ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА ОБЪЕКТАХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА Климова М.В.
Климова Марина Владимировна — магистрант,
направление: правовая система России, кафедра теории и истории государства и права, Институт истории и права Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, г. Абакан
Аннотация: данная статья посвящена анализу необходимости правовой регламентации безопасности несовершеннолетних на железнодорожном транспорте. Проводится анализ действующего законодательства и предложены меры по совершенствованию нормативно-правовой базы России в данной области.
Ключевые слова: безопасность, несовершеннолетние, железнодорожный транспорт, профилактика.
УДК 34.4414
Право на безопасность является конституционно закрепленным правом граждан Российской Федерации, реализуемым в отраслевом законодательстве. Данное право носит комплексный характер, включающий в себя различные виды безопасности: личную, общественную, имущественную, экологическую, информационную, политическую, транспортную и другое.
В России железнодорожный транспорт является одной из крупнейших отраслей хозяйства и основным звеном производственной и социальной инфраструктуры. По данным Министерства транспорта РФ, среди железнодорожного, внутреннего воздушного и водного транспорта именно железнодорожный транспорт превосходит остальные по количеству перевезенных пассажиров и весу перевезенного груза.
Как отмечает Э.Н. Лыков «Среди всех разновидностей транспорта особая роль отводится железнодорожному, который занимает лидирующие позиции не только по объемам грузооборота (пассажирооборота), протяженности сети дорог и доступности для эксплуатации, но и по показателям безопасности. Безопасность транспортной системы определяется эффективной работой аварийно-спасательных служб, подразделений гражданской обороны, специальных служб и правоохранительных органов, в результате которой создаются условия повышения общенациональной безопасности и снижения рисков, связанных с террористическими актами» [3, с. 140].
Основным законодательным актом, регулирующим вопросы обеспечения безопасности, на современном этапе является Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации». В соответствии со ст. 2 указанного Закона безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта трактуется как состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при отсутствии недопустимого риска возникновения транспортных происшествий и их последствий, способные повлечь за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.
Аналогичное определение находится у Д.С. Давыдова «безопасность движения на железнодорожном транспорте - это комплекс организационно-технических мер, направленных на снижение вероятности возникновения фактов угрозы жизни и здоровью пассажиров, сохранности перевозимых грузов, сохранности объектов инфраструктуры и подвижного состава железнодорожного транспорта, экологической безопасности окружающей среды» [2, с. 46].
В последнее время у молодежи возникло новое неформальное движение «зацеперы» («трейнсерферы» или «электричкинг»), заключающееся в катании на крышах железнодорожных вагонов и вагонных сцепках («зацепинг», «руфрайдинг», «бэкрайдинг», «фронтрайдинг», «сайдрайдинг», «битвинвагонрайдинг», «оупэнвагонрайдинг», «андервагонрайдинг», «зацепрейлслайдинг», «зацеп сходинг/джампинг» и другие разновидности «трейнсерфнга»).
«Трейнсерфинг» (от английского train surfing - наружная езда) - способ передвижения, проезд на автосцепных устройствах, на крышах или на межвагонных буферах электропоездов и метро. Данный вид передвижения широко используется в Индии и
странах Юго-Восточной Азии вследствие крайнего переполнения общественного транспорта или для экономии денежных средств.
В январе 2013 г. на Московской железной дороге был смертельно травмирован А., активист «трейнсерфинга», принимавший участие в акции. После мероприятия в алкогольном опьянении и переходя железнодорожные пути, был сбит маневровым паровозом. Фотоматериалы о гибели одного из лидеров были выложены на сайте вместе с призывом: «Почтить память друга новым зацепом!».
Как показывает практика, эффективность работы по профилактике травматизма несовершеннолетних во многом основана на грамотной организации совместной деятельности сотрудников транспортной полиции, работников железнодорожных предприятий и образовательных учреждений, дружинников.
Сотрудники ОВДТ совместно с администрациями транспорта и дружинниками осуществляют патрулирование железнодорожных перегонов, отработку подвижного состава железнодорожных вокзалов и станций.
В целях профилактики травматизма на объектах транспорта сотрудниками ПДН совместно с работниками железнодорожных предприятий и органов образования ежегодно организуют целевые профилактические мероприятия: «Подросток на пути», «Осторожно -поезд!», «Светофор», «Берегись поезда», в ходе которых в учебных учреждениях учащимся разъясняются правила поведения на железной дороге. В частности, по инициативе УТ МВД России по Южному Федеральному Округу на территории Краснодарского края объекты транспортной инфраструктуры относятся к зонам повышенной опасности, включены в перечень мест, пребывание в которых может причинить вред здоровью несовершеннолетних, их физическому и психологическому развитию. За безнадзорное нахождение несовершеннолетних в таких местах предусмотрена административная ответственность родителей - штраф в размере 100 рублей (статья 2,9 Закона Краснодарского края № 608). Ограничение нахождения детей в вечернее и ночное время на объектах транспорта предусмотрено региональным законодательством Астраханской, Волгоградской, Самарской, Саратовской, Свердловской, Кемеровской областей и Хабаровского края. В образовательных учреждениях, оздоровительных лагерях, школах-интернатах, расположенных вблизи железной дороги, проводятся беседы и лекции по теме соблюдения правил безопасности на объектах транспорта.
Список литературы
1. О железнодорожном транспорте в Российской Федерации: Федер. закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 24 дек. 2002 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 27 дек. 2002 г. // Рос. газ., 2003. 18 января.
2. Давыдов С.А. Приборы диагностики как средство обеспечения безопасности движения поездов / Д.С. Давыдов // Современные технологии обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте: Материалы III Всероссийской с международным участием научно-практической конференции студентов (15-16 марта 2016 г.), 2016. С. 46-49.
3. Лыков Э.Н. Особенности охраны общественного порядка и безопасности на объектах железнодорожного транспорта / Э.Н. Лыков // Национальная ассоциация ученых, 2015. № 15-1 (15). С. 140-142.