ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В Г. КЕМЕРОВО
Зайцев Е.Г., аспирант, Российский Государственный Торгово-Экономический Университет Кемеровский Институт
В статье приводятся конкурентные преимущества г. Кемерово и его место в инвестиционном рейтинге страны. Рассматриваются формы региональной поддержки инвесторов. Дается обзор приоритетных инвестиционных проектов, реализуемых в разных сферах экономики города и Кемеровской области.
Ключевые слова: регион;стратегия развития; инновации; инвестиционная привлекательность.
THE MAIN DIRECTIONS OF INVESTMENT ACTIVITY IN KEMEROVO
Zaytsev E., the post-graduate student, Russian State University of Trade and Economics Institute of Kemerovo
The article provides a competitive advantage in Kemerovo and its place in the country’s investment rating. We consider the form of regional support for investors. A survey of priority investment projects in different sectors of the economy of the city and the Kemerovo region.
Keywords: region, strategy development, innovation, investment attractiveness.
Город Кемерово - крупный промышленный, административный икультурный центрКемеровской области, второй по численности на-селениягород Кузбасса. Город имеет статус областного центра с 26.01.1943 г. Площадь города - 282,3 кв. км.Положение города Кемерово рядом с крупными городами СФО несет в себеогромный коммуникативный потенциал.По экономическому потенциалу Кемеровская область - крупный территориально-производственный комплекс Российской Федерации, в ней сосредоточено около одной трети основных производственных фондов Западной Сибири. К основным конкурентным преимуществам Кемеровской области следует отнести:
• высокий уровень экономического развития и инвестиционной активности;
• высокая обеспеченность природно-сырьевыми ресурсами;
• невысокая зависимость областного бюджета от финансовой помощи из федерального бюджета;
• позитивная динамика макроэкономических и бюджетных показателей в 2010-2011 годах;
• развитая инфраструктура: плотная разветвленная сеть дорог, развитые городские агломерации и т.д.
Основной стратегической целью Кемеровской области на долгосрочную перспективу является повышение конкурентоспособности региона и рост на этой базе благосостояния жителей региона.1
По результатам комплексной оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 2010 году Кемеровская область вошла в десятку лучших субъектов Российской Федерации, заняв в рейтинге 9-е место.
В целях улучшения инвестиционного климата, создания в Кемеровской области условий, благоприятных для ведения бизнеса, повышения инвестиционной привлекательности сформирована законодательная база Кемеровской области, в том числе утвержден инвестиционный меморандум Кемеровской области. Действующее законодательство Кемеровской области устанавливает основные гарантии и обязательства органов государственной власти Кемеровской области по обеспечению прав инвесторов, а также меры государственной поддержки инвестиционной деятельности.
Государственная поддержка инвестиционной деятельности предоставляется в следующих формах:
• льготы по налогам и сборам в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Кемеровской области;
• изменение срока уплаты налогов и сборов в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации и Кемеровской области;
• предоставление государственных гарантий Кемеровской области в качестве обеспечения исполнения обязательств по банковским кредитам, привлекаемым в процессе реализации инвестиционных проектов;
• предоставление субсидий для компенсации части процентной ставки по банковским кредитам, полученным инвесторами на реализацию проектов;
• участие Кемеровской области в открытых акционерных обществах;
• разработка и (или) экспертиза приоритетных инвестиционных проектов Кемеровской области.2
В соответствии с законодательством в Кемеровской области создаются обособленные участки территории, в пределах которых действуют благоприятные условия для ведения экономической деятельности (зоны экономического благоприятствования - далее ЗЭБ). В зависимости от целей создания и направлений экономической деятельности предусмотрено создание четырех типов зон экономического благоприятствования: промышленно-производственный, агропромышленный, технико-внедренческий и туристс-ко-рекреационный.3
По рейтингу журнала «РБК» в 2010 году Кемерово вошел в тридцаткулидеров из 64 городов России в области привлекательности условий длябизнеса. По сравнению с рейтингом по итогам 2009 года город поднялся на двепозиции, опередив Новокузнецк (32е место) и Барнаул (31е место). Присоставлении рейтинга городов с точки зрения условий для бизнеса РБКрассматривал 6 основных параметров, которые даютоптимальноепредставление о привлекательности города для инвесторов: объем рынка,
городские финансы, строительный рынок, торговля, достаток жителей ибезопасность.
По рейтингу журнала Forbes в 2012 году город Кемерово занял 19-е местосреди лучших городов для бизнеса в России. В рейтинг вошли города снаселением более 300 тыс. человек, среди них были отобраны 30 лучших последующим параметрам: численность населения, доходы населения, ростнаселения и его доходов.
Кемерово постепенно наращивает демографический, экономи-ческий,инвестиционный и научный потенциал. В городе исторически сложилась полиотраслевая структура экономики. Наряду с традиционными секторами:химическая промышленность, добывающая промышленность,машиностроение - все более активно раз-виваетсястроительная индустрия,индустрия сервиса, образование и здравоохранение,производство идей итехнологий, в том числе в социальной сфере, которые позволят городусохранить лидирующие позиции и развить свою инвестиционнуюпривлекательность.4
В области для нивелирования рисков и использования рыночных возможностей разработана и реализуется Стратегия социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 года, предполагающая:
- обеспечение стабильного роста базового сектора экономики региона: усиление и поддержка уже существующих позиций региона и его конкурентных преимуществ;
- диверсификацию регионального хозяйства: реализацию существующих, но пока не использованных ресурсов;
- создание инновационного задела для роста новых секторов экономики, конкурентоспособных в долгосрочной перспективе.
Для достижения стратегической цели готовится реализация комплекса стратегических проектов и программ.
1. Обеспечение стабильного роста в базовом секторе экономики:
1) Обеспечение ресурсами базового сектора экономики;
2) Наращивание потребления продукции базового сектора экономики Кемеровской области внутри страны и выход на новые рынки;
3) Снятие инфраструктурных ограничений, влияющих на развитие региона и предприятий базового сектора его экономики;
4) Развитие системы подготовки кадров, стабилизация рынка труда;
2. Диверсификация экономики - повышение глубины переработки сырья:
1) Развитие энергокомплексов на базе угольных предприятий;
2) Подземная газификация угля. Институтом угля и углехимии Сибирского отделения РАН подготовлены предложения по строительству в регионе предприятий на базе подземной газификации угля;
3) Добыча метана из угольных пластов, запасы которого оцениваются в 13 трлн. куб. м;
4) Формирование в Кемеровской области общероссийского центра сервисного и технологического обеспечения горно-добывающей промышленности, развитие специализированного машиностроения с учетом смены «технологической платформы» целых секторов производства, в частности, добывающих отраслей;
5) Стимулирование новых компактных производств специальных сортов сталей, а также технологических комплексов металлообработки на базе металлургических комбинатов;
3. Появление новых видов экономической деятельности:
1) Развитие в Кемеровской области инновационного центра национального уровня по разработке и реализации новых технологических решений в сфере использования угля - «Кузбасский технопарк»;
2) Создание индустриальных парков на базе строительства новых энергомощностей;
3) Использование уникального природно-рекреационного потенциала региона;
4) Использование потенциала самой крупной за Уралом городской системы расселения Кемеровской области (сфера услуг, образование), включая высокие перспективы формирования современных городских агломераций с центрами в г. Кемерово и г. Новокуз-нецке.5
В настоящее время одним из приоритетных действий админи-страциигорода,направленных на реализацию социально-экономических программмуниципальногообразования, является развитие инновационной деятельности.
Инновационная политика в городе Кемерово осуществляется в целях:
- эффективного использования различных ресурсов (материаль-ных,финансовых,интеллектуальных, научно-технических), направляемых насоздание наукоемкойпродукции и прогрессивных технологических процессов;
- стимулирования инновационной активности организаций и граждан;
- формирования кадрового потенциала для эффективногофун-кционированияинновационной инфраструктуры, для динамичного-развития инновационной деятельности в городе, для вывода науко-емкойинновационной продукции на новые рынки.
- дальнейшего развития имиджа города Кемерово как терри-торииинновационного развития.
С целью создания благоприятных условий для развитияинно-вационной деятельности, а также стимулирования инновационной-активности организаций и граждан в городе Кемерово с 2004 года действуетСовет по научно-инновационной политике, в состав которого входятпредставители ВУЗов, деятели науки, руководители промышленных предприятий, депутаты Кемеровского городского Совета народных депутатов.
Для повышения эффективности работы Совета и всестороннего изучениявопросов развития инноваций в городе ежегодно формируется план работы Совета. На очередных заседаниях Совета планируется рассмотрение такихвопросов, как создание электронного портала «Банк инвестиционныхпроектов», опыт создания и продвижения малых инновационных предприятийв ВУЗах, проведение ежегодного конкурса «Лучший городской инновационныйп-роект» в 2012 году.
Среди инструментов, формирующих условия для выхода ин-новационногопродукта или услуги на рынок, особое место занимает ежегодный конкурс«Лучший городской инновационный проект». Данный конкурс способствуетвыявлению и продвижению проектов, нацеленных на повышение темповэкономического роста и технического перевооружения предприятий города.Всего на первый конкурс в 2009 году поступило 25 проектов, в 2010 году -45 заявок, в 2011 году - 52 заявки, что говорит о большом интересе городско-госообщества к инновационному развитию города.
В 2011 году победителями конкурса в различных номинациях стали 9ученых и авторских коллективов, которые представили перспективные научно-технические разработки. Все представленные проекты направлены на созданиенаукоемкой продукции в сфере переработки сельскохозяйственной продукции,пищевого производства, медицины, промышленной безопасности,рационального использования природного потенциала региона.В настоящее время подготовлено постановление администрации г.Кемерово, определяющее порядок и сроки проведения данного конкурса в2012 году. В 2012 году конкурс будет проводиться по номинациям,определя-ющим приоритетные направления развития города: «Лучшийинно-вационный проект, направленный на решение проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства», «Лучший инновационный проект всоциальнойсфере», «Лучший инновационный проект в сфере обеспечения промышленной
и экологической безопасности».
В дальнейшем городской Совет по научно-инновационной политике совместно с муниципальным некоммерческим фондом поддержки предпринимательства г.Кемерово намерен способствовать воплощению достойных идей в жизнь. Так, для одного из победителей конкурса 2011 года при поддержке МНФПП г.Кемерово подготовлен бизнес-план для презентации проектаинвесторам (проект «Система дистанционного мониторинга за состояниемздоровья одиноких и престарелых лиц и инвалидов»).Такжеадминистраци-ей Кемеровской области, администрацией г.Кемерово совместно с Кузбасским технопарком и Федеральным Фондом содействияраз-витию малых форм предприятий в научно-технической сфере про-водитсяконкурс инновационных проектов студентов, аспирантов и молодых ученыхдля предоставления финансовой поддержки молодёжным инновационнымпроектам по программе «У.М.Н.И.К.».-Цель программы «Участник молодежного научно-инновационно-гоконкурса» («У.М.Н.И.К.») -стимулирование участия молодежи в научно-технической деятельности путеморганизационной и финансовой поддержки.Фонд финансирует выполнение проектов НИОКР.
Также в 2011 году подведены итоги конкурс на соискание пре-мииГубернатора Кемеровской области в области инноваций, на который былоподано 82 заявки. Основными целями конкурса являются стимулированиереализации перспективных инновационных проектов, выявление и поощрениеинноваций, стимулирование участия молодежи в инновационной деятельности.
Победителями конкурса в различных номинациях стали 10 молодых ученых иавторских коллективов, которые представили перспективные научно-технические разработки.
В рамках разработанного проекта Концепции инновационного развитияКемеровской области до 2025 года запланирован ряд пер-воочередныхмероприятий, в реализацию которых будет вовлечен широкий круг экспертов иорганизаций, и, прежде всего, ВУЗовские структуры, Кузбасский технопарк (иего резиденты) и иные эле-ментыинновационной инфраструктуры региона.
В перечень таких мероприятий входит:
- разработка системы адекватных показателей инновационной-деятельности,предназначенной для проведения сравнительных оце-нокразвития инновационных процессов в регионе;
- разработка системы управления объектами интеллектуальной-собственности;
- разработка и реализация мероприятий по переподготовке и повышениюквалификации кадров Кемеровской области согласно потребностяминновационного развития региона, организация на
1А.И. Литвак, Е.В. Толстых, Журнал «Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики» №4, 2012г.
2Закон Кемеровской области «О государственной поддержке инвестиционной, инновационной и производственной деятельности в Кемеровской области» от 26.11.2008 №102-03 [Электронный ресурс]. ? Режим доступа: www.ako.ru
3 Распоряжение от 30.01.2013г №68-р о Стратегии привлечения инвестиций в Кемеровскую область на период до 2030 года. Инвестиционный портал Кемеровской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.keminvest.ru
4 Инвестиционно-инновационный паспорт города Кемерово [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.kemerovo.ru
5 Кузбасский технопарк [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.technopark42.ru
льготных условияхобучающих семинаров по международным стандартам управления качеством (ИСО и др.).
В июне 2012 года Кемеровская область приняла участие в кон-курсеМинистерства экономического развития Российской Федерации по созданию иразвитию инновационных территориальных кластеров. На конкурс отКемеровской области поданы три заявки -программы развития кластеров:«Комплексная переработка угля и техногенных отходов»; «Биомедицина ибиотехнологии» (на базе действующих в Кузбассе производств уникальных для России биопротезов клапана и сосудов сердца, дермального эквивалента кожи, глазной линзы для лечения ожогов глаз, и других инновационных продуктов) и «Тяжелое машиностроение» (развитие действующих производств горно-шахтной техники, а также транспорта и конвейерных систем, предназначенныхдля любых видов экономической деятельности).
Инновационный территориальный кластер представляет собой группугеографически локализованных взаимосвязанных компаний, поставщиковоборудования,комплектующих, специализированных услуг, инфраструктуры,научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений и другихорганизаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентныепреимущества отдельных компаний и кластера в целом.
В Министерство экономического развития Российской Феде-рациибыло представлено 94 программы развития инновационных территориальныхкластеров. В системе критериев отбора конкурса представлены четыре блокакритериев: научно-технологический и образовательный потенциал;производственный потенциал кластера; качество жизни и уровень развитиятранспортной, энергетической, инженерной и жилищной инфраструктурытерритории базирования кластера; уровень организационного развитиякластера.
По результатам конкурсного отбора был согласован Перечень, вкоторый вошлипрограммы развития 25 территориальных кластеров. В рамкахотобранных пилотных программ развития кластеров с учетом оценок ихинновационного и производственного потенциала и проработанностипредставленных программ были сформированы две группы, в первую изкоторых были включены кластеры, программы развития которых
предполагается поддержать через предоставление субсидий из федеральногобюджета субъектов Российской Федерации, на территории которых они базируются. При этом предусматривается выделение из федерального бюджета средствв общем объеме до 5 млрд. рублей ежегодно в течение 5 лет, начиная с 2013года. Кроме того,п-редусматривается возможность включения пилотныхпрограмм развития инновационных территориальных кластеров в составфеде-ральных целевых программ и государственных программ Российс-койФедерации.
Во вторую группу были включены территориальные кластеры, программыразвития которых требуют дальнейшей доработки, в связи с чем на первомэтапе не предполагается поддержка реализации программ за счетпредоставления межбюджетных субсидий.
Министерством экономического развития Российской Федера-циипрорабатывается вопрос по обеспечению привлечения к реализации пилотныхпрограмм развитиятерриториальных кластеров государственных институтовразвития (ГК «Внешэкономбанк», ОАО «АИЖК», Фонд содействия развитиюмалых форм предприятий в научно-технической сфере, ОАО «Российскаявенчурная компания», ОАО «Роснано», Фонд развития Центра разработки икоммерциа-лизации новых технологий).
Программа развития инновационного кластера «Комплексная переработкаугля и техногенных отходов» решением Министерства экономического развитияРоссийской Федерации включена во вторую группу Программ, непредполагающую поддержку за счет предоставления субсидий из средствфедерального бюджета.Данная программанаправлена на реализацию пилотных инновационныхп-роектов в сфере чистой угольной энергетики, углехимии и переработки техногенных отходов. В рамках программы консолидированы и намечены к реализации ведущиеисследования и разработки России по теме глубокой переработки угля от академических институтов (Институт углехимии и химического материаловедения СО РАН), учреждений высшего профессионального
образования области (ФБГОУ ВПО «КузГТУ», ФБГОУ ВПО «СибГИУ») ималых инновационных компаний (резидент «Сколково» ООО «СорбентыКузбасса», ООО «МИП Экосистема», ООО «Научно-производственноепредприятие «Антек-С», ООО «Уголь-С», ЗАО «Технопаркинвесткузбасс» идр.).
Объем плановых инвестиций по перспективным направлениям развитияуглехимического кластера на период до 2020 года составит 121 млрд. рублей.Резиденты Кузбасского инновационного кластера осуществляют своюдеятельность по 5 ключевым направлениям глубокой переработкикаменного угля:
- углехимия (газификация угля с получением химических полупродуктов);
- коксохимия (коксование углей с получением металлургического кокса ихимических полупродуктов);
- углеродные материалы (получение высокорентабельных наноматериалов из угля);
- получение электроэнергии (технологии и оборудование дляэ-кологически чистого и эффективного сжигания угля);
- переработка отходов (технологии возврата техногенных отходов вхозяйственный оборот с получением спектра строительных материалов).
В случае успешной реализации проектов программы к 2016 году вКемеровской области в рамках действующих и новых связей меж-дуучастниками кластера станет возможным производство более 100 различныхпродуктов из угля. Среди них химическиеполупродук-ты, используемые припроизводстве пластмасс и удобрений (бензол, фенол, крезол, диметиловыйспирт и др.); новые углеродные материалы (углеродные сорбенты, волокна, нанотрубки), применяемые в военно-промышленном, авиакосмическом
комплексах и других наукоемких отраслях промышленности; а также готовыепродукты (жидкое моторное топливо, включая бензин, авиакеросин, топливо для ракетных двигателей, строительные материалы из отходов угольнойгенерации).
В перспективе это позволит Кузбассу решить такие стратегически важныезадачи как повышение глубины переработки добываемого сырья, созданиепродуктов с высокой добавленной стоимостью; обеспечение энергетическойбезопасности (за счет строительства новых генерирующих мощностей иразвития электросетевого хозяйства); снятие зависимости от поставок бензина,дизельного топлива, мазута из других регионов (за счет организациисобствен-ного производства на территории области);увеличение пропускной-способности железных дорог (за счет снижения доли низкосортного угля, а также его переработки в местах добычи).