Чернова А.И., Гараганов А.В.
представленность качества жизни в структуре жизненных ориентаций молодежи
В современных условиях развития российского общества качество жизни человека становится одной из ведущих проблем развития государства. В частности, Президент России Владимир Путин в своих обращениях к Федеральному Собранию с ежегодным Посланием, неизменно отмечает, что основная задача государства - создать богатую и благополучную Россию. Проблемы экономического благополучия и качества жизни человека стали предметом исследования различных отраслей науки. Так, Ангус Дитон получил Нобелевскую премию в 2015 году «за анализ потребления, бедности и благосостояния». Тем не менее, по официальным данным, опубликованным в 2015 г. Программой развития ООН, Россия в 2014 году по индексу развития человеческого потенциала (один из показателей КЖ) занимает 50-е место в списке из 188 стран мира. Проблема качества жизни современного человека все еще является одной из наиболее сложных и малоисследованных областей современной психологической науки, как на теоретическом, так и на прикладном уровнях.
Эти позиции определили выбор темы исследования, проблему которой можно сформулировать следующим образом: каково место качества жизни в структуре основных потребностей современной молодежи?
для того чтобы перейти к изложению основных результатов исследования, необходимо остановить наше внимание на нескольких взаимосопряженных теоретических конструктах, вплетенных в канву исследуемой проблемы.
1. Качество жизни. Качество жизни - выступает комплексным оценочным инструментом, характеризующим различные области и сферы жизнедеятельности и самоощущения человека. Оценка качества жизни как научная проблема зародилась в русле поиска ответов на вопрос - почему и какие негативные формы поведения проявляются в жизнедеятельности человека (такие как депрессия, тревога, стресс и агрессия). Позже стали активно оцениваться и другие сферы жизнедеятельности человека - семья, досуг и окружающая среда. К последним тенденциям в становлении и анализе данного научного направления исследований относится исследование когнитивных, аффективных и поведенческих факторов, как серьезных индикаторов качества жизни человека.
2. Потребностная регуляция стратегий жизненного пути личности, основной константой которой выступает «жизненная перспектива». В основе конструирования жизненных перспектив личности лежит определенная система
ценностей, представлений, в том числе и о наиболее приемлемых путях, способах достижения жизненных целей, уровень ответственности, степень осмысленности жизни.
современные исследования жизненной перспективы личности и ее составляющих показали, что для каждого этапа жизненного пути характерна своя система ценностей; на разных этапах жизненного пути личность имеет разную степень ответственности за свои действия, разную степень осмысленности жизни, разную степень самоопределения. это дает основание полагать, что жизненная перспектива личности изменяется в зависимости от социально-психологической и социальной ситуации, зрелости и активности личности.
3. возрастные особенности развития потребностей молодежи. в этот период происходит выбор стиля жизни, определение своего места в обществе, наблюдается стремление к пониманию своего внутреннего мира и своего потенциала, параллельно осознанию себя гражданином своей страны, членом общества, поиску своего места и предназначения в жизни. с психологической точки зрения, этому возрасту свойственны высокий уровень рефлексии и самоанализа. в этом возрасте у молодежи актуализируются проблемы оценки качества жизни. При этом, оценка мира происходит не вообще, а под углом зрения собственного отношения к миру, через поиск социальной общности, которая включает социальную ориентацию личности, осознание себя в качестве частицы социальной общности (социальной группы, нации и так далее), выбор своего будущего социального положения и способов его достижения. формирование определённой жизненной позиции, закладывающей вектор будущей жизненной стратегии, является определяющим фактором в поиске направления внутренних исканий личности, и формы, структуры и характера взаимодействия с окружающими людьми. Наблюдается и обратное: состав и характер внешнего общения накладывает существенный отпечаток на выбор базовой жизненной стратегии. эти два важных процесса тесно сопряжены и взаимопроникают один в другой, оказывают определенное воздействие на качество жизни.
4. Природа и психологическая сущность потребностей как психологического явления и методологические основы их исследования. Потребности человека исследуется целым рядом отраслей наук - философией, экономикой, психологией, биологией, социологией. Каждая отрасль знания изучает и объясняет потребности человека сообразно со своими интересами и точками зрения.
Потребности личности в оптимизации качества жизни относятся к социальным потребностям, которые включают в себя потребность не только в принадлежности к социальной группе, но и потребность в личностном, профессиональном и духовном саморазвитии.
При всей распространенности и устойчивости понятия потребностей смысловые подходы к нему неоднозначны. Рассмотрим некоторые из них. Так, можно выделить четыре аспекта содержательной трактовки этого понятия: как ценности, как системы, как процесса и как результата. Понять и оценить истинную сущность потребностей личности возможно лишь в комплексном
восприятии этих аспектных характеристик.
Что интересно, одна из наиболее известных и обсуждаемых теорий, потребностей А. Маслоу на практике оказалась сложно применима. Это обусловлено тем, что система ценностей каждого человека сугубо индивидуальна и уникальна, и она существенно влияет на формирование потребностей человека, которые по этой причине и не могут быть сведены к единой классификации. Так, музыкант не перестанет писать музыку, даже в том случае, если не удовлетворена потребность более низшего уровня. То есть потребности высшего уровня не всегда являются следствием, вытекающими из удовлетворения низших потребностей.
База исследования. Общая численность опрошенного контингента составила - 252 человека, (128 девушек и 124 юношей). Для анализа представленности качества жизни в потребностном фонде личности, исходя из теоретических соображений, которые были изложены выше, нами были использованы следующие методики:
- авторский опросный лист - потребностные ориентации личности;
- оценка удовлетворенности потребностей методом парных сравнений, скворцова В.В.;
- тест смысложизненные ориентации Д. А. Леонтьева;
- методика диагностики направленности личности Б. Басса (опросник смекала-Кучера) и некоторые другие.
Проведенные теоретические и эмпирические исследования позволили прийти к следующим основным выводам.
1. Представления молодежи о качестве жизни являются сложным психологическим образованием, обуславливающими индивидуальный потребностный фонд личности. Эти потребности формируется на основе:
а) оценочного восприятия и осмысления социально-экономических условий жизнедеятельности общества;
б) конструирования жизненной перспективы;
в) на основе индивидуальных оценок собственных социально-экономических условий жизнедеятельности.
2. Индивидуальные особенности представлений о качестве жизни проявляются:
- в четкости или размытости оценок и ожиданий,
- в характеристиках временных связей (устойчивость/неустойчивость),
- в специфике информационной емкости структурных и содержательных характеристик,
- в обобщенных характеристиках и конкретных признаках,
- в социально-экономических детерминантах и ожиданиях.
3. Общая совокупность представлений молодежи о качестве жизни включает в себя устойчивые структурные и динамические характеристики, обеспечивающие формирование потребностей личности.
структурные компоненты представлений молодежи о качестве жизни (выявлены посредством опроса, обработаны посредством контент-анализа),
включают в себя такие факторы как семейное благополучие и досуг, профессиональная самореализация и высокий экономический статус, социальная стабильность и комфортная среда обитания, личная безопасность и уверенность в будущем, хорошее здоровье и полноценный досуг.
содержательные компоненты представлений молодежи о качестве жизни (выявлены посредством опроса, проанализированы посредством кластерного анализа) позволяют говорить о типах потребностной регуляции стратегий жизненного пути молодежи, которые можно свести в следующие специфические пять подгрупп:
- фрагментарный - проявление потребности минимальное;
- базовый - потребность представлена достаточно широко;
- пространственный - потребность ярко выражена и встраивается в структуру иных потребностей (профессиональный рост, самореализация);
- динамический - потребность ярко выражена, встроена в структуру иных потребностей и имеет привязку к внешней социально-экономической среде;
- субъектный - потребность ярко выражена, встроена в структуру иных потребностей, имеет привязку к внешней социально-экономической среде и встроена в жизненную перспективу, имеются представления о способах ее удовлетворения.
4. структура представлений молодежи о качестве жизни обнаруживает гендерную специфику. Девушки уделяют более высокое внимание качеству таких позиций, как семейное благополучие, высокий экономический статус и социальная стабильность. Юноши склоны акцентировать свое снимание на профессиональной самореализации, полноценном досуге и семейном благополучии (или комфортной среде обитания).
Индивидуальные представления молодежи о качестве жизни связанны со всем комплексом деятельностной концепции человека (потребности, мотивы, смысложизненные ориентации, уровень притязаний, проектирование жизненных стратегий и психологическая готовность к их реализации), но характер этих связей неизвестен.
с точки зрения гуманистической психологии, важное значение имеет способность к самопостижению, умение отстаивать свою индивидуальность. И чем раньше человек поймёт, в каком направлении ему необходимо развиваться, тем более осмысленными и осознанными будут его планы, цели, жизненный путь, тем точнее будет реализована его жизненная стратегия, и тем выше будет качество жизни. При этом очень важно понимать и принимать субъективный мир человека [8].
Поэтому далее мы сочли целесообразным провести анализ «встроенности» потребностей КЖ в структуру смысложизненных ориентаций, ценностей, направленности личности и жизненных планов молодых людей. для чего были использованы
- тест «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева;
- методика диагностики направленности личности Б. Басса (опросник
смекала-Кучера);
- тест Рокича «Ценностные ориентации»;
- Индивидуальные стратегии повышения качества жизни (методика Д.Китовой).
в данной статье представлены результаты эмпирического исследования жизненных целей и планов к их осуществлению. в качестве основы психологического анализа мы использовали адаптированную версию теста «Цель в жизни» Д. Крамбо, Л. Махолик, а именно тест «Смысложизненных ориентацию» Д.А. Леонтьева. Основной задачей являлась эмпирическая валидизация ряда представлений об экзистенциальном вакууме, неудачах поиска цели и смысла и невротических проявлениях студентов - старшекурсников.
все вопросы, включенные в тест-лист, носили открытый характер. При этом были предложены пары противоположных утверждений. Необходимо было выбрать одно из двух утверждений, которое больше соответствует внутреннему определению в настоящий момент времени текущей действительности. выборка составила 27 человек, из которых 15 девушек и 12 парней, в возрасте 20 - 23 лет.
Были выделены пять значимых шкал, характеризующих наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность, временную перспективу и возможность самоосуществления.
в первую шкалу вошли студенты, живущие сегодняшним или вчерашним днем. Данные показали внутреннюю целеустремленность у 69%, но с элементами прожектерства. Планы, которые не имеют реальной опоры в настоящем, не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию.
содержание второй шкалы проясняет процесс жизни, интерес и эмоциональную насыщенность жизни. фактически единственный смысл жизни сводится к тому, чтобы жить. Этот показатель демонстрирует, как воспринимает испытуемый сам процесс своей жизни. Полученные высокие баллы у 58% испытуемых по этой шкале и более низкие по остальным характеризуют молодежь, живущую потребностями сегодняшнего дня. Некоторые низкие баллы по этой шкале у 23% испытуемых - признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом они придают ей полноценный смысл воспоминания о прошлом успешном опыте, а также нацеленность в будущее.
Третья шкала показала удовлетворенность самореализацией. Полученные проценты по этой шкале продемонстрировали, как студенты оценивают пройденный отрезок жизни, как ощущают, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Полученные показатели говорят о том, что прошлое способно придать смысл последующим действиям молодых студентов. В 14% отмечена незначительная неудовлетворенность прожитым опытом жизни.
Четвертая шкала получила достаточно высокие баллы у 88% выборки, что соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии с текущими целями и представлениями о ее смысле. 12% студентов
продемонстрировали неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.
Пятая шкала характеризует управляемость процессами жизни. У 67% студентов отмечено устойчивое убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. У 13% выявлены убеждения фатализма и отсутствия веры в собственные возможности. У 20% испытуемых убежденность в неподвластности сознательному контролю собственной жизни, стереотипе «свобода выбора иллюзорна», и «бессмысленно что-либо загадывать на будущее».
В заключение хотелось бы отметить. Неудовлетворенность основных потребностей молодежи имеет многозначительные последствия. В лучшем случае она может выступать в качестве побудительной силы, вынуждающей молодежь продолжать процесс удовлетворения своих потребностей собственными силами, более эффективными способами. В худущем случае - молодые люди отвергают целый ряд трудно удовлетворимых потребностей, замещает его иной формой побуждений. Поэтому актуальность и перспективность данного направления исследования не вызывает сомнений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аргайл М. Психология счастья. СПб.: Питер, 2001.
2. Бобков В. Н., мстиславский П. с., маликов Н. с. Качество жизни: вопросы теории и практики. М.: Всероссийский центр уровня жизни, 2000.
3. Гараганов А.В., Китова Д.А. Психологические аспекты представлений молодежи о предпринимательской деятельности // Международная научная конференция «Бизнес. Общество. Человек». Издательство: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2015. С. 78-83
4. Журавлев А.Л. Психологические факторы физического и психического здоровья человека (по материалам исследований ИП РАН) // Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 3. С. 107-117.
5. Зараковский Г.М. Качество жизни населения России: психологические составляющие. М.: Смысл, 2009
6. Китова Д.А., Гараганов А.В. Методологические принципы исследования потребностей как основы социальной активности личности // Вестник Университета российской академии образования, Москва, 2016, № 2. С. 104-107.
7. Китова Д.А., Найманова Б.А. Правовые аспекты в представлениях студентов о способах достижения экономического благополучия// Вестник Университета Российской академии образования. 2016. № 1. С. 87-91.
8. Субетто А.И. Управление качеством жизни и выживаемость человека // Стандарты и качество. 1994. № 1. С. 32-33.
9. Фромм Э. Иметь или быть. М., АСТ, 2007