Научная статья на тему 'Использование кейс-метода при обучении студентов вуза как фактор повышения качества образования'

Использование кейс-метода при обучении студентов вуза как фактор повышения качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
649
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕЙС-МЕТОД / CASE-METHOD / ОБУЧЕНИЕ / LEARNING / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCIES / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATIONAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баринова Наталья Владимировна

В статье изложен материал о применении кейс-метода в обучении студентов вуза, раскрыты преимущества этого метода в образовательном процессе, рассмотрены результаты конкретного эксперимента по применению кейс-метода с участием студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование кейс-метода при обучении студентов вуза как фактор повышения качества образования»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

The use of the case-method in the training of University students as a factor of improving the quality of education Barinova N.

Использование кейс-метода при обучении студентов вуза как фактор повышения качества образования Баринова Н. В.

Баринова Наталья Владимировна / Barinova Natalia - кандидат экономических наук, начальник отдела, отдел организации научных мероприятий, Государственное образовательное учреждение высшего образования Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, г. Москва

Аннотация: в статье изложен материал о применении кейс-метода в обучении студентов вуза, раскрыты преимущества этого метода в образовательном процессе, рассмотрены результаты конкретного эксперимента по применению кейс-метода с участием студентов. Abstract: the article describes the material on the application of the case-method in the training of students of the University, disclosed the advantages of this method in the educational process, the results of a specific experiment on the use of the case method with students.

Ключевые слова: кейс-метод, обучение, компетенции, высшее образование, образовательные технологии.

Keywords: case-method, learning, competencies, higher education, educational technology.

В «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» придаётся большое значение вопросам высшего образования, в том числе повышению его качества [1; 5]. Одним из направлений совершенствования системы образования является использование в образовательном процессе технологий, обеспечивающих вовлеченность обучаемого в образовательный процесс [3; 5]. Для достижения поставленной цели в вузах активно используют обучение студентов с применением интерактивных форм. Необходимость применения новых методов подготовки студентов связана с современными тенденциями в развитии информационных и дистанционных технологий, в том числе переходом образовательных организаций на смешанное обучение. В результате этого на смену традиционным методам обучения пришли инновационные, которые подразумевают активное обучение студентов с помощью Интернет-ресурсов, в то время как роль преподавателя становится направляющей или организационной.

К основным формам интерактивного обучения можно отнести следующие: деловые игры, кейсы, форумы, телеконференции, телемосты, проектная деятельность (в том числе с применением мозгового штурма), вебинары, компьютерное моделирование и симуляции, тренинги.

Такое разнообразие форм обучения, безусловно, расширяет возможности образовательного процесса, делает его более интересным, насыщенным, что в значительной степени повышает качество преподаваемых дисциплин.

В нашей статье мы подробнее рассмотрим одну из форм интерактивного обучения - кейс-метод или кейс-технологию. Широкое распространение этого метода обусловлено разнообразием решаемых задач в различных областях знания и возможностью моделирования проблемных ситуаций.

Что представляют собой кейс-технологии? В их основу положен анализ реальных проблемных ситуаций из соответствующей области профессиональной деятельности и поиск вариантов оптимальных решений с учётом различных заданных параметров (организационных, технологических, экономических и т. д.). Основным преимуществом кейсов является обучение слушателей следующим профессионально важным качествам: анализу представленной информации, выявлению ключевой проблемы, поиску и оценке альтернативных путей решения, определению оптимального варианта, а также формированию бизнес-плана для его достижения. Очень важно, что при решении кейс-задач студенты применяют на практике методы системного анализа и моделирования, что позволяет сформировать у них ключевые компетенции будущего специалиста. Кроме того, у студентов вырабатываются навыки командной работы, публичных выступлений и дискуссий.

Основная проблема применения этого метода в вузе состоит в том, что необходимо создать кейсы, адаптированные к образовательному процессу и разработать методику их применения. Поэтому для создания кейсов целесообразно привлекать специалистов, обладающих практическими навыками работы в предметной области. Желательно также, чтобы они имели навыки преподавания либо способности к моделированию ситуаций. Для создания кейсов используют комплексные неструктурированные задачи, то есть такие, с которыми обычно сталкиваются топ-менеджеры в реальных условиях.

Рассмотрим подробнее, как же эти технологии работают на практике. В 2015 году мы провели эксперимент, в котором приняли участие студенты 4 курса дневного отделения Московского Университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ), обучающиеся по направлению «Маркетинг». В нём приняли участие студенты 5 групп, общей численностью 125 человек.

Основная цель нашего эксперимента состояла в том, чтобы определить, какие профессиональные навыки за время обучения приобрели студенты, какие выходы из реальной проблемной ситуации они предложат и какими способами будут её реализовывать.

В качестве примера мы предложили им следующее кейс-задание, представляющее собой переработанную версию деловой игры, используемой Зельдовичем Б. З., которая рекомендована для обучения студентов по направлению «Менеджмент» [2].

Задание: «Вас пригласили бизнес-консультантами для решения следующей задачи. Крупной полиграфической компании «Тираж», состоящей из издательско-полиграфического комплекса и типографии, требуется принять решение о поддержке одного из проектов развития. Основным видом деятельности компании является печать журналов. На протяжении длительного периода времени (10 лет) компания характеризовалась высокими экономическими показателями и следовала разработанной экономической стратегии, при которой большая часть чистой прибыли направлялась на развитие и совершенствование производства (в предыдущем году был закуплен и введён в эксплуатацию новый парк оборудования). Руководство Компании «Тираж» развивало такие направления, как реклама и связи с общественностью, проводила маркетинговые исследования. В связи с нестабильной экономической ситуацией в стране и финансовым кризисом дирекция Компании решила воспользоваться услугами бизнес-консультантов в вопросе вложения финансовых средств.

Советом директоров были утверждены три проекта:

1) создание собственного научно-исследовательского отдела по совершенствованию технологии и организации производства;

2) создание собственного центра повышения квалификации управленческого аппарата и некоторых ведущих специалистов;

3) увеличение производственных мощностей за счет освоения нового вида продукции (предварительные маркетинговые исследования показали, что спрос на эту продукцию имеется).

При этом у компании есть возможность профинансировать лишь один из проектов. Выбор проекта, который дирекция профинансирует, будет осуществлен на основе докладов трех групп бизнес-консультантов, (каждая группа выберет проект и должна будет представить его дирекции: выделить все положительные и отрицательные стороны данного проекта финансирования, а также объяснить, почему был выбран именно этот проект).

В процессе выполнения эксперимента студенты распределялись на 3 группы, и каждая из них проводила анализ одного из проектов по следующим критериям:

• плюсы и минусы внедрения проекта;

• оценка финансовых вложений в проект и возможных финансовых рисков;

• сравнительный анализ данного проекта с двумя другими;

• перспективы развития.

На выполнение задания студентам выделялось 30-40 минут. По истечении времени команда выбирала 1 -2-х лидеров, которые публично защищали проект. Также преподаватель произвольно называл несколько фамилий студентов, которые назначались дирекцией фирмы «Тираж» и проводили балльную оценку всех проектов. После всех выступлений баллы всех членов дирекции суммировались и команда, получившая наибольшее число голосов, объявлялась победителем. Для оценки проекта использовались следующие показатели:

• владение материалом;

• аргументы команды в пользу представленного проекта;

• убедительные ответы на вопросы членов дирекции;

• сплочённость команды (в том числе помощь лидерам, представляющим проект дирекции).

Как уже отмечалось выше, эксперимент проводился в 5 группах. Большинство студентов (около 85 %) активно реагировали на предложенное задание, объединились в команду для решения поставленной задачи, задавали преподавателю уточняющие вопросы и приняли участие в дискуссии. Оставшаяся часть студентов не принимала активного участия в обсуждении, но позже стала выдвигать некоторые предложения по проекту. По результатам проведённого эксперимента можно отметить, что предложенный кейс вызвал у студентов высокую степень заинтересованности, что подтверждает тезис Петровой Г. И. о важности такого рода задач, которые предполагают выход процесса обсуждения за рамки традиционного обучения, то есть учебного материала курса и применения накопленных знаний из разных предметных областей для решения нестандартной ситуации [4].

Следует отметить, что кейс-технология меняет характер занятия: обучающиеся активно участвуют в обсуждении поставленной проблемы, тем самым развивая коммуникативные навыки и приобретая опыт организации коллективной деятельности [3; 5]. Кроме того, студенты приобретают необходимые компетенции, что является основным компонентом современной системы образования. При этом триада «знания - умения - навыки» наполняется необходимым содержанием, которое позволяет консолидировать все три её составляющих и обеспечить формирование всестороннее подготовленного выпускника, готового решать реальные задачи.

Показателен и тот факт, что при выполнении кейса многие студенты, которые не проявляли активности на семинарах, достаточно активно включились в работу, принимали участие в обсуждении, выдвигали новые идеи и предложения [5]. В целом, несмотря на то, что они не решились представлять свой проект от имени группы, они сделали важный шаг в переосмыслении своей роли в команде. Другими словами, они приобрели опыт, который пригодится им в дальнейшей профессиональной деятельности.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы. Применение интерактивных форм обучения, в частности кейс-технологии, позволяет существенно повысить качество образования в ВУЗе за счёт повышения заинтересованности студентов и вовлечения их в образовательный процесс. Ситуационные кейсы позволяют студентам адаптировать свои знания и умения к реальным ситуациям, возникающим в жизни, повысить их компетентность как молодых специалистов, расширить их коммуникативные возможности. Можно сказать, что использование кейс-технологий является важным инструментом при формировании компетенций выпускника.

Литература

1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 8.12. 2011 г. № 2227-р // Консультант Плюс: справ. правовая система. Версия Проф. М., 2011.

2. Зельдович Б. З. Активные методы обучения в дисциплине «Менеджмент»: Учебное пособие. М.: МГУП, 2003.

3. Зыкова С. Н. Содержание коммуникативного образования: принципы коммуникативной дидактики. Вестник Томского государственного университета. Общенаучный периодический журнал. 2007. № 302 Томск: ТГУ, 2007, 240 с.

4. Петрова Г. И. Роль образовательных инноваций в модернизации современного образования // Модернизация школьного образования: опыт, проблемы. Томск: STT, 2006. Вып. 3.

5. Федоринова З. В., Солоненко А. В., Власова Е. А. Влияние технологии case-study на качество коммуникации участников образовательного процесса. // Современные проблемы науки и образования, 2015. № 2. [Электронный ресурс]: URL: www.science-education.ru/122-17980/ (дата обращения: 23.08.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.