Международное кредитование
правовые и экономические аспекты международного кредитования в современных условиях (функционирование международных кредитных организаций)
д. Г. КОРОВЯКОВСКИй, кандидат юридических наук, доцент
Институциональная структура международных валютно-кредитных и финансовых отношений включает многочисленные международные организации. Одни из них, располагая большими полномочиями и ресурсами, осуществляют регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений, другие представляют собой форум для межправительственного обсуждения, выработки консенсуса и рекомендаций по валютной и кредитно-финансовой политике. Третьи обеспечивают сбор информации, статистические и научно-исследовательские издания по актуальным валютно-кредитным и финансовым проблемам и экономике в целом. Некоторые из них выполняют все перечисленные функции.
Международные валютно-кредитные и финансовые организации условно можно назвать международными финансовыми институтами. Эти организации объединяет общая цель: развитие сотрудничества и обеспечение целостности и стабилизации сложного и противоречивого всемирного хозяйства. Международные финансовые институты возникли в основном после Второй мировой войны, за исключением Банка международных расчетов, который возник в 1930 г. Эти межгосударственные институты предоставляют кредиты странам, разрабатывают принципы функционирования мировой валютной системы. Осуществляют межгосударственное регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений.
Возникновение международных финансовых институтов обусловлено следующими причинами:
— усиление глобализации хозяйственной жизни;
— развитие межгосударственного регулирования мирохозяйственных связей, в том числе валют-но-кредитных и финансовых отношений;
— необходимость совместного решения проблем, нестабильности мировой экономики, включая мировую валютную систему, мировые рынки валют, кредитов, ценных бумаг, золота.
Международные финансовые институты преследуют следующие цели:
— объединить усилия мирового сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировой экономики;
— осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-финансовое регулирование;
— совместно разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой валютной и кредитно-финансовой политики.
Международные организации можно классифицировать по направлениям их деятельности и объектам регулирования на четыре больше группы:
— комплексные:
— международные организации системы Организации Объединенных Наций;
— международные организации системы Организации экономического сотрудничества и развития;
— Совет Европы;
— финансово-кредитные:
— Международный валютный фонд;
— Банк международных расчетов;
— Европейский банк реконструкции и развития;
— Исламский банк развития;
— группа Всемирного банка (Международный банк реконструкции и развития, Международная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация, Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций, Международный центр урегулирования инвестиционных споров;
— торговые:
— Всемирная торговая организация;
— Конференция ООН по торговле и развитию;
— международные организации по отдельным рынкам;
— региональные:
— Европейский союз;
— Североамериканская зона свободной торговли;
— Южный общий банк;
— Содружество Независимых Государств.
К региональным в данной классификации отнесены только наднациональные организации, а международные организации регионального уровня, решающие комплексные проблемы и имеющие в основном консультационный статус, отнесены к первой группе.
В первой группе организаций, решающих комплексные проблемы, Организация Объединенных Наций (ООН) занимает центральное место. Она разрабатывает рекомендации, конвенции, мероприятия, которые предполагает принять и реализовать своим членам путем включения в национальное законодательство. Организация Объединенных Наций состоит из главных и вспомогательных органов, специализированных организаций и учреждений, а также автономных организаций. К числу главных органов относятся: Генеральная Ассамблея, Совет безопасности, Международный суд и Секретариат. Генеральная Ассамблея выносит резолюции, которые хотя и не являются обязательными для ее членов, все же оказывают заметное влияние на мировую политику и развитие международного права. За время существования ООН принято 10 тыс. разнообразных резолюций. Генеральная Ассамблея окончательно утверждает все международные конвенции по экономическим вопросам. В ее структуре экономическими и финансовыми проблемами занимаются:
— комитет по экономическим и финансовым вопросам, вырабатывающий резолюции к пленарным заседаниям Генеральной Ассамблеи;
— комиссия ООН по праву международной торговли, занимающаяся гармонизацией и унификацией правовых норм в международной торговле;
— комиссия по международному праву, работающая над развитием и кодификацией международного права;
— комитет по инвестициям, оказывающий содействие в размещении инвестиций из средств фондов, находящихся под контролем ООН.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) создана в 1961 г. В 1994 г. Россия подписала с ОЭСР Декларацию о сотрудничестве. Основной функцией ОЭСР является координация экономической политики стран-участниц в целях смягчения возникающих в мировой системе хозяйства противоречий. Среди наиболее важных направлений деятельности ОЭСР — вопросы урегулирования международной торговли, стабилизации валютно-кредитной системы, проблемы взаимоотношений с развивающимися странами. Однако принимаемые по этим вопросам решения носят чисто рекомендательный характер и редко влекут за собой согласованные действия.
Совет Европы является межправительственной организацией широкого профиля. Основными сферами деятельности Совета Европы являются: права человека; средства массовой информации; сотрудничество в правовой области; социальные и экономические вопросы; здравоохранение, образование, культура, спорт и региональное управление; окружающая среда. Руководящим органом Совета является Комитет министров, состоящий из министров иностранных дел, входящих в Совет Европы, а совещательным органом — Парламентская ассамблея.
Международные организации второй группы непосредственно занимаются регулированием мировых финансовых и валютных рынков.
Группа Всемирного банка (ВБ) — это специализированное финансовое учреждение ООН, в состав которого входят: Международный банк реконструкции и развития; Международная ассоциация развития; Международная финансовая корпорация; Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ); Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС). Группа Всемирного банка является мировым финансовым институтом, в задачу которого входит прежде всего выступать в качестве посредника и консультанта в инвестиционных процессах. В этой области банк накопил большой опыт за период своей более полувековой деятель-
ности, которая не свободна от ошибок, а также определенной политической ангажированности. Реагируя на происходящие в мире процессы, банк расширяет круг своей деятельности. Основной целью всех организаций группы является оказание финансовой помощи развивающимся странам.
Международный банк реконструкции и развития (МБРР) создан в соответствии с решениями Бреттон-Вудской конференции (июль 1944 г., США). Членами МБРР могут быть только члены МВФ. Основными направлениями деятельности МБРР являются:
— предоставление развивающимся странам долгосрочных займов и кредитов для производственных целей, развития сельского хозяйства и сельских районов, энергетики;
— гарантирование погашения задолженности соответствующим правительством;
— предоставление займов под конкретные проекты;
— предоставление займов развивающимся странам на создание в них инфраструктуры: шоссейных и железных дорог, электросвязи, городских портов, энергетических установок, а также на развитие образования, здравоохранения и подготовку кадров;
— оказание технической помощи развивающимся странам;
— финансирование проектов и деятельности развивающихся стран по охране окружающей среды из глобального фонда окружающей среды, в котором Банк выступает в качестве попечителя и заказчика проектов.
Организационная структура МБРР построена по принципу акционерного предприятия. Количество голосов в органах МБРР определяется паем в его уставном капитале. Высшим органом МБРР является Совет управляющих, а исполнительным органом — Директорат, состоящий из 24 директоров-распорядителей: 5 из них назначаются странами-членами, имеющими большее число акций, а 19 избираются Советом управляющих из числа представителей остальных стран-членов. Директорат избирает президента банка, который осуществляет оперативное руководство деятельностью банка. Совет управляющих собирается на свои сессии для принятия важнейших решений один раз в год.
Используя капитал как гарантийный фонд, банк занимает дешевые деньги на финансовых рынках для своих проектов. В отличие от МВФ Мировой банк финансирует в основном частный бизнес. Важно знать, что МБРР кредитует обычно около 30 % проекта. Поэтому чтобы привлечь его средства,
необходимо иметь и другие источники финансирования. МБРР предоставляет кредиты обычно на срок от 12 до 20 лет для расширения производственных мощностей стран-членов банка, льготный период составляет 3-5 лет, что превышает сроки банковских и экспортных кредитов. Они выдаются под гарантию правительств стран-членов банка. МБРР предоставляет также гарантии по долгосрочным кредитам других банков. Как и МВФ, он требует обязательного предоставления информации о финансовом положении страны-заемщика, а также кредитуемых объектах. За период своего существования банк и его организации предоставили свыше 5 тыс. займов на общую сумму 245 млрд долл. Почти 3/4 всех займов приходится на МБРР, т. е. примерно 15 млрд долл. в год. За них взимается процент на уровне ставок финансового рынка.
Международная ассоциация развития (MAP) создана в 1960 г. Основным направлением деятельности MAP является кредитование проектов в беднейших и наименее кредитоспособных странах в целях их экономического развития. Фактически большая часть кредитов, предоставленных MAP, приходится на наименее развитые страны с годовым доходом на душу населения не более 925 долл. Кредиты MAP выдаются на срок от 35 до 40 лет, льготный период 10 лет, а также выдаются беспроцентные ссуды, по которым взимается только плата на покрытие административных издержек в размере 0,5 % годовых. MAP кредитует только правительства стран-участниц. Претендовать на льготные кредиты могут лишь те страны, которые по классификации Всемирного банка относятся к группе государств с низкими доходами на душу населения.
Структура кредитов MAP имеет более ярко выраженную социальную направленность: выше удельный вес кредитов на образование, здравоохранение, сельское хозяйство и развитие сельских районов. Наиболее существенное отличие заключается в том, что МБРР, например, в 1998 финансовом году был вынужден направить значительные ресурсы в финансовую сферу в связи с финансовым кризисом, а у MAP подобной необходимости не возникло. Ее клиенты — это страны с низкими доходами, не интегрированные в мировой финансовый рынок. Таким образом, различие в структуре кредитных потоков обусловлено прежде всего тем, что заемщиками МБРР являются страны со средними доходами, a MAP — с низкими.
Международная финансовая корпорация (МФК) создана в 1956 г. в целях стимулирования частных инвестиций в экономику развивающихся стран,
укрепления там частного сектора. МФК выполняет функции, во многом отличные от МБРР, и тем самым существенно дополняет его инициативы. В отличие от МБРР МФК не требует правительственных гарантий и берет на себя риски. Поэтому отбор проектов отличается особой тщательностью. Выделенные МФК кредиты обычно не превышают 25 % стоимости проекта. Высшим органом МФК является Совет управляющих. В его состав входят те же лица, что и в состав Совета управляющих МБРР. Президентом МФК является президент МБРР. Исполнительные директора также совмещают свои должности в МБРР и МФК.
Международная финансовая корпорация специализируется на следующих направлениях:
— финансирование предпринимательства в странах-членах путем предоставления займов непосредственно частным компаниям и инвестирования в них собственных средств МФК без требования гарантий со стороны правительств. Займы предоставляются на срок от 7 до 12 лет в основных валютах по фиксированным или меняющимся ставкам, погашение займов производится в валюте, в которой заем был получен;
— осуществление инвестиций за счет собственных средств в обрабатывающую и добывающую промышленность, сельское хозяйство, коммунальные предприятия, туризм;
— привлечение частных финансовых средств для инвестиций в проектах по развитию инфраструктуры, охране окружающей среды.
Международная финансовая корпорация начала свою деятельность в России еще в 1991 г., т. е. раньше, чем наша страна вступила во Всемирный банк. Отличительной особенностью МФК является то, что она вкладывает средства в частный сектор, в том числе и в виде инвестиций непосредственно в акционерный капитал частных предприятий. Такая форма помощи является очень эффективной, и в этом смысле сотрудничество с МФК является для российской экономики не менее важным, чем с МБРР. В 1996 г. МФК включила акции крупнейших российских компаний в ежедневный глобальный композитный индекс курса акций развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Так как глобальный индекс МФК служит своего рода барометром для серьезных западных инвесторов, факт включения российских компаний в индекс рассматривался инвесторами в качестве подтверждения положительных перспектив роста российской экономики и дальнейшего развития финансовых рынков в России. Это способствовало
росту интереса к российским акциям со стороны западных инвестиционных фондов.
Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) образовано в 1988 г. для стимулирования прямых инвестиций в развивающиеся страны. МАГИ страхует инвестиции от некоммерческих рисков. К ним относятся: отмена конвертируемости валюты и возникшие из-за этого препятствия по переводу прибылей; экспроприация имущества инвестора; военные действия; политические катаклизмы и связанные с ними изменения в социально-политической обстановке; невыполнение контракта вследствие правительственного решения. К инвестициям, которые могут быть гарантированы МАГИ, относятся: взносы в денежной или материальной форме в акционерный капитал; ссуды предоставленные или гарантированные акционерами, а также некоторые формы неакционерных прямых инвестиций. Обычный срок гарантий МАГИ — 15 лет, но возможно до 20 лет. Гарантии могут покрывать до 90 % объема инвестиций. МАГИ координирует свою деятельность с национальными страховыми компаниями. Для выполнения поставленных задач МАГИ не только предлагает гарантии против некоммерческих рисков, но и консультирует правительственные органы развивающихся стран-членов относительно разработки и осуществления политики, программ и процедур, касающихся иностранных инвестиций. Агентство также организует встречи и переговоры между международными деловыми кругами и правительствами стран, заинтересованных в привлечении иностранных инвестиций, предоставляет информационные услуги. Гарантии от политических рисков, предоставляемые МАГИ, позволяют иностранным инвесторам сосредоточиться только на экономических и кредитных рисках, связанных с реализацией их инвестиционных проектов. С другой стороны, большинство финансовых институтов или страховых компаний не хотят или не могут взять на себя некоммерческие риски, возникающие в политически нестабильных развивающихся странах. Таким образом, МАГИ призвано заполнить существующую нишу.
Международный центр урегулирования инвестиционных споров (МЦУИС) является независимой международной организацией, созданной в 1966 г. на основе международной Конвенции по урегулированию инвестиционных споров, открывшейся для подписания в 1965 г. и вступившей в силу начиная со следующего года. Задачей МЦУИС является урегулирование и арбитраж споров между
правительствами и государственными организациями стран-членов МЦУИС и зарубежными инвесторами как частными, так и корпоративными. Посредством укрепления доверия и взаимопонимания между правительствами и иностранными инвесторами МЦУИС способствует увеличению потоков инвестиций.
Все рассмотренные организации, составляющие группу Всемирного банка, предлагают широкий диверсифицированный набор финансовых продуктов и услуг, в общем адекватно отражающий потребности развивающихся стран. Помощь группы Всемирного банка и накопленный ею опыт могут принести значительную пользу странам с переходной экономикой, в том числе и России.
Банк международных расчетов (БMP) — первый межгосударственный банк — был организован в 1930 г. в Базеле как международный банк центральных банков. Его организаторами были эмиссионные банки Англии, Франции, Италии, Германии, Бельгии, Японии и группа американских банков во главе с банкирским домом Моргана. БМР организован в форме акционерного общества. Органами управления БМРявляются Общее собрание акционеров и Совет директоров в составе управляющих центральных банков, в том числе Германии, Бельгии, Франции, Великобритании, Италии, являющихся основателями Банка, и правление. Остальные члены ограничиваются получением дивидендов и статусом клиента.
На Банк международных расчетов по уставу возложены две основные функции:
— содействовать сотрудничеству между центральными банками, обеспечивать благоприятные условия для международных финансовых операций;
— действовать в качестве банка-агента или банка-депозитария при проведении международных операций своих членов.
В соответствии с уставом операции банка должны согласовываться с денежной политикой центральных банков соответствующих стран. банку не разрешено открывать текущие счета и предоставлять кредиты правительствам. Основной источник ресурсов БМР — краткосрочные вклады (до 3-х мес.) центральных банков в иностранной валюте или золоте. Для выплаты процентов по ним банк размещает их на рыночных условиях в других центральных банках, международных организациях или в банках-корреспондентах. Специфика БМР заключается в строго конфиденциальном характере его деятельности, как и ежемесячных заседаниях
Базельского клуба (в который входят страны-члены банка), где обсуждаются актуальные проблемы и перспективы валютно-кредитных отношений. БМР — ведущий информационно-исследовательский центр. Годовые отчеты банка — одно из авторитетных экономических изданий в мире.
Оставаясь в основном региональным западноевропейским международным банком и ва-лютно-финансовым центром, БМР фактически превратился в международную валютно-кредитную организацию по составу участников и характеру деятельности. Это обусловлено тем, что БМР является международным банком центральных банков, агентом и распорядителем в различных международных валютно-расчетных и финансовых операциях, центром экономических исследований и форумом международного валютно-кредитного сотрудничества.
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) образован в соответствии с подписанным 29 мая 1990 году в Париже соглашением для оказания содействия реформам в странах Центральной и Восточной Европы в связи с переходом стран этого региона к ориентированной на рынок экономике. ЕБРР начал свою деятельность с апреля 1991 г.
Главная задача ЕБРР — содействовать переходу европейских постсоциалистических стран к открытой, ориентированной на рынок экономике, а также развитию частной и предпринимательской инициативы. Уставом ЕБРР предусмотрены следующие функции:
— содействие развитию, образованию и расширению конкурентоспособного частного сектора, в первую очередь малого и среднего предпринимательства;
— мобилизация иностранного и местного капиталов для выполнения указанной выше деятельности;
— осуществление инвестиций в производственную сферу, а также в финансовый сектор и сферу услуг, которые необходимы для поддержки частной инициативы;
— оказание технического содействия для подготовки и реализации проектов;
— стимулирование развития национальных рынков капиталов;
— оказание поддержки экономически выгодным проектам, в которых участвует несколько стран-бенефициаров;
— активное проведение операций в области экологии и устойчивого развития;
— выполнение других функций, идущих в развитие вышеизложенных.
Европейский банк реконструкции и развития кредитует проекты лишь в пределах 15-150 млн долл. Он специализируется на кредитовании производства (включая проектное финансирование), оказании технического содействия реконструкции и развитию инфраструктуры (включая экологические программы), инвестициях в акционерный капитал, особенно приватизируемых предприятий. Преимущественные сферы деятельности ЕБРР, в том числе в России, — финансовый, банковский секторы, энергетика, телекоммуникационная инфраструктура, транспорт, сельское хозяйство. Большое внимание уделяется поддержке малого бизнеса. Как и другие международные финансовые институты, ЕБРР предоставляет консультативные услуги при разработке программ развития с целевыми инвестициями. Одна из стратегических задач ЕБРР — содействие приватизации, разгосударствлению предприятий, их структурной перестройке и модернизации, а также консультации по этим вопросам.
Исламский банк развития (ИБР) создан в 1974 г. в целях содействия экономическому и социальному развитию стран-членов и мусульманских общин в соответствии с принципами шариата. Основными направлениями деятельности банка являются:
— финансирование (в форме предоставления займов и кредитов) производственных предприятий и проектов, обеспечивающих быструю отдачу путем долевого участия в прибылях, лизинга, продаж в рассрочку;
— управление специальными фондами, создаваемыми для конкретных целей, включая Фонд помощи мусульманским общинам в немусульманских странах, созданный в целях улучшения их социально-экономического положения;
— инвестирование средств в акционерный капитал промышленных и сельскохозяйственных предприятий и проектов и т. д.
Финансовые ресурсы банка состоят из уставного капитала и дополнительных финансовых средств. Банк разработал системы краткосрочного и среднесрочного финансирования импорта для проектов развития в странах-членах, а также системы долгосрочного финансирования в целях содействия развитию их экспорта.
Международные организации третьей группы регулируют международную торговлю и отдельные рынки. Поскольку состояние товарных рынков влияет на платежные балансы отдельных стран,
деятельность этих организаций опосредованно влияет на финансовые и валютные рынки.
Всемирная торговая организация (ВТО) была создана в 1995 г. на базе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), которое действовало с 1948 г. В отличие от ГАТТ она является специализированным учреждением системы ООН. ВТО представляет собой организацию и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Целью ВТО является либерализация международной торговли и придание ей устойчивой основы. ВТО охватывает соглашениями практически всю сферу международной торговой политики и значительную часть международной коммерческой практики, включая таможенно-тарифное регулирование, использование субсидий и компенсационных мер, нетарифные ограничения и т. д.
Конференция ООН по торговле и развитию создана в 1964 г. и занимается проблемами международной торговли, транспортировки товаров и финансирования торговых операций. Основными направлениями деятельности Конференции ООН по торговле и развитию являются регулирование торговых и экономических отношений между государствами, разработка концепций и принципов мировой торговли. Кроме ВТО и Конференции ООН по торговле и развитию существует еще много специальных организаций, регулирующих отдельные товарные рынки.
Межправительственные организации по регулированию мировых товарных рынков называют Международными товарными организациями по отдельным рынкам (МТО). Они контролируют реализацию международных товарных соглашений, изучают состояние мировых товарных рынков и вырабатывают рекомендации правительствам стран-участниц. Деятельность МТО в определенной степени препятствует образованию международных объединений экспортеров картельного типа.
Примером очень важной международной организации картельного типа является Организация производителей и экспортеров нефти (ОПЕК). Она контролирует большую часть рынка нефти, поэтому договоренности стран ОПЕК о размерах добычи практически определяют цены мирового рынка. Развитые страны-импортеры нефти постоянно оказывают давление на ОПЕК в целях побуждения ее к решениям об увеличении добычи.
Международные организации четвертой группы представляют собой межгосударственные интеграционные объединения, которые имеют следующие основные формы:
— зоны свободной торговли, представляющие собой межстрановые соглашения о снижении или отмене таможенных пошлин на все или определенные группы товаров;
— таможенные союзы, характеризующиеся единой таможенной политикой по отношению к третьим странам;
— общие рынки, предполагающие полную либерализацию межгосударственных рынков товаров, услуг, капиталов и рабочей силы;
— валютные союзы, представляющие собой общие рынки с единой валютой и эмиссионной политикой, а также единым центральным банком;
— экономические союзы, в которых общие рынки и валютные союзы дополняются общей экономической политикой, проводимой надгосу-дарственными экономическими органами;
— политические союзы, фактически представляющие собой единые конфедеративные государства.
К настоящему времени в мировой экономике насчитывается уже несколько десятков региональных интеграционных объединений со всеми перечисленными выше формами интеграции.
Европейский союз (ЕС) является самым развитым интеграционным образованием в мире и представляет собой высшую форму интеграции. Он последовательно прошел все названные выше формы интеграции и ныне находится на стадии политического объединения. Финансовые системы стран ЕС постепенно сращиваются и приходят к единым стандартам. В ЕС образовалась единая валютная система, в которой участвуют все ведущие страны союза, за исключением Великобритании. С января 2002 г. произошла замена национальных валют единой европейской валютой — евро. Центральный банк Европы во Франкфурте регулирует валютную систему и финансы. Конкуренция евро с долларом определяет развитие мирового валютного рынка на современном этапе.
Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) — создана на основе соглашения между
Канадой, США и Мексикой в 1992 г. В соответствии с соглашением на протяжении последующих 15 лет почти все торговые и инвестиционные барьеры между странами-участницами НАФТА должны быть ликвидированы, а таможенные пошлины отменены.
Южный общий банк (МЕРКОСУР) создан в 1995 г. на основе Асуньонского договора, подписанного в 1991 г. Аргентиной, Бразилией, Парагваем и Уругваем в целях создания зоны свободной торговли и таможенного союза. Договор в перспективе предусматривает отмену всех пошлин и нетарифных ограничений во взаимной торговле между четырьмя странами, свободное движение капиталов и рабочей силы, введение единого внешнего тарифа, координацию политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, а также в валютно-финансовой сфере.
Содружество Независимых Государств (СНГ) создано в 1991 г. бывшими республиками Советского Союза за исключением стран Балтии. В 1993 г. государства-члены подписали соглашение о создании экономического союза, однако центробежные тенденции в СНГ превалировали и общий рынок не состоялся. Тогда было сделано некоторое отступление. И в 1994 г. был подписан договор о создании зоны свободной торговли. В 1995 г. был образован таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, к которому позднее присоединились Киргизия и Таджикистан. В рамках этого союза был создан платежный союз на мультивалютной основе, который по идее организаторов должен постепенно перерасти в валютный союз. С 1996 г. была провозглашена политика разноскоростной интеграции. Она заключается в том, что вместо общих соглашений по СНГ следует ориентироваться на систему частных договоров с теми странами, которые готовы к более решительной интеграции. В 1996 г. был подписан договор об углубленной интеграции между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией. Самое быстрое продвижение по пути интеграции наблюдается между Россией и Белоруссией, уже подписавших Союзный договор и идущих на организацию конфедеративного государства.
(Продолжение следует)