DOI: 10.26794/1999-849X-2019-12-1-98-109 УДК 336.71;339.72(045) JEL F34, G21
Многосторонние банки развития в мировой экономике: особенности деятельности и перспективы сотрудничества с Россией
В. В. Антропов
Финансовый университет, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-2991-2877
АННОТАЦИЯ
Предметы исследования — функционирование многосторонних банков развития в мировой экономике и перспективы их сотрудничества с Россией. Актуальность рассмотрения этой проблемы обусловлена, во-первых, объективной необходимостью пересмотра политики сотрудничества России с международными финансовыми организациями для использования их возможностей в программах социально-экономических преобразований и расширения позиций нашей страны в мировой экономике, а во-вторых, наличием у многосторонних банков развития крупнейших по размеру накопленных ресурсов, которые могут использоваться для модернизации отечественной экономики. Цель работы — рассмотрение особенностей деятельности и перспектив сотрудничества многосторонних банков развития с Россией с учетом особенностей организации инвестиционной деятельности основных подразделений Всемирного банка и трех многосторонних банков развития — Африканского банка развития, Азиатского банка развития и Межамериканского банка развития, которые анализируются с точки зрения выполняемых ими функций на региональном уровне и в мировой экономике. В статье дается оценка сегодняшнего состояния сотрудничества Российской Федерации с многосторонними банками развития и рассматриваются его перспективы. Делается вывод, что России необходимо выработать понимание собственной позиции в отношении деятельности этих организаций и построить такую систему сотрудничества с ними, которая способствовала бы реализации национальных интересов и соответствовала основным направлениям экономического развития страны.
Ключевые слова: многосторонние банки развития; региональные банки развития; Всемирный банк; Международный банк реконструкции и развития; Международная ассоциация развития; Межамериканский банк развития; Африканский банк развития; Азиатский банк развития; Европейский банк реконструкции и развития
Для цитирования: Антропов В. В. Многосторонние банки развития в мировой экономике: особенности деятельности и перспективы сотрудничества с Россией. Экономика. Налоги. Право. 2019;12(1):98-109. DOI: 10.26794/1999-849X-2019-12-1-98-109
Multilateral Development Banks in the World Economy: Business Specifics and Prospects for Cooperation with Russia
V. V. Antropov
Financial University, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0002-2991-2877
ABSTRACT
The subject of the research is the functioning of multilateral development banks in the world economy and prospects for their cooperation with Russia. The relevance of the problem is d ue, firstly, to the need to make a revision of the Russian policy of cooperation with international financial organizations so as to use their practices in programs of socioeconomic transformations and expand the country's presence in the global economy, and, secondly, to the availability of huge resources accumulated by the largest multilateral banks with prospects of their use for the domestic economy modernization.
The purpose of the research was to consider the business specifics and prospects of cooperation of multilateral development banks with Russia with a focus on investment activities carried out by the World Bank divisions and three
(CC) ]
multilateral development banks - the African Development Bank, the Asian Development Bank and the Inter-American Development Bank - that are analyzed in terms of their functions at the regional level and in the world economy. The paper gives an assessment of the current state of Russia's cooperation with multilateral development banks and examines its prospects. It is concluded that Russia needs to develop an understanding of its own position with regard to the activities of the above organizations and build a cooperation system that would contribute to the realization of its national interests and be in line with the country's economic development policies.
Keywords: multilateral development banks; regional development banks; The World Bank; International Bank for Reconstruction and Development; International Development Association; Inter-American Development Bank; African Development Bank; Asian Development Bank; European Bank for Reconstruction and Development
For citation: Antropov V.V. Multilateral development banks in the world economy: Business specifics and prospects for cooperation with Russia. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2019;12(1):98-109. (In Russ.). DOI: 10.26794/1999-849X-2019-12-1-98-109
МНОГОСТОРОННИЕ БАНКИ РАЗВИТИЯ: ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Многосторонние банки развития (далее — МБР) представляют собой организации, призванные осуществлять долгосрочные цели кредитования проектов экономического и социального развития развивающихся стран в соответствующем регионе, как правило, в форме займов и грантов. Под понятием МБР обычно подразумеваются Всемирный банк и четыре меньших по размеру банков развития, которые можно классифицировать как региональные банки развития (далее — РБР), действующие в пределах своих регионов: Африканский банк развития (далее — АфБР), Азиатский банк развития (далее — АзБР), Европейский банк реконструкции и развития (далее — ЕБРР), Межамериканский банк развития (далее — МАБР) (табл. 1). В данной статье рассматривается деятельность четырех многосторонних банков развития — одного глобального (Всемирного банка) и трех региональных (АфБР, АзБР и МАБР). По своей юридической природе региональные банки развития являются межгосударственными, поскольку созданы по решению правительств нескольких государств на основе международных соглашений. Несмотря на закрепленную в названиях банков принадлежность к одному региону, данные банки могут представлять государства из различных регионов и поэтому могут называться межрегиональными (многосторонними), региональными и субрегиональными. Появление многосторонних банков развития вызвано распадом колониальной системы; включением развивающихся стран в мировое хозяйство; необходимостью решения региональных проблем, которые не всегда учитывались МВФ и группой Всемирного банка.
Основным источником ресурсов МБР служит подписной капитал, чьими владельцами являются
не только страны региона, который представляет банк, но и нерегиональные участники. Так, первоначально устав АфБР закреплял положение о том, что участниками банка могут быть только страны Африки, но впоследствии из-за нехватки ресурсов круг участников был расширен вводом в состав членов банка представителей промышленно развитых стран.
Деятельность МБР в мировой экономике связана с реализацией ими определенных функций.
Во-первых, МБР осуществляют финансирование долгосрочных инвестиций в целях поддержки структурных преобразований в рамках национальных стратегий развития. Данная функция особенно актуальна в случае, если правительства ограничены в ресурсах. Доля ресурсов, направляемых на финансирование конкретного сектора экономики, зависит от специфики региона и его потребностей (табл. 2).
Во-вторых, МБР способствуют обеспечению системной стабильности банковской системы путем предоставления антициклического финансирования во время финансово-экономических кризисов. Так, они сыграли позитивную антициклическую роль во время глобального кризиса 2008-2009 гг. как в развивающихся, так и в развитых странах, увеличив свои кредитные обязательства на 72%, когда частные инвестиции в эти страны резко сократились [1], что позволило поддержать уровень инвестиций в этих странах, в том числе в социальные сектора, на достаточном уровне, обеспечивая преемственность уже существующих проектов и помогая начать новые, ценные как для краткосрочного роста, так и для долгосрочного развития стран-заемщиц [2].
В-третьих, МБР содействуют развитию финансовых рынков и диверсификации финансового сектора. К инструментам такой деятельности относятся займы в местной валюте и предоставление гарантий для частных кредиторов. Особенность
Таблица 1 / Table 1
Многосторонние банки развития и цели их деятельности / Multilateral development banks and their
objectives
Многосторонние банки развития / Multilateral development banks Цели деятельности / Purpose of activity
Глобальные банки / Global banks
Группа Всемирного банка / World Bank Group Кредитование инфраструктурных проектов
Банк международных расчетов (БМР) / Bank for international Settlements (BIS) Осуществление депозитно-ссудных операций с центральными банками, посреднические операции на международном кредитном рынке
Региональные банки / Regional banks
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) / European Bank for reconstruction and development (EBRD) Кредитование инвестиционных проектов преимущественно в странах Центральной и Восточной Европы
Азиатский банк развития (АзБР) / Asian Development Bank (ADB) Кредитование инвестиционных проектов в странах Азиатско-Тихоокеанского региона
Европейский инвестиционный банк / European Investment Bank Финансирование стран ЕС, отстающих по уровню развития, с целью ускорения их экономического и социального роста
Межамериканский банк развития (МАБР) / Inter-American development Bank (IADB) Кредитование развивающихся стран Латиноамериканского региона
Африканский банк развития (АфБР) / African Development Bank (AfDB) Кредитование инвестиционных программ социально-экономического развития стран Африки
Источник/Source: составлено автором / compiled by the author.
выдаваемых МБР кредитов в местных валютах состоит в том, что они позволяют избегать сильных колебаний валютных курсов, которые могут быть нежелательными для экономик развивающихся государств в условиях нестабильности потоков капитала. Помимо снижения зависимости от иностранных займов, выраженных в твердых валютах, развитие рынков облигаций в местных валютах также открывает возможности для таких национальных институциональных инвесторов, как страховые компании и пенсионные фонды, финансировать собственные обязательства с помощью долгосрочных активов с фиксированным доходом.
В-четвертых, МБР осуществляют финансирование международных общественных благ, таких как
смягчение последствий изменения климата1. Международное сообщество определило предотвращение изменения климата и адаптацию к его изменениям в качестве одного из основных приоритетов в области устойчивого развития, в решение одной из задач которого МБР могут играть ключевую роль: обеспечение электроэнергией людей, не имеющих
1 (Чистое) международное общественное благо — благо, преимущества которого являются неконкурирующими и неисключительными на международном или региональном уровне. Неконкурентность означает, что одна страна, получающая выгоду, не препятствует другой, т.е. дополнительные страны или регионы могут получить выгоду при нулевых дополнительных издержках. Неисключительность означает, что ни одна страна не может фактически исключить другую из числа получателей международного общественного блага [3].
Таблица 2 Table 2
Распределение кредитов многосторонних банков развития по отраслям экономики в 2016 г., млн долл. США / Distribution of loans from multilateral development banks by economic sectors
in 2016, USD million USA
Отрасль экономики / Economic sector МАБР/IDB Доля, % / Share, % АзБР / ADB Доля, % / Share, % АфБР/ AfDB Доля, % / Share, %
Сельское хозяйство / Agriculture 353 3 1048 6 745 9
Энергетика / Energy 5 4 оо 6 4542 26 1291 16
Транспорт / Transport 1392 15 3843 22 267 3
Финансы / Finance 1650 18 1921 11 163 2
Здравоохранение / Health 341 4 174 1 22 0,2
Образование/ Education 511 5 873 5 45 0,5
Источники/Source: составлено на основе данных / based on data: African Development Bank Group. Annual Report 2016, p. 44; Inter-American Development Bank. Annual Report 2016, p. 6; Asian Development Bank. Annual Report 2016, p. 9.
к ней доступа, в идеале преимущественно благодаря возобновляемым источникам энергии по разумным ценам. Кроме того, они могут обеспечивать стимулирование частного финансирования возобновляемых источников энергии в развитых странах2.
Важнейшим направлением деятельности МБР является финансирование инфраструктурных проектов, поскольку неразвитая инфраструктура в странах Азии, Латинской Америки и Африки служит одним из важнейших факторов, сдерживающих их экономический рост. Роль МБР, которую они могут играть в этой сфере, можно проиллюстрировать на примере позитивного опыта Европейского инвестиционного банка (далее — ЕИБ), который направляет большие средства на финансирование инфраструктурных проектов в странах ЕС в целях поддержки региональной торговли и развития. Эти кредиты преследуют две основные цели:
1) сокращение различий в доходах внутри ЕС между странами и регионами;
2 Например, немецкий банк развития KfW (Kreditanstalt für Wiederaufbau) профинансировал инвестиции в солнечные фотоэлектрические установки в 2009 г. в Германии, когда они начали внедряться в крупных масштабах. KfW также играет важную международную роль вместе с другими банками развития в финансировании «зеленых» инвестиций в остальной Европе, а также в развивающихся странах.
2) содействие функционированию европейского интегрированного рынка путем финансирования межсекторальных связей между национальными сетями транспорта и телекоммуникаций. Необходимо подчеркнуть, что на эти цели в ЕС выделяются значительные ресурсы. В отличие от ЕИБ, АфБР, МаБР и АзБР осуществляют финансирование региональной инфраструктуры в Латинской Америке, Азии и странах Африки в ограниченных масштабах.
Еще одним направлением деятельности МБР является кредитование производственного сектора, однако в последние годы оно сокращается в процентном отношении к общему портфелю РБР, причем наибольшее сокращение происходит в АзБР и МаБР, что обусловлено постепенным уменьшением производственного сектора в экономиках развивающихся стран. Оно сопровождается увеличением сферы обращения и услуг и структурными изменениями в мировом хозяйстве, вызванными ростом экономик Китая и Индии и перераспределением производственных сил в их пользу. В связи с этим обстоятельством приоритетным направлением деятельности для МБР становится финансирование инвестиций в технологическое развитие развивающихся государств [4].
ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ГРУППЫ ВСЕМИРНОГО БАНКА
Важное место в системе Бреттон-Вудских институтов, созданных в результате международной конференции, состоявшейся в 1944 г. в Бреттон-Вудсе, США, занимает группа Всемирного банка (Всемирный банк)3, кредитная деятельность которого ориентирована на финансирование инфраструктурных программ, кредитование отдельных секторов экономики и проектов, направленных на снижение бедности. Головная организация Всемирного банка — Международный банк реконструкции и развития (далее — МБРР) изначально создавался для поддержки восстановления Европы после Второй мировой войны, однако с тех пор характер его миссии изменился, а масштабы деятельности расширились. С момента своего основания Всемирный банк выполнял как политическую, так и экономическую миссию. Первоначальная его политическая цель состояла в том, чтобы оказывать финансовую помощь развивающимся странам для их удержания на политической орбите стран капиталистического блока и конкурировать с СССР за экономическое и политическое влияние в странах третьего мира [5]. Несмотря на изменения, происшедшие в мире за последние десятилетия, на политику Всемирного банка продолжают оказывать влияние крупные державы, в первую очередь США, которые обладают правом вето при голосовании в совете управляющих. Осуществляя кредитование развивающихся стран, Всемирный банк стремится защищать коммерческие и финансовые интересы США. Кроме того, страны — непостоянные члены Совета Безопасности ООН получают доступ к кредитам Всемирного банка только в случае, если они голосуют в поддержку позиции США в Генеральной Ассамблее ООН [6].
В середине 1950-х гг. после завершения послевоенного восстановления западноевропейских стран, обретения независимости бывшими колониями и образования на их месте новых государств МБРР изменил кредитную политику, переключившись на
3 Группа Мирового банка (группа Всемирного банка) является специализированным финансовым институтом ООН,
в состав которого входит несколько взаимосвязанных специализированных организаций ООН: Международный банк реконструкции и развития — МБРР; Международная ассоциация развития — МАР; Международная финансовая корпорация — МФК; Международное агентство по гарантированию инвестиций — МАГИ.
финансирование проектов в этих регионах. В 2017 г. общий объем предоставленных МБРР средств составил 17,8 млрд долл. США. Наибольшую часть предоставленных средств получили страны Ближнего Востока и Южной Азии, Восточной Азии и Тихоокеанского региона, а также страны Латинской Америки (табл. 3).
МБРР предоставляет долгосрочные кредиты на срок до 20 лет с льготным периодом от трех до пяти лет. Получателями кредитов выступают правительства государств — членов МБРР, а также частные организации под гарантии правительства или центрального банка страны. Для получения кредита страна-заемщица должна иметь высокую платежеспособность. В противном случае она не может стать кредитополучателем. Процентная ставка кредита составляет сумму ставки заимствования ресурсов самим МБРР и маржи (0,5% годовых), которую он уплачивает по привлекаемым средствам, составляя 6-7% годовых, что оказывается дороже, чем ставки мирового кредитного рынка. В результате кредиты МБРР считаются дорогими, а потому недоступными для многих развивающихся государств. Помимо этого, взимается комиссия в размере 0,75% за обязательство открыть кредитную линию. Своевременно выполняющим обязательства заемщикам МБРР предоставляет льготные ставки по уплате процентов, а также по взимаемым комиссиям. МБРР, так же как МВФ, применяет для заемщиков принцип обусловленности кредитов, поэтому условия предоставления кредитов в целом сходны с требованиями МВФ к странам-заемщицам. Сумма кредита определяется кредитным соглашением и в соответствии с мировой практикой делится на доли (транши), которые МБРР предоставляет в зависимости от выполнения заемщиком условий, поставленных при оформлении кредита.
Направления кредитной политики МБРР достаточно разнообразны и зависят от приоритетов, которые ставил перед собой МБРР в то или иное время. Так, в 1960-1970 гг. МБРР занимался кредитованием социальных и инфраструктурных проектов, а начиная с 1980-х гг. с целью оказания влияния на социально-экономическую ситуацию в государстве-заемщике он стал предоставлять кредиты на осуществление программ структурной перестройки экономики и урегулирование валютно-финансовых проблем развивающихся стран. Во время валютно-финансового кризиса в странах Юго-Восточной Азии банк предоставил кредиты Индонезии, Малайзии
Таблица 3 / Table 3
Предоставленные средства МБРР и МАР в 2017 г., млн долл. США / Funds provided by IBRD and IDA
in 2017, USD million USA
Регион / Region МБРР / IBRD МАР / IDA Всего МБРР/МАР / Totally IBRD/IDA Всего МБРР/МАР, % / Totally IBRD/IDA (as a percentage)
Африка / Africa 427 6623 7050 23
Восточная Азия и Тихоокеанский регион / East Asia and the Pacific 3961 1145 5106 17
Европа и Центральная Азия / Europe and Central Asia 2799 310 3109 10
Латинская Америка и Карибский бассейн / Latin America and the Caribbean 3885 229 4114 13
Ближний Восток и Северная Африка / Middle East and North Africa 5335 391 5726 19
Южная Азия / South Asia 1454 3970 5424 18
Всего / Totally 17 861 12 668 30 529 100
Источник / Source: The World Bank Annual Report 2017, p. 35.
и Южной Корее. После принятия Декларации тысячелетия ООН4 МБРР сосредоточился на достижении заявленных в декларации целей в области развития. На сегодняшний день можно привести следующие наиболее важные направления кредитной политики МБРР:
• кредитование различных секторов экономики развивающихся стран (сельское хозяйство, энергетика, финансовый сектор, транспорт, водоснабжение и др.);
• кредитование проектов частного сектора развивающихся стран;
• кредитование и техническое обоснование проектов в сфере социальной защиты, охраны окружающей среды, экономики и пр.;
4 Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций принята 8 сентября 2000 г. Генеральной Ассамблеей ООН (Резолюция № A/RES/52/2), в которой государства — члены ООН приняли на себя обязательства по достижению целей развития тысячелетия в области мира и безопасности; развития; охраны окружающей среды; прав человека, демократии и управления; защиты уязвимых; удовлетворения потребностей Африки; укрепления ООН.
• кредитование структурных реформ развивающихся стран и стран с переходной экономикой.
Так, наибольшие средства в 2017 г. МБРР были предоставлены на охрану окружающей среды (7,3 млрд долл. США), развитие городов и сельских районов (5,9 млрд долл. США), развитие частного сектора (5,7 млрд долл. США), управление государственным сектором (3,5 млрд долл. США)5.
Международная ассоциация развития (далее — МАР) (International Development Association — IDA), дочерняя структура МБРР, кредитует беднейшие развивающиеся страны, которые не могут получить кредит и имеют годовой доход на душу населения не более 1165 долл. США (по состоянию на начало 2018 г.). В настоящее время в мире насчитывается 75 таких стран, большая часть которых (39 государств) находится в Африке6. Некоторые из них, такие как Нигерия и Пакистан, по уровню душевого
5 The World Bank Annual Report 2017, p. 77.
6 Официальный сайт Международной ассоциации развития. URL: http://ida.worldbank.org/about/borrowing-countries
(дата обращения: 05.11.2018).
дохода имеют право на получение кредитов от МАР, но в то же время являются кредитоспособными для получения кредитов от МБРР. МАР предоставляет займы на беспроцентной основе на срок от 25 до 40 лет с 5-10-летним льготным периодом. Несмотря на то что при предоставлении подобных заимствований проценты не начисляются, предусматривается оплата банковских услуг (0,75%). С 1960 г. МАР выделила 345 млрд долл. США на инвестиции в 113 странах. За последние три года ее ежегодные обязательства неуклонно росли и составляли в среднем около 18 млрд долл. США. Наибольший объем кредитов МАР в 2017 г. был предоставлен странам Африки (6,6 млрд долл. США), Южной Азии (3,9 млрд долл. США), Восточной Азии и Тихоокеанского региона (1,1 млрд долл. США)7.
В дополнение к льготным кредитам МАР предоставляет гранты беднейшим развивающимся странам, имеющим чрезмерные объемы внешней задолженности в рамках инициативы в отношении бедных стран с крупной задолженностью (Heavily Indebted Poor Countries — HIPC), и выдвигает многостороннюю инициативу по облегчению бремени задолженности (Multilateral Debt Relief Initiative — MDRI). Оба проекта предусматривают реструктуризацию или списание части задолженности бедных стран при условии проведения в этих странах реформ в области макроэкономической, структурной и социальной политики под контролем МВФ и Всемирного банка.
В отличие от МБРР, значительная часть ресурсов которого формируется за счет заимствований на мировых финансовых рынках, МАР финансируется преимущественно за счет вкладов богатых стран-членов. Пополнение фондов организации происходит каждые три года. Восемнадцатое пополнение ресурсов МАР (IDA-18) произошло в 2016 г., позволив финансировать проекты в развивающихся странах в течение трехлетнего периода с 1 июля 2017 г. по 30 июня 2020 г. на сумму 75 млрд долл. США. Сформированные таким образом средства используются МАР для финансирования проектов в сфере образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, улучшения делового климата, инфраструктуры и институциональных реформ [7]. Однако выбор направления финансирования зачастую отражает интересы и внутреннюю политику акционеров, прежде всего развитых государств,
7 The World Bank Annual Report 2017, p. 35.
которые более широко представлены в управлении МАР. МАР также оказывает финансовую помощь странам, пострадавшим в чрезвычайных ситуациях. В общей сложности в рамках этой программы МАР выделила 1,8 млрд долл. США на помощь 18 странам8.
Решение о выделении кредитов МАР основывается на нескольких критериях, основными из которых являются:
• уровень ВВП на душу населения, который должен быть ниже установленного порогового уровня (в 2018 г. он составлял 1165 долл. США);
• недостаточный уровень кредитоспособности страны для заимствования на рыночных условиях и, как следствие, наличие потребности в льготных ресурсах;
• показатели эффективности управления экономикой страны и текущими проектами МАР.
Международная финансовая корпорация (далее — МФК) (International Finance Corporation — IFC), будучи дочерней структурой МБРР, предоставляет кредитные ресурсы для финансирования инвестиционных проектов частного сектора в целях содействия экономическому развитию в развивающихся странах. Поскольку МФК кредитует частный сектор, она не требует гарантий государства-заемщика, тем самым корпорация берет на себя все риски при кредитовании проектов. В связи с этим процесс предоставления кредита в МФК проходит ряд этапов, в процессе которых определяются содержание проекта, его основные показатели, оцениваются его перспективы и лишь затем производится выделение средств, устанавливаются порядок расчетов и контроль за ходом выполнения проекта. Финансовые ресурсы МФК образуются за счет взносов стран-членов в соответствии с их подпиской на акции МФК, доходов от прибыли корпорации, получаемой за счет процентов от предоставленных кредитов, привлеченных финансовых ресурсов мирового рынка капиталов и заимствований у МБРР.
В 2017 г. МФК выделила собственные средства для долгосрочных инвестиций в 342 проекта на сумму в 11,9 млрд долл. США, предоставила более 7,5 млрд долл. США на поддержку частного сектора в развивающихся странах, а с учетом привлеченных средств общий объем осуществленных инвестиций
8 Официальный сайт Международной ассоциации развития. URL: http://ida.worldbank.org (дата обращения: 05.11.2018).
составил 19,3 млрд долл. США9. МФК содействует развитию частного сектора посредством:
• предоставления займов на финансирование проектов на срок от 7 до 12 лет частным фирмам, банкам-посредникам, лизинговым компаниям и другим финансовым учреждениям для последующего кредитования. В 2017 г. обязательства МФК по предоставлению новых займов составили 9,6 млрд долл. США10;
• инвестиций в акционерный капитал частных компаний в целях поддержки их развития. В 2017 г. обязательства по инвестициям в акционерный капитал составили около 1,6 млрд долл. США собственных средств МФК. Как правило, корпорация приобретает от 5 до 20% акционерного капитала компаний п. Проектные инвестиции носят долгосрочный характер, после завершения проекта МФК продает свои акции на фондовом рынке;
• предоставления синдицированных займов. С помощью этого механизма МФК осуществляет мобилизацию финансовых ресурсов других инвесторов, которые согласны участвовать в проекте при условии участия в нем МФК. В этом случае финансовые учреждения полностью разделяют коммерческий риск проекта, а МФК остается кредитором, несущим полную ответственность. В 2017 г. МФК синдицировала 3,5 млрд долл. США в виде займов, предоставленных 60 финансовыми учреждениями. Почти треть общего объема финансирования, предоставленного корпорацией путем синдицированного кредитования (в совокупности 1,1 млрд долл. США), была предоставлена заемщикам в странах, соответствующих критериям кредитования МАР12;
• смешанного финансирования проектов, которое помогает снизить первоначальные расходы и проектные риски, создавая возможности для инновационных инвестиций. В 2017 г. корпорация зарезервировала свыше 188 млн долл. США, предоставленных донорами на льготных условиях, и это позволило привлечь свыше 405 млн долл. США собственных средств МФК и 321 млн долл. США из других источников в частном секторе.
9IFC Annual Report. Creating Markets 2017, p. 14.
10 Там же, p. 70.
11 Там же, p. 70, 71.
12 IFC Annual Report. Creating Markets 2017, p. 71.
ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖАМЕРИКАНСКОГО БАНКА РАЗВИТИЯ
Межамериканский банк развития (далее — МАБР) (Inter-American Development Bank — IDE) создан в 1959 г. по инициативе США. В его состав входят Межамериканский банк развития (далее — МБР), Межамериканская инвестиционная корпорация (далее — МИК) и Многосторонний инвестиционный фонд (далее — МИФ). Первоначальной целью МАБР была борьба с распространением коммунистических идей в Латинской Америке посредством финансовой поддержки государств этого региона, сосредоточив свое внимание на финансировании социальных программ и сокращении масштабов нищеты [8]. В 1970-х гг. МАБР перешел к финансированию инфраструктурных проектов по примеру Всемирного банка [9]. Цель МИК заключается в содействии экономическому развитию стран Латинской Америки и Карибского бассейна путем поддержки развития частных и государственных предприятий посредством финансирования в форме займов и инвестиций в акционерный капитал, а также предоставления гарантий. МИФ занимается разработкой новых моделей привлечения инвестиций и стимулированием частного сектора в целях решения проблем экономического развития в Латинской Америке и Карибском бассейне.
МАБР декларирует следующие цели своей деятельности:
• сокращение масштабов нищеты и социального неравенства;
• удовлетворение потребностей малых и уязвимых стран;
• содействие развитию через частный сектор;
• решение проблем изменения климата, возобновляемых источников энергии и экологической устойчивости;
• содействие региональному сотрудничеству и интеграции.
На эти цели в 2016 г. банк одобрил 86 гарантированных государствами кредитов на общую сумму 9,3 млрд долл. США. По сравнению с заемщиками Всемирного банка заемщики МАБР, как правило, имеют больший контроль над деталями условий, и поэтому кредиты последнего более точно отражают потребности стран-заемщиц [10].
МАБР имеет в настоящее время три направления кредитования, которые определяются целями, тре-
бованиями к выплате кредита, а также критериями, необходимыми для определения размера суммы кредита и финансовых условий. Каждая категория кредитования включает различные виды кредитных инструментов.
Инвестиционное кредитование стран — членов МБР, предназначенное для удовлетворения кратко-, средне- и долгосрочных кредитных потребностей стран-заемщиц, включает следующие кредитные инструменты:
• глобальные займы, которые предоставляются микро-, малым и средним предприятиям, также региональным субъектам (таким, как города и штаты) для финансирования проектов в различных секторах экономики;
• кредиты, основанные на результатах (loan based on results), напрямую увязывающие выплату средств с достижением заранее определенных результатов.
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АЗИАТСКОГО БАНКА РАЗВИТИЯ
Азиатский банк развития (далее — АзБР) (Asian Development Bank — ADB) создан в 1966 г. и включает ряд специальных и трастовых фондов (более 60), крупнейшими из которых являются Азиатский фонд развития и Инфраструктурный фонд АСЕАН. АзБР является крупнейшим источником многосторонних займов в регионе после Всемирного банка. Первоначально АзБР финансировал проекты в области продовольствия и развития сельских районов, однако впоследствии диверсифицировал свою деятельность, включив в нее образование, здравоохранение и развитие инфраструктуры [11]. В 2016 г. банком было выдано 12,26 млрд долл. США в виде кредитов и грантов13. Основное направление деятельности АзБР — поддержка социально-экономических преобразований в странах региона, оказание помощи развивающимся странам-членам в сокращении масштабов нищеты и повышении качества жизни их населения путем кредитования региональных и национальных проектов.
Кредитная политика банка в отношении стран-заемщиц основывается на системе классификации развивающихся стран-членов для определения их правомочности претендовать на получение обычных или льготных кредитов, а также на получение
13 Asian Development Bank. Annual Report 2016, p. 3.
субсидий. Для классификации АзБР использует два показателя: ВВП на душу населения и кредитоспособность страны. В зависимости от этого банк выделяет три группы стран:
• группа А, состоящая в основном из бедных развивающихся государств, которые могут претендовать на получение льготных кредитов;
• группа В, в которую входят страны, имеющие возможность получать финансирование на смешанной основе;
• группа С, которая состоит из государств, которые могут претендовать только на не льготное кредитование.
АзБР осуществляет кредитование как государственного, так и частного секторов. В рамках кредитования государственного сектора АзБР предлагает различные виды финансовых продуктов, которые включают кредиты, гранты, техническую помощь и гарантии.
Распределение кредитов АзБР не зависит от располагаемого страной-заемщицой числа голосов. Основными заемщиками в 2016 г., получившими более 10% выдаваемых кредитов, стали две страны — Индия (17%) и Китай (12%). Что же касается секторального распределения ресурсов, то выделенные в 2016 г. АзБР средства распределились следующим образом: энергетика (26%), транспорт (22%), государственное управление (13%), финансы (11%), сельское хозяйство (6%)14.
ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АФРИКАНСКОГО БАНКА РАЗВИТИЯ
За последнее десятилетие Африка добилась значительных экономических успехов, при этом реальный рост ВВП по странам Африки в среднем превышает 5%. Тем не менее этот рост не привел к созданию значительного количества рабочих мест, что замедлило темпы сокращения масштабов нищеты и может угрожать политической и социальной стабильности государств, о чем свидетельствует волна протестов и восстаний в Северной Африке в конце 2011 г. [12]. Поэтому наиболее острыми проблемами, стоящими в настоящее время перед Африканским континентом, являются высокая безработица и нищета.
Крупнейшей региональной финансово-кредитной организацией на Африканском континенте, возглавляющей инициативы в области социально-
14 Там же, p. 9.
экономического развития, является Африканский банк развития (далее — АфБР), который был создан в 1963 г. и включает Африканский фонд развития, Нигерийский трастовый фонд и предназначен для предоставления льготных кредитов беднейшим государствам-участникам.
Главная цель АфБР заключается в стимулировании устойчивого экономического развития и социального прогресса в его странах-членах, а также в сокращении масштабов бедности. Сегодня Африка остается одним из немногих регионов, в котором размер дохода на душу населения сокращался за последние 20 лет. И это при том, что население региона увеличивается в среднем на 2-3% в год, а количество жителей, живущих в нищете, продолжает расти. На сегодняшний день кредитование африканских стран, помимо АфБР, осуществляют такие финансовые институты, как МВФ, Всемирный банк, Банк развития государств Центральной Африки и другие международные и субрегиональные финансовые организации. Большую кредитно-финансовую деятельность в регионе выполняет Всемирный банк. Так, в 2016 г. он предоставил 7,6 млрд долл. США, из которых 874 млн были распределены через МБРР, а 6,8 млрд — через МАР15. Группа АфБР предоставила в том же году 8,0 млрд долл. США, из которых большую часть выделил сам банк (6,3 млрд долл. США), а остальная часть была распределена в качестве грантов через Африканский фонд развития и Нигерийский трастовый фонд16. Учитывая, что значительная часть региональных членов банка некредитоспособна, в совокупном объеме предоставленных ресурсов большую часть предоставляемых ресурсов составляют гранты. Это, безусловно, предполагает зависимость банка от вкладов стран-доноров. Основная часть кредитов предоставляется странам Северной, Южной и Западной Африки. За весь период деятельности АзБР (с 1967 по 2016 г.) основными получателями финансовых средств стали Марокко (6,3 млрд долл. США), Нигерия (6,4 млрд долл. США), ЮАР (4,7 млрд долл. США) Тунис (6,3 млрд долл. США)17.
Срок предоставления кредита зависит от его вида. Так, для гарантированных кредитов максимальный срок составляет 20 лет при льготном периоде в пять лет, для негарантированных кредитов максималь-
15 The World Bank Annual Report 2016, p. 35.
16 African Development Bank Group. Annual Report 2016, p. 43.
17 Там же, p. 46.
ный срок — 15 лет, для кредитов в национальных валютах срок варьирует от 15 до 20 лет и зависит от наличия или отсутствия гарантии государства — члена АфБР.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ БАНКИ РАЗВИТИЯ И РОССИЯ:ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА
Сотрудничество России с региональными банками развития берет начало в 1990-х гг. Наиболее успешным опытом совместной деятельности с региональными банками развития является сотрудничество с ЕБРР, который тесно взаимодействовал с предприятиями различных форм собственности, предоставляя кредиты и осуществляя необходимое техническое содействие. Все это закрепило за банком статус одного из основных международных финансовых инвесторов в России. До 2014 г. ЕБРР занимал ведущее положение среди других международных финансовых организаций в финансировании таких сфер, как корпоративное управление, развитие и поддержка малого и среднего бизнеса, муниципальное управление и др. Поэтому вплоть до 2014 г. отношения России и ЕБРР были хорошим примером эффективного сотрудничества, которое открыло для России доступ к другим внешним финансовым ресурсам институциональных и частных инвесторов, что создало благоприятные условия для осуществления инвестиций в отечественную экономику. Сотрудничество России с ЕБРР также позитивно повлияло на обмен международным опытом и знаниями в различных сферах экономики, внедрение инновационных экономических и управленческих технологий и решений, а также повышение профессиональных компетенций широкого круга российских специалистов.
В июле 2014 г. Совет директоров ЕБРР принял решение о прекращении любых новых операций в Российской Федерации. Банк включился в санкци-онную войну с Россией в наиболее жестком варианте. Была остановлена подготовка новых операций в России, отменено подписание уже одобренных Советом директоров проектов, прекращено сотрудничество с российскими инвесторами в других странах. При этом ЕБРР наложил ограничения на взаимодействие со всеми российскими контрагентами. По итогам 2016 г. российский портфель банка обеспечивал 29% его операционной выручки, несмотря на то, что он составлял всего лишь 10% от
его совокупного портфеля. В декабре 2016 г. банком было принято решение о дальнейшем снижении портфеля России. На сегодняшний день негативные последствия продолжают усугубляться. Качество кредитного портфеля ЕБРР постепенно ухудшается параллельно со снижением прибыльности операционной деятельности. По итогам 2016 г. банк имеет наихудший за последние пять лет показатель реализованной прибыли, планируется сокращение валового дохода почти на 2 млрд евро, параллельно с этим планируется увеличение совокупных административных расходов. На определенном этапе менеджмент ЕБРР был близок к возобновлению нефинансового сотрудничества с Россией. Предполагалось налаживание сотрудничества в области государственно-частного партнерства, малого бизнеса, поддержки экспорта и ряде других сфер. В конце 2017 г. банк заявил, что с 2018 г. он намерен закрыть пять региональных представительств на территории Российской Федерации, оставив офисы только в Москве и Санкт-Петербурге18.
До введения моратория на ведение операций с Россией у ЕБРР был хороший портфель проектов, внимание в которых уделялось инфраструктурным операциям. По состоянию на конец 2009 г. доля операций, приходящаяся на инфраструктурный и энергетический секторы, составляла 42%. С 2005 по 2007 г. кредитование банком корпоративного сектора достигло 753 млн евро. Что касается региональной структуры операций, то ЕБРР предпочитал осуществлять инвестиционное финансирование регионов России с дефицитными бюджетами. Так, в период 2005-2008 гг. годовой объем операций за пределами Московского региона и Санкт-Петербурга увеличился на 25,5%19.
Участие России в деятельности других региональных банков развития пока приносит незначительный экономический эффект для страны. Экономическое сотрудничество России с развивающимися странами может стать перспективным в случае участия в Азиатском, Африканском и Межамериканском банках развития. Учитывая факт стремительно растущих отношений с разви-
18 Сайт МИД России. URL: http://www.mid.ru/rossia-v-gruppe-20-rossia-i-specializirovannye-mezdunarodnye-ekonomiceskie-organizacii-mvf-vto-oesr-fseg-opek-i-dr-/-/ asset_publisher/uFvfWVmCb4Rl/content/id/2149170 (дата обращения: 04.12.2018).
19 European Bank for Reconstruction and Development. Annual Report 2009/2010.
вающимися экономиками, осуществление данного сотрудничества будет способствовать увеличению российского экспорта в страны Азии, Африки и Латинской Америки и сможет не только заложить фундамент для укрепления долгосрочных дипломатических отношений с развивающимися странами, но и способствовать зарождению новых политико-стратегических интересов России. Еще в 2007 г. на встрече министров иностранных дел в Сеуле, посвященной диалогу о сотрудничестве в Азии, С. Лавров заявлял, что Москва планирует вступить в АзБР на правах регионального донора20. Это вступление может позволить России укрепить свое влияние в Азиатско-Тихоокеанском регионе (далее — АТР). Ввиду того что США и Япония контролируют 24% акций, политика банка давно перестала отвечать интересам динамично растущих экономик развивающихся стран Азии. В свою очередь, Россия, вступив в АзБР, получит голосующие акции. Это откроет для нее возможности не только давать, но и брать кредиты. Данный капитал можно было бы использовать для развития российского Дальнего Востока [13]. Уже на данном этапе экономика Дальнего Востока становится привлекательной как для российских, так и для иностранных инвесторов. С начала 2017 г. объем инвестиций в основной капитал составил 117,1%, при этом на долю Дальнего Востока пришлось 25% от всех прямых иностранных инвестиций, которые поступили в Россию21.
Использование кредитов АзБР странами региона на реализацию проектов в этих областях, а также необходимость удовлетворения их потребности в части развития производственной инфраструктуры открывают перед Россией перспективы сотрудничества при участии в тендерах на поставку необходимого оборудования для проектов, которые нацелены на достижение поставленных целей странами — членами АзБР.
Улучшение торговых и партнерских отношений со странами Африки закладывает фундамент для вступления России и в АфБР. Однако выход на африканские рынки для российских экспортеров товаров услуг сопряжен с большим количеством рисков. Это связано с плохой информированностью об условиях функционирования местных рынков, отсутствием механизмов защиты своих интересов в конфликтных
20 Сайт газеты «Коммерсант». URL: https://www.kommersant. ru/doc/999856 (дата обращения: 04.12.2018).
21 Экономика Дальнего Востока № 19. Официальный бюллетень Минвостокразвития России. Сентябрь 2018 г.
ситуациях. В перспективе африканский регион может стать лидером в сельском хозяйстве и горнодобывающей промышленности, предлагая огромные возможности для российского бизнеса. Развитие
диалога России с региональными банками развития открывает для страны большие возможности для получения ресурсов, а также может послужить положительным сигналом для других инвесторов.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ / REFERENCES
1. Griffith-Jones S. Development banks and their key roles. Berlin: Bread for the World — Protestant Development Service; 2016, p. 12.
2. Griffith-Jones S. Global governance and growth for human development. New York: UNDP Human Development Report Office; 2016, p. 8.
3. Buiter W., Fries S. What should the multilateral development banks do? London: European Bank for Reconstruction and Development. Working paper. 2006;(74):15.
4. Griffith-Jones S., Griffith-Jones D., Hertova D. Enhancing the role of regional development banks. G-24 Discussion Paper. 2008;(50):12.
5. Clemens M., Kremer M. The New Role of the World Bank, Washington: Center for Global Development. Working Paper. 2016;(421):9.
6. Dreher A., Sturm J. E., & Vreeland J. R. Development aid and international politics: Does membership on the UN Security Council influence World Bank decisions? Journal of Development Economics. 2009;88(1):1-18.
7. Cevdet D., Dethier J., Gelb A. Development economics and the international development association. The World Bank: Policy Research. Working Paper. 2011;(5541):29.
8. Bland Е., Kilby С. Informal influence in the Inter-American Development Bank. Philadelphia: Villanova University; 2012, p. 7.
9. Babb S. Behind the Development Banks. Chicago: The University of Chicago Press; 2009, p. 27.
10. Birdsall N. Why it Matters Who Runs the IMF and the World Bank. London: Center for Global Development. Working Paper. 2015;(22):22.
11. Nehru V. The World Bank and the Asian Development Bank: Should Asia Have Both? Tokyo: Asian Development Bank Institute. ADBI Working Paper. 2012;(385):7.
12. Simpasa М., Shimeles A. Salami A. Employment Effects of Multilateral Development Bank Support: The Case of the African Development Bank. Abidjan: African Development Bank. Working paper series. 2015;(221):5.
13. Алиев Б. Х., Бамматов Б. А. Перспективы расширения российского участия в деятельности региональных банков развития. Финансы и кредит. 2014;41(617):38.
Aliev B. H., Bammatov B. A. Prospects for expanding Russian participation in regional development banks. Finansy i kredit — Finance and credit. 2014;41(617):38. (In Russ.).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Владислав Владимирович Антропов — доктор экономических наук, профессор Департамента мировой экономики и мировых финансов, Финансовый университет, Москва, Россия; профессор кафедры экономической теории, РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина [email protected]
ABOUT THE AUTHOR
Antropov Vladislav V.— Dr. Sci. (Econ.), Professor, the World Economy and World Finance Department, Financial University, Moscow, Russia; Professor, the Economic Theory Department, the Gubkin Russian State University of Oil and Gas. [email protected]
Статья поступила: 22.10.2018; принята к публикации: 24.12.2018. The article was received 22.10.2018; accepted for publication 24.12.2018. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. The author read and approved the final version of the manuscript.