Социологические науки
Sociological Sciences
УДК 321
ПУСЬКО Виталий Станиславович, доктор философских наук, профессор
ИДЕОЛОГИЯ В КОНСТИТУЦИОННОМ ПОЛЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
В статье обоснована роль идеологии в развитии общества, показано, что идеология (национальная идея), как правило, скрепляет социум, выступает концентрацией социальных интересов и ценностей как каждого гражданина, так и социальных групп (классов) в целом.
Отсутствие национальной идеологии в России сегодня является одной из причин некоторой социальнополитической разобщенности общества. Для формирования определенной идеологии важен ряд предпосылок, таких как: идеологическое пространство, идеологическое время, идеологическая инерция. Автором статьи рассматривается реальный процесс становления национальной идеологии Российской Федерации, исследуются наиболее общие проблемы ее формирования, сделан краткий анализ некоторых распространенных идеологий в нашей стране: идеологии патриотизма, идеологии социальной справедливости, идеологии либерализма, идеологии консерватизма, проведено осмысление общенациональной цели создания сильного Российского государства.
Ключевые слова: Государство; идея; идеология; национальная идеология; ценности; интересы; религия; сознание; народ.
DOI: 10.17748/2075-9908.2015.7.3.136-140
PUSKO Vitaly Stanislavovich, Doctor of Philosophy, Professor,
IDEOLOGY IN CONSTITUTIONAL ZONE OF
MODERN RUSSIA
The article substantiates the role of ideology in the development of society, it is shown that the ideology (national idea) usually consolidates the society and enhances concentration of social interests and values of every citizen and social groups (classes) in general.
The lack of a national ideology in Russia today is one of the reasons of some socio-political disunity of society. The formation of a definite ideology needs a number of important preconditions such as: ideological space, ideological time, and ideological inertia.
The author of the article examines the real process of the formation of national ideology in the Russian Federation, analyzes the most common problems of its formation and presents brief analysis of the widespread ideologies in our country: ideology of patriotism, ideology of social justice, ideology of liberalism, ideology of conservatism, and reflects the national goals in creating the powerful Russian State.
Keywords: State; idea; ideology; national ideology; values; interests; religion; consciousness; people.
История становления и развития цивилизаций показывает, что эти процессы тесно связаны с наличием и признанием центральной идеи, отражающей высшие национальные ценности, общую цель, стратегию и перспективу созидания, а отсутствие такой идеи приводит к упадку или гибели социального образования. В современном мире совокупность таких ценностей, принципов, традиций, норм морали, права, духовности называют национальной идеологией.
Понятие «идеология» в научный, политический и обыденный оборот ввел впервые французский ученый-идеолог А. Дестют де Траси в своей работе «Этюд о способности мыслить». Он считал, что это в первую очередь концепция (наука) об идеях. Несколько позже в фундаментальном труде «Элементы идеологии» де Траси раскрывает механизм возникновения и формирования идей, отражение их в человеческом сознании. Со временем идеология стала главным образом мировоззренческой позицией людей, определяющим компонентом их сознания и поведения. Всем известно изречение «когда идеи овладевают массами, они готовы отстаивать их даже ценой своей собственной жизни». В современном мире существуют различные идеологии, которые реально, а иногда и виртуально, отражают существующие характеристики определенных сфер жизни общества.
С наступившим в конце прошлого века отрицанием социалистической (коммунистической) идеологии, которая на значительной части нашей планеты признавалась единственно верной классовой наукой, претендующей на абсолютную истину, к слову «идеология» стали относится зачастую как к ругательному и неприемлемому понятию.
Вместе с тем абсолютное большинство мирового сообщества, особенно политическая элита, высшее руководство государств, научная когорта поняли, что без идеологии, без национальной идеи, которая всегда скрепляла общество, формировала его сознательную компоненту, была его доминантой и одним из главных ориентиров в деятельности и поведении как каждого гражданина, так и отдельных социальных групп (классов), всего населения и сегодня и в будущем не обойтись. То есть, идеология, национальная идея должна быть концентрацией, определенной кристаллизацией доминирующих социальных интересов, ценностей и ориентаций каждого человека и общества в целом как в современных условиях, так и на перспективу развития конкретного социально-политического субъекта.
А как же нам, российским гражданам, ориентироваться на какую-то идеологию развития страны, когда в Конституции Российской Федерации в статье 13 четко обозначено: «В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может уста-
- 136 -
ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №3, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #3, 2015_________________________
навливаться в качестве государственной или обязательной»? Это что же, что хочу, то и проповедую? Может потому и развелось в стране нескончаемое число проповедников многих видов идеологического воздействия на сознание огромной массы населения страны.
В этом плане очень созвучна мысль профессора О. Криштановской о том, что одна из причин, почему нет солидарности в нашем обществе, - это отсутствие национальной идеологии. Существовавшая более 70 лет идеология была разрушена. Эта, сложно сказать, правильная или неправильная идеология давала ответы на простые и сложные вопросы: что первично, а что вторично, в каком обществе мы живем, кто наш враг и кто наш добросовестный сосед, на кого мы может рассчитывать, а кому не доверять?
Величайший опыт человечества показывает, что для формирования определенной идеологии, как правило, существуют: идеологическая инерция
(что для нашей страны особенно характерно, так как она потеряла некий импульс инерционного развития); идеологическое время как одна из форм существования в потерянном, неосознанном состоянии и поиск адекватных сложившимся условиям идей, ценностей; идеологическое пространство как место реализации идеологических явлений, процессов и событий, в которых заинтересованы большинство индивидов, социальных групп (классов) и институты власти.
Наличие множества идеологий особенно характерно сегодня для России. Возьмем, например, только религиозные идеологии: идеологию православия, идеологию ислама, идеологию католицизма, идеологию буддизма, идеологию иудаизма. Нельзя сказать, что в умах значительного числа людей они являются превалирующими. По данным социологов, в великие христианские праздники - Рождество Христово, Пасху церковь посещают около шести-семи миллионов россиян. Цифра внушает. Но от 146 млн населения страны - это примерно 4,5%. Вот и задумаешься: а является ли православие единственной религиозной идеологией у нас в стране?
С распадом Советского Союза и отрицанием социалистической идеологии свободную нишу стали занимать: идеология либерализма, идеология консерватизма, социал-
демократическая идеология, идеология монархизма, идеология европеизма, идеология глобализма, корпоративная идеология и др.
В этом плане, думается, целесообразно обратиться к рассуждениям А.А, Зиновьева и его публикации «Философия как часть идеологии». Обозначив проблему конкретно - «идеологическая сфера России», А.А.Зиновьев считает, что надо найти такую идеологию, которая бы способствовала объединению россиян в единое целое и могла бы служить новой системе власти эффективным средством управления страной и выработки социально-политической стратегии в происходящем процессе глобализации. Причем такая идеология должна быть по эффективности сопоставимой с той, которую страна имела в советские годы. Такая идеология не может быть религиозной, считает Зиновьев, ибо в ХХ1 в. удержаться на высотах современного уровня развития общества со средневековой идеологией также невозможно, как на телеге лететь в космос.
Современному российскому обществу иногда реально, а иногда наивно предлагается множество идеологических концепций, которые могут вывести страну на реально прогрессивный путь развития.
Одной из самых распространенных сегодня является идеология патриотизма. Сущность идеологии патриотизма составляет система взглядов, норм, ценностей основной массы населения, доказывающих свою любовь к Родине, преданность России, Отечеству. Об этом пишет главный разработчик идеологии патриотизма Р.Г. Яновский в его монографии «Патриотизм: о смысле созидающего служения Человеку, народам России и Отечеству». Думается автор идеологии патриотизма явно заузил смысл жизненности этого явления. Патриотизм, видимо, надо понимать как устойчивое отношение и осознанную любовь к своей семье, нации, национальной и культурной идентичности, Отечеству в его прошлом и настоящем, готовность служить ему, отстаивать и защищать его цели, идеалы и ценности, уважать интересы, идеалы и ценности других народов, их семей и граждан (то есть быть еще и толерантными). Сегодня можно утверждать о реально идущем в России процессе становления российской объединяющей патриотической идеологии ХХ1 в., и вызвано это в первую очередь процессом возрождения Отечества и тем шквалом угроз, опасностей, санкций, которые обрушиваются на страну в целом и на отдельные ее структуры в частности.
Это возрождение строится на исторической памяти народа, на идеологии русского и советского патриотизма, который явился цементирующей основой экономического, научно-
- 137 -
Социологические науки
Sociological Sciences
технического, социального и культурного прогресса как России, так и Советского Союза, одержавших великие победы над войсками Карла Х11, Наполеона, других агрессоров и спасших мир от нацистской чумы в годы Великой Отечественной войны. И сегодня подъем патриотизма, национального самосознания, национальной гордости становится среди многих слоев населения духовно-нравственным ответом агрессивно-либеральным силам Запада и США, которые клевещут на нашу страну, на ее историю, пытаются стереть нашу национальную память.
В это неспокойное время крайне важно, чтобы поколение молодых людей, тех, кому сегодня 20-30 лет, помнило об исконно российских ценностях, национальных традициях, великой русской культуре, о стремлении народов России к защите суверенитета, национальных интересов, о создании могучей, гордой и прекрасной страны.
Вызывает тревогу и другая сторона идеологии патриотизма. Связана она с возникающим у огромной массы россиян вопросом: а какую идеологию проповедуют десятки тысяч миллионеров и миллиардеров, акул шоу-бизнеса, которые нажили несметные богатства не всегда праведным путем, вывозят их в оффшоры, в страны, которые сегодня проводят открытую антироссийскую политику, а на российские деньги развивают свою экономику? Не подменили ли эти люди идею патриотизма, любви, преданности своей стране другими ценностями - «ценностями» наживы, стяжательства, обогащения, воровства, эгоизма, цинизма, лицемерия, неуважения к народу и Отечеству, в котором родились, выросли, получили бесплатно образование и которое в конечном счете обманули? Вряд ли кто-то из них не только откликнется на призыв Президента страны В.В. Путина вернуть в страну вывезенные за рубеж капиталы, но и реально сделает этот шаг.
В ответ на это в сознании людей все больше формируется идеология социальной справедливости. Игнорировать факт социального неравенства в российском обществе становится все труднее. Особенно сегодня, когда цены на самое необходимое - продукты питания - стали зашкаливать. Все чаще можно слышать из уст пожилых людей, малоимущих слоев населения слова: «В магазин идешь, как в музей, только посмотреть». Поэтому идеал социальной справедливости для большой части народа является намного ближе, чем декларируемые демократические свободы. Основное понимание идеологии социальной справедливости сформулировал Президент России В.В. Путин. «Главное, - считает он, - мы должны совестными усилиями сделать жизнь людей экономически благополучной, их достаток - весомым, а условия работы -стабильными и предсказуемыми». Такой глобальный шаг в поступательном развитии страны можно сделать, подчинив все силы идее их консолидации и компромисса, возродив основы социального равенства, справедливости, всечеловеческой отзывчивости русской души. Эта отзывчивость красноречиво подтверждается отправкой за шесть месяцев более двадцати гуманитарных конвоев для населения Юго-Востока Украины.
После августовских событий 1991 г. и объявленной деидеологизации российского общества политическая элита сделала акцент на внедрение либеральных ценностей, причем крен был сделан на западный вариант либерализма. Механический, бездумный перенос западных либеральных ценностей на российскую почву, ориентированных на приоритет материального богатства над духовным, грабительские акты ваучеризации и приватизации созданного трудом многомиллионного народа богатства и привели общество к деморализации и деградации. В стране фактически был создан режим либерального тоталитаризма. Либеральная идеология фактически стала государственной, хотя и не вписывалась в рамки Основного Закона.
Либеральная идеология безоговорочно господствовала во всех сферах общественной жизни, рекламировала прозападные реформы, оправдывала разграбление России. Создание институтов законодательной, исполнительной, судебной и местной власти якобы из представителей народа стала грубым обманом. Выборы не стали демократическими, правила их постоянно менялись. Люди фактически не знали, кого они выбирали в те или иные институты власти. Во главе государственных структур оказывались люди с невысоким нравственным уровнем, ловкие дельцы с эластическими убеждениями, не принадлежавшие к цвету нации. Население страны не могло назвать партии, которые попали во власть, знали только некоторых их руководителей и только потому, что их лица часто мелькали на экранах телевизоров, причем чаще всего в различных шоу-тусовках. Потеряв места в высоких кабинетах власти, они быстро переметнулись в клан оппозиционеров, критиканов и лгунов.
Либеральная идеология западного толка оказалась абсолютно неприемлемой, ущербной для нашей страны. Россия должна идти своим путем, учитывая менталитет российского народа. Хотя от некоторых прогрессивных идей, выработанных мировым сообществом, отказываться также нецелесообразно.
- 138 -
ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №3, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #3, 2015_________________________
В истории России значительную роль играла консервативная идеология. Многие столетия наш народ ориентировался на религиозную и коллективную духовность, сильную власть, социальную ответственность. Соединение этих трех начал было основой создания великого Российского государства, его мощи и непобедимости, процветания и занятия достойного места в мире.
Развитие страны показывает, что консервативная идеология - не идеология застоя, а идеология верности и сохранения основных принципов социального прогресса, которая модернизируется с изменением ситуации. Сегодня духовным фундаментом жизни российского общества становится коллективная воля людей, хорошо отлаженный механизм самоуправления, демократизация политики и социальных отношений. Современный консерватизм сочетает реальную оценку внутригосударственной и международной ситуации с ориентацией на сохранение, укрепление и развитие традиционных общественных ценностей, которые служат гарантией стабильности экономического, политического и социального строя. Вместе с тем идеология консерватизма по-прежнему ориентируется на элитарное и аристократическое толкование власти, на государственное вмешательство в экономические отношения, на формирование институтов гражданского общества по рекомендациям «сверху».
В условиях наличия политических, социальных, национальных и религиозных противоречий, низкого жизненного уровня значительной части населения, несовершенства системы государственного управления, слабой социальной защиты народа одним из главных факторов консервативной идеологии является концепция сильного государства. Исходя из традиций русской консервативной мысли, сильное государство базируется на авторитете власти, устойчивости политической системы, национальной самобытности российского населения, незыблемости прав и свобод народа, постепенности (без скачков) перемен во всех сферах общественной жизни.
Важность сильной государственной системы определяется и природногеографическими условиями России, необходимостью сохранения целостности ее территории, охраны самых протяженных в мире границ, обеспечения четкой работы системы транспорта, связи, всей структуры жизнеобеспечения на всем пространстве, особенно в суровых климатических районах страны. Исторически сильное русское государство всегда держалось на единстве власти и народа, на их взаимном доверии и поддержке, высокой нравственности.
Сильное государство всегда опирается на мощные, оснащенные самым современным оружием и техникой, обученные ведению всех видов боевых действий вооруженные силы. Сегодня мир сотрясают локальные, региональные, гражданские, информационные войны. Не ушло общество и от риска возникновения глобального военного конфликта. Создать боеспособную армию, развитой военно-промышленный комплекс, которые всегда в состоянии защитить страну от любой агрессии, может только сильное государство и любящий свою страну народ. Проблемы обеспечения защиты и безопасности личности, общества и государства в экономической, политической, идеологической, гуманитарной, социальной, духовной, информационной и военной сферах имеют сложный, комплексный характер. Они достаточно четко сформулированы в новой концепции национальной безопасности Российской Федерации.
Разговоры на всех уровнях о национальной идеологии ведутся уже около двух десятков лет. Свое отношение к проблеме не раз высказывали такие ученые, как Ю.Г. Волков, М.К. Горшков, А.К. Дегтярев, В.И. Добреньков, Т.И. Заславская, А.А. Зиновьев, С.Г. Кара-Мурза, В.Н. Кузнецов, Ю.А. Левада, В.П. Макаренко, В.С. Малицкий, Н.Н. Моисеев, В.С. Степин, В.Г. Тахта-мышев, Ж.Т. Тощенко, А.Р. Тузиков и многие другие. Предлагаются самые различные проекты, некоторые из них кратко рассмотрены в статье. Но, как показывает исторический опыт, использование принудительных, силовых форм навязывания идеологических ценностей народу в конечном итоге приводит к краху такой идеологии и разрушению общественной системы, которая базировалась на этой идеологии. Примеры тому есть: нежизнеспособность коммунистической идеологии и распад Советского Союза, крах нацистской идеологии и гибель фашистского государства.
Видимо, не нужно выдумывать какую-то национальную идеологию. Моральные, нравственные, общечеловеческие ценности у народов формируются веками. Крайне важно эти идеологические ценности вовремя заметить и ненавязчиво вносить в сознание людей, используя для этого все понятные формы литературы, искусства, культуры, печати, религии, средств массовой информации.
Подводя итог сказанному, констатируем, что современная национальная идеология России - это формирующаяся совокупность понятых и принятых людьми личных, обществен-
- 139 -
Социологические науки
Sociological Sciences
ных, государственных и цивилизационных ценностей, идеалов, интересов, целей, которые соответствуют сознанию каждого человека, отражают его историческую память, уважительное отношение к истории своей страны и других народов, стимулируют добросовестную деятельность по умножению благосостояния России.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ. 4 декабря 2014 года // Российская газета. - 2014. - 5 декабря.
2. ГоомовикВ.Г Консервативная идеология в современном мире. - М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2005.
3. Зиновьев А.А. Идеология партии будущего. - М.: Алгоритм, 2003
4. Кузнецов В.Н. Социология идеологии. - М.: Книга и бизнес, 2008.
5. Кузнецов В.Н. Российская идеология 21 века. - М.: Книга и бизнес, 2004.
6. Макаренко В.П. Главные идеологии современности. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000.
7. Малицкий В.С. Идеология: история и современность. - М.: Социально-гуманитарные знания, 2005.
8. Страдзе А.Э. Социальная активность в Российском обществе: структурно-деятельностное измерение. - Ростов н/Д: СКНЦ ВШ ЮФУ, 2013.
9. Чадаев А. Путин. Его идеология. - М.: Европа, 2006.
10. Яновский Р.Г. Патриотизм: О смысле созидающего служения Человеку, народам России и Отечеству. - М.: Книга и бизнес, 2004.
REFERENCES
1. Message from the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of the Russian Federation. December 4, 2014.[Poslanie Prezidenta Rossijskoj Federacii Federal'nomu Sobraniju RF. 4 dekabrja 2014 goda]. Rossiyskaya Gazeta. 2014. 5 December. (in Russ.).
2. Gromovik V.G. Conservative ideology in the modern world. [Konservativnaja ideologija v sovremennom mire]. Moscow.: Higher school social and political studies. RAS, 2005. (in Russ.).
3. Zinoviev A.A. The ideology of the party of the future. [Ideologija partii budushhego]. Moscow: Algorithm, 2003. (in Russ.).
4. Kuznetsov V.N. Sociology ideology. [Sociologija ideologii]. Moscow: Books and business, 2008. (in Russ.).
5. Kuznetsov V.N. Russian ideology of the 21st century. [Rossijskaja ideologija 21 veka]. Moscow: Books and business, 2004. (in Russ.).
6. Makarenko V.P. The main ideology of modernity. [Glavnye ideologii sovremennosti.]. Rostov-on-Don: Phoenix, 2000.
7. Malitski V.S. Ideology: history and modernity. [Ideologija: istorija i sovremennost']. Moscow: Socio-humanitarian knowledge, 2005. (in Russ.).
8. Stradze A.E. Social activity in the Russian society: structural-activity measurement. [Social'naja aktivnost' v Rossijskom obshhestve: strukturno-dejatel'nostnoe izmerenie]. Rostov-on-Don: SCNC VS SFU, 2013. (in Russ.).
9. Chadayev A. Putin. His ideology. [Ego ideologija]. Moscow: Europe, 2006. (in Russ.).
10. Janowski R.G. Patriotism: on the meaning of the creative service of Man, the peoples of Russia and the Fatherland. [Patriotizm: O smysle sozidajushhego sluzhenija Cheloveku, narodam Rossii i Otechestv]. Moscow: Books and business, 2004. (in Russ.).
Информация об авторе Information about the author
Пусько Виталий Станиславович, доктор философских наук, профессор кафедры политологии, МГТУ имени Н.Э. Баумана, Москва, Россия pusko.vitalv@vandex.ru
Получена: 15.04.2015
Pusko Vitaly Stanislavovich, Doctor of Philosophy, Professor, Chair of Political Science, Bauman Moscow State University,
Moscow city, Russian Federation pusko.vitaly@.yandex.ru
Received: 15.04.2015
140 -