УДК 338.2 С. С. Берман
РОЛЬ ГЛОБАЛЬНЫХ НАДГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ
В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ключевые слова: Научно-технологический комплекс, международные финансовые организации, группа Всемирного банка,
Международный валютный фонд.
В статье анализируется политика внешних заимствований Российской Федерации у международных финансовых организаций на протяжение последних 20 лет.
Keywords: Scientific and technological complex, international financial institutions, World Bank, International monetary fund.
The paper analyzes the policy of the Russian Federation foreign borrowing from international financial institutions over the past 20 years.
Система международных финансовых организаций на современном этапе представляет собой тесно связанные между собой и дополняющие друг друга в своей деятельности, но при этом имеющие ярко выраженное разделение труда организации:
> Международный валютный фонд (МВФ) - международная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд имеет статус специализированного учреждения ООН. Практически он служит институциональной основой мировой валютной системы.
> Всемирный банк (ВБ) - многостороннее кредитное учреждение, состоящее из тесно связанных между собой организаций, входящих в систему ООН, общей целью которых является оказание финансовой помощи развивающимся странам и странам с переходной экономикой для проведения структурных преобразований.
> Региональные банки развития (Межамериканский банк развития, Азиатский банк развития, Африканский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития и др.)- специализированные учреждения ООН, действующие в соответствующих регионах и преследующие цели, вытекающие из потребностей стран-членов. Они призваны осуществлять долгосрочные кредитования проектов развития региона; уделять особое внимание региональному сотрудничеству и кредитованию региональных объединений; разрабатывать стратегию развития с учетом региональной специфики [1].
В 1944 году на международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе (США) было принято решение о создании двух универсальных международных специализированных организаций для регулирования международных валютно-финансовых отношений: МВФ и Международного банка реконструкции и развития (МБРР). Среди межгосударственных субрегиональных банков наиболее значимы Центрально-американский банк экономической интеграции (1960), Карибский банк развития (1970). В Африке субрегиональные банки появились несколько позднее: Восточно-африканский банк развития (1967), Араб-
ский банк экономического развития Африки (1974), Банк развития государств Центральной Африки и Исламский банк развития (1975), Банк развития государств Великих Озер (1976), в Европе - Северный инвестиционный банк (1976) [1].
Таким образом, к началу 1970-х годов произошла институализация системы международных финансовых организаций, которая затем по мере развития мировой экономики дополнялась: так, МБРР перерос в Группу Всемирного банка, которая объединяет на сегодняшний день пять организаций:
Международный банк реконструкции и развития (МБРР) - предоставляет займы или гарантии суверенным заемщикам;
Международная финансовая корпорация (МФК) - создана в 1956 году, осуществляет финансирование проектов частного сектора;
Международная ассоциация развития (MAP) -основана в 1960 году, предоставляет беспроцентные льготные кредиты наиболеебедным странам;
Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) - основано в 1988 году, основной задачей является предоставление гарантий зарубежным инвесторам от некоммерческих политических рисков;
Международный центр урегулирования инвестиционных споров (МЦУИС) - основан в 1966 году и призван обеспечивать урегулирование и арбитраж споров между иностранными инвесторами и правительствами стран-заемщиц.
Ряды региональных банков развития пополнили Арабо-африканский международный банк, Западноафриканский банк развития, Латиноамериканский экспортный банк, Центральноамериканский банк экономической интеграции и др.
Распад блока социалистических стран и необходимость проведения в них широкомасштабных экономических реформ привели в 1990 году к созданию Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Основной целью ЕБРР является содействие переходу европейских пост-социалистических стран к открытой, ориентированной на рынок экономике, развитию частной и предпринимательской инициативы посредством предоставления кредитов частным фирмам, приватизируемым государственным предприятиям, а также вновь создаваемым
компаниям, включая совместные предприятия с международными инвестициями [1].
Резюмируя вышеописанное, обобщенно современную систему международных финансовых организаций можно представить как совокупность:
> специализированных учреждений ООН, занимающихся валютно-финансовыми вопросами в мировом масштабе (Международный валютный фонд, Группа Всемирного банка);
> региональных банков развития, сфера деятельности которых ограничена определенным регионом;
> Парижского клуба (неформальное объединение правительств стран-кредиторов), регулирующего и унифицирующего подходы кредиторов к тому или иному должнику;
> Лондонского клуба (объединение крупнейших частных кредиторов, вырабатывающих совместную политику частных коммерческих банков к должникам);
> субрегиональных банков развития;
> межгосударственных организаций, осуществляющих деятельность на двухсторонней основе и др.
В современной международной финансовой системе МВФ является ведущей мировой организацией по международному сотрудничеству в валютной сфере. На начало 2014 года организация включает 188 государств-членов (Рис.1.), ее главная цель - сохранение стабильности международной валютной системы -системы обменных курсов и международных платежей, позволяющей странам покупать друг у друга товары и услуги. МВФ работает в тесном взаимодействии с МБРР, членство в котором обусловлено членством в Международном валютном фонде, штаб-квартиры обеих организаций находятся в Вашингтоне в одном здании.
Кредитная политика МВФ и ВБ формировалась постепенно. Надо отметить, что в первые десятилетия существования МВФ как кредитор играл довольно скромную роль, так как основной целью его учреждения было создание расчетного центра международных валютно-кредитных отношений, главной задачей которого было выравнивание платежных балансов, то есть предоставление поддерживающих кредитов странам с отрицательными платежными балансами. МБРР играл более важную роль, так как осуществлял финансирование реального сектора экономики западноевропейских стран (главным заемщиком в этот период времени была Великобритания). Однако по мере восстановления разрушенной войной экономик западноевропейских стран и появления большого числа развивающихся стран Бреттон-Вудские институты начинают перераспределять свои ресурсы в пользу молодых развивающихся стран.
Окончательное распределение ролей между МВФ и МБРР произошло после мирового долгового кризиса 1982 года. Именно после него, Фонд занял главное место в системе международных финансовых организаций и стал не столько донором для развивающихся стран и стран с переходной экономикой, испытывающих острые финансовые проблемы, сколько главным теоретиком их экономической политики.
0 -1-1-1-1-1-1-1-
1945 1955 1965 1975 1935 1995 2005 2012
-♦— Количество государств- членов МВФ
Рис. 1 - Динамика роста числа членов Международного валютного фонда (1945-2012 гг.)1
Начиная с 1992 года Россия начала активно привлекать западные кредиты, в том числе в целях модернизации научно-технологического комплекса, увеличивая свой внешний долг. Так, например, с 1 июня 1992 года Россия является членом МВФ, в тот же год была обнародована первая международная программа помощи России при поддержке МВФ. В рамках помощи предполагалось учредить фонд стабилизации российского рубля (6 млрд. долл. США) для поддержания его валютного курса и конвертируемости с помощью интервенций на валютном рынке России. Кроме этого, МВФ должен был предоставить России резервный кредит (3 млрд. долл. США) для покрытия дефицита платежного баланса. Первый транш в рамках кредита стэнд-бай на сумму 719 млн. СДР со сроком использования в течение пяти месяцев был получен Российской Федерацией в 1992 году. Главным условием предоставления резервного кредита стали удержание дефицита госбюджета в пределах до 5% ВВП и темпа инфляции (менее 10%). Поскольку оба эти параметра не удовлетворяли стандартным требованиям МВФ последующие транши резервного кредита Россия в 1992 году не получила.
Второй пакет помощи России был принят на встрече "большой семерки" в апреле 1993 года и подтвержден на совещании на высшем уровне в Токио в июле 1993 года. Токийский пакет предусматривал кредит на "первоочередные стабилизационные меры" в размере трех млрд. долл. США в рамках механизма МВФ по финансированию системных преобразований в странах с переходной экономикой. Процедура предоставления кредита была упрощенной. Условиями кредитования стало сокращение дефицита госбюджета наполовину - до 10% ВВП, а также сдерживание темпа инфляции не выше 7-9% в месяц. Таким образом, в рамках механизма финансирования системных преобразований Россией были получены два транша по 1078,3 миллиона СДР (около 1,5 миллиарда долл. США) [2].
В те же годы Всемирный банк взамен финансовой поддержки требовал от российского правительства реформ, направленных на минимизацию государственного вмешательства в экономику. В
1 Составлено автором
1992-1993 гг. Всемирный банк предоставил финансовых средств в размере 750 млн. долл. США. Средства направлялись на проведение ряда экономических реформ, в т.ч. либерализацию цен, содействие программе приватизации, укреплению и развитию системы социальной защиты и службы занятости. В два последующих года заемные средства направлялись не только на поддержку структурных реформ, но и финансирование крупных инвестиционных проектов, таких как: восстановление и развитие нефтедобывающей промышленности (1-й и 2-й нефтяные реабилитационные займы на общую сумму 1,2 млрд. долл. США); проекты поддержки осуществления реформы в сельском хозяйстве (АРИС) и поддержки осуществления земельной реформы (ЛАРИС) на общую сумму 320 млн. долл.); -развитие частных коммерческих банков (проект развития финансовых учреждений -200 млн. долл. США) и т.д.
После 11 октября 1994 года главной макроэкономической целью России стал курс на ужесточение финансовой и кредитно-денежной политики и подавление инфляции в качестве главной макроэкономической цели. Подобная политика встретила поддержку со стороны МВФ. Результатом стало предоставление России в 1995 году первого стандартного полномасштабного кредита стэнд-бай в объеме квоты страны в МВФ - 4313,1 млн. СДР (6,8 млрд. долл.) со сроком использования в течение 12 месяцев. Были детализированы и ужесточены требования предоставления кредита: сокращение дефицита госбюджета до 6% ВВП; снижение инфляции до 1% в месяц; устранение внешнеторговых льгот, окончательная ликвидация количественных ограничений экспорта и импорта, либерализация экспорта нефти и отмена до 1 января 1996 года экспортных пошлин. Предполагался ежемесячный мониторинг выполнения этих обязательств. В 1996 году МВФ через механизм расширенного финансирования предоставил России новый кредит в размере 6901 млн. СДР (10,1 млрд. долл. США), который подлежал использованию в течение трех лет. Сумма кредита соответствовала 160% российской квоты; однако предполагалось, что предоставление средств будет неравномерным: в первый год - 65% квоты, во второй - 55%, в третий - 40%. На протяжении первого года действия кредитной линии валюта поступала в виде ежемесячных, а в последующие два года квартальных траншей. В качестве условий кредитования было выдвинуто сокращение к 1998 году дефицита госбюджета до 2% ВВП; снижение инфляции - до 6,9% в год. Также продолжилась либерализация внешней торговли: ликвидировались экспортные пошлины на газ и нефть с одновременным компенсирующим повышением акцизов; отменялась обязательная предтаможенная экспертиза экспортируемых товаров; понижалось таможенное обложение импорта; снимались ограничения на импорт алкоголя. Этот кредит стал на тот момент крупнейшим в истории МВФ кредитным соглашением, из которого было использовано 5,8 млрд. долл. США. С 2000 года Россия ни разу не обращалась за кредитами МВФ, а ее общая задолженность перед фондом сократилась к 2004 году до 5,1 млрд. долл. США. В 2005 году в соответствии с положениями устава МВФ о досрочном погашении кредитов членами фонда, которые существенно улуч-
шили сальдо своего платежного баланса и увеличили размер валютных резервов, Россия выплатила МВФ весь объем накопленной задолженности (около 3,3 млрд. долл. США), полностью погасив тем самым свои обязательства перед этой организацией.
Период с 1995 по 1997 годы характеризовался увеличением объемов заимствований у Всемирного банка и расширением областей совместной деятельности, а также активным привлечением финансовых займов МБРР, с которым было подписано шесть соглашений на общую сумму 5 000 млн. долл. США, или около 80 % от общего объема этих займов. В это время было начато финансирование из кредитных ресурсов Всемирного банка проектов в области транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования, содействия повышению эффективности государственного управления, экологии и др. Были одобрены инвестиционные проекты на общую сумму 2070,8 млн. долл. США.
1997 и 1998 годы отличались ростом заимствований на финансовые (бюджетозамещающие) цели. Это было связано с ростом дефицита федерального бюджета (с 36,6 млрд. рублей в 1995 году до 100,9 млрд. рублей в 1997 году). Помимо этого существенное влияние на взаимоотношения России с МФО оказал финансовый кризис 1998 года. Было приостановлено расходование средств по большинству проектов. Резкое снижение платежеспособности конечных заемщиков привело к массовому отказу от выполнения обязательств по субзаймам. Объем привлеченных у МБРР средств резко сократился и вернулся на уровень 1993 г. (400 млн. долл. США в год) [3].
В 2000 годах сотрудничество с МФО характеризовалось наличием серьезных нерешенных проблем, среди которых можно выделить:
> значительное сокращение ежегодных объемов использования средств по инвестиционным займам (более чем в 3 раза);
> увеличение сроков подготовки проектов (до 3 лет) и ожидания вступления в силу уже подготовленных проектов (до 1 года);
> частой реструктуризацией проектов и сокращением средств займов вследствие несоответствия темпов реализации проектов темпам осуществления реформ;
> отказом российской стороны от реализации полностью подготовленных займов МБРР.
Начиная с 2002 г. Российская Федерация отказалась от привлечения бюджетозамещающих займов МФО, сосредоточившись на совместной с многосторонними банками развития реализации проектов в приоритетных сферах и отраслях российской экономики.
Поскольку займы МБРР составляют основную долю средств, заимствованных у МФО в таблицах 1.1 и 1.2 приводится динамика привлечения и использования Россией бюджетозамещающих и инвестиционных займов на период с 1998 по 2007 годы.
Проводимая с 2005 года долговая политика, направленная на замещение государственных внешних заимствований внутренними, удлинение сроков государственных заимствований, осуществляемых на внутреннем рынке, и снижение долговой нагруз-
ки на экономику страны, позволила сократить объем государственного внешнего долга Российской Федерации и обеспечила возможность гарантированного выполнения обязательств по его погашению и обслуживанию. Данные таблицы 1.3. демонстрируют ежегодное снижение доли кредитов МФО (за период с 2009 по 2013 годы на 39%).
Таблица 1.1 - Динамика привлечения Россией займов МБРР в 2003-2007 гг. (в млн. долл. США) [4]
Показатели 2003 2004 2005 2006 2007
Динамика 320 261 305 0 110
привлечения
займов-
всего, в т.ч.
Динамика 320 161 180 0 110
привлечения
инвестици-
онных зай-
мов
Динамика 0 100 125 0 0
привлечения бюджетоза-
мещающих
займов
Таблица 1.2 - Динамика использования средств бюджетозамещающих и инвестиционных займов МБРР в 2003-2007 гг. (в млн. долл. США) [4]
Показатели 2003 2004 2005 2006 2007
Фактическое ис- 231 169 253 324 214
пользование-
всего, в т.ч.
Фактическое ис- 191 128 203 249 214
пользование инве-
стиционных займов
Фактическое ис- 40 41 50 75 0
пользование бюд-
жетозамещающих займов
Таблица 1.3 - Объем и структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 20092013 годы (млрд. долл. США)2
2009 2010 2011 2012 2013
Объем госу- 37,9 40,7 35,8 40,8 55,8
дарственного
внешнего
долга Рос-
сийской Фе-
дерации на
конец года-
всего:
в том числе 3,8 3,1 2,5 2,0 1,5
кредиты
МФО
доля креди- 10,03 7,62 6,98 4,90 2,69
тов МФО в
общем объе-
ме внешнего
долга, %
2 составлено автором по данным Минфина РФ http://www.minfin.ru/ru/public_debt/external/structure/
Особое место в структуре МФО занимают международные региональные банки развития, созданные в 60-х годах XX века в Азии, Африке, Латинской Америке для решения специфических проблем и расширения сотрудничества развивающихся стран этих регионов. В последние годы они приобретают всю большую значимость в мировой экономике и глобальном распределении инвестиционных ресурсов. Так, общий объем годовых операций системообразующих региональных банков развития и субрегиональных банков развития, к которым относятся Европейский инвестиционный банк, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Азиатский банк развития (АзБР), Африканский банк развития (АфБР) и Межамериканский банк развития (МАБР), за период 2007-2010 гг. увеличился на 39 % со 101 до 140 млрд. долл. США [5]. Совокупный размер проектной деятельности всех региональных и субрегиональных банков развития (на сегодняшний день к их числу относится 20 международных финансовых организаций) в 2011 г. составил порядка 160 млрд. долл. США, при общей стоимости проектов, с учетом всех источников финансирования, на уроМо жнЬтрлщелит СШАющие этапы сотрудничества России с региональными и субрегиональными банками развития:
> первый этап (1993-2003 гг.) - Россия является активным суверенным заемщиком у региональных и субрегиональных банков развития;
> второй этап (2003-2006 гг.) - переход к преимущественному использованию механизмов сотрудничества, не приводящих к увеличению государственного долга; банки сфокусировали работу в России на долговом и долевом финансировании частных компаний;
> третий этап (2006 г. - н.в.) - Российская Федерация приступила к проведению политики финансовой экспансии по линии многосторонних институтов развития - создаются ЕАБР и Антикризисный фонд ЕврАзЭС.
Таким образом, анализ взаимодействия России с международными финансовыми институтами за последние 20 лет показывает существенные изменения в политике внешних заимствований от простого привлечения кредитных ресурсов МВФ и МБРР к сотрудничеству с надгосударственными институтами в реализации различных проектов экономического развития, в том числе, приоритетных направлений развития научно-технологического комплекса, а также создания и развития на основании взаимовыгодного партнерства многосторонних банков развития.
Литература
1. Бородулина Л.П., Кудряшова И.А., Юрга В.А. Международные экономические организации: учеб. пос..- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. -368с.
2. Берман С.С. Подходы к формированию региональной инновационной политики/ С.С. Берман // Вестник Казанского технологического университета (Вестник технологического университета); - 2011. - №8. - С. 269
3. Берман С.С. Формирование институциональной среды инновационного проектирования устойчивого развития России/ С.С. Берман // Вестник Казан. технол. ун-та. -2011. - №22. - С. 260-265
4. Официальный сайт Всемирного банка: http://www.worldbank.org/en/country/russia
5. Авилова В.В., Дылевская А.И. Проблемы и перспективы вступления РФ в ВТО/В.В. Авилова, А.И. Дылев-ская// Вестник Казанского технологического университета (Вестник технологического университета); - 2012. - №5. - С. 175
С. С. Берман - канд. экон. наук, доц. каф. менеджмента и предпринимательской деятельности КНИТУ, [email protected].