Инновационная деятельность в сфере высоких технологий: налогово-правовой аспект
В статье проанализированы вопросы нормативно-правового регулирования налогообложения российских инновационных структур в сфере высоких технологий: особые экономические зоны технико-внедренческого типа, технопарки. Систематизированы налоговые льготы, предоставляемые государством указанным субъектам. Предложена типовая модель юридического закрепления на региональном и местном уровнях налоговых преференций в отношении резидентов и управляющей компании технопарков в сфере высоких технологий.
Ключевые слова: инновационная деятельность, сфера высоких технологий, нормативно-правовой акт, государственная поддержка, налоговые преференции.
Н. Г. Викторова,
к. э. н., доцент кафедры налогообложения и налогового менеджмента Санкт-Петербургского государственного торгово-экономического университета e-mail: [email protected]
В настоящее время одной из важнейших мировых тенденций является формирование новой технологической базы экономической системы государства, основанной на использовании последних достижений в области биотехнологии, информатики, нанотехнологии. Необходимость реализации этого направления в России отражена в правительственном документе — Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. В нем, в частности, оговорена мера, позволяющая сформировать конкурентоспособную национальную инновационную систему, — радикальное повышение эффективности существующей инновационной инфраструктуры (особых экономических зон, центров трансфера технологий, бизнес-инкубаторов и технопарков и т. д.) [5]. При этом особый акцент сделан на развитие высокотехнологичной сферы деятельности.
Наиболее значимыми российскими инновационными образованиями в сфере высоких технологий следует назвать: инновационный центр «Сколково», особые экономические зоны (ОЭЗ) технико-внедренческого типа, специализированные технопарки и технополисы. Правовое регулирование их деятельности и налогообложения регламентировано различными, часто изменяющимися нормативно-правовыми актами и требует определенной систематизации. Поэтому автор работы остановился на одной из таких проблем — анализе действующих норм федерального, регионального и местного законодательства, отражающих налоговые преференции и основания их применения субъектами высокотехнологичных сфер деятельности (резидентами, управляющей компанией).
Государственная поддержка инноваций реализуется с помощью различных механизмов, в том числе налоговых льгот, позволяющих инноваторам управлять налоговой нагрузкой на бизнес, разрабатывать и реализовывать дорогостоящие проекты. В Налоговом кодексе РФ (далее — НК РФ) отражены налоговые преференции, предоставляемые участникам «Сколково» и ОЭЗ технико-внедренческого типа [1]. Налоговые послабления для резидентов технопарков конкретизированы в региональном законодательстве и нормативно-правовых актах органов местного самоуправления. Это право мезоуровню дано в соответствии со ст. 12 НК РФ и распространяется только на региональные и местные налоги и на размер ставки налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъекта РФ. С экономической точки зрения такой подход к технопаркам вполне оправдан, так как их создание и развитие — заинтересованность региональных властей. Наличие инновационной среды, организация новых рабочих мест — факторы, способствующие социально-экономическому развитию конкретной территории. ^ В целом государственная поддержка инновацион- сч ной деятельности в сфере высоких технологий связана со снижением налоговых ставок по отдельным налогам, освобождением от налогообложения, предоставлением ^ на особых условиях отсрочки, рассрочки или инве- ^ стиционного налогового кредита. В табл. 1, приведен 2 анализ налоговых льгот, предусмотренных НК РФ Ц для субъектов ОЭЗ технико-внедренческого типа и ^ проекта «Сколково». ^
В результате такого сравнения, очевидно, что О наиболее значимые преференции имеют участники ^ проекта «Сколково», поскольку полностью освобож- ^
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА
Таблица 1
Налоговые льготы согласно НК РФ в отношении субъектов ОЭЗ технико-внедренческого типа и проекта «Сколково»
Название налогового платежа Содержание льготы
Резиденты и управляющая компания ОЭЗ технико-внедренческого типа Участники и управляющая компания проекта «Сколково»
Налог на добавленную стоимость (НДС) Специальных льгот нет Участники проекта освобождаются от уплаты НДС сроком на 10 лет со дня получения своего статуса. Основания утраты льготы: 1) потеря статуса участника проекта, 2) превышение ограничения по размеру прибыли — 300 млн руб. с начала года, в котором размер выручки от реализации превысил 1 млрд руб. (ст. 145.1)
Налог на прибыль организаций Законами субъектов РФ может устанавливаться пониженная ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты регионов, от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ, но не выше 13,5% (п. 1 ст. 284). Для организаций-резидентов ставка налога, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, равна 0%. Это касается только прибыли, полученной от деятельности на территории ОЭЗ. Льгота действует с 2012 по 2018 гг. (п. 1.2 ст. 284) Участники проекта освобождаются от уплаты налога сроком на 10 лет со дня получения своего статуса. Основания утраты льготы: а) потеря статуса участника проекта, б) превышение размера годовой выручки над 1 млрд руб. (ст. 246.1). В последнем случае участник вправе применять ставку 0% в отношении прибыли, полученной с начала налогового периода, в котором произошло превышение. При этом совокупный размер прибыли лимитирован 300 млн руб.(п. 5.1 ст. 284). Участники проекта не ограничены в применении кассового метода исчисления налогооблагаемой базы (п. 1 ст. 273)
Госпошлина Специальных льгот нет Пошлина не уплачивается за выдачу разрешения на работу, выдачу приглашения на въезд в РФ и за выдачу (продление) срока действия визы иностранному гражданину, заключившему трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с лицом, участвующим в реализации проекта (пп. 2.1-2.3 п. 3 ст. 333.35)
Налог на имущество организаций Освобождаются от уплаты налога на 10 лет (п. 17 и 23 ст. 381): организации-резиденты в отношении имущества, учитываемого на балансе, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности в ОЭЗ, используемого и расположенного на ее территории; управляющие компании, учитывающие на балансе в качестве основных средств недвижимое имущество, созданное в целях реализации соглашений о создании ОЭЗ Освобождаются от уплаты налога управляющие компании, а также участники проекта. Вторые теряют право на льготу по тем же основаниям, что и по НДС (п. 19 и 20 ст. 381)
Земельный налог Освобождаются от уплаты налога на 5 лет организации-резиденты в отношении земельных участков, расположенных на территории зоны (п. 9 ст. 395) Освобождаются от уплаты налога управляющие компании в отношении земельных участков, входящих в состав «Сколково» и предоставленных (приобретенных) для выполнения возложенных на эти организации функций (п. 10 ст. 395)
о
оо со
<
СО
о
даются от уплаты налога на прибыль организаций, НДС. В отношении налога на имущество организаций и одна, и вторая категория лиц имеют схожие налоговые льготы — участники и управляющая компания не уплачивают этот налог. В то время как через освобождение от уплаты государственной пошлины за выдачу разрешения на работу и въезд в РФ государство стимулирует привлечение к проекту «Сколково» иностранных специалистов, в отличие от ОЭЗ технико-внедренческого типа.
Следует отметить, что федеральным законом от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ) предусмотрены специальные тарифы страховых взносов в отношении [4]:
• Организаций и индивидуальных предпринимателей, заключивших с управляющей компанией ОЭЗ соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности и производящих выплаты физическим лицам, работающим в этой
зоне (п. 5 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ). В течение 2012-2019 гг. такие лица уплачивают страховые взносы по пониженным тарифам. Так, например, в 2012-2017 гг. совокупный тариф страховых взносов составляет 14%. • Организаций - участников проекта «Сколково». В течение 10 лет со дня получения такого статуса, они уплачивают страховые взносы только в Пенсионный фонд РФ по тарифу 14% (ч. 1 ст. 58.1 Закона № 212-ФЗ). Основания утраты льготы: а) потеря статуса участника проекта, б) не соблюдение ограничения по размеру получаемой прибыли: 300 млн руб. с начала года, в котором размер выручки от реализации превысил 1 млрд руб. (ч. 2 и 2.1 ст. 58.1 Закона № 212-ФЗ).
Наряду с вышеперечисленными налоговыми преференциями для резидентов ОЭЗ, в том числе технико-внедренческого типа, ст. 38 Федерального закона от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ установлена гарантия от неблагоприятного изменения общих условий налогообложения [2]. А именно: не применяются нормы законодательства РФ о налогах и сборах, ухудшающие положение резидентов ОЭЗ (исключение — акты
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА
Таблица 2
Примеры нормативно-правового регулирования налогообложения субъектов технопарков в сфере высоких технологий
на региональном и местном уровнях
Нормативно-правовое регулирование Региональные и местные преференции
1. Западно-Сибирский инновационный центр (Тюменская область, г. Тюмень)
Закон Тюменской области от 21.02.2007 г. № 544 «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Тюменской области» Предусмотрено установление льготного порядка налогообложения в пределах сумм, зачисляемых в областной бюджет, и предоставление инвестиционных налоговых кредитов в отношении следующих категорий: 1) научные организации, работники, коллективы, осуществляющие научную и научно-техническую деятельность, а также образовательные организации, осуществляющие подготовку кадров для научной, научно-технической и инновационной деятельности; 2) физические лица и организации, осуществляющие инновационную деятельность; 3) организации инновационной инфраструктуры (ст. 4.1; п. 1) и 3) ст. 6 Закона). Таким образом, участники технопарка имеют льготный налоговый статус.
Закон Тюменской области от 08.07.2011 г. № 38 «О предоставлении налоговых льгот на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 гг. отдельным категориям налогоплательщиков» Отдельные налоговые льготы для участников технопарка не установлены. Льготирование предусмотрено в отношении: - держателей инвестиционных проектов Тюменской области — ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, составляет 14% (п. 1 ст. 1 Закона); - через применение УСН с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов». В этом случае установлена предельно низкая (5%) ставка единого налога. Размер ставки не зависит от вида деятельности (ст. 4 Закона)
Закон Тюменской области от 27.11.2003 г. № 172 «О налоге на имущество организаций», Закон Тюменской области от 19.11.2002 г. № 93 «О транспортном налоге», Решение Тюменской городской Думы от 25.11.2005 г. № 259 «О Положении о местных налогах города Тюмени» Управляющая компания технопарка (ГБУ ТО «Западно-Сибирский инновационный центр»), являясь бюджетным учреждением, созданным Тюменской областью, освобождается от уплаты: - налога на имущество в отношении имущества, переданного в оперативное управление (пп.1 п. 1 ст. 2 Закона № 172); - транспортного налога (пп.12 п. 5 ст. 1 Закона № 93), земельного налога (пп. г) п.1 ст. 4 Решения № 259)
Примечание. Отсутствует специальный нормативно-правовой акт, регулирующий порядок предоставления инвестиционного налогового кредита в Тюменской области
2. Кузбасский технопарк (Кемеровская обл., г. Кемерово)
Закон Кемеровской области от 02.07.2008 г. № 55-ОЗ «О технопарках в Кемеровской области» Предусмотрено для управляющей и базовой организации технопарка, а также его резидентов: - установление льгот по налогам и сборам в порядке, установленном законодательством РФ и Кемеровской области; - изменение срока уплаты налогов и сборов, а также пеней и штрафов в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита в соответствии с налоговым законодательством РФ и Кемеровской области (пп. 1 и 2 п. 4 и 5 ст. 9 Закона)
Закон Кемеровской области от 26.11.2008 г. № 101-ОЗ «О налоговых льготах субъектам инвестиционной, инновационной и производственной деятельности, управляющим организациям технопарков, резидентам технопарков, управляющим компаниям зон экономического благоприятствования и участникам зон экономического благоприятствования» Субъекты льготирования: управляющие организации технопарков; резиденты технопарков при условии, что доля выручки от внедрения инновационных проектов в общем объеме выручки составляет не менее 70% (основание для льготы по налогу на прибыль организаций) и стоимость имущества, используемого для реализации таких проектов, составляет не менее 70% от среднегодовой стоимости имущества за отчетный период (основание для льготы по налогу на имущество). Преференции для таких субъектов: - освобождение от уплаты налога на имущество организаций; - применение пониженной региональной ставки налога на прибыль 13,5% (ст. 3 и 4 Закона). Не предусмотрено освобождение от уплаты транспортного и земельного налогов
Закон Кемеровской области от 26.11.2008 г. № 97-ОЗ «Об основаниях и условиях предоставления отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по региональным налогам» Субъекты льготирования: управляющая организация технопарка; резидент технопарка, если выручка от реализации товаров (работ, услуг), произведенных им за соответствующий отчетный (налоговый) период в ходе реализации инновационного проекта, составляет не менее 70% в общем объеме выручки. Условия предоставления: на срок не более 5 лет (отсрочка или рассрочка) и не более 10 лет (инвестиционный налоговый кредит); плата за изменение срока уплаты — 1/4 ставки рефинансирования ЦБ РФ
Закон Кемеровской области от 26.11.2008 г. № 99-ОЗ «О налоговых ставках при применении упрощенной системы налогообложения» В отношении видов деятельности, характерных для резидентов технопарка, ставка единого налога составляет 15% (ст. 1 Закона). Предусмотрено льготирование других инновационных образований в Кемеровской области — зон экономического благоприятствования (ЗЭБ), в том числе технико-внедренческого типа. Преференция (ставка 5%) установлена для управляющей компании и участников ЗЭБ (ст. 1-1 и 1-2 Закона). В отношении субъектов таких зон также действуют льготы по налогу на прибыль (региональная ставка 13,5%) и налогу на имущество организаций (освобождение от уплаты) — ст. 5-1 и 5-2 Закона Кемеровской области от 26.11.2008 г. № 101-ОЗ
Примечание. В законодательстве Кемеровской области выделены конкретные льготы для резидентов и управляющей компании технопарка, что отличает ее от других субъектов РФ
3. Технопарк-Мордовия (Республика Мордовия, г. Саранск)
Закон Республики Мордовии от 24.08.2011 г. № 43-З «О технопарке в сфере высоких технологий в Республике Мордовии» Для резидентов технопарка предусмотрено: предоставление налоговых льгот в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Мордовии; предоставление отсрочки, рассрочки по уплате налогов, инвестиционного налогового кредита в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Мордовии (пп. 1 и 2 п. 2 ст. 8 Закона)
Закон Республики Мордовии от 25.11.2004 г. № 77-З «О снижении ставок по налогу на прибыль организаций», Закон Республики Мордовии от 27.11.2003 № 54-З «О налоге на имущество организаций» В отношении резидентов технопарка, осуществляющих производство научно-технической продукции, при условии, что доля отгруженной такой продукции в общем объеме отгруженных товаров составляет не менее 50%, установлено: снижение региональной части ставки налога на прибыль до 13,5% (п. 1 ст. 1 Закона № 77-З); освобождение от уплаты налога на имущество организаций (п. 1 ст. 3 Закона № 54-З)
Закон Республики Мордовии от 04.02.2009 г. № 5-З «О налоговых ставках при применении упрощенной системы налогообложения» Ставка единого налога с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов» установлена в размере 5% в отношении резидентов технопарка в сфере высоких технологий, осуществляющих производство научно-технической продукции (п. 2 ст. 1 Закона)
Закон Республики Мордовии от 04.05.2009 г. № 32-З «Об основаниях и условиях изменения сроков уплаты региональных налогов» Для субъектов технопарка применяются общие правила изменения сроков уплаты налогов. Условия предоставления: на срок не более 3 лет; плата за изменение срока уплаты — 1/4 ставки рефинансирования ЦБ РФ
Примечание. Управляющая компания технопарка, являясь автономным учреждением, пользуется налоговыми льготами, предусмотренными законодательством для таких налогоплательщиков
о
оо со
и <
СЮ
о
законодательства о налогах и сборах, касающиеся налогообложения подакцизных товаров).
Для участников проекта «Сколково» определен особый налоговый режим функционирования такой территории. Только к отношениям, не урегулированным федеральным законом от 28.09.2010 г. № 244-ФЗ [3], применяется законодательство РФ о налогах и сборах и о страховых взносах. В связи с этим полномочия по надзору и контролю в сфере налоговых отношений и отношений, связанных с исполнением обязанностей плательщиков страховых взносов, возлагаются на специальные подразделения федеральных органов исполнительной власти, органов контроля за уплатой страховых взносов.
Таким образом, статус резидента ОЭЗ технико-внедренческого типа и участника проекта «Сколково» предоставляет указанным лицам существенные налоговые преференции на федеральном уровне. Если ранжировать субъектов инновационной деятельности по уровню налоговой нагрузки, то наиболее благоприятный режим налогообложения действует в отношении участников проекта «Сколково», далее идут резиденты ОЭЗ технико-внедренческого типа. В меньшей степени налоговая поддержка государства предоставлена резидентам технопарков в сфере высоких технологий, которая зависит, прежде всего, от возможностей конкретного субъекта РФ и эффективности управления социально-экономическими процессами региональных властей (табл. 2).
Поскольку налоговые льготы в отношении резидентов и инфраструктурных компаний технопарков в сфере высоких технологий устанавливаются на региональном и местном уровнях, следует отметить их разнородность и дифференциацию по субъектам РФ. Однако, несмотря на это, можно вычленить типовую модель юридического закрепления механизма государственной поддержки таких лиц через налогообложение, позволяющую унифицировать процесс нормотворчества в отдельно взятом регионе (рис. 1). Она состоит из двух этапов:
1) отражение в специальных нормативно-правовых актах направлений налоговой политики региона в отношении субъектов инновационной деятельности (сферы высоких технологий),
2 ) закрепление конкретных преференций в законодательстве о налогах и сборах в рамках реализации первого этапа.
Резиденты технопарков в сфере высоких технологий с точки зрения обложения страховыми взносами могут относиться к обычной или льготной категории плательщиков. В последнем случае преференции предоставляются:
• российским организациям, осуществляющим деятельность в области информационных технологий (п. 6 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ). В отношении таких плательщиков действуют такие же тарифы страховых взносов, как и для организаций-резидентов ОЭЗ технико-внедренческого типа;
• организациям и индивидуальным предпринимателям, применяющим упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности которых являются: 1) научные исследования и разработки; 2) деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий (пп. р) и я.7) п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ). Для указанной категории плательщиков на 2012-2013 гг. установлен только тариф отчислений в ПФР — 20%. В другие фонды взносы не начисляются.
Особые преференции, затрагивающие деятельность лиц в сфере высоких технологий, связаны со специфическим объектом налогообложения (передача имущественных прав), порядком формирования налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций, единому налогу в рамках УСН, налогу на доходы физических лиц. Так, например, освобождается от НДС передача на территории РФ исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора (пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ).
Таким образом, в результате анализа норм законодательства о налогах и сборах (о страховых взносах) РФ следует отметить, что на федеральном уровне сформирована правовая база, отражающая префе-
Региональный уровень: фиксация в специальном законе основных направлений государственной поддержки субъектов инновационной деятельности через налогообложение
Установление налоговых льгот Предоставление отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита
Региональный и местный уровень: реализация перечисленных выше направлений в законодательстве субъекта РФ, нормативных правовых актах муниципального образования о налогах и сборах
Установление пониженной ставки налога на прибыль организаций в региональной части Освобождение от уплаты налога на имущество организаций (применение льготной ставки налога) Освобождение от уплаты транспортного, земельного налогов Введение льготной ставки единого налога в рамках УСН Установление правил по изменению срока уплаты налога
Рис. 1. Типовая модель юридического закрепления налоговых преференций на региональном и местном уровнях в отношении
субъектов технопарков в сфере высоких технологий
ренции по отдельным налоговым платежам (страховым взносам) для участников проекта «Сколково» и ОЭЗ технико-внедренческого типа. В отношении установления налоговых льгот, предоставляемых субъектам технопарков в сфере высоких технологий, нет однозначных подходов [6]. Это связано, прежде всего, с отсутствием базового федерального закона о деятельности таких технопарков, ограниченными возможностями региональных и местных финансов, низким качеством нормотворчества. Типовая модель юридического закрепления налоговых преференций, предлагаемая автором статьи, может унифицировать подходы к разработке региональными и местными властями нормативно-правовых актов по налогообложению субъектов технопарков и, таким образом, в полном объеме реализовать одну из значимых мер государственной поддержки инновационной высокотехнологичной деятельности на мезоуровне.
* * *
Статья выполнена в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. по теме: «Создание единой системы стратегического управления технопарками и бизнес-инкубаторами в высокотехнологичных отраслях российской экономики», Государственный контракт № 16.740.11.0411 от 03 декабря 2010 г.
Список использованных источников
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части 1-2. СПС
«КонсультантПлюс». http://www.consultant.ru.
2. Федеральный закон от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». СПС «КонсультантПлюс». http://www.consultant.ru.
3. Федеральный закон от 28.09.2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково». СПС «КонсультантПлюс». http:// www.consultant.ru.
4. Федеральный закон от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». СПС «КонсультантПлюс». http://www.consultant.ru.
5. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.»). СПС «КонсультантПлюс». http://www.consultant.ru.
6. Л. Н. Борисоглебская, А. В. Мац. Влияние технопарков в сфере высоких технологий на инновационное развитие регионов России//Инновации, № 7, 2011.
Innovative activities in sphere of high technology: tax and legal aspects N. G. Viktorov8, PhD in Economics, Associate Professor of Taxation and tax management of Saint-Petersburg State University of commerce and economics.
The article analyzes the issues of legal regulation taxation of the Russian innovative structures in high technology: the special economic zone of technology-innovative type, technology parks. Systematized tax exemptions provided by the state said subject. Proposed a typical model of legal confirmation at the regional and local levels of tax preferences to the residents and the management company of technology parks in the high technology.
Keywords: innovative activities, sphere of high technology, legal act, government support, tax incentives.
Лучшую инновационную организацию выберут в Томской области
Администрация Томской области проводит конкурс на лучшую инновационную организацию по результатам 2011 г.
Цель конкурса — стимулировать организации к повышению конкурентоспособности путем внедрения инноваций, а также содействие активизации инновационной деятельности как приоритетному направлению социально-экономического развития Томской области.
Принять участие в конкурсе могут зарегистрированные на территории Томской области организации, осуществляющие инновационную деятельность, не находящиеся в состоянии реорганизации или ликвидации и не имеющие просроченной задолженности перед бюджетами всех уровней и государственными внебюджетными фондами.
Участники будут соревноваться в двух номинациях: «Лучшая инновационная организация» и «Лучшая
начинающая инновационная организация». Победители получат памятные дипломы и денежные премии. о
си
Конкурсную комиссию, которая определит победителей, возглавил заместитель губернатора по научно-образовательному комплексу и инновационный политике Алексей Князев. 3
о <
со О