АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО, ФИНАНСОВОЕ ПРАВО, ИНФОРМАЦИОННОЕ _ПРАВО_
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА ОБЪЕКТАХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Климова М.В.
Климова Марина Владимировна - магистрант,
направление: правовая система России, кафедра теории и истории государства и права, Институт истории и права Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан
Аннотация: в статье рассматриваются особенности обеспечения безопасности несовершеннолетних на объектах железнодорожного транспорта. Проводится анализ действующего законодательства и предложены меры по совершенствованию нормативно-правовой базы России в данной области.
Ключевые слова: безопасность, несовершеннолетние, железнодорожный транспорт, усовершенствование, регулирование.
УДК 34.4414
Одной из важнейших граней работы по защите жизни и здоровья несовершеннолетних детей является профилактика детского травматизма, в том числе на объектах железнодорожного транспорта.
Безопасность железнодорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач Российской Федерации. Аварийность на железнодорожном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Гибнут или становятся инвалидами дети.
Ежегодно в Российской Федерации в результате дорожно-транспортных происшествий погибают или получают ранения свыше 275 тыс. человек. Свыше 1,5 тыс. человек получили смертельные травмы на железных дорогах России с начала года из-за несоблюдения правил безопасности. Об этом сообщил в рамках круглого стола в ТАСС руководитель департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля компании РЖД Дмитрий Раенок. По его данным, всего за 10 месяцев 2014 года на стальных магистралях были травмированы свыше 2 тыс. человек, из которых более 1,5 тыс. человек, в том числе 132 ребенка, скончались. Основной причиной травматизма несовершеннолетних является грубое нарушение правил личной безопасности при нахождении на объектах железнодорожного транспорта: переход железных путей в неустановленных местах, езда на крыше и между вагонами, игры на железнодорожном полотне и другие «развлечения». Подростки, находясь непосредственно вблизи или на железнодорожных путях, не могут услышать сигнал приближающегося поезда из-за того, что в это время слушают музыку посредством плеера или мобильного телефона (в наушниках), занятие «зацепингом», желание сделать эффектное «селфи» на опасных объектах транспорта, перебегание путей или влезание на железнодорожный мост, на крыши вагонов ради шутки, лихачества. Это свидетельствует о том, что несовершеннолетние либо не знают, либо недооценивают те опасности, которые их ждут при нарушении правил пребывания на объектах железнодорожного транспорта. Для наглядного изучения вышеназванных правил можно проводить интерактивные мероприятия, экскурсии в структурные подразделения ОАО «РЖД». На родительских собраниях обратить внимание родителей на необходимость усиления контроля за поведением, времяпрепровождением их детей, установления круга общения подростков,
контроля общения детей в социальных сетях, поскольку вовлечение в такое экстремальное развлечение как «зацепинг» происходит, в основном, посредством сети Интернет.
Стоит также отметить, что в соответствии со ст. 60 Конституции Российской Федерации, гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. При этом, согласно ст. 87 УК РФ несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет. По отношению к несовершеннолетним действующее законодательство предусматривает общее правило, согласно которому к лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДН). Именно данным государственным органам и принадлежит преимущественное право рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними. КДН рассматривают дела об административных правонарушениях по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Административное наказание может быть наложено на несовершеннолетних или их родителей по общим правилам не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а за нарушения при длящемся правонарушении - не позднее двух месяцев со дня его обнаружения (ст. 4.5 КоАП РФ). Уголовная ответственность, которую могут понести несовершеннолетние, с учетом доказательств, в отношении ж/д и объектов ж/д, с трактованием обвинительной статьи - приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 267 УК РФ).
Административная ответственность наступает в возрасте 16 лет. При этом 16 лет должно исполниться на момент совершения правонарушения. Предусмотрено много видов административных наказаний. К несовершеннолетним правонарушителям применяется в основном предупреждение либо штраф.
Как отмечает И.Н. Архипцев, под обеспечением общественного порядка и общественной безопасности на транспорте согласно действующего законодательству РФ понимается система мер, предусматривающая осуществление надзора за соблюдением правил, действующих на объектах транспортного комплекса, которые обеспечивают [8]:
- общественное спокойствие, общественную нравственность, человеческое достоинство и здоровье граждан [1], то есть гарантированные Конституцией РФ права и свободы человека и гражданина;
- нормальное функционирование средств транспорта и его обслуживающих систем;
- предупреждение, а также пресечение нарушений этих правил, применение мер государственного или общественного воздействия к нарушителям [2, с. 125].
Охрана общественного порядка, а также обеспечение безопасности на данном виде транспорта зачастую определяется его специфическими особенностями и учитывает множество факторов, которые оказывают влияние на распределение сил и средств подразделений МВД России на транспорте.
Пути железнодорожного сообщения (железнодорожные станции, пути общего и не общего пользования, пассажирские платформы и т.д.) принято считать зонами повышенной опасности. Поэтому они могут быть огорожены за счет средств владельцев инфраструктур [5].
В качестве специфических особенностей работы железнодорожного транспорта можно назвать круглосуточный режим работы, обширную протяженность участков, постоянное перемещение большого числа людей и огромного количества грузов, обширные возможности для использования транспорта преступными элементами, подверженность перевозок сезонным колебаниям, притягательность железнодорожных путей для бродяг и несовершеннолетних лиц и т.д.
Все вышеперечисленные факторы влияют на организацию и проведение работы транспортной полиции. При сопровождении поездов на участках, обслуживаемых подразделениями МВД России на транспорте, имеется множество платформ, станций,
57
вокзалов, вагонов, железнодорожных составов и других объектов транспорта [2, с. 127].
Таким образом, в целях повышения эффективности Принимая решение по охране общественного порядка, в том числе безопасности несовершеннолетних, начальники линейных отделов внутренних дел должны учитывать специфику работы транспорта, возможности, особенности и назначение сил и средств, ее обеспечивающих, формы и методы их работы. Прежде всего, начальникам линейных ОВД необходимо рекомендовать тщательно анализировать оперативную обстановку, сложившуюся на участке обслуживания и возможности ее изменения в ближайшей и отдаленной перспективе. После чего всесторонне должны быть учтены многочисленные факторы, такие как: время суток; график следования транспортных средств; пораженность отдельных участков объектов транспорта преступлениями и нарушениями общественного порядка; виды транспортных средств и станций (грузовые, сортировочные и участковые, пассажирские и промежуточные); наличие своих сил и средств и их возможности; расположение соседних органов и учреждений внутренних дел как транспортных, так и территориальных, а также их нарядов, нарядов ВОХР, воинских нарядов и их возможности; наличие дополнительных и приданных сил, сил и средств общественности и их возможности.
С учетом специфики работы объектов железнодорожного транспорта организуются виды нарядов, схожие по функциям с нарядами территориальных подразделений полиции. Также для усовершенствования системы обеспечения безопасности несовершеннолетних на объектах ж/д транспорта, предлагается усилить работу по охране общественного порядка, которую осуществляют патрули, посты и оперативно-поисковые группы. При этом можно отметить, что сейчас необходимо усилить пропаганду о поведении несовершеннолетних на объектах железнодорожного транспорта. Для этого можно использовать сеть Интернет, социальные сети, т.к. несовершеннолетние очень часто посещают сети интернет. В помещениях вокзалов обычно выставляются посты в местах, наиболее удобных для наблюдения за гражданами [2, с. 127]. В зависимости от интенсивности пассажиропотока на платформах выставляются посты, наблюдающие как за посадкой, так и за высадкой пассажиров и осуществляющие периодические обходы платформ и прилегающих к ним сооружений.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993.) // СПС «Консультант Плюс», 2015.
2. Административная деятельность ОВД: учебник для вузов / под ред. М.В. Костенникова, А.В. Куракина. М.: Юрайт, 2014.
3. Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2010 г. № 1285 -р (ред. от 11.12.2013) «Об утверждении Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте» // СПС «КонсультантПлюс», 2015.
4. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 14.11.2013. № Пр2685) // СПС «КонсультантПлюс», 2015.
5. Федеральный закон от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ (ред. от 02.07.2013 г., с изм. от 01.12.2014) «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс», 2015.
6. Приказ МВД России № 1022, Минтранса России № 487 от 27.12.2013. «Об утверждении Инструкции по организации работы нарядов полиции линейных управлений (отделов) МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте и работников локомотивных и поездных бригад по обеспечению правопорядка в поездах дальнего следования и пригородного сообщения» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.01.2014 № 31172) // СПС «КонсультантПлюс», 2015.
7. Федеральный закон от 07.02.2007 № 16-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «О транспортной безопасности» // СПС «КонсультантПлюс», 2018.
8. Архипцев И.Н. // К вопросу об особенностях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности на железнодорожном, воздушном и водном транспорте.