Габидуллин И.Ф.
Уфимский филиал Оренбургского государственного университета
E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ:
СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ
В статье приведены результаты исследований, направленных на изучение понятия гражданского правосознания, его содержания и процесса формирования в России. В итоге анализа состояния гражданского правосознания молодежи показана актуальность рассматриваемой проблемы на сегодняшний день. Отдельное внимание уделено преобразованиям в образовательной сфере в контексте «Образование для устойчивого развития», оказывающим непосредственное влияние на современные тенденции развития гражданского правосознания молодежи.
Ключевые слова: сознание, правосознание, гражданское правосознание, гражданское общество, правовое государство, экология, экологическое правосознание, образование, устойчивое развитие.
В последнее десятилетие XX века в России было объявлено о необходимости построения гражданского общества и правового государства. В Конституции, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., Российская Федерация провозглашалась демократическим правовым государством, а человек с его правами и свободами - высшей ценностью. В этот непростой для страны период, когда рухнула возводимая десятилетиями политическая, экономическая, а главное ценностная система общества, первостепенной задачей стало формирование у населения развитого гражданского правосознания.
Актуальность исследований правосознания в современном мире обусловлена также нарастанием дисгармонии между достижениями человечества и природой, экологическими проблемами. В признании и правовой защите нуждается не только человек с его правами и обязанностями, общество, но и природа. В этой связи появилось такое понятие как экологическое правосознание, призванное направить развитие правовых норм в русле защиты природы, преодоления экологических кризисов на основе анализа нынешнего состояния экологии и прогнозов на будущее.
В отличие от гражданского правосознания проблема правосознания в научной литературе достаточно глубоко разрабатывалась на протяжении XIX-XX веков (В.Б. Александров, Р.С. Байниязов, П.П. Баранов, Е.А. Бел-канов, А.А. Бондарев, И.А. Ильин, В.И. Каминская, Кузнецов, Е.А. Лукашева, В.П. Малахов, Л.С. Мамут, В.П. Сальников, Н.Я.Со-колов, Е.И. Фарбер, Л.С. Явич, и др.).
Изучение вопросов, касающихся понятия, содержания, формирования гражданско-
го правосознания, его взаимосвязи с понятием экологического правосознания, является одним из актуальных направлений современных научных исследований.
Понятие «гражданское правосознание» производно от понятия «правосознание» и «сознание», которое можно определить как отличительное свойство человека, позволяющее придавать его деятельности целенаправленный, предсказуемый и планируемый характер [1]. И.Л. Вершок определяет сознание как «особый, биопсихофизический процесс восприятия, отражения и воспроизведения (выражения) окружающего мира» [2, с. 43]. Каждый человек обладает своим индивидуальным сознанием. При этом он является членом определенного социума, в связи с чем принято выделять такое понятие как общественное сознание. Последнее может быть многосторонним в зависимости от того, какую сферу общественных отношений оно отражает и определяет (политическое, нравственное, эстетическое, религиозное, экологическое, правовое и др.). Возникновение, формирование и развитие любой из форм общественного сознания обусловлено влиянием целого ряда объективных и субъективных факторов, среди которых важную роль играют такие, как исторический опыт общества, традиции, нравы, обычаи, религиозные воззрения, ментальность, воспитание и образование людей.
Правосознание представляет собой форму общественного сознания, совокупность правовых знаний, взглядов, идей, отражающих оценку объективной действительности с точки зрения правовых категорий, позволяющую не только констатировать, но и оптимизировать процессы правотворчества, право-
применения и реализации права, то есть отличается как правоустановленностью, так и возможностью оказывать непосредственное влияние на процессы создания, применения и реализации соответствующих правовых норм.
Итак, рассмотрим понятие «гражданское правосознание». Слово «гражданин» в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова означает лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей [3]. То есть слово «гражданский» прежде всего предполагает политико-правовую связь человека с конкретным государством, подданство. Исходя из вышесказанного, гражданское правосознание следует определить как совокупность знаний, взглядов, идей, отражающих оценку взаимосвязей (прав, свобод, обязанностей, отношений) между индивидом и государством, подданным которого он является, с точки зрения правовых категорий. Такое расширенное толкование позволяет применить данное понятие к любому государству независимо от формы правления и политического режима.
В современном мире, в котором необходимым направлением государственного и общественного развития признан курс на построение гражданского общества и правового государства, понятие гражданского правосознания приобрело несколько иное содержание, отражающее приоритетность защиты прав, свобод и интересов человека и гражданина. Гражданское правосознание представляет собой совокупность правовых знаний, взглядов, идей, отражающих оценку объективной действительности с точки зрения реализации таких важнейших принципов как гарантированность и незыблемость прав и свобод человека и гражданина, верховенство права, взаимная ответственность гражданина и государства, гармоничное экологически безопасное функционирование системы «человек-природа-общество», равноправие граждан независимо от религиозной, национальной принадлежности, уважительное отношение к языку, традициям и обычаям других народов, патриотизм.
Таким образом, содержание понятия гражданского правосознания должно отражать реализацию следующих основных принципов:
1) признание и реализация прав и свобод человека и гражданина в качестве высшей ценности;
2) взаимная ответственность гражданина и государства;
3) гармоничное экологически безопасное функционирование системы «человек-приро-да-общество»;
4) терпимое и уважительное отношение к людям независимо от религиозных, национальных, культурных, языковых и каких-либо других различий;
5) патриотизм.
Сегодня в связи с обострением социальных конфликтов как за рубежом, так и в России, реализация каждого из этих принципов, отражающих содержание гражданского правосознания, является задачей первостепенной важности для общества и государства.
Реализация принципа гармоничного экологически безопасного функционирования системы «человек-природа-общество» прежде всего предполагает наличие у населения развитого экологического правосознания.
Вопросы экологического правосознания, его понятие, механизмы формирования, акту-авизировались лишь в последние годы в связи с осознанием неотвратимости экологической катастрофы при дальнейшем потребительском отношении к окружающей среде (А.Н. Авдонин, Р.Б. Камаев, Б.З. Докторов, И.Л. Вершок, и др.).
Понятие «экология» (от греч. о1ко8 — дом, жилище, местопребывание и логос — слово, учение) с момента своего возникновения и до настоящих дней претерпело значительные изменения. Из науки о взаимоотношениях организмов с внешней средой (XIX век) экология стала наукой об устройстве и отношениях живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой (ХХ-ХХ1 вв.).
Понятия «сознание», «правосознание» соотносятся с экологическим правосознанием как общее и особенное, что позволяет определить последнее как систему установившихся взглядов, знаний, идей относительно взаимоотношений живых систем и взаимодействия их компонентов через призму правовых норм и категорий. Оно является зеркальным отражением сложившейся в обществе экологической культуры (понимание прямой зависимости состояния человека как живого существа от состояния природной среды и стремление к сохранению гармонии в их сосуществовании). Экологическое правосознание, также как и гражданское правосозна-
ние, может быть присуще человеку независимо от формы правления и политического режима государства, гражданином которого он является. Термин «экология» и все, что является производным от него, несет в себе только позитивный аспект, то есть предполагает направленность на защиту окружающей среды и ее гармоничное развитие, соответственно речь может идти только о той или иной степени развитости экологического правосознания индивида. В связи с этим представляется нецелесообразным применение такого термина как «экологизированное сознание».
Предложенное выше определение гражданского правосознания, характерное для правового государства с развитым гражданским обществом, предполагает включение экологического правосознания в свое содержание как одну из важнейших составляющих. Последнее при этом может выступать как вполне самостоятельное явление и научное понятие.
Решение вопросов, связанных с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности, в современном мире является одной из первостепенных задач государственной политики. Человек, позиционирующий себя как член гражданского общества, стремящийся к активной полноценной жизнедеятельности, также должен быть заинтересован в решении указанных проблем. Возможно это только при наличии развитого экологического правосознания как на уровне социума, так и на уровне отдельного индивида.
Рассмотрим нынешнее положение дел с развитием гражданского правосознания в современном российском обществе.
В XX веке в России на протяжении нескольких десятилетий насильственным путем насаждалась идеология коммунизма, который должен был стать второй заключительной фазой после социализма. Отказ от естественноисторических механизмов социальной эволюции привел к использованию политико-идеологических способов мобилизации людей: постоянная идеологическая обработка населения, достижение политического единства, культивирование классовых ценностей, борьба с инакомыслящими, использование политических мифов, репрессий. Тотальная манипуляция общественным сознанием с помощью массовой коммунистической партии и сильного государства позволяла добиваться значительных успехов. Низкая степень индивиду-
альной и общественной защищенности людей, культурная отсталость, отсутствие демократических традиций, обусловленные неразвитостью гражданского общества, создавали благоприятные возможности для широкого вмешательства государства во все сферы жизнедеятельности индивида и культивирования таких патриархальных ценностей как корпоративность, уравнительность, доминирование общественного интереса над личным. Тем более что, отмеченные выше ценности, это часть исторического культурного наследия российского народа. Несмотря на недостатки советской идеологии необходимо признать, что со своим основным предназначением - объединение людей ради достижения общей цели и манипулирование их сознанием - она вполне успешно справлялась. Для подавляющего большинства советского народа коммунистическая идеология определяла содержание знаний, взглядов, представлений, идей относительно взаимоотношений государства и гражданина, места и роли человека в нем, следовательно, определяла и их гражданское правосознание. Однако возможности системы, не основанной на естественном движении интересов и потребностей индивидов, достаточно ограничены. К тому же жить в полной изоляции от мировых эволюционных тенденций, таких как развитие частной собственности, неравенства, са-морегулируемого рынка, конкуренции, идеологии индивидуализма, разделения экономики и политики, не представляется возможным. Все это привело к тому, что возводимая десятилетиями на территории СССР социалистическая крепость (политическая, экономическая, идеологическая система общества) на рубеже девяностых годов XX века рухнула со всеми вытекающими последствиями.
Отсутствие социально-экономических, правовых и культурных условий в виде товарного производства, рынка, элементов правового государства, зрелого гражданского общества, системы ценностей, которые позволили бы адаптироваться к нововведениям технологического, материального и политического характера, стало причиной роста социальных противоречий в обществе (падение уровня жизни основной массы населения, пренебрежительное отношение к общепринятым нормам морали и ценностям, правовой нигилизм, рост преступности и т. д.). Объявление государства правовым, а общества - гражданским,
принятие нового законодательства в соответствии с установленными международными нормами и принципами само по себе не способно что-то изменить в головах людей. Психологическая составляющая наряду с экономическими условиями жизни является наиважнейшей предпосылкой эффективной реализации любых нововведений. В связи с этим бесспорным является то, что зрелое гражданское правосознание — это необходимое условие развития в нашей стране гражданского общества и правового государства.
Необходимо отметить, что, к сожалению, в условиях перестройки гражданскому воспитанию современной молодежи, которое предполагает и патриотическую, и экологическую составляющую, практически не уделялось никакого внимания. В новой правовой России выросло целое поколение людей, подверженных прежде всего неконтролируемой уличной пропаганде и пропаганде со стороны средств массовой информации, которая в период 1990-х -2000-х годов имела в основном потребительский характер: «Потребляй! Живи для себя!». При этом дети перестройки со всех сторон слышали одно и тоже: во-первых, постоянное бескомпромиссное обличение советского строя, то есть истории родной страны, и, следовательно, истории семей их родителей, бабушек и дедушек, а во-вторых, постоянные сомнения в возможности установления в России гражданского общества и правового государства. В таких условиях не может быть и речи о воспитании патриотизма и гражданственности.
Проведенный анализ гражданского правосознания современной молодежи позволяет выделить несколько его уровней развития:
1) правовой нигилизм;
2) слаборазвитое гражданское правосознание;
3) полностью сформированное гражданское правосознание.
Первый уровень предполагает непринятие правового регулирования общественных отношений как такового, отрицательное отношение к любым другим морально-этическим нормам и жизненным ценностям, несовпадающим собственными представлениями подростка. Такой человек, как правило, отличается непоследовательностью в поведении, безынициативностью и требовательностью к окружающим,
склонностью к конфликтам с теми, кто придерживается других взглядов, в том числе и на религиозной или национальной почве. Подростки, для которых характерен правовой нигилизм, среди студентов высших и средних учебных заведений встречаются редко в отличие от обучающихся в учебных заведениях начального профессионального образования и неуча-щейся молодежи.
Второй уровень характеризуется незрелостью гражданского правосознания представителей молодежи и вследствие этого определенной противоречивостью. То есть, с одной стороны, подростки признают необходимость наличия морально-нравственных ценностей и законодательного регулирования общественных отношений. С другой стороны, для них характерна неоднозначность в понимании содержания и роли общепризнанных принципов гражданского общества и правового государства в регулировании взаимоотношений внутри системы «человек-природа-общество-госу-дарство». В учебе и любой практической деятельности такой подросток старается не нарушать установленные правила, точно соблюдать инструкции, достаточно надежен в деловой сфере, корректен в деловом общении и взаимодействии, при этом у него может наблюдаться отрицательное отношение к существующей системе законодательства или к отдельным нормативно-правовым актам.
Как правило, такой уровень развития гражданского правосознания характерен для большинства молодых людей в современной России.
Третий уровень - полностью сформированное гражданское правосознание - предполагает осознание необходимости морального и формально-правового регулирования общественных отношений, уважение и соблюдение общепризнанных норм и правил в повседневной жизнедеятельности. Как правило, для таких представителей молодежи характерна абсолютная надежность в деловых отношениях, буквальное выполнение правил, инструкций и договорных обязательств даже вопреки собственному отношению и пониманию ситуации, способность корректно взаимодействовать с широким кругом людей вне зависимости от социальных, национальных, религиозных и других особенностей. Таких молодых людей можно встретить среди студентов высших и средних учебных заведений, но, к сожалению, нечасто.
Все вышесказанное требует принятия от общества и государства неотложных действенных мер к повышению уровня гражданского правосознания современной молодежи.
Формирование гражданского правосознания можно представить как непрерывный длительный процесс, обусловленный целым рядом различных факторов, таких как исторический опыт общества, традиции, нравы, обычаи, религиозные воззрения, ментальность, воспитание, образование и практическая деятельность как самого индивида, так и общественных, государственных, коммерческих структур. Некоторые из них можно воспринимать только как историческую данность, оказывающую определенное влияние на те факторы (воспитание, образование, практика), которые общество и государство в силах изменить.
Гражданско-правовое воспитание и образование необходимо рассматривать как процессы, взаимообуславливающие друг друга. Гражданско-правовое воспитание можно определить как особую форму воздействия на личность, направленную на развитие системы ценностей, установок, целей, мотивации и оценки деятельности по отношению к обществу и государству, к принятым в них моральным и законодательным нормам. Важную роль в этом процессе играют такие социальные институты как семья, детский сад, группы неформального общения, школа. В отличие от образования процесс воспитания формирует морально-этическую основу отношения человека, менее подвержен внешнему влиянию и носит менее организованный характер. Гражданско-правовое воспитание является основой, фундаментом, на котором формируется гражданско-правовое сознание. Гражданско-правовое образование в свою очередь можно определить как целенаправленный процесс приобретения знаний, навыков и умений, связанных с обеспечением гармоничного сосуществования всех компонентов системы «чело-век-природа-общество-государство». Оно главным образом определяет содержание гражданского правосознания, которое впоследствии постоянно корректируется непосредственной практической деятельностью как самого человека, так и окружающих его субъектов.
Таким образом, сегодня именно образование является тем основным инструментом, использование которого может дать какие-либо действенные результаты в процессе формирования гражданско-правового сознания. Во-пер-
вых, это касается деятельности как всех государственных образовательных учреждений (начиная от дошкольного образования и завершая высшим профессиональным образованием), так и различных общественных организаций. Во-вторых, это касается всех обучающихся независимо от уровня получаемого образования и присваиваемой квалификации.
Модернизацию российского образования, начатую на рубеже XX-XXI вв. и явившуюся результатом осознания необходимости изменений в образовательной парадигме с целью обеспечения дальнейшего устойчивого развития общества, экономики и окружающей среды, можно определить как «образование для устойчивого развития» (ОУР) [4, с. 34]. Впервые термин «Устойчивое развитие» был сформулирован в Докладе Международной комиссии по окружающей среде и развитию (Комиссия Брундтланд) в 1987 г. и положен в основу документов, ставших базой глобальной экологической политики.
«Образование для устойчивого развития предполагает переход от профессионального экологического, экономического, географического и др. видов образования к такой экономически и социально ориентированной модели обучения, в основе которой должны лежать широкие междисциплинарные знания, базирующиеся на комплексном подходе к развитию общества, экономики и окружающей среды» [5, с. 6]. Таким образом, экологическая грамотность признана международным сообществом как необходимая составляющая современного образования. Разработанные и утвержденные Президентом Российской Федерации «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» также направлены в первую очередь на формирование экологического правосознания и культуры.[6] Человек, обладающий развитым гражданским правосознанием, осознающий свою принадлежность к гражданскому обществу или государству и успешно осуществляющий в этом качестве свою жизнедеятельность, должен понимать значение безопасного экологического развития и стремиться к его реализации.
На законодательном уровне необходимо ввести в структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования специально разработанные программы гражданско-правового воспитания детей
(«Моя Родина - Россия», «Юный гражданин», «Наш дом - Россия», «Права человека», «Россия- дружная семья» и др., которые направлены на развитие таких качеств в детях как любовь к Родине, дружелюбное и уважительное отношение к другому человеку независимо от каких-либо социокультурных различий. Аналогичные программы с учетом возрастных особенностей и с преимущественной ориентацию на практическую деятельность следует практиковать в школах, ссузах и вузах. А в соответствующие федеральные государственные образовательные стандарты ввести требования формирования гражданско-правовой грамотности и культуры.
Также при разработке новых нормативноправовых актов в сфере образования, в том числе и нового базового закона об образовательной деятельности в Российской Федерации, необходимо учесть принципы устойчивого развития и предусмотреть конкретные меры, направленные на усиление экологической составляющей образования. Это могут быть обязательные программы экологического воспитания для дошкольников либо обязательные учебные предметы для образовательных учреждений системы общего и профессионального образования. Со-
ответственно должны быть разработаны образовательные стандарты и учебно-методические пособия, создана федеральная информационная база методов педагогической практики, проектной и исследовательской деятельности, электронных учебников, специализированные порталы в сфере экологического образования.
Итак, формирование гражданского правосознания является одной из фундаментальных основ построения гражданского общества и правового государства, призванных обеспечить реализацию прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Последнее возможно лишь в условиях гармоничного экологически безопасного функционирования системы «человек-природа-общество-государство» во всем многообразии взаимосвязей ее компонентов. Учитывая значимость рассматриваемого понятия и современное состояние его развития в России, одной из первоочередных задач государственной политики является разработка, принятие и последовательная практическая реализация государственной программы развития гражданского правосознания молодежи, в которой обязательно должно быть уделено внимание вопросам экологического правосознания.
30.10.2012
Список литературы:
1. Юм Д. Сочинения в 2 тт. М.: Мысль, 1965-Т.1.Пер. с англ. С. И. Церетели.
2. Вершок И.Л. Об экологическом правосознании // Государство и право. - 2003. - № 3. - С. 42-50.
З.Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
4. Касимов Н.С. От экологического образования к образованию для устойчивого развития. В кн.: Образование для устойчивого развития. М.-Смоленск: 2004. - С.31-46.
5. Садовничий В.А., Касимов Н.С. Становление образования для устойчивого развития в России. // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. - 2006. - № 4 (29). - С. 3-9.
6. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]: URL: Ьир://шшжтпг^оу.т/пеш8^е1аД.рЬр?Ш=128646 - 15.08.2012.
Сведения об авторе:
Габидуллин Ильгиз Фанирович, заведующий кафедрой естественно-научных и гуманитарно-социальных дисциплин Уфимского филиала Оренбургского государственного университета, кандидат юридических наук, профессор 450054, г. Уфа, пр. Октября, 67, тел. (347) 2372523, е-таіі: [email protected]