проблемы высшего образования
Гараганов А.В.
потребности и самоосуществление современной молодежи в тренинговой работе
Психоаналитическая теория З. Фрейда рассматривает личность как пространство, в котором воплощаются инстинкты, суперэго, архетипы, бессознательные напряжения и влечения. Реальность и жизненный мир человека, с присущим только ему смыслом, сводится к универсальному набору инструментов, используемых для того чтобы избавиться от внутренней тревоги, раздражения или любого другого источника дискомфорта. При этом не учитывается фундаментальный феноменологический аспект личности, который заключает в себе динамичный опыт общения с другими индивидуумами, где сама личность стремится к осмысленному повышению качества собственной жизни.
В. Франкл в своих работах по логотерапии неоднократно упоминает о воле к смыслу, придавая меньшее значение потребности в смысле или влечению к смыслу жизни [11].
Изучая потребности студентов старших курсов бакалавриата и магистратуры ВУЗов Москвы, мы обнаружили, что молодежь увлекает не столько смысл и возможность самореализации, сколько желание повысить качество собственной жизни, проходя через пиковые переживания самоосуществления. Но, основная проблема, стоящая перед студентами старших курсов, заключается в сложности нахождения собственных опор, долгосрочных целей и невозможности быстрой реализации собственных экономических, коммуникативных и образовательных потребностей, а также стремления к самоосуществлению.
А. Маслоу определил стремление к самоосуществлению, как непрерывную «реализацию потенциальных возможностей способностей и талантов как свершение своей миссии или призвания судьбы и другого, как более полное познание и принятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции или внутренней синергии личности». Совместно с К. Роджерсом, Маслоу впервые вводит понятие самоактуализация [7].
Большая психологическая энциклопедия определяет самоактуализацию как «стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих
личностных возможностей». Отечественные исследователи самоактуализации изучали ее как основной системный элемент гуманистического образования студентов. Так, К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Л.Г. Брылева, Л.М. Фридман, Е.В. Крутых, О.Н. Большакова и др. рассматривали ее не только в психологическом ключе, но и в педагогическом, уделяя особое внимание личным характеристикам и особенностям формирования самоактуализации студентов старших курсов. [4]
А.К. Маркова описывает профессиональное самоопределение студентов начальных курсов вузов, начиная с процесса их обучения. С учетом этого, она выделяет четыре этапа становления специалиста.
1. Этап адаптации к профессии. Он соответствует периоду обучения в вузе на первом-втором курсах. На этом этапе усваиваются нормы, приемы, технологии будущей профессии. Студенты имеют сформированное и целостное представление о своих возможностях. (исследования В. М. Ивановой)
2. Этап самоактуализации в профессии. Он соответствует обучению на 3-45 курсах. Студенты осознают свои возможности в будущей профессиональной деятельности. Они мотивированы и управляют своей деятельностью.
3. Этап свободного владения профессией. Это период десяти-двадцати лет профессиональной деятельности. На этом этапе проявляется мастерство и защита собственных стратегий и интересов на практике.
4. Этап соответствует уровню зрелого человека, посвятившего жизнь выбранной профессии. Здесь происходит «проектирование изменений собственной личности, необходимых для решения возникающих учебных задач по выбору и принятию решения о деятельности студентов в возникшей образовательной ситуации» [3; 6].
Проводя экспериментальное исследование наличия жизненных целей студентов и компетенций к их осуществлению, мы использовали адаптированную версию теста «Цель в жизни» Д. Крамбо, Л. Махолик, а именно тест «Смысло-Жизненных Ориентацию» Д. А. Леонтьева [5].
Основной задачей являлась эмпирическая валидизация ряда представлений об экзистенциальном вакууме, неудачах поиска цели и смысла и невротических проявлениях студентов - старшекурсников.
Все вопросы, включенные в тест-лист, носили открытый характер. При этом были предложены пары противоположных утверждений. Необходимо было выбрать одно из двух утверждений, которое больше соответствует внутреннему определению в настоящий момент времени текущей действительности. Выборка составила 27 человек, из которых 15 девушек и 12 парней, в возрасте 20 - 23 лет.
Были выделены пять значимых шкал, характеризующих наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность, временную перспективу и возможность самоосуществления.
В первую шкалу вошли студенты, живущие сегодняшним или вчерашним днем. Данные показали внутреннюю целеустремленность у 69%, но с элемента-
ми прожектерства. Планы, которые не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию.
Содержание второй шкалы проясняет процесс жизни, интерес и эмоциональную насыщенность жизни. Фактически единственный смысл жизни сводится к тому, чтобы жить. Этот показатель демонстрирует как воспринимает испытуемый сам процесс своей жизни. Полученные высокие баллы у 58% испытуемых по этой шкале и более низкие по остальным характеризуют молодежь, живущую потребностями сегодняшнего дня. Некоторые низкие баллы по этой шкале у 23% испытуемых - признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом они придают ей полноценный смысл воспоминания о прошлом успешном опыте, а также нацеленность в будущее.
Третья шкала показала удовлетворенность самореализацией. Полученные проценты по этой шкале продемонстрировали, как студенты оценивают пройденный отрезок жизни, как ощущают насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Полученные показатели говорят о том, что прошлое способно придать смысл последующим действиям молодых студентов. В 14% отмечена незначительная неудовлетворенность прожитым опытом жизни.
Четвертая шкала получила достаточно высокие баллы у 88% выборки, что соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии с текущими целями и представлениями о ее смысле. 12% студентов продемонстрировали неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.
Пятая шкала характеризует управляемость процессами жизни. У 67% студентов отмечено устойчивое убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. У 13% выявлены убеждения фатализма и отсутствия веры в собственные возможности. У 20% испытуемых убежденность в неподвластности сознательному контролю собственной жизни, стереотипе "свобода выбора иллюзорна", и "бессмысленно что-либо загадывать на будущее".
таким образом, мы выделили индивидуальные представления молодежи о качестве жизни, которые отражают персональные потребности, мотивы и смыс-ложизненные ориентации, проекты жизненных стратегий, цели и восприятие собственного будущего.
Следующим шагом стала тренинговая работа в группе, имеющая целью обнаружить, доступно ли испытуемым состояние самореализации, путем самомотивации, целеполагания и проживания «пиковых состояний», в том числе инсайта, телесного, эмоционального осознавания и состояния потока в ходе практических занятий.
Занятия строились по принципу обучения коммуникативным навыкам, начиная от самоотслеживания собственного голоса, речи, звукоизвлечения, телесного осознавания позы, дыхания, мимики, потока эмоций и мыслей.
В качества примера приводим демонстрационную сессию со студенткой Л. (5 курс).
Во время тренинга Л. сама вышла на демонстрационную сессию. Ниже приводим наиболее важные фрагменты. Л - студентка. П - психолог.
Л: Я готова.
П: Поехали.
Л: Куда едем?
П: В том направлении, которое вы выбрали.
Л: Рассказать о моей проблеме?
П: Вы называете это проблемой?
Л: Да.
П: Вы уверены.. .называя это проблемой?
Л: (смеется).. .Но я жила с этим до сих пор.
П: Ну, я и говорю, когда с этим живешь, то это не проблема, это - жизнь.
Л: Но когда приходишь в себя, чтоб от этого избавиться, я иду, чтоб от этого избавиться.
П: Вы уйдете отсюда, и не будет ее? Имейте ввиду.
Л: Если я в вас настолько верю, то, наверное, да.
П: По вере вашей да будет вам.
Л: Начнем сейчас. О проблеме?
П: Мы же не обсуждаем город, и дороги не обсуждаем.
Л: Я хочу обрести легкость в ногах такую же, какую имею в голове и сейчас уже в чувствах, и я хочу хотеть. Хочу желать. Но когда прихожу с работы, ощущаю себя трупом, поесть и бухнуться на диван с кроссвордами. Уснуть, потом встать и опять быть человеком, но это уже поздно по времени. то, что намечала, по - разным причинам уже сделать не можешь, и возлагаешь надежды на выходные, и пока поднимаешь всю эту рутину домашнюю, и тут ноги меня уже никуда не пускают. Но я считаю, что меня не пускает что-то другое, а ноги только противовес. Ноги физически не пускают. Лимфоаденит - он меня очень волнует.
П: А сейчас мы с чем работаем?
Л: С этим же.
П: А к чему идем?
Л: К обретению легкости.
П: Это реально?
Л: Да, думаю.
П: Думаете или знаете?
Л: Знаю, во всяком случае, с таким стажем, как у меня, у других уже слоновость. Но я держусь. Тормозить процесс могу, даже знаю - как.
П: Как?
Л: Отдыхать больше, интимную жизнь вести, но ни того, ни другого, практически не бывает. (смеется).
П: А чего вы смеетесь?
Л: ОТ того, что бывает очень редко одно, другое.
П: То есть, вы редко бываете в норме?
Л: Угу.
П: Вот это проблема.
Л:И проблема в том, что не норма со временем становится нормой, а настоящая норма становится праздниками. П: Ну конечно. Хорошо. Л: Конечно.
П: Ну, жизнь у нас такая.
Л: (вытирает слезу).
П: Что вы там вытираете?
Л: Почесалось просто. Я не плачу!
П: Хорошо.
Л: Правда - чешется.
П: А я уже думал - пошло.
Л: Нет, это же норма.
П: А праздники часто бывают?
Л: Нет, редко.
П: А вы какая в празднике? Л: Счастливая.
П: А когда не в празднике, а в будни?
Л: Довольная (хмурится).
П: На лице у вас была другая эмоция.
Л: А что же это было? Я ищу всегда положительное в дне, поэтому мне легко жить. Я этим довольна. Я умею это переинтерпретировать.
П: Наверное, очень интересно находить в каждом дне позитивное звено? Это интересный механизм удерживания проблемы. Л: (пытается записать на листке).
П: Зачем вы это записываете? Ведь это и так записано в вас. Вам надо переписать, а не повторно писать.
Л: Как вы сказали? Механизм? (пытается записать). П: Для чего вам это сейчас? Л: Для осознания.
П: Это способ удерживания проблемы. Л: Ах, да!
П: Но вы ведь, уже сказали, что ищите способ решения. Л: Перспектива - не искать позитив, а углубляться в негатив - меня не прельщает.
П: Хороший компьютер.
Л: Мм. Гибкость отсутствует. Третий путь. Я его пока не вижу. П: А вы не смотрите, а почувствуйте.. .задействуйте другой канал, альтернативный.
Л: Помощь зала нужна.
П: Зал вам сейчас наговорит.
Л: Толчок какой-то нужен. Зациклена. Я застряла.
П: А, компьютер завис, его надо перезагрузить? Мы-то не будем так. Мы то
опытные программисты. Мы то с вами...
Л: (смеется). Попробуем по-другому. (смеется). Не знаю.
П: Да, система зависла.
Л: Все равно физическое напряжение есть. Все равно оно есть, как бы мы не стремились к моему «я» или «мы».
П: Мышление - системный процесс, но жизнь парадоксальна.
Л: Не вижу парадоксов. Я всегда нахожу им объяснения.
П: Вы в какой вере?
Л: По происхождению - православная.
П: Это по какому такому происхождению ваша вера?
Л: Семья вышла из православия, а поскольку, я все религии изучила, то выработала свою.
П: Вы голубь мира?
Л: Ну да, может быть.
П: Вы - голубь мира. Ну хорошо - из православия.. .А в православии есть понятие «промысел божий». Когда это случается, знаете?
Л: В смысле - творчество?
П: Не только...
Л: .?
П: Я спросил: Вы знаете, как это случается? Это простой вопрос. Есть простой ответ - «Да», «Нет». Л: Да.
П: Хорошо. Когда?
Л: У меня? Душа поет.
П: такое часто бывает?
Л: У меня? Да.
П: Это состояние праздника или будней?
Л: В принципе, будней. Нет ... - праздников.
П: так, душа поет в будни или в праздники?
Л: И в будни поет, когда я хорошо делаю творческую работу.
П: А какая она - творческая работа для вас?
Л: Это все - от приготовления пищи до красивого урока; хорошая беседа.
П: А промысел где здесь?
Л: Только творчество.
П: так вы ему место не оставляете? Наверное, от того, что вы не умеете мыслить парадоксами. И нет места промыслу. Идете сами на встречу, а можете сами принять то, что есть.. .как это сделать?
Л: А что такое промысел, скажите мне?
П: Когда я собираюсь читать семинар, я знаю, что я буду читать, но невозможно специально готовиться, пытаясь предугадать все варианты. Я оставляю место для промысла и позволяю процессу быть естественным, а все, что нужно все равно происходит. Это похоже на творчество, творчество другого порядка. Когда оставляешь ему место, то тело. совершенно.. .по-другому на все реагирует и
решение видится другим. Это немножко парадоксальный взгляд на проблему.. .И тогда она уже не проблема. А если проблема не проблема, значит она уже - решение. Это не впишешь в себя, это можно только ощутить, позволив себе.
Л: Мне говорят, что я не оставляю места другим. Да, это правда, но это и не новость. Да, это есть.
П: Есть одно учреждение, в котором сотрудниками являются очень пожилые люди и они сидят на своих местах и упорно держатся за них. Они не дают дорогу молодым, для них это не проблема, но предприятие не развивается, нет движения. Своеобразная неподвижная форма.
Л: Да. Я это тоже для себя формулирую. Но когда я пыталась уйти, меня настолько не устраивал результат.. .Я как бы шла на окружающих.
П: Хорошо. Вернемся к ногам.. .сейчас.
Л: Для меня очень трудно принять себя как женщину в работе. Я не хочу туда ходить. Я регулярно пытаюсь каждый год уйти с работы, но удерживает стабильность. Я говорила начальнику, что не хочу там оставаться, а он даже разговаривать не хочет об этом. Получается: эти мои уходы - это моя манипуляция ради того, чтобы чего-то добиться.
П: Так получается.
Л: Хотя, я не с этим иду. Я иду с твердым намерением, но в результате получается, что начальник идет мне на всяческие уступки, лишь бы я находилась на этом месте. У нас с ним игра, постоянная манипуляция. Мне надо все-таки уйти? И туда больше не ходить?
П: А если у ног спросить? Они, наверняка лучше знают.
Л: Но они то ведут.
П: А если спросить у ног: о чем все это, что нужно делать по-другому?
Л: Я столько спрашивала - это моя сексуальность. У меня с мужем ее нет. Когда она была, и с ногами было лучше.
П: Я чем-то могу сейчас вам помочь?
Л: Помочь в том, чтобы прояснить.
П: А разве что-то не ясно?
Л: Нет...Да...не знаю.
П: Что? Л: А?
П: Что конкретно?
Л: Я не вижу свою линию поведения, назад или вперед?
П: Не получается одной ногой стоять здесь, а другой там.
Л: Можно.
П: Может быть и можно, да только ногам трудно.
Л: (смеется). В этом-то и вся проблема - ногам трудно.
П: А давно ногам трудно?
Л: Это началось в ранний период первой беременности.
П: И что было потом?
Л: Потом пошел прогресс на одной ноге, а потом была вторая беременность.
Ноги стали идеально хорошими, хотя, казалось, должно было быть наоборот (длительная пауза). Я кое-что поняла. Я сейчас прошла по всей своей жизни, точнее, по основным моментам.. .кое-что прояснилось.
П: Вы шли сами и пойдете дальше сами. Пойдете?
Л: Да. Спасибо!
Комментарии психолога: Работа с Л. была интересной и одновременно непростой. Она хорошо выстраивает защиту и одновременно из этого состояния просит поддержку. Интересны ее жизненные стратегии и сценарии. Только способа решения и выхода она пока не видит. Или «не хочет» видеть. Возможно ей нужно было просто принять определенное решение.
Л: По своему складу привыкла всегда доходить до самой сути системы. Чуть ли не впервые в сознательной жизни - мне это не удалось. Это для меня пока непостижимо. Этой непостижимости я благодарна! Спасибо и за чувство доверия.
Я настолько привыкла все делать сама, но это новое ощущение сотрудничества настолько оказалось благостно для меня, что. В общем, меня переполняет чувство комфорта! Раньше я активно пропагандировала лозунг: «Бери от жизни все!», имея в виду любой опыт, все, что предлагает жизнь, то теперь я понимаю, что на это «все» уходит очень много сил. Проходишь большое расстояние с малым КПД. Сегодня впервые возникла мысль об избирательности того, что предлагает жизнь. Я хочу доверять чувствам при этом выборе.
Обычно, если я чего-то не понимаю, я ощущаю себя нагой. Здесь этого не происходит.
Я получила новый опыт и во мне родились новые ощущения осуществления самой себя. Но пока не знаю, что с ним делать.
Непрерывно, в течение пяти дней, с 10 00 утра и до 18 00 вечера студенты находились в особом пространстве доверия, заботы, взаимоподдержки и сотрудничества. Данное условие позволило подтвердить версию А. Маслоу, о том, что удовлетворение базовых потребностей ведет к осуществлению более высоких потребностей в самореализации. Поскольку задачей тренинга являлась самореализация личности не в пространстве тренинга, а в поле жизни (Поле Бытия), то было обнаружено, что 36% выборки самотрансцендировали собственные убеждения и ценности, выйдя к самоосуществлению собственных метапотребностей, выходящих за пределы поставленных задач.
Так, результатом явилась сдача некоторых зачетов и экзаменов экстерном, в результате возросшей внимательности и повышенной работоспобности у 13%. Состояние творчества отметили 24%, в результате чего студенты записались в различные спортивные и творческие кружки, продолжая их посещать в течение двух месяцев после пройденного тренинга. 33% продолжают сохранять моральную и психологическую поддержку друг для друга. 41% поддерживают еженедельное общение в социальных сетях и посредством мессенджеров. Более 60% прошедших тренинг, свидетельствуют об изменениях отношений и ролевых позиций дома и в ближайшем окружении. 5% приняли решение получить дополнительное образование, либо посетить профильные мастер-классы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гараганов А. В. Представления о качестве жизни и потребностная сфера молодежи: Монография. - М.: Издательство «Спутник+», 2015.
2. Гараганов А. В. Причинная психотерапия. - М., Психотерапия: метод Causal Therapy, 2006. - 240 с.
3. Иванова В.М. Структура образовательной поддержки самоактуализации студентов университета / Вестник ОГУ - 2013. - №2 (151)
4. Крутых Е.В. Проблема человеческих потребностей в гуманистической психологии А. Маслоу // Философские аспекты постижения человека: Сб. науч. ст. - Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 2001
5. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. - М.: Смысл, 2000 - 18с.
6. Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика. 1995. - № 6.
7. Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности. Тексты. - М.:МГУ, 1982. - с. 108 - 117.
8. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. / пер с англ. - СПб. : Питер, 2016.
9. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. - СПб.: Питер, 2017.
10. Обуховский К. Галактика потребностей. Психология влечений человека. - СПб.: Речь, 2003.
11. Франкл В. Психотерапия и экзистенциализм. Пер. с англ. яз. - М. ИОИ.
2015.
Лейбовский А.Ю., Аверина Л.Ю.
проблемы реализации дисциплины «элективные курсы по физической культуре» в кубанском государственном университете
В последнее десятилетие в Российской Федерации происходят изменения в системе образования, вводятся новые Федеральные государственные образовательные стандарты, направленные на совершенствование общих образовательных программ высшего профессионального образования. Высшие учебные заведения страны, ориентируясь на новые образовательные модели, предоставляют