ПРАВОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
УДК 340.1
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
© Елена Сергеевна ТОЛМАЧЕВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина,
г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра теории и истории государства и права, e-mail: [email protected]
© Руслан Владимирович ПУЗИКОВ Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права, e-mail: [email protected]
Проанализировано российское законодательство в области национальной идеи и перспективы его дальнейшего реформирования. Представлены мнения государственных деятелей о национальной идее и ее роли в осуществлении правового регулирования различных сфер общественной жизни в Российской Федерации. Раскрыто понятие национальной идеи России в контексте современного правового регулирования и высказана точка зрения, касающаяся того, что наличие национальной идеи не означает отсутствия участия нашей страны в мировой интеграции, а, напротив, является основанием для формирования достаточно определенных мировоззренческих, социокультурных и прочих установок, позволяющих обеспечить национальную безопасность нашему государству.
Ключевые слова: национальная идея; правовое регулирование; государственная идеология; ценности; глобализация.
Вопросы совершенствования и реализации законодательного регулирования различных правоотношений в Российской Федерации занимают центральное место в сфере деятельности государственных органов. Данная ситуация обусловлена реформированием государственно-правовых институтов современного российского общества.
Правовая политика России, будучи составной частью ее общегосударственной политики, обусловлена объективными закономерностями современного общественного развития, теми потребностями, которые лежат в основе всех проводимых в стране преобразований. Она направлена на дальнейшее углубление демократических реформ, подъем экономики, становление рыночных отношений, оздоровление социальной сферы, последовательную защиту национальных интересов, прав и свобод человека.
В связи с изменяющейся социально-экономической и политической ситуацией в мире одни общественные отношения становятся менее актуальными в плане законодательного регулирования, к другим, наоборот, относятся предельно внимательно.
Важно отметить, что вопросы, касающиеся законодательного регулирования национальной идеи, на протяжении существования российского государства были в поле зрения законодательных органов. Наибольшую актуальность перспектива четкого законодательного регулирования национальной идеи России приобретает в настоящее время, в период нестабильности современного мира.
Как после распада Советского Союза, так и в настоящее время в Российской Федерации наблюдается ситуация, характеризующаяся отсутствием четкой позиции, касающейся национальной идеи нашего государства, ее места и роли в обеспечении на-
циональной безопасности, предупреждения конфликтов, возникающих на национальной почве. Согласно содержанию нормативно-правовых актов (главным образом, конечно, Конституции РФ [1] как основного закона страны) какая-либо государственная идеология, а следовательно, и национальная идея в стране запрещена. Очевидно, что данная норма появилась не в результате четкой, последовательной законодательной политики, а выступила в качестве борьбы против коммунистической идеологии советского государства как попытка преодолеть разрыв между Россией и европейскими государствами. При этом произошла просто регламентация факта о невозможности утверждения господствующей идеологии в нашей стране, но при этом внутренняя ситуация не оценивалась и не учитывалась. Все это является результатом глобализации, когда границы между государствами стираются, законодательства унифицируются. Но между тем невозможно не учитывать исторических предпосылок формирования каждого конкретного государства, благодаря которым и формируется индивидуальность, выражающаяся в России в характере и менталитете, патриотизме и гражданственности, которые сыграли положительную роль в сложные периоды истории нашего государства.
Национальная идея существовала в нашей стране на протяжении многих веков. А.Н. Вырщиков, К.М. Никонов утверждают, что в основе российской национальной идеи после принятия Русью при князе Владимире православной религии в 988 г. лежала идея славянской солидарности [2, с. 5]. Ее истоки уходят в глубь веков. Еще в эпоху средневековья возникает идея о том, что «Москва -третий Рим», т. е. Россия является закономерной преемницей великой Византии и именно ей отведена особая мессианская роль в развитии человечества. Филофей подчеркивал преемственность русского самодержавия от Владимира Святого и Ярослава Мудрого, обосновывая деятельность Ивана IV как духовного наследника государственного строительства, начатого ими. Но он, обращаясь к царю, писал, что власть нужна самодержцу не сама по себе, а чтобы стать щитом веры, защищать православие, сохранять ценности русской цивилизации от попыток разрушить их со стороны Запада. В далеком
прошлом в основе «русской идеи» было государственно-религиозное мессианство -стремление быть главной, если не единственной носительницей подлинно христианских ценностей, а после падения Византии -и православной государственности. На протяжении веков силы российской государственности были направлены на сохранение русского народа, развитие у него национального самосознания и высших патриотических чувств. С расширением границ Русского государства, присоединением к нему новых народов «русская идея» трансформировалась в идею российскую. Многочисленные нерусские народы, получая от русской нации экономическую, культурную и иную помощь, военную защиту от врагов, стали считать Россию своей общей исторической родиной. Вследствие этого идея о роли и предназначении русского народа, т. е. русская идея, «...стала общей для всех наций, народностей, этнических и национальных групп, населявших огромную Российскую империю» [3, с. 6]. Именно данная трактовка национальной идеи, по нашему мнению, должна применяться в современном российском законодательстве, т. к. она не предусматривает привилегированного положения русского народа, а предполагает равенство всех национальностей в государстве. Характерно, что термин «русская идея» родился из-под пера Ф.М. Достоевского в 1862 г., через год после отмены крепостного права, когда Россия начала задумываться о новых принципах своего существования. Вслед за ним о русской идее почти сто лет писали крупнейшие мыслители - В. Соловьев, братья Трубецкие, И. Ильин, Н. Бердяев.
В настоящее время ведущие государственные деятели современной России обращаются к проблеме национальной идеи, определяя приемлемые ценности, отражающие российскую ментальность.
1. В 1999 г. В.В. Путин отмечает: «Мне представляется, что новая российская идея родится как сплав, как органичное соединение универсальных, общечеловеческих ценностей с исконными российскими ценностями, выдержавшими испытание временем» [4].
2. В 2007 г. В.В. Путин подчеркивает: «духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и
экономическая стабильность... Убежден, общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. Когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории». «Мы, вместе с тем, должны и будем опираться на базовые морально-нравственные ценности, выработанные народом России за более чем тысячелетнюю свою историю. Только в этом случае мы сможем правильно определить ориентиры развития страны. И только в этом случае нас ждет успех» [5].
3. В первом послании президента Д.А. Медведева Федеральному Собранию говорится: «Развитие российской государственности будет успешным, если будет опираться на свободных людей, уверенных в своей защищенности законом и государством, которое может быть сильным и мощным в своем единстве, при целостности территории и большой численности населения. Государство, «повернувшееся лицом к человеку», - это забота о каждом гражданине как о части единого целого, вот на чем может быть основана воля народа к единению, национальная идея, сплачивающая нацию, причем гарантированная «авторитетом самого Основного закона»: «.именно Конституция утверждает свободу и справедливость, человеческое достоинство. единство многонационального народа» [6].
4. 23 января 2012 г. В.В. Путин в рамках предвыборной кампании опубликовал в «Независимой газете» статью, посвященную анализу национального вопроса в России. «Стержень, скрепляющая ткань этой уникальной цивилизации - русский народ, русская культура. Мы многонациональное общество, но мы единый народ. Это делает нашу страну сложной и многомерной. Дает колоссальные возможности для развития во многих областях... Задачи, которые мы ставим и внутри страны (создание новой экономики с эффективной занятостью, воссоздание профессиональных сообществ, равномерное развитие производительных сил и социальной инфраструктуры на всей территории страны), и задачи евразийской интеграции - это ключевой инструмент, благода-
ря которому можно ввести миграционные потоки в нормальное русло. По сути, с одной стороны, направить мигрантов туда, где они будут в наименьшей степени вызывать социальное напряжение. А с другой - чтобы люди в своих родных местах, на своей малой родине могли чувствовать себя нормально и комфортно. Надо просто дать возможность людям работать и нормально жить у себя дома, на родной земле, возможность, которой они сейчас во многом лишены. В национальной политике нет и не может быть простых решений. Ее элементы рассыпаны во всех сферах жизни государства и общества - в экономике, социалке, образовании, политической системе и внешней политике. Нам надо выстроить такую модель государства, цивилизационной общности с таким устройством, которая была бы абсолютно равно привлекательна и гармонична для всех, кто считает Россию своей Родиной. Мы будем укреплять наше «историческое государство», доставшееся нам от предков. Государство-цивилизацию, которое способно органично решать задачу интеграции различных этносов и конфессий» [7].
Сама национальная идея России в настоящее время представляет собой особую разновидность цивилизационных идей, для которых характерны следующие признаки:
1) надэтнический характер, который сближает их с имперскими идеологиями, хотя последние делают больший акцент на государственном начале;
2) выдвижение в качестве главной задачи - построение единого цивилизационного пространства, при этом задачи национально-государственного строительства отодвигаются на второй план;
3) утверждение общности исторической судьбы и единства государственно-политической традиции;
4) представление о единстве веры и культурной традиции как основе цивилиза-ционного строительства;
5) представление о языке как об объединяющем факторе;
6) церковь выступает как самостоятельный общественно-политический организм, неподавляемый государством;
7) стремление к преодолению националистического дискурса [8, с. 267].
Содержание национальной идеи не оставалось одинаковым, каждый следующий этап ее развития был отражением определенного периода, предыдущей истории и стратегий будущего, содержание корректировалось в зависимости от исторических (смена одного исторического типа государства другим), политических (нахождение у власти той или иной политической силы: естественно, что в период царизма национальная идея отличалась от идеи коммунистов), экономических (уровень производственных отношений, материальные ресурсы самого государства в тот или иной период), правовых (закрепление в законодательстве возможности существования национальной идеи, выражение ее в господствующей правовой идеологии), организационных (создание условий для реализации национальной идеи путем использования различных правовых и неправовых средств и методов), культурных (осознание, понимание гражданами целей и задач проведения политики в области национальной идеи), международных (международная обстановка, наличие или отсутствие международных конфликтов, образование и деятельность международных организаций, непосредственно влияющих на деятельность отдельных государств), социальных (уровень жизни населения) условий.
Проанализировав различные точки зрения, касающиеся национальной идеи, необходимо выделить ее существенные признаки:
- опирается на принципы, идеалы и ценности, которые являются общими для населения России, например, патриотизм, религия (неважно, православная, католическая, мусульманская), нравственность, свобода, равенство, патриотизм, гражданственность;
- распространяет свое влияние на все население страны, которое составляют граждане РФ, в т. ч. находящиеся за рубежом, вне зависимости от принадлежности к определенному народу, вероисповеданию;
- не подразумевает умаления внутренних культурных и традиционных ценностей народностей;
- проявляется во всех сферах жизни общества.
Главным элементом национальной идеи России, по нашему мнению, является идея патриотизма. Идеи патриотизма веками укоренялись в российском менталитете. Тради-
ционно мы черпаем знания из нашей истории, которая изобилует примерами «трудных времен» и сильных личностей, оказавшихся способными достойно выдержать выпавшие на их долю испытания и послужить Отечеству: так было в Отечественную войну 1812 г. и в Великую Отечественную войну 19411945 гг. Позднее, в труднейшие моменты отечественной истории, связанные с отражением внешней агрессии, правители и народ неоднократно обращались к патриотическим образам нашей истории. Подлинный патриотизм как ценностная основа национальной идеи был сформирован в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., именно на его основе совершались подвиги и решались судьбы людей. После войны углублению идей патриотизма способствовала замкнутость СССР от остального мира, из-за чего единство народа и его любовь к своей Родине становились еще больше. К сожалению, события последнего времени, связанные с преобразованиями в политике, экономике, культуре современной России, подтверждают угасание, а иногда и полное исчезновение идей патриотического воспитания граждан. Общество утрачивает исконное российское патриотическое сознание. Таким образом, значение воспитания патриотизма и гражданственности возрастает многократно. В настоящее время воспитание в людях патриотизма - это целенаправленная и систематизированная деятельность различных источников (школ, вузов, и, без сомнения, государства) по формированию у молодежи патриотического сознания, чувства гордости за свою страну, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов России. Оно направлено на развитие личности, обладающей качествами патриота и способной успешно выполнять поставленные перед ней гражданские обязанности в мирное и военное время.
Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, опору его жизнеспособности, одно из первостепенных условий эффективности функционирования всей системы социальных и государственных институтов. Усвоение ценностей и норм жизни, утвердившихся в обществе, - объективный, но не стихийный процесс. Патриотизм не заложен
в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется. Одной из важнейших задач современности является формирование понятия «Родина, Отечество, Отчизна». Родина включает в себя все многообразие социальных и природных факторов, которые мы называем понятиями семья, микрорайон или деревня, город или район. По мере своего развития каждый из нас постепенно осознает свою принадлежность к семье, коллективу, народу. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином России. Как невозможно научить любви к родителям одними призывами, так невозможно воспитать гражданина из школьника, изучавшего большую Родину только по книгам. Патриотизм должен воспитываться в постоянном общении с родной природой, широком знакомстве с социальными условиями жизни народа [9, с. 38].
Активизация педагогического процесса патриотического воспитания способствует формированию личности патриота, когда она реализуется следующими путями: актуализацией содержания и совершенствованием методики педагогического процесса, повышением компетентности преподавателя, реализацией в воспитательном процессе форм работы (поисковых, краеведческих, если это школа, социальная работа, если это вуз). Необходимость актуализации содержательного компонента в воспитательной работе обосновывает необходимость переориентации в выборе средств патриотического воспитания в сторону углубленного изучения истории, культурных и бытовых традиций народа, подчеркивает, что становление гражданина, патриота без такого знания невозможно. Важным условием повышения эффективности патриотического воспитания выступает сочетание идеологического уровня с психологическим. И здесь неоценимая роль принадлежит культуре и искусству. В отличие от истории и философии, которые формируют высшие научно-теоретические уровни мировоззрения, искусство осуществляет свое мировоззренческое назначение, оперируя основывающимися на конкретных жизненных фактах и явлениях художественными образами, т. к. недостаточно внедрять в сознание учащихся идеи и принципы патриотизма,
необходимо также воздействовать на мир чувств человека.
В заключение необходимо отметить, что вопросы социально-политической напряженности, играющие огромную роль при определении стратегических направлений внутренней и внешней политики российского государства, нельзя законодательно регулировать отдельно от основ внутренней идентификации, цивилизационной идентичности, выраженной в форме национальной идеи Российской Федерации. Наличие национальной идеи не означает, что Россия не участвует в процессах мировой интеграции, не подразумевает, что нашей стране не место в международных организациях, целью деятельности которых является обеспечение и поддержание мирового правопорядка и международной безопасности. Напротив, создание общенациональной идеи, являющейся необходимым элементом для формирования достаточно определенных мировоззренческих, социокультурных и прочих установок, позволит обеспечить национальную безопасность нашей стране. Данные элементы национальной идеи формировались веками, в настоящее время нашей целью является их правильное законодательное закрепление с перспективами дальнейшего применения.
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ «О поправках к Конституции Российской Федерации» от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
2. Вырщиков А.Н., Никонов К.М. Российская национальная идея. Некоторые суждения о государственности, демократии и культуре, свободе и человеческом достоинстве. Волгоград, 1998.
3. Троицкий Е.С. О русской идее: Очерк теории возрождения нации. М., 1994.
4. Россия на рубеже эпох (о положении в стране и основных направлениях политики РФ): послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 30.03.1999 г. // Российская газета. 1999. 31 марта.
5. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 26.04.2007 г. // Российская газета. 2007. 27 апреля.
6. Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 05.11.2008 г. // Российская газета. 2008. 6 ноября.
7. Путин В.В. Россия: национальный вопрос // Независимая газета. 2012. 23 января.
8. Петрунина O.E. «Великая идея» и геополитическая ситуация на Балканах на рубеже XX-XXI вв. // Национальная идея. Страны, народы, социумы. М., 2007.
9. Старостина И.А. Роль историко-патриоти-ческого наследия в духовном становлении молодежи // История государства и права. 2008. № 24.
1. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii. Prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 g. (s uchetom popravok, vnesennykh Zakonami RF "O popravkakh k Konstitutsii Rossiyskoy Federatsii" ot 30.12.2008 g. № 6-FKZ, ot 30.12.2008 g. № 7-FKZ, ot 05.02.2014 g. № 2-FKZ) // Rossiyskaya gazeta. 1993. 25 dekabrya.
2. Vyrshchikov A.N., Nikonov K.M. Rossiyskaya natsional'naya ideya. Nekotorye suzhdeniya o gosudarstvennosti, demokratii i kul'ture, svobode i chelovecheskom dostoinstve. Volgograd, 1998.
3. Troitskiy E.S. O russkoy idee: Ocherk teorii vozrozhdeniya natsii. M., 1994.
4. Rossiya na rubezhe epokh (o polozhenii v strane i osnovnykh napravleniyakh politiki RF): poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu RF ot 30.03.1999 g. // Rossiyskaya gazeta. 1999. 31 marta.
5. Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu RF ot 26.04.2007 g. // Rossiyskaya gazeta. 2007. 27 aprelya.
6. Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu Rossiyskoy Federatsii ot 05.11.2008 g. // Rossiyskaya gazeta. 2008. 6 noyabrya.
7. Putin V.V. Rossiya: natsional'nyy vopros // Nezavisimaya gazeta. 2012. 23 yanvarya.
8. Petrunina O.E. "Velikaya ideya" i geopoliticheskaya situatsiya na Balkanakh na rubezhe XX-XXI vv. // Natsional'naya ideya. Strany, narody, sotsiumy. M., 2007.
9. Starostina I.A. Rol' istoriko-patrioticheskogo naslediya v dukhovnom stanovlenii molodezhi // Istoriya gosudarstva i prava. 2008. № 24.
Поступила в редакцию 21.09.2015 г.
UDC 340.1
LEGAL REGULATION OF THE NATIONAL IDEA IN THE RUSSIAN FEDERATION: PECULIARITIES AND PROSPECTS
Elena Sergeevna TOLMACHEVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Theory and History of State and Law Department, e-mail: [email protected]
Ruslan Vladimirovich PUZIKOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Law, Associate Professor of Civil Right Department, e-mail: [email protected]
Russian legislation in the field of the national idea and the prospects of its further reform are analyzed. The opinions of statesmen about the national idea and its role in the implementation of legal regulation in various spheres of public life in the Russian Federation are presented. The notion of national idea of Russia in the context of current legal regulations is revealed and the point about the fact that the presence of the national idea means lack of participation of our country in global integration is expressed, but on the contrary, is the basis for the formation of a quite specific ideological, socio-cultural, and other facilities which allow to assure the national security of our country.
Key words: national idea; legal regulation; state ideology; values; globalization.