264/#ixzz3XmNEgWsl
3. Gabidullin I. F. Ekologicheskoe pravosoznanie i obrazovanie kak odna iz osnov grazhdanskogo obshchestva [Environmental Legal Consciousness and Education as Foundations of Civil Society]. Vestnik Bashkirskogo univer-siteta - Bulletin of Bashkir University. 2013. V. 18. No. 4. Pp. 1283-1286.
4. Ignatova V. A. Ekologiya i kul'tura: na puti k integratsii [Ecology and Culture: Towards Integration]. Tyumen': Vektor Buk Publ., 2004. 262 p.
5. Krivosheeva E. S. Na puti k ekologicheskomu soznaniyu [Towards Environmental Consciousness]. Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of the Krasnoyarsk State University. 2010. No.1. P. 177.
6. Panov V. I. Vvedenie v psikhologiyu ekologicheskogo soznaniya [Introduction to the Psychology of Ecological Consciousness]. Moscow: Logos Publ., 2001. 384 p.
7. Shchepetkina I. V. Ekologiya, pravo i kul'tura: na puti k integratsii [Ecology, Law and Culture: Towards Integration]. Eko-potentsial - Eco-potential. 2014. No. 2(6). Pp.176-180.
8. Yakovlev V. N. Ekologiya, obshchestvo, kul'tura, pravo [Ecology, Society, Culture, Law]. Vestnik Udmurt-skogo universiteta. Ser. Ekonomika i pravo - Bulletin of Udmurt University. Ser. Economics and Law. Izhevsk: Udmurt State. Univ. Publ., 2011. No. 2. Pp. 69-74.