1УДК 343.195 ББК 67.71
СУД С УЧАСТИЕМ ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ КАК ИНДИКАТОР «ЗДОРОВЬЯ ОБЩЕСТВА»
Н. В. Бушная, А. А. Чуниха, И. С. Гусейнова
Аннотация. В современных условиях суд с участием присяжных заседателей как институт гражданского общества является показателем уровня правовой культуры, правовой грамотности, активности и мобильности населения в решении вопросов участия в делах государства.
Функционирование суда присяжных позволяет установить диалог между социумом в лице присяжных и государством, интересы которого представляет профессиональный судья.
Несомненно, важным в исследовании феномена названного правового института является его значимость как инструмента реализуемой государственной политики, в том числе с точки зрения возможности демонстрации каждым членом социума своей активной гражданской позиции, отношения к выполнению гражданского долга. Для новейшей истории России категория гражданственности - необходимость, без которой не видится функционирование правового государства, характеризующая гражданско-патриотическую позицию, ценностную ориентацию, подразумевающую ответственность за судьбу своего Отечества, сопричастность с его судьбой. В этом смысле целеназначение суда с участием присяжных заседателей заключается в его роли социального регулятора и показателя «здорового общества», позволяющего каждому индивидууму быть не пассивным наблюдателем, а непосредственным участником происходящих процессов.
Ключевые слова: суд с участием присяжных заседателей, правовая культура, гражданственность, институт гражданского общества.
COURT WITH THE PARTICIPATION OF JURORS AS AN INDICATOR OF „PUBLIC HEALTH"
N. V. Bushnaya, A. A. Chuniha, I. S. Huseynova
Abstract. Nowadays a court with the participation of jurors as an institution of civil society is an indicator of the level of legal culture, legal literacy, activity and mobility of the population in addressing issues of participation in the affairs of the state. The functioning of the jury allows to establish a dialogue between the society in the person of the jury and the state whose interests are represented by the professional judge. Undoubtedly, it is important in the study of the phenomenon of the named legal institution to be its significance as an instrument of state policy being implemented, including from the point of view of the possibility of demonstrating by each member of the society of its active civic position and attitude to fulfilling civil duty. For the modern history of Russia, the category of „citizenship" is a necessity, without which the functioning of the rule of law, characterizing the civil-patriotic position, value orientation, implying responsibility for the destiny of its Motherland, involvement with its destiny is not possible. In this sense, the purpose of the court with the participation of jurors is in its role as a social regulator and indicator of a „healthy society", allowing each individual to be not a passive observer, but a direct participant in the ongoing processes.
Keywords: the court with participation of jurors, legal culture, citizenship, civil society institute.
Судебные преобразования начала 1990-х гг. заложили фундамент для возрождения института присяжных заседателей, обусловив ему роль катализатора процесса демократизации сферы уголовного судопроизводства. Насущная потребность участия народного элемента в отправлении правосудия, создание социального института, своего рода культурного образца, способствующего и формирующего отношение социума к судебной системе, потенциальная способность данного правового инструмента влиять на повышение качества расследования и в целом всей юрисдикцион-ной деятельности стали факторами, имевшими первостепенное значение при принятии решения о возрождении такой давно забытой правовой идеи.
Отсутствие суда присяжных более 70 лет не могло не сказаться на качестве правосудия в уголовно-процессуальной сфере, открытости судебной системы. Преодоление этих и других отрицательных черт в деятельности суда начала 1990-х гг. явилось первоначальной задачей возрождаемого института.
Идея возрождения суда присяжных неоднозначно воспринималась обществом, представителями ученого мира и практиками. Появились защитники и оппоненты данной формы судопроизводства. Пожалуй, ни одна новелла не вызывала такого сопротивления противоборствующих сторон, как возможность введения народного суда или, иными словами, «суда совести».
Такое противостояние было сравнимо со временем правления Александра II, кардинальным образом изменившего судебную систему. Проведенная им реформа вызвала к жизни многие новые институты, однако ее центром, ядром стал суд присяжных. За всю свою историю страна не видела таких кардинальных преобразований в юрисдикционной системе, которые упразднили все устаревшее, представив абсолютно новый образ судебной власти. «Реформа 1864 года в наибольшей степени проводила либеральные принципы, без которых немыслимо ни одно передовое государство: состязательность, равенство всех перед законом, презумпция невиновности» [1]. «...Лучшая, благороднейшая, основанная на доверии к народному духу часть этой реформы», - писал юрист
А. Ф. Кони о суде присяжных, имея в виду его независимость от чиновничества [2, с. 56].
Судебная реформа 1864 г. была пронизана идеями, изменившими и облагородившими судебную систему: появились новые институты адвокатуры и мирового суда, судебный процесс стал состязательным и т. д. Но все же «венцом» реформаторской деятельности Александра II стал суд присяжных, позволивший общественности участвовать в отправлении правосудия. При решении присяжными вопроса о виновности или невиновности лица, оказавшегося на скамье подсудимых, не требовалось правовых познаний, следовало руководствоваться лишь житейским опытом и здравым смыслом, являясь «судьями факта». После вынесения присяжными вердикта к своим обязанностям приступали профессиональные судьи, решая вопросы права.
Став апогеем судебной реформы 1864 г., суды присяжных «перевели» Россию на «другие рельсы», в сторону демократии, открытого и состязательного процесса в судах. При этом были учтены не только зарубежный опыт деятельности суда с участием присяжных, но и особенности национального менталитета, истории развития российского государства.
Современный суд присяжных функционирует по тем же идеологическим идеям, что и суд времени правления Александра II, что позволяет провести некие параллели в существовании таких разновременных явлений, но совпадающих с содержательной стороны по основным деятельностным моментам.
Принятая в 1993 г. Конституция РФ закрепила право каждого на рассмотрение дела с участием присяжных заседателей, реализация которого имеет не только юридическое, но и общественно-политическое значение для решения задач судебной реформы, становления и развития независимой судебной власти, ориентированной на правовые ценности, отраженные в международных стандартах в области прав человека, демократизации и гуманизации судебной системы, совершенствования уголовно-процессуального законодательства и практики его применения.
Предоставление лицу, вовлеченному в сферу уголовного судопроизводства (речь идет об обвиняемом), возможности выбора и принятия
решения о том, кто будет рассматривать его дело, - конституционное положение, являющееся гарантом защиты от незаконных действий должностных лиц правоохранительных органов. Обязательное участие защитника в производстве по уголовному делу, рассматриваемому с участием представителей народа, демонстрирует отношение власти к значимости и ролевой наполненности указанного института.
Суд с участием присяжных заседателей является одним из институтов гражданского общества, посредством которого реализуются закрепленные в Конституции России принципы, выступающие одновременно как гарантия дополнительной защиты лица от незаконного обвинения и осуждения, а также предоставляющие право гражданам, как членам общества, участвовать в осуществлении правосудия [3, с. 56].
Следует согласиться с мнением о том, что смысл достоинства данной формы судопроизводства состоит в уравновешивании процессуальных возможностей сторон обвинения и защиты благодаря тому, что основное решение по делу (о виновности или невиновности подсудимого) принимается с точки зрения не профессиональных юристов, а посторонних для правоохранительных органов граждан, самостоятельных, руководствующихся в своих суждениях здравым смыслом и житейским опытом [4, с. 8].
Участие народа, граждан, населения в отправлении правосудия свидетельствует о том, что такая форма судопроизводства - это идеальная модель мини-общества, представители которой отвечают на главный вопрос, опасно ли для них то лицо, которое находится на скамье подсудимых?
Функционирование института присяжных заседателей на современном этапе развития России вызвано не только необходимостью продемонстрировать всему миру новую демократическую правовую традицию, влияющую на облик государства, но и внутренними потребностями развития всей правовой системы. Несомненно одно, и результаты многолетнего мониторинга деятельности суда с участием присяжных заседателей в России этому доказательство: данный институт имеет в своем резерве способность влиять на качество расследования, способствует воспитанию у следова-
телей, прокуроров, адвокатов и судей нового правового мышления, основанного на уважении прав человека.
Суд с участием присяжных - явление многоаспектное, могущее выступать в роли политического, правового и социального институтов, имея при этом соответствующее наполнение, с имманентно присущей ему функциональной составляющей, позволяющей говорить о его синтезирующем характере.
Ценность суда присяжных как социального института заключается в его способности влиять на уровень правовой культуры населения страны и, соответственно, дальнейшее развитие правового государства в России. Значимость рассматриваемого феномена состоит в реализации образовательной, воспитательной функций, а также повышении квалификации, профессионализма должностных лиц, работающих в правовой сфере: следователей, прокуроров, судей.
Как орган социальной власти суд присяжных являет собой системообразующую структуру, имеющую свои направления деятельности, функциональное наполнение, задачи: социальный контроль, обучение и воспитание.
На рубеже ХХ-ХХ1 вв. в ходе слома стереотипов, изменения менталитета российского народа, преобразований в политической, социальной и других сферах введение суда присяжных виделось правильным решением, позволившим изменить отношение общества к судебной власти, государства к обществу, к способности последнего принимать решения, важные как с социальной, так и политической точек зрения.
Рассматриваемая модель судопроизводства как социально-политический институт, важный для российского государства, является показателем существующих в обществе моральных норм, принципов и уровня нравственного развития каждого присяжного.
С правовой точки зрения суд присяжных -это сочетание профессионального и непрофессионального начал в осуществлении правосудия, реализация конституционного права на рассмотрение дела таким составом суда, возможность каждого гражданина общества принять активное участие в его жизни, демонстрируя тем самым свою гражданскую позицию.
В правовом аспекте в контексте рассматриваемого явления, несомненно, важными становятся такие категории, как «правовая культура», «правосознание», «справедливость», синтезирующие правовые и нравственные ресурсы присяжных. Как модель мини-общества, являющаяся показателем действующих в нем моральных устоев, суд присяжных выполняет связующую функцию в процессе социальной интеграции, реализуя диалог между обществом в лице присяжных и государством, представленным профессиональным судьей. Так, в целях правового просвещения, повышения уровня правовой культуры в Ставропольском краевом суде был проведен «Урок правосудия» с участием обучающихся высшей школы и учащихся выпускных классов школ г. Ставрополя. Целеназначение данного мероприятия состояло в подготовке подрастающего поколения к участию в отправлении правосудия, повышении уровня правовой грамотности, освоении особенностей производства в суде с участием представителей общественности [5].
Рассматривая значимость суда присяжных как показателя «здоровья общества», кроме вышеизложенного, мы считаем важным рассмотрение таких категорий, как «гражданственность», «патриотизм», «гражданский долг». Использование таких созвучных взаимодополняющих понятий позволяет сформировать образ будущего российского государства, каждому гражданину почувствовать себя реальным участником становления государственно-гражданской идентичности.
«Гражданственность» - синтезирующая, комплексная характеристика личности человека, понятие, которое характеризует граждан-ско-патриотическую позицию, ценностную ориентацию гражданина, демонстрирующего отношение к своему Отечеству, сопричастность с его судьбой. Применительно к конкретному индивиду гражданственность - отражение политической социализации личности, воспитания подрастающего поколения в традициях уважения к своей стране, в том числе в вопросах укрепления российской государственности.
Категория «гражданский долг» легальная. Она озвучена законодателем в Федеральном законе РФ «О присяжных заседателях феде-
ральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» [6]. Под гражданским долгом понимается участие граждан в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей. Кроме того, в Конституции РФ закреплено положение, согласно которому защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации [7].
«Гражданский долг» - сложная дефиниция. С точки зрения этимологии она трудно поддается четкому критериальному определению, поскольку включает в себя разноплановые этические, моральные, обязательственные, гражданские составляющие. Подтверждением сказанному служит тот факт, что ни в одном толковом словаре не дается определения гражданского долга, лишь в словаре Ожегова упоминается о его выполнении [8].
С нашей точки зрения, исследуемое понятие - категория морально-этическая, включающая нравственные обязанности человека, реализуемые из побуждений совести. Гражданский долг предполагает его выполнение, поэтому важным в этом вопросе является роль государства, создающего условия для его реализации (нормативно-правовая регламентация) и обеспечивающего воплощение этой гражданской обязанности конкретным индивидом.
Восприятие кандидатом в присяжные заседатели указанного правового статуса с соответствующей позиции свидетельствует о его политической, правовой и социальной активности. Быть «судьей факта», исполняя свой гражданский долг, - значит продемонстрировать свое отношение к власти, государству в целом, проявить себя как имеющего активную гражданскую позицию гражданина общества и государства.
Для современной России актуальными являются вопросы патриотического воспитания граждан, реализации молодежной политики. Уделяя особое внимание на государственном уровне проблемам подрастающего поколения, власть демонстрирует заинтересованность в укреплении российской государственности, активизации и мобильности населения, формировании ценностно-ориентированных граждан.
Согласно Основам государственной молодежной политики Российской Федерации на
период до 2025 года, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р, под таковой понимается «направление деятельности Российской Федерации, представляющее собой систему мер нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, кадрового и научного характера, реализуемых на основе взаимодействия с институтами гражданского общества и гражданами, активного межведомственного взаимодействия, направленных на граждан-ско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи, расширение возможностей для эффективной самореализации молодежи и повышение уровня ее потенциала в целях достижения устойчивого социально-экономического развития, глобальной конкурентоспособности, национальной безопасности страны, а также упрочения ее лидерских позиций на мировой арене» [9].
Молодежь как особый сегмент социума является побуждающим стимулирующим фактором к проведению эффективной политики, нацеленной на создание условий по активизации подрастающего поколения в решении жизненно важных вопросов общества и государства. При этом особое внимание должно уделяться проблеме «модернизации патриотического воспитания в системе образования, связанной с выявлением и сохранением накопленных лучших традиций патриотического воспитания, обновлением его содержания, проектированием новых технологий...» [10, с. 146].
Молодежная среда - особая сфера интересов государства, поскольку молодежь - слой населения, играющий важную роль в формировании будущего своей страны, на который возлагаются надежды в вопросах укрепления государственности, от уровня правовой культуры которого зависит активность и мобильность в вопросах участия в делах государства.
Возможность быть присяжным заседателем предоставлена законом по достижении 25-летнего возраста. Реализуя такое право и одновременно выполняя гражданский долг, конкретное лицо демонстрирует свою гражданскую позицию, неравнодушие к установлению справедливости в обществе, уважение к закону.
Рассматривая выполнение роли присяжного заседателя применительно к обозначенной выше возрастной группе и в свете исследуемого вопроса, напрашивается вывод о существовании совокупности средств и методов, предоставляющих возможность 25-летнему гражданину продемонстрировать свое отношение к власти, участию в делах государства в свете реализуемых демократических рычагов управления, выполнить гражданский долг, став активным участником процессов, происходящих в стране.
Как институт гражданского общества, суд с участием присяжных заседателей выступает формой реализации гражданского долга, являющегося составной частью категории гражданственности. С политической точки зрения, суд присяжных демонстрирует способность власти делегировать обществу полномочия для принятия решения, которое важно для него самого, тем самым позволяя осуществлять функцию контроля, заключающуюся в осуществлении правосудной деятельности в интересах всего общества.
Одной из составляющих современной политики, нацеленной на молодежную среду, является система патриотического воспитания граждан, содержание которой раскрыто в одноименной государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [11]. Анализ положений указанного нормативного акта позволяет резюмировать правильность указания совокупности успешно зарекомендовавших себя форм и методов работы при реализации различных направлений патриотического воспитания, включающих «.содействие укреплению и развитию общенационального сознания, высокой нравственности, гражданской солидарности россиян, воспитание у граждан чувства гордости за исторические и современные достижения страны, уважения к культуре, традициям и истории населяющих Россию народов. воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам социальной жизни, содействие созданию условий для реализации конституционных прав человека, его обязанностей, гражданского и воинского долга» [11] (выделено нами. - Н. Б.).
Реализация заложенных в программе идей напрямую связана с рассматриваемыми нами категориями: «гражданский долг», «гражданская позиция», «гражданственность», «присяжный заседатель». В этом видится выстраивание некой логической цепочки, составляющие которой взаимодополняют друг друга, целепола-гая реализацию функциональности суда с участием представителей народа как социального регулятора «здорового общества», где каждый индивид реализует ценностно-ориентированную гражданскую позицию, демонстрируя свое отношение к государству, обществу, судебной системе, другим членам социума.
Анализ перспектив функционирования суда с участием присяжных заседателей, на наш взгляд, возможен через призму ролевых, функциональных направлений, реализуемых данным институтом в государственной, социальной и других сферах:
1. Суд с участием присяжных заседателей -правовое явление, непосредственным участником которого является представитель народа, наделенный государством возможностью участвовать в деятельности судебной власти путем рассмотрения и разрешения социальных конфликтов (речь идет о преступлениях).
Являясь присяжным заседателем, каждый гражданин участвует в отправлении правосудия, выражая свое отношение к рассматриваемому факту и резюмируя его в выносимом решении (вердикте).
2. Закрепление и гарантированность права граждан на участие в осуществлении правосудия характеризует уровень политической свободы, развитость и действенность политических институтов.
3. Суд с участием присяжных заседателей -один из институтов гражданского общества, посредством которого реализуются закрепленные в Конституции России принципы, не только предоставляющие членам общества право участвовать в осуществлении правосудия, но и выступающие одновременно как гарантия дополнительной защиты лица от незаконного обвинения и осуждения. Согласно одной из точек зрения, «...посредством реализации права граждан участвовать в осуществлении правосудия в судебную власть вносится активный элемент народовластия» [3, с. 57].
4. Суд с участием присяжных - это оценка работы правоохранительных органов по собиранию доказательств и представлению их в суд. Речь идет о критериях качественности и законности. Первые шаги с момента введения рассматриваемого института обнажили проблему неготовности правоохранительных органов к оценке их деятельности представителями общества, тем более что эта оценка не всегда оказывалась удовлетворительной.
Анализ востребованности и значимости института присяжных позволяет дать оценку его месту в судебной системе, понять, действительно ли он является обязательным атрибутом демократического государства, превращая правосудие в настоящий состязательный процесс.
Участие простых граждан в подобного рода разбирательствах способствует накоплению правовых знаний, повышению уровня правовой культуры. Деятельность суда присяжных является основой стабильности общества, создает предпосылки для его дальнейшего развития и совершенствования путем укрепления законности и правопорядка.
Изложенное подтверждает правильность выделенных нами аспектов рассмотрения феномена суда присяжных (социального, политического, правового), позволяющих говорить о его консолидирующей роли и функциональной значимости в жизни российского государства.
Суд с участием присяжных заседателей для современной России - показатель демократичности отношения власти к делегированию отдельных полномочий представителям общества с целью реализации последними гражданского долга, проявления активной гражданской позиции, возможности быть неравнодушными к процессам, происходящим в стране.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Попова А. Д. Суд присяжных как атрибут демократического государства: история и современность // Российская юстиция. - 2010. - № 5. - С. 56-59.
2. Кони А. Ф. Собрание сочинений. - М., 1969.
3. Конин В. В. Конституционно-правовая природа суда с участием присяжных заседателей как одного из институтов гражданского об-
щества // Российская юстиция. - 2011. - № 3. - С. 56, 57.
4. Завидов Б. Д. Особенности рассмотрения в суде уголовных дел с участием присяжных заседателей: Краткий аналитический комментарий: общие положения и отдельные особенности. - М.: Дашков и К, 2006.
5. Приобщение молодых граждан России к правовой культуре - главная цель «Урока правосудия», состоявшегося в Ставропольском краевом суде. - URL: http://kraevoy.stv. sudrf.ru/modules.php?name=info_court&id=17 (дата обращения: 20.02.2017).
6. О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 20 августа 2004 г. № 113-Ф3, в ред. 29.12. 2010 г. № 433-ФЗ // Российская газета. - 2004. - № 182. -25 авг.
7. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. -2014. - № 31, ст. 4398.
8. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: [80 000 слов и фразеологических выражений]. - URL: http://dic.academic.ru/dic. nsf/ogegova/277625 (дата обращения: 22.02.2017).
9. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утв. Распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_171835/ (дата обращения: 22.02.2017).
10. Гусейнов Р. Д. Особенности патриотического воспитания студентов в условиях полиэтнического региона // Гражданственность и патриотизм молодежи: тенденции развития в современном мире: сб. науч. тр. междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Н. Н. Сотнико-ва; сост. Л. И. Грехова. - Ставрополь: ТЭСЭ-РА, 2015. - С. 146.
11. Государственная программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 30 де-
кабря 2015 г. № 1493 // Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 2 (ч. I), ст. 368.
REFERENCES
1. Popova A. D. Sud prisyazhnykh kak atribut de-mokraticheskogo gosudarstva: istoriya i sovre-mennost. Rossiyskaya yustitsiya. 2010, No. 5, pp. 56-59.
2. Koni A. F. Coll. works. Moscow, 1969.
3. Konin V. V. Konstitutsionno-pravovaya priro-da suda s uchastiem prisyazhnykh zasedateley kak odnogo iz institutov grazhdanskogo ob-shchestva. Rossiyskaya yustitsiya. 2011, No. 3, pp. 56, 57.
4. Zavidov B. D. Osobennosti rassmotreniya v sude ugolovnykh del s uchastiem prisyazhnykh zasedateley: Kratkiy analiticheskiy kommentar-iy: obshchie polozheniya i otdelnye osobennosti. Moscow: Dashkov i K, 2006.
5. Priobshchenie molodykh grazhdan Rossii k pra-vovoy kulture - glavnaya tsel "Uroka pravo-sudiya", sostoyavshegosya v Stavropolskom kraevom sude. Available at: http://kraevoy.stv. sudrf.ru/modules.php?name=info_court&id=17 (accessed: 20.02.2017).
6. O prisyazhnykh zasedatelyakh federalnykh su-dov obshchey yurisdiktsii v Rossiyskoy Feder-atsii: Federalnyy zakon RF ot 20 Aug. 2004 No. 113-FZ, v red. 29.12.2010 No. 433-FZ. Rossiyskaya gazeta. 2004, No. 182, 25 Aug.
7. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennykh Zakonami RF o popravkakh k Konstitutsii RF ot 30.12.2008 No. 6-FKZ, ot 30.12.2008 No. 7-FKZ, ot 05.02.2014 No. 2-FKZ, ot 21.07.2014 No. 11-FKZ). Collection of legislation of the Russian Federation. 2014, No. 31, art. 4398.
8. Ozhegov S. I. Tolkovyy slovar russkogo yazy-ka: [80 000 slov i frazeologicheskikh vyr-azheniy]. Available at: http://dic.academic.ru/ dic.nsf/ogegova/277625 (accessed: 22.02.2017).
9. Osnovy gosudarstvennoy molodezhnoy politiki Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda, utv. Rasporyazhenie Pravitelstva RF ot 29 Nov. 2014 No. 2403-r. Available at: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_171835/ (accessed: 22.02.2017).
10. Guseynov R. D. Osobennosti patrioticheskogo vospitaniya studentov v usloviyakh poliet-
nicheskogo regiona. In: Sotnikova N. N. (ed.), Grekhova L. I. (comp.) Grazhdanstvennost i pa-triotizm molodezhi: tendentsii razvitiya v sovre-mennom mire. Proceedings of scientific-practical Conference. Stavropol: TESERA, 2015. P. 146.
11. Gosudarstvennaya programma patrioticheskogo vospitaniya grazhdan Rossiyskoy Federatsii na 2016-2020 gody, utverzhdennaya Postanovle-niem Pravitelstva RF ot 30 Dec 2015 No. 1493. Collection of legislation of the Russian Federation. 2016, No. 2 (part 1), art. 368.
Бушная Наталья Викторовна, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Ставропольского филиала Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]
Bushnaya Natalya V., PhD in Jurisprudence, Associate Professor, Criminal and legal disciplines Department, Stavropol branch of the Moscow State University of Education e-mail: [email protected]
Чуниха Анжелика Арслановна, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Ставропольского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации e-mail: [email protected]
Ghuniha Anjelika A., PhD in Jurisprudence, Associate Professor, Criminal and legal disciplines Department, Stavropol branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration e-mail: [email protected]
Гусейнова Ираде Сафаратдиновна, кандидат исторических наук, доцент, декан факультета истории и права филиала Дагестанского государственного педагогического университета в г. Дербенте e-mail: [email protected]
Huseynova Irada S., PhD in History, Associate Professor, Dean, History and law Faculty, branch, Dagestan state pedagogical University, city of Derbent e-mail: [email protected]