ОХРАНА ТРУДА И ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ LABOR PROTECTION AND INDUSTRIAL SAFETY
Оригинальная статья / Original article УДК 37.2; 614.8.084
DOI: http://dx.doi.org/10.21285/1814-3520-2018-4-32-39
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПРИ ОВЛАДЕНИИ НАВЫКАМИ РАССЛЕДОВАНИЯ НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ НА ПРОИЗВОДСТВЕ
© О.М. Перминова1, Е.Б. Лисина2, Н.В. Селюнина3
Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова, 426069, Российская Федерация, г. Ижевск, ул. Студенческая, 7.
РЕЗЮМЕ: Рассмотреть преимущества использования интерактивных методов обучения в образовательном процессе. Проанализировать влияние использования методов деловых игр в практике образовательного процесса на процесс формирования мотивации к обучению. Использовались методы системного и сравнительного анализа, активного социально-психологического обучения, деловых игр и кейсов. Представлены преимущества использования интерактивных методов обучения в процессе обучения на примерах исследования несчастных случаев на производстве. Доказано, что предложенная форма обучения, с одной стороны, формируют интерес к изучаемым дисциплинам, с другой -повышает эффективность усвоения учебного материала и качество профессиональных навыков на основе позитивной мотивации. В результате апробации интерактивных методов обучения выявлены преимущества их использования в учебном процессе, что требует расширения базы кейсов для формирования целостного образа профессиональной ситуации.
Ключевые слова: образовательный процесс, мотивация, интерактивные методы обучения, несчастный случай, безопасность
Информация о статье: Дата поступления 22 октября 2018 г.; дата принятия к печати 22 ноября 2018 г.; дата онлайн-размещения 28 декабря 2018 г.
Формат цитирования: Перминова О.М., Лисина Е.Б., Селюнина Н.В. Использование интерактивных методов обучения в практических занятиях при овладении навыками расследования несчастного случая на производстве. XXI век. Техносферная безопасность. 2018;3(4):32-39. DOI: 10.21285/1814-3520-2018-4-32-39
USE OF INTERACTIVE METHODS FOR TEACHING SKILLS OF INDUSTRIAL ACCIDENT INVESTIGATION
Olga M. Perminova, Elena B. Lisina, Natalya V. Selyunina
Izhevsk State Technical University n.a. M.T. Kalashnikov, 7 Studencheskaya st.,426069, Izhevsk, Russian Federation
1
Перминова Ольга Михайловна, кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой менеджмента, e-mail: [email protected]
Olga M. Perminova, Cand. of Economic Sc., Associate Professor, Head of the Department of Management, e-mail: [email protected]
2Лисина Елена Борисовна, кандидат технических наук, доцент кафедры техносферной безопасности, e-mail: [email protected]
Elena B. Lisina, Cand. of Eng. Sc., Associate Professor of the Technosphere Safety Department, e-mail: [email protected]
3Селюнина Наталья Викторовна, старший преподаватель кафедры техносферной безопасности, e-mail: [email protected]
Natalya V. Selyunina, Senior Lecturer, the Technosphere Safety Department, e-mail: [email protected]
3Г
Л
Том 3, № 4 2018 Vol. 3, no. 4 2018
XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY
ISNN 2500-1582
ОХРАНА ТРУДА И ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ LABOR PROTECTION AND INDUSTRIAL SAFETY
ABSTRACT: The article deals with advantages of interactive methods used in the educational process. The influence of business games methods used in the educational process on motivation formation was analyzed. The methods of system analysis, active social-psychological teaching, business games and case study were used. Advantages of interactive methods used for industrial accident investigation were described. The methods develop motivation for studying disciplines and improve efficiency of educational material and professional skill mastering. As a result of approbation of interactive methods, their advantages were identified. To use them, it is necessary to implement case studies.
Keywords: educational process, motivation, interactive methods of teaching, accident, safety
Information about the article: Received October 22, 2018; accepted for publication November 22, 2018; available online December 28, 2018.
For citation: Perminova O.M., Lisina E.B., Selyunina N.V. Use of interactive methods for teachining skills of industrial accident investigation. XXI vek. Tekhnosfernaya bezopasnost' = XXI century. Technosphere Safety. 2018;3(4): pp. 32-39. (In Russ.) DOI: 10.21285/1814-3520-2018-4-32-39
Введение
Современные тенденции построения учебного процесса, согласно теории компетентностного подхода, требуют усиления практической направленности подготовки студентов. Такая схема образовательного процесса приводит к индивидуализации обучения и увеличению доли активных и интерактивных методов, которые рассчитаны на приобретение опыта через действие [1]. Значимость активных методов обучения подтверждается многочисленными результатами исследований, положи-
тельно влияет на восприятие и запоминание информации человеком и широко используется в образовательном процессе в системе высшего образования [2, 3]. Согласно пирамиде Ривина (рисунок), применению знаний на практике присвоен наибольший процент усвоения, следовательно, групповое обсуждение, выполнение практических заданий и обучение других -лучшие методы, способствующие увеличению степени усвоения материала [2].
Влияние методов обучения на степень усвоения материала The impact of teaching methods on the degree of material mastering
Том 3, № 4 2018 Vol. 3, no. 4 2018
XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY
ISNN 2500-1582
ОХРАНА ТРУДА И ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ LABOR PROTECTION AND INDUSTRIAL SAFETY
Интерактивные методы обучения в практических занятиях
В соответствии с требованиями ФГОС компетентностный подход к условиям реализации основных образовательных программ предусматривает широкое использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов). В ходе многочисленных педагогических экспериментов установлено, что удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах в учебном процессе, должен составлять не менее 30% аудиторных занятий [3].
При изучении форм интерактивного обучения выделяются диалоговые взаимодействия участников образовательного процесса. Осуществляется обучение, погруженное в общение, в ходе чего у обучающихся формируются навыки совместной деятельности, когда «все обучают каждого, и каждый обучает всех» [4, с. 145]. Одной из целей интерактивного обучения является создание комфортных условий, при которых учащийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что позволяет сделать процесс обучения более продуктивным.
Выделим некоторые особенности интерактивных методов обучения:
- активное взаимодействие участников образовательного процесса в учебной деятельности;
- использование интерактивных методов обучения предполагает следующую логику учебной деятельности: мотивация -формирование нового опыта - его осмысление через применение - рефлексия;
- интерактивные методы обучения характеризует обязательная работа в малых группах на основе кооперации и сотрудничества;
- интерактивные методы обучения
основаны на игровых формах обучения [5].
Учитывая данные особенности интерактивных методов обучения, преподавателю необходимо изменить требования к работе на занятии, а также свободно ориентироваться в многообразии интерактивных методов обучения. Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие формы проведения учебных занятий:
- творческие задания;
- работа в малых группах;
- обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры);
- изучение и закрепление нового материала на интерактивной лекции (лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-пресс-конференция, мини-лекция);
- разработка проекта (метод проектов);
- системы дистанционного бучения;
- обсуждение и разрешение проблем («мозговой штурм», ПОПС-формула, «дерево решений», «анализ казусов», «переговоры и медиация», «лестницы и змейки»);
- метод кейсов [6].
Эффективность интерактивного
обучения определяется способностью раскрытия новых возможностей обучающихся, активизацией процесса понимания, творческого применения знаний и их усвоения, усилением мотивации и вовлеченности участников образовательного процесса в решение обсуждаемых проблем, что побуждает их к конкретным действиям [7].
Немаловажным фактором в процессе активного обучения являются мотивации обучающихся. «В самом общем плане мо-
34^
Том 3, № 4 2018 Vol. 3, no. 4 2018
XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY
ISNN 2500-1582
ОХРАНА ТРУДА И ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ LABOR PROTECTION AND INDUSTRIAL SAFETY
тив - это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включенного в определяемую этим мотивом деятельность» [7]. В логике учебной деятельности основополагающим фактором является мотивация, так как она способствует формированию нового опыта, его осмыслению и анализу. «Считается, что создание у обучаемых положительных мотивов учения поддается педагогическому руководству» [8].
Анализ мотивации учебной деятельности позволил структурировать моти-вационную сферу человека и определить доминирующий мотив. В иерархическую структуру мотивационной сферы входят: потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес [7] (табл. 1).
Мотивационные возможности со-
держания учебного материала усиливаются в процессе обучения при условии использования педагогом в своей работе приемов побуждения обучаемых к учению, в частности: показ новизны содержания, обновление уже усвоенных знаний, их углубление, межпредметные и межцикловые связи, показ достижений современной науки и т.д. Эта группа приемов ориентирована на создание у обучаемых новых впечатлений, появление удивления, раздумья, размышления, возникновение противоречий между имеющимися и воспринимаемыми знаниями, что способствует активизации мышления и интереса к учебному занятию, а значит, к изучаемому на данном занятии материалу [8, 9]. В табл. 2 представлена связь некоторых интерактивных методов со становлением мотива к учебному процессу.
Мотивационная сфера учебной деятельности
Таблица 1 Table 1
м Motivation sphere of educational activities
Структура Содержание
Потребность в учении Осознание важности, необходимости приводит к возникновению потребности
Смысл учения После становления мотивов формируется их осмысление, определение роли и места учебного процесса в жизни
Мотив учения Если цель поставлена, то мотив можно описать как ожидание и планирование результатов учения
Цель учения Цель может рассматриваться как осознанный образ желаемого результата учения
Эмоции Эмоции отражают субъективную оценку к происходящему
Отношение В процессе новой деятельности у человека формируются мнение и отношение
Интерес Интерес раскрывается через новую, нетривиальную деятельность
Том 3, № 4 2018 Vol. 3, no. 4 2018
XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY
ISNN 2500-1582
35 '
ОХРАНА ТРУДА И ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ LABOR PROTECTION AND INDUSTRIAL SAFETY
Таблица 2
Становление мотива посредством интерактивных форм обучения Formation of motives through interactive forms of training
Table 2
Интерактивная форма обучения Задачи интерактивного обучения Становление мотива
Творческие задания Формирование у студентов интереса к изучаемой дисциплине Мотив формируется через интерес, а именно, через возможность самовыражения
Работа в малых группах Формирование умения работать в команде, коммуникабельности, создание комфортных условий Мотив формируется через эмоции, отношения и мнения, которые индивидуальны, но выносятся на обсуждение и дают возможность совершенствоваться
Обучающие игры (деловые, ролевые) Формирование жизненных и профессиональных навыков Мотив формируется через осознание важности и нужности процесса, через интерес и цели процесса обучения
Интерактивная лекция Предполагает эффективное усвоение учебного материала Мотив формируется через интерес и эмоции
Метод проектов Самостоятельный поиск студентами путей и вариантов решения поставленной учебной задачи Мотив формируется через осмысление обучения, через самовыражение и стремление к самостоятельности
Дистанционное обучение Самостоятельный поиск студентами путей и вариантов решения поставленной учебной задачи, создание комфортных условий Мотив формируется через цель обучения, осмысление роли и места учебного процесса в жизни
Метод кейсов, мозговой штурм Формирование у студентов отношения к соответствующей учебной задаче, ее решению Мотив формируется через интерес, эмоции и само-выражение, через отношения и мнения
Одним из наиболее широко применяемых активных методов обучения является деловая игра, что обусловлено возможностью моделирования реальных ситуаций в процессе обучения и перевода самого образовательного процесса в практи-
*
ческую плоскость. Преимущества обучающих возможностей деловой игры как метода активного обучения по сравнению с традиционными методами состоит в том, что цели игры в большей степени согласуются с практическими потребностями обучаю-
Севастьянов Б.В., Лисина Е.Б., Тюрикова И.Г. Управление техносферной безопасностью: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений; в 2 ч.; под ред. Б. В. Севастьянова. Ч. II. Организация работы по охране труда. Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2010. 528 с. / Sevastyanov B.V., Lisina E.B., Tyurikova I.G. Technosphere safety management: a manual for students; in 2 parts; Ed. by B.V. Sevastyanov. Part. II. Labour protection management. Izhevsk: ISTU, 2010. 528 p.
36
Том 3, № 4 2018 Vol. 3, no. 4 2018
XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY
ISNN 2500-1582
ОХРАНА ТРУДА И ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ LABOR PROTECTION AND INDUSTRIAL SAFETY
щихся. Данная форма организации учебного процесса снимает противоречие между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности, системным характером используемых знаний и их принадлежности разным дисциплинам.
Анализ использования методов деловых игр в практике обучения студентов направления подготовки «Техносферная безопасность» показал, что игра:
- позволяет значительно сократить время накопления профессионального опыта, а также приобрести социальный опыт (коммуникации, принятия решений и т.п.).
- дает возможность экспериментировать с событием, пробовать разные стратегии решения поставленных проблем и т.д.;
- способствует формированию у будущих специалистов целостного представления.
Кроме того, в деловой игре знания усваиваются не про запас, не для будущего применения, не абстрактно, а в реальном для участника процессе информационного обеспечения его игровых действий, в динамике развития сюжета деловой игры, в формировании целостного образа профессиональной ситуации.
В соответствии с приказом Минтруда России от 04.08.2014 г. № 524н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области охраны труда"» студенты направления подготовки «Техносферная безопасность» обязаны осуществлять трудовую функцию: «Обеспечение расследования и учета несчастных случаев на производстве».
В дисциплине «Управление техно-сферной безопасностью» проводится практическое занятие «Порядок учета и расследования несчастного случая на производстве» в форме деловой игры. Целью работы является приобретение практиче-
ских навыков расследования несчастного случая на производстве.
Этапы деловой игры:
1. Преподаватель распределяет студентов на группы: пострадавший (пострадавшие), работодатель, специалист по охране труда, представитель профсоюза, члены комиссии по расследованию несчастного случая, представитель фонда социального страхования, представитель медицинского учреждения, куда доставлен пострадавший, председатель комиссии по расследованию несчастного случая (государственный инспектор труда).
2. Преподаватель доводит до участников деловой игры обстоятельства произошедшего несчастного случая: «20 июня 2017 года в 16-00 часов на строительном объекте № 1797 «Многоэтажный одно-подъездный жилой дом в микрорайоне А 11 в Первомайском районе г. Ижевска» (подрядчик - ООО «Ск «ОКТАНТ») при подготовке к коллективной переноске насосной установки повышения давления воды группа работников ООО «2-УМУ СУСТМ» (субподрядчик), в том числе электрогазосварщик С.П. Кузнецов, стояли у входа строящегося здания на расстоянии примерно 7 метров от него. В это время с высоты 16-го этажа произошло падение стойки опорной телескопической, модели СТО 150.170, массой 12,41 кг на голову С.П. Кузнецова, находящегося без защитной каски, в результате чего он получил телесные повреждения, повлекшие его смерть».
3. Участники деловой игры выполняют обязанности по расследованию несчастного случая в соответствии с положениями ст. 227, 228, 228.1, 229, 229.1, 229.2, 229.3, 230, 230.1, 231 Трудового кодекса РФ и постановления Минтруда России от 24.10.2002 г. «Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях».
4. Участники деловой игры заполня-
Том 3, № 4 2018 Vol. 3, no. 4 2018
XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY
ISNN 2500-1582
ОХРАНА ТРУДА И ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ LABOR PROTECTION AND INDUSTRIAL SAFETY
ют формы документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве.
5. Преподаватель и участники деловой игры принимают участие в обсуждении действий «коллег» по расследованию несчастного случая, высказывают замечания, пожелания.
6. Преподаватель дает общую оценку по расследованию несчастного случая, оценивает работу каждого участника игры.
7. Заключительные положения. На основе энергоэнтропийной концепции безопасности участники деловой игры совместно с преподавателем определяют причину неконтролируемого или неуправляемого выхода энергии в среду обитания, в результате чего произошел несчастный случай со смертельным исходом.
В целом интерактивные методы:
- позволяют рассмотреть уже знакомые методы и способы осуществления учебного процесса с другой, более увлекательной стороны, что способствует формированию позитивной мотивации через формирование интереса;
- участвуют в становлении личности обучающихся, в их самореализации, в осознании ими своей компетентности, что способствует формированию мотивации через формирование отношений, мнений и целей;
- участвуют в формировании навыков коллективной работы, жизненных и профессиональных навыков, в этом случае
Для формирования компетенций по расследованию несчастного случая в указанной дисциплине применяется пять вариантов (сценариев) деловой игры.
Таким образом, интерактивные методы формируют интерес к изучаемым дисциплинам, который в свою очередь плавно «перетекает» в позитивную мотивацию. Соответствующий настрой, благоприятная атмосфера вызывают положительные эмоции. Так формируются отношения и мнения. Рефлексия, отождествление себя с группой, раскрытие своих возможностей инициируют физическую, социальную и познавательную активность. Стремление к самоопределению и самосовершенствованию невозможно без наличия социальной группы, без взаимодействия.
формируется мотивация через осознание смысла образовательного процесса и потребности в нем;
- позволяют видоизменять содержание материала; показ новизны содержания, его углубление, межпредметные и межцикловые связи; показ достижений современной науки - способствуют формированию мотивации через осознание важности процесса, через интерес и эмоции;
- предусматривают наличие комфортных условий образовательного процесса, что способствует формированию позитивной мотивации через эмоции и самовыражение, через отношения и мнения.
Библиографический список
1. Перминова О.М. Индивидуальная образовательная траектория формирования специалиста в инновационной экономике // Математические модели и информационные технологии в организации производства. 2010. № 1. C. 135-143.
2. Соболев В.Ю., Киселева О.В. Интерактивные ме-
тоды обучения как основа формирования компетенций // Высшее образование сегодня. 2014. № 9. С. 70-74.
3. Косолапова М.А., Ефанов В.И., Кормилин В.А., Боков Л.А. Положение о методах интерактивного обучения студентов по ФГОС 3 в техническом уни-
зГ
Том 3, № 4 2018 Vol. 3, no. 4 2018
XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY
ISNN 2500-1582
ОХРАНА ТРУДА И ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ LABOR PROTECTION AND INDUSTRIAL SAFETY
верситете: для преподавателей ТУСУР. Томск: Изд-во ТУСУР, 2012. 87 с.
4. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая российская энциклопедия, 2003. 528 с.
5. Курышева И.В. Классификация интерактивных методов обучения в контексте самореализации личности учащихся // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 112. С. 160-164.
6. Интерактивные формы проведения учебных занятий. Памятка разработчикам стандартов учебных
дисциплин [Электронный ресурс]. URL: www.bti.secna.ru/teacher/umk/.../Pamyatka_interaktivn ye_formy-1.doc (19.09.2018).
7. Зимняя И.А. Педагогическая психология: М.: Логос, 2000. 384 с.
8. Апиш Ф.Н. Проектирование содержания учебного материала и формирование мотивации учебной деятельности студента // Вестник Адыгейского государственного университета. 2005. № 4. С. 193-195.
9. Тененев В.А., Перминова О.М. Микромодель процесса обучения специалиста // Интеллектуальные системы в производстве. 2007. № 1 (9). С. 22-31.
References
1. Perminova O.M. Individual educational trajectory of a specialist in an innovative economy. Matematicheskie modeli i informatsionnye tekhnologii v organizatsii pro-izvodstva [Mathematical models and information technology in production management]. 2010, no. 1, pp. 135-143. (In Russian).
2. Sobolev V.Yu., Kiseleva O.V. Interactive teaching methods as a basis for competence formation. Vysshee obrazovanie segodnya [Higher education today]. 2014, no. 9, pp. 70-74. (In Russian).
3. Kosolapova M.A., Efanov V.I., Kormilin V.A., Bokov L.A. Polozhenie o metodakh interaktivnogo obucheniya studentov po FGOS 3 v tekhnicheskom universitete: dlya prepodavatelei TUSUR [пер. текста курсивом]. Tomsk: TUSUR Publ., 2012, 87 p. (In Russian).
4. Pedagogicheskii entsiklopedicheskii slovar' [Pedagogical encyclopedic dictionary]. Moscow: Bol'shaya rossiiskaya entsiklopediya Publ., 2003, 528 p. (In Russian).
5. Kurysheva I.V. Classification of interactive teaching methods in the context of self-actualization of students Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagog-
Критерии авторства
Перминова О.М., Лисина Е.Б., Селюнина Н.В. заявляют о равном участии в получении и оформлении научных результатов и в равной мере несут ответственность за плагиат.
Конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
icheskogo universiteta im. A.I. Gertsena. [Bulletin of the Russian State Pedagogical University n.a. A.I. Herzen]. 2009, no. 112, pp. 160-164. (In Russian).
6. Interaktivnye formy provedeniya uchebnykh zanyatii. Pamyatka razrabotchikam standartov uchebnykh distsiplin [Interactive forms of training. Guidelines for developers of educational standards.]. Available at: www.bti.secna.ru/teacher/umk/.../Pamyatka_interaktivn ye_formy-1.doc (accessed 19 September 2018).
7. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psikhologiya [Pedagogical psychology]. Moscow: Logos Publ., 2000, 384 p. (In Russian).
8. Apish F.N. Development of the educational material and formation of learning motivation in students Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Adyghe State University]. 2005, no. 4, pp. 193-195. (In Russian).
9. Tenenev V.A., Perminova O.M. A micromodel of the specialist training process. Intellektual'nye sistemy v proizvodstve [Intelligent systems in production]. 2007, no. 1 (9), pp. 22-31. (In Russian).
Authorship criteria
Perminova OM, Lisina EB, Selyunina N.V. declare equal participation in obtaining and processing scientific results and are equally responsible for plagiarism.
Conflict of interests
The authors declare that there is no conflict of interests regarding the publication of this article.
Том 3, № 4 2018 Vol. 3, no. 4 2018
XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY
ISNN 2500-1582