3. Lawrence, M. Brammer, Ginger MacDonald, Helping Relationship, The: Process and Skills, 1998.
4. Ermolaeva, E.P. Professionaljnaya identichnostj i marginalizm: koncepciya i realjnostj // Psikhologicheskiyj zhurnal. - 2001. - №4. - T. 22.
5. Vodyakha, A.A. Cennostno-smihslovihe komponentih professionaljnoyj identichnosti vracha: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. - Khabarovsk, 2009.
6. Docenko, O.N. Ehmocionaljnaya napravlennostj predstaviteleyj socionomicheskikh professiyj s razlichnihm urovnem vihgoraniya: dis. ... kand. psikhol. nauk. - M., 2008.
7. Milakova, V.V. Psikhologicheskie osobennosti professionaljnogo samoopredeleniya buduthikh specialistov pomogayuthikh professiyj socionomicheskogo tipa: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. - Astrakhanj, 2007.
8. Boluchevskaya, V.V. Professionaljnoe samoopredelenie buduthikh specialistov pomogayuthikh professiyj: monografiya. - Volgograd, 2010.
9. Rasporyazhenie prefekta YuVAO g. Moskvih ot 27.12.2007 g. № 2764 «Ob okruzhnoyj celevoyj programme «Dukhovno-nravstvennoe vospitanie i razvitie deteyj i molodezhi v yugo-vostochnom administrativnom okruge Moskvih» na 2008-2010 g.g.»
10. Lisicihn, Yu.P. Medicina i gumanizm / Yu.P. Lisicihn, A.M. Izutkin, I.F. Matyushin. - M., 1984.
11. Siluyanova, I.V. Biomedicinskaya ehtika kak forma professionaljnoyj zathitih vracha // Vestnik RAMN. - 1997. - № 8.
12. Kudryavaya, N.V. Vrach-pedagog v izmenyayuthemsya mire. Tradicii i novacii / N.V. Kudryavaya, E.M. Ukolova // Problemih deontologicheskogo vospitaniya i nravstvennogo razvitiya studentov-medikov [Eh/r]. - R/d: http://nashaucheba.ru
13. Marjyasova, N.V. Dukhovnostj v kontekste psikhologicheskogo analiza (Lichnostnihyj aspekt): dis. ... kand. psikhol. nauk. - Khaba-rovsk, 2004.
Статья поступила в редакцию 17.07.13
УДК 372.3/ 4
Polshchikova L.A. ENRICHMENT OF LEGAL EDUCATION OF CHILDREN OF THE SENIOR PRESCHOOL AGE BY IDEAS OF THE NATURAL RIGHT. In work the concept maintenance «the natural right» which it is presented in a context of legal education is considered. The maintenance of educational area «socialization» taking into account ideas of the natural right, including когнитивный, emotionally-valuable and behavioral - activitycomponents is described.
Key words: the natural right, legal education cognitive, emotionally-valuable behavioral- activity and components.
Л.А. Польщикова, аспирант каф. естествознания и методики его преподавания в начальных классах,
Уральский гос. педагогического университета, г Екатеринбург, E-mail: 66_pla@rambler.ru
ОБОГАЩЕНИЕ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИДЕЯМИ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА
В работе рассматривается содержание понятия «естественное право», которое представлено в контексте правового воспитания. Описано содержание образовательной области «социализация» с учетом идей естественного права, включающая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческо-деятельностный компоненты.
Ключевые слова, естественное право, правовое воспитание, когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческо-деятельностный компоненты.
В современной России правовые знания нужны любому человеку, потому что без юридически грамотных людей невозможно создать цивилизованное, свободное гражданское общество и строить правовое, демократическое, справедливое государство. Руководством страны выражена твердая политическая воля относительно преодоления правового нигилизма и повышения правовой культуры населения. Она отражена в целом ряде выступлений Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева на различных форумах, в его постановлениях Федеральному Собранию Российской Федерации, политико-правовых и законодательных актах. Президент В.В. Путин также неоднократно подчеркивал необходимость моральных ценностей и диктатуры закона как условий существования и развития общества.
Основы государственной политики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан определяют следующие меры государственной политики в области образования и воспитания подрастающего поколения: 1) включение в примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования задач приобщения детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, а также развитие ценностно-смысловой сферы личности; 2) развитие практики обучения основам права в образовательных учреждениях различного типа и вида, поддержка различных вариантов региональных моделей правового образования, разработка учебных курсов, включающих правовую тематику, соответствующих образовательных программ, учебных и методических пособий.
Исследование проблемы правового воспитания детей предполагает раскрытие сущности понятия «естественное право», его основных идей. Специальное научное педагогическое исследование приводит нас к необходимости обращения к философии, социологии, педагогике, поскольку содержание понятия
«естественное право», его особенности, принципы можно постичь посредством использования готовых результатов, полученных данными науками.
Естественное право явилось основной базой прав человека, закрепленных в современных международных актах: Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка и т.д. В связи с этим право претендует на роль универсального средства регулирования общественных отношений, является объективной потребностью человеческого бытия и социальных ценностей. Поэтому необходимо определить его сущностные основания. Остановимся лишь на некоторых аспектах указанной проблемы.
Понятие «естественное право» принадлежит к числу самых древних категорий философии, определялось еще античными философами как совокупность вечных норм правды (Демокрит); критерий справедливости в этике, политике, законодательстве, где справедливость является договором, согласно которому люди не должны «вредить друг другу и терпеть вреда» (М. Цицерон) и т.д.
Многозначность идей естественного права и неустойчивость терминологии привели к тому, что в разные эпохи этому понятию придавался различный смысл. Среди наиболее распространенных терминов бытовали такие выражения как «право природы», «закон природы», «естественный закон» и др. Также затруднена типология естественного права, так как способы его толкования меняются в зависимости от того, что считается естественным и что правым. Так, Гроций Гуго де Грот, теоретик естественного права, определил понятие «естественное право» как «правила нравственных поступков, которые являются для индивидов обязательными». По мнению Г. Гроция, необходима обязанность, потому что советы и наставления не имеют обязательной силы, поэтому «заслуживают» названия закона или права [1].
Идеи «естественного права» стали вызывать интерес и у педагогов. Так, воспитание в правах, предписываемых правительством, представлял Ж.-Ж. Руссо. В основе его мировоззрения лежат идеи естественного права, естественного воспитания, из которых постепенно выстраивается теория свободного воспитания, основополагающей идеей которой являются принцип свободы ребенка [2].
Автор первой «Декларации прав ребенка» К.Н. Вентцель ратовал на предоставление равных прав детям и взрослых в индивидуальном развитии, утверждал право детей иметь собственную позицию, создавать детские организации и др. [3].
Проблема взаимодействии личности и общества, влияние идей естественного права (свобода, справедливость, равенство и т.д.) на развитие личности, была актуальной на протяжении XX века. Таким образом, это способствовало появлению новых педагогических теорий и систем, проведению педагогических экспериментов.
В России того времени видными последователями классиков русской педагогики были Е.Н. Водовозова, М.Х. Свентицкая, Е.И. Конради, поставившие задачу всестороннего развития ребенка, выдвигая идеал нравственного воспитания, также стремились научить детей справедливости и добру.
Любовь к справедливости как нравственное качество, развитию которого способствует осознание прав человека отмечены в педагогическом труде А.Ф. Никитина «Педагогика прав человека». Педагог считал, что мораль наиболее тесно связана с правом, которое именуется нравственным минимумом. Для утверждения таких ценностей, как честность, совесть, человеческое достоинство и свобода выбора, необходимы нравственные и правовые гарантии. Поэтому надо глубоко осознать, что в условиях формирующегося правового государства процесс нравственного совершенствования общества и каждого человека неотделим от воспитания прав человека, свободы и справедливости [4].
Исторический анализ показал, что естественное право основывается на трех началах: справедливости, равенстве и свободе, которые в совокупности образуют ценности присущие человеческой природе. На основе анализа философской, юридической, педагогической литературы естественное право можно определить как неотъемлемое право человека, совокупность принципов, нравственных норм, человеческих ценностей, продиктованных естественной природой человека и тем самым, различных для каждой эпохи. Можно сделать вывод, что естественное право - это место встречи права и нравственности, где ценностные регуляторы находятся в согласии с требованиями справедливости, свободы, равенства. Выше изложенное позволяет определить «естественное право» как минимум, необходимую меру морали. Тогда идеи естественного права представляют собой ту часть содержания правового воспитания, в которой гармонично сочетаются правовые и нравственные ценности.
Значение идей естественного права для воспитания правовой личности велико, так как естественное право содержит универсальные нормы и принципы, необходимые для ее формирования и развития в современном обществе. Более того основные идеи, вложенные учеными в понятие «естественное право» («справедливость», «свобода», «равенство», «правда», «собственность») приемлемы для восприятия детей старшего дошкольного возраста.
На основании анализа юридической и педагогической литературы можно сделать вывод, что проблемами правового воспитания занимались многие исследователи, но единого понимания термина «правовое воспитание» в настоящее время нет. Одни исследователи под правовым воспитанием понимают обучение правовым знаниям и формирование понимания необходимости этого знания. Другие (Н.И. Элиасберг) считают, что правовое воспитание — это формирование уважения к праву, закону, а также навыков исполнения правовых норм [5]. Третьи (В.М. Сапогов, Е.А. Рассолова, Е.В. Татаринцева) видят в правовом воспитании целенаправленную деятельность воспитателя правового обучения по формированию у подрастающего поколения определенных убеждений, потребностей и интересов, ценностных ориентаций и установок поведения. Между тем правовое воспитание следует рассматривать, как весьма емкий и многообразный процесс, содержанием которого, прежде всего, является целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирования у него
правовой воспитанности. Проверяется степенью сформирован-ности у дошкольников устойчивых правовых представлений и убеждений в правильном правовом поведении, реализация которого в практической деятельности отвечает требованиям общества [6-8].
В нашем понимании правовое воспитание - это важная составная часть целостного воспитательного процесса, содержанием которого является целенаправленное и систематическое влияние на правовое сознание ребенка, его отношений к ценностям свободы, справедливости, равенства, гуманизма, а также готовности к освоению и принятию правовых норм с целью формирования правовой воспитанности.
Педагогический смысл правового воспитания детей дошкольного возраста заключается в закладывании основ свободной личности, обладающей чувством собственного достоинства и умеющей с уважением относиться к другим людям. Кроме того, раннее правовое воспитание способствует общему социальному развитию ребёнка - формированию сознания, познавательных интересов, обобщений и способности к самостоятельным умозаключениям.
В период старшего дошкольного возраста, когда понятия «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо» воспринимаются уже осмыслено, необходимо добиваться, чтобы ребенок придерживался основных правил поведения как в присутствии взрослых, так и в их отсутствии. В этот период у ребенка формируется ответственность за собственное поведение, чувство товарищества, доброжелательность, т.е. качества, которые помогут ему правильно вести себя в дальнейшем. Особое внимание уделяется развитию навыков общественного поведения, умению считаться с мнением окружающих, при необходимости отстаивать свои взгляды без ссор, и капризов.
Дети старшего дошкольного возраста вполне осознают и чувствуют несправедливость как по отношению к себе, так и по отношению к другим (любимым героям мультфильмов, к друзьям, родителям). Опираясь на такое проявление чувства справедливости, возможно, рассчитывать на понимание ребёнком не только прав и обязанностей любого человека, но и своих.
Все сказанное выше свидетельствует о возможности начального правового воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Процесс правового воспитания состоит в формировании трех компонентов. Когнитивный компонент правового воспитания создает основу для подготовки детей к участию в правовых общественных отношениях и включает в себя представление о правах и обязанностях детей. Целью данного компонента является система усвоенных детьми на уровне представлений, убеждений, понятий, правил, норм, оценок, ценностей.
Эмоционально-ценностный компонент правового воспитания дошкольников раскрывается в стремлении ребенка участвовать во взаимодействии со сверстниками, желании или нежелании принять мотивы действий партнеров, принятии или непринятии общей цели, эмоциональной оценке результата взаимодействия, эмоционального отношения к собственному правовому поведению, сформированность и проявление нравственноправовых качеств и т.п.
Поведенческо-деятельностный компонент подразумевает владение навыками по реализации правового поведения. Целью данного компонента является развитие самостоятельности дошкольников в реализации своих прав, способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения.
С учетом выше сказанного, появляется необходимость внедрения содержания правового воспитания детей старшего дошкольного возраста в образовательную область «Социализация» основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Содержание образовательной области «Социализация» с учетом идей естественного права «Я - ребенок. Я имею права и обязанности» направлено на достижение цели по правовому воспитанию дошкольников с учетом идей естественного права через решение следующих задач: формировать представления о понятии «естественное право» («справедливость», «свобода», «равенство», «правда», «собственность»); познакомить с Конвенцией ООН о правах ребенка, объяснить важность этого документа, который защищает права и свободы каждого ребенка, сформировать осознание наличия собственных прав и прав дру-
гих детей; научить ребенка защищать свои права или находить помощь при невозможности самозащиты; воспитывать уважение и терпимости к культурам других национальностей; формировать у детей представлений о собственности на личные вещи, правила пользования и распоряжения имуществом; развивать способности анализировать свои поступки и окружающих, сравнивать их с общепринятыми нормами; формировать личную ответственности за совершенные нарушения общепринятых правил.
В структуру образовательной области «Социализация» включены основные содержательные понятия естественного права: собственность, справедливость, свобода, равенство, добро.
Содержание линии «свобода» предполагает сообщение детям о том, что каждый человек обладает свободой, личным достоинством. Происходит формирование у дошкольников представлений о личных правах человека: право на равенство, свободу, достоинство, защиту от физического и психического насилия, грубого обращения.
Содержание линии «собственность» предполагает, что каждый человек имеет право на свою личность, на собственный труд и его результаты. Эта линия образовательной области направлена на формирование у дошкольников представлений о праве человека на труд, жилище. Воспитывать у детей бережное отношение к своему дому, личным вещам. Необходимо объяснить правила пользования и распоряжения имуществом (личные вещи).
Содержание линии «справедливость» предполагает, что каждый человек должен осознать свои права и обязанности, признавать за другими такие же права и обязанности.
Содержание линии «равенство» предполагает формирование у дошкольников представлений о личных правах человека: право на равенство, достоинство, защиту от физического и психического насилия, грубого обращения. Дать четкое понятие о необходимости предоставления равных возможностей детям разных национальностей.
Содержание линии «добро» предполагает, что каждый человек имеет право на жизнь, никто не вправе покушаться на жизнь и здоровье человека. Необходимо формировать представления детей о праве человека на тайну личной жизни. Воспитывать уважение к правам других людей и способность замечать нарушение их прав.
Повышение уровня правовой воспитанности происходит за счет организации самостоятельной, совместной деятельности воспитателя и воспитанников, родителей и их детей, проведение игровых проектов с использованием информационно-ком-
Библиографический список
муникативных технологий. Это свидетельствует о готовности большинства воспитанников к правомерному действию в условиях многонационального социума.
Игровые проекты помогут детям актуализировать свои знания о моральных и правовых нормах, учиться отличать хорошее от плохого, правовой поступок от бесправия.
Детям предлагается подготовить совместно с родителями презентации на темы: «Что было бы, если бы люди перестали соблюдать права и обязанности»; выстроить цепочки слов («Свобода - это...», «Справедливость - это...», «Собственность -это...», «Добро - это...», «Правда - это...). В результате дети знакомятся с чертами характера, с нормами морали и права, проигрывают и анализируют поведение героев сказок и литературных персонажей и свое собственное.
Необходимым средством является использование художественных произведений, которые активно воздействуют на чувства и разум ребенка, развивают его восприимчивость, эмоциональность. При чтении книги ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее эти переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Художественную литературу мы предлагаем использовать как средство развития нравственно-правовых качеств ребенка, чтобы перенести его чувства в жизнь, в деятельность. Для развития способности к самоорганизации и умении отстаивать свои права можно использовать драматизацию сказок. При этом происходит сближение с персонажем; ролевое изображение помогает ребенку глубже понять тот или иной образ. В сюжетно-творческих играх ребенок учится выстраивать свое ролевое (правомерное) поведение в соответствии с характером игровой ситуации. Особую функцию в работе с детьми выполняют тематические праздники, направленные на развитие навыков восприятия и понимания других через собственные переживания и чувства. Главное здесь - не анализ своих переживаний и не усиление своей самооценки, а снятие фиксации с собственного «Я» за счет развития внимания к другому человеку, развитие чувства общности.
Следует сделать вывод о том, что одной из актуальных задач приобщения детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, а также развитие ценностно-смысловой сферы личности является ориентирование их на правомерную деятельность и отношение к правовой культуре. Это создает предпосылки для дополнения образовательной области «Социализация» идеями естественного права.
1. Гроций, Г.Г. О праве войны и мира. - М., 1994.
2. Руссо, Ж.Ж. Об общественном договоре. Трактаты / пер. с фр. - М., 1998.
3. Вентцель, К.Н. Декларация прав ребенка. - М., 1999.
4. Никитин, А.Ф. Педагогика прав человека: пособ. для учителей. - М. 1993.
5. Гражданское образование - педагогический, социальный и культурный феномен: монография. - СПб., 2006.
6. Правовое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации / отв. ред. В.М. Сапогов. - Псков, 2008.
7. Рассолова, Е.А. Системный подход к правовому воспитанию старшеклассников во внеучебной деятельности: автореф. дис.
пед. наук. - М., 2007.
8. Татаринцева, Е.В. Правовое воспитание (методология и методики). - М., 1990.
канд.
Bibliography
1. Grociyj, G.G. O prave voyjnih i mira. - M., 1994.
2. Russo, Zh.Zh. Ob obthestvennom dogovore. Traktatih / per. s fr. - M., 1998.
3. Ventcelj, K.N. Deklaraciya prav rebenka. - M., 1999.
4. Nikitin, A.F. Pedagogika prav cheloveka: posob. dlya uchiteleyj. - M. 1993.
5. Grazhdanskoe obrazovanie - pedagogicheskiyj, socialjnihyj i kuljturnihyj fenomen: monografiya.
6. Pravovoe vospitanie v detskom sadu: programma i metodicheskie rekomendacii / otv. red. V.M.
7. Rassolova, E.A. Sistemnihyj podkhod k pravovomu vospitaniyu starsheklassnikov vo vneuchebnoyj deyateljnosti: avtoref. dis. ... kand. ped.
nauk. - M., 2007.
8. Tatarinceva, E.V. Pravovoe vospitanie (metodologiya i metodiki). - M., 1990.
Статья поступила в редакцию 18.07.13
SPb., 2006.
Sapogov. - Pskov, 2008.
УДК 37.01
Timofeeva O.A. MODEL OF THE FORMATION OF GENERAL COMPETENCE SOCIALIZATION OF STUDENTS OF MEDICAL COLLEGES. The article considers the methodological approaches to modeling the formation of general socialization skills of students of medical colleges. Based on the analysis of the scientific literature by the author proposed a model of shared competences socialization of students, including the target, substantial, procedural and efficiently-evaluative components. The main condition for the formation of a socially oriented activities.