УДК 159.9
ВЛИЯНИЕ ОСМЫСЛЕННОСТИ ЖИЗНИ НА ВЫСТРАИВАНИЕ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖЬЮ
© Евгений Алексеевич УВАРОВ
доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психолого-педагогического и социального образования
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: [email protected]
Проанализировано развертывание качественно новой жизненной реальности, отличительными особенностями которой являются неустойчивость, неопределенность и конфликтность. Вследствие имплозивного социального взрыва в современном мире происходит «схлопывание» европейской мировоззренческой модели, что приводит к социальному хаосу и неуклонному росту разного рода социальных и личностных девиаций. Исходя из такого взгляда на развитие социального пространства была совершена попытка изучить влияние осмысленности жизни как базового личностного конструкта на выстраивание временной перспективы студенческой молодежью. Полученные данные позволили разработать психологические технологии, направленные на формирование и коррекцию жизненного пространства молодых людей. Для решения исследовательских задач использовался банк психодиагностических методик: опросник «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева, опросник «Уровень субъективного контроля» (УСК), «Тест жизнестойкости» (С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказова), опросник «Смысложизненный кризис» К.В. Карпинского, «Опросник временной перспективы» Ф. Зимбардо, «Метод мотивационной индукции» (MMI) Ж. Нюттена, Шкала временных установок Ж. Нюттена. Кроме этого, были задействованы методы математической статистики: описательная статистика, частотный анализ, корреляционный анализ, факторный анализ, сравнительный анализ по критерию Манна-Уитни. В результате исследования было доказано, что смысл жизни самым непосредственным образом влияет на формирование временной перспективы будущего студенческой молодежи и их мотивационную направленность. Кроме этого, определено, что осмысленность жизни способствует развитию жизнестойкости и ответственному отношению к выбору жизненного пути. К значимым моментам исследования можно отнести, что уровень смысла жизни может служить критерием для выделения типов временных перспектив студенческой молодежи, составляющих, в свою очередь, основу для разработки формирующих и коррекционных психологических программ.
Ключевые слова: временная перспектива; смысл жизни; жизненное пространство; жизненный кризис; субъективная картина будущего; жизнестойкость
Современная социальная ситуация по многим направлениям оказывает на человека фрустрирующее воздействие, не позволяя в хаотичном жизненном пространстве обрести устойчивое положение и предсказать дальнейший путь развития. Связано это с тем, что горизонт прогнозируемости событий приблизился настолько близко, что человек вынужден реагировать всего лишь на сиюминутность, а не устремляться в перспективу отдаленного будущего. Следует признать, что современный человек находится в точке бифуркации, которая предполагает не столь широкую альтернативу траекторий дальнейшего движения. По какому пути развития пойдет человек, к сожалению, предсказать и тем более научно обосновать не представляется возможным. Один путь лежит в плоско-
сти нового Ренессанса и Возрождения, другой - Апокалипсиса, что метафорично может сравниться с плаванием между Сциллой и Харибдой.
Наступающая новая реальность все больше претендует на доминирование и вследствие своей неопределенности оказывает негативное воздействие на личность, дезорганизует ее существование, не позволяя встроиться в динамично меняющийся мир и, тем более, повлиять на его эффективное конструирование. Человек все дальше погружается в лабиринты одиночества и отчуждения; его повседневным спутником стала экзистенциальная тревога и жизненная усталость, которую с полным основанием можно считать «новым неврозом века» [1].
Исходя из этого, в стремительно изменяющемся мире очень важно уметь эффективно планировать собственную жизнь, выстраивать жизненную перспективу, а не быть ее пассивным наблюдателем. Особую актуальность этот вопрос приобретает в студенческом возрасте, поскольку студенчество представляет собой период обретения самоидентификации и самозначимости. В этом возрасте молодой человек, как правило, пытается найти ответ на вопрос «Кто я и каково мое место в этом мире?». Другими словами, он сталкивается с необходимостью совершить значимый выбор, а именно выбор своего жизненного пути. При этом чтобы стать творцом собственной жизни молодой человек должен выстраивать временную перспективу, то есть прогнозировать будущее, своевременно и эффективно планировать и осуществлять значимые события, уметь справляться с жизненными трудностями.
В этой связи научное понимание смысловых и временных аспектов существования человека способствует более глубокому и целостному изучению внутренних закономерностей выстраивания жизненного пространства в целом и жизненной перспективы в частности [2].
Изучением роли смысла жизни в выстраивании перспективы жизненного пути занималась целая плеяда выдающихся исследователей, таких как В. Франкл, И. Ялом, Б.С. Братусь и др. [3-5]. При этом большинство психологов отмечают, что наличие смысла жизни является важной предпосылкой психического здоровья и успешной самореализации, так как позволяет говорить о значимости жизни (А. Маслоу, В. Франкл, С. Мадди, И. Ялом, К. Обуховский, А.А. Кро-ник, Р.А. Ахмеров, Ф.Е. Василюк, К.В. Карпинский).
Поскольку жизненная перспектива человека во многом зависит от временной установки, его временной ориентации, то есть отношения к прошлому, настоящему и будущему, не менее важной научной проблемой является изучение временной организации жизненного пути.
Проблемой временной перспективы занимались не менее известные психологи, такие как К.А. Абульханова-Славская, Ж. Нюттен, Е.И. Головаха, А.А. Кроник, Ф. Зимбардо, Дж. Бойд и др. [2; 6-8].
На данном этапе развития психологической науки существует ряд исследований, в которых смысл жизни и временная перспектива соотносятся с возрастом, однако они носят довольно разрозненный и противоречивый характер. Тем не менее, следует признать, что наиболее сенситивным периодом в плане постановки смысложизненных вопросов является период обучения в вузе. Одни ученые считают, что молодые люди примерно к двадцати годам приобретают навыки определения жизненных целей и организации времени своей жизни, что среди лиц студенческого возраста преобладает сбалансированная временная перспектива (А.Н. Афанасьева, А. Сырцова, О.В. Митина). Другие акцентируют внимание на том, что современные девушки и юноши при выстраивании жизненного пути испытывают множество трудностей, и понимание самой сути смысла жизни для них представляет определенные трудности. Так, В.Г. Немировским, Е.В. Соколовой были получены данные о том, что многие студенты не имеют представления о том, для чего они живут, иными словами, не имеют смысловой наполненности своего существования.
Несмотря на большой интерес к планированию будущего современной молодежью, проблема влияния осмысленности жизни на временную организацию их жизненного пути изучена недостаточно и часто носит декларативный характер. По сути, разрешению данного вопроса посвящено наше исследование.
В современной психологической науке существует множество подходов к изучению временной перспективы жизненного пути, что породило большую путаницу в понятиях, а также в выделении ее компонентов. К примеру, К. Левин определял временную перспективу как всеобщность взглядов индивида на его психологическое будущее и прошлое, существующее в данный момент времени. В рамках событийного подхода представлена причинно-целевая концепция Е.И. Головахи и А.А. Кроника, в которой временная перспектива рассматривается как поле для разворачивания субъективной картины жизненного пути со всеми событиями и связями между ними [7]. При типологическом подходе, представленном концепцией личностной организации времени, разработанной К.А. Абульха-новой-Славской, временная перспектива со-
относится с жизненной перспективой, то есть сознательным структурированием будущего, формированием жизненных планов, видением себя в будущем [2]. В рамках мотиваци-онного подхода, представленного работами Ж. Нюттена и его последователей, временная перспектива изучается как последовательность предполагаемых событий с определенными интервалами между ними, то есть речь идет о перспективе будущего [6]. В исследованиях Ф. Зимбардо и Дж. Бойда временная перспектива представляет собой временную направленность на события прошлого, настоящего или будущего [8]. При этом авторы выделяют пять временных перспектив: позитивное и негативное прошлое, фаталистическое и гедонистическое настоящее и перспективу будущего. В.И. Ковалевым использовалось понятие «транспективы», включающей в себя настоящее, перспективу (будущее) и ретроспективу (прошлое).
При анализе многочисленных теоретических источников в определении временных границ жизненной перспективы обращает на себя внимание несогласованность подходов, что позволило разделить все исследования временной перспективы на две группы: в одних исследованиях она представляет собой интеграцию прошлого, настоящего и будущего в жизненном пространстве, а в других акцент делается исключительно на будущем.
В данной работе под временной перспективой мы понимаем направленность личности на предвосхищаемые события будущего и предлагаем четырехкомпонентную структуру временной перспективы, которая включает:
- когнитивный компонент (образ себя в будущем, субъективная картина будущего, мечты, фантазии);
- мотивационный компонент (конкретные мотивы, цели, планы, мотивационная направленность);
- аффективный компонент (позитивные или негативные ожидания по отношению к будущему, формирующие различные психические состояния);
- личностный компонент (ответственность за выбор жизненного пути, умение справляться с жизненными трудностями, жизнестойкость, «мужество быть»).
Выстраивание перспективы жизненного пути во многом определяется жизненным
смыслом. Согласно С.Л. Рубинштейну, смысл жизни обусловливает способность личности к самодетерминации и саморегуляции. При этом жизненный смысл задает направление и одновременно является ориентиром на всей дистанции жизненного пути [9]. По мнению К.А. Абульхановой-Славской, жизненный смысл отражает реальный жизненный путь и является мерой успехов, достигнутых в прошлом. Важной особенностью смысла жизни является то, что в нем содержится не столько наличное и уже существующее, сколько предвосхищаемое и желаемое состояние жизненного пути. Б.С. Братусь пишет, что функция смысла заключается в создании эскиза будущего. Другими словами, в смысле жизни запроектировано то будущее, которое личности необходимо превратить в реальность жизненного пути посредством своей активности. Отталкиваясь от такого понимания смысла жизни, временную перспективу мы определяем как смысловую центрированность на будущем, обеспечивающую самореализацию и самоосуществление жизненного пути.
С целью исследования влияния осмысленности жизни на временную организацию жизненного пути студенческой молодежи под нашим руководством (Е.С. Голощапова) было проведено эмпирическое изучение данного вопроса.
Мы предполагали, что осмысленность жизни влияет на формирование временных установок и мотивационную направленность перспективы будущего молодых людей, а также способствует формированию жизнестойкости и ответственного отношения к выбору жизненного пути.
В исследовании приняли участие 243 испытуемых в возрасте от 17 до 21 года, из них 112 являлись студентами вуза (Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина), а 134 обучались в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (Техническом колледже, Техникуме отраслевых технологий, Строительном колледже).
Для исследования особенностей мотива-ционного компонента временной перспективы студенческой молодежи использовалась методика «Метод мотивационной индукции» (ММ1) Ж. Нюттена. По ее результатам с помощью факторного анализа были выделены
следующие факторы мотивационной направленности студентов: самореализация и признание, семья и забота о близких; развлечения, профессиональная деятельность, сохранение жизни и поддержание здоровья.
При помощи методики «Шкала временных установок» Ж. Нюттена изучены особенности восприятия собственного будущего молодыми людьми. Использование факторного анализа позволило выделить четыре фактора временных установок по отношению к будущему: оптимистические ожидания, активность личности, протяженность, изменчивость.
Для исследования влияния осмысленности жизни на выстраивание временной перспективы молодежи, используя показатели по шкале «Общий показатель осмысленности жизни» опросника «СЖО» Д.А. Леонтьева [10], мы выделили три группы испытуемых: с низким (средний балл 79,5), средним (средний балл 103,6) и высоким (средний балл 124,6) уровнями осмысленности жизни.
Опираясь на исследования Ф. Зимбардо, в результате которых были получены сведения, что у каждого человека есть тенденция акцентироваться на той или иной временной перспективе, нами был определен профиль временных перспектив для каждой группы испытуемых (рис. 1).
Эмпирическим путем установлено, что у студентов с низким уровнем осмысленности жизни ведущей временной перспективой яв-
ляется позитивное прошлое, при этом обращают на себя внимание умеренные показатели негативного прошлого, фаталистического и гедонистического настоящего и сравнительно низкие показатели перспективы будущего. Подобную временную перспективу можно обозначить как слабоориентированную на будущее.
У студентов, обладающих средним уровнем осмысленности жизни, ведущей временной перспективой является позитивное прошлое, при этом они имеют довольно высокие показатели перспективы будущего, умеренные показатели гедонистического настоящего и сравнительно низкие показатели по негативному прошлому и фаталистическому настоящему. Подобное сочетание соответствует сбалансированной и гармоничной временной перспективе, которая позволяет учиться на прошлом, черпать энергию и желания из настоящего, строить планы на будущее.
Студенты, обладающие высоким уровнем осмысленности жизни, имеют сравнительно высокие показатели позитивного прошлого, умеренные показатели гедонистического настоящего, низкие показатели негативного прошлого и фаталистического настоящего, а также довольно высокие показатели перспективы будущего. Такая временная перспектива является сверхориентированной на будущее.
Рис. 1. Профили временных перспектив студентов с различным уровнем осмысленности жизни
Проведение сравнительного анализа полученных ранее факторов мотивационной направленности по критерию Манна-Уитни и факторов временных установок по отношению к будущему, а также данных, полученных с помощью методик опросника «Смыс-ложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева, опросника «Уровень субъективного контроля» (УСК), «Тест жизнестойкости» (С. Мад-ди в адаптации Д.А. Леонтьева и Е.И. Расска-зова), опросника «Смысложизненный кризис» К.В. Карпинского, позволило выявить особенности временных перспектив студентов с различным уровнем осмысленности жизни.
На рис. 2-4 представлены результаты попарного сравнения показателей испытуемых с различными временными перспективами.
Установлено, что студенты со слабоориентированной на будущее временной перспективой, по сравнению со студентами, имеющими сбалансированную и сверхориентированную на будущее временную перспективу, обладают низким уровнем осмысленности жизни, негативно относятся к прожитой части жизни, обладают фаталистическим
отношением к настоящему, воспринимают собственную жизнь как скучную и однообразную. Данная группа испытуемых не имеет четких жизненных целей, «живут одним днем», мотивирована на развлечения и получение удовольствия, обладает экстернальным локусом контроля, не считает себя способными влиять на собственную жизнь, воспринимает будущее как ригидное и заранее предопределенное. Кроме того, они обладают низким уровнем жизнестойкости, вследствие чего довольно плохо справляются с жизненными трудностями и наиболее подвержены возникновению смысложизненного кризиса.
Для респондентов с гармоничной временной перспективой характерно обладание средним уровнем осмысленности жизни, довольно позитивное отношение к прошлому, умеренный уровень вовлеченности в процесс жизни и удовлетворенности настоящим, наличие долгосрочных целей в жизни, мотива-ционная направленность не только на развлечение и получение удовольствия, но и на самореализацию и заботу о близких, умеренный уровень субъективного контроля, а также способности справляться с жизненными трудностями.
160 140 120 100 80 60 40 20 0
□ сбалансированная временная перспектива
s EJ ii-
i
£
IE [
S
р
л
jr Л
sf>
#
Рис. 2. Показатели студентов, обладающих слабоориентированной на будущее и сбалансированной временной перспективой
Студенты, которые сверхориентированы на будущее, обладают высоким уровнем осмысленности жизни, позитивно относятся к прошлому, вовлечены в процесс жизни, воспринимают собственное настоящее как интересное и эмоционально насыщенное, а будущее - как изменчивое и зависящее от активности личности. Молодые люди, входящие в данную группу, легко определяют цели в жизни и довольно упорны в их достижении, имеют интернальный локус контроля и довольно выраженную мотивационную направленность на самореализацию, получение признания со стороны социального окружения, создание семьи и заботу о близких. Более того, они обладают высоким уровнем осознания собственной ответственности за выбор жизненного пути, а также высоким уровнем жизнестойкости, что в свою очередь определяет низкую вероятность возникновения у них смысложизненного кризиса.
Таким образом, очевидным является тот факт, что обладание слабоориентированной
на будущее временной перспективой может препятствовать самореализации и самоосуществлению жизненного пути, поскольку чтобы стать творцом собственной жизни, индивид должен уметь прогнозировать свое будущее, своевременно планировать и осуществлять значимые события, уметь справляться с жизненными трудностями.
На основе проведенного анализа мы предлагаем следующие критерии эффективной временной перспективы в студенческом возрасте:
- умеренный уровень осмысленности жизни;
- наличие перспективных целей;
- вовлеченность в жизненный процесс;
- принятие ответственности за выбор жизненного пути;
- высокую личностную активность (субъектная активность);
- готовность к жизненным трудностям (жизнестойкость).
200 180 160
□ сбалансированная временная перспектива ■ сверхориентированная на будущее временная перспектива
Рис. 3. Показатели студентов, обладающих сбалансированной и сверхориентированной на будущее временной перспективой
60 50 40 30 20 10
3 5
3 5
3 5
3 5
8 4
5 8
4 4
4 4
4
СП
6
со
со g 64
3
4
4 4
6
со со" 4
3 5
, _ -fr tp см 2
5
«6 5
см -41
3 й
5 3
V//////////////////////
////////' ^fff/f//// * .ß ,Ж cF ^ сГ ^ ^ „<Г лР1 ^ ^ jsF ¿Г Ж о*
^ У
> / сг
УУ /У
д®
/
„¡Г У
V
s У #
лГ х? J!
/ '//
s / **
ж
□ слабориентированная на будущее временная перспектива ■ сверхориентированная на будущее временная перспектива
0
Рис. 4. Показатели студентов, слабоориентированных и сверхориентированных на будущее
Используя данные критерии, нами была разработана тренинговая программа, направленная на развитие эффективной временной перспективы студентов, включающая мероприятие по повышению уровня осмысленности жизни, развитие жизнестойкости, жизненного потенциала личности и перспективы будущего, постановку целей, формирование ответственного отношения к собственному будущему. Тренинг был проведен в группе испытуемых со слабоориентированной на будущее временной перспективой.
На рис. 5 представлены изменения показателей временной перспективы в результате тренинговых занятий.
Результатом проведения тренинга является увеличение показателей общего уровня осмысленности жизни, а также осмысленности прошлого, настоящего и будущего, снижение показателей выраженности смыло-жизненного кризиса, повышение жизнестойкости и компонентов, входящих в ее струк-
туру (вовлеченности в процесс жизни и принятия риска), снижение показателей фаталистического отношения к настоящему, увеличение показателей позитивного отношения и уменьшение показателей негативного отношения к событиям прошлого, повышение ориентации на будущее.
Таким образом, в исследовании подтверждается гипотеза о том, что осмысленность жизни влияет на формирование временных установок и мотивационной направленности перспективы будущего, а также способствует формированию жизнестойкости и ответственного отношения к выбору жизненного пути. При этом уровень осмысленности жизни может служить критерием для выделения типов временных перспектив студенческой молодежи.
В целом, полученные в исследовании результаты позволяют сделать ряд промежуточных выводов.
Рис. 5. Динамика показателей временной перспективы слабоориентированных на будущее студентов, принявших участие в тренинге
1. Временная перспектива представляет собой смысловую центрированность на будущее, которая обеспечивает самореализацию и самоосуществление жизненного пути. Структура временной перспективы включает четыре компонента: когнитивный (образ себя в будущем, субъективная картина будущего, мечты, желания); мотивационный (конкретные мотивы, цели, планы, мотивационная направленность); аффективный (позитивные или негативные ожидания по отношению к
будущему) и личностный (ответственность за выбор жизненного пути, умение справляться с жизненными трудностями).
2. Временная перспектива студенческой молодежи обладает следующими психологическим свойствами: оптимистичность ожиданий, изменчивость будущего, активность личности в выстраивании будущего, протяженность и мотивационная направленность (на развлечения и получение удовольствия, на самореализацию и признание, на создание
семьи и заботу о близких, на развлечения и приятное времяпрепровождение, на получение образования и осуществление профессиональной деятельности, на сохранение жизни и поддержание здоровья).
3. Высокий уровень осмысленности жизни способствует позитивной оценке прошлого и настоящего, формированию долгосрочных и перспективных целей и мотива-ционной направленности на самореализацию, признание со стороны социального окружения, созданию семьи и заботе о близких, а также благоприятствует развитию жизнестойкости и ответственного отношения к собственному будущему лиц студенческого возраста.
4. Выявление уровня осмысленности жизни позволяет прогнозировать успешность самореализации и самоосуществления жизненного пути студентов. Существует взаимосвязь между осмысленностью жизни и эффективностью выстраивания временной перспективы студенческой молодежи. Сбалансированные и сверхориентированные на будущее временные перспективы являются наиболее эффективными и свойственны студентам со средним и высоким уровнем осмысленности жизни. Студенты с низким уровнем осмысленности жизни обладают слабоориентированой на будущее временной перспективой. Такая временная перспектива является неэффективной и может препятствовать построению жизненного пути. Эмпирически доказанным является тот факт, что высокие показатели осмысленности жизни способствуют развитию перспективы будущего.
Список литературы
1. Уваров Е.А. Жизненная усталость в ситуации цивилизационного выбора: аберрация или рождение автора // Человек. Общество. Инклюзия. 2015. № 4 (24). С. 116-125.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.
3. Франкл В. Доктор и душа: Логотерапия и экзистенциальный анализ: пер. с нем. М.: Аль-пина нон-фикшн, 2017. 338 с.
4. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия / пер. с англ. Т.С. Драбкиной. М.: РИМИС, 2008. 608 с.
5. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. 348 с.
6. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2004. 608 с.
7. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. К.: Наукова думка, 1984. 190 с.
8. Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь. СПб.: Речь, 2010. 352 с.
9. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. 512 с.
10. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003. 487 с.
References
1. Uvarov E.A. Zhiznennaya ustalost' v situatsii tsivilizatsionnogo vybora: aberratsiya ili rozhdenie avtora [Fatique life in a situation of civilizational choice: aberration or birth of the author]. Chelovek. Obshchestvo. Inklyuziya -Human. Society. Inclusion, 2015, no. 4 (24), pp. 116-125. (In Russian).
2. Abulkhanova-Slavskaya K.A. Strategiya zhizni [Life Strategy]. Moscow, Mysl Publ., 1991, 299 p. (In Russian).
3. Frankl V. Doktor i dusha: Logoterapiya i ekzis-tentsial'nyy analiz [The Doctor and the Soul: from Psychotherapy to Logotherapy]. Moscow, Alpina non-fikshn Publ., 2017, 338 p. (In Russian).
4. Yalom I. Ekzistentsial'naya psikhoterapiya [Existential Psychotherapy]. Moscow, RIMIS Publ., 2008, 608 p. (In Russian).
5. Bratus B.S. Anomalii lichnosti [Anomalies of the Personality]. Moscow, Mysl Publ., 1988, 348 p. (In Russian).
6. Nyutten Zh. Motivatsiya, deystvie i perspektiva budushchego [Motivation, Planning, and Action: a Relational Theory of Behavior Dynamics]. D.A. Leontev (ed.). Moscow, Smysl Publ., 2004, 608 p. (In Russian).
7. Golovakha E.I., Kronik A.A. Psikhologicheskoe vremya lichnosti [Psychological Time of the Personality]. Kiev, Naukova dumka Publ., 1984, 190 p. (In Russian).
8. Zimbardo F., Boyd Dzh. Paradoks vremeni. No-vaya psikhologiya vremeni, kotoraya uluchshit vashu zhizn' [The Time Paradox: the New Psychology of Time That Will Change Your Life]. St. Petersburg, Rech Publ., 2010, 352 p. (In Russian).
9. Rubinshteyn S.L. Bytie i soznanie. Chelovek i mir [Existence and Consciousness. The Human and the World]. St. Petersburg, Piter Publ., 2003, 512 p. (In Russian).
10. Leontev D.A. Psikhologiya smysla: priroda, stroenie i dinamika smyslovoy real'nosti [Psychology of the Meaning: Nature, Constraction
and Dynamics of Meaning Reality]. Moscow, Smysl Publ., 2003, 487 p. (In Russian).
Поступила в редакцию 14.01.2017 г. Received 14 January 2017
UDC 159.9
THE INFLUENCE OF SENSE OF LIFE PURPOSE ON BUILDING TIME PERSPECTIVE BY CONTEMPORARY YOUTH
Evgeniy Alekseevich UVAROV
Doctor of Psychology, Professor, Head of Psychological-Pedagogical and Social Education Department Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov, Russian Federation, 392000 E-mail: [email protected]
The development of new life reality is analyzed. Its peculiarities are instability, uncertainty and proneness to conflict. As a consequence of implosive social fallout in modern world the "collapse" of European worldview model occurs and it lead to social chaos and firm growth of different social and personal deviation. Based on such view of social space development, the attempt to study the influence of sensible life as a basic personal construct on building of modern prospect of contemporary youth is made. The received data let develop psychological technologies, aimed at formation and correction of life space of young people. The bank of psycho-diagnostic methods was used to resolve research tasks: survey "Sense-life orientations" by D.A. Leontev, survey "The Level of Subjective Control" (LSC), "Hardiness Survey" (Salvatore R. Maddi adopted by D.A. Leontev and E.I. Rasskazov), survey "Sense-life Crisis" by K.V. Karpinskiy, "Zimbardo Time Perspective Inventory", "Motivation Induction Method" J. Nuttin, Scale of Time Purpose" by J. Nuttin. Besides, the methods of mathematic statistics were used: descriptive statistics, frequency response analysis, correlative analysis. factor analysis, comparative analysis on Mann-Whitney U test. At the result of the research it was proved that the sense of life influences the formation of time perspective of students youth's future and their motivational direction. Besides, it is defined that sense of life provides the development of vitality and responsible relation to the choice of course of life. The level of life sense may be the criteria for marking the types of time perspectives of students' youth, being the basis for development of the forming and correction psychological programs.
Key words: time perspective; sense of life; life space; life crisis; subjective picture of the future; vitality
Информация для цитирования:
Уваров Е.А. Влияние осмысленности жизни на выстраивание временной перспективы современной молодежью // Вестник Тамбовского университета. Серия Общественные науки. Тамбов, 2017. Т. 3. Вып. 1 (9). С. 66-75.
Uvarov E.A. Vliyanie osmyslennosti zhizni na vystraivanie vremennoy perspektivy sovremennoy molodezh'yu [The influence of sense of life purpose on building time perspective by contemporary youth]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Obshchestvennye nauki - Tambov University Review. Series: Social Sciences, 2017, vol. 3, no. 1 (9), pp. 66-75. (In Russian).