УДК 004 : 34 ББК 32.973
© 2017 г. Е. Н. Петрищева,
преподаватель кафедры информационного обеспечения органов внутренних дел Ростовского юридического института МВД России. E-mail: mayor_ledi@mail.ru
С. В. Лемайкина,
преподаватель кафедры информационного обеспечения органов внутренних дел Ростовского юридического института МВД России. E-mail: svethen67@mail.ru
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РУНЕТА
В статье рассматриваются вопросы государственного регулирования российского сегмента информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Анализируются нормативные правовые акты, принятые и вступившие в силу в течение последних двух лет.
Ключевые слова: Интернет, Рунет, оператор связи, мессенджер, товарный онлайн-агрегатор, информация, защита информации.
E. N. Petrishcheva - Lecturer, Department of Information Support of Internal Affairs Bodies, Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.
S. V. Lamykina - Lecturer, Department of Information Support of Internal Affairs Bodies, Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.
LEGALASPECTS OF STATE REGULATION OF RUSSIAN INTERNET
The article considers the issues ofstate regulation of the Russian segment of the information-telecommunications network Internet. Analyzes the normative legal acts adoption and entered into force in the last two years. Key words: Internet, operator, messenger, commodity online-aggregator, information, protection information.
С развитием информационных технологий, глобальных информационных сетей, с появлением цифровых технологий произошла настоящая революция в области накопления, хранения и обмена информацией, что привело к острой необходимости внесения изменений в действующее законодательство России.
Все нормативные правовые акты были приняты в годы, когда отсутствовали понятия «Интернет» и «высокие технологии», и поэтому не могли соответствовать правоотношениям, сложившимся в сфере информационных технологий.
За последние 15-25 лет развитие информационных технологий и глобальной сети Интернет предоставило новые возможности пользователям: свободно обмениваться информацией, качать с торрентов программное обеспечение, видеоигры, кино, музыкальные и литературные произведения, общаться в социальных сетях. Россия в 2016 году заняла первое место в Европе по количеству пользователей Интернета - 84 миллиона человек (70,4 %). В связи с этим в 2016 году Государственная Дума приняла целый ряд неоднозначных законов, которые могут серьезно ос-
ложнить жизнь российского Интернета. Изменилась также судебная практика в области правонарушений и преступлений, совершенных в сети Интернет.
Наибольший резонанс в области регулирования конфиденциальности информации в сети Интернет создал Федеральный закон от 06.07.2016 № 374-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности», так называемый «пакет Яровой», фактически отменивший приватность по умолчанию в сетевом пространстве.
Федеральный закон был принят большинством депутатов и подписан Президентом РФ, несмотря на достаточно громкий протест общественности и предупреждения о серьезных противоречиях положений законопроекта Конституции Российской Федерации, запрещающей без судебного решения прослушивать и собирать информацию о частной жизни гражданина.
Операторов связи, владельцев мобильных приложений и веб-сайтов обяжут без какого-либо решения суда хранить по умолчанию на территории Российской Федерации в течение 3 лет информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации и текстовых сообщений, а также в течение 6 месяцев - изображения, аудиофайлы, аудиосообщения или иные сообщения пользователей услугами связи. При этом предупреждения операторов связи о многократном увеличении стоимости доступа к Интернету из-за огромных расходов на реализацию алгоритма записи и хранения всего трафика (от 3 до 10 триллионов рублей), не нашли должного понимания в подзаконных актах Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Согласно опубликованным в декабре 2016 года проектам подзаконных актов срок хранения всего трафика пользователей предлагается установить на максимальном уровне в шесть месяцев, а операторы интернет-связи будут обязаны хранить 1 петабайт (1 024 терабайта) данных на каждый гигабит в секунду пропускной способности.
Как заявляли авторы данного закона, бюджетных денег на его реализацию не потребуется при условии закупки оборудования для сбора информации операторами, а в центры хранения данных вложатся инвесторы (например, Ростех и Ростелеком). Уже после подписания этого закона Президентом РФ выяснилось, что оборудования, необходимого для хранения гигантских объемов данных, нет не только в России, но и во всем мире. В связи с этим В. В. Путин распорядился запустить собственное производство необходимого аппаратного обеспечения [3]. К 1 сентября 2016 года он также поручил проанализировать возможность, сроки и затраты на организацию производства отечественного оборудования и программного обеспечения, нужного для хранения и обработки данных.
Ежегодные затраты операторов связи на хранение трафика обойдутся в 3 млрд руб., а на реализацию данного закона, по мнению экспертов, понадобится до 33 млрд долларов США.
Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 244-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (так называемый «Налог на Google») вступил в силу с 1 января 2017 года.
Данный закон предполагает введение налога на добавленную стоимость (НДС) в размере 18 % для иностранных компаний, продающих через Интернет электронный контент российским пользователям. Для этого западные компании должны будут зарегистрироваться в системе Федеральной налоговой службы (ФНС) и платить налоги наравне с российскими операторами. Таким образом, государство хочет создать равные условия для всех компаний, которые работают с российскими пользователями. Однако в настоящее время совершенно непонятно, как это будет происходить на практике и каким образом будет осуществляться контроль. В случае с крупными компаниями можно предположить, что к ним будут применяться различного рода жесткие меры при неисполнении требования вплоть до блокировки их сайтов и деятельности в Российской Федерации, таким образом их можно будет заставить регистрироваться и соответственно платить налог, а как быть с мелкими разработчиками -остается неясным.
Россия не является первопроходцем в этом вопросе. C 1 января 2015 года Европейский союз унифицировал закон в части НДС среди европейских государств и ввел норму, по которой налог платится по месту нахождения потребителя услуги. До этого момента многие крупные компании, как и в России, прежде всего американские, традиционно считающиеся лидерами данного рынка, точно так же «бегали по рынку» в поисках наиболее экономически привлекательных юрисдикций с самой низкой ставкой НДС, где учреждали дочерние общества для ведения бизнеса с европейскими потребителями - большинство из них выбирали Люксембург (Skype, iTunes), некоторые - Ирландию (Amazon, Airbnb, Oracle).
Федеральный закон от 23 июня 2016 года № 208-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» вступил в силу с 1 января 2017 года [5].
В соответствии с данным законом до размещения общественно значимых сведений владелец новостного агрегатора обязан проверить их достоверность. В законе прописаны особенности распространения информации новостными агрегаторами. Речь идет о
программах для ЭВМ, сайтах и (или) их страницах, которые используются для обработки и распространения новостной информации в сети Интернет на русском языке (языках народов России), на которых может размещаться реклама и доступ к которым в течение суток составляет более 1 млн пользователей. К новостным агрегаторам не относятся зарегистрированные сетевые издания (ст. 10.4 «Особенности распространения информации новостным агрегатором») [7].
В частности, указанные ресурсы запрещено использовать в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения гостайны, распространения материалов, призывающих к терроризму или публично оправдывающих его, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, а также содержащих нецензурную брань. Владелец новостного агрегатора обязан проверять достоверность общественно значимых сведений до их размещения.
Владелец агрегатора не несет ответственности за распространение им недостоверной новостной информации в следующем случае. Указанная информация должна являться дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных средством массовой информации, которое может быть установлено и привлечено к ответственности за данное нарушение законодательства о СМИ.
Роскомнадзору поручено вести реестр новостных агрегаторов. Согласно поправкам владельцем новостного агрегатора может быть только российское юридическое лицо или гражданин нашей страны. Введена административная ответственность за неисполнение владельцем новостного агрегатора предписаний контролирующего органа о прекращении распространения недостоверной информации. Штраф предусмотрен и в случае, если владелец агрегатора не хранит в течение 6 месяцев распространенную им новостную информацию, сведения об источнике ее получения, о сроках ее распространения, а также не обеспечивает доступ к указанной информации контролирующего органа [6].
В феврале 2017 года Правительство Российской Федерации внесло в Государственную Думу РФ третий «антипиратский пакет» (проект закона № 107145-7 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»), принятый в первом
чтении. Этим законопроектом предполагается внести изменения в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, которые содержат определение термина «производный сайт в сети Интернет», устанавливающие порядок ограничения доступа к производным сайтам в сети Интернет на основании обращений правообладателей в Московский городской суд, а также штрафование провайдеров за описание и пропаганду средств обхода блокировок. Законопроектом вводится обязанность для операторов поисковых систем удалять из поисковой выдачи сведения об указателях страниц сайтов, на которых неоднократно и неправомерно размещалась информация, содержащая объекты авторских и (или) смежных прав, или информация, необходимая для их получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым ограничен на постоянной основе на основании судебных решений, а также производных от них сайтов в сети Интернет [9].
Рассмотрение данного законопроекта во втором чтении пока отложено, в данном варианте он вызывает ряд нареканий со стороны членов Экспертного совета при Правительстве РФ, отраслевых-экспертов, представителей общественных организаций. Министерство связи и массовых коммуникаций РФ вынесло проект законодательного акта на общественное обсуждение, которое продлится до 21 июня 2017 года.
Хотелось бы отметить, что носящий дискуссионный характер механизм постоянной блокировки сайтов и «зеркал сайтов» с нелегальным контентом не принес желаемого результата. По данным Роскомнадзора, общая эффективность мер по блокировке веб-сайтов составляет 87 %.
Принимая во внимание вышеизложенное, можно заключить, что полная блокировка интернет-сайта решит проблему сайтов, постоянно размещающих нелегальный контент, только в случае проработанности технической составляющей [9]. А дальнейшее ужесточение антипиратского закона может привести к еще большему распространению информации о способах обхода блокировок среди интернет-пользователей.
Федеральный закон от 01.05.2017 № 87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный за-
кон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации», так называемый Закон об ограничении аудиовизуальных сервисов («онлайн-ки-нотеатрах»)[4].
Согласно этому закону аудиовизуальные сервисы должны будут регистрироваться в реестре Роскомнадзора, а также проверять публикуемое видео на соответствие российскому законодательству. Кроме того, законом разрешена доля иностранного капитала в таких сервисах, составляющая не более 20 %, и только для тех лиц, которые владеют иностранным аудиовизуальным сервисом. Владельцем онлайн-кинотеатра может выступать только российское юридическое лицо или гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства другого государства. Также сервисы должны будут установить предложенную Роскомнадзором программу, которая позволит определять количество пользователей ресурса. Документ также вносит в КоАП РФ изменения, устанавливающие ответственность для владельцев таких сервисов, в частности, за распространение информации, содержащей публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. Дела о блокировке онлайн-кинотеатров будет рассматривать Мосгорсуд.
Законопроект о товарных агрегаторах [12] 9 марта 2017 года одобрен Правительством Российской Федерации и будет в установленном порядке внесен в Государственную Думу РФ, где может быть дополнительно проработан ко второму чтению с учетом мнения всех заинтересованных сторон. Суть этого законопроекта, предусматривающего внесение изменений в закон «О защите прав потребителей», заключается в совершенствовании госрегулирования защиты прав потребителей, приобретающих товары и услуги в Интернете, и возникновении претензий по качеству приобретенного товара.
Законопроектом предлагается ввести понятие «агрегатор товаров (услуг)» в качестве самостоятельного субъекта ответственности перед потребителями в части соблюдения их прав на информацию о товаре (услуге). Предусматривается ответственность таких агре-гаторов за реальный ущерб, обусловленный предоставлением заведомо недостоверной информации о товаре (услуге), продавце (исполнителе, изготовителе, импортере), на ос-
новании которой был заключен договор с потребителем.
Законопроект вызвал массу нареканий со стороны экспертов, интернет-компаний и бизнес-омбудсмена, считающих, что принятые поправки приведут к росту цен на товары и спровоцируют закрытие товарных аг-регаторов. Представители интернет-компаний, таких как «Яндекс.Маркет», Price.ru и «Товары@Май^и», предложили «откорректировать законопроект и привести в соответствие права и обязанности агрегаторов». В Госдуме пообещали учесть мнение отрасли. «Законопроект о товарных агрегаторах, внесенный в Госдуму в марте, будет доработан», -отметил глава комитета по информполитике Государственной Думы Леонид Левин, подводя итоги круглого стола с участием экспертов и представителей компаний [14].
В мае 2017 года на рассмотрение Госдумы внесен законопроект о регулировании деятельности сервисов обмена электронными сообщениями (мессенджеров) [17]. Законопроект определяет понятие организатора обмена мгновенными сообщениями и возлагает на данного субъекта обязанность обеспечивать передачу электронных сообщений только тех пользователей сети Интернет, которые идентифицированы в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Учитывая уровень террористической угрозы, который сейчас существует в нашей стране и в мире, вне зависимости от того, через какие каналы проходит коммуникация, и если она секретная и неконтролируемая, то, очевидно, будет использоваться экстремистами и террористами. Поэтому сам подход к регулированию любых средств коммуникаций (мессенджеров) полностью оправдан.
Следующий законопроект (законопроект Минкомсвязи России) - о регулировании критической инфраструктуры Рунета [15]. Как указывается в пояснительной записке к документу, законопроект предусматривает внесение изменений в закон «О связи» и призван обеспечить «целостность, непрерывность, стабильность, устойчивость и защищенность функционирования российского национального сегмента» Интернета. В документе вводится понятие критической инфраструктуры Интернета, к которой ведомство отнесло национальные домены зоны .ги и .рф, точки обмена трафиком, все автономные системы,
имеющиеся как у юридических, так и у физических лиц. Минкомсвязь России предложило также создать государственную информационную систему (ГИС) обеспечения целостности, устойчивости и безопасности функционирования российского сегмента Интернета. Новая система будет работать на основе «программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о критических элементах» Рунета, а также информации о его интеграции «с международными сетями связи, маршрутно-адресной информации в сетях передачи данных и российской части сети Интернет. Законопроект направлен на исполнение поручений Президента РФ по итогам заседания Совета безопасности двухлетней давности, касающихся принятия мер по обеспечению устойчивости Рунета в случае отключения российского сегмента Интернета от внешнего мира. Документ является рамочным и практически не содержит деталей регулирования элементов критической инфраструктуры, эта часть будет прописываться на уровне подзаконных актов Правительства РФ.
В мае 2017 года Президент РФ подписал указ, утверждающий Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы. Стратегия сводится к стремлению властей как можно больше использовать отечественные технологии и расширить государственный контроль в Интернете.
В течение полугода Правительству РФ предстоит заниматься поддержкой традиционных СМИ и урегулированием ситуации с похожими сервисами. В данном случае речь идет о новостных агрегаторах, социальных сетях, интернет-телевидении, мессенджерах, а также «сайтах в сети Интернет». Согласно указу подобные меры необходимы для «формирования в России информационного пространства, учитывающего потребности граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений».
Кроме того, в тексте документа предлагается принять меры, исключающие анонимность пользователей сети и их «безответственность и безнаказанность». Также планируется создание специальной системы, гарантирующей «личную безопасность пользователей, конфиденциальность их информации».
Безопасными следует считать только те программы и сервисы, которые получат сертификат Федеральной службы безопасности РФ. Следует с осторожностью относиться к программам и сервисам, управляемым из-за рубежа, зависящим от принудительных обновлений и собирающих информацию о пользователях. Более того, их лучше вообще заменить отечественными аналогами. Особенно это касается программ и алгоритмов шифрования данных. Телефоны тоже лучше производить российские.
Необходимо добиться, чтобы в информационном пространстве нашей страны размещалась «достоверная и качественная информация российского производства».
Национальный сегмент сети Интернет обезопасят от выключения иными государствами. Для этого в 2018 году в законодательстве будет зафиксирован статус Рунета и описана схема его работы. Технически устранить возможность отключения России от Интернета планируется к 2021 году. Об этом говорится в проекте программы «Цифровая экономика». Этот документ, подготовленный межведомственной рабочей группой при Минкомсвязи России, направлен весной 2017 года в Правительство РФ.
Для защиты российского сегмента Интернета запланирован ряд организационных мероприятий. В 2018 году будет законодательно закреплен правовой статус российского сегмента сети Интернет, его инфраструктуры (реестр адресов, маршрутно-адресной информации, корневых серверов), а также порядок финансирования и функционирования Рунета.
По мнению российских чиновников, ограничение Интернета в нашей стране, как в Китае, позволит обеспечить ее информационную безопасность, и китайский вариант -правильный путь развития для данного направления. Система, созданная властями Китая, позволяет блокировать как отдельные сайты, так и определенные поисковые запросы. «Китай менее щепетилен к мнению общества, они оценили угрозу и ограничили Интернет. Теперь у них таких проблем нет», - отметил Герман Клименко, советник Президента РФ по вопросам развития Интернета [16].
Объекты критической информационной инфраструктуры России в 2016 году подвергались атакам около 70 миллионов раз,
большинство из которых совершалось из-за рубежа. Представитель центра безопасности связи ФСБ Николай Мурашов отметил, что «в настоящий момент, с точки зрения развития средств защиты информации Российской Федерации обладает достаточным потенциалом».
Во всем мире существует две тенденции в вопросах отношения государства к управлению Интернетом. В одних странах, таких как Швейцария, Австралия, происходит усиление государственного контроля над Интернетом; в других - пытаются внедрять механизм саморегулирования отрасли; эксперты же сходятся во мнении о необходимости применения гибридной модели развития, при которой отраслевые регуляторы имеют высокую долю самостоятельности, однако при этом работают в связке с государством для того, чтобы обеспечить соблюдение интересов всех заинтересованных сторон [10]. Сегодня ИнтерЛитература
1. URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/ 774066/#ixzz4j856riwH
2. Итоги госрегулирования Интернета в России в 2016 году. URL: https://rublack-list.net
3. Достаточного количества оборудования для исполнения «закона Яровой» нет даже за рубежом, сообщили в МЭР. URL: http://www. newsru.com
4. По новому закону Роскомнадзор будет формировать и вести реестр аудиовизуальных сервисов. URL: http://publication.pravo.gov.ru
5. Новостным агрегаторам смягчили условия существования. URL: http://www.comnews.ru/ node/102353
6. О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федер. закон Рос. Федерации от 23 июня 2016 г. № 208-ФЗ URL: http://www.garant.ru
7. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федер. закон Рос. Федерации от 27.07.2006 № 149-ФЗ (в ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017). URL: http://www.consultant.ru
8. Власти одобрили закон о товарных он-лайн-агрегаторах. URL: http://www.vestifinance.ru
9. Роскомнадзор - антипиратский закон
нет сильно изменился, как и отношение к нему государства, включая регулирование национального домена. При этом оно принимает гораздо более активное участие в управлении национальными доменами .RU и .РФ. «Интернет не может быть местом "расхристанной квазисвободы"», где бесконтрольно распространяется любая информация, - подчеркнул Президент РФ, выступая на медиафоруме Общероссийского народного фронта [11]. Тенденция введения очень жесткого регулирования отрасли наблюдается во многих странах, например в США, странах Европы; свои меры принимает и Китай, который еще в начале 2000-х годов приступил к мониторингу и блокировке активности в Интернете.
Российский сегмент Интернета должен быть устойчивым к разного рода атакам. Для этого власти должны контролировать инфраструктуру и следить за ее безопасностью.
Bibliography
1. URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/ 774066/#ixzz4j856riwH
2. The results of the state regulation of the Internet in Russia in 2016. URL: https://rublacklist.net
3. Enough equipment for the execution of the «law of Spring» not even abroad, reported to the MAYOR. URL: http://www.newsru.com
4. Under the new law, Roskomnadzor will build and maintain a registry of audiovisual services. URL: http://publication.pravo.gov.ru
5. News aggregators eased conditions for existence of. URL: http://www.comnews.ru/node/102353
6. On amendments to the Federal Law «On information, information technologies and about information protection» and the Code of the Russian Federation about administrative offences: Federal Law of the Russian Federation of June 23, 2016 № 208-FL. URL: http://www.garant.ru
7. On information, information technologies and protection of information: Federal Law of the Russian Federation of27.07.2006 № 149-FL (as amended on 19.12.2016) (with amendments and additions that came into force with the 01.01.2017). URL: http://www.consultant.ru
8. The authorities approved a law on commodity online aggregators. URL: http://www.vestifinance.ru
9. Roskomnadzor - the anti-piracy law works. URL: http://www.vedomosti.ru/technology/articles/ 2015/06/18/596922
10. The Internet is changing, and the state's atti-
работает. URL: http://www.vedomosti.ru/technol-ogy/articles/2015/06/18/596922
10. Интернет меняется, меняется и отношение государства к нему. URL: http://www. tadviser.ru/index.php
11. Конец «расхристанной квазисвободы» в Интернете. URL: http://www.bbc.com/russian/ news-39480727
12. Власти одобрили закон о товарных он-лайн-агрегаторах. URL: http://www.vestifinance.ru/ articles/82363
13. Внесен законопроект о товарных он-лайн-агрегаторах. URL: http://www.vestifinance.ru/ articles/82735
14. Агрегаторы пошли на поправку. URL: http://www.kommersant.ru/doc/3276865
15. Минкомсвязи представило законопроект о регулировании Рунета. URL: http://www. forbes.ru/news/3 32621
16. Советник Путина предложил ограничить Интернет, как в Китае. URL: http://www. trud.ru/article/26-01-2017/1346319
17. В Госдуму внесли законопроект о регулировании работы мессенджеров. URL: http:// tass.ru/ekonomika/4276635
tude to him. URL: http://www.tadviser.ru/index.php
11. The end of «dressed in rags of quasistable». URL: http://Www.bbc.com/russian/news-39480727
12. The authorities approved a law on commodity online aggregators. URL: http://www.vestifinan-ce.ru/articles/82363
13. Introduced a bill to commodity online aggregators. URL: http://www.vestifinance.ru/articles/ 82735
14. Aggregators on the mend. URL: http:// www.kommersant.ru/doc/3276865
15. The Ministry of communications submitted a draft law on the regulation of the Runet. URL: http:// www.forbes.ru/news/332621
16. Advisor to Putin suggested to restrict the Internet in China. URL: http://www.trud.ru/article/26-01-2017/1346319
17. In the state Duma introduced a bill on regulating the work of the messengers. URL: http:// tass.ru/ekonomika/4276635