АКТУАЛЬНЫЕ
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ
ПОДХОДЫ
К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СУЩНОСТИ ПОСРЕДНИЧЕСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ
CURRENT SCIENTIFIC AND PRACTICAL APPROACHES TO THE DETERMINATION OF THE ESSENCE OF INTERMEDIARY ENTREPRENEURSHIP IN THE SPHERE OF WHOLESALE TRADE
УДК 334
ВОРОНОВА Татьяна Игоревна
аспирантка Санкт-Петербургского государственного экономического университета, t-voronova. [email protected]
VORONOVA, Tatyana Igorevna
Post-graduate Student of the Saint-Petersburg State University of Economics, [email protected]
Аннотация.
В статье рассматривается сущность посреднического предпринимательства в сфере торговли. Автором проанализирована динамика развития оптовой торговли в РФ за 2000-2016 гг. Выделены существующие подходы к определению понятия «оптовая торговля» в рамках торгового посредничества. Автором обоснована необходимость использования функционального подхода при определении сущности понятия оптовой торговли.
Ключевые слова: посредническое предпринимательство, коммерческий посредник, торговый представитель, оптовая торговля.
Abstract.
The article examines the role, purpose and essence of intermediary entrepreneur-ship in the national economy, and it analyses the dynamics of wholesale trade development in Russia for 2000-2016. It also identifies main scientific and practical approaches to the definition of the «wholesale trade» concept in commercial mediation. The author substantiates the necessity of allocating an additional «functional» approach to the definition of wholesale trade.
Key words: reseller, commercial broker, sales representative, wholesale trade.
© Воронова Т. И., 2017.
Для обозначения места и роли посреднических предпринимательских структур оптовой торговли в народном хозяйстве необходимо иметь представление о структуре секторов национальной экономики. Опираясь на модель секторальной экономики, отражающую систему производственно-хозяйственных результатов народнохозяйственного комплекса страны [1-3], отнесем посредническую предпринимательскую деятельность в сфере оптовой торговли к третичному сектору экономики, задачей которого является оказание деловых услуг по формированию коммерческой инфраструктуры субъектов разных видов предпринимательства с целью обеспечения и поддержания рационального товародвижения в системе экономических отношений В2В («бизнес для бизнеса»), В2в («бизнес для государства»), в2В («государство для бизнеса»).
Важность торговли для национальных и мировой экономик трудно переоценить, так как эта сфера экономической деятельности призвана во многих странах выполнять важную экономическую и социальную роль. Так, вклад торговли в мировой ВВП составляет около 10%, в общую занятость - до 13%, а число предприятий малого и среднего бизнеса по секторам экономики в странах Евросоюза занимает почетное второе место после «услуг для организаций». В Российской Федерации торговля обеспечивает десятую часть всех налоговых поступлений в бюджет и является лидером среди всех отраслей российской экономики по количеству созданных рабочих мест к 2015 г. (общая численность занятых составила примерно 18% от всего занятого населения страны) [4].
Действительно, сфера торговли на протяжении последних лет является одной из наиболее быстро развивающихся в России. Динамика оборотов оптовой торговли РФ за 2000-2016 гг. представлена в таблице 1 и на рисунке 1 согласно данным Росстата [5].
Торговля развивается динамично, используя в рамках формируемых бизнес-моделей современные организационно-управленческие и технологические инновации в ответ на меняющиеся ожидания, мотивы, ценности, модели поведения современных потребителей.
В условиях глобализации мировых рынков оптовой торговле отводится важная роль социально-экономического института с набором разнообразных функций, применяющего традиционные и новые формы обращения товаров, услуг, объектов интеллектуальной собственности.
Говоря о посредническом предпринимательстве в сфере оптовой торговли, следует отметить, что законодательство Российской Федерации не содержит трактовок понятий «посредник» и «торговый посредник». В Гражданском кодексе (ст. 184, ч. 1) определено понятие «коммерческого представителя»: «Коммерческим представителем является лицо, постоянно и самостоятельно представительствующее от имени предпринимателей при заключении ими договоров в сфере предпринимательской деятельности» [6]. Однако в деловой среде среди агентов бизнеса чаще можно услышать понятие «торговый посредник». Особенно часто такое понятие применимо к предпринимательским структурам сферы оптовой торговли, осуществляющим посредническую деятельность в сфере товарного обращения по экономическим схемам В2В, В2в, в2В.
Как внешняя, так и внутренняя торговля, согласно ГОСТ Р 51773-2009 «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли» [7], предполагает выделение двух групп предпринимательских структур:
• предприятия оптовой (мелкооптовой) торговли;
• предприятия розничной торговли.
Анализ изученной литературы [1-3; 8-16]
и нормативно-правовых актов [6-7; 17-18] позволил выделить три основных научных подхода к определению понятия «оптовая торговля».
1. Целевой подход - характеризует оптовую торговлю через цель приобретения товаров. Этот подход характерен для макроэкономики и нормативно-правовых актов, поскольку отражает общую характеристику оптовой торговли через закупку товаров для последующей перепродажи бизнесу.
Именно целевой подход использован в определении понятия «оптовой торговли» в
Таблица 1
Анализ динамики оборотов оптовой торговли Российской Федерации за 2000-2016 гг.
Год Оборот оптовой торговли, млрд руб. Абсолютное изменение, млрд руб. Темпы роста, % Темпы прироста, %
2000 4 256,8 - - -
2001 5 507,8 1 251,0 129,39 29,39
2002 6 819,2 1 311,4 123,81 23,81
2003 8 887,7 2 068,5 130,33 30,33
2004 11 422,9 2 535,2 128,52 28,52
2005 15 626,0 4 203,1 136,80 36,80
2006 19 921,8 4 295,8 127,49 27,49
2007 24 015,6 4 093,8 120,55 20,55
2008 31 136,4 7 120,8 129,65 29,65
2009 28 258,8 -2 877,6 90,76 -9,24
2010 32 153,5 3 894,7 113,78 13,78
2011 39 154,0 7 000,5 121,77 21,77
2012 42 946,0 3 792,0 109,68 9,68
2013 45 121,4 2 175,4 105,07 5,07
2014 47 611,2 2 489,8 105,52 5,52
2015 50 075,8 2 464,6 105,18 5,18
2016 52 578,5 2 502,7 105,00 5,00
С 2007г. - включая данные по индивидуальным предпринимателям.
Данные с 2014 г. включают сведения по Республике Крым и городу федерального значения Севастополь.
Примечание: рассчитано автором на основе [5].
ГОСТ Р 51773-2009 «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли»: «Предприятие оптовой торговли - это предприятие торговли, осуществляющее продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг торговли покупателям для последующей перепродажи товаров или профессионального использования» [7].
ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» опре-
деляет оптовую торговлю как «вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием» [18].
Также следует отметить, что в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации
Рисунок 1
Динамика оборотов оптовой торговли в России, 2000-2016 гг. Примечание: разработано автором на основе источника [5].
от 30.01.2001 № 2-П указано, что само понятие «реализация товаров (работ, услуг) в розницу или оптом за наличный расчет» является юридически неопределенным [17]. Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что ГК РФ выделяет реализацию товаров путем розничной купли-продажи, когда покупателю товар передается для личного, семейного, домашнего и иного использования, не связанного с предпринимательством (ст. 492 ГК РФ), и путем поставки, когда продавец передает производимые или закупаемые им товары покупателю для использования их последним в своей предпринимательской деятельности (ст. 506 ГК РФ). Таким образом, под оптовой торговлей следует понимать реализацию товаров для последующего их использования в предпринимательской деятельности.
Наиболее распространенное определение оптовой торговли принадлежит Ф. Котлеру: «Любая деятельность, связанная с продажей товаров или услуг для их последующей
перепродажи или использования в производстве» [13].
2. Количественный подход - определяет оптовую торговлю, исходя из размера партии товаров. Например, В. П. Федько отмечает, что «оптовая торговля - это продажа товара относительно крупными партиями» [15]. Большой экономический словарь определяет оптовую торговлю как «торговлю крупными партиями товаров, продажу оптовым покупателям, потребляющим товары в значительном количестве или продающим их затем в розницу» [9].
3. Количественно-целевой подход позволяет наиболее точно определить оптовую торговлю через ее цели и набор присущих ей количественных признаков. Е. Н. Киселева и О. Г. Буданова дают такое определение оптовой торговли: «Оптовая торговля - вид предпринимательской деятельности по продаже собственниками, производителями или по перепродаже без видоизменений посредниками любых разрешенных для оборота товаров
крупными партиями розничным торговцам, промышленным, коммерческим, учрежденческим или профессиональным пользователям или же другим оптовым торговцам (за исключением населения) для использования их в производстве, иного профессионального использования или использования для последующего извлечения прибыли» [12].
Данная формулировка, думается, довольно ёмкая и наиболее точная, поскольку авторы рассматривают оптовую торговлю не только с количественно-целевой точки зрения, но и как стадию товарного обращения.
Количественно-целевого подхода в определении оптовой торговли придерживаются и зарубежные специалисты. Так, бизнесмены национальной ассоциации дистрибьюторов США под руководством В. Даненбурга [10] характеризуют оптовую торговлю как совокупность организаций, которые приобретают и (или) хранят товары крупными партиями и перепродают их рознице, другим торговым организациям и (или) организациям-потребителям.
Анри Крие и Жоэль Жаллэ в книге «Внутренняя торговля» [14] отмечают, что оптовый торговец закупает товары у производителей, а затем перепродает их коммерсантам, промышленникам или предприятиям сферы обслуживания, причем обычно он оперирует крупными партиями товаров, выступая, таким образом, в роли посредника и не контактируя непосредственно с потребителем.
Анализируя рассмотренные подходы к определению оптовой торговли, следует отметить, что целевой подход является классическим, однако не раскрывает полное содержание сущности оптовой торговли. Содержание количественного подхода является в большей степени субъективной характеристикой, поскольку объем «крупной партии товаров» не имеет точного числового значения. Оптимальными критериями определения оптовой торговли как таковой, по мнению автора, являются: принадлежность покупателя к определенному сектору экономики и характер последующего использования товара, с учетом размера закупаемой товарной партии. Именно такие критерии положены в основу количественно-целевого подхода к определению оптовой торговли.
Учитывая состав ученых, придерживающихся того или иного подхода к определению оптовой торговли, можно сделать вывод, что точка зрения на объект исследования изменяется в зависимости от общественно-политического уклада и экономической ситуации. В этой связи именно экономико-политическая ситуация в стране является одним из факторов не только развития отрасли, но и способов трактовки базовых терминов.
В таблице 2 сконцентрируем подобранные автором определения оптовой торговли, данные в научной и учебной литературе.
Действительно, рассмотренные выше подходы к определению сущности оптовой торговли изложены в академической литературе и нашли свое отражение в законодательных актах Российской Федерации. Однако современная практика торгового взаимодействия показывает, что продажу товаров для бизнеса относительно крупными партиями производят и торговые сети (например, «Metro cash&carry», «Лента» и др.), позиционирующие себя в качестве розничных сетевых операторов торгового бизнеса. К тому же, наличие собственных распределительных центров у торговых сетей ставит под вопрос актуальность некогда главной функции оптового звена - складирование товаров. И эта тенденция становится для торговли определяющей. Динамика товарооборота розничных торговых сетей в суммарном обороте розничной торговли России за последнее десятилетие значительно возросла (рисунок 2), и в совокупности с расширением набора выполняемых функций самих торговых сетей ставит под угрозу дальнейшее развитие традиционной оптовой торговли на российском потребительском рынке.
Таким образом, в современной экономике ценность оптовых торговых посредников для продавцов и покупателей всё больше ставится в зависимость от набора реализуемых ими функций. По мнению автора, необходимо дополнить представленный выше перечень научно-практических подходов к определению посреднической предпринимательской деятельности в сфере оптовой торговли функциональным подходом.
Таблица 2
Определения оптовой торговли
Определение оптовой торговли Автор Источник
Торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием Дашков Л. П., Памбухчиянц О. В. Дашков Л. П., Памбухчиянц О. В. Организация и управление коммерческой деятельностью. М.: Дашков и К, 2012.
Любая деятельность, связанная с продажей товаров или услуг для их последующей перепродажи или использования в производстве Котлер Ф. Котлер Филипп. Маркетинг, менеджмент. СПб.: Питер, 2000.
Продажа товара относительно крупными партиями Федько В. П. Федько В. П. Основы маркетинга. Ростов н/Д: Феникс, 2001.
Вид предпринимательской деятельности по продаже собственниками, производителями или по перепродаже без видоизменений посредниками любых разрешенных для оборота товаров крупными партиями розничным торговцам, промышленным, коммерческим, учрежденческим или профессиональным пользователям, или же другим оптовым торговцам (за исключением населения) для использования их в производстве, иного профессионального использования или использования для последующего извлечения прибыли Киселева Е. Н., Буданова О. Г. Киселева Е. Н., Буданова О. Г. Организация коммерческой деятельности по отраслям и сферам применения: учебное пособие // М.: Вузовский учебник, 2008.
Реализация крупных партий товара в целях их производственного потребления (продажа средств производства) или последующей перепродажи (продажа товаров представителям розничной торговли) Афанасенко И. Д., Борисова В. В. Афанасенко И. Д., Борисова В. В. Торговое дело: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2015.
Вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подсобным использованием Щербаков В. В., Мерзляк А. В., Коскур-Оглы Е. О. Щербаков В. В., Мерзляк А. В., Коскур-Оглы Е. О. Автоматизация бизнес-процессов в логистике: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2016.
Рисунок 2
Динамика товарооборота розничных торговых сетей в РФ, 2000-2016 гг., % (по данным Росстата [5])
Применение такого функционального подхода позволяет связывать посредническое предпринимательство в сфере оптовой торговли с видом торговли товарами крупными партиями в системе экономических отношений В2В («бизнес для бизнеса»), В2в («бизнес для государства»), в2В («государство для бизнеса»), способным выполнять широкий набор функций торгового посредника:
• закупки;
• складирования;
• реализации;
• коммерческого кредитования;
• информационного и консалтингового обслуживания;
• логистического обеспечения;
• маркетингового обслуживания;
• минимизации коммерческих рисков клиента при купле-продаже товаров.
Выделение функционального подхода к определению сущности посреднического предпринимательства в сфере оптовой торговли потребует более глубокого изучения актуальных базовых функций, закрепляемых за предпринимательскими структурами этого сегмента национальной (региональной) экономики в качестве «якорных».
\ Список литературы
• 1. Кожевникова С. Ю. Определение места и назначения социальной инфраструктуры : в современной секторальной экономике России // Вестник СПбГЭУ: Научный жур-: нал. Сер. Экономика. Вып. 1 (68). СПб.: СПбГЭУ, 2014. С. 200-203.
2. Кожевникова С. Ю. Формирование качественной социальной инфраструктуры как важнейший фактор инновационного развития секторальной экономики России // Состояние и перспективы развития экономики (мировой, национальной, региональ-
ной) / Т. И. Безденежных, Е. А. Пахомова, А. В. Резников, В. В. Шапкин, Е. А. Тымчик, З. Н. Идрисова, Н. И. Исаева, С. Ю. Кожевникова, С. Е. Лазовский и др.: монография: в 2 кн. Одесса, 2015. Книга 2. С. 117-131.
3. Инновационное развитие сервисного сектора как фактор повышения конкурентоспособности национальной экономики: монография / И. М. Байкова, В. С. Боголюбов, С. А. Боголюбова, С. В. Васильева, Е. В. Владимирова, П. В. Иванкова и др. СПб., 2016. С. 78-96.
4. Приказ от 25.12.2014 № 2733 «Об утверждении стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 годы и период до 2020 года» / Министерство промышленности и торговли РФ. М., 2014.
5. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 04.05.2017).
6. Гражданский кодекс Российской Федерации: офиц. текст. М.: Омега-Л, 2014. 560 с.
7. ГОСТ Р 51773-2009 «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли».
8. Афанасенко И. Д., Борисова В. В. Торговое дело: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2015. 317 с.
9. Борисов А. Б. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 2003. 895 с.
10. Даненбург В. Основы оптовой торговли: практический курс / В. Даненбург, Р. Монкриф, В. Тейлор. СПб.: Нева-Ладога-Онега, 1993. 370 с.
11. Дашков Л. П., Памбухчиянц О. В. Организация и управление коммерческой деятельностью. М.: Дашков и К, 2012. 210 с.
12. Киселева Е. Н., Буданова О. Г. Организация коммерческой деятельности по отраслям и сферам применения: учебное пособие. М.: Вузовский учебник, 2008. 350 с.
13. Котлер Филипп. Маркетинг, менеджмент. СПб.: Питер, 2000. 546 с.
14. Крие А., Жаллэ Ж. Внутренняя торговля: пер. с фр. / общ. ред. В. С. Загашвили. М.: А/О Издательская группа «Прогресс» - «Универс», 1993. 192 с.
15. Федько В. П. Основы маркетинга. Ростов н/Д: Феникс, 2001. 523 с.
16. Щербаков В. В., Мерзляк А. В., Коскур-Оглы Е. О. Автоматизация бизнес-процессов в логистике: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2016. 284 с.
17. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.01.2001 № 2-П.
18. Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016).