С.А. Демченко, ст. преподаватель, А.В. Казарова, ст. преподаватель, кафедра информатики, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург, Россия, [email protected], [email protected]
ПРЕДПОСЫЛКИ ПРИМЕНЕНИЯ СКВОЗНОГО КЕЙСА ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ
В статье рассмотрено понятие сквозного кейса, или сквозной деловой игры, охватывающего несколько смежных образовательных дисциплин, изучаемых в вузе. Определены особенности применения, обозначены преимущества и недостатки метода, а также некоторые практические результаты его применения в реальном учебном процессе. Рассмотрены перспективы использования сквозного кейса в рамках традиционного образовательного процесса; сформированы принципы организации работ нескольких преподавателей в рамках сквозного кейса, зафиксированы особенности осуществления ими совместного контроля над ходом сквозной деловой игры. На основе опыта применения сквозных кейсов в консалтинге авторами были сформулированы основные положительные эффекты, получаемые в ходе использования метода сквозных кейсов. Прежде всего, это помощь студентам в профессиональном самоопределении и личностном становлении. На конкретном примере оценена возможность объединения материала нескольких дисциплин в единый сквозной кейс, дано обоснование целесообразности создания такого рода кейса. Приведены реперные точки, позволяющие состыковать цели и компетенции рассмотренных дисциплин. Раскрыты особенности и сложности перехода к сквозному кейсу в рамках существующего Федерального государственного образовательного стандарта. Определено место метода в ряду инновационных технологий обучения. Ключевые слова: образовательный процесс, сквозной кейс, деловая игра, инновационные технологии в образовании, активные методы обучения, учебный проект, компетентност-ный подход, бизнес-роли.
В настоящее время инновационным методам и технологиям в образовании уделяется особое внимание. Именно они призваны повысить качество обучения, изменить восприятие процесса получения знаний студентов, а также вывести на новый уровень не только итоговые показатели по сформированное™ профессиональных навыков и компетенций, но и личностное развитие будущих профессионалов в той или иной сфере. Современный мир не оставляет времени на промедление и не допускает постепенного развития. Вчерашние студенты (бакалавры, магистранты) вынуждены окунаться в профессиональную рабочую среду параллельно с обучением в вузе, что, как показывает практика, не всег-
да приводит к желаемым результатам. Но, не имея опыта, найти достойное применение своим знаниям очень сложно. Таким образом, инновационные методы образования являются проводником в мир деловой, рабочей среды, позволяют студенту проявить себя, узнать свои сильные и слабые стороны, получить прикладной опыт.
Одним из наиболее перспективных инновационных методов обучения является кейс. Для начала рассмотрим, что он собой представляет. Метод кейсов (от англ. Case method) - техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и деловых ситуаций. (Одно из наиболее широких определений метода было
дискуссия
журнал научных публикаций
сформулировано в 1954 году в классическом на развитие приоритетных для студента биз-
издании, посвященном описанию истории нес-ролей, с другой же - они дают возмож-
и применения метода конкретных ситуаций ность пересмотреть предпочтения, раскрывая
в Гарвардской школе бизнеса.) направление подготовки не только с теоре-
Использование кейсов, кейсовых примеров (или деловых игр) нельзя назвать нововведением - они давно и успешно применяются в учебном процессе, особенно на тренингах и в сфере консалтинга. В традиционной системе образования кейсы (максимально приближенные к реальности задачи для проработки) стали использоваться широко в последние годы1. С чем это связано? На взгляд авторов, причина заключается в меняющейся экономическая ситуация в сфере управления персоналом и найма, когда на первый план выходят именно навыки, полученные на реальном опыте. Вчерашние студенты становятся конкурентоспособными, обладая навыками и компетенциями в той или иной сфере, подтвержденными фактической работой, умением принимать решения, выполнять анализ, действовать по ситуации в рамках своей должностной инструкции, взаимодействовать с коллегами из смежных областей или в рамках одного проекта.
Если расширить понятие кейса (или деловой игры), то становится очевидной возможность его применения не локально - для одной учебной дисциплины, а в качестве единого примера для нескольких дисциплин. Единый сквозной кейс - это специально разработанный учебный проект (или совокупность примеров в рамках единого проекта), объединяющий несколько смежных дисциплин или учебных программ. Рассмотрим возможность и целесообразность применения единого сквозного кейса в вузе.
Образовательный процесс предполагает всестороннее развитие навыков и компетенций обучающихся в равной степени по каждой учебной дисциплине. Тем не менее, каждый студент имеет более выраженные способности или желание развиваться в той или иной сфере в рамках направления подготовки. Сквозные кейсы нацелены, с одной стороны,
Инновационные методы образования являются проводником в мир деловой, рабочей среды,
позволяют студенту проявить себя, узнать свои сильные и слабые стороны, получить прикладной опыт.
тической, но и с живой, прикладной точки зрения. Таким образом, происходит формирование будущего профессионального приоритета у конкретного студента, имеющего возможность в рамках единого пространства кейса попробовать несколько различных бизнес-ролей. Это поможет правильнее выбрать место стажировки, производственной практики, дальнейшей работы.
Как показывает практика, многие дисциплины опираются на одно и то же доку-ментационное (стандарты, методологии) и программное обеспечение. Студент сталкивается, с одной стороны, с дублированием информации, а с другой - с отсутствием комплексного понимания, так как разрыв между взаимосвязанными областями и дисциплинами по учебной программе может быть значительным. Позже, приступая к реальному трудовому процессу, вчерашнему выпускнику бывает сложно адаптироваться к поставленным задачам, так как у него отсутствует понимание взаимосвязей между полученными навыками, а теоретический багаж знаний явно не является достаточным фактором успеха.
Использование в учебном процессе единого сквозного кейса позволило бы студентам окунуться в реальную жизненную ситуацию в заданной предметной области, участвовать в решении приближенных к реальности поставленных задач, опираясь на фундаментальные теоретические знания и навыки, приобретенные в ходе классических практических занятий (например, с использованием активных методов обучения). Таким образом смоделированная ситуация рассматривается с различных сторон, не ограничивается рамками конкретной дисциплины, а студенты получают не только реальный опыт, но и расширяют знания в уже освоенных областях и инструментальных комплексах.
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
Дисциплина 1 Дисциплина 2
компетенции • компетенции
цели • цели
программный (ые) продукт (ы) • программный (ые) продукт (ы)
Единый сквозной кейс
Дисциплина 3 Дисциплина 4
компетенции • компетенции
цели • цели
программный (ые) продукт (ы) • программный (ые) продукт (ы)
Взаимосвязь дисциплин в структуре сквозного кейса
Говоря о направлении подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (в соответствии с ФГОС 3+, утвержденным Приказом № 207 от 12.03.2015 года), стоит отметить прямую взаимосвязь многих дисциплин, закрепленных в учебном плане. Проектирование информационных систем пересекается с календарно-сетевым планированием, управлением проектами, информационным менеджментом и теорией баз данных, и это только наиболее очевидные примеры. Использование сквозных кейсов позволит студентам получить кардинально новое конкурентное преимущество на рынке труда: комплексный подход погружает их в рабочую действительность консалтинга, где одна сфера неотрывно связана с другой.
Как иллюстрирует рисунок, дисциплины, объединенные в сквозной кейс, имеют собственный набор компетенций, целей и пакетов прикладных программ. Создание сквозного кейса направлено на сохранение компетенций каждой дисциплины, достижение целей каждой дисциплины, но исключает дублирование изучения одинаковых программных продуктов, методологий, стандартов. Именно таким образом достигается максимальный синергетический эффект.
Рассмотрим в качестве примера взаимосвязь дисциплин, читаемых параллельно по указанному выше направлению подго-
Если расширить понятие кейса (или деловой игры), то становится очевидной возможность его применения не локально - для одной учебной дисциплины, а в качестве единого примера для нескольких дисциплин.
товки, - «Проектирование информационных систем» и «Информационный менеджмент».
Целью курса «Проектирование информационных систем» является обеспечение формирования общекультурных и профессиональных компетенций в части выполнения проектных работ по автоматизации и информатизации прикладных процессов, созданию информационных систем (ИС). В рамках дисциплины изучаются отечественные и международные стандарты, методологии проектирования и управления проектами в сфере информационных технологий, инструментальные средства и СЛ8Б-технологии проектирования информационных систем. Как видно уже из целей дисциплины, разработка ИС может быть представлена как проект, который необходимо реализовать студентам в рамках деловой игры.
Целью дисциплины «Информационный менеджмент» является формирование теоретических системных знаний в области управления информационными ресурсами, рассмотрение аспектов информационного менеджмента, экономической составляющей в работе информационных систем и методов оценки их эффективности. По мнению авторов, очевидна взаимосвязь целей дисциплин - каждая из них дополняет другую. При этом формирование единого кейса обеспечивает выполнение требований обеих рабочих
Взаимосвязь дисциплин и используемых программных продуктов
Дисциплина Пакет М8 ОШсе Средства моделирования бизнес-процессов и архитектуры бизнеса Информационная система управления проектами Онлайн-сервисы для обеспечения командной работы
Проектирование ИС + + + +
Информационный менеджмент + - + +
программ, в том числе и в отношении формируемых компетенций (как общекультурных, так и профессиональных).
Таким образом, на едином сквозном кейсе возможно отработать навыки командной работы над конкретной задачей по проектированию ИС, нивелировать как дублирование теоретической информации, так и использование одного и того же программного продукта для выполнения лабораторных работ по разным дисциплинам.
Использование комплекса программных продуктов для выполнения одного кейса позволит студентам осознать их реальную взаимосвязь на практике, уточнить для себя границы их применения. Для обеспечения командной работы возможно использовать современные онлайн-сервисы, находящиеся в свободном доступе, а также учебный портал (например, на базе платформы «МооШе»)2 или виртуальный рабочий стол, развернутый для каждого участника кейса в соответствии с его ролью в проекте3 (это дешевле персональной настройки пакета прикладных программ, хотя и требует наличия определенных серверных мощностей в вузе).
Как видно из таблицы, рассматриваемые дисциплины должны быть обеспечены практически одинаковым набором программных продуктов, что подтверждает целесообразность создания единого сквозного кейса на их базе.
При выполнении сквозного кейса студент играет в проекте определенную роль, соотносимую с той или иной должностью. Это позволяет закрепить знания относительно выстраивания организационной структуры компании или в рамках опре-
деленного проекта, учит налаживать коммуникационные связи.
Выбор ролей может осуществляться на базе предпочтений (что позволяет усовершенствовать навыки и умения в конкретной области направления подготовки) или на основе подготовленных заранее преподавателем тестов (или собеседований). При этом, по мнению авторов, преподаватель не должен занимать позиции высшего менеджмента в такой деловой игре - будет лучше, если он выступит в качестве заказчика или внешнего консультанта. Так как сквозной кейс затрагивает несколько учебных дисциплин и прикладных программных продуктов, правильно будет организовать групповую работу преподавателей на период разработки рабочих программ, рекомендаций и непосредственно сквозного кейса, а также на период проведения деловой игры. Для участия в совещаниях, этапах приема-передачи результатов, мозговых штурмах правильно и нужно приглашать сотрудников компаний, работающих в данной сфере (отрасли), что поможет выявить некоторые практические аспекты, которые может не учесть преподаватель-теоретик. Данный опыт взаимодействия может стать для студентов шагом на пути построения карьеры, так как общение с реальным работодателем не только даст бесценные навыки и знания, но и поможет выделиться и предстать в качестве соискателя на вакансию (стажировку, практику и т. д.).
В качестве средств обучения по единому кейсовому примеру можно выделить:
— деловые игры, включающие в себя командную работу;
Использование сквозных кейсов
позволит студентам получить кардинально новое конкурентное преимущество на рынке труда: комплексный подход погружает их в рабочую действительность консалтинга, где одна сфера неотрывно связана с другой.
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
— индивидуальные задания;
— примеры готовой документации и шаблоны для изучения, сопоставления, применения в рамках кейса.
Использование сквозных кейсов в рамках учебных программ высшей школы не так распространено, как в консалтинге и тренингах, так как сопряжено с рядом трудностей:
— отсутствие командной работы преподавателей;
— ограниченное время на изучение кон -кретной дисциплины;
— различное видение той или иной задачи разными специалистами;
— требования учебного плана и ФГОС
ВО.
Тем не менее, постепенное внедрение активных и инновационных методов обучения, даже несмотря на сложности, уже приносит положительный эффект. Опрос преподавателей, использующих современные методики обучения, включающие деловые игры и кейсы, показал, что результаты применения данных методов схожи в различных дисциплинах. В первую очередь были отмечены следующие моменты.
1. Возросла степень вовлеченности студентов в учебный процесс, что позволило повысить посещаемость и выразилось в более успешном выполнении заданий рубежного контроля.
2. Повышенный интерес к дисциплине стимулирует процесс самообразования: кей-
совые задания подразумевают командную и индивидуальную работу вне аудиторных занятий, что неизбежно влечет за собой знакомство с дополнительными источниками информации.
3. Использование метода способствует развитию презентационных навыков: умение преподнести информацию грамотно и уверенно, умение дать достойный отпор оппонентам, навыки убеждения и отстаивания собственного мнения в команде.
Опрос студентов дал схожие результаты, что говорит об их точности и правомерности. Данный способ проведения занятий был отмечен студентами не только как более интересный по сравнению с традиционными, но и как несущий в себе, по их мнению, прикладную пользу - опыт, который они смогут в дальнейшем применять на практике.
Немаловажным является аспект психологической подготовленности студента к реальной рабочей ситуации, что позволяет с самого начала развития карьеры зарекомендовать себя у работодателя как разносторонне развитого и подготовленного специалиста.
Выстраивание сквозного кейса должно основываться на ориентации, прежде всего, на становление профессиональных компетенций, заявленных по соответствующим дисциплинам для конкретного направления подготовки, а также общекультурных компетенций. Деловые игры и кейсовые примеры
дискуссия
журнал научных публикаций
помогают в формировании следующих основных компетенций4:
1) оперировать нормами, связанными с профессиональной деятельностью;
2) брать на себя ответственность за результаты деятельности;
3) выступать инициатором совершенствования деятельности;
4) выполнять функции лидера;
5) организовывать командную работу;
6) уверенно отстаивать свою позицию при возникновении возражений;
7) интегрировать знания из разных областей для решения профессиональных задач;
8) создавать собственный положительный имидж и др.
Приведенный перечень компетенций подтверждает, что деловая игра, лежащая в основе единого сквозного кейса, удовлетворяет требованиям, заложенным во ФГОС ВО, независимо от направления подготовки, где она применяется.
В заключение стоит еще раз акцентировать внимание на том, что инновационные технологии обучения являются неотъемлемой частью современной системы высшего образования и могут стать конкурентным преимуществом вуза, подтверждающим качество и эффективность образовательных программ.
Обобщенная модель инновационного образования включает в себя следующие аспекты:
— активное участие студента в образовательном процессе, а не пассивное усвоение информации;
— возможность прикладного использования знаний;
— подход к обучению как к коллективной, а не индивидуальной деятельности;
— акцент на обучении как на процессе, а не запоминании информации.
Использование сквозных кейсов удовлетворяет всем пунктам особенностей инновационного метода обучения5. Стоит сказать, что методика, основанная на применении игровых форм обучения, была разработана
Выстраивание сквозного кейса должно основываться на ориентации, прежде всего, на становление профессиональных компетенций, заявленных по соответствующим дисциплинам для конкретного направления подготовки, а также общекультурных компетенций.
В.М. Ефимовым, В.Ф. Комаровым и другими исследователями в рамках имитационной технологии обучения. Ее суть состоит в увеличении доли деловых, имитационных игр, то есть активных методов обучения, в образовательном процессе6. При параллельном использовании совокупности инновационных методов обучения достигается максимальный эффект. Так, в данной статье авторами уже упоминалась возможность использования элементов дистанционного обучения, также входящего в число современных инновационных методик. Это, учитывая специфику многих специальностей в сфере информационных технологий, создает ту самую интегрированную среду, в которой классическое образование является лишь фундаментом, базисом для дальнейшего обучения, которое должно быть направлено на формирование компетенций, навыков практического применения знаний и умений, а также всестороннее развитие студента в условиях, максимально приближенных к реальному рабочему процессу
Сложность формирования рабочих программ при конвергенции дисциплин в настоящее время мешает активному развитию метода сквозного кейса как полноценного метода активного обучения. Тем не менее, возрастающая потребность в инновационных методах обучения, увеличение требований к качеству образования и практическим навыкам студентов служат надежной основой для развития метода сквозных кейсов в рамках традиционной образовательной системы.
Литература
1. Ваганова О.И. Метод кейсов в профессиональном обучении: учебно-методическое пособие. Нижний Новгород: Изд-во ВГИПУ, 2011. 57 с.
2. Демченко С.А., Казарова А.В. Использование учебной среды МооШе в образовательных программах // Арпоп. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 2. С. 16-23.
3. Казарова А.В., Демченко С.А. Организация виртуального пространства как новый этап разви-
ДИСКУССИЯ t
журнал научных публикаций *
тия в системе образования // Дискуссия. 2013. №7 (37). С. 125-128.
4. Блинов В.И., Виненко В.Г., Сергеев И.С. Методика преподавания в высшей школе: учебно-практическое пособие. М.: Юрайт, 2014. 315 с.
5. Юлдашев З.Ю., Бобухужаев Ш.И. Инновационные методы обучения: Особенности кейс-стади
метода обучения и пути его практического использования. Ташкент: ^таОБ-МОЫУА, 2006. 88 с.
6. Гладких И.В. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: Менеджмент. 2005. Вып. 2. С. 169-194.
THROUGH CASE METHOD APPLICATION PREREQUISITES FOR EDUCATIONAL PROCESS OPTIMIZATION IN UNIVERSITIES
S.A. Demchenko, senior lecturer.
A.V. Kazarova, senior lecturer.
The department of informatics.
St. Petersburg State University of Economics.
St. Petersburg, Russia, [email protected], [email protected]
The article considers the notion of through case or through business game which embrace some related educational subjects of university. Features of application, an assessment of advantages and shortcomings of the method, and some practical results of application in real educational process are given. Prospects of use of a through case within traditional educational process are considered; the principles of the organization of works of several teachers within a through case, feature of implementation of joint control by them over the course of through business game are created. Based on experience of application of through cases in consulting, authors formulated the main positive effects gained during use of the method of through cases which are urged to help students with professional self-determination and personal formation. On an exact example possibility of association of several disciplines is estimated at a uniform through case, justification of expediency of creation of a case is given, the points allowing joining the purposes and competences of the considered disciplines are given. Features and difficulties of transition to a through case within the existing federal state educational standard are opened, and the method place as a part of innovative technologies of training is defined.
Key words: educational process, through case study, business game, innovative technologies in education, active learning methods, project learning, competency-based approach, the business role.
References
1. Vaganova O.I. Metod keisov v professional'nom obuchenii: uchebno-metodicheskoe posobie [The method of cases in professional education: teaching manual]. Nizhnii Novgorod: Izd-vo VGIPU Publ., 2011. 57 p.
2. Demchenko S.A., Kazarova A.V. Ispol'zovanie uchebnoi sredy Moodle v obrazovatel'nykh pro-grammakh [The use of learning environment Moodle in the educational programs]. Apriori. Ceriia: Gumanitarnye nauki - Apriori. Series: Humanities, 2015, no. 2, pp. 16-23.
3. Kazarova A.V., Demchenko S.A. Organizatsiia virtual'nogo prostranstva kak novyi etap razvitiia v sisteme obrazovaniia [The organization of the virtual space as a new stage of development in the education system]. Diskussiia - Discussion, 2013, no. 7(37), pp.125-128.
4. Blinov V.I., Vinenko V.G., Sergeev I.S. Metodika prepodavaniia v vysshei shkole: uchebno-praktich-eskoe posobie [Methods of teaching in higher school: educational and practical guide]. Moscow, Izd-vo Iurait Publ., 2014. 315 p.
5. Iuldashev Z.Iu., Bobukhuzhaev Sh.I. Innovatsion-nye metody obucheniia: Osobennosti keis-stadi metoda obucheniia i puti ego prakticheskogo ispol'zovaniia [Innovative teaching methods: Characteristics of case study teaching method and ways of its practical use]. Tashkent, «IQTISOD-MOLIYA» Publ., 2006. 88 p.
6. Gladkikh I.V Metodicheskie rekomendatsii po raz-rabotke uchebnykh keisov [Guidelines for the development of teaching cases]. Vestnik Sankt-Peterburg-skogo universiteta. Seriia: Menedzhment - Vestnik St. Petersburg University. Series: Management, 2005, vol. 2, pp. 169-194.