Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
525
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНЕРАЛЬНОЕ РАЗМЕЖЕВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ / СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ ЦЕРКОВНЫХ ЗЕМЕЛЬ / ЕКАТЕРИНА II / ЗЕМЕЛЬНЫЙ ФОНД / ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Михайлова Наталья Владимировна, Зазолина Елена Викторовна

Рассмотрены основные направления государственной политики в области управления земельным фондом в России во второй половине XVIII в. Проанализированы проведенные земельные реформы - Генеральное размежевание земель 1765 г. и реформа секуляризации церковных земель. Исследованы основные нормативно-правовые акты, регулировавшие проведенные реформы Екатериной II в области регулирования земельных отношений. Проведен анализ состояния земельного фонда в период царствования императрицы Екатерины II. Внесены предложения по совершенствованию текущего законодательства в сфере земельных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE POLICY IN THE SPHERE OF LAND RELATIONS IN THE RUSSIAN EMPIRE IN THE SECOND HALF OF THE XVIII CENTURY: HISTORICAL AND LEGAL ASPECT

The main directions of state policy in the field of land fund management in Russia in the second half of the XVIII century are considered. The conducted land reforms are analyzed - the General Delimitation of lands in 1765 and the reform of the secularization of church lands. The main normative legal acts regulating the reforms carried out by Catherine II in the field of regulation of land relations are investigated. The analysis of the state of the land fund during the reign of Empress Catherine II. Proposals have been made to improve the current legislation in the field of land relations.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ»

JURISPRUDENCE

Научная статья УДК 349.414

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-1-189-195 NIION: 2003-0059-1/22-169 MOSURED: 77/27-003-2022-01-368

Государственная политика в сфере земельных отношений в Российской империи во второй половине XVIII века: историко-правовой аспект

Наталья Владимировна Михайлова1, Елена Викторовна Зазолина2,

1 Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, Москва, Россия, [email protected]

2 Государственный университет «Дубна», Московская область, Россия, [email protected]

Аннотация. Рассмотрены основные направления государственной политики в области управления земельным фондом в России во второй половине XVIII в. Проанализированы проведенные земельные реформы — Генеральное размежевание земель 1765 г. и реформа секуляризации церковных земель. Исследованы основные нормативно-правовые акты, регулировавшие проведенные реформы Екатериной II в области регулирования земельных отношений. Проведен анализ состояния земельного фонда в период царствования императрицы Екатерины II. Внесены предложения по совершенствованию текущего законодательства в сфере земельных отношений.

Ключевые слова: генеральное размежевание земель, секуляризация церковных земель, Екатерина II, земельный фонд, землеустройство

Для цитирования: Михайлова Н. В., Зазолина Е. В. Государственная политика в сфере земельных отношений в Российской империи во второй половине XVIII века: историко-правовой аспект // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 1. С. 189-195. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-1-189-195.

Original article

State policy in the sphere of land relations in the Russian Empire in the second half of the XVIII century: historical and legal aspect

Natalia V. Mikhaylova1, Elena V. Zazolina2

1 Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V. Ya. Kikot',

Moscow, Russia, [email protected]

2 State University «Dubna», Moscow Region, Russia, [email protected]

Abstract. The main directions of state policy in the field of land fund management in Russia in the second half of the XVIII century are considered. The conducted land reforms are analyzed — the General Delimitation of lands in 1765 and the reform of the secularization of church lands. The main normative legal acts regulating the reforms carried out by Catherine II in the field of regulation of land relations are investigated. The analysis of the state of the land fund during the reign of Empress Catherine II. Proposals have been made to improve the current legislation in the field of land relations.

Keywords: general division of lands, secularization of church lands, Catherine II, land fund, land management

For citation: Mikhaylova N. V., Zazolina E. V. State policy in the sphere of land relations in the Russian Empire in the second half of the XVIII century: historical and legal aspect. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(1):189-195. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-1-189-195.

В Российской империи второй половины XVIII в. земельно-имущественные отношения приобрели «качественно» новый оттенок. Происходит формирование основ земельной политики, направленной

на рациональное землепользование и установление существующих границ землевладений. В определенной степени это стало следствием социальных и политических процессов России ХУШ в. Ключевым

© Михайлова Н. В., Зазолина Е. В., 2022

фактором, оказавшим влияние на переход к новому «формату» правовой регламентации в управлении земельным фондом, стали изменения в курсе государственной политики, проводимой Екатериной II.

Политику в период правления Екатерины II (1762-1796 гг.) в современной историографии считают политикой «просвещенного абсолютизма». Под термином «просвещенный абсолютизм» историки понимают «особую политику ряда европейских стран во второй половине XVIII в., которая выражалась в уничтожении «сверху» и в преобразовании наиболее устаревших феодальных институтов» [1, с. 1070]. В российском варианте «просвещенного абсолютизма» Екатерины II одним из центральных звеньев стала задача реформирования государственного управления в области земельно-имущественных отношений и связанных непосредственно с ними — решение крестьянского и агарного вопросов.

Необходимость в проведении коренных реформ в сфере использования земельных ресурсов и в осуществлении массовых работ по размежеванию территорий государства Российского стала ощущаться еще в начале XVIII в. Обусловлено это было рядом факторов. Территория Российской империи постепенно расширялась, тем самым возрастало количество земельных угодий (участков), соответственно увеличивались потребности государства — встал вопрос для внедрения и разработки на законодательном уровне эффективного механизма управления казенными и частными землями. Также государственные органы нуждались в получении актуальной и объективной информации о состоянии и структуре земельного фонда страны.

Среди проведенных реформ в период правления Екатерины II, как в отечественной историографии, так в научной и в учебной литературе, реформе размежевания земель Российской империи — Генеральному межеванию земель [4] уделялось меньше всего внимания. По мнению некоторых исследователей, в частности М. С. Рулева, «отечественной правовой наукой остается незаслуженно забытым период проведения генерального межевания в Российской империи, а ведь именно после земельных реформ 1765 г. активизировался процесс различного рода преобразований в данной правовой сфере» [5, с. 4]. Значимость Генерального межевания земель для развития страны периода XVIII в. нельзя недооценивать, при этом возможность претворения в жизнь указанных

мероприятий в сфере землеустройства является заслугой Екатерины II.

До начала царствования Екатерины II попытки в установлении новых рычагов управления земельными ресурсами предпринимались еще в период правления Елизаветы Петровны (1741-1761 гг.). В 1754 г. по указу Елизаветы I принимается инструкция для государственного межевания земель (Инструкция межевщикам) [2]. Инструкция представляла собой один их первых законодательных актов, регулирующих проведение процедуры уточнения и приведения в соответствие границ землевладений [3]. На практике, в ходе реализации утвержденного порядка определения границ землевладений и территорий, предложенный механизм оказался не удобным для крупных помещиков и землевладельцев, в связи с этим указанные работы были приостановлены, а в последствии и вовсе утратили свою актуальность и были прекращены.

В самом начале реализации мероприятий по размежеванию земель Российской империи Екатерина II проявила себя умным и «тонким» политиком. Возможно, были учтены «ошибки» и опыт Елизаветы Петровны — что стало залогом успешной реализации реформы Генерального межевания. Взвешенный подход Екатерины II в реализации задуманной реформы в области землепользования, а также стремление в преобразовании устаревших феодальных институтов и внедрение новых более эффективных рычагов управления земельным фондом, позволили сохранить баланс интересов в обществе и спокойствие в дворянской среде. Об этом напрямую свидетельствует тот факт, что императрица собственноручно начертала на Манифесте и провозгласила межевой девиз «Каждый при своем» и подтвердила его следующими знаменательными словами: «Утверди, Господи, достояние людям своим» [4].

Работы по землеустройству и сам процесс размежевания со времен царствования Екатерины II стали считаться «делом государственной важности». Русское общество середины XVIII в. постепенно стало осознавать ценность одного из главных богатств России — земли. Как отмечал историк С. М. Соловьев, основываясь на документах Сената, «Сиверс (новгородский губернатор) доносил, что в кратковременном его пребывании в Новгороде не проходило дня, в который бы он не слыхал о буйстве, насилии или даже смертоубийстве в спорах между соседями, вслед-

JURISPRUDENCE

ствие чего он просил о возобновлении Генерального межевания» [6, с. 399].

Проведение работ по Генеральному межеванию земель привело к необходимости реформирования и системы государственных органов, в чьи функции вменялось осуществлять разработку нормативно-правовых актов в сфере проведения землеустройства, контроля деятельности межевщиков, а также вести официальную статистку — писцовые описания земельных участков с отражением информации о количественном и качественном состоянии земель. Согласно Манифесту о государственном генеральном размежевании земель [4], одним из первых государственных органов Екатериной II была назначила Межевая Комиссия. Первоочередной задачей которой стал пересмотр Инструкции межевщикам 1754 г. [2], а в дальнейшем — принятие целого массива нормативно-правовых актов, регулировавших процесс размежевания. В последствии, в соответствии с высочайшим указом от 8 октября 1765 г. [7] была учреждена Межевая экспедиция при Сенате, в чьи функции входило общее руководство межевыми конторами на местах, осуществление контрольно-надзорной деятельности за работой землемеров, чиновников в области размежевания и т. п.

Основополагающим началом, заложенным в основу размежевания земель при проведении Генерального межевания, был принцип презумпции законности землевладения. Екатерина II закрепила на законодательном уровне, что «земли межевались к селам, деревням, урочищам, пустошам» [8], а не к владельцам землевладений, что позволило сократить конфликтные ситуации между соседними землевладельцами. Нельзя не отметить, что еще одним «плюсом» проведения всеобъемлющего межевания территории Российской империи стала ликвидация и исключение в дальнейшем такого явления, как «вклинивания, вкрапливания, чересполосица», т. е. расчлененности участка на обособленные земельные участки, расположение земельных участков одного владельца «вперемешку» с землевладением другого владельца. Перечисленные факторы были «болевой» точкой при осуществлении землепользования и зачастую приводили к многочисленным земельным спорам и тяжбам.

Мероприятия, проводимые по Манифесту о Генеральном размежевании земель [4], растянулись на многие годы (вплоть до 1861 г.) и были продолжены

после смерти Екатерины II. По состоянию на 1796 г. (на конец царствования Екатерины II) были отмежеваны территории 18 губерний [9, с. 468]. А за весь период проведения работ по Генеральному межеванию земель было отмежевано полностью 23 губернии, а общее количество обмеренных территориальных единиц составляло 188 925, что в общей площади десятин земли составляет — 275 378 747 [10, с. 86].

Широкий и масштабный размах работ по межеванию земель страны требовал появления таких специалистов, как межевщики/землемеры. Соответственно для подготовки квалифицированных кадров со стороны государства было необходимо организовать учебные заведения для решения кадрового вопроса.

Так, в 1779 г. в Москве в соответствии с Указом Сената была основана Константиновская землемерная школа, которая в настоящее время является Государственным Университетом по землеустройству.

Проводя реформы в области управления земельным фондом, Екатерина II подошла к вопросам формирования кадрового состава в области землеустройства и реформирования государственных органов власти для осуществления эффективного внедрения «новой политики» в сфере земельно-имущественных отношений как опытный и «мудрый» политик. Стремление уйти от прежних институциональных форм землевладения к новому «формату» земельных отношений и к новым подходам в землеустройстве страны заложило основы официального закрепления землеустройства в России. Землеустройство времен Екатерининского правления приобрело политическую окраску и стало «делом священным». Вопросы, которые решались и «ставились» главной задачей землеустроительных работ, были связанны с формированием новых землевладений, упорядочиванием существующих.

Меняется и структура земельного фонда страны в период царствования Екатерины II. Если в конце XVII в. — начале XVIII в. земли подразделялись на три категории (группы) — частновладельческие служилые, частновладельческие церковные, земли дворцовые, то при Екатерине II земельный фонд в своем качественном составе состоял из десяти категорий земель: земли частные; земли казенные и дворцовые; земли духовного ведомства; выгонные земли; земли заводов и фабрик; земли бывших низших разрядов служилых людей; земли военнослужащих; земли иноверцев; леса; дороги и бечевники [10, с. 72-73].

Каждая из выше перечисленных категорий земли имела свои особенности правового регулирования, а земельные участки, входившие в состав каждой из указанных категорий, подлежали межеванию по специальным правилам в соответствии с Инструкцией 1766 г. [8].

К примеру, в соответствии с Инструкцией 1766 г. [8] процедуре межевания подлежали леса, при этом ранее категория земель «леса» не считалась чьей-либо собственностью. Особое внимание уделялось проведению межевых процедур для категории земель «земли заводов и фабрик». Процедура отмежевания участков этой категории проводилась по общим требованиям, но были введены специальные нормы, регулировавшие и устанавливавшие правила принадлежности земельных участков под заводами и фабриками. Согласно п. 2 и 3 гл. 23 Инструкции 1766 г. [8] устанавливалось, что заводы, которые были выстроены по именным императорским указам имели право владеть землей, даже в том случае, если ранее эти участки были отведены и предоставлены иным лицам.

В гл. 10 Инструкции 1766 г. [8] содержались нормы и правила по размежеванию церковных земель. При этом вопросу регламентации государственно-церковных отношений Екатерина II придавала особое внимание. В отечественной историографии одним из ключевых направлений государственной политики в период царствования Екатерины II является секуляризация церковных земель. По мнению некоторых исследователей «...в советской историографии секуляризация земель оценивалась как продуманный шаг Екатерины II по укреплению основ самодержавия» [11, с. 6]. С этим нельзя не согласиться. На период прихода к власти Екатерины II духовенство было привилегированным сословием и политическое влияние на общество со стороны духовенства с каждым годом росло. Церковь обладала значительным количеством землевладений, что давало Русской Православной церкви определенную экономическую независимость от государства. Согласно данным, приведенным в исследовании А. И. Комиссаренко, «еще в 1759 г. усилиями Сената были составлены самые общие ведомости со сведениями о церковно-монастырском хозяйстве, из которых видно, что в России к этому времени имелось 478 вотчинных и 469 безвотчинных монастырей с числом монашествующих 10 092 человека» [12, с. 35]. Сложив-

шаяся ситуация ущемляла императорскую власть, политические и финансовые интересы государства Российского.

При решении «церковного» вопроса Екатерина II, прежде всего, опиралась на политику Петра I в отношении вопросов государства и церкви. Отметим, что взгляды политиков в направлении секуляризации земель во многом совпадали. Екатерина продолжила процесс, начатый Петром I, при этом до конца своего нахождения у престола придерживалась этого курса. Реформа секуляризации земель была мероприятием в духе политики «просвещенного абсолютизма». Тем самым Екатерина II уменьшила влияние церкви на простой народ, усилила монаршескую власть, лишив Русскую Православную Церковь экономического господства и части накопленных богатств.

Правовое закрепление секуляризация земель получила в связи с изданием Манифеста о секуляризации монастырских земель от 26 февраля 1764 г. [13]. В развитие и дополнение норм и положений гл. 10 «О церковных землях» Инструкции 1766 г. [8] издается Указа Правительствующего Сената от 12 июля 1767 г. «Об отмежевании к церквам земель» [9, с. 596-593].

В тексте Манифеста о секуляризации монастырских земель Екатерина II ссылается на труды прежних императоров в области государственно-церковных отношений и указывает на завершение этого процесса в связи с изданием настоящего Манифеста. В итоге проведения «церковной» реформы Русская Православная Церковь была лишена права владения своим имуществом и фактически стала выполнять роль «ведомства государственного управления». Государство в результате реформы получило 8 млн десятин земли и более миллиона рублей ежегодного дохода [11, с. 4]. Приобрели «новую окраску» и отношения государства с Русской Православной Церковью. Со стороны государства церковь стала получать небольшую финансовую поддержку, но эти выплаты носили более «вспомогательный характер», государство получило полный контроль над духовенством. И если для духовенства реформа оказалась «губительной», то для государства реформа принесла ожидаемые положительные результаты. Расширился земельный фонд страны; так, удельный вес «церковных земель» в структуре земельного фонда с 12 % до 1764 г. сократился к концу проведения реформы до 2 %. Не все изъятые церковные земли поступали в государственную казну. Часть земель была передана в

jjÉiSk.

-^pr-

JURISPRUDENCE

JJIÉL..

частное владение к лицам, пользующимися привилегиями и благосклонностью императрицы. В государственную казну стали поступать дополнительные средства с оброка бывших крестьян, которые были ранее «приписаны» к монастырям.

Подводя итоги политической деятельности Екатерины II в области управления земельными ресурсами, отметим следующее. Проведенные Екатериной II реформы в области землеустройства, осуществления массовых работ по установлению «фактических» границ землевладений большей части территории России, реформы по секуляризации земель позволили России «перешагнуть» от устаревших феодальных форм земельных отношений и стать своеобразным «стартом, базисом» для начала развития капиталистических отношений. В результате внедрения новых основ землепользования, новых принципов регулирования земельных отношений в Российской империи Екатерининского правления повысилась эффективность использования земельных ресурсов, земельный фонд страны расширился за счет проведенной реформы по изъятию церковных земель. Несомненно, указанное было бы невозможно без проведения мероприятий Генерального размежевания земель 1765 г. Кроме того, что помимо определения границ землевладений, Генеральное межевание 1765 г. в определенной степени оказало влияние на представления и отношение общества того времени на одну из самых главных ценностей России — землю. Ослабление роли Русской православной церкви в результате реформы секуляризации земель подтверждает, что в своем политическом курсе императрица пыталась устранить остатки средневековья и вывести Россию на принципиально новый уровень как светскую державу. Таким образом, земельная политика Екатерины II сыграла немаловажную роль для последующего развития государства Российского. В частности: уход от господства церкви над государством, «заложение» основ землеустройства, реформирование государственных органов для управления земельными ресурсами, создание учебных заведений для подготовки кадров в области землеустройства. В истории государства Российского Екатерина II была первым государственным деятелем, осуществившим и претворившим в жизнь такие масштабные мероприятия в области регулирования земельных отношений и землепользования.

Представленное в настоящей статье историко-правовое исследование имеет своей целью не только «обратиться к страницам нашей истории», но и проанализировать земельное (межевое) законодательство Екатерины II на предмет выявления «рациональных зерен» для дальнейшего их применения в современном законодательстве России. Проведение историко-правовых исследований носит научно-практический смысл, что позволяет исследованиям в области истории государства и права быть «фундаментом» для проведения анализа и совершенствования текущего законодательства. Как указывает Т. В. Шатковская, «детальное изучение российского правового опыта позволит установить, какие исторические формы нормативного регулирования современное государство может без особого ущерба для своего суверенитета вернуть гражданскому обществу» [14, с. 13].

Историческое наследие реформы Екатерины II — Генерального размежевания земель 1765 г., в настоящее время нашло законодательное отражение в современном праве. Действующим законодательством в сфере кадастровой деятельности и учета объектов недвижимого имущества введен институт «комплексных кадастровых работ». В обоснование необходимости принятия процедуры «комплексных кадастровых работ» были взяты данные Росреестра о состоянии учтенных в Едином государственном реестре недвижимости [15] земель в России, их количественном и качественном составе. Не последнюю роль сыграл факт наличия большого числа реестровых ошибок (наложение, пересечение границ земельных участков), неучтенных земель. Для исправления ситуации и приведения в порядок реестровых данных и организации рационального землепользования законодателем юридически закреплена процедура «комплексных кадастровых работ», правовая регламентация которой регламентирована в Федеральном законе от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» [16]. Существующий механизм «комплексных кадастровых работ» не совершенен и нуждается в дополнительной доработке и пересмотру отдельных положений [3, с. 85-86]. Также, представляется возможным рекомендовать правовое закрепление процедуры «комплексных кадастровых работ» как обязательной к исполнению государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. К примеру, созданием федеральной целевой

программы по осуществлению комплексных кадастровых работ по каждому региону РФ с обязательным указанием конкретных сроков начала и окончания проведения работ и с определением объемов финансирования.

Безусловно, современное российское законодательство в сфере использования земельных ресурсов и землепользования несовершенно и требует устранения пробелов и коллизий в праве. Выстраивая земельную политику, государству в лице уполномоченных государственных органов, следует учитывать исто-рико-правовую составляющую в природе правовых явлений, в том числе при рассмотрении новаций в праве и конкретных предложений по совершенствованию законодательства, которые могут быть в дальнейшем предложены к рассмотрению в качестве законотворческих инициатив.

Список источников

1. Большой советский энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова. М. : Советская энциклопедия, 1986.

2. Инструкция Межевщикам от 15 мая 1754 г. // ПСЗРИ. Т. 41. № 10.237. С. 309-310.

3 Зазолина Е. В. Правовое регулирование межевания земель в Российской империи: историко-пра-вовой аспект // Вестник Поволжского института управления. 2021. Т. 21. № 2. С. 80-87.

4. Манифест о государственном генеральном размежевании земель в империи от 19 сент. 1765 г // ПСЗРИ. Т. 17. № 12.474. С. 329-339.

5. Рулев М. С. Органы межевания и разрешение межевых споров в Российской империи: историко-правовое исследование: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2019.

6. Соловьев М. С. Сочинения. В 18 кн. Кн. XIII. История России с древнейших времен. М., 1994.

7. Именной указ от 8 октября 1765 г. «Об учреждении сенатской Межевой экспедиции и о прочих постановлениях для привидения к окончанию размежевания всех земель в государстве» // ПСЗРИ. Т. 18. № 12.488. С. 353-356.

8. Инструкция Межевым Губернским канцеляриям и Провинциальным конторам от 25 мая 1766 г. // ПСЗРИ. Т. 18. № 12.659. С. 716-794.

9. Чистяков О. И. Законодательство Екатерины II. Т. 2 / О. И. Чесноков, Т. Е. Новицкая. М. : Юридическая литература, 2001.

10. История землеустройства и инвентаризации в России / А. Г. Анисимов, С. В. Гришаев, А. Н. Медведь С. В. Покровская. М. : Деловые Консультации, 2009.

11. Буренин В. Н. Секуляризация церковных земель при Екатерине II // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. 2014. Т. 32. № 2. С. 4-7.

12. Комиссаренко А. И. Разработка законодательных актов секуляризационной реформы 1764 г. // Проблемы истории России. Вып. 2: Опыт государственного строительства XV-XX вв. Екатеринбург : Волот, 1998. С. 34-47.

13. Манифест о секуляризации монастырских земель от 26 февраля 1764 г. // ПСЗРИ. Т. 16. № 12.060. С. 549-569.

14. Шатковская Т. В. Смысл и назначение современных историко-правовых исследований // СевероКавказский юридический вестник. 2015. № 2. С. 10-15.

15. Официальный сайт ФГИС ЕГРН // URL://-http ://egrnn.ru/fgis/

16. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ (в ред. от 11 июня 2021 г.) «О кадастровой деятельности» // СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 4017.

References

1. The Great Soviet Encyclopedic Dictionary / edited by A. M. Prokhorov. M. : Soviet Encyclopedia, 1986.

2. Instructions to Land Surveyors from May 15, 1754 // PSZRI. Vol. 41. No. 10.237. Р. 309-310.

3 Zazolina E. V. Legal regulation of land surveying in the Russian Empire: historical and legal aspect // Bulletin of the Volga Institute of Management. 2021. Vol. 21. No. 2. Р. 80-87.

4. Manifesto on the state general delimitation of lands in the Empire of September 19, 1765 // PSZRI. Vol. 17. No. 12.474. Р. 329-339.

5. Rulev M. S. Bodies of surveying and settlement of boundary disputes in the Russian Empire: historical and legal research: abstract. diss. ... cand. jurid. M., 2019.

6. Solovyov M. S. Essays. In 18 kn. Book XIII. History of Russia since ancient times. M., 1994.

7. Decree of October 8, 1765 «On the establishment of the Senate Boundary of the expedition and other decrees for the ghosts to the end of the disengagement of all land in the state» // CCLRE. Vol. 18. No. 12.488. P. 353-356.

8. Instruction Boundary Provincial offices and Provincial offices from may 25 1766 // CCLRE. Vol. 18. No. 12.659. Р. 716-794.

9. Chistyakov O. I. Law of Catherine II. Vol. 2 / O. I. Chesnokov, T. E. Novitskaya. M. : Legal literature, 2001.

10. The history of the land and inventory in Russia / A. G. Anisimov, S. V. Grishaev, A. N. Bear S. V. Pokrovs-kaya. M. : Business Consulting, 2009.

11. Burenin V. N. Secularization of Church lands during the reign of Catherine II // Bulletin of the St. Petersburg Law Academy. 2014. Vol. 32. No. 2. P. 4-7.

12. Komissarenko A. I. Development of legislative acts of the secularization reform of 1764 // Problems of the history of Russia. Vol. 2: The experience of state

building XV-XX centuries. Yekaterinburg : Volot, 1998. P. 34-47.

13. Manifesto on the secularization of monastic lands of February 26, 1764 // PSZRI. Vol. 16. No. 12.060. P. 549-569.

14. Shatkovskaya T. V. The meaning and purpose of modern historical and legal research // North Caucasian Legal Bulletin. 2015. No. 2. P. 10-15.

15. Official website of the FGIS EGRN // URL://-http ://egrnn.ru/fgis/

16. Federal Law No. 221-FZ of July 24, 2007 (as amended. dated June 11, 2021) «On Cadastral activity» // Federal Law of the Russian Federation. 2007. No. 31. St. 4017.

Информация об авторах

Н. В. Михайлова — профессор кафедры истории государства и права Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор;

Е. В. Зазолина — аспирант кафедры теории права факультета социальных и гуманитарных наук Государственного университета «Дубна».

Information about the authors

N. V. Mikhailova — Professor of the Department of History of State and Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Doctor of Legal Sciences, Professor;

E. V. Zazolina — Postgraduate Student of the Department of Theory of Law of the Faculty of Social Sciences and Humanities of the State University «Dubna».

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 06.12.2021; одобрена после рецензирования 17.01.2022; принята к публикации 01.02.2022.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article was submitted 06.12.2021; approved after reviewing 17.01.2022; accepted for publication 01.02.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.