Л. В. Андреева*
Стандартизация в системе правового
V 1
регулирования торговой деятельности1
Аннотация. В статье дана краткая характеристика предмета регулирования Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности», рассмотрена компетенция федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ по регулированию торговли. Отмечена не решенная в законодательстве проблема определения содержания торговой деятельности и разграничения оптовой торговли и розничной торговли, и в этой связи рассмотрено значение стандартизации и документов, составляющих ее высший уровень — национальных стандартов. Они конкретизируют основные понятия в сфере торговли (оптовая торговля, розничная торговля, торговый объект, тип торгового предприятия, формы торговли и др.), способствуют упорядочению торговых отношений, единообразному пониманию торговых терминов.
Исследованы правовая природа национальных стандартов, их значение как регуляторов торговых отношений, порядок применения. Существенной особенностью стандартизации в области торговли является принятие Национального стандарта РФ ГОСТ Р 56876.1-2016 (часть 1) и ГОСТ Р 56876.2 -2016 (часть 2) «Руководство по добросовестным практикам взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров», который включает разъяснения терминов и критерии добросовестности поведения участников торговли, содержащиеся в Кодексе добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров — добровольном соглашении, заключаемом представителями поставщиков и торговцев.
Ключевые слова: торговая деятельность, торговая сеть, стандартизация, национальные стандарты.
001: 10.17803/1994-1471.2018.87.2.035-042
Законодательное регулирование торговой деятельности началось, по существу, с принятия Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381 «Об основах государствен-
ного регулирования торговой деятельности»2 (далее — Закон о торговле). До этого был принят ряд указов Президента РСФСР, Российской Федерации, в том числе от 12 декабря 1991 г.
1 При написании данной статьи использованы справочно-поисковые системы «ГАРАНТ» и «Консультант-Плюс».
2 СЗ РФ. 2010. № 1. Ст. 2.
© Андреева Л. В., 2018
* Андреева Любовь Васильевна, доктор юридических наук, профессор кафедры предпринимательского и корпоративного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кута-фина (МГЮА) [email protected]
125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
№ 269 «О едином экономическом пространстве»3, от 29 января 1992 г. № 65 «О свободе торговли»4, которые способствовали становлению рыночных отношений и развитию торговли.
Вместе с тем отсутствие специального правового регулирования торговли послужило появлению различных нецивилизованных форм и способов осуществления торговой деятельности, включая «челночную торговлю», что повлекло за собой проникновение на российские рынки некачественных, фальсифицированных товаров. Экономика приобрела спекулятивный характер5.
Закон о торговле регулирует две группы отношений — отношения по организации торговли и отношения по осуществлению торговой деятельности. Закон установил полномочия Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области торговли, определил Минпромторг России в качестве федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли.
В Законе о торговле установлены виды и пределы государственного регулирования торговли. Государственные требования к организации торговой деятельности заключаются преимущественно в планировании развития торговли потребительскими товарами, создании торговой инфраструктуры, разработке мероприятий по развитию торговой отрасли.
Таким образом, в Законе о торговле, по существу, впервые определена государственная торговая политика.
Принимаемые меры по развитию торговли рассматриваемый Закон о торговле в основном возлагает на субъекты РФ, которые должны разрабатывать и утверждать программы развития торговли в регионе, устанавливать нормативы минимальной обеспеченности населения пло-
щадью торговых объектов; проводить информационно-аналитическое наблюдение за состоянием рынков различных товаров и осуществлением торговой деятельности на территории соответствующего субъекта РФ (ст. 6).
Субъекты РФ осуществляют мероприятия по стимулированию деятельности торговых предпринимателей, в частности субъектов малого и среднего предпринимательства, принимают нормативные правовые акты по организации и осуществлению ярмарочной торговли и торговли на розничных рынках.
Правовое регулирование второй группы отношений, на которые распространяется действие Закона о торговле, сводится в основном к регулированию договорных отношений поставщиков продовольственных товаров и хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность путем создания торговой сети (ритейлеров), хотя наименование данного Закона предполагает, что он регулирует более широкий круг отношений.
Торговля как вид экономической деятельности разделяется на оптовую и розничную торговлю, функциональное назначение которых различается. Назначение оптовой торговли — создание эффективной товаропроводящей инфраструктуры, а розничной — максимально полное удовлетворение потребностей населения в товарах высокого качества, обеспечение ценовой доступности товаров и сопутствующих услуг.
В регулировании договорных отношений между поставщиками продовольственных товаров и ритейлерами преобладает императивный метод регулирования, при этом в Закон о торговле постоянно вносятся изменения и дополнения, направленные на ужесточение правил взаимодействия поставщиков и ритейлеров. Закон о торговле стали рассматривать в качестве параллельного Гражданскому кодексу РФ нормативного правового акта. Однако вносимые в него изменения не способствуют повышению эффективности регулирования торговли.
3 Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 51. Ст. 1830.
4 Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1992. № 6. Ст. 290.
5 Калинина Л. Е. Юридико-экономические основы предпринимательской деятельности малого бизнеса в торговле // Право и экономика. 2013. № 8. С. 15—18.
В Законе о торговле содержится понятийный ряд, определяются основные понятия в области торговли (торговля, оптовая торговля, розничная торговля, торговый объект, стационарный торговый объект, нестационарный торговый объект, торговая сеть и иные). Однако определения основных понятий носят общий характер и не находят непосредственного применения на практике. При рассмотрении многочисленных судебных споров, связанных с разграничением оптовой торговли и розничной торговли, судебные органы не могут ограничиться законодательными определениями торговли, а применяют также и иные квалификационные критерии.
В Законе не раскрывается содержание оптовой торговли и розничной торговли, не рассматривается, какие операции, виды действий и услуги являются неотъемлемым элементом торговых операций. Однако этот вопрос приобрел особую актуальность в связи с установлением в Законе о торговле запрета на включение в договор поставки условий о совершении ри-тейлером в отношении поставленных товаров действий, связанных с оказанием услуг по продвижению товаров, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг (ч. 12 ст. 9).
Закон о торговле не позволяет с необходимой ясностью определить, какие из перечисленных действий составляют обычную обязанность торговых предпринимателей при приобретении товаров у поставщиков, а какие могут считаться дополнительными услугами, которые должны опосредоваться дополнительно заключаемым договором возмездного оказания услуг.
В этой связи повышается роль национальных стандартов, которые на основании правил Закона о торговле определяют терминологию, раскрывают, детализируют основные понятия.
Значение стандартизации, т.е. деятельности по разработке (ведению), утверждению, изменению (актуализации), отмене, опубликованию и применению документов по стандартизации и иной деятельности, направленной
на достижение упорядоченности в отношении объектов стандартизации, в настоящее время значительно возрастает. Как отмечается в литературе, «стандартизация является особого рода управленческой деятельностью, содержание которой составляют действия по созданию предназначенных для добровольного многократного использования унифицированных норм, правил, требований к объектам стандартизации — продукции, процессам, работам, услугам»6.
В национальном стандарте РФ ГОСТ Р 517732009 «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли», утвержденном приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2009 г. № 771-ст, определено понятие предприятия торговли и проведена классификация предприятий торговли, содержатся требования к предприятиям торговли по наличию соответствующего оборудования, погрузочно-разгрузочным площадкам, системам инженерно-технического обеспечения, пожарной и охранной сигнализациям, температурному режиму, персоналу и др. Несмотря на наличие некоторых юриди-ко-технических недостатков, данный национальный стандарт способствовал систематизации организаций торговли и послужил основой для разработки национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения», утвержденного приказом Росстан-дарта от 28 августа 2013 г. № 582-ст, в котором содержится более развернутое определение различных типов торговых предприятий (магазин специализированный и универсальный, гастроном, супермаркет, гипермаркет и др.), форм и видов торговли (мелкооптовая, торговля по образцам, развозная торговля, разносная торговля, дистанционная торговля и др.), материально-технической базы торговли (складское помещение, фасовочное помещение, подсобное помещение и др.), торгового процесса и торгового обслуживания, товароведения в торговле. В национальном стандарте предусмотрены типы объектов, составляющих нестационарную торговую сеть, что имеет особое значение для
6 Международные и национальные стандарты предпринимательской деятельности в условиях современной геополитики / Белых В. С., Гаврин Д. А., Голева Е. В. [и др.] // Бизнес, менеджмент и право. 2016. № 1-2.
предоставления преференций субъектам малого и среднего предпринимательства в торговле.
Таким образом, данный документ, относящийся к документам по стандартизации, значительно детализировал правила Закона о торговле, и предусмотренные в нем положения и определения нашли применение в торговой практике.
Национальные стандарты входят в национальную систему документов по стандартизации и составляют высший уровень данной системы, они подразделяются на национальные стандарты, применение которых осуществляется в целях соблюдения требований технических регламентов на добровольной основе, правила о которых содержатся в гл. 3 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»7, и национальные стандарты, правила о которых содержатся в Федеральном законе от 9 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»8 (далее — Закон о стандартизации).
Согласно п. 5 ст. 2 Закона о стандартизации национальный стандарт — документ по стандартизации, который разработан участником или участниками работ по стандартизации, по результатам экспертизы в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации, утвержден федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации, который, как и другие документы по стандартизации, применяется на добровольной основе.
Следует подчеркнуть, что аналогичное понимание стандартов, как отмечает И. В. Ершова, существует и в отношении стандартов ВТО, а также стандартов ЕАЭС9.
В качестве исключения обязательность применения документов по стандартизации установлена в отношении объектов стандартизации, предусмотренных ст. 6 Закона о стандартизации (продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу, и др.), а также включенных в определенный Правительством РФ перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории РФ (п. 2 ст. 4 Закона о стандартизации).
Вместе с тем, если изготовитель и (или) исполнитель публично заявит о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации, тогда применение национального стандарта для него становится обязательным (ст. 26).
Согласно п. 6 ст. 2 Закона о стандартизации объектами стандартизации являются продукция (работы, услуги), процессы, системы менеджмента, терминология, условные обозначения, исследования (испытания) и измерения (включая отбор образцов) и методы испытаний, маркировка, процедуры оценки соответствия и иные объекты. Таким образом, перечисленный в Законе перечень объектов стандартизации является открытым.
Как отмечает А. С. Панова, в буквальном смысле продукция, процессы, работы, услуги не являются объектами стандартизации. Стандартизации подвергается информация о них, касающаяся их существенных признаков и свойств. Унифицированные нормы, правила, требования составляют содержание стандартов10.
Сфера применения документов по стандартизации достаточно широка и возможности
СЗ РФ. 2002. № 52 (ч. 1). Ст. 5140.
СЗ РФ. 2015. № 27. Ст. 3953.
Ершова И. В. Стандартизация как элемент правового механизма технического регулирования в условиях экономической интеграции // Предпринимательское право. 2013. № 1. С. 33—45. Панова А. С. Роль национальной стандартизации в правовом обеспечении качества товаров // Пред-
принимательское право. 2017. № 1. С. 38—44.
7
8
9
10
упорядочения отношений, единообразного понимания положений в определенной области в целях многократного применения велики.
В этой связи не только изготовитель товаров, но и торговый предприниматель при публичном заявлении в рекламе, публичной оферте, в договоре, иным способом о соответствии определенного объекта стандартизации положениям национального стандарта или иного документа по стандартизации, обязан соблюдать его требования. Этим будет достигнута одна из целей стандартизации — устранение технических барьеров в торговле (п. 8 ч. 2 ст. 3 Закона о стандартизации).
В литературе подчеркивается, что стандартизация как практическая деятельность, присущая человеческому обществу на протяжении всей истории его развития и направленная на упорядочение, нормирование, регламентацию повторяющихся предметов, процессов и отношений, не может иметь ограниченного круга объектов11.
Применению стандартизации препятствует и недостаточная ясность правовых норм Закона о стандартизации.
Так, в ст. 27 данного Закона установлено, что нормативные правовые акты могут содержать ссылки на официально опубликованные национальные стандарты и информационно-технические справочники. Применение ссылок на национальные стандарты в нормативных правовых актах допускается в целях обеспечения выполнения технических и функциональных требований нормативного правового акта и в случае, если Правительство РФ, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», иные заинтересованные
государственные корпорации уполномочены на установление соответствующих требований (ст. 27 Закона о стандартизации).
В литературе отмечается, что «применительно к нормативному правовому акту, содержащему ссылку, стандарт или его соответствующие пункты (разделы) приобретают характер норм, реализация которых необходима в целях обеспечения выполнения технических и функциональных требований такого нормативного правового акта»12. Вместе с тем такое толкование ст. 27 Закона о стандартизации не объясняет правовую природу указанных норм.
Национальные стандарты, как и другие документы по стандартизации, не носят нормативного правового характера, что неоднократно подчеркивал Верховный Суд РФ13. Национальные стандарты должны соответствовать нормативным правовым актам и не создавать препятствий к осуществлению хозяйствующими субъектами деятельности, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством РФ требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, т.е. не ограничивать конкуренцию.
Так, в п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от
5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрено требование к заказчику
06 использовании при описании объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими ре-
11 БрославскийЛ. И. Техническое регулирование качества и безопасности продукции и окружающей среды: проблемы теории и практики // Бизнес, менеджмент и право. 2015. № 2. С. 49.
12 Панова А. С. Указ. соч. С. 40.
13 См., например: решение Верховного Суда РФ от 11 августа 2016 г. № АКПИ16-560 об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим ГОСТ Р 56836-2016 «Оценка соответствия. Правила сертификации цементов», утв. приказом Росстандарта от 11 января 2016 г. № 1-ст, и о признании частично недействующей информации о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (в форме обязательной сертификации) в системе сертификации ГОСТ Р, с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования, опубликованной Росстандартом // СПС «Консуль-тантПлюс».
гламентами и документами о стандартизации. При этом если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, законодательством РФ о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии. По существу, такая формулировка Закона означает указание на приоритет применения заказчиками положений документов по стандартизации.
Применение документов по стандартизации при поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг, в том числе при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, определено в Законе о стандартизации как одна из задач для достижения установленных законом целей стандартизации.
Положение в Законе о контрактной системе об первоочередном указании заказчиками при описании объекта закупаемых товаров (работ, услуг) соблюдения конкретных документов по стандартизации означает, по существу, обязательность их применения. Вместе с тем это противоречит принципу добровольности применения документов по стандартизации, предусмотренных Законом о стандартизации.
Представляется, что содержащиеся в нормативных правовых актах ссылки на документы по стандартизации должны иметь рекомендательный характер, что не устранит конкуренцию среди участников закупки и не создаст корруп-циогенные условия закупки.
Следует также отметить, что стандартизация как гибкий инструмент регулирования способствует развитию негосударственных форм регулирования торговой деятельности.
В области торговли применяется особая форма негосударственного регулирования
торговых отношений, предусмотренная ст. 12 Закона о торговле, в соответствии с которой ассоциации, союзы, иные некоммерческие организации, объединяющие хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, вправе заключать соглашения с ассоциациями, союзами, иными некоммерческими организациями, объединяющими хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, в целях формирования принципа добросовестности при заключении между ними договоров и исполнении ими договоров.
Достаточно широко применяется Кодекс добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров14, являющийся результатом совместной деятельности представителей отраслевых ассоциаций поставщиков и ритейлеров по выработке правил добросовестного взаимодействия сторон на всех этапах — начиная с преддоговорного и заканчивая исполнением договорных обязательств.
Данный документ является сводом рекомендуемых правил взаимодействия между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров, применение которых осуществляется поставщиками и покупателями на добровольной основе независимо от присоединения к Кодексу некоммерческого объединения (ассоциации, союза), членом которого является поставщик или ритейлер.
Государство оказывает поддержку и содействие развитию данной формы негосударственного регулирования торговли, которую можно рассматривать в качестве своеобразной формы саморегулирования торговли, не предусмотренной Законом о саморегулировании15.
С этой целью Росстандартом утвержден национальный стандарт РФ ГОСТ Р 56876.1-2016 (часть 1) и ГОСТ Р 56876.2-2016 (часть 2) «Руководство по добросовестным практикам взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров»16. В части 1
14 URL: www.codeofconduct.ru.
15 Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» // СЗ РФ. 2007. № 49. Ст. 6076.
16 СПС «КонсультантПлюс».
национального стандарта содержатся стандартизированные торговые термины и определения, а во второй части — общие требования по взаимоотношениям поставщиков и ритейлеров посредством определения основных признаков как добросовестных, так и недобросовестных практик на всех этапах и во всех видах их взаимодействия.
Значение стандартизированных терминов, определений и правил состоит в том, что позволяет обеспечить однозначное толкование правил, содержащихся в Кодексе добросовестных практик, избежать разногласий при заключении
и исполнении договоров поставки потребительских товаров в торговые сети и договоров возмездного оказания услуг.
Национальный стандарт содержит оценку сложившихся практик в качестве добросовестных.
Торговые сети обладают значительной рыночной властью, поэтому принятие данного национального стандарта представляется весьма важным событием, способствующим формированию добросовестного поведения на рынке в целях достижения баланса интересов его участников.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Брославский Л. И. Техническое регулирование качества и безопасности продукции и окружающей среды: проблемы теории и практики // Бизнес, менеджмент и право. — 2015. — № 2. — С. 49—55.
2. Ершова И. В. Стандартизация как элемент правового механизма технического регулирования в условиях экономической интеграции // Предпринимательское право. — 2013. — № 1. — С. 33—45.
3. Калинина Л. Е. Юридико-экономические основы предпринимательской деятельности малого бизнеса в торговле // Право и экономика. — 2013. — № 8. — С. 15—18.
4. Международные и национальные стандарты предпринимательской деятельности в условиях современной геополитики / Белых В. С., Гаврин Д. А., Голева Е. В. [и др.] // Бизнес, менеджмент и право. — 2016. — № 1-2.
5. Панова А. С. Роль национальной стандартизации в правовом обеспечении качества товаров // Предпринимательское право. — 2017. — № 1. — С. 38—44.
Материал поступил в редакцию 1 ноября 2017 г.
STANDARDIZATION IN THE SYSTEM OF THE LEGAL REGULATION OF TRADING ACTIVITY 17
ANDREEVA Lyubov Vasilievna — Doctor of Law, Professor of the Department of Entrepreneurial and
Corporate Law at the Kutafin Moscow State Law University (MSAL)
125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9
Abstract. The paper provides a brief description of the subject of regulation under Federal Law of December 28, 2009 № 381 "On the Foundations of the State Regulation of Trade Activity," elucidates the competence of federal bodies of State power and bodies of the State power of constituent entities of the Russian Federation concerning trade regulation. The paper highlights the problems of trade activity definition and drawing the line between the wholesale trade and retail trade, and, to this end, the author examines the importance of standardization of documents constituting its highest level — national standards. They specify the basic concepts in the sphere of trade (wholesale trade, retail trade, trade object, type of a trading enterprise, forms of trade, etc.), encourage
17 When writing the paper the author used the Reference-and-Search Systems "Garant" and "KonsultantPlus."
systematization of trade relations and uniform understanding of trade terms. The paper examines the legal nature of national standards, their significance as means of trade relations regulation and the order of their application. A significant feature of standardization in the field of trade is the adoption of the RF national standard GOST R 56876.1-2016 (Part 1) and GOST R 56876.2-2016 (Part 2) entitled "The Guide to Good Practices of Relationships between Trade Networks and Suppliers of Consumer Goods" that provides explanations of terms and criteria of fair conduct of trade participants contained in the Code of Good Practices of Relations between Trade Networks and Consumer Goods Suppliers — a voluntary agreement concluded by representatives of suppliers and traders.
Keywords: trade activity, trade network, standardization, national standards.
REFERENCES (TRANSLITERATION)
1. Broslavskij L. I. Texnicheskoe regulirovanie kachestva i bezopasnosti produkcii i okruzhayushhej sredy: problemy teorii i praktiki // Biznes, menedzhment i pravo. — 2015. — № 2. — S. 49—55.
2. Ershova I. V. Standartizaciya kak e'lement pravovogo mexanizma texnicheskogo regulirovaniya v usloviyax e'konomicheskoj integracii // Predprinimatel'skoe pravo. — 2013. — № 1. — S. 33—45.
3. Kalinina L. E. Yuridiko-e'konomicheskie osnovy predprinimatel'skoj deyatel'nosti malogo biznesa v torgovle // Pravo i e'konomika. — 2013. — № 8. — S. 15—18.
4. Mezhdunarodnye i nacional'nye standarty predprinimatel'skoj deyatel'nosti v usloviyax sovremennoj geopolitiki / Belyx V. S., Gavrin D. A., Goleva E. V. [i dr.] // Biznes, menedzhment i pravo. — 2016. — № 1-2.
5. Panova A. S. Rol' nacional'noj standartizacii v pravovom obespechenii kachestva tovarov // Predprinimatel'skoe pravo. — 2017. — № 1. — S. 38—44.