Ю.В. Мишина, И.М. Юсупов
РЕЦЕСС КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ У ЖЕНЩИН ПЕНСИОННОГО ..
регламентирует выход женщин на заслуженный отдых по достижении ими 55-летнего возраста, чем охотно руководствуются работодатели для омоложения кадрового состава.
Наше исследование установило, что продуктивность высших психических функций, требуемых для выполнения умственной работы, имеет временной резерв до 60-65-летнего возраста, в котором сохраняется дееспособность работника.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Безденежная Т.И. Психология старения. Путь к долголетию/ Т.И.Безденежная. Ростов н /Д.: Феникс, 2004. 314с.
2. Шахматов Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное / Н.Ф Шахматов. М.: Медицина, 1996. 505с.
3. Стюарт-Гамильтон Ян. Психология старения. 4-е изд. / Я.Стюарт-Гамильтон. СПб.: Питер, 2010. 320с.
RECESSION COGNITIVE FUNCTION IN WOMEN PENSIONERS
© 2014
Yu.V. Mishina, post-graduate student of the chair «Developmental psychology and psychophysiology» I.M. Yusupov, doctor of psychological sciences, professor, professor of the chair «Developmental psychology and psychophysiology»,
Institute of Economics, management and law, Kazan (Russia)
Annotation-. The dynamics of cognitive processes was Studiedfor the women of retirement age. It is set: for the habitants of city cognitive functions go down later, than for the habitants of village. In the decline of cognitive functions ataging the effect of being considered before only by the attribute of early period of maturing is confirmed. Keywords: aging, attention, memory, thinking, geterochronos.
УДК 37.011.33.
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
© 2014
Х.М. Низамова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогической
психологии и педагогики
Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)
Аннотация: Родители знают права своих детей, осознают, что они регулируются государством, и их неисполнение влечет за собой определенные санкции. Многие родители имеют низкий уровень правовой культуры, не разбираются в юридических вопросах, часто не заинтересованы в данных знаниях.
Ключевые слова: родители, санкции, ребенок, уважение, Конвенция о правах ребенка, юридические знания, уровень правовой культура.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Концептуальным фактором в современной ситуации российского детства должна стать защита прав ребёнка, в первую очередь, защита права на адекватное его природным задаткам развитие и реализацию природных способностей в естественных условиях существования, на своевременное получение всех необходимых видов помощи и поддержки, на адаптацию микросоциума к потребностям ребёнка с его конкретными психофизиологическими, этническими и культурными особенностями.
Вопросом необходимости регулирования прав детей в России задались во второй половине Х1Х века, после крестьянской реформы, которая, по мнению М. Е. Салтыкова-Щедрина, свела на «нет» «бесправное и безнравственное отношение людей друг к другу». К сожалению, благородные цели россиян в сфере защите прав детей по различным причинам не получили необходимой поддержки и дальнейшего развития
Человечество оказалось не равнодушным к проблемам детей, и в 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. Конвенция о правах ребёнка четко разъясняет основные права детей и ответственность родителей. Перечисленные в ней права и обязанности призваны обеспечивать наиболее благоприятные условия для нормального развития ребенка, осуществляют руководство и дают указания в пользовании правами, признанными Конвенцией (ст. 5).
После рождения детей родители должны дать ему имя и заботиться о ребенке (ст. 7). Родители должны уважать ребенка, позволять ему выразить свое мнение и выслушивать его. (ст. 12); Позволять высказывать свои взгляды без последствий (ст. 13); обеспечить ему возможность свободного получения информации, улучшения морального, духовного и эмоционального здоровья, а также умственного и физического здоровья (ст. 17); обязаны обеспечить максимально благоприятные для полноценного развития условия жизни (ст. 27).
Данные права детей, указаны в документе, и полностью применимы в повседневной семейной жизни.
Многие родители знают права своих детей, понимают, что они регламентированы функциями государства, а их неисполнение неизбежно ведет к определенным санкциям. У некоторых людей более абстрактное восприятие правовой проблематики, следовательно, они принимают ее полностью. Также, некоторые родители имеют более заниженную правовую культуру, и чаще всего, не проявляют интерес к этим правам. Не имея квалифицированную педагогическую помощь, многие родители в воспитании руководствуются своими воспоминаниями из детства и чаще всего пользуются стихийными источниками информации - советами соседей, других родителей и друзей. По этой причине они не всегда в состоянии принять многие трудности в поведении ребенка и справиться с ними.
Большинство родителей начинают отчаиваться, когда видят различные отрицательные проявления в поведении ребенка. В ситуации, где они не могут найти решение проблемы, родители начинают использовать в воспитании телесные наказания, угрозы, запугивают детей и проявляют строгость. Раскаяние в результате этих действий испытывает очень малая часть, большинство относятся к переживаниям детей малозначительно, не стремятся выявить причину переживаний, считая их немотивированными и беспредметными. Многие родители не стремятся понять, что дети постоянно ожидают защиту и любовь с их стороны, нуждаются в родительской помощи. Мировоззрение, уверенность в своих возможностях и в себе, ценностные ориентиры у детей формируются, прежде всего, в семье.
Складывающаяся ситуация подвергает опасности как здоровье ребенка, так и личностные качества. Известно, что у подростков, больных неврастенией, главной причиной появления и развития заболеваний являются нарушения в дошкольном возрасте внутрисемейных отношений.
Х.М. Низамова ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ...
В последние годы усилилось внимание к изучению семьи как воспитательного института со стороны педагогики, психологии, социологии юриспруденции и других наук. Семья представляет собой достаточно закрытую ячейку общества, и не очень охотно посвящает посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений, ценностей, которые она исповедует. Каждая семья уникальна и неповторима. Различие образовательного, общекультурного уровня, идеалов, нравственно -психологических установок, жизненного опыта, умений организовать деятельность детей, типологические особенности родителей и других членов семьи - все это и многое другое, накладываясь друг на друга, создают неповторимую семейную атмосферу.
Основной задачей правового образования ребенка является обеспечение детей оптимальными условиями развития индивидуальных способностей, индивидуальных различий, возможности самореализации независимо от психофизических особенностей, другими словами, защита его прав на любом этапе личного развития.
У многих родителей педагогические взгляды в основном связаны с их представлениями о перспективах и будущем их детей, и на деталях, необходимых для достижения задуманных целей.
Семейное воспитание развивает у детей навыки поведения, усваивает критерии для его оценки, формирует представления о том, что такое хорошо и плохо, что можно и что нельзя, что такое справедливость и несправедливость. Семья на сегодня является единственным воспитательным институтом, нравственное воздействие которого человек помнит и чувствует всю жизнь.
Родители становятся первыми наставниками своих детей, и напрямую влияют на становление и развитие детской личности своими ценностями, поведением и своими знаниями. Семья - это среда, где ребенок первоначально овладевает моралью, правилами человеческого общества, регулирующими жизнь.
Для ребёнка огромное значение имеет эмоциональная связь с родителями и их любовь по отношению к нему. Атмосфера, устоявшаяся в семье, непосредственно способствует духовному интеллектуальному обогащению личности маленького ребенка, содействуя развитию самовосприятия и самосознания.
Семейный кодекс Российской Федерации призывает родителей не причинять вред психическому и физическому здоровью детей, их нравственному развитию. Воспитательные меры не должны включать в себя пренебрежительное, унижающее человеческое достоинство, грубое, жестокое обращение с детьми, их эксплуатацию или оскорбление.
Ребенок с рождения обладает личными правами. Построение содержательной системы по защите прав ребенка непосредственно связано с преемственностью между ступенями образования, и подкреплено тесными связями с семьей. Следовательно, нормативно-правовые документы, направленные на защиту прав ребёнка, необходимо реализовывать по трем направлениям:
- работа семьей;
- работа с педагогами;
- ознакомление детей с собственными правами.
Детям-дошкольникам доступны лишь обобщенные
представления о собственных правах и свободах, закрепленных в государственных и международных документах, а также способы реализации этих прав в различных ситуациях.
Перед педагогами дошкольных учреждений стоят следующие задачи:
- развитие стремления детей реализовывать свои права, не нарушая права окружающих;
- формирование чувства самоуважения, уважения к правам других людей и собственным правам;
- оказание помощи ребенку в понимании и осмысливании своих элементарных прав.
Правовое воспитание дошкольника берет начало с
воспитания у ребенка чувства уважения к самому себе и собственного достоинства. Только уважающий свои права и себя человек способен по-настоящему иметь уважение к другим людям и их правам. Исходя из этого, в дошкольном учреждении и семье важно создать атмосферу признания индивидуальности дошкольника, уважения личности ребенка, а ему предоставить возможность пользоваться своими человеческими правами. Он должен проявлять уважительное отношение к мнению других, проявлять самостоятельность, активность, инициативность, владеть свободой выбора, иметь возможность высказывать собственное мнение, уметь оказывать и принимать помощь. Без этого невозможно развитие таких гражданских качеств, как ответственность, самостоятельность, активность, решительность.
Правовое воспитание - это целенаправленная и систематическая деятельность родителей и педагогов в формировании правового мышления. Детям должны прививаться уверенность и уважение, как к себе, так и к окружающим. Толерантность и полнота самоощущения являются основой правового воспитания дошкольников.
Проанализировав имеющуюся современную педагогическую литературу и программы, можно отметить, что содержание правового воспитания детей разработано в достаточной мере, но рекомендации для воспитателя не конкретизированы, формы и содержание работы с родителями дошкольников являются обобщенными, по правовому воспитанию детей, отсутствуют педагогические рекомендации для проведения подобной работы.
Таким образом, можно выделить противоречие между российскими и международными законодательными актами, необходимости совместной работы родителей и воспитателя по реализации прав ребенка и отсутствие конкретных методических рекомендаций по реализации прав детей на помощь в семье и защиту.
Выходом из создавшейся ситуации является создание системы работы по правовому воспитанию в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях.
В современном мире работы по достижению указанной цели ведутся через решение нижеследующих задач:
- создание благоприятных условий для обеспечения реализации прав человека;
- обновление содержания образовательного процесса в муниципальных ДОУ;
- закрепление в сознании родителей и педагогов правовых убеждений и взглядов;
- развитие и стимулирование правовой ответственности и социальной активности педагогов;
- ознакомление с новыми технологиями по правовому воспитанию и педагогическими идеями;
- повышение правовой культуры руководителей, родителей и педагогов муниципальных дошкольных образовательных учреждений.
От культуры и квалификации педагога зависит соблюдение прав ребенка в дошкольном учреждении и его защита от жестокого обращения в семье. Следовательно, основной задачей можно считать ведение правового просвещения самих родителей, выявление групп семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка, содействовать защите прав и достоинства детей.
Примером эффективного средства правового и педагогичного просвещения родителей можно назвать наглядную агитацию, включающую: использование папок-передвижек на различную тематику, фотовыставки с иллюстрациями работы ДОУ с правами ребенка, книжный уголок, включающий в себя нормативно-правовые документы по защите прав ребенка.
Весьма популярными методами работы с родителями являются семинары от администрации ДОУ, в процессе которых ведется разбор проблемных ситуаций со сбором анонимных анкет, обсуждение различной литературы, сценки с проигрыванием этих ситуаций, приглашение педагога - психолога и других специалистов.
Х.М. Низамова
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ..
Для построения полной картины о жизни ребенка и его развитии педагог должен иметь в вооружении следующую информацию:
- приоритеты, на которые родители делают упор при воспитании ребенка;
- общая атмосфера в семье; характер взаимоотношений между членами семьи: (ровные, автономность каждого в семье, дружелюбные, противоречивые, изменчивые);
- состав семьи, образовательный уровень родителей и их профессия;
- понимание родителями важности дошкольного детства в формировании и развитии личности ребенка;
- уровень практических умений и психолого-педагогических знаний родителей;
- установление развивающей среды в семье;
- ведение совместных дел в семье (вовлечение ребенка в домашние дела, распределение обязанностей);
- воспитательные воздействия на ребенка (наличие конфликтов, непоследовательность, одновременное участие всех взрослых в воспитании).
Основываясь на принципах системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу учреждения по правовому воспитанию следующими принципами правого воспитания: адресного подхода в формировании права, предполагающий использование особых форм и методов работы, с учетом каждой возрастной группы, принципа активности и наступательности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения детей и их ценностных установок, ориентированных на правовые нормы поведения нами были предложены воспитателям нескольких районов РТ формы и методы работы с детьми и их родителями. Для дошкольников это:
1. Использование сюжетов из популярных сказок (видео, диафильмы, иллюстрации, аудиокассеты), беседа о просмотренном и прочитанном.
2. Дидактические игры: «Чьи права нарушены?», «Выбери право», «Я имею право», «Назови права героев».
3. Решение проблемных задач от имени героя или своего имени: если бы я был гадким утенком: если бы я вдруг превратился в волшебника, если бы я поймал золотую рыбку.
4. Наблюдение. Данный прием способствует развитию эмоциональной отзывчивости и эмпатии у детей, а значит, и реализации права на заботу, внимание, дружбу.
5. Приемы визуализации. Они позволяют научить детей тонко ощущать происходящие в окружающем мире изменения. Таким образом, закрыв глаза, дети могут представить, что они уменьшились до размеров муравья и ползут по земле. Представляя себя беззащитным и маленьким муравьишкой, ребенок может попытаться объяснить свои впечатления. Дошкольники тонко понимают, что все живое нуждается в защите, следовательно, и люди в твоем окружении, тоже требуют помощи, тепла и сочувствия.
6. Методы драматизации развивает у детей умение войти в положение другого, «вчувствоваться» в него.
Всем детям присуще «театральный инстинкт» - стремление в игре поучаствовать в роли другого, расширив этим границы своего бытия, что помогает острее реагировать на поведение других людей и животных.
7. Продуктивная деятельность: создание эмблем, символов, альбомов, изготовление плакатов.
8. Проблемно-поисковые методы: решение кроссвордов, разгадывание ребусов, отгадывание загадок.
Для родителей:
1. Родительские собрания, консультации «Права ребенка. Их соблюдение в семье».
2. Ведение правового просвещения родителей, выявление групп семей риска, где происходит нарушение прав ребенка, содействовать защите достоинства детей и прав.
3. Психологические тренинги по конфликтности в семье, агрессивности детей.
4. Деловые игры по проблеме трудностей обучения и воспитания в семье.
5. Круглые столы с приглашением психолога, юриста.
6. Просмотр видеофильмов и с их последующим обсуждением.
7. Совместные культурно-воспитательные мероприятия.
В результате целенаправленного правового воспитания у детей должно сформироваться такое гражданское поведение и усвоение прав, которое:
- активизирует у детей социальную позицию и обогащает их нравственность, шкалу ценностей;
- формирует у детей высокие нравственные качества: способность свободно осуществлять выбор, принимать решения, инициативность, активность, самостоятельность;
- прививает ребенку правильное поведение в обществе и природе, (ребенок учится решать конфликтные вопросы нормативными способами, учитывая желания, позиции и потребности других людей, а также получает навыки ответственное произвольного управления своим поведением и его контролирования;
-обеспечивает отношение к окружающим, к себе и к природе;
- пробуждает у ребенка интерес к себе, собственному внутреннему миру, системе интересов, потребностей, что является одной из психологических основ самосовершенствования.
Права ребенка - обязательный и неотъемлемый компонент эффективного современного общества. Их соблюдение говорит о грамотном и оптимальном отношении к будущему поколению.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Давыдова О.И., Волкова С.М. Беседы об ответственности и правах ребенка - М.:ТЦ Сфера 2008-112с.
2. Доронова Т.Н., Жичкина А.Е.и др. Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада - М.: Просвещение, 2006 -143с.
3. Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (1959).
4. Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
LEGAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN
© 2014
K.M. Nizamova, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of educational
psychology and pedagogy
Institute of Economics, Management and Law, Kazan (Russia)
Annotation: Many parents know their children's rights; realize that they are regulated by the government and that their non-fulfillment leads to certain sanctions. Some understand the legal issues more abstractly, and takes them only partially. Also, there are some parents with a low legal culture, which are often not interested in these rights. Keywords: the responsibility of parents, sanctions, child, respect, Convention.