Научная статья на тему 'Правовое регулирование инвестиционных процессов в экономике'

Правовое регулирование инвестиционных процессов в экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3165
1503
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / INVESTMENT / REGULATION OF INVESTMENT ACTIVITIES / LOCAL AUTHORITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горюнов Владимир Николаевич, Кониченко Елена Борисовна

Рассмотрено экономико-правовое регулирование инвестиционной деятельности и инвестиционного климата как процесс, отражающий направления государственного воздействия и регулирование инвестиционной деятельности на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование инвестиционных процессов в экономике»

Правовое регулирование инвестиционных

процессов в экономике

В.Н. Горюнов, Е.Б. Кониченко

Рассмотрено экономико-правовое регулирование инвестиционной деятельности и инвестиционного климата как процесс, отражающий направления государственного воздействия и регулирование инвестиционной деятельности на региональном уровне.

Ключевые слова: инвестиции, регулирование инвестиционной деятельности, органы местного самоуправления

Для цитирования: Вестник МИЭП. 2014. № 2 (15). С. 63-80.

Для государственного регулирования инвестиционной деятельности важным является понятие государственной инвестиционной политики - это структурное звено государственной экономической политики, представляющее собой систему действий и мероприятий органов государственной власти и органов местного самоуправления (ОМСУ), направленных на создание благоприятных условий для инвестиционной деятельности в целом, а также на установление приоритетных направлений инвестирования и всемерное привлечение средств для их обеспечения.

Государственная инвестиционная политика

В экономической литературе под государственной инвестиционной политикой в широком смысле предлагается понимать систему мер государственного регулирования экономики, направленную на формирование благоприятного инвестиционного климата и повышение эффективности использования бюджетных инвестиционных ресурсов [1; 2, с. 335, 784]. А.Э. Рамилова рассматривает государственную инвестиционную политику как совокупность государственных подходов и решений, определяющих направления использования капитальных вложений в сферах и отраслях экономики, институциональную определенность в управлении процессом привлечения, планирования и реализации инвестиций, а также создание благоприятного режима для иностранных инвесторов с помощью введения налоговых и других льгот [3,

Горюнов Владимир Николаевич - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и бухгалтерского учета Сибирского филиала Международного института экономики и права (г. Новокузнецк). Адрес для корреспонденции: [email protected].

Кониченко Елена Борисовна - кандидат юридических наук, проректор по организационным вопросам Кузбасского регионального института развития профессионального образования» (г. Кемерово).

Адрес для корреспонденции: [email protected].

с. 70]. По мнению А.Г. Богатырева, государственная инвестиционная политика представляет собой взаимосвязанную внутриэкономическую функцию государства по обеспечению финансирования инвестиционной деятельности [4, с. 206-208].

В качестве цели государственной инвестиционной политики И.З. Фар-хутдинов и В. А. Трапезников выделяют поиск оптимального правового регулирования инвестиционной деятельности национальных и иностранных инвесторов [5, с. 46]. При этом указанные авторы отмечают, что такие макроэкономические показатели, как качественный уровень и количественный рост инвестиций, их соотношение, дают представление о проводимой государственной инвестиционной политике.

Итак, главная цель инвестиционной политики - обеспечение благоприятного инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности территории.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности

Государственное управление инвестиционной сферой предполагает принудительное регулирование движением капитала на рынке, исходя из государственных интересов, путем соединения интересов общества с интересами предпринимательской деятельности. Для этого применяются различные инструменты:

• создание благоприятных условий для инвестиций:

• налоговые льготы;

• инвестиционные кредиты;

• регулирование учетной и налоговой политики;

• устранение двойного налогообложения в межстрановых соглашениях;

• льготные условия пользования землей и другими природными ресурсами;

• защита инвесторов;

• антимонопольное регулирование экономики;

• развитие информационной, транспортной инфраструктуры;

• разработка и утверждение стандартов, норм, регламентов в области инвестиционной деятельности и создания активов;

• создание правовой базы привлечения финансирования под инвестиционную деятельность;

• контроль за соблюдением правил игры на рынке;

• прямое участие государства в инвестиционной деятельности:

о прямое бюджетное финансирование ряда коммерческих проектов;

о реализация капитальных вложений для государственных нужд;

о предоставление бюджетных средств на возвратной основе;

о предоставление государственных гарантий;

о заказы на поставку товаров, работ, услуг компаниям частного сектора;

о проведение экспертизы инвестиционных проектов; о предоставление концессий через механизм частно-государственного партнерства.

Одним из важнейших направлений государственной инвестиционной политики как составной части государственной финансовой политики Российской Федерации является привлечение национального (внутреннего) и иностранного капитала для развития экономики. В последние годы в России поставлена задачи последовательного улучшения инвестиционной привлекательности страны и удвоения ВВП, основу реализации которых должны составлять взвешенная макроэкономическая политика, стабильное законодательство, а также эффективная правовая защита инвесторов на территории Российской Федерации. Общеизвестно, что правовое регулирование инвестиционной деятельности и судебная практика относятся к числу важнейших факторов, реально влияющих на оценку инвестиционного климата.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности, проведение инвестиционной политики, направленной на социально-экономическое и научно-техническое развитие России, обеспечиваются государственными органами России, субъектов РФ в пределах их компетенции и осуществляется указанными выше инструментами. Кроме того, государство использует как административные, так и экономические методы воздействия на инвестиционную деятельность в стране.

Административные (прямые) методы регулирования предполагают прямое воздействие на субъекты инвестиционной деятельности, государство обладает правом и возможностью осуществлять принуждение по отношению к другим субъектам экономики, используя регламенты, запреты, ограничения, разрешения. В качестве инструментов подобного воздействия выступают законодательные и нормативные акты. Например, законом устанавливается, что все инвестиционные проекты подлежат экологической экспертизе.

Экономические методы воздействия государства на инвестиционную деятельность - это методы, с помощью которых государство воздействует на субъекты инвестиционной деятельности путем стимулирования принятия инвестиционных решений как в интересах самих субъектов, так и в интересах всего общества. Государство сочетает административные и экономические методы для достижения целей в области инвестирования.

К экономическим методам относятся:

• установление ставки рефинансирования, налоговых льгот и скидок;

• дифференциация налоговых ставок, тарифов, ставок платежей за такие инвестиционные ресурсы, как земля, природные ресурсы.

Совокупность инструментов экономического регулирования включает в себя следующие группы инструментов: активно-структурные, фискально-структурные, монетарные и др.

К активно-структурным методам относятся:

1) государственная поддержка;

2) государственное финансирование инвестиций (государственные инвестиции);

3) государственное участие;

4) связанное кредитование;

5) прямое проектное финансирование;

6) управление внешним активным и пассивным долгом.

Фискально-структурные инструменты (инструменты бюджетно-налоговой политики) включают в себя рычаги воздействия на инвестиционную деятельность через бюджетную и налоговую системы.

Монетарные инструменты (инструменты денежно-кредитной политики) воздействуют на инвестиционную деятельность через регулирование денежного обращения и объема денежной массы, а также рычаги кредитной политики (ставки рефинансирования Банка России, ставки процентов по кредитам коммерческих банков и др.).

Инструменты государственного регулирования инвестиционной деятельности могут быть эффективно применены только при использовании организационно-управленческих форм воздействия, к которым относятся:

1) информационно-аналитическое обеспечение;

2) методы (инструменты) продвижения структурных реформ и конкретных проектов;

3) методы (инструменты) повышения инвестиционного климата (маркетинг территорий и др.).

Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капиталовложений на основании Федерального закона от 25.02.1999 № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», предусматривает следующее:

1. Создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, в том числе путем:

• защиты интересов инвесторов;

• совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;

• предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации;

• создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности (мера,

направленная на усиление конкуренции участников инвестиционной деятельности);

• принятия антимонопольных мер;

• расширения возможностей использования залога при осуществлении кредитования;

• развития финансового лизинга;

• проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции.

2. Прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, в частности путем:

• разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета;

• формирования перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета;

• предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета (Бюджета развития Российской Федерации), а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

• размещения средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов РФ для финансирования инвестиционных проектов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование средствами в размерах, определяемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и (или) законом о бюджете субъекта РФ, либо на условиях закрепления в государственной собственности соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы соответствующих бюджетов);

• защиты российских организаций от поставок морально устаревших, материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов;

• разработки и утверждения технических регламентов, национальных стандартов (норм и правил), а также осуществления контроля за их соблюдением;

• вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;

• предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов).

Основная цель государственного регулирования инвестиционной деятельности заключается в том, чтобы создать благоприятный инвестиционный климат в стране для всех субъектов хозяйствования, для реализации экономической и социальной политики государства на каждый определенный период. Таким образом, регулирование инвестиционной деятельности является важнейшим инструментом в руках государства для воздействия на экономические и социальные процессы.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности не может быть эффективным без реализации соответствующей инновационной, налоговой, финансово-кредитной и других политик, тесно взаимосвязанных с инвестиционной и экономической политикой государства.

Вывод: государственное регулирование инвестиционной деятельности представляет собой совокупность государственных подходов и решений, закрепленных законодательством, организационно-правовых форм, в рамках которых инвестор осуществляет свою деятельность.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности должно быть адекватным ее правовой природе, учитывать ее сложный субъектный состав и многообразие видов. При осуществлении этой деятельности должен делаться акцент на поддержку и стимулирование позитивных процессов в

инвестиционной сфере, ее содержанием должны быть прогноз, программирование, информирование, создание других благоприятных условий для осуществления инвестиций, а также надзор и контроль соблюдения законности и правопорядка в данной области общественных отношений.

Регулирование инвестиционной деятельности на региональном уровне

Неравномерное развитие региональной экономики в Российской Федерации придает инвестиционной деятельности в регионах особое значение. В разных регионах она не может быть идентичной. Ее разнообразие предопределяется различием в природно-географических, социально-экономических и других региональных факторов, но использование типовых вариантов активизации инвестиционной деятельности в регионах необходимо и возможно.

Во многих российских регионах в целом уже накоплен богатый опыт взаимодействия, сформировалась необходимые правовая инвестиционная среда и институты сопровождения приходящих в регион инвесторов от нулевого цикла до завершения инвестиционного проекта (получение лицензий, содействие в выделении земельных участков и подключении к коммунальным службам и др.).

В последние годы акценты в правовом регулировании инвестиционной деятельности переместились на региональный уровень. Это обусловлено усилением роли субъектов РФ в экономической и правовой сферах, острой потребностью регионов в инвестиционных ресурсах и формированием «санкционной» тактики государства по привлечению частных инвестиций в отечественную экономику.

Система органов, формирующих и реализующих инвестиционную политику субъектов РФ, на региональном уровне сложилась несколько иначе. Так, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ) [6] система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя России и указанным законом.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ законом утверждает программы социально-экономического развития субъекта РФ, представленные высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ); устанавливает налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта РФ, а также порядок их взимания (подп. г, д, п. 2, ст. 5 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ).

В рамках предоставленных федеральным законодательством полномочий законодательный (представительный) орган регламентирует инвестици-

онный процесс на уровне субъекта РФ, утверждает закон о бюджете субъекта РФ, устанавливая при этом объем и конкретные направления использования средств на инвестиционные цели, утверждает адресную инвестиционную программу, устанавливает предельный объем государственных гарантий субъекта РФ, утверждает региональные целевые программы.

Как отмечает А.Б. Смушкин, на региональном уровне многие субъекты РФ считают своими приоритетными стратегическими задачами инвестиционной политики создание и развитие инвестиционной институциональной среды, которая позволит создать благоприятный инвестиционный климат, установить системный диалог власти и бизнеса через согласование целей и приоритетов развития, сформировать имидж субъекта РФ как территории, привлекательной для инвестиций, а также с целью повышения своей конкурентоспособности [7].

Методы государственного регулирования инвестиционной деятельности на региональном уровне_

Прямые методы Косвенные методы

Целевые региональные программы развития промышленности, сельского хозяйства, других отраслей Региональные бюджетные, внебюджетные фонды Прямые капитальные государственные вложения Региональные стандарты и нормы Квотирование Лицензирование Региональные контрольные пакеты акций Региональная и муниципальная собственность Стимулирование спроса и регулирование цен Государственное финансирование НИОКР Субсидирование затрат предприятий на патентование изобретений за рубежом Налоговые ставки и стимулирующее льготное налогообложение Налоговые каникулы Льготные ставки по ссудам Кредитные меры стимулирования экспорта: • предоставление прямых экспортных кредитов; • рефинансирование экспортных кредитов; • страхование экспортных кредитов; • государственные гарантии кредитов на развитие приоритетных с точки зрения развития региона производств Инвестиционный налоговый кредит Региональные и муниципальные займы Платежи за использование региональных и муниципальных ресурсов Платежи за загрязнение окружающей среды Гарантии и льготы кредитным учреждениям региона, предоставляющим инвестиции в экономику региона

Можно отметить, что формы и методы стимулирования инвесторов российскими регионами соответствуют мировой практике.

Одним из инструментов инвестиционной политики регионов, направленной на улучшение инвестиционного климата, выступает законодательная деятельность. Субъекты РФ в лице своих своих органов власти становятся самостоятельными субъектами правотворчества. Они осуществляют правотворческую деятельность путем принятия таких актов, как конституции, уставы, законы, а также нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти и должностных лиц субъектов РФ.

Все нормативно-правовые акты субъектов РФ не должны противоречить Конституции России, федеральным законам, а также нормативным правовым актам, принимаемым Президентом РФ и Правительством РФ.

Субъекты РФ разработали инвестиционные порталы, доступные в Интернете (представлены не все субъекты РФ):

• Инвестиционный портал регионов России - www.investinregions.ru;

• Алтайский край - www.invest.alregn.ru;

• Камчатский край - www.invest.kamchatka.gov.ru;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Ставропольский край - www.stavinvestportal.ru;

• Архангельская область - www.dvinainvest.ru;

• Владимирская область - www.investvladimir.ru;

• Волгоградская область - www.investvolga.com;

• Ивановская область - www.invest-ivanovo.ru;

• Иркутская область - www.invest.irkobl.ru;

• Калужская область - www.investkaluga.com;

• Кемеровская область - www.keminvest.ru/section/164;

• Костромская область - www.investkostroma.ru/invest;

• Курганская область - www.invest.kurganobl.ru;

• Московская область - www.invest.mosreg.ru;

• Новгородская область - www.econominv.novreg.ru;

• Орловская область - www.invest-orel.ru;

• Оренбургская область - www.orbinvest.ru;

• Псковская область - www.invest.pskov.ru;

• Ростовская область - www.invest-don.com/ru;

• Рязанская область - www.invest-r.ru;

• Саратовская область - www.mininvest.saratov.gov.ru;

• Свердловская область - www.invest.midural.ru;

• Смоленская область - www.www.smolinvest.com;

• Томская область - www.investintomsk.ru;

• Тульская область - www.invest-tula.com;

• Тверская область - www.tverinvest.ru;

• Ярославская область - www.yarinvestportal.ru.

Правовые основы инвестиционной деятельности региона на примере Кемеровской области

Кемеровская область относится к числу наиболее развитых регионов Сибири, имеющих ярко выраженную сырьевую специализацию. Промышленность является ведущим сектором экономики области. Именно она вместе с энергетикой вносит наибольший вклад в валовой региональный продукт -49,8%, что гораздо выше аналогичного показателя в среднем по Сибирскому федеральному округу и по Российской Федерации. При этом область в национальном и международном разделении труда специализируется на производстве сырья и продукции его первичной переработки.

В отраслевой структуре экономики региона преобладают отрасли традиционной индустрии, развернутые преимущественно к середине XX в.: черная металлургия, угольная промышленность, химия.

Сегодня Кемеровская область добывает 56% российского угля, в том числе 76% коксующегося. Доля Кемеровской области в общероссийском производстве стали и проката черных металлов составляет 14%, ферросилиция - 53%, железнодорожных магистральных рельсов - 80%, трамвайных рельсов - 100% [8].

Как отмечалось в Законе Кемеровской области от 17.11.2006 № 142-ОЗ «Об утверждении краткосрочной региональной целевой программы «Повышение инвестиционной привлекательности Кемеровской области на 2007 год» [9], Кемеровская область по совокупности природно-климатических, географических условий, обеспеченности квалифицированными кадрами и прочими факторами является достаточно привлекательным регионом.

На протяжении ряда лет Кузбасс лидирует в Сибирском федеральном округе по объему инвестиций в основной капитал. Среди регионов России в 2005 г. Кемеровская область занимала 7-е место (для сравнения, в 2004 - 10-е место). Приток иностранных инвестиций увеличился практически в 10 раз. В 2013 г. в социально-экономическое развитие Кемеровской области вложено больше 260 млрд руб. Привлечение инвестиций и создание новых производств позволяет сохранять в регионе стабильную ситуацию на рынке труда и способствует повышению потенциала кузбасской экономики в целом.

В целях обеспечения участия научной общественности в формировании и эффективной реализации государственной научно-технической политики Кемеровской области, координации деятельности научных организаций, проведения анализа научных и (или) научно-технических проектов, а также завершенных научных и (или) научно-технических работ, представления интересов субъектов научной и (или) научно-технической деятельности создан совет по инвестиционной и инновационной деятельности при Губернаторе Кемеровской области.

Порядок создания и полномочия совета по инвестиционной и инновационной деятельности определяются Губернатором Кемеровской области [10], ука-

занные нормы прописаны в Законе Кемеровской области от 13.01.2003 № 120-ОЗ «О государственной научно-технической политике Кемеровской области и об организации научной и (или) научно-технической деятельности» [11].

В 2008 г. Советом народных депутатов Кемеровской области был принят Закон Кемеровской области от 26.11.2008 № 102-0З «О государственной поддержке инвестиционной, инновационной и производственной деятельности в Кемеровской области» [12], устанавливающий формы и условия предоставления государственной поддержки инвестиционной, инновационной и производственной деятельности в Кемеровской области.

Государственная поддержка осуществляется на основе таких принципов,

как:

• сочетание государственных интересов и интересов субъектов инвестиционной, инновационной деятельности, товаропроизводителей;

• поддержание конкуренции;

• гласность;

• объективность и экономическая обоснованность принимаемых решений;

• равноправие субъектов инвестиционной, инновационной деятельности, товаропроизводителей;

• обязательность исполнения принятых решений;

• взаимная ответственность органов исполнительной власти Кемеровской области и субъектов инвестиционной и инновационной деятельности, товаропроизводителей;

• ясность и прозрачность (открытость) инвестиционного и инновационного процесса в Кемеровской области.

В соответствии со ст. 3 Закона Кемеровской области от 26.11.2008 № 102-ОЗ государственная поддержка инвестиционной деятельности в области может осуществляться в следующих формах:

1) установление субъектам инвестиционной деятельности льгот по налогам и сборам в пределах полномочий субъектов РФ;

2) изменение субъектам инвестиционной деятельности срока уплаты налогов и сборов, а также пеней и штрафов в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита в соответствии с налоговым законодательством РФ и Кемеровской области;

3) предоставление субъектам инвестиционной деятельности льгот по аренде имущества, являющегося государственной собственностью Кемеровской области и необходимого для реализации приоритетных инвестиционных проектов;

4) предоставление в соответствии с законодательством РФ и Кемеровской области государственных гарантий Кемеровской области в качестве обеспечения исполнения обязательств субъектами инвестицион-

ной деятельности, возникающих в процессе реализации приоритетных инвестиционных проектов;

5) предоставление за счет средств областного бюджета субсидий для компенсации части процентной ставки по банковским кредитам, полученным субъектами инвестиционной деятельности;

6) участие Кемеровской области в открытых акционерных обществах;

7) предоставление субъектам инвестиционной деятельности нефинансовых мер государственной поддержки, в том числе оказание организационной, информационной и консультационной помощи;

8) предоставление субсидий из средств областного бюджета на возмещение затрат по разработке проектной документации, прохождению государственной экспертизы инвестиционных проектов.

Субъектам инвестиционной деятельности, реализующим инвестиционные проекты, включенные в Перечень инвестиционных проектов в соответствии с Законом Кемеровской области от 26.11.2008 № 102-ОЗ, устанавливаются налоговые льготы, регламентированные ст. 1 Закона Кемеровской области от 26.11.2008 № 101-ОЗ «О налоговых льготах субъектам инвестиционной, инновационной и производственной деятельности, управляющим организациям технопарков, резидентам технопарков» [13].

Кроме законов следует отметить и постановления Коллегии Администрации Кемеровской области, например: Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.04.2009 № 183 «Об утверждении Порядка предоставления субъектам инвестиционной деятельности Кемеровской области, участникам зон экономического благоприятствования Кемеровской области и резидентам технопарков Кемеровской области субсидий из средств областного бюджета для компенсации части процентной ставки по банковским кредитам, полученным для реализации инвестиционных и (или) инновационных проектов» [14] на основании указанного акта в целях стимулирования активности субъектов инвестиционной деятельности Кемеровской области, участников зон экономического благоприятствования Кемеровской области, резидентов технопарков Кемеровской области и реализации Законов Кемеровской области от 26.11.2008 № 102-ОЗ, от 02.07.2008 № 55-ОЗ «О технопарках в Кемеровской области» [15], от 08.07.2010 № 87-ОЗ «О зонах экономического благоприятствования» [16] Коллегия Администрации Кемеровской области утвердила порядок предоставления субъектам инвестиционной деятельности Кемеровской области, участникам зон экономического благоприятствования Кемеровской области и резидентам технопарков Кемеровской области субсидий из средств областного бюджета для компенсации части процентной ставки по банковским кредитам, полученным для реализации инвестиционных и (или) инновационных проектов.

В целях улучшения инвестиционного климата в Кемеровской области, достижения ее устойчивого социально-экономического развития на основе роста производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), повышения

уровня жизни населения распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области утверждена Стратегия привлечения инвестиций в Кемеровскую область на период до 2030 г. [17].

Во исполнение п. 10 Комплекса мер по стимулированию органов исполнительной власти субъектов РФ и ОМСУ к привлечению инвестиций в регионы, утвержденного Председателем Правительства РФ 06.04.2013 № 1927п-П16, и на основании подготовленных совместно Минфином России и Минэкономразвития России методических рекомендаций по разработке органами исполнительной власти субъектов РФ комплекса мер по стимулированию ОМС к привлечению инвестиций и наращиванию налогового потенциала на региональном уровне было принято распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 11.02.2014 № 115-р «О Комплексе мер по стимулированию органов местного самоуправления к привлечению инвестиций и наращиванию налогового потенциала муниципальных образований Кемеровской области на 2014-2016 годы» [18].

Кроме указанных документов, в 2011 г. утвержден инвестиционный меморандум Кемеровской области, в котором закреплены меры по развитию инвестиционной деятельности в области [19]. В 2013 г. подписано распоряжение Губернатора Кемеровской области о внедрении Стандарта деятельности органов исполнительной власти Кемеровской области по обеспечению благоприятного инвестиционного климата [20].

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [21] по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) ОМСУ, и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты, принятые ОМСУ, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

Регулирование ОМСУ инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматривает следующее [22].

1. Создание благоприятных условий для инвестиционной деятельности, в частности, путем:

• установления льгот по уплате местных налогов и предоставления льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;

• защиты интересов инвесторов;

• расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения.

2. Прямое участие ОМСУ в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, в том числе:

• разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов, осуществляемых муниципальными образованиями;

• размещение средств местных бюджетов для финансирования инвестиционных проектов аналогично тому, как это делается при государственном регулировании;

• выпуск муниципальных займов;

• вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в муниципальной собственности.

ОМСУ предоставляют на конкурсной основе муниципальные гарантии по инвестиционным проектам за счет средств местных бюджетов в порядке, утвержденном представительным органом. Расходы на финансирование инвестиционной деятельности предусматриваются местными бюджетами. Контроль за целевым и эффективным использованием средств осуществляют органы, уполномоченные представительными ОМСУ.

Если ОМСУ участвуют в финансировании федеральных или региональных инвестиционных проектов, то при разработке и утверждении таких проектов необходимо их согласование с ОМСУ.

Государство гарантирует всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности:

• обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности;

• гласность в обсуждении инвестиционных проектов;

• право обжалования в судебном порядке любых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, ОМСУ и их должностных лиц;

• защиту капитальных вложений;

• неувеличение совокупной налоговой нагрузки и стабильность режима запретов и ограничений на срок реализации инвестиционного проекта (как правило, не более 7 лет) в установленных законом случаях (аналогично гарантиям для иностранных инвесторов).

Для защиты капитальных вложений законодательством предусмотрено, что капитальные вложения могут быть:

• национализированы только при условии предварительного и равноценного возмещения государством убытков, причиненных субъектам инвестиционной деятельности, в соответствии с Конституцией РФ и Гражданским кодексом РФ;

• реквизированы по решению государственных органов в случаях, порядке и на условиях, которые определены Гражданским кодексом РФ.

Примером нормативного акта муниципального образования в области инвестиционной деятельности служит Решение Новокузнецкого районного Совета народных депутатов от 21.02.2012 № 348-МНПА «Об утверждении Положения о муниципальной поддержке инвестиционной деятельности в муниципальном образовании «Новокузнецкий муниципальный район» [23].

Данный акт устанавливает формы и условия предоставления муниципальной поддержки инвестиционной деятельности в муниципальном образовании «Новокузнецкий муниципальный район».

Муниципальная поддержка инвестиционной деятельности в Новокузнецком муниципальном районе может осуществляться в следующих формах:

а) предоставление за счет средств местного бюджета субсидий для компенсации части процентной ставки по банковским кредитам, полученным субъектами инвестиционной деятельности;

б) предоставление субсидий из средств местного бюджета на возмещение затрат по разработке проектной документации, прохождению экспертизы инвестиционных проектов;

в) субсидирование части затрат по аренде имущества (в том числе земли), находящегося в муниципальной собственности района и необходимого для реализации приоритетных инвестиционных проектов;

г) предоставление в соответствии с действующим законодательством РФ и Кемеровской области муниципальных гарантий в качестве обеспечения исполнения обязательств субъектами инвестиционной деятельности, возникающих в процессе реализации приоритетных инвестиционных проектов;

д) участие Новокузнецкого муниципального района в создании открытых акционерных обществ;

е) предоставление субъектам инвестиционной деятельности нефинансовых мер муниципальной поддержки, в том числе оказания организационной, информационной и консультационной помощи.

В городе Киселевске Кемеровской области сформирован совет по инвестиционной и инновационной деятельности на территории муниципального образования «Киселевский городской округ» на основании Постановления Администрации г. Киселевска от 11.07.2008 № 66 «Об утверждении Положения о Совете по инвестиционной и инновационной деятельности на территории муниципального образования «Киселевский городской округ» (текст постановления официально опубликован не был).

Таким образом, основными элементами инвестиционной политики в субъектах РФ являются:

1) принятие собственного законодательства, регулирующего инвестиционный процесс;

2) предоставление (в пределах своих полномочий) инвесторам различных льгот и стимулов финансового и нефинансового характера;

3) создание организационных структур по содействию инвестициям;

4) разработка и экспертиза инвестиционных проектов за счет государственных источников финансирования;

5) оказание содействия инвесторам в получении таможенных льгот;

6) предоставление гарантий и поручительств банкам под выделенные ими средства для реализации отобранных на конкурсной основе инвестиционных проектов;

7) аккумулирование средств населения путём выпуска муниципальных займов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В заключение следует отметить, что правотворческая деятельность в области инвестиционной деятельности должна носить системный, комплексный характер, учитывать особенности инвестиций как объекта экономико-

правового регулирования.

Литература

1. Марголин А.М., Быстряков А.Я. Экономическая оценка инвестиций: учебник. - М., 2001.

2. Государственное регулирование рыночной экономики: учебник / Под ред. И.В. Кушлина. - М., 2005. - С. 335, 784.

3. Рамилова А.Э. Государственное регулирование прямых инвестиций (Принципы, методы, механизмы): дис. ... канд. экон. наук. - М., 2000.

4. Богатырев А.Г. Государственно-правовой механизм регулирования инвестиционных отношений (вопросы теории): дис. ... докт. юрид. наук. -М., 1996.

5. Фархутдинов И.З., Трапезников В.А. Инвестиционное право: учеб.-прак-тич. пособие. - М.: Волтерс Клувер, 2006.

6. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации : Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ // СЗ РФ. 1999. - № 42. - Ст. 5005; СЗ РФ. - 2014. - № 26 (ч. I). - Ст. 3397.

7. Смушкин А.Б. Комментарий к Федеральному закону от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». www.base.garant.ru.

8. Закон Кемеровской области от 11.07.2008 № 74-ОЗ «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 года» (принят Советом народных депутатов Кемеровской области 09.07.2008 № 2942) // Законодательный вестник Совета народных депутатов Кемеровской области. - 2008. - № 78. - Ч. I.

9. Закон Кемеровской области от 17.11.2006 № 142-ОЗ «Об утверждении краткосрочной региональной целевой программы «Повышение инвестиционной привлекательности Кемеровской области» на 2007 год» (принят Советом народных депутатов Кемеровской области 01.11.2006 № 1842). www.garant.ru.

10. Постановление Губернатора Кемеровской области от 21.03.2008 № 3-пг «О совете по инвестиционной и инновационной деятельности при Губернаторе Кемеровской области». www.zakon.kemobl.ru/default.asp.

11. Закон Кемеровской области от 13.01.2003 № 120-ОЗ «О государственной научно-технической политике Кемеровской области и об организации научной и (или) научно-технической деятельности». www.base.garant.ru.

12. Закон Кемеровской области от 26.11.2008 № 102-ОЗ «О государственной поддержке инвестиционной, инновационной и производственной деятельности в Кемеровской области». www.garant.ru.

13. Закон Кемеровской области от 26.11.2008 № 101-ОЗ «О налоговых льготах субъектам инвестиционной, инновационной и производственной деятельности, управляющим организациям технопарков, резидентам технопарков». www.base.garant.ru.

14. Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.04.2009 № 183 «Об утверждении Порядка предоставления субъектам инвестиционной деятельности Кемеровской области, участникам зон экономического благоприятствования Кемеровской области и резидентам технопарков Кемеровской области субсидий из средств областного бюджета для компенсации части процентной ставки по банковским кредитам, полученным для реализации инвестиционных и (или) инновационных проектов». www.base.garant.ru.

15. Закон Кемеровской области от 26.11.2008 № 102-ОЗ, от 02.07.2008 № 55-ОЗ «О технопарках в Кемеровской области». www.base.garant.ru.

16. Закон Кемеровской области от 08.07.2010 № 87-ОЗ «О зонах экономического благоприятствования». www.base.garant.ru.

17. Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от

30.01.2013 № 68-р «О Стратегии привлечения инвестиций в Кемеровскую область на период до 2030 года». www.zakon.kemobl.ru/default.asp.

18. Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от

11.02.2014 № 115-р «О Комплексе мер по стимулированию органов местного самоуправления к привлечению инвестиций и наращиванию налогового потенциала муниципальных образований Кемеровской области на 2014-2016 годы». www.zakon.kemobl.ru/default.asp.

19. Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.12.2011 № 1187-р «Об утверждении инвестиционного меморандума Кемеровской области на 2013 и последующие годы» // Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области. 13.01.2012. www.zakon.kemobl.ru/default.asp.

20. Распоряжение Губернатора Кемеровской области от 30.12.2013 № 91-рг «О внедрении Стандарта деятельности органов исполнительной власти Кемеровской области по обеспечению благоприятного инвестиционного климата». www.zakon.kemobl.ru/default.asp.

21. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. -2003. - № 40. - Ст. 3822; 2014. - № 26 (ч. I). - Ст. 3377.

22. Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // СЗ РФ. - 1999. - № 9. - Ст. 1096; 2013. - № 52 (ч. I). -Ст. 6961.

23. Решение Новокузнецкого районного Совета народных депутатов от 21.11.2012 № 348-МНПА «Об утверждении Положения о муниципальной поддержке инвестиционной деятельности в муниципальном образовании «Новокузнецкий муниципальный район» // Сельские вести. Вестник Новокузнецкого района от 22.02.2012. www.admnkr.ru.

Legal regulation of investment processes in the economy

Goryunov Vladimir, Candidate of Economic Sciences, associate professor of the Department of finance and accounting of the International Institute of Economics and Law (Siberian branch)

Konichenko Elena, Candidate of Juridical Sciences, Vice-rector for administrative issues of the Kuzbass Regional Institute of Professional Education

Authors considered economic-legal regulation of investment activity and investment climate as a process that reflects the direction of state intervention and regulation of investment activities at the regional level.

Key words: investment, regulation of investment activities, local authority

Addresses for correspondence: [email protected], [email protected].

For citation: Herald of International Institute of Economics and Law. 2014. N 2 (15). P. 63-80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.