УДК 152.32
ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ОСМЫСЛЕННОСТИ ЖИЗНИ НА ПОСТРОЕНИЕ ЖИЗНЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
© Елена Сергеевна ГОЛОЩАПОВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра общей психологии, e-mail: [email protected]
Рассматривается проблема планирования человеком собственной жизни. Проведен теоретический анализ особенностей субъекта жизни и эмпирическое исследование влияния осмысленности жизни на построение жизненной перспективы лиц студенческого возраста.
Ключевые слова: жизненный путь; субъект жизни; смысл жизни; жизненная перспектива.
В ситуации общественной нестабильности, социальных конфликтов и экономических кризисов все большую значимость приобретает вопрос планирования личностью своей жизни. Изучением вопроса, каким образом человек проектирует собственный жизненный путь, занимались как отечественные (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев,
Д.А. Леонтьев, К.А. Абульханова-Славская, Т.Н. Березина, А.А. Логинова, В.Э. Чуднов-ский, Е.А. Уваров), так и зарубежные (И. Ялом, В. Франкл, К. Обуховский, Ж. Нют-
тен, Ф. Зимбардо) психологи. На основании теоретического анализа современных исследований мы предлагаем следующие характеристики субъекта жизни, т. е. личности, являющейся творцом собственной судьбы.
Наиболее важной особенностью субъекта является наличие смысла жизни, побуждающего любую личностную активность. Большинство исследователей (В. Франкл, И. Ялом, А. Маслоу) считает, что смысл жизни является важнейшей предпосылкой психического здоровья личности. Отсутствие
или утрата личностью смысла существования негативно сказываются на ее способности распоряжаться своей жизнью. Наличие смысла жизни - это обязательное, но недостаточное условие становления личности творцом собственной судьбы [1-7].
Вторая важная особенность личности, самостоятельно выстраивающей собственный жизненный путь, - это адекватность смысла жизни. В.Э. Чудновский, занимавшийся проблемой поиска оптимального смысла жизни, выделил два признака его адекватности: 1) «реалистичность», т. е. одновременное соответствие смысла жизни объективным условиям, необходимым для его реализации и индивидуальным возможностям человека; 2) «конструктивность» -степень его позитивного влияния на процесс самореализации личности [4].
Третьей не менее важной чертой субъекта жизни является осознание смысла собственного существования. Сознательность человека по отношению к смыслу жизни неразрывно связана с действенностью по отношению к собственному жизненному пути. По мнению С. Л. Рубинштейна, понимание личностью смысла жизни является значимой составляющей жизненной мудрости и способности к совершению правильных биографических выборов [5].
И, наконец, последняя по счету, но не по значимости особенность личности, выстраивающей жизненный путь согласно своему замыслу, - это преобладание временной перспективы будущего.
Ф. Зимбардо были получены данные, что люди с преобладающей временной перспективой будущего в жизни более успешны, чем те, кто ориентирован на прошлое или настоящее. Люди, ориентированные на будущее, обладают интернальным локусом контроля и способны удержаться от соблазна сиюминутного удовольствия в пользу получения большей награды в отдаленном будущем [8].
Ж. Нюттен считает, что индивид, смотрящий далеко вперед, создает долговременные временные перспективы и поэтому способен находить больше путей для их реализации. Средства, отсутствующие в настоящем, могут быть найдены в более отдаленном будущем [9].
Таким образом, можно сделать вывод, что чем раньше индивид обретает все вышеперечисленные свойства и становится «автором собственной биографии», тем эффективнее он осуществляет реализацию своих возможностей и тем успешнее он в жизни.
Нами было проведено эмпирическое исследование особенностей смысложизненных ориентаций и временных перспектив студентов высших и средних специальных учебных заведений.
Гипотеза нашего исследования состояла в том, что смысложизненные ориентации оказывают влияние на жизненную перспективу молодежи современной России.
Цель исследования - изучить влияние осмысленности жизни на выстраивание жизненной перспективы у лиц студенческого возраста.
В своей работе мы использовали следующие методики: опросник «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева, для исследования особенностей смысловой регуляции; опросник «Уровень субъективного контроля» (УСК), для определения уровня субъективного контроля в различных сферах жизнедеятельности; «Тест жизнестойкости» (С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева и Е. И. Рассказова), для изучения способности справляться с жизненными трудностями; опросник «Смысложизненный кризис»
К. В. Карпинского, для диагностики наличия кризиса смысла жизни; «Опросник временной перспективы» Ф. Зимбардо, для определения ведущей временной перспективы (негативное прошлое, позитивное прошлое, гедонистическое настоящее, фаталистическое настоящее и временная перспектива будущего).
В исследовании приняли участие 243 испытуемых в возрасте от 17 до 21 года, из них 112 являются студентами вуза (Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина), а 134 обучаются в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (Техническом колледже ТГТУ, Техникуме отраслевых технологий, Строительном колледже).
В начале нашего исследования, используя показатели по шкале «Общий показатель осмысленности жизни» Опросника «СЖО» Д.А. Леонтьева, мы выделили три группы испытуемых: с низким (средний балл - 79,5), средним (средний балл - 103,6) и высоким
(средний балл - 124,6) уровнями осмысленности жизни.
Далее с помощью корреляционного анализа были построены корреляционные плеяды для каждой из групп. При построении корреляционных плеяд использовались корреляционные связи с 1 % уровнем значимости.
На рис. 1 представлены корреляционные связи, выявленные в группе испытуемых с низким уровнем осмысленности жизни.
Переменная «Осмысленность жизни» имеет положительные корреляции с «Процессом» (0,631**) и «Гедонистическим настоящим» (0,535**). Данные переменные отражают восприятие собственной жизни как эмоционально насыщенной и интересной. Так же выявлены положительные корреляционные связи «Осмысленности жизни» с «Результатом» (0,535**) и «Позитивным
прошлым» (0,650**), т. е. переменными, обозначающими положительное отношение к прожитой части жизни. Таким образом, ос-
мысленность жизни в данной группе испытуемых связана с удовлетворенностью прошлым и настоящим.
Выявленные отрицательные корреляции переменной «Смысложизненный кризис» с переменными «Цели» (-0,684**), и «Интер-нальность семейных отношений» (-0,499**) свидетельствуют о том, что наличие целей, планов, жизненных программ и интерналь-ный локус контроля являются препятствием к возникновению кризиса смысла жизни.
Также были выявлены положительные корреляционные связи переменной <(Результат» с переменными «Осмысленность жизни» (0,535**), «Цели» (0,437**) и «Интер-нальность в области достижений» (0,437**). Положительная оценка прожитой части жизни и удовлетворенность своим прошлым детерминирует постановку целей в будущем, влияет на осмысленность жизни и убеждение человека в том, что он сам добился всех своих успехов.
Рис. 1. Корреляционные связи элементов структуры жизненной перспективы студентов с низким уровнем осмысленности жизни
Корреляционные связи, выявленные в группе испытуемых со средним уровнем осмысленности жизни, отображены на рис. 2.
По сравнению с первой корреляционной плеядой, изображенной на рис. 1, вторая корреляционная плеяда содержит большее количество переменных и, соответственно, имеет более сложную структуру. Переменная «Осмысленность жизни» обладает большим количеством корреляционных связей. Так же как и в первом случае, она имеет положительные корреляции с переменными «Процесс» (0,587**) и «Результат» (0,610**). Одновременно с этим выявлены положительные корреляционные связи с переменными «Цели» (0,550**), «Локус контроля жизнь» (0,583**), «Локус контроля Я» (0,600**) и отрицательная корреляционная связь с переменной «Смысложизненный кризис» (-0,443**).
Таким образом, у испытуемых второй группы, в отличие от испытуемых первой группы, осмысленность жизни связана не только с удовлетворенностью своим прошлым и настоящим, но еще с целями в будущем и верой в то, что человек способен контролировать события, происходящие с ним.
«Смыложизненный кризис» имеет отрицательные корреляции со следующими переменными: «Цели» (-0,403**), «Осмысленность жизни» (-0,443**), «Общая интерналь-ность» (-0,424**). Исходя из этого, можно сделать вывод, что у студентов со средним, так же как и у студентов с низким уровнем осмысленности жизни отсутствие смысложизненного кризиса обусловливается наличием жизненных целей в будущем и принятием на себя ответственности за собственную жизнь.
Рис. 2. Корреляционные связи элементов структуры жизненной перспективы студентов со средним уровнем осмысленности жизни
Наличие положительных корреляционных связей «Локуса контроля Я» с переменными «Процесс» (0,409**), «Цели» (0,417**) и «Жизнестойкость» (0,407**), свидетельствует о наличии у испытуемых второй группы убежденности в том, что они сами являются творцами своих судеб, влияющей на постановку и реализацию долгосрочных целей, а также на способность справляться с трудными жизненными ситуациями.
«Позитивное прошлое» обладает положительной корреляцией с «Жизнестойкостью» (0,407**) и с элементами, входящими в ее структуру: «Вовлеченностью» (0,405**) и «Принятием риска» (0,430**). По мнению Ф. Зимбардо, временная перспектива позитивное прошлое отражает не столько наличие приятных событий в прошлом человека, сколько положительную оценку данных событий и способность человека находить что-то хорошее даже в плохом. У студентов со средним уровнем осмысленности жизни положительное отношение к своему прошлому обусловлено высоким уровнем жизнестойкости, которая включает в себя вовлеченность в события настоящего, веру в способность человека влиять на происходящее с ним, убежденность в том, что все происходящее вокруг способствует развитию личности и приобретению опыта.
У испытуемых данной группы также обнаружены положительные корреляционные связи «Негативного прошлого» с «Интерналь-ностью в области межличностных отношений» (0,458**), «Фаталистическим» (0,456**) и «Гедонистическим настоящим» (0,432**). Это свидетельствует о том, что у студентов со средним уровнем осмысленности жизни негативная оценка прошлого оказывает влияние на временную перспективу настоящего.
«Перспектива будущего» имеет положительные корреляции с «Интернальностью в области достижений» (0,457**). У студентов со средним уровнем осмысленности жизни убеждение, что они сами добились всего хорошего, что есть в их жизни, влияет на веру в то, что они способны и дальше с успехом реализовывать поставленные цели. Из этого следует, что у испытуемых второй группы контроль над эмоционально положительными событиями обусловливает выстраивание временной перспективы будущего.
На рис. 3 представлены корреляционные связи, выявленные в группе испытуемых с высоким уровнем осмысленности жизни.
При сравнении рис. 2 и 3 можно обнаружить некоторое сходство. Переменная «Осмысленность жизни» имеет положительные корреляции с переменными «Цели» (0,516**), «Процесс» (0,602**), «Результат» (0,511**), «Позитивное прошлое» (0,490**), «Локус контроля Я» (0,555**) и отрицательные корреляции с переменной «Смысложизненный кризис» (-0,454**). Из этого можно делать вывод, что у студентов с высоким уровнем осмысленности, так же как и у испытуемых предыдущей группы, осмысленность жизни связана с позитивным отношением к своему прошлому и настоящему, наличием долгосрочных целей в будущем и верой в то, что эти цели могут быть достигнуты.
Обнаруженные в третьей группе испытуемых отрицательные корреляции переменной «Смысложизненный кризис» с переменными «Осмысленность жизни» (-0,454**), «Цели» (-0,614) и «Общая интернальность» (-0,509**) указывают на то, что у студентов с высоким, так же как и у студентов с низким и средним уровнями осмысленности жизни, отсутствие смысложизненного кризиса связано с наличием жизненных целей и высоким уровнем субъективного контроля.
Переменная «Перспектива будущего» имеет положительные корреляционные связи с переменными «Позитивное прошлое» (0,477**) и «Негативное прошлое» (0,450**). Это свидетельствует о том, что молодые люди с высоким уровнем осмысленности жизни при выстраивании перспективы будущего опираются на достигнутые успехи, при этом стараясь избегать повторения прошлых неудач.
Наличие у данной группы испытуемых отрицательных корреляционных связей «Негативного прошлого» с «Жизнестойкостью» (-0,616**) и с элементами входящими в ее структуру: «Вовлеченностью» (-0,571**),
«Контролем» (-0,531**) и «Принятием риска» (-0,542**), свидетельствует о том, что способность справляться с жизненными трудностями препятствует негативной оценке прошлого.
Рис. 3. Корреляционные связи элементов структуры жизненной перспективы студентов с высоким уровнем осмысленности жизни
Переменная «Фаталистическое на-
стоящее» имеет отрицательные корреляции с переменными «Общая интернальность» (-0,430**), «Интернальность в области неудач» (0,462**), «Жизнестойкость» (-0,459**) и «Вовлеченность» (-0,430**). Из этого следует, что у испытуемых третьей группы высокий уровень субъективного контроля, т. е. убежденность в том, что человек способен управлять собственной жизнью, препятствует фаталистическому отношению к настоящему.
При сравнении всех трех групп испытуемых, необходимо отметить следующее.
1. Для всех испытуемых характерной особенностью является то, что наличие целей в жизни и высокий уровень субъективного контроля является препятствием к возникновению смысложизненного кризиса.
2. Студенты с высоким и средним, в отличие от студентов с низким уровнем осмысленности жизни, имеют долгосрочные цели в будущем и убеждены, что способны их достигнуть.
3. У студентов второй и третьей групп высокий уровень развития жизнестойкости, т. е. способности справляться с жизненными трудностями препятствуют возникновению отрицательного отношения к прожитой части жизни и способствуют формированию позитивного отношения к прошлому.
4. Студенты с высоким уровнем осмысленности жизни при планировании целей в будущем опираются на ранее достигнутые успехи и учитывают прошлые ошибки.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась: осмысленность жизни влияет на построение жизненной перспективы студенческой молодежи.
1. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
2. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М., 1998.
3. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М., 1999.
4. Чудновский В.Э. Проблема оптимального
смысла жизни // Смысл жизни и акме: 10 лет поиска: материалы 8-10 симпозиумов: в 2 ч. / под ред. А.А. Бодалева, Г.А. Вайзер,
Н.А. Карповой, В.Э. Чудновского. М., 2004.
Ч. 1. С. 7-23.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. М., 1989. Т. 2.
6. Уваров Е.А. Психология конструирования будущего в ситуации неопределенной жизненной перспективы современного субъекта // Социальная педагогика: вызовы 21 века: материалы Международного конгресса специалистов социальной сферы. Тамбов, 2011.
7. Уваров Е. А. Современный человек в условиях неустойчивых социальных явлений // Современная реальность и жизненный путь: психологические аспекты: материалы Международной научно-практической конференции. Тула, 2012. С. 161-167.
8. Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь. СПб., 2010.
9. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / под ред. Д.А. Леонтьева. М., 2004.
Поступила в редакцию 8.06.2012 г.
UDC 152.32
STUDY OF MEANINGFULNESS OF LIFE INFLUENCE ON BUILDING OF STUDENTS’ LIFE PERSPECTIVE Elena Sergeyevna GOLOSHCHAPOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, General Psychology Department, e-mail: [email protected]
The problem of planning an own life is considered. Theoretical analysis of the characteristics of life subject and empirical study of meaningfulness of life influence on life perspective building of college-age individuals is held.
Key words: life course; life subject; meaning of life; life perspective.