ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
УДК 330.142.22:336.711.2 ЗОИДОВ КОБИЛЖОН ХОДЖИЕВИЧ
к.ф.-м.н., доцент, заведующий лабораторией Интеграции российской экономики в мировое хозяйство ФГБУН «Институт проблем рынка» РАН,
e-mail: [email protected]
ПОНОМАРЕВА СВЕТЛАНА ВАСИЛЬЕВНА
к.э.н., доцент кафедры «Экономика и управление промышленным производством» ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет»,
e-mail: [email protected]
СЕРЕБРЯНСКИЙ ДАНИИЛ ИГОРЕВИЧ
соискатель кафедры «Экономика и управление промышленным производством» ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет».
е-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ1
Аннотация. Предмет. В статье обоснована актуальность темы исследования, представленная в виде существенной значимости финансовых институтов в развитии транснациональной экономической сферы деятельности. Цель работы. Представлены аспекты необходимости понимания составляющих институтов и, соответственно, их анализ для достижения формулирования проблем и их решений. Методология проведения работы. В исследовании использованы методы системного анализа, эволюционно-институциональной теории, аналитической оценки и исторического подхода. В связи с известными обстоятельствами в последние годы войны, а затем и в послевоенный период были основаны различные финансовые институты. Первые кредиты Всемирного банка были предоставлены в течение конца 1940-х гг. для финансирования восстановления разрушенных войной экономик стран Западной Европы. Результаты работы. Таким образом, на основании выделенных исторических пунктов были проанализированы полученные в ходе исследования результаты. Важность исследования заключается в необходимости концептуального реформирования системы развития и регулирования международных финансовых институтов с помощью разработки путей решения в реформировании международных финансовых институтов. Дана характеристика составу группы Всемирного банка, которая включает такие кредитные учреждения, как Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций, Международный банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация, Международная ассоциация развития, Международный центр по урегулированию инвестиционных споров и Европейский банк реконструкции и развития. Показано, что степень реформирования в перспективе международных финансовых институтов является одним из важнейших направлений в конъюнктуре финансового рынка. Выводы. По результатам проведенного анализа представлен комплекс выводов и предложены пути решения проблем, заключенных в теме исследования, которые поспособствовали бы сокращению рисков, затронули прозрачный сегмент финансового рынка и поспособствовали сокращению волатильности финансовых рынков. Область применения результатов. Результаты могут быть использованы в исследованиях по проблемам функционирования и перспективы реформирования основных международных финансовых институтов. Ключевые слова: эволюционно-институциональная теория, исторический подход, международные финансовые институты, Международный валютный фонд, реформирование, валюта, глобальные институты.
1 Исследование проведено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 17-02-00726 ОГН-А).
ZOIDOV KOBILZHON KHODJIEVICH
Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor, Head of the Laboratory of Integration of the Russian Economy into the International Economy of FSBIS "Institute of Market Problems of the RAS",
e-mail: [email protected]
PONOMAREVA SVETLANA VASILIEVNA
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of "Economics and
Management of Industrial Production" of FSBEI of HE "Perm National Research Polytechnical University",
e-mail: [email protected]
SEREBRYANSKIYDANIIL IGOREVICH
Postgraduate Student of the Department of "Economics and Management of Industrial Production"
of FSBEI of HE "Perm National Research Polytechnic University",
e-mail: [email protected]
PROBLEMS OF FUNCTIONING AND PROSPECTS OF REFORMING THE MAIN INTERNATIONAL FINANCIAL INSTITUTES
Abstract. Subject. The manuscript substantiates the relevance of the topic of the study represented as a significant importance of financial institutes in the development of transnational economic activity. The goal of the study. We have presented the aspects that show the need to understand the component institutes, and, therefore, their analysis to achieve formulating problems and their solutions. The methodology of completing the study. The study has used the methods of systemic analysis, evolutionary-institutional theory, analytical evaluation and historical approach. In connection with the well-known issues during the final years of war, as well as during the postwar years, different financial institutes have been established. The first credits of the World Bank were provided during the end of the 40s to finance the restoration of economies of the Western European countries that had been destroyed by the war. The results of the study. Therefore, based on the specified historical points, we have analyzed the results that were obtained during the study. The importance of the study is in the need of a conceptual reform of the system of development and regulation of the international financial institutes through developing ways to resolve the issues in reforming international financial institutes. The World Bank group that includes such credit institutions as the Multilateral Investment Guarantee Agency, the International Bank for Reconstruction and Development, the International Financial Corporation, the International Development Association, the International Center for Settlement of Investment Disputes and the European Bank for Reconstruction and Development have been defined in this study. It has been shown that the degree of reforming in the context of international financial institutes is one of the most important areas of focus in the financial market environment. The conclusions. Based on the results of the analysis completed, we have presented a complex of conclusions, and we have suggested ways of solving problems that have been contained in the theme of the study that would help in reducing risks, would touch upon the transparent segment of the financial market and would help reducing volatility of financial markets. The area of application of the results. The results may be used in research on the issues of functioning and prospects of reforming the main international financial institutes.
Keywords: the evolutionary-institutional theory, the historical approach, International financial institutes, the International Monetary Fund, reforming, currency, global institutes.
Введение. Международные финансовые институты образовались, в сущности, после событий второй мировой войны, не принимая во внимание Банк международных расчетов (БМР, 1930 г.). Транснациональные учреждения предоставляют кредиты государствам, вырабатывают позиции работы мировой валютной установки, реализуют наднациональное координирование интернациональных монетарных и финансовых связей. Появление международных финансовых институтов продиктовано такими причинами, как:
1. Укрепление глобализации народного хозяйства, формирование транснациональных
предприятий и международных кредитных организаций, выходящих за национальные границы.
2. Совершенствование наднационального упорядочивания мирохозяйственных зависимостей, включая межнациональные валютно-кредитные и финансовые отношения.
3. Потребность в коллективном урегулировании затруднений вне стабильности мировой экономики, в т. ч. мировую валютную систему, мировые рынки валют, кредитов, ценных бумаг и золота.
Межнациональные валютно-кредитные и финансовые организации связывает единая публичная цель: формирование прогресса в транснациональной совместной деятельности и предоставление полноты и сохранения сложного и противоречивого международного хозяйства.
1. Иерархическая модель международных финансовых публичных институтов
Транснациональные финансовые публичные институты разделяют на национальные и наднациональные (см. рис. 1). Национальные институты подразделяют на институты кредитно -денежной политики (центральный банк, федеральное агентство по страхованию политики, федеральная комиссия по ценным бумагам) и налогово-бюджетной власти (министерство финансов, таможенная служба, налоговое министерство). Наднациональные институты выражаются широкомасштабными и местными институтами.
Рис. 1. Иерархическая модель международных финансовых публичных институтов
Так, Е.С. Евлахова в своей работе отмечает, что глобальные институты - это подкомплексы ООН, такие, как Международный валютный фонд и Всемирный банк [9]. К местным институтам причисляют институты в виде Европейского банка реконструкции и развития на разных континентах, организации в виде Европейского фонда валютного сотрудничества, преобразованного на сегодняшний день в Европейский центральный банк.
С.Г. Финник определяет, что в числе транснациональных финансовых организаций опорное и важнейшее положение удерживает Международный валютный фонд (International Monetary Fund) [29].
Замысел конструирования единого мирового банка, диктующего государственным правительствам экономическую политику, была высказана американским экономистом Дж. Кейн-сом во время Великой депрессии 1930-х гг., однако в середине ХХ в. замысел получил перспективы своей реализации.
О.Н. Мисько рассматривает исторический вопрос 1942 г.: учёные-экономисты из США совместно с Министерством экономики США принялись за организацию фундамента послевоенной международной валютной системы [17]. Так, в 1944 г. в американском городе Бреттон-Вудсе была проведена международная валютно-финансовая конференция, на которой были сформированы интернациональные финансовые организации: Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Международная ассоциация развития. Резолюцию об участии в Бреттон-Вудской конференции принимал И. В. Сталин. Решение было непростым, поскольку все понимали, что Вашингтон располагал задумкой и положением для международно-правового закрепления своего финансово-экономического превалирования
в послевоенном мире.
Т.В. Прокопьева, Л.М. Чурбаева исследовали СССР в 1944 г., который также принимал участие в подготовке устава МВФ. СССР подписал учредительные документы об образовании МВФ и МБРР совместно с представителями ещё 49 стран. Однако в дальнейшем СССР принял решение об отказе от участия в этих организациях, и не только по денежным взглядам, сопряженным с существенным вкладом надлежащего пая в МВФ. В 1992 г. Российская Федерация вступила в МВФ. С 1996 г. ЦБ РФ (Банк России) создает платежный баланс РФ по методике МВФ [18].
Группа Всемирного банка или Всемирный банк - универсальное кредитное учреждение, складывающееся из нескольких узко скоординированных друг с другом финансовых институтов. Коллективная задача заключается в улучшении качества жизни развивающихся стран посредством финансовой поддержки развитых стран. В группу Всемирного кредитного учреждения входят:
1. Международный банк реконструкции и развития (далее - МБРР) - центральное кредитное учреждение группы Всемирного банка. МБРР - это основной кредитор программ формирования в развивающихся государствах со средним уровнем доходов на душу населения [26]. Международный банк реконструкции и развития создан в одно время с Международным валютным фондом (далее - МВФ) согласно заключению Международного финансового заседания в Бреттон-Вудсе в 1944 г. Договор о МБРР формально возымел действие в 1945 г., однако начал функционировать с 1946 г. Участниками МБРР являются 184 страны, иными словами, почти все государства мира. Россия стала участником МБРР 16 июня 1992 г. МБРР, так же как и МВФ, предусматривает к выдаче как стабилизационные, так и структурные кредиты. Их функционирование взаимосвязано.
При всем сходстве центральных принципов программ, разрабатываемых при содействии МБРР и МВФ, конкретная деятельность первого имеет свою специфику (см. рис. 2).
Рис. 2. Регламент деятельности МБРР
МБРР лучше подготовлен для анализа и решения отраслевых, микроэкономических проблем, в меньшей степени, чем МВФ, подвержен критике. Ряд государств, остерегавшихся контактов с МВФ, реализовывал программы структурной адаптации с помощью МБРР.
2. Международная ассоциация развития (далее - МАР). МАР основана в 1960 г. В то же самое время установилось, что за пределами функционирования МБРР сохраняется внушительное количество развивающихся государств, для которых рыночные, хотя и немного упрощенные, положения его кредитования недопустимы. Если принимать во внимание тот аспект, что это были самые малоразвитые в экономическом аспекте страны, то намерение борьбы с бедностью представлялось безрезультатным. Сформировав фонд льготного кредитования через MAP, Банк заработал перспективу основательно увеличить свое воздействие на развивающиеся государства. Вдобавок членами MAP стали Индия, а затем Китай.
3. Международная финансовая корпорация (далее - МФК). МФК образована в 1956 г. с целью содействия частным инвестициям в экономику развивающихся государств, консолидации там частного сектора. МФК выполняет роль, во многом непохожую на МБРР, и, таким образом, в значительной степени дополняет его инициативы. В противовес МБРР МФК не вменяет в обязанности государственных гарантий и принимает на себя риски. Следовательно, отбор
проектов характеризуется сугубой скрупулёзностью.
4. Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (далее - МАГИ). МАГИ основано в 1988 г. для интенсификации инвестиций в развивающиеся страны.
На сегодняшний день в МАГИ входят 134 страны, включая Российскую Федерацию. Местопребывание - Вашингтон. МАГИ страхует инвестиции от некоммерческих рисков (см. рис. 3).
Рис. 3. Структура инвестиций от некоммерческих рисков
5. Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС). МЦУИС основан 14 октября 1966 г.
6. Европейский банк реконструкции и развития (далее - ЕБРР). ЕБРР - транснациональное учреждение, организованное на основе Соглашения от 29 мая 1990 г. Основателями ЕБРР являлись 40 государств - все европейские страны (за исключением Албании), США, Канада, Мексика, Марокко, Япония, Израиль, Египет, Новая Зеландия, Южная Корея, Австралия, а также ЕЭС и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ). Участниками имеют возможность быть, кроме государств Европы, все члены МВФ.
Ввиду проводимого исследования был использован ретроспективный подход к анализу научного материала, что помогло в исследовании материала. Таким образом, необходимо выделить ежегодное мероприятие, которое является важным в финансовом отношении. Первое собрание высокопоставленных людей для обсуждения будущего мира прошло в 1954 г. По его окончании эти люди пришли к соглашению об ежегодных встречах для обмена замыслами и концепциями, а также проведения анализа мирового прогресса. Объединение стало называться Бильдербергским клубом. Бильдербергский клуб - это неофициальная ежегодная конференция, на которой присутствуют главы правительств, бизнесмены, политики, банкиры, журналисты, президенты влиятельных компаний мира. На этих встречах систематически пребывают главы упомянутых финансовых учреждений: Международный валютный фонд, Всемирный банк, Федеральная резервная система и Европейский центральный банк. В продолжение всего года со времени последнего собрания Бильдербергского клуба представители глобального менеджмента не останавливались уверять мировое сообщество в потребности «нового всемирного финансового порядка». Этот тезис раздавался и в словах Н. Саркози, Г. Брауна и новоиспеченного президента ЕС Х. В. Ромпея и др. Тем не менее это была всего-навсего психологическая специализация, не иллюстрирующаяся продуктивными этапами [21, с. 3-5].
Причиной для окончательных мер послужил долговой кризис в Греции, поставивший под вопрос устойчивость всего финансового порядка Европы. И непосредственно кризис, и утвержденные в связи с ним мероприятия представили, как реализуется стратегия «управляемого хаоса», координирующаяся финансовыми институтами, крупнейшими банками и хедж-фондами и, будучи основанным сознательно, обозначается результативным устройством руководства и реализации коллективных «перестроек».
Явной обернулась потребность в переходе к дирижизму и формированию такого рода кон-
цепции наблюдения и контроля финансового сектора, направлением которой должно являться как устранение образования кризисов в международном охвате, так и способствование бескризисной работоспособности ее в прогнозируемой перспективе [11-15]. Обособленную миссию «Большая двадцатка» доверила реорганизованному Фонду финансовой стабильности (далее - ФФС) в Совете по финансовой стабильности (далее - СФС), с укрупненным мандатом и обновленными полномочиями [10]. СФС основан с целью выявления ослабленных зон во всемирной концепции стандартов финансовой отчетности и стремительного предложения в поддержке интернациональных разработчиков стандартов.
2. Современная коллаборация международных финансовых институтов
К нынешнему периоду представление системообразующего финансового института в разрезе целей и задач реформы, к примеру, контроля финансово-банковского сектора, подверглось существенному укрупнению: кроме кредитных учреждений (банковских или финансовых холдинговых компаний или групп) государственного диапазона с совокупным объемом консолидированных активов более 50 млрд долл. в эту группу добавлены, кроме того, и массовые системообразующие кредитные учреждения (Global systemically importantbanks, G-siBs), небанковские системообразующие учреждения (nonbank sifi), включая страховые компании (Global systemically important insurers, G-sii); создание методологии согласно в наименьшей степени возможным основным показателям деятельности (активы, доходы, оборот), требующихся с целью предоставления финансовой стабильности при возникновении потерь [3] (рис. 4). Концептуализация страховых фирм в контексте их установления к группе системообразующих институтов затрудняется существенным их многообразием по составу и диверсификации ключевого функционирования [22].
Рис. 4. Современная коллаборация международных финансовых институтов
Выделим ряд путей для решения проблем, актуальных для различных стран, в т. ч. Российской Федерации (см. табл.).
Таблица
Пути решения проблем реформирования*
№ Пути решения проблем
1. Реформирование системообразующих финансовых институтов: банков, страховых компаний, пенсионных фондов, паевых инвестиционных и других суверенных фондов.
2. Снижение неустойчивости, неплатежеспособности, банкротства финансового-кредитных учреждений за счет ужесточения контроля со стороны надзорных органов.
3. Снижение рисков в банковской сфере экономики за счет страхования, резервирования средств, диверсификации и лимитирования.
4. Независимый аудит лицензируемыми организациями.
5. Санация существующих банков и других финансово-кредитных учреждений.
6. Снижение волатильности финансовых рынков (деривативов) за счет проведения взвешенной финансового-кредитной политики Центрального банка.
*Таблица составлена авторами самостоятельно/на основе анализа источников [26, 4]
Подчеркиваемая проблема нейтрализации воздействия вероятной нестабильности или убытков от активности всеобщих системообразующих кредитных учреждений остается открытой. Перечисленные риски, исходящие от государственных системообразующих кредитных организаций, развиваются различной режимностью наблюдения государственных правомочий на рынках [4].
Прежде всего, образование синхронных устройств многообразной геометрии [20, с. 147151]. Ситуация такова, что вместо неэффективных или параллельно с ними создаются другие. Наглядный пример - образование такого комплекса, как ЕврАзЭс на равных условиях с поддержкой СНГ, но в изрядно отличной структуре государств для более результативного урегулирования иных вопросов обоюдного сотрудничества. В практической деятельности полагается продемонстрировать, какая интеграция будет более долговечной и жизнестойкой [1].
Затем стоит идти по пути использования способа различных скоростей, протестированного и динамично использующегося в практической деятельности европейского объединения. Иначе говоря, государства, покровительствующие конкретизирующему заключению, будут приводить его в исполнение, несмотря на взгляд других государств. Другим же государствам будет предоставлено право утверждения проекта на более поздней фазе ее осуществления. В истории европейской интеграции, применяемой для согласований в силу удачного образца взаимодействия стран, подобные условия и обстоятельства многократно обнаруживались. Например, «Европейская валютная змея» или же «Европейский валютный союз» как попытка успешного использования способа различных скоростей подключения к совместным программам.
Заключение. В новейшей практической деятельности образцом может выступать подписание Киотского протокола об управлении выбросами парниковых газов в атмосферу Земли к Рамочной конвенции ООН о трансформации климата, с целью предотвращения глобального потепления и сопротивлению тотальному загрязнению окружающей среды. Несмотря на то что один из основных загрязнителей планеты США не подключился к протоколу, это не воспрепятствовало 141 государству начать исполнение этой глубокой и крупной программы [30]. Знаменательным положением использования способа разных скоростей становится организация критической массы для возникновения коллективных мероприятий.
В последнюю очередь стоит решать проблему управляемости путем внутренней реконструкции механизмов управления ключевых интернациональных экономических объединений. В контексте общих замечаний, в сущности, все ключевые международные финансовые институты нуждаются в реформах в предстоящее время.
В целях обеспечения доступности долгосрочных кредитов для реконструкции и развития отечественной экономики и других развивающихся стран требуется реформирование основ-
ных международных финансовых институтов. Для этого необходимо увеличение уставного капитала Евразийского банка развития. В настоящее время его учредителями являются Российская Федерация, Казахстан, Беларусь, Киргизия, Таджикистан и Армения. Увеличение капитала банка возможно за счет увеличения новых членов стран-участников, таких, как Туркмения, Узбекистан, и стран не входящих в СНГ: Иран, Турция, Индия и др. Одним из источников увеличения уставного капитала могла бы быть часть средств резервного фонда.
Кроме того, для привлечения инвестиций в нашу страну было бы целесообразно использование средств суверенных фондов арабских стран, где в силу их специфики не предполагается предоставление заемных средств под банковский процент. Привлечение таких финансовых средств на долгосрочной основе имеет большую практическую значимость для российской экономики и экономик других развивающихся стран.
Литература
1. Eneeva, E. V. Financial innovations - new financial products, technologies and institutes - have had increasingly greater effect on economic activity around the world in the past years // European Innovation Convention 1st International scientific conference. 2013. С. 71-73.
2. G20/OECD Principles of Corporate Governance [Электронный ресурс] / OECD Report to G20 Finance Ministers and Central Bank Governors. 2015.
3. Rogach, S. M. Improvement of modern forms of financial-credit institutes of the natural resources using // Научный взгляд в будущее. 2017. Т. 3. No. 7 (7). P. 39-47.
4. Аршакуни, А. А. Проблемы участия России в формировании ресурсов международных финансовых институтов //Международный студенческий научный вестник. 2015. № 6. С. 22.
5. Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ/GATT) (Заключено в г. Марракеше 15.04.1994) // Собрание законодательства РФ. 10 сентября 2012 г. № 37 (приложение, ч. VI). С. 25242538.
6. Договор о Европейском Союзе от 07.02.1992, Маастрихт // Единый европейский акт. Договор о Европейском союзе. - М. : Право, 1994. С. 45- 246.
7. Документ Всемирного банка. Стратегия партнерства (КПС) Международного банка реконструкции и развития, международной финансовой корпорации и многостороннего агентства по инвестиционным гарантиям с российской федерацией на 2012-2016 годы // Отчет № 65115-RU. 18 ноября 2011 г.
8. Документ ООН. A/RES/51/157, 30января 1997 г. //СПС «Гарант».
9. Евлахова, Ю. С. Тенденции регулирования глобальных системно значимых финансовых институтов // Финансовая аналитика : проблемы и решения. 2015. № 35 (269). С. 11-20.
10. Зиядуллаев, Н. С., Зиядуллаев, У. С. Механизмы обеспечения национальной экономической безопасности при взаимодействии с международными финансовыми институтами // Экономические системы. 2017. Т. 10. № 3 (38). С. 99-106.
11. Зиядуллаев, Н. С., Зоидов, К. Х., Зиядуллаев, У. С., Рахматова, З. И., Симонова, Ю. С., Зоидов, З. К. Экономическая безопасность национальной банковской системы в условиях глобализации ; под ред. чл. -корр. РАНВ.А. Цветкова, к.ф.-м.н., доцента К.Х. Зоидова. -М. : ИПР РАН, 2017.
12. Зоидов, К. Х., Губин, В. А., Кондраков, А. В., Новоселов, М. В. Цикличность эволюции банковской системы России в 1992-2012 гг. //Региональные проблемы преобразования экономики. 2013. № 1. С. 47 -59.
13. Зоидов, К. Х., Новоселов, М. В., Медников, В. В. Влияние и эволюция деятельности зарубежных банков в трансформационной экономике России // Региональные проблемы преобразования экономики. 2013. № 4(38). С. 19-29.
14. Зоидов, К. Х., Рахматова, З. Р., Зоидов, З. К. Причины и пути преодоления кризисных циклических ситуаций в банковском секторе национальной экономики // Региональные проблемы преобразования экономики. 2017. № 11(85). С. 117-134.
15. Зоидов, К. Х., Рахматова, З. Р., Зоидов, З. К. Совершенствование механизма государственного регулирования банковской системы для обеспечения экономической безопасности национальной экономики //Региональные проблемы преобразования экономики. 2017. № 12(86). С. 140-151.
16. Клепацкий, Л. Проблемы эффективности и реформы системы международных многосторонних институтов : монография 2007/Л. Клепацкий. -М., 2007. С. 269.
17. Мисько, О. Н. Федеральная резервная система США : история создания и участия в управлении государственным долгом // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2007. № 2. С. 98-104.
18. Прокопьева, Т. В., Чурбаева, Л. М. Деятельность международных финансовых институтов и формы их взаимодействия с Российской Федерацией // Современная экономика : актуальные вопросы, достижения и инновации : сб. статей победителей V международной научно-практической конференции. 2017. С. 67-70.
19. Российская Федерация : документ по отдельным вопросам; Доклад МВФ по стране № 14/176. 12 июня 2014 г.
20. Североамериканское соглашение о свободной торговле [Электронный ресурс]. - URL : http:// www.naftanow.org/default_en. asp.
21. Секреты Бильдербергского клуба /Д. Эстулин ; пер. с исп. И. В. Жук. - Минск : «Попурри», 2009. С. 304.
22. Сильвестров, С. Н. Совет по финансовой стабильности как четвертая опора глобальной финансовой системы //Вестник Финансового университета. 2014. № 6 (84). С. 84-91.
23. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (Минск, 8 декабря 1991 г.) // Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество». 1992. № 1. С. 6-14.
24. Соглашение об учреждении Европейского банка реконструкции и развития // Европейский банк реконструкции и развития, 1990. - URL : http://www.ebrd.com/downloads/research/guides/basicsru.pdf.
25. Соглашение об Учреждении Исламской Корпорации по Развитию Частного Сектора (Джидда, 3 ноября 1999 г.).
26. Столбова, Е. Д. Характеристика современной деятельности международного валютного фонда и международного банка реконструкции и развития // Экономика и управление: проблемы, решения. 2017. Т. 2. № 3. С. 12-16.
27. Торгово-экономическое сотрудничество в рамках участия в региональных экономических организациях. ЮНКТАД (UNCTAD) //Министерство экономического развития РФ. 2003. № 12. С.11-12.
28. Устав Совета Европы 1949 г. //СЗ. 1997. № 12. Ст. 1390.
29. Финник, С. Г. Международный валютный фонд в системе международных экономических организаций // Теорiя i практика правознавства. 2013. № 2 (4). С. 77.
30. Щепачева, Е. Д. Роли финансовых институтов в развитии мировой экономики. Влияние стран БРИКС на мировую экономику // Экономика. Государство и право. Научный поиск : сб. научных статей. 2015. С. 26-31.
References:
1. Eneeva, E. V. Financial innovations - new financial products, technologies and institutes - have had increasingly greater effect on economic activity around the world in the past years // European Innovation Convention 1st International scientific conference, 2013. P. 71-73.
2. G20/OECD Principles of Corporate Governance [URL] / OECD Report to G20 Finance Ministers and Central Bank Governors, 2015.
3. Rogach, S. M. Improvement of modern forms of financial-credit institutes of the natural resorces using // Nauchnyj vzgljad v budushhee. 2017. T. 3. No. 7 (7). P. 39-47.
4. Arshakuni, A.A. Problems of Russia&Acute;s participation in the formation of the resources of international financial institutions //Mezhdunarodnyj studencheskij nauchnyj vestnik. 2015. No. 6. P. 22 (in Russian).
5. General'noe soglashenie po tarifam i torgovle 1994 goda (GATT/GATT) (Zakljucheno v g. Marrakeshe 15.04.1994) //Sobranie zakonodatel'stva RF. 10 sentjabrja 2012 g. No. 37 (prilozhenie, ch. VI). P. 2524-2538 (in Russian).
6. Dogovor o Evropejskom Sojuze ot 07.02.1992, Maastriht // Edinyj evropejskij akt. Dogovor o Evropejskom sojuze. - M. : Pravo, 1994. P. 45-246.
7. Dokument Vsemirnogo banka Strategija partnerstva (KPS) Mezhdunarodnogo banka rekonstrukcii i razviti-ja, mezhdunarodnoj finansovoj korporacii i mnogostoronnego agentstva po investicionnym garantijam s ros-sijskoj federaciej na 2012-2016gody //Otchet No. 65115-RU. 18 nojabrja 2011 g.
8. Dokument OON. A/RES/51/157, 30janvarja 1997 g. //SPS «Garant».
9. Evlahova, Ju. S. Trends in regulating the global systemically important financial institutions // Finansovaja analitika : problemy i reshenija. 2015. No. 35 (269). P. 11-20 (in Russian).
10. Zijadullaev, N. S., Zijadullaev, U. S. Mechanisms of national economic security at interaction with international financial institutions //Jekonomicheskie sistemy. 2017. T. 10. No. 3 (38). P. 99-106 (in Russian).
11. Ziyadullaev, N. S. Zoidov, K. Kh., Ziyadullaev, U. S., Rakhmatova, Z. I., Simonova, Yu. S., Zoidov, Z. K. Economic security of the national banking system in the context of globalization ; Under the editorship of corresponding member RAS V.A. Tsvetkov, PhD in Physics and Mathematics, Associate Professor K.Kh. Zoidov. -М. : MEI RAS, 2017.
12. Zoidov, K. Kh., Gubin, V. A., Kondrakov, A. V., Novoselov, M. V. Cyclical evolution of the Russian banking system in 1992-2012 // Regional problems of transformation of the economy. 2013. No. 1. P. 47-59.
13. Zoidov, K. Kh., Novoselov, M. V., Mednikov, V. V. Impact and evolution of the activities offoreign banks in the transition economy of Russia // Regional problems of transformation of the economy. 2013. No. 4(38). P. 19 -29.
14. Zoidov, K. Kh., Rakhmatova, Z. R., Zoidov, Z. K. Reasons and ways of overcoming crisis cyclical situations in the banking sector of the national economy // Regional problems of economic transformation. 2017. No. 11 (85). P. 117-134.
15. Zoidov, K. Kh., Rakhmatova, Z. R., Zoidov, Z. K. Perfection of the mechanism of state regulation of the banking system to ensure economic security of the national economy // Regional problems of economic transformation. 2017. No. 12 (86). P. 140-151.
16. Klepackij, L. Problemy jeffektivnosti i reformy sistemy mezhdunarodnyh mnogostoronnih institutov : mono-grafija 2007 /L. Klepackij. - Moskva, 2007. P. 269 (in Russian).
17. Misko, O. N. Federal Reserve System (USA) : the History of Development and Participation in the Government Debt Control // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Jekonomika. 2007. No. 2. P. 98-104 (in Russian).
18. Prokop'eva, T. V., Churbaeva, L. M. Activities of international financial institutions and their forms of interaction with the Russian Federation // Sovremennaja jekonomika : aktual'nye voprosy, dostizhenija i inno-vacii : sbornik statej pobeditelej V mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 2017. P. 67-70 (in Russian).
19. Rossijskaja Federacija : dokument po otdel'nym voprosam ; Doklad MVF po strane № 14/176 - 12 ijunja
2014 g. (in Russian).
20. Severoamerikanskoe soglashenie o svobodnoj torgovle [Jelektronnyj resurs]. - URL : http:// www.naftanow.org/default_en.asp (in Russian).
21. Sekrety Bil'derbergskogo kluba / D. Jestulin ; per. s isp. I. V. Zhuk. - Minsk : «Popurri», 2009. P. 304 (in Russian).
22. Sil'vestrov, S.N. The financial stability board as the four pier of the global financial system // Vestnik Fi-nansovogo universiteta. 2014. No. 6 (84). P. 84-91 (in Russian).
23. Soglashenie o sozdanii Sodruzhestva Nezavisimyh Gosudarstv (Minsk, 8 dekabrja 1991g.) // Infor-macionnyj vestnik Soveta glav gosudarstv i Soveta glav pravitel'stv SNG Sodruzhestvo" 1992. N 1. P. 6-14 (in Russian).
24. Soglashenie ob uchrezhdenii Evropejskogo banka rekonstrukcii i razvitija // Evropejskij bank rekonstrukcii i razvitija, 1990. - URL : http://www.ebrd.com/downloads/research/guides/basicsru.pdf (in Russian).
25. Soglashenie ob Uchrezhdenii Islamskoj Korporacii po Razvitiju Chastnogo Sektora (Dzhidda, 3 nojabrja 1999 g.) (in Russian).
26. Stolbova, E. D. Harakteristika sovremennoj dejatel'nosti mezhdunarodnogo valjutnogo fonda i mezhdu-narodnogo banka rekonstrukcii i razvitija // Jekonomika i upravlenie : problemy, reshenija. 2017. T. 2. No. 3. P. 12-16 (in Russian).
27. Torgovo-jekonomicheskoe sotrudnichestvo v ramkah uchastija v regional'nyh jekonomicheskih organizaci-jah. JuNKTAD (UNCTAD) //Ministerstvo jekonomicheskogo razvitija RF, 2003. No. 12. P.11-12 (in Russian).
28. Ustav Soveta Evropy 1949 g. //SZ. 1997. No. 12. St. 1390.
29. Finnik, S. G. The International Monetary Fund in the system of the international economic organizations // Teorija i praktikapravoznavstva. 2013. No. 2 (4). P. 77 (in Russian).
30. Shhepacheva, E. D. Roli finansovyh institutov v razvitii mirovoj jekonomiki. Vlijanie stran BRIKS na mi-rovuju jekonomiku // Jekonomika. Gosudarstvo i pravo. Nauchnyj poisk : Sbornik nauchnyh statej. 2015. P. 26 -31 (in Russian).