Научная статья на тему 'Правовое регулирование обеспечения безопасности несовершеннолетних на объектах железнодорожного транспорта'

Правовое регулирование обеспечения безопасности несовершеннолетних на объектах железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
150
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / ПРОФИЛАКТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Климова Марина Владимировна

Данная статья посвящена анализу необходимости правовой регламентации безопасности несовершеннолетних на железнодорожном транспорте. Проводится анализ действующего законодательства и предложены меры по совершенствованию нормативно-правовой базы России в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование обеспечения безопасности несовершеннолетних на объектах железнодорожного транспорта»

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА ОБЪЕКТАХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА Климова М.В.

Климова Марина Владимировна — магистрант,

направление: правовая система России, кафедра теории и истории государства и права, Институт истории и права Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, г. Абакан

Аннотация: данная статья посвящена анализу необходимости правовой регламентации безопасности несовершеннолетних на железнодорожном транспорте. Проводится анализ действующего законодательства и предложены меры по совершенствованию нормативно-правовой базы России в данной области.

Ключевые слова: безопасность, несовершеннолетние, железнодорожный транспорт, профилактика.

УДК 34.4414

Право на безопасность является конституционно закрепленным правом граждан Российской Федерации, реализуемым в отраслевом законодательстве. Данное право носит комплексный характер, включающий в себя различные виды безопасности: личную, общественную, имущественную, экологическую, информационную, политическую, транспортную и другое.

В России железнодорожный транспорт является одной из крупнейших отраслей хозяйства и основным звеном производственной и социальной инфраструктуры. По данным Министерства транспорта РФ, среди железнодорожного, внутреннего воздушного и водного транспорта именно железнодорожный транспорт превосходит остальные по количеству перевезенных пассажиров и весу перевезенного груза.

Как отмечает Э.Н. Лыков «Среди всех разновидностей транспорта особая роль отводится железнодорожному, который занимает лидирующие позиции не только по объемам грузооборота (пассажирооборота), протяженности сети дорог и доступности для эксплуатации, но и по показателям безопасности. Безопасность транспортной системы определяется эффективной работой аварийно-спасательных служб, подразделений гражданской обороны, специальных служб и правоохранительных органов, в результате которой создаются условия повышения общенациональной безопасности и снижения рисков, связанных с террористическими актами» [3, с. 140].

Основным законодательным актом, регулирующим вопросы обеспечения безопасности, на современном этапе является Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации». В соответствии со ст. 2 указанного Закона безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта трактуется как состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при отсутствии недопустимого риска возникновения транспортных происшествий и их последствий, способные повлечь за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.

Аналогичное определение находится у Д.С. Давыдова «безопасность движения на железнодорожном транспорте - это комплекс организационно-технических мер, направленных на снижение вероятности возникновения фактов угрозы жизни и здоровью пассажиров, сохранности перевозимых грузов, сохранности объектов инфраструктуры и подвижного состава железнодорожного транспорта, экологической безопасности окружающей среды» [2, с. 46].

В последнее время у молодежи возникло новое неформальное движение «зацеперы» («трейнсерферы» или «электричкинг»), заключающееся в катании на крышах железнодорожных вагонов и вагонных сцепках («зацепинг», «руфрайдинг», «бэкрайдинг», «фронтрайдинг», «сайдрайдинг», «битвинвагонрайдинг», «оупэнвагонрайдинг», «андервагонрайдинг», «зацепрейлслайдинг», «зацеп сходинг/джампинг» и другие разновидности «трейнсерфнга»).

«Трейнсерфинг» (от английского train surfing - наружная езда) - способ передвижения, проезд на автосцепных устройствах, на крышах или на межвагонных буферах электропоездов и метро. Данный вид передвижения широко используется в Индии и

странах Юго-Восточной Азии вследствие крайнего переполнения общественного транспорта или для экономии денежных средств.

В январе 2013 г. на Московской железной дороге был смертельно травмирован А., активист «трейнсерфинга», принимавший участие в акции. После мероприятия в алкогольном опьянении и переходя железнодорожные пути, был сбит маневровым паровозом. Фотоматериалы о гибели одного из лидеров были выложены на сайте вместе с призывом: «Почтить память друга новым зацепом!».

Как показывает практика, эффективность работы по профилактике травматизма несовершеннолетних во многом основана на грамотной организации совместной деятельности сотрудников транспортной полиции, работников железнодорожных предприятий и образовательных учреждений, дружинников.

Сотрудники ОВДТ совместно с администрациями транспорта и дружинниками осуществляют патрулирование железнодорожных перегонов, отработку подвижного состава железнодорожных вокзалов и станций.

В целях профилактики травматизма на объектах транспорта сотрудниками ПДН совместно с работниками железнодорожных предприятий и органов образования ежегодно организуют целевые профилактические мероприятия: «Подросток на пути», «Осторожно -поезд!», «Светофор», «Берегись поезда», в ходе которых в учебных учреждениях учащимся разъясняются правила поведения на железной дороге. В частности, по инициативе УТ МВД России по Южному Федеральному Округу на территории Краснодарского края объекты транспортной инфраструктуры относятся к зонам повышенной опасности, включены в перечень мест, пребывание в которых может причинить вред здоровью несовершеннолетних, их физическому и психологическому развитию. За безнадзорное нахождение несовершеннолетних в таких местах предусмотрена административная ответственность родителей - штраф в размере 100 рублей (статья 2,9 Закона Краснодарского края № 608). Ограничение нахождения детей в вечернее и ночное время на объектах транспорта предусмотрено региональным законодательством Астраханской, Волгоградской, Самарской, Саратовской, Свердловской, Кемеровской областей и Хабаровского края. В образовательных учреждениях, оздоровительных лагерях, школах-интернатах, расположенных вблизи железной дороги, проводятся беседы и лекции по теме соблюдения правил безопасности на объектах транспорта.

Список литературы

1. О железнодорожном транспорте в Российской Федерации: Федер. закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 24 дек. 2002 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 27 дек. 2002 г. // Рос. газ., 2003. 18 января.

2. Давыдов С.А. Приборы диагностики как средство обеспечения безопасности движения поездов / Д.С. Давыдов // Современные технологии обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте: Материалы III Всероссийской с международным участием научно-практической конференции студентов (15-16 марта 2016 г.), 2016. С. 46-49.

3. Лыков Э.Н. Особенности охраны общественного порядка и безопасности на объектах железнодорожного транспорта / Э.Н. Лыков // Национальная ассоциация ученых, 2015. № 15-1 (15). С. 140-142.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.