8.10. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД РОССИИ НА ТРАНСПОРТЕ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ПРЕСЕЧЕНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Бочарникова Людмила Николаевна, канд. юрид. наук, доцент. Должность: доцент. Место работы: Белгородский юридический институт МВД РФ имени И.Д. Пути-лина. Подразделение: кафедра уголовно-правовых дисциплин. E-mail: L-boch2012@mail.ru
Аннотация
Задача - Изучение организации деятельности транспортной полиции, особенности реализации территориальными органов МВД Росси форм и методов профилактики правонарушений и преступлений совершаемых несовершеннолетними на транспорте, разработка предложений по профилактике и пресечению правонарушений и преступлений совершаемых несовершеннолетними на транспорте, выявление особенностей формирования девиантного поведения несовершеннолетних, некоторых особенностей формирования причин совершения несовершеннолетними административных правонарушений и преступлений на транспорте.
Модель - При подготовке статьи был использован системный подход. При проведения исследования использовались следующие методы: изучение документации, анализ, сравнение, нормативный метод.
Выводы - Восстановление и развитие связей правоохранительных и других государственных органов с населением - это решающее условие эффективности работы по предупреждению правонарушений и преступлений несовершеннолетних. Необходимы целенаправленные усилия по преодолению проблем в данной сфере.
Оригинальность/ценность - Разработка предложений по профилактике и пресечению правонарушений и преступлений совершаемых несовершеннолетними на транспорте. Одной из таких мер может служить воспитательная работа, осуществляющая становление нравственных, правовых ориентиров юного поколения, закрепление в сознании подростков основ правомерного поведения.
Ключевые слова: несовершеннолетние, предупреждение, деятельность, территориальные органы, транспорт, пресечение, преступления, правонарушения, правила поведения, малолетний преступник.
ACTIVITY OF TERRITORIAL BODIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA ON TRANSPORT ON PREVENTION AND SUPPRESSION OF OFFENSES OF MINORS ON TRANSPORT
Bocharnikova Lyudmila Nikolaevna, PhD at law, Associate Professor. Position: associate professor. Place of employment: Belgorod law Institute of MIA RF named after I. D. Putilin. Department: criminal law disciplines chair. E-mail: L-boch2012@mail.ru
Annotation
Task - The study of the organization of the transport police, especially the implementation of the territorial bodies of the Ministry of internal Affairs of Russia forms and
methods of prevention of offenses and crimes committed by minors on transport, development of proposals for the prevention and suppression of offenses and crimes committed by minors on transport, identification of features of the formation of deviant behavior of minors, some features of the formation of the causes of juvenile administrative offenses and crimes on transport.
Model - А systematic approach was used in the preparation of the article. The following methods were used in the research: documentation study, analysis, comparison, normative method.
Conclusions - The Restoration and development of relations between law enforcement and other state bodies with the population - is a crucial condition for the effectiveness of work on the prevention of juvenile delinquency and crime. Targeted efforts are needed to overcome the problems in this area.
Originality / value - Development of proposals for the prevention and suppression of offenses and crimes committed by minors in transport. One of these measures can be educational work, which carries out the formation of moral and legal guidelines of the young generation, the consolidation in the minds of adolescents the foundations of legitimate behavior.
Keywords: minors, prevention, activity, territorial authorities, transport, suppression, crimes, offenses, rules of behavior, juvenile delinquent.
Предупреждение преступности представляет собой совокупность осуществляемых государственными и муниципальными органами, учреждениями, организациями, общественными организациями и гражданами мер, направленных на недопущение совершения преступлений [7, 1].
Среди многообразия направлений деятельности территориальных органов МВД России на транспорте существует одно из наиболее важных - предупреждение и пресечение правонарушений и преступлений несовершеннолетних на транспорте. Высокая степень важности данного вида деятельности связана с тенденцией отклонения несовершеннолетних от правомерного поведения. Это вызвано следующими причинами:
- намечается деформация социальных ценностей и представлений молодежи;
- возрастает весомость личных потребительских ценностей, личного финансового благополучия, определяющего поведение молодежи как направленное на разрушение общепринятых нравственных отношений, активной гражданской позиции [11, 37];
- растет вербальное и невербальное насилие в семьях;
- отмечается явная и скрытая безработица, резкое сокращение штата работников на большинстве крупных предприятий;
- увеличивается число разводов;
- растет число лиц, лишенных родительских прав;
- широко демонстрируются на ТВ и в Интернете сцены насилия;
- утратилась большая часть культурно-досуговых, культурно- воспитательных учреждений молодежи, домов и дворцов культуры, центров досуга и т.д. [4, 6].
Соответственно, обозначив наметившиеся проблемы, следует принимать меры по ликвидации проявлений неправомерного поведения среди несовершеннолетних.
Одной из таких мер может служить воспитательная работа, осуществляющая становление нравственных, правовых ориентиров юного поколения, закрепление в
сознании подростков основ правомерного поведения^, 305].
Так, в Белгороде за месяц сотрудниками полиции проведено более 50 рейдовых мероприятий на вокзалах и платформах, организовано свыше 150 встреч со школьниками, а также их родителями и преподавателями.
Профилактическое мероприятие проводилось на территории Белгородской области в период с 20 августа по 20 сентября 2017 года. Сотрудниками отдела совместно с представителями Юго-Восточной железной дороги и членами Общественного совета при линейном отделе в школах Белгородской области проводили «уроки Безопасности», а также рейдовые мероприятия, направленные на профилактику травматизма.
В ходе встреч полицейские рассказали ребятам о правилах поведения на объектах железнодорожного транспорта, раздали наглядные пособия, методички и листовки, привели примеры детского травматизма и призвали быть внимательными. «Железная дорога -зона повышенной опасности» - тематический фильм, который показывали на каждом таком уроке. Поскольку для детей главным примером являются родители, стражи порядка проводили беседы на педагогических советах и родительских собраниях.
В результате проведенных мероприятий фактов совершения несовершеннолетними вандализма, правонарушений, угрожающих безопасности движения на объектах транспорта, а также детского травмирования допущено не было [14].
С недавнего времени частым развлечением для несовершеннолетней молодежи стал такой вид деятельности, как «зацепинг». Суть его заключается в том, чтобы осуществлять проезд на рельсовом транспорте с внешней стороны вагона. Молодежь на сленговом языке называет данное экстремальное развлечение «трейнсерфингом», «трейнхоппингом», «фрейтхоппин-гом», а себя «трайнсерферами», «трейнхопперами», «фрейтхопперами».
Данный вид деятельности является увлечением большого количества несовершеннолетних граждан России. Следует отметить, что «зацепинг», трейнсер-финг» (проезд на крышах, подножках, других выступающих частях поезда), «руфинг» (экстремальное лазание по крышам) и просто опасные селфи несут в себе смертельную опасность и, как ни странно, все больше и больше набирают популярность. Так, в Подмосковье за первые шесть месяцев 2017 года травмированы 45 несовершеннолетних, из них 21 - со смертельным исходом, в том числе шестеро «зацеперов» [5].
Отмечается, что специалисты Московской железной дороги в целях профилактики и пресечения правонарушений проводят ряд комплексных мероприятий, таких как инструктирование локомотивных бригад, изучение и анализ мест наибольшего скопления несовершеннолетней молодежи на железнодорожных станциях, модернизация системы посадки и высадки пассажиров, направленных на предупреждение, пресечение и профилактику травматизма и смертности среди несовершеннолетних на объектах транспорта.
Совместно с органами полиции на Московской железной дороге проведено 2700 рейда, наказано 4508 нарушителей, а к административной ответственности приведено 380 человек [9].
Многие трейнсёрферы общаются между собой в Интернете, используя форумы или социальные сети, а так же могут собираться некрупными группами для
осуществления совместных выездов. Среди любителей данного экстремального развлечения распространена практика фото- и видеосъемки. В сети происходят обсуждения выложенного материала, планируются новые поездки, выбираются лидеры субкультурного движения, авторитетные лица, выполняющие, как правило, наиболее трудные элементы в системе приемов зацепинга, дающие советы и рекомендации подрастающему поколению. Как и многие субкультуры, зацепинг имеет свой специфический терминологический лексикон. В него входят специальные термины сферы железнодорожной деятельности, обозначающие многообразие видов наружной езды. Также объединения трейнсёрферов нередко занимаются сбором информации о разновидностях подвижного состава, способам крепления на них, особенностям езды на различных железнодорожных ветках и линиях, осуществляется изучение особо опасных мест в системе электропроводов и узловых систем электропитания поездов. В кругах трейнсерферов существует, строгая система этики и культуры. Участники формируют традиции, обычаи, правило поведения как внутри коллектива, так и с пассажирами вагонов. Считается, например, что порча подвижного состава, причинение неудобств другим пассажирам и поездной бригаде, а также намеренное создание помех в движении поездов являются недопустимыми.
Санкции, которые используют правоохранительные органы разных стран мира, многообразны.
В Латвии, например, штраф предусмотрен до 35 евро (около 2700 рублей); в Германии до 50000 евро (около 4 млн руб), в Великобритании от 50 до 1000 фунтов стерлингов (от 5200 до 50000 руб). Данная статистика показывает уровни значимости данных правонарушений и степень материальной ответственности граждан за совершенные проступки.
В России, как отмечалось выше, для «зацеперов» и иных хулиганов, угрожающих эксплуатации транспортных средств и безопасности пассажиров, введена уголовная ответственность.
Для снижения популярности трейнсёрфинга железнодорожные компании часто развешивают предупреждающие плакаты и таблички или посвящённые правилам безопасности комиксы в вагонах и на территории станций, а также могут прибегать к влиянию на средства массовой информации. Например, после первого случая задержания и снятия трейнсёрферов с поезда «Сапсан», по инициативе РЖД был выпущен короткометражный мультфильм «Сапсанчик и зацеперы», призванный показать опасность наружной езды на поездах. В Индии в ходе съёмок фильма о Джеймсе Бонде руководство индийских железных дорог попросило режиссёров убрать из фильма сцены массового проезда на крышах индийских поездов, дабы не пропагандировать данный способ проезда и не позорить имидж компании1.
Изучив некоторые особенности зацепинга, следует обозначить общие причины, характеризующие отрицательное девиантное поведение среди несовершеннолетних в данном виде занятия:
- отсутствие должного уровня самоконтроля, инстинкта самосохранения у несовершеннолетних граждан;
1 https://ru.wikipedia.orq/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B5 %Р0%В7%Р0%В4 %Р1%81%Р0%ВР%Р0%В0%Р1 %80%Р1%83 %Р0%В6%Р0%В8 %D0%BF%D0%BE%D0%B5%D0%B7%D0%B4 %Р0%ВЕ%Р0%В2 - ейе г^е-183
- некачественный контроль за несовершеннолетними, склонными к систематическим пропускам учебных занятий без уважительных причин, употреблению наркотических, психотропных веществ, алкоголя и табака;
- почти во всех субъектах России отмечается слабая координирующая роль комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в отношении деятельности органов профилактики [1, 4-6];
Необходимо всячески бороться с данным видом преступлений, так как:
- повышается уровень смертности молодежи вследствие высокого уровня опасности зацепинга;
- нарушается функциональная работа транспорта;
- интенсивными темпами развивается неправомерное и смертельно опасное развлечение, перетекающее в молодежное движение.
Профилактика правонарушений и преступлений несовершеннолетних является важнейшим видом деятельности органов внутренних дел по выявлению, предупреждению, пресечению правонарушений и преступлений.
Значимость этого вопроса обозначалась Президентом России в посланиях Федеральному Собранию РФ. Для решения поставленных задач учреждена должность Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка.
Профилактикой правонарушений и преступлений несовершеннолетних занимаются многие государственные органы и общественные организации, коллективы по месту работы и учебы, отдельные граждане и должностные лица [2, 2б].
Состояние законности в сфере борьбы с преступлениями несовершеннолетних не полностью контролируется и регулируется.
Следует учитывать особенности общественности, с которой приходится работать полиции - дети.
Главная задача - предупреждение безнадзорности и беспризорности, вовлечение как можно большего числа несовершеннолетних в общественно-полезную деятельность, обеспечение защиты детей и подростков, их прав и законных интересов, выявление и пресечение случаев их вовлечения в совершение преступлений.
Необходимость в осуществлении профилактических мероприятий вызвана несколькими общими причинами:
- большинство подростков, систематически нарушающих закон, росли в неблагополучной семье и нуждаются в социальной, психологической помощи со стороны государства;
- отмечается нехватка спортивных, творческих, культурных объектов идеологического обеспечения, где молодежь могла бы выражать свою индивидуальность и развиваться;
- объекты транспортной инфраструктуры благоприятны для осуществления правонарушений, которые зачастую используют несовершеннолетние граждане (вагоны и тамбуры поездов, вокзальные помещения и перроны, рельсовые пути, объекты электроснабжения путей сообщения ж/д транспорта и пр.);
- действующая система законодательства не способна в полной мере качественно регулировать деви-антное поведение несовершеннолетних, она требует модернизации;
- высокая социальная активность молодежи, стремление к лидерству и первенству в некоторых случаях достигается путем антиобщественного поведением, несоблюдения законов.
Эффективность профилактических мероприятий обеспечивается также мерами по оздоровлению среды, в которой проживает и воспитывается несовершеннолетний [3, 50].
Для того чтобы разобраться в необходимости и особенностях профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних на объектах транспорта, следует разобраться в самих причинах преступлений на объектах транспортной инфраструктуры.
У правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними на транспорте, есть свои особенности.
Во-первых, на вокзалах, привокзальных площадях, в морских портах и на набережных, около аэропортов формируется своя «микросреда», которая имеет особое неблагоприятное влияние на несовершеннолетних. В этой «микросреде» девиантное поведение считается обыденным, и несовершеннолетний, по тем или иным причинам попадая в такую обстановку, быстро усваивает и перенимает все особенности противоправного поведения.
Во-вторых, на обозначенных участках либо не осуществляется, либо осуществляется посредственный, формальный контроль над преступностью и правонарушениями. Известный в России проект ChebuRussiaTV Интернет-ресурса YouTube провел социальный эксперимент под названием «Причина терактов в России», в котором четко обозначил и наглядно показал важнейшую деталь - некачественную работу органов, осуществляющих безопасность на объектах транспорта.
В-третьих, система водных, воздушных, железнодорожных путей сообщения чрезвычайно мобильна и динамична. Высокая интенсивность движения как транспортных объектов, так и людей помогает совершать правонарушения, такие, например, как хищения, незаметно, не оставляя следов.
Исходя из вышеупомянутого, предложим следующие методы профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних на объектах транспорта:
1. Необходимо внедрение систем видеонаблюдения в местах массового скопления людей на объектах транспортной инфраструктуры. Практическое использование систем виброизображения на объектах транспортной инфраструктуры и других охраняемых объектах должно существенно повысить безопасность и способствовать улучшению антитеррористической деятельности [7, 27].
2. Следует усилить работу органов внутренних дел в данной сфере, наладить совместную деятельность и взаимодействие, обмен информацией между компетентными ведомствами органов внутренних дел. Этого можно достигнуть путем более качественной подготовки кадров в образовательной системе МВД; путем формирования межведомственных органов однородной компетенции; путем образования общественных организаций, помогающих ОВД; путем усовершенствования правовой основы деятельности органов внутренних дел; путем качественной анализаторской работы.
В Белгородском юридическом институте МВД России имени И.Д. Путилина в 2014 году образована кафедра обеспечения безопасности на объектах транспорта. Это свидетельствует о положительных изменениях в подготовке квалифицированных сотрудников территориальных органов МВД России на транспорте. Кафедра института осуществляет обучение курсантов очной формы и слушателей заочной формы обучения, про-
фессиональное обучение сотрудников транспортной полиции, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, а так же осуществление профессиональной переподготовки и повышения квалификации действующих сотрудников линейных подразделений территориальных органов МВД России на транспорте. Институт уже проводит переподготовку и повышение квалификации сотрудников органов внутренних дел, осуществляющих охрану общественного порядка и обеспечивающих безопасность в период проведения Чемпионата мира по футболу FIFA 2018.
Последние годы находят широкое применение такие формы общей профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних, как проведение комплексных межведомственных профилактических мероприятий.
Так, на территории Белгорода прошла межведомственная комплексная профилактическая операция «Подросток» в мае-сентябре 2017 года [10].
Главной целью данного вида профилактики является осуществление деятельности, направленной на организацию отдыха и занятости детей, составляющих «группу риска». Проанализировав статистику, следует отметить высокий уровень профилактического влияния данной операции.
- отмечается снижение криминальной активности подростков;
- удается организовать отдых «трудных» подростков, состоящих на учете в ПДН;
- заметен общий спад показателей подростковой преступности.
Согласно итогам профилактической операции «Подросток» выявляются следующие предложения совершенствования правонарушения несовершеннолетних:
- внести изменения в ФЗ от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», наделив полномочиями субъекта профилактической деятельности участкового уполномоченного полиции, закрепив за инспекторами по делам несовершеннолетних ежеквартальный отчет о результатах проделанной работы на закрепленной территории перед населением;
- внедрить информационный компьютерный учет лиц, которые состоят под надзором подразделений по делам несовершеннолетних, осуществляя постоянный контроль и профилактическую работу с ними посредством проведения профилактических бесед, тренингов и работы в коллективе.
Говоря об общественных организациях, помогающих деятельности ОВД, следует сказать, что до 1995 года существовала устойчивая система общей профилактики: функционировали товарищеские суды, добровольные народные дружины, общественные пункты охраны порядка [13, 19]. На протяжении всей деятельности данных организаций сотрудникам подразделений по делам несовершеннолетних была оказана существенная помощь в выявлении, пресечении и предупреждении правонарушений сферы административного законодательства.
Так, очень эффективна и совместная деятельность общественных формирований и органов государства в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних. Сухарев Александр Яковлевич говорил о том, что криминальная ситуация в США, ФРГ, Японии и других западных странах начала стабилизироваться лишь с налаживанием сотрудничества специальных правоохранительных служб и самостоятельных форм
общественности, поощряемых правительством [11, 40].
Таким образом, восстановление и развитие связей правоохранительных и других государственных органов с населением - это решающее условие эффективности работы по предупреждению правонарушений и преступлений несовершеннолетних. Необходимы целенаправленные усилия по преодолению проблем в данной сфере.
Список литературы:
1. Воробьев С.Д. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Законность. 2014. № 1. С. 4-6.
2. Дорошенко О.М. Реализация полномочий полиции в сфере миграционных потоков по противодействию правонарушениям несовершеннолетних // Миграционное право. 2015. № 1. С. 26.
3. Ережипалиев Д.И. Надзор за исполнением органами внутренних дел законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Законность. 2014. № 5. С. 54.
4. Ершова И.Н. Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних на территории Ярославской области // Вопросы ювенальной юстиции. 2013. № 4. С. 5 - 9.
5. Информационное агентство России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tass.ru/proisshest-viya/4438767. Дата обращения: 02.04.2018.
6. Курмаева Н.А. Установление мотивации преступного поведения несовершеннолетних // Пробелы в российском законодательстве. 2017. Выпуск № 6. С.305.
7. Минкин В.А., Целуйко А.В. Практические результаты применения систем технического профайлинга для обеспечения безопасности на транспорте // Транспортное право. 2014. № 3. С. 27.
8. Михайлова С.Н. Меры раннего предупреждения преступности несовершеннолетних в ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Вестник ТГПУ, 2006, Выпуск 11(62). С.1.
9. Окружная газета СЗАО Москвы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://szaopressa.ru/news/ proisshestviya/. Дата обращения: 02.04.2018.
10. Профилактика правонарушений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://beluo31.ru/index.php/ prevention-of-offenses. Дата обращения: 08.04.2018.
11. Сухарев А.Я. Зарубежный опыт профилактической работы по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Российский следователь. №3. 2003. С.40.
12. Таланов С.Л. Социализация молодежи и перспективы развития высшего образования // Журнал Российского образования и общества. 2012, Том 54. № 8. С.35-40.
13. Требенок А.А. К вопросу о специфике обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте в приграничных регионах Российской Федерации (на примере Брянской области) // Транспортное право. 2014. № 3. С. 19.
14. Управление УМВД России по Белгородской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://31 .xn--b1aew.xn--p1ai/news/item/11178064/. Дата обращения: 02.04.2018.
Рецензия
на научную статью «Деятельность территориальных органов МВД России на транспорте по предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолетних», подготовленную доцентом кафедры уголовно-правовых дисциплин Бел ЮИ МВД России имени И.Д. Путилина полковником полиции к.ю.н., доцентом Бочарниковой Л.Н.
Рецензируемая статья представляет собой исследование, посвящённое деятельности территориальных органов МВД России на транспорте по предупреждению и пресечению правонарушений и преступлений несовершеннолетних совершаемых на объектах транспорта. Высокая степень важности данного вида деятельности связана с тенденцией отклонения несовершеннолетних от правомерного поведения.
Как справедливо отмечает автор, среди многообразия направлений деятельности территориальных органов МВД России на транспорте существует одно из наиболее важных - предупреждение и пресечение правонарушений и преступлений несовершеннолетних на транспорте. Высокая степень важности данного вида деятельности связана с тенденцией отклонения несовершеннолетних от правомерного поведения.
Особую актуальность эта работа приобретает в контексте стремительно изменяющихся условий социальной среды, высокая социальная активность молодежи, стремление к лидерству и первенству в некоторых случаях достигается путем антиобщественного поведением, несоблюдения законов.
Следует согласиться с автором что правонарушения и преступления, совершаемые несовершеннолетними на транспорте, имеют свои особенности. Для эффективной профилактики правонарушающего поведения несовершеннолетних на объектах транспорта, необходимо разобраться в самих причинах преступлений и правонарушений, совершаемых ими на объектах транспортной инфраструктуры.
Научная статья написана грамотно, имеет логическую стройность и достаточную степень научности. Выводы автора аргументированы, имеет место определенная степень самостоятельности и творчества автора, автор иллюстрирует теоретический материал примерами практики. Основу исследования составляют материалы официальной статистики.
Работа удовлетворяет предъявленным требованиям, и может быть опубликована в журнале «Пробелы в российском законодательстве».
Рецензент: Заместитель начальника кафедры уголовного процесса БелЮИ МВД России имени И.Д.Путилина, кандидат юридических наук, доцент, подполковник полиции Д.Н.Рудов
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 80,38%.