Телепова Л. В., Мхитарян Л. Ю. Обеспечение безопасности личности в информационном пространстве на современном этапе // Вестник Прикамского социального института. 2019. №. 1 (82). С. 72-79.
Telepova L.V., Mkhitaryan L. Y. Ensuring personal security in the information space at the present stage. Bulletin ofPrikamsky Social Institute. 2019. No 1 (82). Pp. 72-79. (In Russ.)
УДК 001.349
JI. В. Телепова
Лысьвенская городская Дума, Общество с ограниченной ответственностью «С-ТВ», Лысьва, Пермский край, Россия
Л. Ю. Мхитарян
Пермский государственный национальный исследовательский университет,
Пермь, Россия
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Телепова Лариса Васильевна — заместитель председателя Лысьвенской городской Думы, генеральный директор ООО «С-ТВ».
E-mail: laratelepova@mail. ru
Мхитарян Людмила Юрьевна — кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права
E-mail: LMhitaryan@yandex. ru
В современном мире наблюдается резкое увеличение объема массовой информации, которая играет большую роль во всех сферах общественной жизни, постоянно совершенствуются технологии накопления и распространения информации. Важное значение имеет принятие законодательных актов, которые обеспечивают правовое регулирование данных процессов, при этом особое место отводится проблеме обеспечения безопасности личности, общества и государства в информационном пространстве. Проанализированы законодательные новеллы, направленные на предотвращение появления и распространения недостоверной общественно значимой новостной информации. Отмечается, что условием обеспечения информационной безопасности в современной России является баланс интересов личности, общества и государства.
Ключевые слова: информация, информационная безопасность, средства массовой информации, информационно-коммуникационные технологии, законодательство.
L. V. Telepova
Lysva City Council, S-TV Limited Liability Company, Lysva, Perm Region, Russia
L. Y. Mkhitaryan
Perm State University, Perm, Russia
© Телепова Л. В., Мхитарян JI Ю., 2019
ENSURING PERSONAL SECURITY IN THE INFORMATION SPACE AT THE PRESENT STAGE
Telepova Larisa Vasilevna — Deputy Chairman of the Lysva City Council, General Director of S-TV LLC
E-mail: laratelepova@mail. ru
Mkhitaryan Lyudmila Yuryevna — Candidat of Juridical Sciences Associate Professor at the Department of Theory and History of State and Law
E-mail: LMhitaryan@yandex. ru
In the modern world, there has been a sharp increase in the volume of mass information, which plays a large role in all spheres of public life, and technologies for the accumulation and distribution of information are constantly being improved. The adoption of legislative acts that provide legal regulation of these processes is important, with a special place being given to the problem of ensuring the security of individuals, society and the state in the information space. The legislative innovations aimed at preventing the emergence and dissemination of unreliable socially significant news information are analyzed. It is noted that an important condition for ensuring information security in modern Russia is the balance of interests of the individual, society and the state.
Key words: information, information security, mass media, information and communication technologies, legislation.
Информационные системы, электронные средства массовой информации социальные сети, доступ к которым осуществляется с использованием сети Интернет, стали частью повседневной жизни россиян1. По данным Фонда «Общественное мнение», пользователями сети Интернет зимой 2017-2018 гг. стали 83,8 млн. человек, это составляет 72 % россиян (выходили в сеть не реже 1 раза в месяц) [2]. В связи с этим растет и потребность в обновлении подходов к законодательному регулированию создания и распространения массовой информации.
На сегодняшний день оформилась совокупность правовых норм, регулирующих отношения в области массовой информации: это международные нормы, Конституция Российской Федерации (далее — Конституция РФ) и федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, а также подзаконные и локальные нормативные акты.
Так, во Всеобщей декларации прав человека закреплено, что каждый человек имеет право на свободу убеждений и их выражение, свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ2.
Статья 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод гарантирует свободу мнения. Однако в ней указывается, что в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия, свобода деятель-ности средства массовой информации (далее — СМИ) может быть ограничена .
Конституция РФ4 устанавливает ключевые определения, на которые сегодня опирается законодательство в сфере массовой информации. Так, ст. 29 Конституции РФ гарантирует свободу мысли и слова, право свободно искать, получать, передавать, производить
1 См.: О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: указ Президента Рос. Федерации от 9.05.2017 № 203 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2017. № 20. Ст. 2901.
2 Всеобщая декларация прав человека, принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 //Рос. Газета. 1995. № 67. Ст. 19.
3 Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) // Собр. законодательства РФ. 2001. № 2.
4 Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.
и распространять информацию любым законным способом, а также устанавливает запрет на цензуру. В том числе Конституция РФ вводит и ограничения: например, ст. 23 — право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; ст. 29 — запрет на пропаганду ненависти, вражды и превосходства.
Один из важнейших институтов современного общества — это средства массовой информации (далее — СМИ), которые на практике реализуют фундаментальные права человека — на информацию, на свободу политического выбора, на гласное выражение своей позиции, которые гарантированы Конституцией РФ.
Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» (далее — Закон о СМИ)1 регламентирует деятельность традиционных СМИ, а с 2011 г. — и сетевых изданий. Закон запрещает использовать СМИ для распространения материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, использование наркотических и психотропных средств, экстремистских материалов и т. д. Закон предполагает недопустимость злоупотребления свободой массовой информации (ст. 4 Закона о СМИ), однако не закрепляет механизма контроля за соблюдением средствами массовой информации указанных запретов.
Деятельность субъектов, касающаяся производства и распространения информации в сети Интернет, регулируется федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее — Закон об информации) . Он же определяет механизм ограничения доступа к информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Важно учитывать то обстоятельство, что в связи с развитием информационно-коммуникационных процессов и технологий общественный запрос на получение информации об окружающем мире все чаще удовлетворяется в сети Интернет. А это среда, где по сравнению с традиционными СМИ нет строгих принципов и правил распространения информации; эта среда нейтральна по отношению к достоверности и качеству информации. Активное воздействие, открытость и плюрализм информационных ресурсов приводит к серьезным проблемам самоидентификации личности и ориентации человека в реальной действительности. Сегодня, как никогда прежде, остро стоит вопрос о безопасности личности в информационной сфере.
В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной указом Президента, под информационной сферой понимается «совокупность информации, объектов информатизации, информационных систем, сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, сетей связи, информационных технологий, субъектов, деятельность которых связана с формированием и обработкой информации, развитием и использованием названных технологий, обеспечением информационной безопасности, а также совокупность механизмов регулирования соответствующих общественных отношений»3.
Информационная безопасность Российской Федерации — состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальная целостность и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации, оборона и безопасность государства.
Если Доктрина 2000 г. к угрозам информационной безопасности Российской Федерации относила «нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина в об-
1 О средствах массовой информации: закон Рос. Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 //Рос. газета. 08.02.1992. № 32.
2 Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федер. закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 31 (1 ч.).
3 Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации: указ Президента Рос. Федерации от 05.12.2016 № 646 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 50. Ст. 7074.
ласти массовой информации», «вытеснение российских информационных агентств, средств массовой информации с внутреннего информационного рынка и усиление зависимости духовной, экономической и политической сфер общественной жизни России от зарубежных информационных структур», «манипулирование информацией»1, то сегодня угрозами являются «увеличение в зарубежных СМИ объема материалов, содержащих предвзятую оценку государственной политики Российской Федерации», «наращивание информационного воздействия на население России, в первую очередь на молодежь, в целях размывания традиционных российских духовно-нравственных ценностей». События последних лет являются тому подтверждением: происходит преднамеренное искажение исторических фактов, увеличение количества и качества информационных материалов, влияющих на общественное сознание в целях разжигания этнической и религиозной ненависти, пропаганды террористической и экстремистской идеологии.
За нарушения требований ст. 4 Закона о СМИ и федерального закона от «О противодействии экстремистской деятельности» в 2018 г. Роскомнадзором было вынесено 72 предупреждения, что на 33,3 % больше, чем в аналогичном отчётном периоде за 2017 г. Наибольшее количество предупреждений выдано за распространение материалов, содержащих нецензурную брань (1/2 от общего количества всех предупреждений) и использование СМИ для осуществления экстремистской деятельности (1/4 от общего количества всех предупреждений).
Также Роскомнадзором в 2018 г. в редакции сетевых изданий в связи с размещением на их сайтах в сети Интернет комментариев с признаками злоупотребления свободой массовой информации направлено 3173 обращения об удалении или в соответствии со ст. 42 Закона о СМИ редактировании комментариев на форумах, что на 11 % больше, чем в 2017 г.; 60 обращений направлено в связи с размещением комментариев с признаками экстремизма, что на 48,3 % меньше, чем в 2017 г. [3].
Доля социальных сетей (facebook.com, ok.ru, vk.com, instagram.com, twitter.com) среди ресурсов, на которых осуществляется распространение противоправной информации, составляет: по линии призывов к суициду — 88 %; по линии детской порнографии — 25 %; по линии незаконного оборота наркотиков — 20 %; по линии азартных игр — 6%.
Для оперативного выявления «групп смерти» подготовлена методика выявления суицидального контента в отечественных и зарубежных социальных сетях. Ежедневно выявляется и блокируется более 150 сообществ, посвященных самоубийствам. Скорость удаления — 1-3 часа (отечественные социальные сети), 1 сутки (зарубежные сайты). За 2018 г. Роскомнад-зор не зафиксировал увеличение количества «групп смерти» в социальных сетях, поскольку такие группы не успевают набрать популярность из-за их незамедлительной блокировки.
Лишь в декабре 2018 г. российский законодатель ввел запрет на размещение информации, направленной на склонение или иное вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни и (или) здоровья ли-бо для жизни и (или) здоровья иных лиц (пп. «ж» п. 5 ст. 15.1 Закона об информации). Кроме того, был введен внесудебный порядок ограничения доступа к запрещенной информации. Обязанность за принятие решений в отношении вышеуказанной информации была возложена на Федеральное агентство по делам молодежи .
1 Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом Рос. Федерации 09.09.2000 № Пр-1895) //Рос. газета. 28.09.2000. № 187. Документ утратил силу.
2 О внесении изменений в статью 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статью 5 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию": федер. закон от 18.12.2018 № 472-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2018. № 52. Ст. 8101.
3 О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. № 1101: постановление Правительства РФ от 21.03.2019 № 295 [Электронный ресурс]// Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 25.03.2019).
В целях пресечения распространения информации, направленной на склонение к совершению детских суицидов, интересен международный опыт регулирования использования несовершеннолетними сети Интернет. Во всех странах Европейского союза с 1 января 2018 г. запрещена регистрация в социальных сетях несовершеннолетних в возрасте до 16 лет без согласия родителей [6].
Аналогичная норма действует и в США, она содержится в Законе о защите конфиденциальной информации детей в Интернете1 (Children s Online Privacy Protection Act (COPPA). Родитель (законный опекун) лица, не достигшего 13 лет, имеет право просмотра личных сведений, введенных ребёнком на сайте в информационно-телекоммуникационной сети, а также имеет возможность удаления и/или запрета дальнейшего сбора и использования информации ребёнка, связавшись с администрацией сервиса, к примеру, путем отправления по электронной почте запроса на удаление учётной записи своего ребёнка на сервисе, что сделает невозможным дальнейшее использование сервиса их ребёнком.
Исполнение требований о получении согласия родителей автоматически требует от социальных сетей введения инструментов идентификации пользователей. В связи с этим потребуется установление обязанностей для социальных сетей, которые используют несовершеннолетние для общения:
— обязанность запроса сведений о возрасте пользователя и подтверждения его номером мобильного телефона или иными персональными данными;
— введение обязанности ограничения доступа к определенным группам и аккаунтам несовершеннолетних;
— размещение специальной формы для дачи согласия родителей, возможностей просмотра ими соответствующей информации.
На сегодняшний день подобной законодательной практики в России не существует, положения федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»2 не регулируют использование детьми социальных сетей, лишь устанавливают ограничения на предлагаемый контент.
В 2017 г. Комитет Государственной Думы Российской Федерации по информационной политике, информационным технологиям и связи отправил на доработку проект федерального закона № 145507-7 «О правовом регулировании деятельности социальных сетей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» . Это была первая попытка законодательно установить запрет на пользование социальными сетями детьми, не достигшими 14-летнего возраста в России.
Такой инструмент вместе с широкой разъяснительной кампанией мог бы стать дополнительной мерой защиты детей от нелегальной информации и от неправомерного использования их персональных данных в сети Интернет.
Но, как известно, одними запретами проблему не решить. Как считает исследователь А. К. Жарова, «необходимо соблюдение баланса интересов между свободой слова и интересами несовершеннолетних, свободой доступа к информации и информационной безопасностью. Любые действия по защите информации и от информации не должны принимать формы безусловного запрета на использование Интернет для распространения содержания, доступного с помощью иных средств» [1, с. 91].
1 Закон о защите конфиденциальности детей в Интернете, принят 105-м Конгрессом США 21 октября 1998 г. (Children's Online Privacy Protection Act of 1998) [Электронный ресурс] //URL: https://www.ftc.gov (дата обращения: 20.10.2018).
2 О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ (ред. от 18.12.2018)//Рос. газета. 31.12.2010. .№297.
3 Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации // URL: http://sozd.duma.gov.ru/bill/145507-7 (дата обращения: 28.10.2018).
В марте 2019 г. в Закон об информации были внесены изменения и дополнения, зеркально отражающие основные угрозы информационной безопасности личности, общества и государства: он дополнился нормой о распространении в информационно-телекоммуникационных сетях и в сети Интернет информации, «выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации»1.
В случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, подобной информации Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по обращению Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителей принимает меры по удалению оскорбительной информации и по ограничению доступа к указанной информации, в случае ее неудаления.
За распространение подобной информации Кодексом об административных правонару-шениях (далее — КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 30 до 100 тыс. рублей, за повторное нарушение — административный штраф в размере от 100 до 200 тыс. рублей или административный арест на срок до 15-ти суток (ст. 20.1).
Законодательство о защите государственных институтов и символов присутствует во многих странах. В соответствии с §90 и §90а Уголовного Кодекса Германии публичное оскорбление Федерального Президента наказывается лишением свободы на срок от 3-х месяцев до 5-и лет, а нанесение оскорбления Федеративной Республике Германии или ее конституционному порядку или символам государственной власти Федеративной Республики Германии наказывается лишением свободы на срок до 3-х лет или денежным штрафом, размер штрафа может достигать более 10 млн. евро.
По ст. 112 Уголовного Кодекса Тайланда4 лица, нанесшие публичное оскорбление королю и членам королевской семьи, приговариваются к тюремному заключению сроком до 15 лет.
Следует отметить, что Уголовный Кодекс США" не содержит статьи за оскорбление главы государства или других представителей власти, а также государственных символов.
В России сегодня на пике обсуждений находятся новые поправки в ст. 15.3 Закона об информации, которые вводят ограничения на распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет «недостоверной общественно значимой информации, под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи»6, это так называемые fake news или фейковые новости.
1 О внесении изменения в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: федер. закон от 18.03.2019 № ЗО-ФЗ //Рос. газета. 20.03.2019. № 60.
2 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 28.11.2018)// Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 20.1.
3 Уголовный кодекс Германии (Strafgesetzbuch) [Электронный ресурс]/ URL: https://www.gesetze-im-intemet.de (дата обращения: 20.10.2018).
4 Уголовный кодекс Тайланда : с изм. и доп. на 1 янв. 2005 г. / науч. ред. и предисл. А. И. Коробеева, Ю. В. Голика ; пер. с тайс. Артрона Четсумона. Москва : Юрид. центр Пресс, 2005. 200 с.
5 Примерный уголовный кодекс (США) [Текст]: Офиц. проект. Ин-та америк. права / gepeBOfl с англ. канд. юрид. наук А. С. Никифорова; gofl ред. и с предисл. [с. 5-30] д-ра юрид. наук Б. С. Никифорова. Москва: [Прогресс], 1969. 303 с.
0 О внесении изменений в статью 15.3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: федер. закон от 18.03.2019 № 31-Ф3 //Рос. газета. 20.03.2019. № 60.
Данные изменения коснулись и информационных ресурсов, зарегистрированных в соответствии с Законом о СМИ в качестве сетевого издания. Причем только сетевым изданиям предоставлена возможность «незамедлительно» удалить такие новости, тогда как доступ к информационным ресурсам, в том числе к сайту в сети Интернет, на котором размещена распространяемая с нарушением закона информация, незамедлительно блокируется.
Необходимо обратить внимание, что ст. 13.15 КоАП РФ1 предусматривает административную ответственность за размещение «недостоверной общественно значимой информации, под видом достоверных сообщений» в СМИ независимо от формы периодического распространения массовой информации, т. е. административные мероприятия коснутся и теле-, и радиовещателей, и печатных изданий.
Совершение административного правонарушения за распространение заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений влечет наложение штрафа: на граждан в размере от 30 до 300 тыс. рублей; на должностных лиц — от 60 до 900 тыс. рублей; на юридических лиц — от 200 до 1500 тыс. рублей в зависимости от степени тяжести правонарушения. При этом в вышеуказанных случаях предусмотрена возможность конфискации предмета административного правонарушения.
Справедливо заметить, что борьба с фальсификациями общественно значимых сведений, с распространением недостоверной общественно значимой новостной информации началась не сегодня. С 1 января 2017 г. вступила в силу ст. 10.4 Закона об информации, обязывающая владельцев новостных агрегаторов проверять достоверность распространяемых общественно значимых сведений до их распространения и незамедлительно прекратить их распространение на основании предписания Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций; не допускать использование новостного агрегатора в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения недостоверной общественно значимой новостной информации под видом достоверных сообщений.
Владелец новостного агрегатора не несет ответственность за распространение им новостной информации в случае, если она является дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных средством массовой информации, которое может быть установлено и привлечено к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о СМИ.
Хотя принятие вышеупомянутых законов вызвало немало критики и со стороны общественности, и со стороны представителей медиаиндустрии, тем не менее 83 % россиян считают, что нашей стране нужен закон, согласно которому предусматривается наказание за распространение недостоверной общественно значимой информации, а 57 % наших сограждан полагают, что после вступления этого закона в силу «фейковых» новостей станет меньше. Также по данным исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) половина опрошенных (49 %) считают, что можно отличить фейковые новости от достоверных, причем среди молодежи (18-24 года) эта доля выше — 65 %, и 42 % уверены, что нельзя отличить достоверную информацию от недостоверной [5].
Распространение недостоверных или фейковых новостей — проблема, существующая не только в России, но и во многих других странах мира. Мировые державы выделяют огромные деньги и создают правительственные организации по борьбе с «фейками», считая их угрозой развития демократического общества, подрывом стабильности государства, исторических и культурных ценностей.
1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 28.11.2018)// Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 13.15.
С другой стороны, необходимо учиться отличать достоверные новости от виртуальных. Дело в том, что журналистика — это лишь один из источников формирования общественного сознания. А есть еще мудрость народа, традиции, опыт. Поэтому важно продуктивное и грамотное сочетание журналисткой информации с жизненной информацией народа, иначе «неизбежно расхождение интересов государства и гражданского общества, вплоть до отчуждения» [4, с. 35]. А это и есть цель информационных манипуляций — сломить и поработить дух народа, мудрость заменить оглуплением, разрушить менталитет нации.
Проблема безопасности личности напрямую связана с «технологиями» современной жизни, их позитивными или негативными влияниями на человека, с одной стороны, и противостоянием самого человека нежелательным и разрушающим воздействиям, с другой стороны. Нельзя не отметить нацеленность государства на «защиту жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, связанных с применением информационных технологий»1. Залогом высокой эффективности мер по обеспечению информационной безопасности является осведомленность граждан в вопросах обеспечения личной информационной безопасности. Так, стоит присмотреться к опыту зарубежных стран в регулировании вопросов, касающихся безопасности несовершеннолетних в сети Интернет. Необходимо принять федеральный закон о защите конфиденциальной информации детей в сети Интернет, который бы не допускал регистрации в социальных сетях детей и подростков без согласия законных представителей.
Исторический опыт развития социально-политических отношений, как России, так и зарубежных стран, свидетельствует о необходимости законодательного установления меры свободы деятельности в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, средств массовой информации. В свою очередь, свобода массовой информации обеспечивает необходимую среду для формирования гражданского общества современного государства.
Ничем не ограниченные информационные ресурсы зачастую злоупотребляют предоставленной им свободой, поэтому и возникает настоятельная необходимость в правовом регулировании отношений, возникающих в сфере свободы массовой информации. Это позволит, с одной стороны, защитить свободу массовой информации от ее ограничения, с другой — оградить общество от злоупотребления ею.
Библиографический список
1. Жарова А. К. Право и информационные конфликты в информационно-телекоммуникационной сфере: монография. М., 2016. С.91.
2. Интернет в России: динамика проникновения. Зима 2017-2018 гг. [Электронный ресурс]. URL: https://fom.ru (дата обращения: 25.12.2018).
3. Отчет о выполнении Плана и показателей деятельности Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в 2018 году [Электронный ресурс]. URL: https://rkn.gov.ru (дата обращения: 25.12.2018).
4. Попов В. Д. Информация: как открывается ящик Пандоры (Информация в системе управления): монография/В.Д.Попов. М.: Изд-во РАГС, 2009.110 с.
5. Фейк-ньюс: мнение россиян о новом законе [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru (дата обращения: 25.12.2018).
6. Publications Office of the European Union. URL: https://publications.europa.eu/en/publication-detail/-/publication/3e485e 15-1 lbd-1 le6-ba9a-0 Iaa75ed7lal/language-en (дата обращения: 20.10.2018).
1 Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации: указ Президента Рос. Федерации от 05.12.2016 № 646 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 50. Ст. 7074.