Научная статья на тему 'Правовой статус субъектов торговой деятельности'

Правовой статус субъектов торговой деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4386
543
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВЛЯ / ТОРГОВЫЙ ОБОРОТ / СУБЪЕКТ / ГОСУДАРСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРОДАВЕЦ / ПРАВОСПОСОБНОСТЬ / TRADE / TRADE TURNOVER / SUBJECT / STATE / BUSINESS ACTIVITY / INDIVIDUAL ENTREPRENEUR / TRADE ORGANIZATION / SELLER / LEGAL CAPACITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Васильев Георгий Николаевич

Современные условия торговой деятельности требуют создания инновационных способов ее осуществления, предполагающих трансформацию структуры и содержания, функционирование товарных рынков и их правового регулирования. Большое значение имеет деятельность субъектов торговой сферы, отдельные аспекты которого рассмотрены в настоящей статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL STATUS OF TRADE ACTIVITY PARTIES

The modern conditions of trade activity demand the creation of innovative ways of its implementation, which presuppose the transformation of the structure and the content of the commodity markets functioning and their legal regulation. The functioning of the trade activity subjects is highly important. The article considers some aspects of this functioning.

Текст научной работы на тему «Правовой статус субъектов торговой деятельности»

УДК 346.21 Васильев Георгий Николаевич юрисконсульт ООО «Наука-Информ»

ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация:

Современные условия торговой деятельности требуют создания инновационных способов ее осуществления, предполагающих трансформацию структуры и содержания, функционирование товарных рынков и их правового регулирования. Большое значение имеет деятельность субъектов торговой сферы, отдельные аспекты которого рассмотрены в настоящей статье.

Ключевые слова:

торговля, торговый оборот, субъект, государство, предпринимательская деятельность, индивидуальный предприниматель, торговая организация, продавец, правоспособность.

Vasilyev Georgiy Nikolayevich Legal adviser at Nauka-Inform, JSC

LEGAL STATUS OF TRADE ACTIVITY PARTIES

Summary:

The modern conditions of trade activity demand the creation of innovative ways of its implementation, which presuppose the transformation of the structure and the content of the commodity markets functioning and their legal regulation. The functioning of the trade activity subjects is highly important. The article considers some aspects of this functioning.

Keywords:

trade, trade turnover; subject; state; business activity; individual entrepreneur; trade organization; seller; legal capacity.

Торговый оборот представляет собой систему отношений граждан в сфере торговли, в которой его субъекты выступают функциональными элементами данной системы.

В соответствии со ст. 8 Федеральный закон от 28.12.2009 г. № 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» субъектами торговой деятельности являются хозяйствующие субъекты, правовой статус которых установлен в данном законе и которые зарегистрированы в соответствующем порядке согласно положениям законодательства Российской Федерации [1].

Таким образом, основными субъектами торговой деятельности являются хозяйствующие субъекты, которые фактически отличаются от иных участников торговли: посредников, поставщиков, иных обслуживающих торговлю.

Согласно п. 5 ст. 4 Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-Ф3 (с изменениями и дополнениями от 28.12.2013 г.) «О защите конкуренции» хозяйствующим субъектом признается индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, а также, в отдельных случаях, некоммерческое учреждение, которые осуществляют деятельность, приносящую доход [2].

Как указывает М.А. Егорова, субъекты торговой деятельности входят в круг субъектов коммерческого права, в то же время отличия субъектов гражданского права от его предпринимательского и коммерческого видов определяются объемом правового регулирования гражданского права как отрасли права [3, с. 14]. Круг субъектов гражданского права значительно шире, чем в предпринимательском и коммерческом праве. В него не включаются лица, профессионально занимающиеся предпринимательской деятельностью с целью извлечения прибыли. Однако любые предпринимательские отношения являются разновидностью гражданско-правовых отношений, и поэтому все субъекты коммерческого и предпринимательского права являются субъектами гражданско-правовых отношений.

Между субъектами коммерческого и предпринимательского права имеются существенные различия, которые определяются [4, с. 40-43]:

1) Объектом правоотношения. Субъекты коммерческого права осуществляют деятельность, целью которой является продвижение товаров на оптовом рынке от производителей к оптовым потребителям. Сферой деятельности субъектов предпринимательского права, прежде всего, является производство товаров. Субъекты предпринимательского права также могут принимать участие в торговле на оптовых рынках, но только в роли организаций, осуществляющих приобретение продукции или сырья для обеспечения процесса производства, а также в целях сбыта готовой продукции оптовым торговцам, то есть субъектам коммерческого права.

2) Правовым положением субъектов предпринимательской деятельности. Субъекты коммерческого права - это всегда равные в своих отношениях лица. Для них характерны горизонтальные связи, основанные на принципах договорной работы. Субъекты предпринимательского права

более выражено находятся под публичным воздействием, поэтому кроме горизонтальных связей в своих отношениях они вынуждены считаться с наличием вертикальных (частно-публичных), во многом определяющих специфику правового регулирования предпринимательского права.

3) Степенью свободы субъектов. В предпринимательском праве субъекты более ограничены действием публично-правовых норм, чем в коммерческом праве. В отличие от дозволительного и разрешительного порядка регулирования, присущего коммерческому праву, субъекты предпринимательского права часто подвергаются обязывающему порядку правового регулирования, подобному административно-правовому типу регулирования общественных отношений. Кроме того, для субъектов предпринимательского права в значительно большей степени, чем для субъектов коммерческого права, имеют значение внутрикорпоративные нормы и акты, использующиеся хозяйствующими субъектами [5, с. 138-140].

4) Особенности правоспособности. Многие из хозяйствующих субъектов имеют специальную правоспособность (например, различные виды унитарных предприятий). Для субъектов коммерческого права характерна общая правоспособность. Ограничения правоспособности субъектов коммерческой деятельности могут осуществляться лишь в исключительном порядке в соответствии с требованиями закона.

Субъекты торговой деятельности могут быть классифицированы по различным основаниям, в частности: по природе происхождения собственности на имеющееся имущество - на публичных и частных субъектов; по природе происхождения капитала - на национальных, совместных и иностранных.

Также одним из оснований для разделения субъектов торговли является осуществление ими деятельности в различных сферах хозяйствования - промышленности, транспорте, спорте, строительстве, сельском хозяйстве и т.д. [6, с. 86].

Торговые организации могут быть разделены и по объему выполняемой деятельности и оказываемых услуг: крупные, средние, малые, а также выполняющие полный спектр предлагаемых услуг или имеющие ограниченную правоспособность [7, с. 51].

Систематизацию видов субъектов торговой деятельности можно продолжить, предложив их классификацию по предметам торговли [8, с. 21-25]:

1) универсальные субъекты коммерческого права, которые без ограничений могут осуществлять любую коммерческую деятельность;

2) ориентированные субъекты коммерческого права, которые имеют дело непосредственно с определенным видом товара или осуществляют узконаправленную деятельность (например, предприятия-заготовители сельскохозяйственной продукции, бензохранилища, транспортные организации, страховщики и другие);

3) специализированные субъекты коммерческого права, для осуществления деятельности которых необходимо специальное разрешение (например, лицензирование). К таким субъектам относятся лица, осуществляющие торговлю лекарственными и наркотическими препаратами, оружием, ядохимикатами, и иные. К специализированным субъектам коммерческого права также можно отнести государственные и муниципальные образования, выступающие в коммерческом обороте с контрольными и надзорными функциями.

Одним из оснований классификации субъектов торговли является их организационно-правовая форма, в соответствии с которой выделяются: индивидуальные предприниматели; крестьянские фермерские хозяйства; хозяйственные товарищества; хозяйственные общества; потребительские кооперативы; субъекты РФ; территориальные и муниципальные образования; объединения субъектов коммерческой деятельности различных организационно-правовых форм: простые товарищества; артели, консорциумы, синдикаты, гильдии, пулы; ассоциации и союзы, холдинги; торговые дома.

Наиболее распространенной является функциональная классификация субъектов по объекту торговой деятельности (объекту правоотношения). По этому основанию можно выделить четыре группы субъектов коммерческой деятельности.

1. Продавцы и покупатели товаров (основные субъекты торговли). В число продавцов кроме оптовых торговцев также включаются производители, реализующие изготовленный товар и обязанные соблюдать общие требования к торговой деятельности (порядок учета и регистрации товаров). Кроме оптовых в круг покупателей также входят субъекты, приобретающие товар для производственных и иных целей. Они выступают «пассивными» участниками торгового оборота.

2. Торговые посредники: комиссионеры, агенты, поверенные, биржевые посредники, брокерские посредники, коммивояжеры.

3. Лица, обслуживающие торговлю (сервисные субъекты), среди которых выделяют: товарные склады, транспортных экспедиторов, страховщиков, перевозчиков и т.д.

4. Организаторы товарного рынка (координирующие субъекты), представленные товарными биржами, оптовыми и розничными рынками, торгово-промышленными палатами, исполнительными и муниципальными органами, осуществляющими функции по воздействию на торговлю и другое [9, с. 135].

Л.В. Андреева выделяет другие группы субъектов: товаропроизводители, торговцы - оптовые и розничные, посредники коммерческие, организаторы торговли, субъекты, оказывающие услуги, сопутствующие торговле [10].

Исходя из понятия торговой деятельности, закрепленного ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», субъектами признаются участники, осуществляющие оптовую и розничную торговлю. К субъектам, осуществляющим поставки товаров, могут быть отнесены производители, переработчики товаров, а также субъекты оптовой торговли, поскольку они производят закупку товаров у производителей с целью дальнейшей продажи организациям розничной торговли [11]. Таким образом, субъекты, осуществляющие оптовую торговлю, могут быть отнесены и к поставщикам, и к субъектам, осуществляющим торговую деятельность.

Согласно положениям ГОСТ Р 51773-2009 «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли» такие предприятия могут быть подразделены по форме собственности, виду торговли, специализации, типу предприятия и т.д. [12].

В соответствии с п. 2 ст. 8 ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» ее субъектам предоставлены следующие права:

- самостоятельно определять вид торговли, которой они могут заниматься, а именно, оптовая или розничная;

- выбирать форму торговой деятельности: стационарные торговые объекты, передвижная торговля - ярмарки, выставки, развозная или разносная торговля, дистанционная купля-продажа, использование автоматов и т.д.;

- определить способ торговой деятельности в торговых объектах или без их использования;

- выбрать направление и специализацию реализуемых товаров и торговой деятельности в целом - универсальная или специализированная;

- осуществлять торговлю на стационарном или нестационарном торговом объекте;

- использовать имущество, принадлежащее им на праве собственности или ином установленном законом праве;

- определить порядок и условия торговой деятельности в части ассортимента товара, приемов и способов осуществления его продажи; режима работы; количества, типов, моделей используемого технологического и иного оборудования, способов взаимодействия с покупателями и доведения до них необходимой информации, в том числе рекламы, цен на реализуемую продукцию, условий заключения коммерческих договоров и т.д.

В группе торговых организаций следует выделить такие субъекты, как: дилеры, дистрибьюторы, трейдеры и других торговых предпринимателей. Важными участниками товарных рынков являются розничные торговые предприятия, закупающие оптовые партии продовольствия и товаров потребительского назначения у производителей и оптовых торговцев с целью продажи гражданам-потребителям. В розничной торговле действуют структуры различного формата: небольшие магазины «шаговой» доступности, универсамы, продажа товаров индивидуальными предпринимателями. Однако на розничных рынках наглядно появляется тенденция укрупнения организаций розничной торговли путем создания супермаркетов, гипермаркетов, мегацентров и другого.

Хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, подлежат включению в торговые реестры, которые должны вести органы государственной власти субъектов Российской Федерации, порядок формирования и форма которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере внутренней торговли (ч. 2 ст. 5 ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»). В настоящее время таким органом власти является Министерство промышленности и торговли РФ, которое в соответствии с Положением о Минпромторге России [13] выполняет ряд функций на товарном рынке страны.

Таким образом, в правовом статусе субъектов торговой деятельности с принятием Федеральный закон от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» произошли качественные изменения, которые позволили существенным образом урегулировать торговые правоотношения. Однако большое количество вопросов осталось нерешенными, что требует дальнейшего совершенствования законодательной основы деятельности субъектов торговли.

Ссылки:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 381 -ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // Российская газета. 2009. 30 дек. URL:

http://www.rg.ru/2009/12/30/torgovlya-dok.html (дата обращения: 21.04.2014).

2. Федеральный закон Российской Федерации от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции» // Российская газета. 2006. 27 июля. URL: http://www.rg.ru/2006/07/27/zaschita-konkurencii.html (дата обращения: 21.04.2014).

3. Егорова М.А. Коммерческое право: учеб. для вузов. М., 2013.

4. Спектор А.А. К вопросу о категориях «субъект предпринимательской деятельности» и «субъект предпринимательского права» // Бизнес и право в России и за рубежом. 2012. № 2.

5. Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: моногр. М., 2009.

6. Гущин В.В., Дмитриев Ю.А. Российское предпринимательское право: учеб. М., 2005.

7. Андреева Л.В. Коммерческое (торговое) право: учеб. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2012.

8. Молчанова Н.А. Проблемы выбора организационно-правовой формы ведения предпринимательской деятельности: вопросы теории и правоприменительной практики // Российский судья. 2013. № 8.

9. Елагин Ю.А., Николаева Т.И., Николаева Н.А. Организация коммерческой деятельности в торговле: учеб. пособие. Екатеринбург, 2002.

10. Андреева Л.В. Указ. соч. С. 68.

11. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. № 381 -ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // Российская газета. 2009. 30 дек. URL:

http://www.rg.ru/2009/12/30/torgovlya-dok.html (дата обращения: 21.04.2014).

12. ГОСТ Р 51773-2009 «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли». URL: www.stav-

komtl.ru/doc/npa/gost_51773_2009.doc (дата обращения: 21.04.2014).

13. Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 г. № 438 «О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации» // СЗ РФ. 16.06.2008. № 24. Ст. 2868.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.