ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
УДК 37.012
Чепьюк Ольга Ростиславовна
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Института экономики и предпринимательства Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород (РФ). E-mail: chepyuk@iee. unn.ru
Горылев Александр Иванович
кандидат юридический наук, заведующий кафедрой европейского и международного права юридического факультета, руководитель Центра международного образования Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород (РФ).
E-mail: gorylev@fUp.unn.ru
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДА КЕЙС-СТАДИ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ОСНОВАМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Аннотация. Цель статьи - показать новые возможности применения метода кейс-стади (англ.: case-study, или учебных ситуаций) в современном образовательном процессе высшей школы в целом и в частности - в преподавании основ бизнеса и экономики, где данный метод получил особую популярность.
Методология, методы и результаты исследования. При помощи методов агрегации, дедукции и логического синтеза авторами были выработаны принципы организации дистанционного обучения экономическим дисциплинам на основе методики кейс-стади. Обозначена структура учебных кейсов, составлен типовой комплект сопровождающих их материалов. Эти практические задачи решались в рамках осуществления проекта Tempus «Приобретение профессиональных и предпринимательских навыков посредством воспитания предпринимательского духа и консультации начинающих предпринимателей».
Были изучены возможные виды и формы кейсов и выделены несколько вариантов адаптации их содержания к электронной обучающей среде, которая обладает как ограничениями, так и обширным дополнительным образовательным потенциалом. На конкретных примерах продемонстрированы раз-
личные типы кейсов: иллюстрирующие процессы и понятия; имитирующие шаблонные процессы; описывающие оригинальные ситуации в реальном бизнесе и имеющие решения, уже реализованные на практике; кейсы с неопределенным ответом на заданный проблемный вопрос. Выбор того или иного типа кейсовых заданий определяется учебными целями и необходимым уровнем освоения дисциплины. Кейсы дополняют друг друга при формировании фонда оценочных средств.
Научная новизна. Большинство специлистов определяет метод кейс-ста-ди как групповое обсуждение в образовательных целях какой-либо проблемной ситуации и коллективный поиск ее решения, т. е. применение этого метода предполагает аудиторную очную форму обучения. Вопрос об использовании кейс-стади в дистанционном формате для индивидуального обретения знаний и практических навыков долгое время оставался недостаточно освещенным. Материал настоящей статьи частично восполняет этот пробел.
Практическая значимость. Обсуждаемый в публикации метод кейс-стади способствует реализации подхода к профессиональному высшему образованию, который ориентирован на студента. Исследование опыта применения кейсов при дистанционном обучении основам предпринимательства показало универсальность и эффективность данного метода.
Ключевые слова: кейс-стади, предпринимательское обучение, обучение, ориентированное на студентов, дистанционное обучение. DOI: 10.17853/1994-5639-2016-8-100-113 Статья поступила в редакцию 28.04.2016. Принята в печать 11.08.2016.
Olga R. Chepyuk
PhD in Economics, Associate Professor, Department of Finance and Credit, Institute of Economics and Entrepreneurs of Lobachevsky State University, Nizhny Novgorod (RF). E-mail: chepyuk@iee. unn. ru
Alexander I. Gorylev
PhD in Law, Head of European and International Law Faculty, Director of Centre for International Education, Lobachevsky State University, Nizhny Novgorod (RF). E-mail: gorylev@fup.unn.ru
IMPLEMENTATION OF THE CASE STUDY METHOD IN DISTANCE LEARNING OF ENTREPRENEURSHIP FUNDAMENTALS
Abstract. The aim of the presented publication is to show new opportunities of application of a a case study method (educational situations) in modern edu-
cational process of the higher school in general, and in particular - in teaching fundementals of business and economy wherein this method has gained special popularity.
Methods and results. By means of methods of aggregation, deduction and logical synthesis, the authors developed the principles of the organization of distance training of economic disciplines on the basis of the case study method. The structure of educational cases is designated; the standard set of the materials accompanying them is designed. These practical problems were solved within implementation of the project Tempus «Acquisition of Professional and Entrepreneurial Skills by means of Education of Entrepreneurial Spirit and Consultation of the Beginning Entrepreneurs».
Possible types and forms of cases were studied; several options of adaptation of their content to the electronic training environment which possesses both restrictions, and extensive additional educational potential are allocated. Various types of cases are shown based on specific examples: illustrating processes and concepts; imitating sample processes; describing original situations in real business and having decisions which are already realized in practice; cases with an uncertain answer to the asked problematic issue. The choice of this or that type of case study tasks is determined by the educational purposes and necessary level of development of a discipline. Cases supplement each other when forming the fund of evaluative means.
Scientific novelty. The majority of researches define the case study method as a group discussion in the educational purposes of any problem situation and collective search of its decision, i.e. application of this method assumes classroom full-time courses. The question of use the case study method in a distance format for individual finding of knowledge and practical skills has been understudied for a long time. The materials of the present article partially close this gap.
Practical significance. The discussed case study method in the publication promotes implementation of approach to professional higher education which is oriented to a student. The research and experience of application of cases in distance training of entrepreneurship fundamentals have showed the universality and efficiency of this method.
Keywords: case study, entreupreuneural education, student-oriented education, distance learning.
DOI: 10.17853/1994-5639-2016-8-100-113
The article was submitted on 28.04.2016.
The article was accepted for publication on 11.08.2016.
Основной задачей всех вузовских образовательных программ является подготовка специалистов, востребованных на рынке труда. Университет нацелен на подготовку всесторонне образованных людей, обладающих необходимыми знаниями и умениями, стремящихся произвести
благоприятное впечатление на работодателя. Образовательные программы должны отвечать условиям меняющегося общества, в котором учащимся предстоит жить и работать. Университет призван развивать у студентов интеллектуальные способности, сообразительность, инициативность и креативность, что поможет им впоследствии адаптироваться к требованиям потенциальных работодателей и актуальным потребностям общества. Неоспоримым преимуществом выпускников вузов будут предпринимательские навыки [8, с. 249; 9, с. 117], способность к международному взаимодействию и сотрудничеству [3, 4].
Профессиональную подготовку, отвечающую перечисленным требованиям, можно реализовать на основе подхода к обучению, ориентированного на студента (англ.: student-oriented approach). На эту тему давно проводятся серьезные исследования в области высшего образования [21]. В отдельных работах описываются статистические результаты (опросы, интервью) применения данного подхода [6, 10, 19], в других анализируется само понятие [17] или рассматриваются его отдельные аспекты, например применение метода кейс-стади (англ.: case studies) [2, 15, 16].
Для разработки механизма создания и реализации образовательных программ, основанных на обучении, ориентированном на студента, а также новых педагогических приемов и методов полезно изучение соответствующего международного опыта. Именно такой опыт был освоен преподавателями Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского (ННГУ) в рамках их участия в проекте Темпус 544202-TEMPUS-1-2013-1-AT-TEMPUS-JPHES (BUSEEG-RU-UA) «Приобретение профессиональных и предпринимательских навыков посредством воспитания предпринимательского духа и консультации начинающих предпринимателей».
Исследуя зарубежную практику, мы пришли к выводу, что базовая концепция подхода, ориентированного на студента, сводится к следующим принципам:
• предоставления студентам гибких траекторий обучения для достижения конкретных результатов;
• сочетания различных форм и методов обучения;
• регулярного оценивания и корректировки педагогических приемов;
• поддержки самостоятельности обучающегося при одновременном руководстве и помощи со стороны преподавателя;
• обеспечения взаимного уважения преподавателя и студента;
• наличия заранее оговоренных процедур реагирования на жалобы студентов в процессе обучения.
Залогом успешного внедрения рассматриваемого подхода к обучению является сотрудничество между профессорско-преподавательским
составом и студенческой аудиторией. Именно оно позволяет согласовать цели и задачи и найти оптимальные педагогические приемы. Один из наиболее популярных методов обучения, ориентированного на студента, - кейс-стади. В российской образовательной практике эта методика получила распространение в 1991-1997 гг. благодаря программам подготовки менеджеров (например, по программам MBA), хотя первые попытки ее применения были еще в СССР («методики анализа деловых ситуаций» [4, с. 15]).
Задачи кейс-стади согласуются с базовым принципом обсуждаемого подхода: развитием умений анализировать в короткие сроки большой объем неупорядоченной информации и принимать решения в условиях стресса. В этом смысле метод кейс-стади дополняет классическую университетскую систему образования. Его применение становится наиболее эффективным вкупе с другими методами, ориентироваными на студента: обучением действием, тренингами, компьютерными обучающими программами и симуляциями.
Метод кейс-стади - это процесс обсуждения, дискуссия. Традиция его использования зиждется на тезисе: «Движение к истине важней, чем сама истина». Изучение зарубежного опыта показывает, что основными этапами данного метода выступают:
• подготовка в письменном виде примера кейса из практики бизнеса;
• самостоятельное изучение кейса студентами;
• совместное обсуждение кейса в аудитории под руководством преподавателя в соответствии с принципом «процесс обсуждения важнее самого решения» [14, p. 64].
В протяжении длительного периода развития и утверждения этой технологии образование накопило тысячи кейсов, объем которых варьируется от многостраничных описаний ситуаций, сознательно перегруженных информацией (опыт Гарварда с 20-х гг. прошлого века [6, с. 155]), до компактных, одно-двухстраничных изложений случаев, встречающихся в практике западноевропейских школ бизнеса. Учитывая разнообразие кейсов, попытаемся выделить наиболее общие, но существенные черты учебной ситуации.
1. Она должна быть специально подготовлена. Можно сказать, что она является «препарированной» автором ситуацией из практики бизнеса. Задачей этой непростой методической работы является создание творческой и одновременно целенаправленной, управляемой атмосферы, которая станет основой процесса обсуждения.
2. Кейс должен способствовать развитию конкретных компетенций. Он формирует определенные профессиональные умения в контексте научного мировоззрения.
3. Работа с разными типами кейсов учит студентов анализировать информацию, видеть причинно-следственные связи, выделять ключевые проблемы и / или тенденции.
Любой кейс должен отвечать следующим требованиям:
• это занимательная история конкретного бизнеса или реального эпизода из истории бизнеса;
• он должен содержать внутреннюю интригу, головоломку, требующую решения;
• задача кейса - стимулировать студента к поиску дополнительной информации или вычленению главной;
• в кейсе обозначена актуальная проблема, которая может получить свое развитие в будущем;
• основа решения задачи - «теория вопроса», которая совпадает с темой обучения.
Кейсы можно разделить на следующие типы: иллюстративные, аналитические и связанные с принятием конкретных решений. Специфика кейсо-вого обучения состоит в том, что одна и та же ситуация может иметь несколько решений, поиск которых необходимо поощрять в процессе обсуждения, организованном, как правило, в виде групповой работы в обстановке неопределенности. Некоторые авторы считают, что именно это и есть ключевой признак кейса [11, с. 54]. Однако такое представление о кейс-стади, на наш взгляд, сужает его обучающие возможности.
Наиболее актино и широко кейсы применяются в преподавании экономических дисциплин, в рамках которых появилось понятие «бизнес-кейс». В западной традиции любой бизнес-кейс сопровождается финансовой отчетностью, копиями фотографий и публикаций, представляющих продукцию компании, описанием ее производственной, торговой инфраструктуры и др. Эти приложения составляют легенду бизнес-кейса, которая в формате «сторителлинга» (англ.: storytelling) раскрывает внутреннюю и внешнюю среду компании, выявляет перечень актуальных для бизнеса проблем. Подробное описание легенды погружает студента в тему, создает атмосферу, мотивирующую его на изучение вопроса.
В рамках проекта Темпус «Приобретение профессиональных и предпринимательских навыков посредством воспитания предпринимательского духа и консультации начинающих предпринимателей» была создана образовательная программа «Основы предпринимательства (воспитание предпринимательского духа)». Перед преподавателями ННГУ была поставлена задача по подготовке занятий, которые можно проводить в дистанционной форме, задающей специфические требования к оформлению и отбору содержания бизнес-кейсов, поскольку выполнение задания осу-
ществляется в электронной среде, где отсутствует живое общение между студентом и педагогом.
Типовой комплект материалов для работы с учебным кейсом содержит следующие элементы:
1) собственно кейс (текст с вопросами для обсуждения);
2) приложения с подборкой различной информации, передающей общее содержание кейса (например, копии финансовой отчетности, публикации, фото и др.);
3) заключение по кейсу (возможное решение проблемы, последовавшие события);
4) записка для преподавателя с изложением авторского подхода к разбору кейса.
Рассмотрим пути преобразования бизнес-кейсов по предпринимательству при переносе их в электронную среду и способы обработки результатов решения. В качестве примера возьмем учебную дисциплину «Финансовые расчеты», включенную в план образовательной программы «Основы предпринимательства (воспитание предпринимательского духа)». В настоящее время данная программа размещена на платформе электронного обучения ННГУ, которая предоставляет расширенные возможности практико-ориентированного обучения [10, с. 80].
В электронной среде мы имеем возможность размещать три вида кейсов:
1) кейсы, требующие участия преподавателя в проверке ответа студента, так как ответ на вопрос является открытым и неоднозначным. Задача - пробудить интерес студента к теме, заставить его рассуждать, включать критическое мышление;
2) кейсы, решение которых автоматизировано, так как ответ на вопрос является однозначным. Задача - научиться работать с информацией, отбирая полезную и отбрасывая лишнюю;
3) кейсы-симуляторы, решение которых влияет на входные параметры следующих кейсов. Они дают возможность проследить историю компании на комплексе решений, а не на одном.
Нами была составлена общая схема разработки бизнес-кейса для любого из трех его видов (рисунок).
В модульном обучении бизнес-кейсы выполняют различные функции: иллюстрирующую, объясняющую и аналитическую. Основной задачей бизнес-кейса является погружение в управленческую проблему, решение которой зависит от того, насколько свободно студент владеет терминологией, какие умения и навыки он приобрел в процессе обучения.
Схема разработки бизнес-кейса для еЬеагш^
Для освоения основ предпринимательства были выделены четыре типа бизнес-кейсов.
1. Бизнес-кейсы, иллюстрирующие процессы и понятия, добавляющие объема к рассматриваемой теме. Это могут быть примеры из практики, демонстрирующие различные грани теоретического понятия, его функций, которые раскрываются в контексте истории (сторителлинга).
2. Бизнес-кейсы, описывающие оригинальные ситуации в реальном бизнесе и имеющие решения, уже реализованные на практике. Их задача - обеспечить студента информацией, которая подтолкнет его к правильному ответу.
3. Бизнес-кейсы, имитирующие шаблонные процессы реального бизнеса. Задача - обеспечить студента примером пошагового решения, который требует выработки конкретного навыка (например, постановки на баланс учредителями имущества, внесенного в качестве взноса в уставный капитал).
4. Бизнес-кейсы с неопределенным ответом на заданный проблемный вопрос. Они, как правило, наполнены различной дополнительной (иногда намеренно излишней) информацией и требуют умения выбирать не только между различными вариантами решения, но и методами / инструментами управленческого анализа.
Покажем, каким образом каждый из этих кейсов реализуется в дистанционном обучении и помогает освоить ключевые компетенций в области предпринимательства.
На первом этапе студенту предлагается ознакомиться со сквозной легендой кейса. Она представляет собой перечень событий и обстоятельств, предшествующих текущему экономическому и финансовому состоянию рассматриваемого предприятия. Это и есть тот самый сторител-линг, который должен увлечь студента.
Для примера возьмем следующую сквозную легенду: «Предприниматель вместе со своим партнером приобрел в собственность отель. Основные показатели отеля говорили о том, что последние три года в отеле наблюдается устойчивое снижение количества постояльцев. В отель недавно были сделаны капитальные вложения: средства были инвестированы в создание при отеле ВРЛ-центра. Однако центр еще не запущен: только отремонтированы площади. Первым делом после приобретения отеля новый собственник решил встретиться с управляющей компанией отеля, чтобы обговорить перспективы бизнеса» [7].
В первой задаче кейса необходимо решить вопрос, связанный с управлением экономикой отеля: действующий директор отеля предложил предпринимателю вложиться в расширение бизнеса для увеличения объемов продаж существующих услуг. По его словам, бизнесу необходимы дополнительные средства на рекламу в сумме 15 000 000 рублей. Директор сообщил, что сейчас его сотрудники дорабатывают план маркетинга. Он пообещал предпринимателю в 2014 г. рост чистой прибыли предприятия на 30%, прирост выручки на 15%. Вопрос для обсуждения: «Согласитесь ли вы как предприниматель на просьбу директора выделить на его программу развития 15 000 000 рублей? Почему?».
В качестве приложения (второй элемент кейса) студенту предлагается финансовая отчетность предприятия за последние три года, включая баланс, отчет о движении денежных средств, отчет о прибылях и убытках. Кейс может быть размещен в электронной среде в любом из трех форматов: открытый вопрос, автоматизированный ответ или симулятор. Требования к входным знаниям у студента включают: ориентирование в основных понятиях дисциплины («выручка», «чистая прибыль»), умение анализировать финансовую отчетность компании. Однако в тексте задания отсутствует конкретная информация о том, каким образом нужно осуществлять поиск ответа.
Открытые вопросы могут иметь следующие варианты:
1) являются ли прогнозы наемного директора обоснованными: приведут ли вложения в рекламу к росту выручки на 15% на конкурентном рынке?
2) является ли предложение экономически оправданным: может ли вырасти на 30% прибыль, если выручка вырастет только на 15% и потребуются вложения в сумме 15 млн рублей?
3) окупятся ли 15 млн рублей, если чистая прибыль компании вырастет на 30%?
Все варианты вопросов требуют анализа финансовой отчетности, при этом не имеет значения, каким образом он будет сделан. В данном случае речь идет о четвертой разновидности кейсов - работе с неопределенностью. В электронной (дистанционной) форме проверка таких кейсов затруднена, так как студенты не мотивированы на длительные и самостоятельные рассуждения, поэтому рекомендуется направить обучающегося на решение, предложив ему несколько вариантов ответа в виде тестового задания.
Другой бизнес-кейс, представляющий пример имитации ситуации из бизнес-практики: «После встречи с директором предприниматель решил проанализировать его годовой отчет перед собственниками. В отчете директор отеля утверждал, что все экономические и финансовые показатели в норме и не продемонстрировали отрицательной динамики за последние годы». Задание сформулировано следующим образом: «Укажите те группы показателей, относительно которых директор слукавил».
Анализ финансовой отчетности представляет собой один из базовых навыков руководителя действующего бизнеса. Для решения бизнес-кейса в данном случае студенту требуется осуществить традиционный коэффициентный анализ с применением прилагаемой к вопросу финансовой отчетности, выполненной в программной среде MS EXCEL.
Оригинальные кейсы, в отличие от имитирующих или кейсов с неопределенностью, описывают, специфическую ситуацию предприятия. Такие кейсы - живые примеры из практики бизнеса. Часто они связаны с маркетингом, рекламой и продвижением, где умение вырабатывать собственные рецепты предпринимателькой деятельности является залогом успеха. В то же время любой успешный опыт необходимо рассматривать с точки зрения возможности его повторения и апробации в других условиях.
При выборе иллюстрирующих кейсов следует учитывать:
1) насколько решение кейса универсально для применения в других отраслях бизнеса в схожих ситуациях;
2) имеет ли успешная реализация решения под собой теоретическое обоснование, или она вызвана случайно сложившейся ситуацией на рынке;
3) есть ли связь кейса с теорией, т. е. действительно ли кейс иллюстрирует ее, расширяет возможности ее применения.
Примером иллюстрирующей ситуации в рамках заданной легенды является кейс, описывающий успешный опыт продвижения услуг гостиницы в соцсетях. Студент должен сделать выбор между типом SMM-мето-дов и социальными сетями с опорой на подробную статистику их использования различными аудиториями. Этот кейс служит отличной иллюстра-
цией к теме сегментирования клиентов или интернет-продвижения. Обучающемуся требуется не только сравнить данные о распределении клиентов по социальным сетям, но и учесть, кто входит в базовую аудиторию отеля и какие SMM-методы подойдут для работы. Задание кейса можно расширить, предложив студенту проявить аналитические способности: например, можно оценить эффективность решения с точки зрения ожидаемого прироста выручки от выбранного сегмента и затрат на продвижение.
Таким образом, при переносе кейса в электронную среду необходимо обратить внимание на формулировку вопроса в практическом задании, снабдить кейс шаблонами и подсказками для решения, а также расставить акценты в теории. Это позволит наиболее эффективно использовать этот метод в дистанционном обучении.
Все четыре типа описанных кейсов дополняют друг друга при формировании фонда оценочных средств по дисциплине «Финансовые расчеты». Выбор того или иного типа задания обусловлен учебными целями.
Распространено убеждение, что метод кейс-стади наиболее эффективен при работе в аудитории. Однако наш опыт дистанционного обучения студентов основам предпринимательства показал, что этот метод универсален. Был проведен анкетный опрос 174 студентов, осваивавших один из модулей онлайн-программы «Основы предпринимательства (вос-птание предпринимательского духа)». Респонденты оценили общее качество образовательной программы в 4,43 балла (среднее значение по пятибалльной шкале). При этом 48,62% участников опроса однозначно ответили, что компетенции, приобретенные в рамках программы, они смогут применить на практике.
Статья рекомендована к публикации д-ром пед. наук, проф. В. А. Копновым
Литература
1. Горылев А. И., Грудзинская Е. Ю. Организационно-управленческая деятельность преподавателя при проведении занятия в технологии «кейс-стади» при изучении юридических тем // Alma Mater Вестник высшей школы. 2012. № 8. С. 54-58.
2. Горылев А. И., Хурчак Н. М., Дронова Ю. А., Краюшкина С. В., Кара-петянц И. В. Ключевые ориентиры для разработки и реализации образовательных программ в предметной области «Юриспруденция»: учебно-методический комплекс / под ред. И. Дюкарева, Е. Караваевой, Е. Ковтун. Бильбао: Университет Деусто, 2013. 104 с.
3. Грудзинский А. О., Бедный А. Б., Бедный Б. И., Плехова Ю. О. Роль и структура инновационного предпринимательского образования в исследо-
вательском университете // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 3. С. 56-63.
4. Гурьянова С. Ю. Инновационные технологии обучения - основа качества образования // Качество Инновации Образование. 2010. № 2. С. 12-18.
5. Плехова Ю. О., Бедный Б. И., Грудзинский А. О. Непрерывное предпринимательское образование в системе инновационной инфраструктуры национального исследовательского университета // Вестник ННГУ. 2011. № 6 (1). С. 11-19.
6. Покушалова Л. В. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения студентов // Молодой ученый. 2011. № 5. Т. 2. С. 155-157.
7. Чепьюк О. Р., Ангелова О. Ю., Гинзбург М. Ю., Дмитриева Е. М., Кравченко В. С., Подольская Т. О., Прохорова М. В. Бизнесландия: сборник кейсов по предпринимательству: учебное пособие. Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2015. 77 с.
8. Чепьюк О. Р., Гинзбург М. Ю. К вопросу формирования инновационной инфраструктуры региона. Опыт студенческого бизнес-инкубатора НИУ ННГУ им. Н. И. Лобачевского // Инновации. 2014. № 4 (186). С. 23-27.
9. Чепьюк О. Р., Гинзбург М. Ю. Студенческий центр инновационного предпринимательства в университете // Высшее образование в России. 2014. № 11. С. 117-121.
10. Чепьюк О. Р., Шалыминов А. О. Практико-ориентированное обучение на базе web-технологий дистанционного образования (на примере web-плат-формы обучения предпринимательству в ННГУ iGeneration // Открытое образование. 2014. № 4. С. 80-83.
11. Щербатых С. В. Методика применения кейс-метода в профильном обучении (на примере стохастики) // Профильная школа. 2009. № 5. С. 54-57.
12. Baeten M., Struyven K., Dochy F. Student-centred teaching methods: Can they optimise students' approaches to learning in professional higher education? //Studies in Educational Evaluation. 2013. Vol. 39. № 1. P. 14-22.
13. Degago A. T., Kaino L. M. Towards student-centered conceptions of teaching: the case of four Ethiopian universities // Teaching in Higher Education. 2015. Vol. 20. № 5. P. 493-505.
14. Fortmüller R. Learning through business games acquiring competences within virtual realities // Simulation & Gaming. 2009. Vol. 40. № 1. P. 68-83.
15. Reference Points for the Design and Delivery of Degree Programmes in Economics. Authors: Teleshova I., Echenique V., Ulyanova M., Kostin I., Chiono-va N., Kudryashova T., Mariko V., Markar'yan Yu., Moshkova L., Parakhina V., Vostrikova E. Bilbao: Deusto University press, 2013. 72 p.
16. Reference Points for the Design and Delivery of Degree Programmes in Management. Authors: Kostin I., Chionova N., Teleshova I., Echenique V., Ulyano-va M., Kudryashova T., Mariko V., Markar'yan Yu., Moshkova L., Parakhina V., Vostrikova E. Bilbao: Deusto University press, 2013. 60 p.
17. Sadler I. The challenges for new academics in adopting student-centred approaches to teaching // Studies in Higher Education. 2012. Vol. 37. № 6. P. 731-745.
18. Severiens S., Meeuwisse M., Born M. Student experience and academic success: comparing a student-centered and a lecture-based course programme // Higher Education. 2015. Vol. 70. № 1. P. 1-17.
19. Tangney S. Student-centred learning: a humanist perspective // Teaching in Higher Education. 2014. Vol. 19. № 3. P. 266-275.
20. Tarasyuk O. V., Malikh O. E., Polyanskaya I. K, Konovalova M. E., Kuzmi-na O. Y., Osipova I. V. Implementation of the State Economic Policy in the Field of Education // Iejme - mathematics education. 2016. Vol. 11. № 8. P. 3104-3113.
21. Taylor J. What is student centeredness and is it enough? // The International Journal of the First Year in Higher Education. 2013. Vol. 4. № 2. P. 39.
References
1. Gorylev A. I., Grudzinskaja E. Ju. An organizational management activity of the teacher when holding occupation in case study technology when studying the legal subjects. Alma Mater Vestnik vysshej shkoly. [Alma Mater Bulletin of the Higher School]. 2012. № 8. P. 54-58. (In Russian)
2. Gorylev A. I., Hurchak N. M., Dronova Ju. A., Krajushkina S. V., Kara-petjanc I. V. Kljuchevye orientiry dlja razrabotki i realizacii obrazovatel'nyh programm v predmetnoj oblasti «Jurisprudencija». [Key reference points for development and implementation of educational programs in subject domain «Law»]. Ed. by I. Djukareva, E. Karavaeva, E. Kovtun. Bilbao: Universitet Deusto. [Deusto's University]. 2013. 104 p. (In Russian)
3. Grudzinskij A. O., Bednyj A. B. Bednyj B. I., Plehova Ju. O. Role and structure of innovation entrepreneurship education in research university. Univer-sitetskoe upravlenie: praktika i analiz. [University Management: Practice and Analysis]. 2012. № 3. 2012. P. 56-63. (In Russian)
4. Guryanova S. Yu. Innovation technologies in education as a base for quality. Kachestvo innovacii obrazovanie. [Quality. Innovation. Education]. № 2 (57). 2010. P. 12-18. (In Russian)
5. Plekhova Yu. O., Bednyi B. I., Grudzinskiy A. O. Continuing business education in the system of innovation infrastructure of a national research university. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. [Bulletin of Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod]. 2011. № 6-1. P. 11-19. (In Russian)
6. Pokushalova L. V. Case study method as a modern technique for professional student education. Molodoy ucheniy. [Young Scientist]. 2011. № 5. Vol. 2. P. 155-157. (In Russian)
7. Chep'juk O. R., Angelova O. Ju., Ginzburg M. Ju., Dmitrieva E. M., Krav-chenko V. S., Podol'skaja T. O., Prohorova M. V. Bizneslandija: sbornik kejsov po predprinimatel'stvu. Business land: The collection of cases on an entreprene-urship]. Nizhny Novgorod: Nizhegorodskij gosuniversitet. [Nizhny Novgorod State University]. 2015. 77 p. (In Russian)
8. Chepyuk O. R. Ginzburg M. Yu. To the Question of formation of the innovative infrastructure in the region. Problems and their solutions based on the example of the business-incubator at Lobachevsky State University in Nizhny Novgorod. Innovatcii. [Innovations]. 2014. № 4 (186). P. 23-27. (In Russian)
9. Chepyuk O. R. Ginzburg M. Y. The student's center of innovative business at university. Vysshee obrazovanie v Rossii. [Higher Education in Russia].
2014. № 11. P. 117-121. (In Russian)
10. Chepyuk O. R. Shalyminov A. O. Practice-oriented training based on distance learning web technologies (the example of web-platform for entreprene-urship education in University of Nizhny Novgorod, iGeneration). Otkrytoe obrazovanie. [Open Education]. 2014. № 4. P. 80-83. (In Russian)
11. Shherbatyh S. V. The technique of application of a case method in field-specific training (on the example of a stochastics). Profirnaja shkola. [Profession-Oriented School]. 2009. № 5. P. 54-57. (In Russian)
12. Baeten M., Struyven K., Dochy F. Student-centred teaching methods: Can they optimise students' approaches to learning in professional higher education? Studies in Educational Evaluation. 2013. Vol. 39. № 1. P. 14-22. (Translated from English)
13. Degago A. T., Kaino L. M. Towards student-centered conceptions of teaching: the case of four Ethiopian universities. Teaching in Higher Education.
2015. Vol. 20. № 5. P. 493-505. (Translated from English)
14. Fortmüller R. Learning through business games acquiring competences within virtual realities. Simulation & Gaming. 2009. Vol. 40, № 1. P. 68-83. (Translated from English)
15. Reference Points for the Design and Delivery of Degree Programmes in Economics. Teleshova I., Echenique V., Ulyanova M., Kostin I., Chionova N., Kudryashova T., Mariko V., Markar'yan Yu., Moshkova L., Parakhina V., Vostriko-va E. Bilbao: Deusto University Press, 2013. 72 p. (Translated from English)
16. Reference Points for the Design and Delivery of Degree Programmes in Management. Kostin I., Chionova N., Teleshova I., Echenique V., Ulyanova M., Kudryashova T., Mariko V., Markar'yan Yu., Moshkova L., Parakhina V., Vostriko-va E. Bilbao: Deusto University Press, 2013. 60 p. (Translated from English)
17. Sadler I. The challenges for new academics in adopting student-centered approaches to teaching. Studies in Higher Education. 2012. Vol. 37. № 6. P. 731-745. (Translated from English)
18. Severiens S., Meeuwisse M., Born M. Student experience and academic success: comparing a student-centered and a lecture-based course programme. Higher Education. 2015. Vol. 70. № 1. P. 1-17. (Translated from English)
19. Tangney S. Student-centered learning: a humanist perspective. Teaching in Higher Education 2014. Vol. 19. № 3. P. 266-275. (Translated from English)
20. Tarasyuk O. V., Malikh O. E., Polyanskaya I. Konovalova M. E., Kuzmi-na O. Y., Osipova I. V. Implementation of the State Economic Policy in the Field of Education. Iejme - mathematics Education. 2016. Vol. 11. № 8. P. 3104-3113. (Translated from English)
21. Taylor J. What is student centeredness and is it enough? The International Journal of the First Year in Higher Education. 2013. Vol. 4. № 2. P. 39. (Translated from English)