Deductive Teaching
The deductive method of teaching grammar is an approach that focuses on instruction before practice. A teacher gives students an in-depth explanation of a grammatical concept before they encounter the same grammatical concept in their own writing. After the lesson, students are expected to practice what they have just been shown in a mechanical way, through worksheets and exercises. This type of teaching, though common, has many people—including teachers—rethinking such methods, as more post-secondary level students are revealing sub-par literacy skills in adulthood. As one former teacher states, deductive teaching methods drive many students away from writing because of the tediousness of rote learning and teacher-centered approaches. Interactive Teaching
Another method of teaching grammar is to incorporate interactivity into lessons. Using games to teach grammar not only engages students but also helps them to remember what they've learned. This method allows teachers to tailor their lessons to the different learning styles of students. For instance, each student can be given a large flashcard with a word on it, and the students must physically arrange themselves into a proper sentence.
Over the years, many methods have been developed for teaching grammar and have been built upon, abandoned, or combined, all with the same goal in mind—teaching students how to communicate effectively and understand how to use the English language. Regardless of how grammar is taught, a well-rounded understanding of English grammar is the most important factor in improving the literacy of students.
References
1. Jie, X. (2008) Error theories and second language acquisition [Electronic version]. USChina foreign language, 6(1).
2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //www.educationworld.com/a_lesson/lesson/lesson33/ (дата обращения: 02.07.2018).
3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.inklyo.com/methods-of-teaching-grammar/ (дата обращения: 02.07.2018).
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ Насыров С.Б.
Насыров Санджар Бахтиерович - студент, кафедра дошкольного и начального образования, Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского,
г. Липецк
Аннотация: в статье анализируются направления работы воспитателя, цели, задачи, формы и методы правового воспитания.
Ключевые слова: декларация прав, защита ребёнка, правовая компетентность, правовое воспитание.
УДК 331.225.3
Чувство доверия у ребенка появляется очень рано, в том возрасте, о котором человек еще ничего не помнит. Но именно в раннем и дошкольном возрасте у ребенка возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности.
Декларация прав ребенка, принятая в 1959 году, является первым документом международного масштаба, защищающим права детей. Родители, общественные организации, местные власти призываются к признанию и соблюдению прав ребенка.
В Декларации провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту, право развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и уважения.
Особое внимание уделяется защите ребенка: он должен своевременно получать помощь и быть огражденным от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации.
Педагоги единодушны во мнении, что именно близким людям принадлежит особая роль в становлении личности, физическом и психическом благополучии ребенка. Если между ребенком и взрослым возникает отчуждение, дети ощущают себя нелюбимыми и очень страдают от этого.
Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.
Только сейчас, когда демократия набирает силу, когда права человека перестают быть фикцией, можно реально ставить как приоритетную задачу - формирование гражданственности: предоставление каждому ребенку не только условий для творческой самореализации, но и условий для свободного самоопределения: как гражданина новой общественной системы, при которой человек становится не только субъектом практического действия, выработки средств достижения целей, но и субъектом общественного целеполагания. Личность, уважающая себя, обладает гораздо больше потенциальной активностью, чем, лишенная достоинства. И дошкольному учреждению принадлежит особая роль в воспитании будущего гражданина своей страны.
Воспитание правовой культуры - обязательная составляющая политики государства, ратифицировавшего Конвенцию оправах ребенка.
Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, так как дошкольное детство - наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.
При построении педагогического процесса определены следующие направления работы воспитателя:
• Анализ взаимоотношений детей со сверстниками, в семье, со взрослыми;
• выявление проблем.
• Правовое воспитание и образование дошкольников.
• Повышение уровня правовой культуры родителей
Целью педагогического процесса в правовом образовании дошкольников
является формирование основ правового сознания дошкольников.
Задачи:
• Создавать условия для развития у детей положительного самоощущения.
• Развивать социальные навыки, коммуникативную компетентность ребенка.
• Воспитывать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков.
• Способствовать формированию чувства собственного достоинства;
• Осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово.
• Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека.
• Разъяснять общественные нормы и правила поведения.
• Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
Система взаимодействия - это:
• организованное обучение;
• совместную деятельность взрослого и ребенка;
• самостоятельную деятельность детей.
Организованная форма обучения включает в себя:
• Знакомство с правами человека.
• Беседы на этические темы
• Сюжетно-ролевые игры, инсценировки, дидактические игры.
• Физкультурно-оздоровительная деятельность.
• Изобразительная, трудовая деятельность.
• Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков.
• Проблемно-поисковая деятельность (разрешение различных ситуаций).
Самостоятельная деятельность детей включает:
• Работу с литературой.
• Создание проблемных ситуаций, задания для самостоятельных наблюдений.
• Разные виды игр.
• Продуктивные виды деятельности.
• Двигательную активность.
Работа по правовому воспитанию состоит из трех блоков:
• Работа с детьми.
• Работа с воспитателями.
• Работа с родителями
Работа с детьми.
Правовое воспитание дошкольников заключается в формировании основ правового сознания.
В детях нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность - вот основа правового воспитания дошкольников.
Формы и методы правового воспитания детей.
Формы работы с детьми:
• Специально организованное занятие "О правах играя". Форма занятий-подвижная и меняются в зависимости от поставленных задач.
• Занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип в работе-дать детям возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.
• Занятия проводятся 1 раз в месяц. Предварительная работа и работа по закреплению материала ведется в повседневной самостоятельной или совместной деятельности, что позволяет избежать лишней заорганизованности детей.
• Ролевые, театрализованные и дидактические игры.
• Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных умений и навыков.
Методы работы с детьми:
• Использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, диафильмы), беседа о прочитанном и просмотренном.
• Решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком:, если бы я поймал золотую рыбку:, если бы я вдруг превратился в:
• Дидактические игры: "Я имею право:" "Чьи права нарушены?", "Назови права героев", "Выбери право".
• Наблюдение. Например, предлагаем детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.
• Метод драматизации упражняет детей в умении "вчувствоваться" в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присуще "театральный инстинкт"-стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных.
• Проблемно-поисковые методы: отгадывание загадок, разгадывание ребусов, решение кроссвордов.
• Продуктивная деятельность: создание альбомов, символов, изготовление плакатов, эмблем.
Работа с воспитателями
Большая работа была проведена с воспитателями ДОУ по их подготовке к работе с детьми в данном направлении: проводились консультации "Соблюдение прав ребенка в условиях ДОУ и семьи", семинары-практикумы, круглые столы.
Воспитатель детского сада - основной участник педагогического процесса, в том числе и правового воспитания. Ведущей в процессе является совместная деятельность взрослого и ребенка.
Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Ребенку необходимо поупражняться в воспроизведении усвоенных действий, увидеть со стороны, как выглядит тот или иной поступок, какие чувства и эмоции он вызывает. В качестве примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, мы используем сказки, стихи, пословицы, поговорки.
Однако знакомство детей с правами человека на материале сказок нужно проводить очень осторожно - ведь в сказках существует совсем иная оценка действий героев. Использование правовой системы оценок может привести к искажению детского восприятия сказок, осуждению положительных героев и оправданию злодеев.
Работа с родителями.
Работа по привитию основ правового сознания проводилась совместно с родителями воспитанников. Проводились консультации для родителей "Права ребенка - соблюдение их в семье"
Современные психолого-педагогические исследования показывают, что родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность, вызывают отчаяние слабое развитие, нелюбознательность, пассивность, плохие успехи на занятиях в детском саду, но родители не знают, как вести себя в трудных ситуациях.
Установлено, что родители при воспитании своих детей используют телесные наказания, угрожают, запугивают и проявляют чрезмерную строгость. При этом большинство родителей не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить их причину, считая их беспредметными и немотивированными.
Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребенка, так и для развития его личности. Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняется психика: они иначе воспринимают окружающую действительность, иначе думают, ведут себя.
Правовая и педагогическая культура большинства родителей находиться на низком уровне. Даже в обычной, нормальной российской семье, в которой социальная
ситуация жизни не является критической, нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства - вполне распространенное явление.
От квалификации педагога и его культуры зависит соблюдение прав детей в дошкольном учреждении, защита от жестокого обращения в семье. Поэтому нашей задачей является ведение правового просвещения родителей, выявление групп семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка, содействовать защите прав и достоинства детей.
В результате целенаправленного правового воспитания должны быть сформированы у детей такое усвоение прав и гражданское поведение, которое:
• активизирует социальную позицию детей, обогащает их шкалу ценностей, нравственность;
• формирует высокие нравственные личностные качества: активность,
• инициативность, самостоятельность; способность свободно осуществлять выбор, принимать решения;
• позволяет ребенку правильно вести себя в природе и обществе, ребенок учится разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, учитывая позиции, желания, потребности других людей, а также приобретает навыки произвольного контролирования своего поведения и управления им;
• обеспечивает ответственное отношение к себе и окружающим, к природе;
• пробуждает и совершенствует интерес к себе, своему внутреннему миру,
• системе потребностей, интересов, что служит одной из психологических основ самосовершенствования.
Список литературы
1. Арнаутова Е.П. В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2004.
2. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М.: Роспедагенство, [https://www.twirpx.com/] 1994. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/473693/ (дата обращения: 24.04.2018).
3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: АСТ: Астрель, http://www.rulit.me 2007. URL: http://www.rulit.me/books/obshchatsya-s-rebenkom-kak-read-50156-1.html (дата обращения 25.04.2018).
4. Добсон Дж. Ч. Не бойтесь быть строгими. Советы родителям. - М., [https://www.twirpx.com] 1996. [Электронный ресурс]. Режим доступ: https://www.twirpx.com/file/1747182// (дата обращения: 24.04.2018).
5. Доронова Т.Н., Жичкина А.Е., Голубева Л.Г. и др. Защита прав и достоинства маленького ребенка: Координация усилий семьи и детского сада М.: Просвещение, 2003.
6. Карпюк Г.А. Реализация права ребенка на игру //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2007. № 6.