УДК 378
Степанов Олег Васильевич
доктор социологических наук, профессор, директор Донского педагогического колледжа oleg1953@yandex.ru
Самыгин Сергей Иванович
доктор социологических наук, профессор кафедры управления персоналом и социологии Ростовского государственного экономического университета samygin78_@yandex.ru
Самыгин Петр Сергеевич
доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры теории и истории государства и права Ростовского государственного экономического университета samygin78_@yandex.ru
Образовательное право
И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ РОССИЙСКОЙ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
Oleg V. Stepanov
doctor of sociology, full professor, director Don Pedagogical College oleg1953@yandex.ru
Sergei I. Samygin
doctor of sociological Sciences, full professor Russian State Economic University samygin78_@yandex.ru
Petr S. Samygin
doctor of Sociology, docent, professor at the Department of theory and history of state and law Rostov State University of Economics samygin78_@yandex.ru
The right to education
AND PROBLEMS OF FORMING LEGAL CONSCIOUSNESS OF MODERN RUSSIAN STUDENTS
Аннотация. В статье рассматривается роль образовательного права в формировании правосознания современной российской учащейся молодежи. Определяя образовательное право как совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере образования, авторы анализируют государственные образовательные стандарты, относящиеся к числу важнейших документов, формирующих правовую основу целенаправленной работы по правовому воспитанию учащейся молодежи, показывают необходимость усиления роли образовательного процесса в формировании основополагающих компонентов правосознания учащихся, играющих определяющую роль в формировании правового поведения представителей данной социально-демографической группы.
Ключевые слова: образовательное право, образовательный процесс, молодежь, учащаяся молодежь, правосознание, правовое поведение.
Annotation. The role of education in forming legal consciousness of modern Russian students is examined in the article. Defining the right to education as a set of legal acts regulating relations in the sphere of education, the authors analyze the state educational standards relating to the most important documents that form the legal basis for purposeful work on legal education of students, show the necessity to strengthen the role of the educational process in the formation of the fundamental components of legal consciousness of the students, having a leading role in the formation of the legal behavior of the representatives of socio-demographic groups.
Keywords: the right to education, educational process, youth, students, legal consciousness, legal behavior.
Актуальность изучения проблем формирования правосознания молодежи объясняется тем обстоятельством, что от состояния правосознания молодежи во многом зависит успешное функционирование государства, реформирование правовой системы общества, становление
правовой государственности в современной России. Особую значимость приобретает специальное исследование процесса становления правового сознания и факторов, влияющих на его формирование, именно применительно к учащейся молодежи как особой социально-
256
демографической группе. Учащаяся молодежь и, в том числе, молодежь студенческая, потенциально является интеллектуальной и духовной элитой будущего российского общества, вследствие чего характер ее правовых ценностных установок и ориентаций, являющихся системообразующим компонентом правосознания представителей данной группы, приобретает особое значение [1, с. 5].
Ракурс настоящего исследования, связанный с анализом проблем формирования правового сознания учащейся молодежи и роли в этом процессе образовательного права, предполагает концептуализацию понятий «правосознание», «правосознание учащейся молодежи». Необходимо отметить, что категория «правосознание» относится к числу достаточно разработанных категорий в юридической науке: как отмечает отечественный исследователь Н.М. Юрашевич, проанализировавший эволюцию данного понятия, в качестве правосознания, с точки зрения современной теории права, принято рассматривать «систему чувств, привычек, представлений, оценок, взглядов, теорий, идей субъектов права (носителей правосознания), отражающих правовую действительность и оценочное отношение к ней (к социально-правовым установкам и ценностным ориентациям общества, к прошлому, действующему и ожидаемому праву) и выполняющих посредством этого роль своеобразного регулятора (саморегулятора) их поведения в юридических ситуациях» [2, с. 180].
Как справедливо отмечает еще один видный исследователь правового сознания, А.С. Гречин, правосознание не следует рассматривать исключительно как простую сумму знаний о законе и законности или как простой слепок с господствующих в данном обществе правовых взглядов и идей в сознании человека, а именно в качестве переработки последних, синтезированного восприятия этого сложного комплекса, составляющего существенную черту психологии человека, его характера. Только в таком понимании правовое сознание может воздействовать на поведение людей, играть известную роль регулятора этого поведения. Нельзя не согласиться и с другим выводом А.С. Гречина, согласно которому, показателем высокоразвитого правосознания является наличие в сознании индивида убежденности в справедливости закона, а также внутренней потребности неукоснительно следовать его предписаниям. Именно наличием этих свойств и качеств личности, а не только пониманием целей и назначения права, требований конкретных норм (в реальной жизни довольно часто встречаются случаи, когда люди, обладая достаточно обширным объемом правовых знаний, при этом нарушают предписания правовых норм) и определяется уровень развития правосознания конкретного его носителя [3, с. 19-24].
Правосознание молодежи как разновидность правового сознания имеет свою специфику, определяющуюся характеристиками самой молодежи как особой социально-демографической группы. Так, одна из особенностей молодежи связана с тем обстоятельством, что последняя
является не ставшим, а становящимся субъектом правовых отношений: по этой причине правовое сознание молодежи определяется свойствами, отражающими процесс становления, что проявляется как в структуре правосознания, так и в степени зрелости и устойчивости ее основных элементов (по наблюдениям специалистов, в групповом и индивидуальном правосознании молодежи часто наблюдается разрыв между теоретическими представлениями и практическим опытом, противоречия в мотивационной сфере и другие проявления, свидетельствующие о недостаточной зрелости правового сознания представителей рассматриваемой социальнодемографической группы). Наряду с данной особенностью, специфика правосознания молодых людей детерминируется также и их социальным положением, неустойчивость и маргинальность которого предопределяет лабильный характер правосознания молодежи. В целом под правовым сознанием молодежи, с точки зрения ВИ. Чупрова, Ю.А. Зубок и Е.А. Певцовой, следует понимать способность отражения теоретических идей, знаний, норм, представлений о сущности, принципах права, законности, правопорядка, а также реальных процессов в правовой сфере, усвоения и закрепления их в ценностно-нормативной системе правового регулирования жизнедеятельности данной социальной группы как становящегося субъекта воспроизводства правовых отношений [4, с. 69-71].
Структура правосознания молодежи, как следует из приведенного определения, состоит из двух взаимосвязанных элементов, первый из которых, когнитивно-анализирующий, включает различные формы правовой информированности молодежи и правовых знаний, а также способность оценивать, отбирать, накапливать, систематизировать, анализировать и усваивать правовую информацию. В свою очередь, второй элемент правосознания молодежи, названный исследователями мотивационно-регуляционным, включает структуру потребностей, интересов, установок, ценностей, норм и оценку возможностей их практической реализации в конкретных ситуациях, образующих механизм регулирования правовых отношений [5, с. 71]. Необходимо отметить, что некоторые ученые-психологи выделяют в структуре правосознания и большее количество элементов: содержательный элемент (представления и знания людей о различных правовых явлениях), оценочный элемент (оценка правовых явлений), поведенческий элемент (намерения людей вести себя определенным образом в правозначащих ситуациях), энергетический элемент (испытываемые эмоции при выборе и реализации тех или иных моделей правового поведения) [5]. Как следует из вышесказанного, правосознание является важнейшей детерминантой поведения в правовой сфере. Иными словами, правосознание как система аттитюдов оказывает влияние на правовое поведение индивида.
В современной науке существует различные точки зрения по поводу формирования правосознания и факторов, влияющих на данный процесс. Что касается правового сознания учащейся молодежи, то, по мнению крупнейшего отече-
257
ственного специалиста в этой сфере, Е.А. Певцовой, формирование правосознания представителей рассматриваемой социально-демографической группы представляет собой детерминированное воздействие объективных факторов, а также целенаправленной правовоспитательной деятельности, в процессе чего происходит усвоение молодыми людьми правовых ценностей, знаний, умений, норм поведения в сфере права, что создает основу их правовой компетентности [6]. В «Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» отмечается, что на формирование так называемого позитивного типа правосознания и поведения оказывают влияние характер воспитания и моральный климат в семье, законопослушное поведение родителей; качественный уровень воспитания и обучения в образовательных учреждениях различного типа и вида, в том числе закрепление и развитие у учащихся основ правосознания; распространение и использование доступных для восприятия информационных материалов, формирующих правовую грамотность и правосознание населения, в печатном, электронном, аудиовизуальном и ином виде, а также с помощью средств массовой информации и другие факторы [7].
Как уже отмечалось выше, на формирование правосознания представителей учащейся молодежи оказывает влияние целенаправленная воспитательная деятельность со стороны субъектов, обеспечивающих этот процесс: к числу этих субъектов относятся, в первую очередь, образовательные учреждения и организации различных типов, деятельность которых направлена на становление правовой компетентности обучающихся лиц. По мнению Е.А. Певцовой, к числу важнейших факторов, которые оказывают особое воздействие на правовое сознание учащейся молодежи в современных условиях, относится образовательное право: среди других отраслей права именно образовательное право, как подчеркивает данная исследовательница, способно наиболее эффективно и оперативно реагировать на изменения правосознания и корректировать его формирование [6]. Под образовательным правом принято понимать совокупность правил поведения, установленных государством или от имени государства для урегулирования образовательных отношений [8, с. 9]. В рамках данного исследования мы будем рассматривать образовательное право как совокупность нормативноправовых актов, регулирующих отношения в сфере образования, те. образовательное законодательство.
К числу важнейших документов, формирующих правовую основу целенаправленной работы по правовому воспитанию представителей учащейся молодежи, относятся государственные образовательные стандарты, разработанные для школьников, студентов средних специальных и высших учебных заведений. Данные стандарты ориентированы на практическую реализацию концепции непрерывного правового образования, начиная со средней общеобразовательной школы, техникума и заканчивая вузом. В работе
отечественных исследователей И.А. Егорова и Ф.С. Сафуанова «Показатели формирования правовой культуры и правосознания в образовательных стандартах» выделены пять основных направлений формирования правосознания учащейся молодежи: юридические знания, отношение к праву в целом, отношение к правовой действительности, к практике реализации правовых норм, ценностные ориентации, регулирующие поведение, свобода правомерного поведения. Указанными учеными было проведено эмпирическое исследование, направленное на изучение действующих образовательных стандартов для школьников в целях выявления в разделах, определяющих требования к результатам освоения образовательных программ, показателей, достижение которых могло бы служить индикатором формирования выделенных показателей формирования правового сознания учащихся [9, с. 202].
Полученныерезультаты показали, что, с одной стороны, действующие внастоящее время образовательные стандарты в целом соответствуют «Основам государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан», однако, с другой стороны, рассматриваемые стандарты нуждаются в улучшении за счет увеличения удельного веса таких направлений формирования правовых знаний, как «юридические знания» и «отношение к праву в целом», как фундамента, необходимого для достижения других показателей. Недостаточное внимание уделяется направлению, связанному с формированием определенного отношения к правовой действительности, к практике реализации правовых норм (именно это направление имеет наибольшую связь с реальной жизнью, с конкретными правоотношениями, в которые предстоит вступать выпускникам школ), а также такому направлению, как «свобода правомерного поведения». В то же время, как справедливо утверждают И.А. Егоров и Ф.С. Сафуанов, выделенный показатель является одним из важнейших для формирования позитивного правосознания представителей учащейся молодежи, поскольку правомерное поведение, основанное на осознании необходимости следовать предписаниям правовых норм, существенно отличается от правомерного поведения, основанногоисключительно на страхе перед наказанием (так называемое маргинальное поведение). В идеале правовое образование и воспитание в учебных заведениях различного уровня должно быть направлено на формирование в сознании обучающихся установок социально-аетивного правомерного поведения, отличающегося позитивным отношением к закону, готовностью защищать свои права, а также права и свободы других лиц законными методами [9, с. 203-204].
Если проводить сравнительный анализ образовательных стандартов средней общеобразовательной и высшей школы, то можно будет констатировать, что школьные стандарты, в отличие от вузовских стандартов, в большей степени ориентированы на получение общих теоретических знаний о государстве и праве; стандарты высших учебных заведений, в свою очередь, направлены на получение студентами специаль-
258
ных знаний по отраслям права, связанных, в том числе, с будущей специальностью выпускников. В целом усвоение обучающимися правовых знаний в объеме, предусмотренном рассматриваемыми образовательными стандартами, является достаточным для формирования когнитивного компонента правового сознания представителей учащейся молодежи, включающего минимальный набор правовых знаний, необходимых для участия в различных правоотношениях, взаимодействия с государством. Однако здесь нельзя не согласиться с точкой зрения П.С. Самыгина, отмечающего, что реальный характер функционирования образовательных институтов может существенно отличаться от «идеальной модели» их функционирования, представленной в образовательных стандартах [10, с. 142]. Современному российскому общему и профессиональному среднему образованию, как отмечает другой исследователь проблем правовой социализации М.Ю. Попов, в настоящее время не удается успешно решить задачу наделения выпускников школ, профессиональных училищ и других учебных заведений основами правовых знаний. Происходит это вследствие того, что в российских школах преподавание права зачастую возлагается на педагогов, не имеющих специальной подготовки, являющихся носителями несистематизированных правовых знаний [11, с. 265-271]. Отметим, что «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» по этой причине предусматривают совершенствование системы юридического образования и подготовки квалифицированных юристов и педагогических кадров в области права [7].
Степень эффективность деятельности, связанной с правовым образованием и воспитанием учащейся молодежи, осуществляемой российскими образовательными учреждениями, показана в работе И.А. Егорова и Ф.С. Сафуанова, осуществивших эмпирическое исследование, направленное на выявление показателей правосознания, на формирование которых в наибольшей степени влияет образовательный процесс в школах. Как показали результаты проведенного учеными социологического опроса, наибольшее воздействие организация и реализация образовательного процесса в конкретных учебных заведениях оказывают на формирование такого показателя правового сознания, как «правовые знания», а наименьшее - на
Литература:
1. Самыгин П.С. Правовая социализация учащейся молодежи в условиях социальной неопределенности российского общества. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук, Ростов н/Д. 2008.
2. Юрашевич НМ. Эволюция понятия правового сознания // Правоведение. 2004. № 2.
3. Гречин А.С. Социология правового сознания. М. : «Юнити-Дана». 2001.
4. Чупров В.И. Права молод ежи в России: состояние и проблемы реализации : Сравнитель-
такие показатели, как «оценочное отношение к праву в целом» и «ценностные ориентации, регулирующие правовое поведение» [11, с. 66]. Результаты данного исследования свидетельствуют о необходимости усиления роли образовательного процесса в формировании выделенных показателей правосознания учащихся, на которые в настоящее время средние общеобразовательные учреждения оказывают наименьшее влияние. В то же время, данные компоненты правосознания играют определяющую роль в формировании правового поведения представителей рассматриваемой социально-демографической группы; как уже отмечалось выше, высокий уровень правовых знаний конкретного индивида далеко не всегда на практике сопровождается правомерным, законопослушным поведением, не гарантирует следования правовым нормам.
Необходимо отметить, что высокая значимость формирования ценностных установок правомерного поведения, соответствующего позитивному типу правосознания, определяется, в том числе, и в текстах важнейших федеральных законов. Так, к примеру, в законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» закреплена обязанность образовательных учреждений осуществлять реализацию программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения представителей данной категории молодежи [12]. «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» также предусматривают целый комплекс мер, призванных способствовать становлению позитивного правосознания учащейся молодежи, включающих внедрениев образовательный процесс учебных курсов, программ, учебнометодических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права, формирование в сознании молодых людей устойчивого уважения к закону [7].
Для реализации основополагающих целей и задач, стоящих в настоящее время перед российской системой правового образования и воспитания молодежи, требуется привлечение к работе в образовательных организациях компетентных педагогических кадров, обладающих системными правовыми знаниями и высоким уровнем правовой культуры.
Literature:
1. Samygin P.S. Legal socialization of the studying youth in the conditions of social uncertainty of the Russian society. Abstract diss. ... doctor of sociological Sciences. Rostov-on-Don, 2008.
2. Yurashevich N.M. Evolution of concept of legal consciousness // Jurisprudence. 2004. № 2.
3. Grechin AS. Sociology of legal consciousness. M. : «Unity Dana», 2001.
4. Chuprov V.I. The rights of youth in Russia: state and problems of realization : Comparative sociolog-
259
ный социолого-правовой анализ / В.И. Чупров, Ю.А. Зубок, Е.А. Певцова М. ООО «ТИД Ясское слово - РС». 2007.
5. Гулевич О.А. Психологические аспекты юриспруденции. М. : Московский психолого-социальный институт. 2009.
6. Певцова ЕЛ. Проблемы формирования правового сознания учащейся молодежи : теоретико-правовые аспекты; автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. М., 2006.
7. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28.04.2011 № Пр-1168) // Российская газета. 2011, 14 июля.
8. Шкатулла В.И. Образовательное право: Учебник для вузов. М. : Издательство «Норма», 2001.
9. Егоров ИЛ. Показатели фо рмирования правосознания и правовой культуры в образовательных стандартах. Коченовские чтения «Психология и право в современной России» / И.А. Егоров, Ф.С. Сафуанов // Сборник тезисов к 3-й Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием. 2012.
10. Самыгин П.С. Социальная неопределенность и правовая социализация учащейся молодежи в России. Ростов н/Д : Изд-во ЮФУ, 2007.
11. Егоров ИЛ. Образовательный процесс как фактор формирования правосознания / И.А. Егоров, Ф.С. Сафуанов // Электронный журнал «Психологическая наука и образование. 2014. № 3. URL: psyedu. ru
12. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ред. от 02.04.2014) // Российская газета. 1999, 30 июня.
ic-legal analysis / V.I. Chuprov, Yu.A. Zubok, E.A. Pevtsov. M. : Russian word, 2007.
5. Gulevich O.A. Psychological aspects of law. M. : MPSI, 2009.
6. Pevtsova E.A. Problems of formation of legal consciousness of the studying youth : theoretic-legal aspects. The abstract of the thesis on competition of an academic degree of the doctor of jurisprudence. M., 2006.
7. Bases of a state policy of the Russian Federation in the sphere of development of legal literacy and sense of justice of citizens (appr. Russian President 28.04.2011 No. Pr-1168) // Russian newspaper. 2011, on July 14.
8. Shkatulla V.I. Educational right: The textbook for higher education institutions. M. : Norma publishing house, 2001.
9. Egorov I.A. Indicators of formation of sense of justice and legal culture in educational standards. Kochenovsky readings «Psychology and the right in modern Russia» / I.A. Egorov, F.S. Safuanov // The collection of theses to the 3rd All-Russian conference on legal psychology with the international participation. 2012.
10. Samygin P.S. Social uncertainty and legal socialization of the studying youth in Russia. Rostov-on-Don : SFU Press, 2007.
11. Egorov I.A. Educational process as a factor of formation of sense of justice / I.A. Egorov, F.S. Safuanov // Electronic magazine «Psychological science and education. 2014. № 3. URL: psyedu. Ru
12. The federal law of 24.06.1999 № 120-FZ «About bases of system of prevention of neglect and offenses of minors» (an edition of 02.04.2014) // Russian newspaper. 1999, on June 30.
260