Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИИ В КОНЦЕ XIX НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИИ В КОНЦЕ XIX НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО / МЕЖЕВАНИЕ / ИСТОРИЯ СИСТЕМЫ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ / АГРАРНАЯ РЕФОРМА П.А. СТОЛЫПИНА / ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА / LAND MANAGEMENT / LAND SURVEYING / HISTORY OF THE LAND USE SYSTEM / STOLYPIN LAND REFORM / HISTORY OF STATE AND LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петюкова О. Н., Дереглазов А. А.

Цель исследования: В статье рассматриваются основные этапы трансформации российской системы землепользования в конце XIX начале XX веков. Анализируются правовые акты, составляющие законодательную базу проведения аграрной реформы П.А. Столыпина, деятельность органов государственной власти, а также других институтов, обеспечивающих процесс преобразования системы управления земельными ресурсами. Целью исследования является выявление закономерностей и тенденций развития системы землепользования в России в конце XIX начале XX веков, а также влияния аграрной реформы П.А. Столыпина на модернизацию сельского хозяйства и преодоления негативных последствий крестьянской реформы 1861 года. В статье указывается, что система землепользования в России в конце XIX века была сложной и неоднородной, отражая переходный период от феодальных к более современным аграрным отношениям. После отмены крепостного права в 1861 году произошли значительные изменения в распределении и использовании земли. Аграрная реформа П.А. Столыпина имела огромное влияние на трансформацию системы землепользования в России. Она заложила фундамент для последующего развития землеустройства, дала импульс к модернизации сельского хозяйства в частности и экономики страны в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF THE LAND USE SYSTEM IN RUSSIA IN THE LATE XIX EARLY XX CENTURIES

The purpose of the research: The article examines the main stages of the transformation of the Russian land use system in the late XIX early XX centuries. The article analyzes the legal acts that make up the legislative framework for the Stolypin land reform, the activities of public authorities, as well as other institutions that ensure the transformation of the land management system. The purpose of the study is to identify patterns and trends in the development of the land use system in Russia in the late XIX early XX centuries, as well as the impact of the Stolypin land reform on the modernization of agriculture and overcoming the negative consequences of the peasant reform of 1861. Results. The land use system in Russia at the end of the 19th century was complex and diverse, reflecting the transition period from feudal structures to more modern agrarian relations. After the abolition of serfdom in 1861, there were significant changes in the distribution and use of land. Stolypin land reform had a huge impact on the transformation of the land use system in Russia. It laid the theoretical and normative foundation for the development of land management, gave impetus to the modernization of agriculture and the economy of the country as a whole.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИИ В КОНЦЕ XIX НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ»

5.1.1. Теоретико-исторические правовые науки

(юридические науки)

Theoretical and Historical Legal Sciences

УДК 340.155 ГРНТИ: 10.09.01 EDN: JEUCUA

DOI: 10.33693/2072-3164-2024-17-3-031-036

Трансформация системы землепользования в России в конце XIX - начале XX веков

©Петюкова Оксана Николаевнаа ©Дереглазов Антон Алексеевичь

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Россия a [email protected] b [email protected]

Аннотация: Цель исследования: В статье рассматриваются основные этапы трансформации российской системы землепользования в конце XIX- начале XX веков. Анализируются правовые акты, составляющие законодательную базу проведения аграрной реформы П.А. Столыпина, деятельность органов государственной власти, а также других институтов, обеспечивающих процесс преобразования системы управления земельными ресурсами. Целью исследования является выявление закономерностей и тенденций развития системы землепользования в России в конце XIX- начале XX веков, а также влияния аграрной реформы П.А. Столыпина на модернизацию сельского хозяйства и преодоления негативных последствий крестьянской реформы 1861 года. В статье указывается, что система землепользования в России в конце XIX века была сложной и неоднородной, отражая переходный период от феодальных к более современным аграрным отношениям. После отмены крепостного права в 1861 году произошли значительные изменения в распределении и использовании земли. Аграрная реформа П.А. Столыпина имела огромное влияние на трансформацию системы землепользования в России. Она заложила фундамент для последующего развития землеустройства, дала импульс к модернизации сельского хозяйства в частности и экономики страны в целом.

Ключевые слова: землеустройство, межевание, история системы землепользования, аграрная реформа П.А. Столыпина, история государства и права.

Для цитирования: Петюкова О.Н., Дереглазов А.А. Трансформация системы землепользования в России в конце XIX - начале XXвеков//Пробелы в российском законодательстве. 2024. Т. 17. №3. С. 031-036. DOI: 10.33693/2072-3164-202417-3-031-036. EDN: JEUCUA

DOI: 10.33693/2072-3164-2024-17-3-031-036

Transformation of the Land Use System in Russia in the Late XIX - Early XX Centuries

©Oksana N. Petyukovaa ©Anton A. Dereglazovb

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia a [email protected] b [email protected]

Abstract: The purpose of the research: The article examines the main stages of the transformation of the Russian land use system in the late XIX- early XX centuries. The article analyzes the legal acts that make up the legislative framework for the Stolypin land reform, the activities of public authorities, as well as other institutions that ensure the transformation of the land management system. The purpose of the study is to identify patterns and trends in the development of the land use system in Russia in the late XIX - early XX centuries, as well as the impact of the Stolypin land reform on the modernization of agriculture and overcoming the negative consequences of the peasant reform of 1861. Results. The land use system in Russia at the end of the 19th century was complex and diverse, reflecting the transition period from feudal structures to more modern agrarian relations. After the abolition of serfdom in 1861, there were significant changes in the distribution and use of land. Stolypin land reform had a huge impact on the transformation of the land use system in Russia. It laid the theoretical and normative foundation for the development of land management, gave impetus to the modernization of agriculture and the economy of the country as a whole.

Keywords: land management, land surveying, history of the land use system, Stolypin land reform, history of state and law.

For citation: Petyukova O.N., Dereglazov A.A. Transformation of the Land Use System in Russia in the Late XIX - Early XX Centuries//Gaps in Russian Legislation. 2024. Vol. 17. №3. Pp. 031-036. (in Russ.). DOI: 10.33693/2072-3164-2024-17-3-031-036. EDN: JEUCUA

ВВЕДЕНИЕ

Система землепользования в России в конце XIX века была крайне неоднородной и находилась в состоянии перехода, сочетая элементы традиционного общинного землевладения с новыми формами индивидуального частного землевладения и аренды, что создавало достаточно сложную картину аграрных отношений.

ПОСЛЕДСТВИЯ КРЕСТЬЯНСКОЙ РЕФОРМЫ 1861 Г.

Крестьянская реформа 1861 года была одним из ключевых событий XIX века и имела глубокие социально-экономические последствия. Несмотря на свою историческую значимость, реформа привела к ряду негативных последствий для крестьянства.

После реформы многие крестьяне получили земельные наделы, которые были недостаточны для ведения полноценного хозяйства и обеспечения семьи продовольствием. Крестьяне были обязаны выплачивать выкуп за полученную землю в течение 49 лет. Эти платежи часто были настолько велики, что становились непосильным бременем для многих семей, углубляя их бедность. Во многих случаях крестьяне продолжали зависеть от помещиков, поскольку использовали их инструменты и животных для работы на земле. Также помещики сохраняли за собой право контроля над общинными землями через местную администрацию.

Система общинного землевладения, сохраненная после реформы, препятствовала развитию эффективного сельского хозяйства и частной инициативы, так как земля перераспределялась в общине каждые не-

сколько лет. Реформа вызвала разочарование среди крестьян, которые ожидали большей свободы и лучших условий жизни. Это привело к социальному недовольству и участию в различных восстаниях и бунтах. Недостаток земли и тяжёлые условия жизни заставляли крестьян переселяться в города в поисках работы, что способствовало росту пролетариата и урбанизации, но также создавало проблемы перенаселения и бедности в городских районах. Крестьяне получили личную свободу, но до полного погашения выкупных платежей они не могли свободно переезжать или продавать свои земельные наделы. Некоторые элементы крепостного права, такие как обязательные работы (барщина) для помещиков, продолжали существовать на протяжении нескольких лет после реформы. Многие крестьяне получили менее плодородные земли, чем те, которые остались у помещиков, что затрудняло ведение сельского хозяйства1.

Реформа 1861 года была важным шагом на пути модернизации России, однако её недостатки и наполовину проведённые меры привели к долгосрочным социальным проблемам и напряжённости, которые в конечном итоге способствовали революционным настроениям в начале XX века. С развитием капитализма сословное феодальное землепользование постепенно сменялось буржуазным. Это позволило оптимизировать аграрные отношения в землепользование России. Так, несмотря на архаичный характер системы земле-

'Зырянов П. Н. Крестьянская община Европейской России. 19021914 гг. М.: Наука, 1992. 256 с.

пользования, темпы роста ВВП и других экономических показателей России превышали темпы роста других экономически развитых стран.

АГРАРНЫЕ РЕФОРМЫ П.А. СТОЛЫПИНА

Главные направления государственной деятельности Петра Аркадьевича Столыпина в сфере землепользования состояли в следующем:

- разрушение общественного землепользования;

- землеустройство крестьянских хозяйств и формирование эффективного крестьянского землепользования.

Историческим фондом начала проведения столыпинских реформ являлись массовые крестьянские выступления по захвату помещичьих земель в стране, на фоне которых проводились серьезные шаги по совершенствованию земельных отношений землепользования:

- 1902 год — учреждение Особого совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности;

- 1903 год — отмена круговой поруки в общине;

- 1904 год — выход Закона о свободе переселения крестьян на окраины государства; отмена права волостных судов присуждать крестьян к телесным наказаниям;

-1905 год — принятие решения о сокращении с 1 января 1906 года наполовину, ас1 января 1907 года — о полной отмене выкупных платежей крестьян за землю;

- 1906 год — создание губернских и уездных землеустроительных комиссий для проведения аграрных реформ2.

Основные документы, лежащие в её основе, включали:

а) Закон от 9 ноября 1906 года «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования»3 — этотдокумент позволил крестьянам выходить из общинного землевладения и получать личные наделы в собственность;

б) Указ от 15 ноября 1906 года "О выдаче Крестьянским поземельным банком ссуд под залог надельных земель"4 — этим указом была разрешена выдача ссуд из Крестьянского поземельного банка под залог надельных земель для расширения землевладения крестьян и улучшения их землепользования;

в) Закон от 14 июня 1910 года "Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении"5 — этот указ расширил возможности крестьян по приобретению земли за счет продажи государственных и частных земель;

г) Закон от 1911 года «О землеустройстве»6 — закон регулировал порядок перевода общинных земель в частную собственность и установил правила для проведения землеустроительных работ.

2 Варламов А. А., Гальченко С. А., Богданова О. В., Гвоздева О. В. Генезис формирования и функционирования Российской системы землепользования: монография / под науч. ред. А. А. Варламова. -Москва: Первое экономическое издательство, 2021. - С. 228.

3 Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3. Т. 26. 1906. СПб., 1909. С. 970-974.

"Там же. С. 980-982

5 Положение о землеустройстве и Закон от 14 июня 1910 года «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении». СПб.: Издательство А.Ф. Сухова. 1913. С. 43.

6Полное собрание законов Российской империи. Т. 31. 1911. От №

34629 - 36390 и дополнения. СПб., 1914. С. 453-471.

Открытие уездных и губернских землеустроительных комиссий, а также комитета по землеустроительным делам в 1906 году было частью аграрных реформ. Для проведения работ по улучшению использования земельных ресурсов, регулированию земельных отношений и предотвращению конфликтов за землю между помещиками и крестьянами были созданы землеустроительные комиссии. Они занимались перераспределением земель, мелиорацией, учётом земельных угодий и разработкой проектов по улучшению сельскохозяйственного производства.

Уездные и губернские землеустроительные комиссии работали на местном уровне и состояли из представителей различных сословий, включая чиновников, землевладельцев и крестьян. Они имели полномочия по рассмотрению конкретных дел, связанных с использованием и распределением земельных участков. Главный комитет по землеустроительнымделам координировал деятельность уездных и губернских комиссий, а также разрабатывал общие принципы и нормы землеустройства, занимался рассмотрением жалоб и апелляций на решения нижестоящих инстанций7.

Вышеуказанные структуры были призваны способствовать развитию сельского хозяйства, производительности труда участников сельскохозяйственного производства, а также нивелировать социальную напряженность среди крестьян. Однако результативность этих преобразований была лимитирована из-за различных факторов, включая бюрократические препятствия, недостаток финансирования и недовольство со стороны помещиков и других консервативных групп8.

По смыслу Закона о землеустройстве 1911 г. землеустроительные действия могли осуществляться по соглашению сторон и в императивном порядке, при этом в соответствии со статьей 6 землеустроительные учреждения были обязаны «оказывать всяческое, в течение всего производ-ства дела, содействие к достижению полюбовного соглашения сторон». Как отмечалось в литературе того времени, известная степень принудительности вделе землеустройства была неизбежна9.

В продолжение Закона о землеустройстве 1911 г. впоследствии были приняты акты, разъясняющие порядок правоприменения, среди которых: «Наказ Землеустроительным Комиссиям по применению Положения о землеустройстве» (утвержден Комитетом по Землеустроительным делам 19 июня 1911 г.), «Инструкция для производства землемерных работ при землеустройстве» (утверждена Управляющим Межевою частью 6 июня 1913 г.), указы Правительствующего сената и разъяснения Главного управления землеустройства и земледелия10.

В рамках земельной реформы П.А. Столыпина предпринимались действия как для единоличного (индивидуального), так и для коллективного землеустройства. Единоличное землеустройство являлось окончатель-

'Тюкавкин В. Г. Великорусское крестьянство и столыпинская реформа. М.: Памятники исторической мысли, 2001. 304 с.

8 Дубровский С. М. Столыпинская земельная реформа. М.: Изд-во АН СССР, 1963. 600 с.

9 Александровский Ю.В. Положение о землеустройстве. СПб.: Товарищество издания новыхзаконов, 1913. С.60.

10 Землеустройство. Сборник законов и распоряжений. Вып. 1. СПб.: Товарищество издания новых законов, 1914. С. 151-378; Са-венко Г. В., Ялбулганов А. А. Земельные участки: образование, межевание и земельные иски (вторая половина XVIII — начало XXI в.). М.: Издательский Дом ВШЭ, 2017. С.35.

ным видом хуторского землеустройства, а коллективное - вспомогательным (подготовительным) видом по отношению к единоличному.

Единоличное землеустройство представляло собой:

- Оформление частной собственности на землю. Крестьяне имели право выйти из общины и получить отдельные участки земли, благодаря чему они могли самостоятельно распоряжаться своими наделами.

- Создание хуторов - единоличных хозяйств, расположенных обособленно от деревни. Землевладелец мог использовать свою землю более эффективно, не завися от традиционных методов ведения сельского хозяйства и общинных решений. Хуторское хозяйство способствовало внедрению улучшений и инноваций в агротехнику, так как хозяин мог самостоятельно принимать решения относительно посевных площадей, севооборота и применения удобрений.

- Создание отрубов - выделенных из общины участков земли, на которых крестьяне также вели самостоятельное хозяйство. В отличие от хутора, отруб мог находиться ближе к другим участкам общины, но всё же был отделён и обрабатывался отдельно.

Коллективное землеустройство:

- Перераспределение земель внутри общины. Проводилось для более эффективного использования земли и устранения межевых споров между крестьянами.

- Консолидация участков. Объединение мелких и рассредоточенных участков земли в более крупные и удобные для обработки участки, что также могло проводиться как на уровне общины, так и на уровне нескольких семей или групп крестьян.

- Переселенческая политика. В рамках переселенческой политики целые общины могли быть переселены на новые территории, где они продолжали коллективное ведение хозяйства.

Коллективное землеустройство осуществлялось путем выдела поселков, разверстания целых общин на поселки, выдела частей селений или общин, раздела селений на части, выдела земли отдельным селениям сельских общин. Таким образом, единоличное землеустройство было призвано сепарировать землевладельцев от общинных связей и развить частный сектор в сфере землепользования, тогда как коллективное землеустройство было направлено на оптимизацию использования земельных ресурсов в рамках существующих общинных отношений11.

Для проведения масштабных земельных реформ необходимо было не только масштабное финансирование, но и подготовка квалифицированных кадров, инженеров, землемеров для осуществления землеустроительных мероприятий. С 1906 года в период проведения аграрной реформы было учреждено 9 землемерных училищ, а также укрупнено 5 уже существующих12.

КРЕСТЬЯНСКИЙ ПОЗЕМЕЛЬНЫЙ БАНК

Крестьянский поземельный банк играл важную роль в аграрной реформе, предоставляя крестьянам возможность использования механизмов государственного софинансирования для приобретения земли и создания индивидуальных хозяйств, создавая необходимую денежно-кредитную инфраструктуру для

11 Аврех А. Я. П. А. Столыпин и судьбы реформ в России. М.: Политиздат, 1991. 286 с.

12 Герман И.Е. Крестьянское землеустройство. М.: Типо-лит. В.Ф.

Рихтер, 1913. 208 с.

трансформации и перехода села к частной собственности на землю и стимулирования развития буржуазных отношений в сельском хозяйстве России.

Банк предоставлял крестьянам субсидии на покупку земли с низкой процентной ставкой, что давало возможность приобретения в собственность земельных участков даже низкообеспеченным представителям крестьянства. Денежное стимулирование способствовало процессу приватизации земли и переходу от общинного к единоличному землепользованию. Благодаря кредитам банка крестьяне могли выкупать участки земли, находившиеся в государственной или частной собственности, в том числе и у помещиков. Это способствовало увеличению количества частных землевладельцев и развитию капиталистических отношений в деревне.

Крестьянский поземельный банк был инструментом для создания слоя крестьян-собственников, которые могли бы стать основой для модернизации аграрного сектора и увеличения производительности труда на селе.

Также одной из задач крестьянского поземельного банка являлась поддержка переселенческой политики путём финансирования крестьян, осваивающих новые территории. Деятельность крестьянского поземельного банка оказывала существенное влияние не только на экономическую, но и на политическую сферы жизни российского общества начала XX века, поскольку способствовала разрешению аграрного вопроса - одного из триггеров революционной активности, а значительно расширившийся класс крестьян-собственников был заинтересован в сохранении существующего порядка и менее склонен к дестабилизации политической обстановки в стране.

Крестьянский поземельный банк также выполнял функции контроля за целевым использованием предоставленных средств, тем самым обеспечивая их направление на развитие сельскохозяйственного производства в рамках общей землеустроительной политики П.А. Столыпина13.

ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Переселенческая политика была призвана помочь в решении острого аграрного вопроса, который проявлялся в перенаселении центральных районов страны, малоземелье и бедности крестьянства, а также частых социальных волнениях и крестьянских выступлениях.

К целям переселенческой политики можно отнести:

- Повышение социальной и политической стабильности в перенаселённых сельских районах путём перераспределения населения на менее заселённые территории, в частности на Урал, в Сибирь и на Дальний Восток.

- Освоение новых земель для увеличения сельскохозяйственных территорий и повышения продовольственной безопасности.

- Создание устойчивых аграрных хозяйств, которые бы эффективно использовали земельные ресурсы и могли бы стать опорой для развития государственности.

- Пропаганда частной собственности на землю среди крестьянства как стимула к более ответственному и продуктивному отношению к сельскохозяйственному

13 Проскурякова Н. А. Крестьянский поземельный банк и столыпинская реформа (1906-1916 годы) // Имущественные отношения в РФ. 2007. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/krestyanskiy-pozemelnyy-bank-i-stolypinskaya-reforma-1906-1916-gody-l (дата обращения: 10.05.2024).

производству.

Для реализации переселенческой программы были созданы специальные организации и институты, включая Переселенческое управление. Государство предоставляло переселенцам различные льготы и поддержку, такие как:

- Бесплатный проезддо места нового поселения;

- Выдача кредитов и ссуд на строительство жилья и хозяйственных построек;

- Предоставление инструментов и семян для начала хозяйствования;

- Организация образовательных курсов и агрономической поддержки.

Несмотря на предложенные льготы, многие крестьяне сталкивались с трудностями освоения новых земель, такими как суровые климатические условия, недостаток инфраструктуры и проблемы с местным населением. К 1911 году обратно возвращались около 60% переселенцев. Тем не менее, за время реформы переселилось около 7 млн человек, что привело к значительному росту сельскохозяйственного освоения восточныхтерриторий России14.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Аграрная реформа Столыпина, предпринятая в России в начале XX века, привела к фундаментальным изменениям в управлении земельными ресурсами и государственно-правовом регулировании землеустройства. Итоги реформы можно рассмотреть с различных сторон. Введение частной собственности на землю позволило многим крестьянам выйти из общинного землепользования и создать свои хозяйства, что стимулировало их к более эффективному ведению сельского хозяйства. Были созданы усадьбы-хутора и отрубы, что привело к увеличению производительности труда и росту сельскохозяйственного производства. Переселение крестьян на новые земли способствова-

"Бруцкус Б.Д. Землеустройство и расселение за границей и в России. СПб.: Типо-лит. М.П. Фроловой, 1909. 33с.

ЛИТЕРАТУРА

1. АврехА. Я. П. А. Столыпин и судьбы реформ в России. М.: Политиздат, 1991. 286 с.

2. Александровский Ю.В. Положение о землеустройстве. СПб.: Товарищество издания новых законов, 1913. 280 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Ахмедов P.M., Волкова Н.А., Горелик А.П., Петюкова О.Н. и др. Земельное право / Отв. ред. Н.Д. Эриашвили. Девятое издание, переработанное и дополненное. М.: Издательство «Юнити-Дана»,

2020. 376 с.

4. Бруцкус Б.Д. Землеустройство и расселение за границей и в России. СПб., 1909. 33 с.

5. Варламов А. А., Гальченко С. А., Богданова О. В., Гвоздева О. В. Генезис формирования и функционирования Российской системы землепользования: монография / под науч. ред. А. А. Варламова. - Москва.: Первое экономическое издательство,

2021. С. 228.

6. Герман И.Е. Крестьянское землеустройство. М.: Ти-по-лит. В.Ф. Рихтер, 1913. 208 с.

7. Дубровский С. М. Столыпинская земельная реформа. М.: Изд-во АН СССР, 1963. 600 с.

8. Землеустройство. Сборник законов и распоряже-

ло освоению удалённых территорий, в частности Сибири и Дальнего Востока.

Реформа привела к дифференциации крестьянства: появился слой зажиточных крестьян-фермеров, но также увеличилось количество бедняков и безземельных рабочих. Несмотря на улучшение положения некоторых крестьян, реформа не смогла полностью устранить бедность и перенаселение в сельской местности. В период столыпинской реформы сложился земельный правопорядок Российской империи, просуществовавший до 1917 года15.

Рост сельскохозяйственного производства привёл к увеличению экспорта зерна, что положительно сказалось на экономике страны. Однако рост производства был неравномерным, и многие регионы продолжали испытывать дефицит продовольствия. Реформа вызвала недовольство как среди консервативных слоёв общества, так и среди радикальной оппозиции, которая видела в ней лишь частичное и недостаточное решение проблем. Столыпинские методы проведения реформ, зачастую жёсткие и авторитарные, усилили политическую поляризацию в стране.

Реформа П.А. Столыпина оказала значительное влияние на развитие сельского хозяйства в России, но её полный потенциал так и не был реализован из-за начала Первой мировой войны и последующих революционных событий 1917 года. После революции большевики аннулировали многие из столыпинских аграрных изменений, провозгласив национализацию земли и ликвидацию частной собственности. В целом, реформа П.А. Столыпина имела как положительные, так и отрицательные стороны. Она привела к определённым успехам в аграрной сфере, но не смогла полностью решить сложные социальные и экономические проблемы Российской империи.

15 Ахмедов P.M., Волкова H.A., Горелик А.П., Петюкова О.Н. и др. Земельное право / Отв. ред. Н.Д. Эриашвили. Девятое издание, переработанное и дополненное. М.: Издательство «Юнити-Дана», 2020. С.34.

REFERENCES

1. Avrekh A. Ya. P. A. Stolypin and the fate of reforms in Russia. Moscow: Politizdat, 1991. p. 286.

2. Alexandrovsky Yu.V. Regulations on land management. St. Petersburg: Association for the Publication of New Laws, 1913. p. 280.

3. Akhmedov R.M., Volkova N.A., GorelikA.P, Petyukova O.N., et al. Land law / Ed. by N.D. Eriashvili. Ninth edition, revised and supplemented. Moscow: Unity-Dana Publishing House, 2020. p. 376.

4. Brutskus B.D. Land management and settlement abroad and in Russia. St. Petersburg.: Typo-lit. M.P. Frolova, 1909. p. 33.

5. Varlamov A. A., Galchenko S. A., Bogdanova O. V., Gvozdeva О. V. The genesis of the formation and functioning of the Russian land use system: a monograph / edited by A. A. Varlamov. - Moscow: First Economic Publishing House, 2021. - p. 228.

6. German I.E. Peasant land management. Moscow: Typo-lit. V.F. Richter, 1913. p. 208.

7. Dubrovsky S. M. Stolypin land reform. M.: Publishing House of the USSR Academy of Sciences, 1963. p. 600.

8. Land management. Collection of laws and regulations.

ний. Вып. 1. СПб.: Товарищество издания новых законов, 1914. С. 151-378.

9. Зырянов П. Н. Крестьянская община Европейской России. 1902-1914 гг. М.: Наука, 1992. 256 с.

10. Положение о землеустройстве и Закон от 14 июня 1910 года «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении». СПб.: Издательство А.Ф. Сухова. 1913. С. 43.

11. Савенко Г. В., Ялбулганов А. А. Земельные участки: образование, межевание и земельные иски (вторая половина XVIII — начало XXI в.). М.: Издательский Дом ВШЭ, 2017. - 272 с.

12. Тюкавкин В. Г. Великорусское крестьянство и столыпинская реформа. М.: Памятники исторической мысли, 2001. 304 с.

Issue 1. St. Petersburg: Partnership for the Publication of new Laws, 1914. pp. 151-378.

9. Zyryanov P. N. The peasant community of European Russia. 1902-1914. M.: Nauka, 1992. p. 256.

10. Regulations on Land Management and the Law of June 14, 1910 "On amendments and additions to certain regulations on peasant land ownership". St. Petersburg: A.F. Sukhov Publishing House. 1913. p. 43.

11. SavenkoG. V., YalbulganovA.A. Land plots: education, land surveying and land claims (the second half of the XVIII — the beginning of the XXI century). Moscow: HSE Publishing House, 2017. p. 272.

12. Tyukavkin V. G. The Great Russian peasantry and the Stolypin reform. M.: Monuments of historical thought, 2001. p. 304.

Рецензент: Шурухнов Николай Григорьевич, д-р юрид. наук, профессор, ведущий научный сотрудник; Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России; г. Москва, Россия; профессор кафедры уголовного права и процесса; Тульский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 77,85%

Статья поступила в редакцию 07.05.2024, принята к публикации 28.05.2024 The article was received on 07.05.2024, accepted for publication 28.05.2024

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Петюкова Оксана Николаевна, д-р юрид. наук, профессор Кафедры международного и публичного права Юридического факультета; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; г. Москва, Россия. ORCID 0000-0003-0127-9747, SPIN-код: 6998-7238. E-mail: [email protected], Индекс Хирша - 11

Дереглазов Антон Алексеевич, аспирант Кафедры международного и публичного права Юридического факультета; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; г. Москва, Россия. ORCID 0009-0003-4384-983X, SPIN-код: 4392-7226. E-mail: an_dereglazov@mail. ru

ABOUTTHEAUTHORS

Oksana N. Petyukova, Dr.Sci.(Law), Professor of the International and Public Law Department of the Law Faculty; Financial University under the Government of the Russian Federation; Moscow, Russia. ORCID 0000-0003-0127-9747, SPIN-code: 6998-7238. E-mail: [email protected], Hirsch Index - 11

Anton A. Dereglazov, postgraduate student of the International and Public Law Department of the Law Faculty; Financial University under the Government of the Russian Federation; Moscow, Russia. ORCID 0009-0003-4384-983X, SPIN-code: 4392-7226. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.