УДК 316
DOI 10.23672/SAE.2019.10.38995
Самыгин Петр Сергеевич
доктор социологических наук, доцент,
профессор кафедры теории и истории государства и права, Ростовский государственный экономический университет «РИНХ» samygin78@yandex.ru
Самыгин Сергей Иванович
доктор социологических наук,
профессор,
профессор кафедры
управления персоналом и социологии,
Ростовский государственный
экономический университет «РИНХ»
serq1952@mail.ru
Petr S. Samygin
Doctor of Sociology, Associate Professor, Professorof Department of Theory and History of State and Law, Rostov State University of Economics, samygin78@yandex.ru
Sergey I. Samygin
Doctor of Sociology, Professor,
Professorof Department of Human Resource Management and Sociology, Rostov State University of Economics serq1952@mail.ru
Попов Михаил Юрьевич Mikhail U. Popov
доктор социологических наук, Doctor of Sociology,
профессор Professor
popov-52@mail.ru popov-52@mail.ru
Правовое просвещение
и формирование правовой культуры современной российской студенческой молодежи
Legal education
and formation of legal culture of modern russian students
Аннотация. В статье рассматривается сущность и основное содержание правового просвещения в контексте формирования правовой культуры студенческой молодежи в современной России. Авторы отмечают, что современная система образования всех уровней должна рассматривать правовое просвещение молодежи в качестве одной из центральных задач, направленной на распространение правовых навыков, представлений об основополагающих правах, обязанностях и свободах граждан и законных способах их реализации и защиты, а также систематического воздействия на сознание молодежи с целью формирования устойчивых позитивных правовых ценностей и представлений, установок на правомерное поведение, следование предписаниям закона.
Ключевые слова: правовое просвещение, правосознание, правовая культура, правовое воспитание, правовая социализация, молодежь, студенческая молодежь.
Annotation. The article deals with the essence and main content of legal education in the context of the formation of the legal culture of students in modern Russia. The authors note that legal education of students should be taken into consideration as purposeful activities aimed at the dissemination of legal knowledge, notions of fundamental rights, freedoms and duties of citizens and the legitimate ways of their realization and protection, as well as systemic effects on the minds of students with the goal of creating a sustainable positive legal values and perceptions, attitudes on lawful conduct, following the requirements of the law.
Keywords: legal education, legal consciousness, legal culture, legal education, legal socialization, youth, student youth.
Становление правовой государственности выступает в качестве основополагающей цели системных преобразований в постсовет-
ской России. В процессе осуществления реформ в современном российском обществе, трансформации его политико-правовой системы была
сформирована и закреплена в текстах базовых нормативно-правовых актов так называемая институциональная основа правового государства, что вызвалонеобходимость:
- формирования соответствующих установок общественного правового сознания;
- изменения в правовом менталитете населения страны;
- развития правовой культуры гражданского типа;
- комплексной деятельности, направленной на правовоспитательную работу с молодежью с целью привития ею установок на законопослушное поведение.
Подобные изменения, в отличие от формирования институциональных правовых основ государственности, не могут быть осуществлены за короткий временной промежуток и требуют целенаправленных долговременных усилий общества и власти, связанных с правовым просвещением представителей различных социально-демографических групп российского общества. Особую значимость приобретает формирование правовой культуры студенческой молодежи, которая, потенциально, является интеллектуальной и духовной элитой будущего общества.
В своем исследовании мы опирались на документ, который определяет направления формирования правовой культуры индивида и социальных групп: «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» (далее, Основы) [1]. Главная цель в нем определяетсяв снижении уровня правового нигилизма в сознании молодежи путем создания в нашем государстве системы правового просвещения, основанной на индивидуальном подходе. В процессе анализа нами выделены в Основах такие направления правового просвещения, как обеспечение доступности правовой помощи населению, правовое образование и воспитание, совершенствование законодательства, охрана правопорядка и др.
Правовое просвещение представляет собой сложную и многоаспектную форму деятельности, особая роль в которой принадлежит образовательной системе [3, 8 с.]. В качестве основной цели правового просвещения молодежи выступает формирование теоретических основ её правового сознания, правовой культуры, развитие правовых интересов и правового мышления, а также формирование научного правового миропонимания. К числу основных задач правового просвещения можно отнести:
- достижение прочных знаний людей о законодательстве, законности, правах и обязанностях личности;
- повышение роли закона как непреложной социальной ценности;
- уважение к закону;
- борьбу с правовым нигилизмом;
- формирование у молодёжи устойчивой ориентации, установок и привычки на правомерное поведение.
Как уже отмечалось выше, правовая просвещенность студенческой молодежи является системным образованием, каждый компонент которого взаимосвязан с другими, и, вместе с тем, явля-етсясамостоятельной характеристикой, выполняющей свои функции [4].
Согласно данным специальных исследований, в настоящее время правовое образование в учебных заведениях различного уровня, направлено на формирование у обучающихся правовых знаний, в то время как на эмоционально-ценностный и деятельностно-практический его аспекты учебный процесс значительного воздействия не оказывает. Хочется подчеркнуть, что показателем правового сознания следует считать уважение к закону, понимание его как абсолютной нормы.
Обобщение эмпирических данных, полученных такими крупными российскими исследовательскими организациями, как Центр социологических исследований при Министерстве образования и науки РФ и Институт социологии РАН, позволяет сделать вывод, согласно которому установка на «полное законопослушание» характерна для достаточно небольшой части молодых россиян (не более двадцати процентов молодых респондентов), в то время как половина моло-дежиготова соблюдать закон лишь в том случае, если это делают и представители власти, а четверть склонна игнорировать закон и не соблюдать требования правовых предписаний в своей повседневной жизни.
Отношениек закону различных категорий молодежи, и, в том числе, студенчества вузов практически не зависит от уровня их правовой компетентности, глубины правовых знаний и осведомленности о содержании действующего законодательства. Все это однозначно свидетельствует в пользу необходимости усиления деятельности по правовому просвещению молодежи, в том числе, её правовому воспитанию, направленному на формирование позитивного отношения к закону, установок на законопослушное поведение.
В течение последних лет наблюдается рост правовой компетентности студенческой молодежи, проявляющейся в достаточно высокой осведомленности студентов о содержании базовых нормативно-правовых актов Российской Федерации, в частности, Конституции РФ, различных кодексов и т.д. В высших учебных заведениях, в целом, научились готовить достаточно грамотных и компетентных в правовом плане специалистов, которые, в то же время, далеко не всегда становятся законопослушными гражданами. Необходимо отметить, что в соответствии с «Основами государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан», одной из основных её
целей является «внедрение в общественное сознание идеи добросовестного исполнения обязанностей и соблюдения правовых норм». Реализация этой цели должна осуществляться, в том числе, посредством развития правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях различного уровня посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права [1].
Как следует из методических рекомендаций, подготовленных научно-исследовательским отделом ФБУ НЦПИ при Министерстве юстиции-Российской Федерации и адресованных работникам отечественной системы образования, деятельность по просвещению в области права должна включать совокупность информационно-образовательных мероприятий по пропаганде и целенаправленномураспространению правовых знаний, формирующих правовую культуру человека, основы его правосознания. Очень важно, чтобы эти разнообразные формы работы были взаимосвязанными и представляли собой единую систему, предусматривающую ознакомление обучающихся с основами теоретико-правовых знаний, правоприменительной практикой, с ключевыми положениями современной юридической науки.
Правопросветительская деятельность должна осуществляться при помощи специального инструментария, посредством которого будет возможно «донести правовые ценности до сознания каждого человека» таким образом, что указанные ценности позитивного характера могли стать личными убеждениями человека и выступать в роли основополагающих ориентиров его правового поведения [2, с. 13].
По мнению Ю.В. Мазеиной, в содержание правового просвещения должны входить в качестве неотъемлемых компонентов правовая грамотность, правовое мышление и правовая умелость [3]. Формирование правовой грамотности студентов включает освоение ими базовых правовых терминов или основных категорий юриспруденции (право, норма права, нормативно-правовой акт, правоотношения, правонарушение, юридическая ответственность и т.д.), ознакомление с содержанием базовых нормативно-правовых актов Российской Федерации.
Правовое мышление и умелость базируются на правовых знаниях и компетентности и представляют собой умение индивида давать оценку поступкам и поведению людей с точки зрения норм права. Развитие правового мышления студенческой молодежи предполагает разбор на семинарских занятиях по правовым дисциплинам конкретных ситуаций, которые могут возникать в реальной жизнедеятельности. В процессе анализа таких ситуаций студенты должны учиться проекцировать приобретенные правовые знания на действительность, получив представления о правах и свободах и способах их защиты, что в дальнейшем может быть использовано ими в ситуациях, когда будут происходить нарушения прав и законных интересов личности [4].
В настоящее время студенты, как показывают данные социологических исследований, проявляют интерес, в первую очередь, к правам человека и способам их защиты, гражданскому и трудовому праву; при этом интерес к защите личных прав доминирует в их сознании. Следует отметить, что интерес к защите личных прав в сознании студентов превалирует над их стремлением «знать и уважать права других людей» и «понимать жизнь общества». Абсолютное большинство студентов, при этом, испытывают потребность в приобретении знаний в области права, необходимые им для защиты собственных прав и свобод. В то же время, значительную часть студентов российских вузов не устраивает имеющийся у них уровень правовых знаний, что, в целом, соответствует аналогичным показателям правовой информированности у представителей других социально-демографических групп. Результаты эмпирических исследований также свидетельствуют о том, что уровень образования граждан, представляющих различные социальные слои и группы российского общества, практически никак не влияет на их правовую компетентность. Так, нет особой разницы между показателями правовой информированности у лиц со средним и высшим образованием. Это указывает на низкий уровень эффективности правового образования, реализуемого в рамках современных российских высших учебных заведениях.
К числу основных недостатков, характерных для процесса преподавания правовых дисциплин, с точки самих обучающихся, следует отнести:
- отсутствие внимания к конкретным механизмам защиты прав и свобод человека;
- поверхностный характер преподавания правовых дисциплин;
- перегруженность проблемами теоретического характера при слабой связи с практикой.
Некоторые студенты также отмечают фактическое отсутствие в учебных программах по основам права некоторых базовых отраслей российского права (например, гражданского и трудового права). Данное обстоятельство, возможно, является следствием преобладания теоретиков в составе преподавателей, задействованных в чтении лекций и проведении семинарских занятий по рассматриваемым дисциплинам (в отличие от практикующих юристов, такие педагоги достаточно плохо представляют себе практическую реализацию правовых норм, конкретную деятельность в сфере юриспруденции). На практике возможна такая ситуация, когда формально образованный гражданин, являющийся специалистом с высшим образованием, в силу крайней размытости и поверхностности его правовых знаний и правового мышления оказывается неспособным не только соблюдать предписания действующего законодательства, но и осуществлять эффективную защиту своих прав, исполнение юридических обязанностей.
В связи с этим, как нам представляется, необходимо в периодическую переаттестацию профессорско-преподавательского состава, в данном случае, юридического профиля, закладывать такое требование, как ежегодную стажировку в правоохранительных органах, что должно также браться во внимание и при выдвижении кандидатур на конкурс должностей на кафедрах и факультетах вузов.
Исходя из выше изложенного, как мы полагаем, что в настоящее время правовое просвещение должно быть направлено на реализацию комплексной цели, связанной с процессом складывания правовой культуры студенчества: право-просветительская работа в их среде должна включать в качестве неотъемлемых компонентов:
- распространение правовой информации;
- формирование позитивного правосознания, предполагающего развитие навыков и устойчивой ориентации на правомерное поведение, что, в свою очередь, является необходимой предпосылкой для вовлечения молодых граждан во все сферы общественнойи государственной жизни, которые регулируются нормами права.
В идеале, правовое просвещение должно осуществляться таким образом, чтобы абсолютное большинство студенческой молодежи было ориентировано на социально-активное поведение, основанное на глубоком осознании обоснованности, справедливости, целесообразности норм права, и предполагающее активную деятельность лица по обеспечению правопорядка и пресечения правонарушений [5, с. 475].
Образовательные учреждения и, в том числе и вузы, занимают в настоящее время ведущее место в осуществлении правопросветительской деятельности. В российском образовании на всех его уровнях существует система правового обучения, включающая преподавание правовых дисциплин у студентов, обучающихся по неюридическим специальностям вузов. В то же вре-мя,мероприятия, связанные с правовым просвещением молодежи, не должны ограничиваться учебными занятиями по основам права, поскольку существует большое количество других форм просветительско-воспитательной работы со студентами:
- семинары, посвященные правовым вопросам;
- беседы на правовые темы;
- «круглые столы» с участием ведущих специалистов в области права;
- дискуссии по актуальным проблемам государства и права.
Именно они должны дополнять правовое просвещение молодёжи. На, практике же, как отмечается в специальных исследованиях, в течение последних лет произошло заметное сокращение удельного веса массовой правопросветитель-ской работы, её активизация, чаще всего, наблюдается в периоды проведения избиратель-
ных кампаний и других подобных мероприятий [4], хотя на практике уже давно разработаны различные эффективные формы массовой пропаганды правовых знаний и других мероприятий по правовому просвещению и воспитанию различных социально-демографических групп, в том числе, и молодежи.
В частности, в советский период отечественной истории, к примеру, практиковалась такая форма правовоспитательной работы со студентами, как лекции специально приглашенных действующих сотрудников правоохранительных органов, рассказывающих о специфике их работы по борьбе с преступностью, профилактике правонарушений и т.д., а в вузах была широко распространена деятельность студенческих комсомольских оперативных отрядов под руководством сотрудников МВД, которые осуществляли охрану общественного порядка в учебныхзаведениях, в студенческих общежитиях и прилегающих к ним территориях. Благодаря этому, среди студентов не только проводилась работа по предупреждению правонарушений, но и профориентационная деятельность, в результате которой некоторые выпускники связывали свою судьбу с работой в правоохранительных органах.
Таким образом, реализация основополагающих целей правового просвещения студенческой молодежи предусматривает привлечение к преподавательской, воспитательной деятельности квалифицированных кадров с системными правовыми знаниями, высоким уровнем педагогической и правовой культуры. В Ростовской области, в соответствии с решением пленарного заседания Совета ректоров вузов региона «Правовое просвещение и формирование правовой культуры студенческой молодежи», соответствующая правопросветительская работа среди студентов выступает в качестве важнейшего направления учебно-воспитательной деятельности высших учебных заведений [6]. На данном заседании, в частности, было отмечено, что в вузах Ростовской области на высоком и, главное, качественном уровне ведется планомерная и постоянная работа, направленная на повышение правовой грамотности и правовой культуры студенческой молодежи, которая способствует формированию у студентов знаний о праве, уважения к нему, умению применять правовые знания на практике и действовать в соответствии с полученными знаниями.
В планах воспитательной работы высших учебных заведений Ростовской области содержится комплекс мероприятий по правовому просвещению и формированию правовой культуры у студентов, включающий учебный процесс, научно-практические конференции, обучающие семинары, тренинги, встречи и беседы с руководителями УВД, Следственного комитета, Прокуратуры Ростовской области, УФНС. Наиболее распространенные темы встреч - этоформирование антикоррупционного мировоззрения, противодействие наркомании, алкоголю,табакокурению, антиобщественному поведению, о противодействии в сети Интернет идеологии терроризма в молодежной среде. В вузах созданы комиссии по
противодействию коррупции, проводятся встречи членов данных комиссий со студентами. Активную роль в правовом просвещении и формировании правовой культуры выполняют заместители деканов по воспитательной работе, кураторы студенческих групп, органы студенческого самоуправления, профсоюзные организации. Целый ряд мероприятий проводится в студенческих общежитиях. Помимо этого, организуются встречи с выпускниками университетов, занимающимися предпринимательством, с целью обсуждения правовых основ регулирования предпринимательской деятельности. Проводится разъяснительная работа с иностранными студентами по вопросам соблюдения законодательства Российской Федерации, особенностями миграционного учета иностранных граждан.
Практика воспитательной, разъяснительной, просветительской работы в Ростовской области способствует участию студентов в новых формах правового просвещения, включающих Донской юридический форум, Всероссийский юридический диктант, региональный конкурс независимых наблюдателей «За чистые выборы», волонтерское и добровольческое движение. В мероприятиях, проводимых юридическими клиниками, созданными в вузах, проводятся открытые лекции и в вузах, и в общеобразовательных школах. Студенты университетов региона принимают участие в различных молодежных проектах правовой направленности, в мероприятиях, проводимых Законодательным собранием Ростовской области в рамках Дней правового про-
Литература:
1. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28.04. 2011 № Пр-1168) // Российская газета. 2011, 14 июля.
2. Право знать право: методические рекомендации по организации правового просвещенияу-частников образовательного процесса / Авторы-сост. Э.И. Атагимова, Е.В. Горбачева. М. : ФБУ НЦПИ при Минюсте России, 2016.
3. Мазеина Ю.В. Анализ критериально-компонентного состава правового просвещения студентов вуза // Теория и практика общественного развития. 2013. № 1.
4. Мазеина Ю.В. Правовое просвещение как педагогическая категория // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2012. № 5.
5. Самыгин П.С. Правовая социализация молодежи в условиях кризисного состояния современного российского общества / П.С. Самыгин, М.Ю. Попов, П.С. Самыгин // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Социология. 2016. Т. 16. № 2.
6. Решение пленарного заседания Совета ректоров вузов Ростовской области «Правовое просвещение и формирование правовой культуры студенческой молодежи» 12 апреля 2018 г. Ш1_ : sr.donstu.ru (дата обращения 16.02.2019).
свещения. Перспективным направлением право-просветительской работы является проведение межвузовской научно-практической конференции по стратегии и совместной реализации программ по просвещению и формированию правовой культуры студенчества и других групп молодежи Ростовской области.
В настоящее время, в соответствии с решением пленарного заседания Совета ректоров вузов региона, посвященного проблеме правового просвещения вконтексте формирования правовой культуры студенческой молодежи, планируется:
- укреплять и развивать дальнейшее сотрудничество вузов в реализации социально-гуманитарного проекта Правительства и Законодательного Собрания Ростовской области «Дни правового просвещения в Ростовской области»;
- активно участвовать в обучающих и консультационных мероприятиях проекта;
- продолжить положительно зарекомендовавшую себя практику создания юридических клиник в вузах в целях осуществления правового просвещения и оказания бесплатной юридической помощи студентам и населению Ростовской области.
На наш взгляд, опыт данного региона в работе по правовому просвещению студенческой молодежи может быть использован и в других субъектах Российской Федерации.
Literature:
1. Fundamentals of the state policy of the Russian Federation in the field of development of legal literacy and legal awareness of citizens (RF 28.04.2011 № Pr-1168) // Rossiyskaya Gazeta. 2011, July 14.
2. The Right to know the right: guidelines for the organization of legal education of participants in the educational process / E.I. Utegenova, E.V. Gorbachev. M. : FBU NCPI at the Ministry of justice of Russia, 2016.
3. Mazeina Y.V. Analysis of the criterion-component composition of the legal education of students of higher education institution // Theory and practice of social development. 2013. № 1.
4. Mazeina Y.V. Legal education as a pedagogical category // Journal of scientific publications graduate and doctoral students. 2012. № 5.
5. Samygin P.S. Legal socialization of the youth under the crisis conditions of the contemporary Russian society / P.S. Samygin, M.Yu. Popov, S.I. Samygin // Bulletin of Peoples Friendship University of Russia. Series Sociology. 2016. Vol. 16. № 2.
6. Decision of plenary meeting of council of rectors of Rostov region «Legal education and formation of legal culture of modern Russian students». URL : sr.donstu.ru (date of treatment 16.02.2019).