ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСНОГО СОСТОЯНИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
П.С. Самыгин1, М.Ю. Попов2, С.И. Самыгин3
!Кафедра теории и истории государства и права Ростовский государственный экономический университет ул. М. Горького, 166, Ростов-на-Дону, Россия, 344006
2Научный журнал «Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки» ул. Красных Партизан, 371, Краснодар, Россия, 350049
3Кафедра управления персоналом и социологии Ростовский государственный экономический университет пер. Островского, 62, Ростов-на-Дону, Россия, 344018
В статье анализируются особенности правовой социализации молодежи в современном российском обществе, рассматривается специфика функционирования основных институтов правовой социализации, к числу которых относятся, в первую очередь, институт семьи, институт образования (среднего и высшего) и средства массовой информации. Авторы рассматривают правовую социализацию как один из аспектов общего социализационного процесса, поэтому на нее определяющее воздействие оказывают происходящие в обществе (трансформационные) процессы, особенно кризисно-негативного характера: молодежь — наиболее чувствительная к социальным изменениям демографическая группа, поэтому ее базовыми чертами выступают социальная дез-ориентированность и психологическая растерянность в неустойчивой и противоречивой социальной ситуации. В статье рассмотрены разные аспекты правовой социализации — ее типы (социально-контролируемая/регулируемая и стихийная), детерминирующие ее факторы (например, состояние общества — стабильное или, наоборот, кризисное), возможные результаты (позитивные — скажем, компетентное правосознание, и негативные — устойчивые деликвентные практики) и т.д. Авторы показывают, что повышение эффективности правовой социализации в условиях кризисного состояния современного российского общества может быть обеспечено посредством координации усилий всех базовых институтов правовой социализации в рамках целенаправленного воспитательного воздействия на молодежь, ориентированного на формирование у молодых поколений позитивного восприятия формального права и других элементов правовой системы общества.
Ключевые слова: молодежь; учащаяся молодежь; социализация; правовая социализация; правосознание; правовое воспитание; кризисное состояние; российское общество.
Правовая социализация традиционно рассматривается в науке как составной компонент общего процесса социализации личности, включающий в себя освоение человеком правовых норм и принципов, обретение им навыков регулирования собственного поведения на основе правовых установлений [9]. В процессе правовой социализации индивид не только усваивает те или иные правовые нормы и ценности, но и определенным образом реализует усвоенные нормы в правовой активности, совершая юридически значимые действия. Иными словами, правовая социализация предполагает, с одной стороны, восприятие личностью реалий правовой жизни современного общества, а, с другой стороны, формирование на ос-
нове этого восприятия определенного ценностного отношения к праву, детерминирующего характер правового поведения.
Поскольку наиболее важным этапом правовой социализации является ее первичная стадия, предусматривающая адаптацию индивида к функционирующей правовой системе и базовым правовым нормам и определение предпочтительных для индивида форм правового поведения, в качестве основного субъекта правовой социализации целесообразно рассматривать молодежь, так как на этой стадии социального развития человек усваивает базовые общественные ценности, приобретает навыки взаимодействия в социуме, вырабатывает устойчивую жизненную позицию.
Общепризнанным в социологической науке является тот факт, что на правовую социализацию личности определяющее воздействие оказывают происходящие в обществе трансформационные процессы: социально-экономические, мировоззренческие и идеологические кризисы, переживаемые конкретными социумами на определенных исторических этапах их развития. Данные моменты или тенденции социального развития, имеющие ярко выраженный негативный характер, оказывают наиболее сильное воздействие на молодежь с ее неустойчивым сознанием: как справедливо отмечает М.А. Гусарова, молодежь наиболее чувствительна к социальным изменениям, вследствие чего неотъемлемыми характеристиками данной социально-демографической группы становятся «социальная дезориен-тированность, психологическая растерянность и маргинальность» [2].
Несомненно, процесс социализации в целом и правовая социализация в частности включает в себя как стихийные процессы, так и целенаправленное воздействие на личность. В отличие от социально-контролируемой социализации, которая осуществляется методами воспитания, стихийная составляющая социализаци-онного процесса проявляется в спонтанном повседневном взаимодействии молодых людей с разными социальными группами и структурами. Как отмечают В.И. Чупров и Ю.А. Зубок, соотношение между стихийной и социально-контролируемой составляющими в рамках социализации неодинаково в разных типах обществ и на разных стадиях их развития, зависит от особенностей взаимодействия молодежи и общества, а также от степени стабильности или нестабильности социального развития [15. С. 118—119]. В тех обществах, состояние которых отличается стабильностью, доминирует регулируемая сторона социализации, а в тех, что, напротив, характеризуются нелинейностью развития, кризисностью, состоянием аномии, возрастает роль спонтанного фактора в освоении молодежью социальной и правовой реальности.
Иными словами, в кризисные периоды общественного развития стихийный аспект социализации начинает играть определяющую роль, и его воздействие зачастую обретает противоречивый, а чаще и негативный характер. В результате неизбежно снижается эффективность социализации, явным свидетельством чего в рамках правовой социализации выступает распространение среди молодежи форм девиантного, в том числе деликвентного поведения [13].
Современное состояние российского общества может быть описано как кризисное, что проявляется в различных сферах общественной жизни, давая основания отечественным исследователям характеризовать Россию как «общество риска» в период аномизации. Как известно, аномия предполагает дезинтеграцию и распад системы социальных норм, гарантирующих общественный порядок, рассогласование систем моральной и правовой регуляции, что создает для индивида психологические трудности и порождает разные формы девиантного поведения и асоциальных явлений. В российском обществе, находящемся на переходном этапе развития, усугубляющемся кризисными явлениями социально-экономического характера, процессы аномии усиливаются, вследствие чего представители молодого поколения часто делают выбор в пользу противоправного поведения, включая и уголовно-наказуемые деяния. В условиях аномии правовая социализация, призванная формировать правосознание и развивать правовую культуру, обретает такие черты, как спонтанность, бессистемность и противоречивость [4. С. 20], поскольку основные агенты правовой социализации, к числу которых традиционно относят семью, образовательные учреждения и средства массовой информации, оказывают противоречивое, а в ряде случае и негативное влияние на со-циализационный процесс.
Значительная часть современной российской молодежи, как показывают данные социологических исследований, ориентирована на противоправное поведение как вполне нормальное, что приводит к росту преступности в данной группе. Так, Следственный комитет Российской Федерации с 2002 г. фиксирует постоянный рост показателей преступности среди молодежи. Структура преступности в данной возрастной группе является достаточно стабильной, ее основную массу (до 80%) по-прежнему составляют преступления имущественного характера (кражи, грабежи, разбои, угоны), однако в этом списке в последние годы появились и виды преступлений, которые ранее несовершеннолетним были несвойственны.
Согласно криминальной статистике каждое десятое «молодежное» преступление в настоящее время связано с угрозой жизни и здоровью потерпевших, незаконным оборотом наркотиков и другими типично взрослыми уголовно-наказуемыми деяниями. Подростковые преступные группировки нередко вовлекают граждан из старших возрастных групп в преступную деятельность, предлагая свои услуги для реализации разных криминальных планов (скупка и перепродажа краденного, угоны автомобилей, избиения и заказные убийства) [6].
Наряду с усилением корыстно-насильственной преступности в молодежной среде другой характерной тенденцией последнего времени является ее омоложение. Если ранее основную часть преступлений среди подростков и молодежи совершали лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста, то сегодня основную массу подобных преступлений составляют деяния лиц, не достигших этого возраста (отдельную проблему составляет преступность малолетних, которым не исполнилось четырнадцать лет, что способствует активизации дискуссии о необходимости снижения возраста уголовной ответственности). Кроме того, молодежная преступность приобретает все более организованный характер, в первую очередь
потому, что в молодежных преступных сообществах распространено злоупотребление алкогольными напитками и наркотическими средствами; в эти группы в последние годы активно вовлекаются девушки [1].
По мнению многих исследователей, одной из наиболее распространенных причин криминального поведения молодежи является семейное неблагополучие, которое проявляется в отсутствии должного внимания и заботы родителей и других родственников о подрастающем поколении, в дефектах воспитания — домашнем и внутрисемейном насилии, в отсутствии возможности обеспечить необходимый материальный достаток семье, удовлетворить основные потребности детей, что в ряде случаев отягощается асоциальным поведением родителей — злоупотреблением алкоголем, наркотиками и противоправными деяниями [1].
Значительная часть несовершеннолетних преступников воспитывается в обстановке семейного неблагополучия.
А семья играет ключевую роль в правовой социализации молодежи, поскольку именно в семье осуществляется передача из поколения в поколение представлений о социальных нормах, в том числе нормах права, что в конечном итоге влияет на правовое поведение молодых людей. В то же время семья как один из базовых институтов общества непосредственно включена в процесс трансформационных изменений, испытывает на себе воздействие кризисных явлений, что не может не влиять на характер ее функционирования и обеспечение ею функции социализации, в том числе правовой [10. С. 85].
Кризисная социально-экономическая ситуация в стране оказывает негативное воздействие на состояние и жизнедеятельность семьи, присущие членам семьи как агентам социализации ценностно-правовые ориентации, отношение к правовому воспитанию и образованию детей. Характерный для современной России рост бедности среди широких групп населения не может не влиять на состояние института семьи, способствуя росту числа неблагополучных семей, не получающих должного уровня финансовой и моральной поддержки со стороны общества и государства. В результате семья оказывается не в состоянии выполнять в полном объеме присущие ей социальные функции, сокращая их, в первую очередь, за счет воспитательных и социализирующих. Очевидно, что родители, которых тяжелая социально-экономическая ситуация вынуждает материально обеспечивать свои семьи посредством неправовых практик, объективно не могут способствовать эффективной правовой социализации своих детей, так как демонстрируют правовой нигилизм и практикуют селективное исполнение законов.
Широкая распространенность в российских семьях негативных социальных явлений, включая алкоголизм и наркоманию, бытовое насилие и низкий уровень культуры внутрисемейных отношений, неизбежно закрепляет отклоняющиеся траектории семейной правовой социализации. В результате институт семьи в ряде случаев выступает как фактор низкой эффективности правовой социализации молодежи, объективно диагностировать которую в рамках уголовной статистики крайне сложно из-за латентного характера многих нарушений норм права в быто-
вой сфере или в теневой экономике [8]. Можно предположить, что по мере улучшения социально-экономического положения, преодоления кризисных явлений произойдут позитивные изменения и в функционировании российской семьи, повысится ее способность к эффективному социализирующему воздействию на молодое поколение в сфере права.
В кризисной ситуации, характеризующейся неспособностью института семьи обеспечить эффективную правовую социализацию молодежи, ключевую роль призван играть институт образования. В образовательных учреждениях представители разных групп учащейся молодежи приобретают определенный объем правовых знаний, однако качество этих знаний определяется характером функционирования образовательных институтов, способностью сформировать из молодых людей граждан страны, готовых защищать свои права и свободы, опираясь на знание правовых норм [11. С. 45].
Анализ результатов социологических исследований и наблюдения одного из авторов статьи, на протяжении многих лет преподающего курс «Основы права» в Ростовском государственном экономическом университете, показывают, что правовые знания студентов младших курсов крайне поверхностны, молодые люди, окончившие среднюю школу, нередко не имеют представления о российской правовой системе, о содержании базовых нормативно-правовых актов Российской Федерации.
Исследования, проведенные сотрудниками отдела социологии молодежи ИСПИ РАН, также свидетельствуют о низком уровне школьного и вузовского правового образования [5. С. 71—74]. Приобретенные в образовательных учреждениях знания в области права практически никак не влияют на уровень информированности молодых людей о собственных правах и свободах, об особом юридическом статусе молодых и несовершеннолетних. Значительная часть молодежи видит цель изучения права в том, чтобы научиться обходить закон или нарушать его, избегая привлечения к юридической ответственности. Результаты экспертных опросов также указывают на низкое качество правового образования: 38% экспертов оценивают качество российского правового образования как среднее, а 61% — ниже среднего [16. С. 168].
В настоящее время разработано множество рекомендаций, призванных повысить качество российского правового образования и нашедших отражение как в научных публикациях, так и в правовых документах. В частности, предлагается модернизировать содержание школьных и вузовских учебников по праву, увеличить в учебных пособиях долю практического материала, посвященного правам личности и способам их защиты, разработать новые методические пособия, видеоматериалы и презентации, посвященные российской правовой системе, организовать в средних и высших учебных заведениях постоянно действующие юридические консультации («юридические клиники»), предоставить обучающимся свободный доступ к информационно-поисковым юридическим системам и т.д. Некоторые из этих предложений нашли отражение в принятых в 2011 г. «Основах
государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности», где говорится о необходимости принятия комплекса мер, способных повысить эффективность правовой социализации молодежи, включающих в себя внедрение в образовательный процесс программ и учебных курсов, призванных сформировать у молодежи устойчивые позитивные установки — безусловное уважение к закону. В «Основах государственной политики...» совершенно справедливо говорится о необходимости привлечения к преподаванию правовых дисциплин компетентных кадров, обладающих системными правовыми знаниями и высоким уровнем правовой культуры [7].
Все перечисленные меры, безусловно, необходимы для повышения эффективности правовой социализации молодежи в современной России. В то же время следует учитывать и то, что знание основ права, правовая компетентность — важное, но недостаточное условие для обеспечения правомерного поведения личности. Более того, результаты многочисленных социологических исследований свидетельствуют, что отношение к закону (важнейший компонент правосознания) не зависит от объема правовых знаний. В частности, социологический опрос студентов вузов и колледжей показал, что даже высокий уровень правовых знаний далеко не всегда обеспечивает законопослушность (количество студентов, ориентированных на безусловное соблюдение закона, оказалось примерно одинаковым в группах хорошо и плохо успевающих) [12. С. 97]. Отсюда очевидна необходимость усиления воспитательного воздействия на молодежь в рамках социально-контролируемой правовой социализации, призванного сформировать в сознании молодых людей позитивное отношение к закону и устойчивые ориентации на правомерное поведение. Иными словами, правовое образование должно быть направлено на формирование не только когнитивно-познавательного, но и эмоционально-ценностного и деятельностно-практического компонентов правосознания [3. С. 72].
В общественном мнении существует стереотип, что молодежь по определению является потенциально девиантной или даже деликвентной социально-демографической группой, представители которой в силу присущих им нигилистических установок сознательно отвергают закон и стремятся к его нарушению. Данное утверждение, безусловно, не соответствует действительности, однако верно и то, что молодежь как часть общества не может не испытывать на себе последствий осуществляемых в нем преобразований и кризисных явлений, которые оказывают воздействие и на характер функционирования основных институтов правовой социализации. В правовом сознании молодых людей отражаются ценности, присущие общественному правосознанию: если в обществе получают широкое распространение неправовые практики, массовое нежелание соблюдать правовые предписания и неприятие закона, то и молодежь будет демонстрировать аналогичные ценностно-правовые установки. В ситуации социально-экономического кризиса начинает доминировать стихийная составляющая правовой социализации молодежи, в деятельности ее базовых институтов проявляются многочисленные дисфункции (скажем, на правовую социализацию молодежи оказывают
значительное воздействие средства массовой информации, которые далеко не всегда ориентируют молодых людей на правомерное поведение).
Очевидно, что реализация основополагающей цели правовой социализации молодежи — формирование позитивного типа правосознания у представителей данной социально-демографической группы — напрямую зависит от успешности правового воспитания, осуществляемого как в образовательных учреждениях, так и в рамках семьи, от распространения и доступности информационных материалов, влияющих на формирование ключевых компонентов правового сознания молодежи.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Грудинин Н.С., Грязнова Д.В. Преступность молодежи в современной России: причины, тенденции, пути противодействия // КАиКА-ЯА8ТиБЕет. Яи. 2015. № 4.
[2] Гусарова М.А. Особенности правовой социализации современной российской молодежи в период аномизации // Общество: политика, экономика, право. 2011. № 3.
[3] Жидяева Е.С., Самыгин П.С., Самыгин С.И. Особенности формирования правосознания учащейся молодежи в современном российском обществе // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 3.
[4] Заячковский О.А. Проблемы правовой социализации в условиях аномии российского общества // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2010. № 9.
[5] Зубок Ю.А., Чупров В.И. О формировании правовой культуры молодежи в России и Беларуси // Социологические исследования. 2006. № 10.
[6] Осин М. Криминальный выбор юного поколения // Российская газета. 2005. № 3720.
[7] Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утверждены Президентом РФ 28.04.2011 № Пр-1168) // Российская газета. 2011. 14 июля.
[8] Попов М.Ю., Ласовская Н.Ф. Латентная преступность и ее влияние на функционирование российского общества // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015. № 5.
[9] Самыгин П.С. Правовая культура молодежи в контексте модернизации правовой системы России // Социально-гуманитарные знания. 2005. № 4.
[10] Самыгин П.С. Семья как институт правовой социализации в условиях социальной неопределенности развития российского общества // Общество: политика, экономика, право. 2007. № 1.
[11] Самыгин П.С. Состояние правового образования в России как фактор правовой социализации учащейся молодежи // Теория и практика общественного развития. 2007. № 1.
[12] Самыгин П.С. Социальная неопределенность и правовая социализация учащейся молодежи в России. Ростов н/Д., 2007.
[13] Троцук И. Проблема насилия в российском обществе: «нормальные» и «патологичные» проявления // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2007. № 3.
[14] Троцук И.В., Сохадзе К.Г. Ценностные ориентации молодежи: подходы, методики и задачи социологического анализа // Теория и практика общественного развития. 2015. № 20.
[15] Чупров В.И., Зубок Ю.А. Социология молодежи. М., 2011.
[16] Чупров В.И., Зубок Ю.А., Певцова Е.А. Права молодежи в России: состояние и проблемы реализации. М., 2007.
LEGAL SOCIALIZATION OF THE YOUTH UNDER THE CRISIS CONDITIONS OF THE CONTEMPORARY RUSSIAN SOCIETY
P.S. Samygin1, M.Yu. Popov2, S.I. Samygin3
'Theory and History of State and Law Chair Rostov State University of Economics М. Gorky St., 166, Rostov-on-Don, Russia, 344006
2
Scientific journal "Humanities, social-economic and social sciences" Krasnyh Partisan St., 371, Rrasnodar, Russia, 350049
3
Personnel Management and Sociology Chair Rostov State University of Economics Ostrovsky Per., 62, Rostov-on-Don, Russia, 344018
The article considers the characteristics of the legal socialization of the youth in the contemporary Russian society, the specific functions of the basic institutions of legal socialization, and among them, first of all, the family, education (secondary and higher) and media. The authors define legal socialization as an aspect of general socialization process; that is why it is strongly influenced by social (transformation) processes, particularly of crisis-negative character. The youth is the most sensitive to social changes demographic group, so its basic features today are social disorientation and psychological confusion under the unstable and contradictory social situation. The article considers different aspects of legal socialization — its types (socially controlled/regulated and spontaneous), determining factors (for example, the state of society — stable or, on the contrary, crisis), possible outcomes (positive, such as competent legal consciousness, and negative — sustainable delinquent practices), etc. The authors believe that efficient legal socialization under the crisis conditions of the contemporary Russian society can be achieved by coordinating efforts of all basic institutions of legal socialization within the educational system so as the younger generations would positively perceive the law and other elements of the legal system.
Key words: youth; student youth; socialization; legal socialization; legal consciousness; legal education; crisis conditions; Russian society.
REFERENCES
[1] Grudinin N.S., Grjaznova D.V. Prestupnost' molodezhi v sovremennoj Rossii: prichiny, tenden-tsii, puti protivodejstvija [Youth crime in the contemporary Russia: Causes, trends, and ways of counteraction]. NAUKA-RASTUDENT.RU. 2015. № 4.
[2] Gusarova M.A. Osobennosti pravovoj socializacii sovremennoj rossijskoj molodezhi v period anomizacii [Features of the Russian youth legal socialization in the period of anomie]. Obshhest-vo: politika, ekonomika, pravo. 2011. № 3.
[3] Gidjaeva E.S., Samygin P.S., Samygin S.I. Osobennosti formirovanija pravosoznanija ucha-shhejsja molodezhi v sovremennom rossijskom obshhestve [Features of the youth legal consciousness formation in the contemporary Russian society]. Gumanitarnye, social'no-jekono-micheskie i obshhestvennye nauki. 2015. № 3.
[4] Zajachkovskij O.A. Problemy pravovoj socializacii v uslovijah anomii rossijskogo obshhestva [Problems of the legal socialization under the anomie state of the Russian society]. Vestnik Baltijskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta. 2010. № 9.
[5] Zubok Ju.A., Chuprov V.I. O formirovanii pravovoj kul'tury molodezhi v Rossii i Belarusi [On the formation of the youth legal culture in Russia and Belarus]. Sociologicheskie issledo-vanija. 2006. № 10.
[6] Osin M. Kriminal'nyj vybor junogo pokolenija [Criminal choice of the younger generations]. Rossijskaja gazeta. 2005. № 3720.
[7] Osnovy gosudarstvennoj politiki Rossijskoj Federacii v sfere razvitija pravovoj gramotnosti i pravosoznanija grazhdan [Fundamentals of the Russian Federation state policy in the sphere of the development of legal literacy and legal consciousness] (utverzhdeny Prezidentom RF 28.04.2011 № Pr-1168). Rossijskaja gazeta. 2011. 14 ijulja.
[8] Popov M.Ju., Lasovskaja N.F. Latentnaja prestupnost' i ee vlijanie na funkcionirovanie ros-sijskogo obshhestva [Latent criminality and its influence on functions of the Russian society]. Ekonomicheskie i gumanitarnye issledovanija regionov. 2015. № 5.
[9] Samygin P.S. Pravovaja kul'tura molodezhi v kontekste modernizacii pravovoj sistemy Rossii [Youth legal culture in the context of the Russian legal system modernization]. Social'no-gumanitarnye znanija. 2005. № 4.
[10] Samygin P.S. Sem'ja kak institut pravovoj socializacii v uslovijah social'noj neopredelennosti razvitija rossijskogo obshhestva [Family as an institution of legal socialization under the social uncertainty of the development of the Russian society]. Obshhestvo: politika, ekonomika, pravo. 2007. № 1.
[11] Samygin P.S. Sostojanie pravovogo obrazovanija v Rossii kak faktor pravovoj socializacii uchashhejsja molodezhi [The state of legal education in Russia as a factor of students legal socialization]. Teorija ipraktika obshhestvennogo razvitija. 2007. № 1.
[12] Samygin P.S. Social'naja neopredelennost' i pravovaja socializacija uchashhejsja molodezhi v Rossii [Social Uncertainty and Legal Socialization of the Student Youth in Russia]. Rostov n/D., 2007.
[13] Trotsuk I. Problema nasilija v rossijskom obshhestve: «normal'nye» i «patologichnye» pro-javlenija [The problem of violence in the Russian society: "normal" and "pathological" manifestations]. Vestnik obshhestvennogo mnenija. Dannye. Analiz. Diskussii. 2007. № 3.
[14] Trotsuk I.V., Sohadze K.G. Tsennostnye orientacii molodezhi: podhody, metodiki i zadachi sociologicheskogo analiza [Value orientations of the youth: Approaches, methods, and aims of sociological analysis]. Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija. 2015. № 20.
[15] Chuprov V.I., Zubok Ju. A. Sociologija molodezhi [Sociology of Youth]. M., 2011.
[16] Chuprov V.I., Zubok Ju.A., Pevtsova E.A. Prava molodezhi v Rossii: sostojanie i problemy realizacii [Youth's Rights in Russia: The State and Problems of Realization]. M., 2007.