ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ
У ДОШКОЛЬНИКОВ Шмелева О.И.
Шмелева Ольга Ивановна - воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 1 «Березка», с. Краснотуранск, Красноярский край
Аннотация: в статье раскрывается один из серьезных вопросов современности, а именно толерантность среди детей. Предлагается практика для воспитания толерантности среди дошкольников в возрасте от 3 до 7 лет.
Ключевые слова: дети, детский сад, родители, толерантность воспитание, воспитатель.
Дошкольный возраст — это этап психического развития ребенка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. В его рамках выделяют три периода:
1. младший дошкольный возраст — от 3 до 4 лет;
2. средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет;
3. старший дошкольный возраст — от 6 до 7 лет [1].
На этапе дошкольного возраста социальная ситуация развития характеризуется распадом совместной деятельности ребенка со взрослым. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений посредством сюжетно-ролевой игры. В игре ребенок повторяет действия взрослых, тем самым реализуя тенденцию быть и действовать как взрослый. Постепенно расширяется круг значимых лиц, в который теперь входят сверстники как партнёры по игре.
В дошкольном возрасте у детей активно формируются личностные механизмы поведения, формируется самосознание в форме адекватной оценки собственных личностных качеств, усвоение норм и форм поведения через становление внутренней саморегуляции поступков.
В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность.
Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования.
Сегодня вопросы о толерантности стали освещаться в средствах массовой информации все чаще, затрагивая не только региональный и государственный уровень, но и международный. Данный факт связан с проявленными фактами нетерпимости по отношению к иным людям, то есть к тем, кто мыслит, одевается, поет, ест и выглядит не так, как кто-либо привык. При этом, данный случаи не редко переходят в «стычки» и из слов превращаются в ожесточенные драки, стрельбы и любые другие проявления насилия и жестокости [2].
Воспитание толерантности является важным предметом в жизни общества во времена глобальных изменений как внутри государства, так и снаружи. Толерантность - это неотъемлемая часть жизненной позиции уже сформировавшейся личности, которая имеет свои ценности, свои интересы и свои устои, которые сможет защитить и ответить за свои поступки.
Проблема воспитания подрастающего поколения в духе толерантности актуальна в настоящее время как никогда, так как она обусловлена изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны.
Для формирования толерантности необходимо отвести важную роль дошкольному образованию. Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться с ранних лет. Работники дошкольного образования должны
объяснять подрастающему новому поколению правила «мирного» мира: относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей, люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе.
Именно в детстве активно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей, которые важны для ребенка в настоящем и будущем. Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе работы на занятиях, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности, при посещении библиотек, музеев.
Для того, чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников. К ним относятся:
1. проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;
2. сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;
3. русские народные подвижные игры;
4. проведение русских народных праздников, таких как «Масленица», «Рождество» в соответствии с народным календарем;
5. изучение народных праздников ближайших стран-соседей, скандинавских народных праздников;
6. изучение праздников народов Востока и мусульманских стран;
7. знакомство детей с традициями народов разных стран;
8. знакомство детей с традициями празднования Нового года, 1 Мая, 1 апреля в разных странах;
9. игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;
10. сочинение сказок и историй самими детьми, их инсценировки.
Игры и игровые упражнения должны быть направлены на развитие умений невербального общения, развитие чувства близости с другими детьми, развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей, гармонизацию осознания своего имени, фамилии, развитие умения соблюдать дистанцию в общении, развитие умения понимать настроение окружающих, проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям.
Так, хорошими примерами игр могут служить следующие популярные у детей игры: «Угадай-ка», «Любимый сказочный герой», «Ласковое имя», «Комплименты», «Море волнуется», «Угадай, кто это?», «Добрый лесник» и другие [1].
Одним из важных элементов по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка невозможно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.
Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Работа воспитателей с родителями по формированию толерантности у детей должна проводиться с учетом особенности семьи и семейных взаимоотношений. Для этого использовали разнообразные формы работы с родителями:
1. Совместные праздники.
2. Круглые столы.
3. Конкурсы.
4. Выставки.
Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.
Сотрудничество с семьей является приоритетным в формировании толерантного поведения у дошкольников, обеспечивая воспитательный процесс и реальное взаимодействия ребенка родителей и социума.
Известная американская актриса Джессика Лэднж однажды сказала: «Принятие, толерантность и прощение — те уроки, что изменяют жизнь» [3]. На самом деле, так оно и есть. Если научиться принимать людей такими, какие они есть, если научиться прощать людей и если научиться доброжелательно относиться к каждой частичке общества, то мир изменится и поменяется не только день, но и год, жизнь целом. А лучшее время, чтобы помнить о добре - детство. Ведь именно в это время понятия «любовь», «надежда», «вера», «добро» и «улыбка» не подменяются. Дети не умеют лгать.
Список литературы
1. Воспитание основ толерантности. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dohcolonoc.ru/cons/5496-vospitanie-osnov-tolerantnosti-u-doshkolnikov.html/ (дата обращения: 04.01.2019).
2. Толерантность сегодня. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://day.kyiv.ua/ru/article/obshchestvo/tolerantnost-segodnya/ (дата обращения: 04.01.2019).
3. Цитаты о толерантности. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nsportal.ru/Ыog/nachalnaya-shkola/all/2017/11/22/tsitaty-o-tolerantnosti/ (дата обращения: 04.01.2019).