УДК 37.13.98
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДНА ИЗ ОСНОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
© И. Ф. Габидуллин
Уфимский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» Россия, Республика Башкортостан, 450054 г. Уфа, пр. Октября, 67.
Тел./факс: +7 (347) 237 25 23.
E-mail: [email protected]
Рассматривается процесс формирования экологического правосознания, ведущую роль в котором играет экологическое образование. Отдельное внимание уделено такому направлению современных преобразований в образовательной сфере, как «образование для устойчивого развития», реализация которого гарантирует обществу подготовку специалистов с развитым экологическим правосознанием, способных обеспечить правовую защиту человеку, обществу и природе.
Ключевые слова: сознание, правосознание, экология, гражданское общество, экологическое правосознание, образование, гражданское правосознание.
В конце прошлого столетия в Российской Федерации был взят курс на построение гражданского общества и правового государства. Гражданское общество, являясь показателем совершенства общественно-государственного строительства, жизнедеятельность которого гармонично регулируется нормами естественного и позитивного права, объединяет людей посредством различного рода социальных связей. При этом защита прав, свобод и интересов человека является важнейшим принципом правового регулирования. Развитое правосознание граждан призвано стать ориентиром в повседневной жизни, особенно в период обострения социальных конфликтов.
Повышенный интерес к исследованиям правосознания в современном мире обусловлен также нарастанием дисгармонии между достижениями человечества и природой, экологическими проблемами. В признании и правовой защите нуждается не только человек с его правами и обязанностями, общество, но и природа. В связи с этим появилось такое понятие, как экологическое правосознание, призванное направить развитие правовых норм в русле защиты природы, экологии, преодоления экологических кризисов, основываясь на нынешнем состоянии природы и прогнозах на будущее.
В научной литературе немало внимания уделено проблеме охраны окружающей среды (М. И. Абдурахманов, В. А. Баришполец, Т. А. Акимова, С. А. Боголюбов, И.Н. Веденин, Ю. Е. Винокуров,
A. А. Галеева и др.) и проблеме правосознания (В. Б. Александров, Р. С. Байниязов, П. П. Баранов, Е. А. Белканов, А. А. Бондарев, И. А. Ильин,
B. И. Каминская, Е. А. Лукашева, В. П. Малахов, Л. С. Мамут, В. П. Сальников, Н. Я. Соколов, Е. И. Фарбер, Л. С. Явич и др.). Вопросы же экологического правосознания, его понятие, механизмы формирования актуализировались лишь в последние годы в связи с осознанием неотвратимости экологической катастрофы при дальнейшем потребительском отношении к окружающей среде
(А. Н. Авдонин, Р. Б. Камаев, Б. З. Докторов, И. Л. Вершок и др.).
Итак, рассмотрим понятие сознания и правосознания. Сознание представляет собой отличительное свойство человека, позволяющее придавать его деятельности целенаправленный, предсказуемый и планируемый характер [1]. И. Л. Вершок определяет сознание как «особый, биопсихофизический процесс восприятия, отражения и воспроизведения (выражения) окружающего мира» [2]. Каждый человек обладает своим индивидуальным сознанием. В то же время он является членом определенного социума, в связи с чем принято выделять такое понятие, как общественное сознание. Последнее может быть многосторонним в зависимости от того, какую сферу общественных отношений оно отражает и определяет (политическое, нравственное, эстетическое, религиозное, экологическое, правовое и др.). Возникновение, формирование и развитие любой из форм общественного сознания обусловлено влиянием целого ряда объективных и субъективных факторов, среди которых важную роль играют такие как исторический опыт общества, традиции, нравы, обычаи, религиозные воззрения, ментальность, воспитание и образование людей.
Правосознание — форма общественного сознания, представляющая собой совокупность правовых знаний, взглядов, идей, отражающих оценку объективной действительности с точки зрения правовых категорий, позволяющая не только констатировать, но и оптимизировать процессы правотворчества, правоприменения и реализации права.
Таким образом, понятия сознание и правосознание соотносятся как общее и особенное. Аналогичным образом можно сопоставить такие понятия, как экологическое сознание и экологическое правосознание.
Термин «экология» (от греч. о!ко — дом, жилище, местопребывание и логос — слово, учение) с
1284
ПЕДАГОГИКА и ПСИХОЛОГИЯ
момента своего возникновения и до настоящих дней претерпел значительные изменения. Из науки о взаимоотношениях организмов с внешней средой (XIX в.) экология стала наукой об устройстве и отношениях живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой (ХХ-ХХ1 вв.).
Экологическое сознание можно определить как систему сложившихся взглядов, знаний, идей относительно взаимоотношений живых систем и взаимодействия их компонентов. Оно является зеркальным отражением сложившейся в обществе экологической культуры (понимание прямой зависимости состояния человека как живого существа от состояния природной среды и стремление к сохранению гармонии в их сосуществовании).
Экологическое правосознание специфично тем, что пропускает все вышеуказанные взгляды, знания и идеи через призму правовых норм и категорий и отличается не только правоустановлен-ностью, но и возможностью оказывать непосредственное влияние на процессы создания, применения и реализации соответствующих правовых норм.
В некоторых научных трудах наряду с вышеуказанными выделяются также понятия «экологизированное сознание» и соответственно правосознание [3]. Это представляется нецелесообразным, так как термин «экология» и все, что является производным о него, несет в себе только позитивный аспект, то есть ориентированный на защиту окружающей среды и ее гармоничное развитие. Речь может идти только о той или иной степени развитости экологического сознания и правосознания социума или индивида.
Обеспечение экологической безопасности обусловило необходимость разработки и утверждения Президентом Российской Федерации «Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» [4]. Одной из основных задач, выполнением которой обеспечивается достижение указанной цели, является формирование экологической культуры, обеспечение эффективного участия граждан и юридических лиц в решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности.
Вопросы развития экологического правосознания должны иметь первостепенное значение в государственной политике в области экологического развития. Это связано с тем, что предотвращение и снижение негативного воздействия на окружающую среду, восстановление нарушенных естественных экологических систем, обеспечение экологически безопасного обращения с отходами и другие благие намерения и задачи государственного управления могут быть эффективно решены только людьми с развитым экологическим правосознанием.
Формирование экологического правосознания можно представить как непрерывный процесс, основными составляющими которого являются воспитание, образование и практическая деятельность как самого индивида, так и общественных, государственных, коммерческих структур.
Воспитание и образование в этом процессе нельзя рассматривать по отдельности, так как они являются взаимозависимыми и взаимодополняемыми.
Экологическое воспитание можно определить как особую форму воздействия на личность, направленную на развитие системы ценностей, установок, целей, мотивации и оценки деятельности с точки зрения отношения к окружающей среде (восприятие себя как части природы, ее самоценности и многообразия). Важную роль в этом процессе играют такие социальные институты, как семья, детский сад, группы неформального общения, школа. В отличие от образования процесс воспитания формирует морально-этическую основу отношения человека с окружающей средой, является фундаментом экологического сознания, носит менее организованный характер и менее подвержен влиянию извне.
Экологическое образование можно определить как целенаправленный процесс приобретения знаний, навыков и умений, связанных с обеспечением гармоничного сосуществования всех компонентов системы «человек-природа-общество». Оно главным образом определяет содержание формируемого экологического правосознания, которое впоследствии постоянно корректируется непосредственной практической деятельностью как самого человека, так и окружающих его субъектов.
Развитие экологического образования является крайне важным направлением решения накопленных проблем в сфере государственного управления охраной окружающей среды. Как элемент общеобразовательной системы оно является обязательным как для учебных учреждений всех уровней, так и для специалистов, для которых экологические знания являются необходимыми условиями выполнения их должностных обязанностей. Так, например, приказами Минобрнауки России в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования усилена экологическая составляющая, разработаны специальные программы экологического воспитания детей дошкольного возраста: «Юный эколог», «Наш дом - природа» и др. В утвержденных федеральных государственных образовательных стандартах общего образования обозначены требования формирования основ экологической грамотности и экологической культуры.
Рассмотрим подробнее положение дел с экологическим образованием в высших учебных за-
ведениях (вузах). Его в этом отношении можно подразделить на два вида. Во-первых, это высшее экологическое образование, которое получают студенты на географических, биологических, экономических, экологических и других факультетах государственных и частных университетов (фундаментальное экологическое образование), и прикладное инженерное экологическое образование для подготовки специалистов, требуемых разными отраслями хозяйства (технические университеты и институты). В соответствии с этим в университетах России существуют две группы специальностей экологического содержания: экологические специальности в классических университетах (Экология, Природопользование, Биоэкология, Геоэкология, Агроэкология и др.); безопасность жизнедеятельности в технических вузах (Инженерная защита окружающей среды по отраслям, Радиационная безопасность человека и окружающей среды, Пожарная безопасность, Безопасность технологических процессов и производств - по отраслям и др.). Во-вторых, это экологическое образование, которое получают студенты других специальностей и направлений подготовки (юристы, экономисты, технологи и др.). Независимо от того, к какой группе относятся студенты-выпускники вузов, экологическое образование должно быть направлено на формирование экологически ориентированных общекультурных и профессиональных компетенций.
Модернизацию российского образования, начатую на рубеже Х1Х-ХХ вв. и явившуюся результатом осознания необходимости изменений в образовательной парадигме с целью обеспечения дальнейшего устойчивого развития общества, экономики и окружающей среды, можно определить как «образование для устойчивого развития» (ОУР) [5]. Термин «Устойчивое развитие», впервые сформулированный в докладе Международной комиссии по окружающей среде и развитию (Комиссия Брундтланд) в 1987 г., был положен в основу Декларации по окружающей среде и развитию и других документов конференции по окружающей среде в Рио-де-Жанейро (1992), ставших базой глобальной экологической политики.
«Образование для устойчивого развития предполагает переход от профессионального экологического, экономического, географического и других видов образования к такой экономически и социально ориентированной модели обучения, в основе которой должны лежать широкие междисциплинарные знания, базирующиеся на комплексном подходе к развитию общества, экономики и окружающей среды» [6]. Реализация этого положения должна быть начата на законодательном уровне. Так, например, при разработке нового базового закона об образовательной деятельности в
Российской Федерации необходимо учесть принципы устойчивого развития и дополнить его положениями об экологизации образования, формирования научной картины мира на основе интеграции естественнонаучных и социально-гуманитарных дисциплин; включить экологическое образование в число обязательных учебных предметов образовательных учреждений системы общего и профессионального образования и разработать соответствующие образовательные стандарты и учебно-методические пособия; создать федеральную информационную базу методов педагогической практики, проектной и исследовательской деятельности, электронных учебников, а также специализированных порталов в сфере экологического образования.
Термин «устойчивое развитие» возник как реакция мирового сообщества на все возрастающую угрозу глобальной экологической катастрофы, поэтому смысл всех преобразований в сфере образования можно свести к тому, что реализация новой концепции образования гарантирует обществу подготовку специалистов с развитым экологическим правосознанием, способных и готовых решать проблемы устойчивого развития в повседневной жизни и в профессиональной деятельности, тем самым обеспечив гармоничное сосуществование компонентов системы «человек-природа-общество» во всем многообразии их взаимосвязей.
Экологическое правосознание, формирование которого является необходимым условием предотвращения экологической катастрофы и выживания человечества, имеет гуманистическую направленность. Это связывает рассматриваемое понятие с гражданским правосознанием, значение которого состоит в отражении правовой оценки объективной действительности с точки зрения обеспечения реализации прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.
Развитие гражданского правосознания неразрывно связано с экологическим правосознанием, так как человек, осознающий свою принадлежность к гражданскому обществу или государству и успешно осуществляющий в этом качестве свою жизнедеятельность, понимает значение безопасного экологического развития и стремится к его реализации.
Таким образом, развитое экологическое правосознание является одной из фундаментальных основ построения правовой системы гражданского общества, которая призвана обеспечить реализацию прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в условиях гармоничного экологически безопасного функционирования системы «человек-природа-общество» во всем многообразии взаимосвязей ее компонентов.
1286
ПЕДАГОГИКА и ПСИХОЛОГИЯ
ЛИТЕРАТУРА
1. Юм Д. Сочинения в 2 т. / пер. с англ. С. И. Церетели. М.: Мысль, 1965. Т. 1.
2. Вершок И. Л. Об экологическом правосознании // Государство и право.2003. №3. С. 42-50.
3. Шеяфетдинова Н. А. Эколого-правовая культура и экологизированное правосознание // Права граждан, правоохранительная и правоприменительная деятельность в России и на Украине. Ч. 2. Белгород: ОНиРИО БелЮИМВД России, 2003. С. 198-202.
4. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.mnr.gov. ru/news/detail.php?ID=128646 (дата обращения: 15.08.2012).
5. Касимов Н. С. От экологического образования к образованию для устойчивого развития // Образование для устойчивого развития. М.; Смоленск, 2004. С. 31-46.
6. Садовничий В. А., Касимов Н. С. Становление образования для устойчивого развития в России // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. 2006. №4 (29). С. 3-9.
Поступила в редакцию 12.10.2012 г.