6.3. ПОНЯТИЕ ДИСТРИБЬЮТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С КАТЕГОРИЯМИ ТОРГОВОЙ И ПОСРЕДНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Улугова Камила Эркиновна, аспирант кафедры предпринимательского права, гражданского и арбитражного процесса Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации
kamila. ulugova@gmail. com
Аннотация: В статье исследуется структура договорных связей, опосредующих отношения в сфере дистрибуции, а также их субъектный состав, дано авторское понятие дистрибьюторской деятельности, на основании которого проведен анализ соотношения категории дистрибьюторской деятельности с категориями торговой и посреднической деятельности.
Цели и методология. Целью статьи является установление круга общественных отношений, относящихся к дистрибуции, их участников и структуры договорных связей между ними, а также выявление соотношения дистрибьюторской деятельности с торговой и посреднической деятельностью. Для достижения целей исследования были проанализированы научная литература и нормативно-правовые акты, в результате обобщения характерных для дистрибьюторской деятельности признаков был установлен круг участников отношений в сфере дистрибуции, сформулировано определение
дистрибьюторской деятельности; проведено
сравнительное исследование понятия дистрибьюторской деятельности с категориями торгового и юридического посредничества, торговой деятельности.
Выводы. Дистрибьюторская деятельность определяется в статье как осуществляемая на постоянной основе деятельность дистрибьютора по продвижению и реализации на согласованных с поставщиком условиях и территории маркированной товарными знаками или коммерческим обозначением продукции поставщика, предварительно приобретаемой дистрибьютором в собственность на возмездной основе, имеющая целью поддержание и/или увеличение объемов ее сбыта. Установлено, что обязательными участниками отношений в сфере дистрибуции являются поставщик, дистрибьютор, покупатели дистрибьютора. Анализ соотношения категории дистрибьюторской деятельности с категориями торговой и посреднической деятельности позволил сделать выводы об отнесении дистрибьюторской деятельности к торговому посредничеству и торговой деятельности и об отсутствии оснований для ее отнесения к юридическому посредничеству.
Рамки исследования и его практическое значение. В работе дано авторское понятие дистрибьюторской деятельности, изложены взгляды автора к субъектам отношений в сфере дистрибуции и к структуре договорных связей между ними. Сформулированное определение дистрибьюторской деятельности и характерных для нее признаков позволило выявить структуру договорных связей между участниками отношений в сфере дистрибуции, отграничить ее от иных видов предпринимательской деятельности.
Содержащиеся в работе выводы имеют значение для понимания правовой природы складывающихся между поставщиком и дистрибьютором отношений и могут
быть использованы при дальнейшей разработке и изучении вопросов правового регулирования дистрибьюторской деятельности, в практической деятельности судов, а также в целях дальнейшего совершенствования законодательства.
Ключевые слова: дистрибьюторская деятельность; договорные связи в сфере дистрибуции; участники отношений в сфере дистрибуции; торговая деятельность; торговое посредничество
THE CONCEPT OF A DISTRIBUTORSHIP AND ITS CORRELATION WITH THE CATEGORIES OF INTERMEDIATION AND COMMERCIAL ACTIVITIES
Ulugova Kamila Erkinovna, the post-graduate of the Entrepreneurial Law, Civil and Arbitration Judicial Procedure Department of The Russian Law Academy of the Russian Federation Ministry of Justice
kamila. ulugova@gmail. com
Annotation: The article examines the structure of the contractual relationships that mediate the relations in the field of distributorship, as well as their participants. Author gives the definition of distributorship and analyzes the relation between categories of distributorship and commercial activities, intermediation on the basis of this definition.
Keywords: distributorship; contractual links in the
distributorship; the participants of distributorship relations; commercial activities; commercial intermediary
Дистрибьюторская деятельность как некая последовательная совокупность повторяющихся действий, опосредующих продвижение товаров от производителя (поставщика) к конечным потребителям и имеющих целью поддержание и/или увеличение их сбыта, делится на два этапа: взаимоотношения производителя (поставщика) и дистрибьютора в рамках собственно дистрибьюторского договора, в котором стороны согласовывают общие условия своего взаимодействия и его цели, и заключаемых между ними во исполнение дистрибьюторского соглашения договоров поставки (первый этап), а также реализация дистрибьютором приобретенных у поставщика товаров своим покупателям на согласованных с последним условиях (второй этап).
Второй этап в дистрибуции является крайне важным, поскольку именно на данном этапе согласованные поставщиком и дистрибьютором в дистрибьюторском договоре обязательства трансформируются в реальные действия сторон, направленные на исполнение принятых ими обязанностей, а процесс реализации условий дистрибьюторского соглашения в рамках договорных связей дистрибьютора со своими покупателями является неким индикатором способности механизма дистрибьюторского соглашения достигнуть согласованных в нем целей.
Говоря о дистрибуции, необходимо иметь в виду процесс, состоящий не только из взаимодействия сторон, заключивших собственно дистрибьюторский договор, но также и из взаимодействия дистрибьютора со своими контрагентами, с которыми он заключает договоры, направленные на отчуждение
приобретенного им у поставщика товара1. При этом второй этап является частичным исполнением дистрибьюторского договора, поскольку в полной мере позволяет реализовать сторонам принятые на себя обязанности.
Таким образом, для отношений в сфере дистрибуции характерно наличие сложного субъектного состава (поставщик, дистрибьютор, покупатели
дистрибьютора), который в некоторых случаях дополняется также посредниками дистрибьютора (комиссионерами, агентами), а опосредующие дистрибуцию договорные связи характеризуются сложной структурой:
- собственно дистрибьюторский договор и договоры поставки между поставщиком и дистрибьютором;
- договоры, опосредующие процесс дальнейшей возмездной передачи продукции покупателям дистрибьютора;
- сопутствующие договоры, заключаемые
дистрибьютором в целях продвижения продукции поставщика.
Покупатели дистрибьютора, которым он в последующем реализует товары, сторонами дистрибьюторского соглашения не являются, однако, поскольку под дистрибуцией понимается совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией дистрибьюторского договора, в том числе связанных с последующей продажей товаров покупателям дистрибьютора, они являются субъектами отношений, возникающих в процессе осуществления дистрибьюторской деятельности.
По общему правилу покупателями дистрибьютора могут быть только лица, приобретающие
продвигаемые им товары для использования в предпринимательских целях, не связанных с личным, семейным и иным подобным использованием,
поскольку это является характерной чертой
дистрибуции. Однако, по нашему мнению,
возможность реализации дистрибьютором товаров в розницу через соответствующие каналы сбыта дистрибьютора не исключается, поскольку ничто не мешает дистрибьютору реализовывать товары
напрямую конечным потребителям в случае наличия у него подобных налаженных каналов сбыта. К тому же, если обратиться к автомобильному рынку сбыта, он опосредуется такими звеньями как производитель ^ импортер (собственно импортер / производитель-импортер / импортер-дистрибьютор) ^ дистрибьютор ^ дилеры ^ конечные потребители. В данной цепи доведения товаров до конечного потребителя дилеры зачастую осуществляют свою деятельность на основании договора комиссии, заключенного между ними и дистрибьютором (или импортером-
дистрибьютором), а переход права собственности на конкретный автомобиль, реализуемый дилером
конечному потребителю, происходит непосредственно от дистрибьютора к конечному потребителю, минуя дилера, что в частности подтверждается соответствующей отметкой в паспорте транспортного средства. Это, в свою очередь, означает, что дистрибьютор осуществляет розничную торговлю
1 К таковым могут относиться не только договоры поставки или купли-продажи, но также и иные договоры, которые способствуют передаче права собственности на продукцию от дистрибьютора его покупателям, и здесь можно говорить о допустимости использования дистрибьютором в процессе доведения продукции до своих покупателей договоров посреднической группы.
автомобилями, которая опосредуется комиссионером-дилером.
Относительно фигуры поставщика необходимо выяснить, обязательно ли он должен быть производителем продукции, функции по дистрибуции которой он передает дистрибьютору. Как представляется, это не является обязательным, однако характер отношений, складывающихся между поставщиком и дистрибьютором, предполагает достаточную продолжительность их существования, поскольку для достижения экономического эффекта от дистрибуции в виде увеличения спроса на продукцию поставщика посредством построения
дистрибьюторской сети как от поставщика, так и от дистрибьютора требуется вложение соответствующих материальных и временных ресурсов, порой весьма значительных. В связи с чем, трудно представить себе поставщика, не являющегося производителем и, соответственно, правообладателем соответствующего товарного знака или коммерческого обозначения, которыми маркированы дистрибутируемые товары, готового вложить соответствующие средства в их продвижение. К тому же, в некоторых случаях осуществление функций дистрибьютора может предполагать необходимость предоставления ему права использования товарных знаков, которыми маркированы продвигаемые им товары, а это в свою очередь предполагает, что если поставщик не является правообладателем, у него должен быть заключен лицензионный договор с правообладателем, предоставляющий ему право заключать
сублицензионные договоры. Как представляется, в качестве такого поставщика, не являющегося производителем продукции и/или правообладателем товарного знака, которым маркируется продвигаемая продукция, могут выступать дочерние компании,
специально создаваемые крупными производителями на территории иностранных государств с целью возложения на них функций импортера и генерального дистрибьютора2.
В.С. Белых обращает внимание на то, что «предпринимательская деятельность не сводится к простой совокупности действий. Она состоит из связанных и последовательных предпринимательских мероприятий (действий), направленных к единой цели» [3]. Продолжительный характер взаимоотношений сторон и систематическое
совершение совокупности действий, направленных на достижение единой цели, обуславливает применение категории «деятельность» для обозначения осуществляемых дистрибьютором в процессе исполнения дистрибьюторского договора действий.
Из изложенного можем сделать вывод, что дистрибьюторская деятельность - осуществляемая на постоянной основе деятельность дистрибьютора по продвижению и реализации на согласованных с
поставщиком условиях и территории маркированной товарными знаками или коммерческим обозначением продукции поставщика, предварительно
приобретаемой дистрибьютором в собственность на возмездной основе, имеющая целью поддержание и/или увеличение объемов ее сбыта. Взяв за основу данное определение дистрибьюторской деятельности,
2 В дальнейшем нами будет использоваться термин «поставщик», под которым подразумевается как поставщик, так и производитель.
далее выясним, каким образом она соотносится с категориями торговой и посреднической деятельности.
Торговая деятельность, являясь разновидностью предпринимательской деятельности, выполняет значимые экономические и социальные функции, отличающие ее от других видов предпринимательства, опосредует отношения обособленных
товаровладельцев в условиях общественного разделения труда, которые развиваются через товарный рынок, куплю-продажу товаров, обеспечивает продвижение товаров от производителей к потребителям [7].
Легальное определение торговой деятельности дано в Федеральном законе от 28.12.2009 № 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»3 (далее -Законе о торговле), в соответствии с которым торговая деятельность - вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров (п. 1 ст. 2). Оптовая торговля, в свою очередь, определена в ст. 2 Закона о торговле как вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Из данных формулировок следует, что деятельность производителя по продаже (оптом) производимой им продукции не подпадает под определение торговли из-за используемого законодателем союза «и», предполагающего обязательное наличие факта приобретения продукции для возможности квалификации отношений в качестве оптовой торговли, тогда как деятельность покупателей данного производителя, в последующем осуществляющих продажу данной продукции, будет уже квалифицироваться как торговля. Федеральная антимонопольная служба России в одном из своих разъяснений также приходит к выводу, что, исходя из формулировки оптовой торговли, данной в Законе о торговле, «реализация (продажа) производителями произведенных лекарственных средств не относится к виду деятельности «оптовая торговля» и осуществляется в рамках полученной лицензии на
4
производство лекарственных средств» .
Подобное исключение законодателем из понятия торговли и в частности оптовой торговли отношений, относящихся к ней, считаем не оправданным. Как отмечалось П.П. Цитовичем, с точки зрения торгового права торговлей является не только посредническая деятельность, но и деятельность фабриканта, заводчика, мастерового, которые «спекулируют» на разнице между ценой сделанного приобретения и ценой ожидаемого сбыта той же вещи после обработки или переработки [9, 44-49]. По всей видимости, проблема кроется в некорректном конструировании понятия торговли и, как результат, оптовой торговли, из сферы которой неоправданно выведены отношения в цепочке «производитель -торговая сеть», тем самым не достигнута цель, преследовавшаяся при разработке закона и заключавшаяся в том, чтобы «выстроить
3 Собрание законодательства РФ. 04.01.2010. N 1, ст. 2.
4 Письмо Федеральной антимонопольной службы от 24 октября 2011 г. № АЦ/39720 «О рассмотрении обращения» // СПС
«КонсультантПлюс».
сбалансированные, цивилизованные отношения по всей цепочке - от производства до прилавка, [1] искоренить практику дискриминации производителей, прекратить длительную задержку оплаты за поставленную продукцию, закончить всевозможные поборы или, как их называют сами участники рынка, «бонусы»5.
Указанные проблемы, по нашему мнению, могут быть устранены путем внесения изменений в Закон о торговле в части формулировки определения торговли и, по аналогии, оптовой и розничной торговли и изложения ее следующим образом:
«торговая деятельность - вид
предпринимательской деятельности, связанный с продажей либо приобретением и продажей товаров».
До внесения указанных изменений следует исходить из системного толкования данного определения с иными нормами Закона о торговле, соотнося их с его целями, в соответствии с которыми отношения в цепочке «производитель - торговая сеть», как и отношения в цепочке «производитель - агент (комиссионер) - торговая сеть» или «производитель -дистрибьютор» должны признаваться относимыми к оптовой торговле.
К тому же, на первый взгляд указанное определение сводит торговую деятельность к деятельности, осуществляемой в рамках договора поставки и/или договора купли-продажи, тогда как на практике торговля шире по содержанию и по опосредующим ее договорным конструкциям (не ограничиваемым типом купли-продажи). К торговой деятельности относится как деятельность производителя товаров по доведению последнего до конечного потребителя, так и деятельность посреднических и торговых звеньев [1; 8, с. 22-25].
С правовой точки зрения посредничество подразделяется на две основные группы:
1. юридическое посредничество - деятельность посредника «от имени и за счет другого лица» (поручение) или «от собственного имени, но за счет другого лица» (комиссионные отношения), в рамках которого посредники могут совершать юридические действия или их деятельность ограничивается только выполнением определенных фактических действий, или они могут выполнять и то, и другое.
2. фактическое (коммерческое, торговое) посредничество - деятельность, которую посредник осуществляет «от своего имени и за свой счет» [2].
Однако, как верно отмечено в литературе, термин «приобретение» «юридически [1] не совпадает с понятием купли, под которой в соответствии с пунктом 1 статьи 454 Гражданского кодекса РФ понимается принятие покупателем товара и уплаты за него определенной денежной суммы (цены). В деловом обиходе конструкция «приобретение товара» достаточно устойчиво обозначает как непосредственную куплю хозяйствующим субъектом конкретного товара, так и приобретение прав на товар в результате посреднической или иной сделки (серии сделок), заключенной в его интересах» [10]. То обстоятельство, что речь идет о деятельности по
5 Председатель Правительства РФ Путин В.В. на заседании Президиума Правительства РФ от 13.07.2009 г. / Правительство РФ выбрало сценарий экономического развития [Электронный ресурс]. - URL:
http://finance.rambler.ru/news/economics/47340686.html.
продаже, подразумевающей передачу права собственности на возмездной основе, не исключает возможности отнесения деятельности юридических посредников к торговой, поскольку имеется в виду не только непосредственная деятельность по продаже, но также и сопутствующая ей деятельность посредников, что выражается в термине «связанной», использование которого «еще больше расширяет содержание отличительных признаков данной деятельности за счет возможности охвата и тех видов деятельности, которые хотя и не состоят собственно в приобретении товаров и их продаже, но связаны с таковыми, а именно агентской и иной посреднической деятельности» [10]. Таким образом, определяя
торговую деятельность как деятельность, связанную с приобретением и продажей товаров, законодатель тем самым предусмотрел возможность применения к ней иных договорных конструкций, в том числе относящихся к группе посреднических договоров, часто применяемых на практике для организации как оптовой, так и розничной торговли6.
Как нам представляется, определяющим для понятия торговой деятельности является деятельность, связанная с продажей товаров, факт же производства или приобретения их с целью
последующей продажи не должен оказывать
существенного правового воздействия на квалификацию деятельности в качестве торговой. Однако цель приобретения имеет значение для квалификации деятельности в качестве розничной или оптовой торговли.
Принципиальное отличие правового статуса дистрибьютора от статуса юридического посредника (агента или комиссионера) заключается в том, что он приобретает товары в собственность и в дальнейшем организует их перепродажу от своего имени и за свой счет, что является преимуществом использования данной договорной модели для поставщика, который сразу получает выручку за реализуемые дистрибьютору товары и в меньше степени экономически зависит от действий дистрибьютора по распространению товаров [5, с. 387]. К тому же, как отмечается в экономической науке, «одним из элементов свободы коммерческого выбора дистрибьютора является возможность
самостоятельного установления цены на товар своего клиента и заключения сделок с третьими лицами» [4]. И.Н. Герчикова в этой связи также отмечает, что соглашение не должно оставлять никаких сомнений в том, что дистрибьютор действует как покупатель, а не как агент продавца [6].
В связи с чем с экономической точки зрения дистрибьюторская деятельность является торговым (коммерческим) посредничеством, поскольку дистрибьютор, являясь «активным участником товарораспределительной цепи дилерско-
дистрибьюторского звена, создаваемого продуцентами товаров» [2], выступает посредником в процессе доведения продукции до конечного потребителя. Так, по мнению Б.И. Пугинского, то обстоятельство, что
6 В Постановлении Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст (ред. от 14.12.2011) «О принятии и введении в действие ОкВэД» (вместе с «ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности») в качестве видов экономической деятельности предусмотрено осуществление оптовой торговли через агентов.
дистрибьютор наряду с приобретением и реализацией товаров поставщика от своего имени, за свой счет по самостоятельно заключаемым договорам, что отличает его от посредника в юридическом понимании, одновременно обязуется оказывать продавцу услуги по сбыту товара, делает данные отношения посредническими [8, с. 233].
Таким образом, торговое посредничество как некая экономическая категория представляет собой содержательно менее объемное понятие, нежели торговая деятельность, поскольку последняя включает в себя помимо деятельности по приобретению и продаже либо по производству и продаже также и деятельность, связанную с приобретением и продажей, то есть деятельность юридических посредников; к тому же деятельность производителя по реализации производимой им продукции также является торговой (несмотря на имеющееся в законодательстве определение торговой
деятельности), однако оснований для отнесения ее к торговому посредничеству нет, поскольку производитель в таком случае самостоятельно, через собственные сбытовые подразделения осуществляет ее реализацию. В то же время деятельность
юридических посредников, осуществляющих сбыт продукции, будучи торговой деятельностью, не может квалифицироваться как торговое посредничество, поскольку переход права собственности на
реализуемую с использованием такой модели взаимодействия продукцию происходит от производителя непосредственно к покупателям. Из чего следует, что торговая деятельность по
содержанию является более широким понятием по отношению к торговому посредничеству за счет отнесения к ней деятельности юридических
посредников, связанной с приобретением и продажей товаров, а также деятельности производителя по реализации своей продукции.
Из указанного следует, что как дистрибьюторская деятельность, так и деятельность поставщика, осуществляющего продажу продукции дистрибьютору, являются торговой деятельностью. При этом, если торговая деятельность поставщика, имеющая место быть во взаимоотношениях с дистрибьютором, является оптовой торговлей, деятельность
дистрибьютора по последующей реализации
продукции поставщика, являясь преимущественно оптовой, может осуществляться также и в виде розничной торговли. Поскольку дистрибьютор действует от своего имени и за свой счет, его деятельность является торговым посредничеством и, как следствие, торговой деятельностью.
Список литературы:
1. Андреева Л.В. Коммерческое (торговое) право: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2012. - 328 с. / Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
2. Белов А.П. Посредничество во внешней торговле. // Право и экономика. 1998. №8. С. 58-66.
3. Белых В.С. Отношения в сфере предпринимательства как предмет предпринимательского права. // Актуальные проблемы науки и практики коммерческого права. Сборник научных статей. Вып. 5. / Под обш. ред. В.Ф. Попондопуло и
О.Ю. Скворцова. М.: Волтерс Клувер, 2005. С. 31-48. / Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
4. Верховин В.И., Верховин А.В. Рыночные и переходные модели посреднического поведения. // Мир России. 2005. Т. XIV. № 3. С. 73-104.
5. Вилкова Н.Г. Договорное право в международном обороте. М.: Статут, 2002. - 511 с.
6. Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ, 2001. - 671 с.
7. Пугинский Б.И. Коммерческое право и предпринимательство. // Актуальные проблемы науки и практики коммерческого права. Сборник научных статей. Вып. 5. / Под общ. ред. В.Ф. Попондопуло и О.Ю. Скворцова. М.: Волтерс Клувер, 2005, С. 49-60. / Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
8. Пугинский Б. И. Коммерческое право России. 2-е издание. М.: Зерцало, 2009. - 352 с.
9. Цитович П.П. Очерк основных понятий торгового права. М.: Статут, 2001. - 612 с.
10. Щур Д.Л. Содержание понятия «торговая деятельность» в Федеральном законе «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» как основной объект критики // Торговое право. 2011. № 2. С. 13 - 25. / Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
Reference list:
1. Andreeva L.V. Commercial (Trade) Law: Textbook, 3d edition, revised and enlarged. Moscow: KNORUS, 2012. - 328 p. / Access from LAS “ConsultantPlus”.
2. Belov A.P. Intermediation in International Trade. // Law and Economics. 1998. №8. Pp. 58-66.
3. Belyh V.S. Entrepreneurial Relations as a Subject of Business Law. // Contemporary Issues of Commercial Law Science and Practice. Collection of scientific papers. Issue №5. / Under the general editorship of V.F. Popondopulo and O.Yu. Skvortsov. Moscow: Wolters Kluwer, 2005. Pp. 3l-48. / Access from LAS “ConsultantPlus”.
4. Verkhovin V.I., Verkhovin A.V. Market and Transitional Models of Intermediary Behavior. // Russia's World. 2005. Vol. XIV. № 3. Pp. 73-104.
5. Vilkova N.G. Contract Law in International Turnover. Moscow: Statut, 2002. - 511 p.
6. Gerchikova I.N. International Commercial Business : Handbook. 2nd edition, revised and enlarged. Moscow: UNITY, 2001. - 671 p.
7. Puginskiy B.I. Commercial Law and Entrepreneurship. // Contemporary Issues of Commercial Law Science and Practice. Collection of scientific papers. Issue №5. / Under the general editorship of V.F. Popondopulo and O.Yu. Skvortsov. Moscow: Wolters Kluwer, 2005. Pp. 49-60. / Access from LAS “ConsultantPlus”.
8. Puginskiy B.I. Commercial Law in Russia. 2nd edition. Moscow: Zercalo, 2009. - 352 p
9. Tsitovich P.P. Essay on the Basic Concepts of Trade Law. Moscow: Statut, 2001. - 612 p.
10. Schur D.L. The Meaning of "Trading Activity" in the Federal
Law "On the Basis of State Regulation of Trading Activity in the Russian Federation" as the Main Object of Criticism. // Trade Law. 2011. №2. Pp. 13-25. / Access from LAS
“ConsultantPlus”.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «Понятие дистрибьюторской деятельности и ее соотношение с категориями торговой и посреднической деятельности» Улуговой Камилы Эркиновны. Актуальность темы исследования обусловлена востребованностью дистрибьюторской деятельности как новой формы осуществления сбыта товаров в современной экономике, а также отсутствием, как в правовой науке, так и в судебной практике, устоявшегося подхода к правовой природе отношений, складывающихся в процессе ее осуществления.
В статье дано авторское определение дистрибьюторской деятельности, предпринята попытка установить ее соотношение с категориями торговой и посреднической деятельности, изложены взгляды автора к субъектам отношений в сфере дистрибуции и к структуре договорных связей между ними. Сделанные автором выводы и предложения по совершенствованию законодательства отличаются новизной, достаточно аргументированы, являются важными для понимания правовой природы рассматриваемых отношений и могут быть использованы при дальнейшем изучении правовых аспектов дистрибуции, а также в практической деятельности судов и в целях дальнейшего совершенствования законодательства.
Учитывая изложенное, считаю возможным рекомендовать данную статью для опубликования в открытой печати.
доцент кафедры предпринимательского права, гражданского и арбитражного процесса Российской правовой академии Министерства юстиции РФ, к.ю.н., доцент
Чашкова С. Ю.