1.2. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ
Курбанова Асият Сафаудиновна, к.ю.н. Должность: доцент кафедры правового обеспечения управления. Место работы: государственный университет управления. Институт государственного управления и права. E-mail: [email protected]
Аннотация: Основной целью статьи является определение достигнутых результатов и приоритетных направлений правового обеспечения в информационной сфере органов государственной власти и местного самоуправления. Автор использовал в исследовании отношения между государством и гражданами посредством реализации управленческих функций и принципа доступности государственных и муниципальных услуг. В работе обсуждаются упущения российского законодательства в сфере информации. Предлагаются варианты для устранения препятствий между государством и гражданами. Работа позволит выделить проблемы механизма управления, которые с развитием информационного пространства требуют более четкой регламентации, и подобрать рекомендации по их преодолению.
Ключевые слова: информация; правовое обеспечение; управление; государственные органы; информационное общество; информационные ресурсы.
LEGAL SECURITY CONTROLS IN THE INFORMATION ENVIRONMENT
Kurbanova Aseeyat Safaudeenovna, PhD at law. Position: Associate Professor at Legal Support Management chair. Place of employment: State Management University. Institute of Public Administration and Law. E-mail: [email protected]
Annotation: The article reflects the progress and priorities of legal support in the information environment of state and local authorities. The author focuses on the failings of the Russian legislation in the sphere of information. The main goal of the article is to study the relationship between government and citizens through the implementation of management functions and the principle of accessibility of public and municipal services. Work will highlight problems of management arrangement which with the development of information space require precise regulation and pick up recommendations for overcome them. Keywords: information, legal support, management, government agencies, information society, information resources.
Отсутствие нужной информации, недостоверность имеющейся, несвоевременное получение необходимых данных, в любой сфере управления, становятся причиной затруднений в принятии органами управления правильных и обоснованных решений. Управленческая деятельность во многом формируется способностью анализировать и использовать информацию, и на ее основе принимать научно-обоснованные решения.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: «информация -сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений».
Реализация государственной политики в сфере информационных отношений всегда имела актуальность в нашей стране. Во-первых, она тесно связана с понятием государственной безопасности, а во-вторых, является важным элементом государственного управления, как в целом, так и в каждой отдельно взятой сфере. Правовой статус информации всегда прогрессирует, так как доступ к информации, регулирование информационных потоков является основой управления всеми общественными отношениями. Глобальное информационное пространство требует более четких правил, регламентаций. Правовое регулирование отношений в данной сфере определяет уровень развития государства.
Правовое обеспечение - это разработка, утверждение, исполнение, использование, применение средств юридического воздействия на определенный объект. В связи с этим правовое обеспечение государственного управления представляет собой обширное правовое поле, не ограничивающееся только федеральными законами, а включающее массу правовых норм, актов, документов, выпускаемых органами государственного управления. Это разнообразные указы, распоряжения, постановления, положения, инструкции, разъяснения, приложения, дополнения к законодательным актам.
Как известно, управление есть воздействие субъекта на объект, осуществляемое с целью направить действия объекта в желаемом для субъекта направлении. К субъектам государственного управления в целом, как и в информационной сфере в отдельности, относят Президента РФ, Правительство РФ, законодательный (представительный) орган власти, различные государственные учреждения исполнительно-распорядительного характера. К последним относятся Министерство связи и массовых коммуникаций, его департаменты, их отделы, Федеральное агентство связи (Россвязь), Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать), Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), координационные и совещательные органы (комиссии, советы, рабочие группы), федеральные государственные унитарные предприятия подведомственные министерству. На уровне регионов - это министерства связи и телекоммуникаций или различные агентства по печати и средствам массовой информации, их отделы и др.
К объектам государственного управления в информационной сфере относят, как собственно информацию, так и применение информационных и телекоммуникационных технологий, осуществление права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, формирование законодательной базы в сфере информационных и телекоммуникационных технологий, контроль за исполнением установленных предписаний, обеспечение защиты информации, информационных ресурсов и информационных систем.
Основным нормативно-правовым актом в сфере информации является Федеральный закон Российской Федерации от 27.06.2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», который во многом решает задачи введения понятийного аппарата, определения границ объекта регулирования в процессах информатизации и защите информации. Его можно отнести к «Общей» части информационного законодательства. Если будет
приниматься Информационный кодекс, то этот закон следовало бы взять за его основу.
В соответствии с пунктом «и» статьи 71 Конституции РФ информация и связь находятся в исключительном ведении Российской Федерации, что ограничивает возможности регионов в этой сфере. Региональные министерства и ведомства связи и телекоммуникаций, принимают лишь участие в реализации федеральных законов, федеральных целевых программ, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ. Региональные профильные исполнительные органы создают нормативно-правовые акты в целях организации своей деятельности и нормативно-правовые акты во исполнение и реализацию правовых актов федерального уровня. Например, Постановление Правительства Республики Дагестан от 13.03.2013 года, №124 «О создании государственного казенного учреждения Республики Дагестан «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Дагестан», на основании Федерального Закона от 27.07.2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 №1376 «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг». Основной целью указанных правовых актов является организация предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна». В связи с этим установлен запрет для государственных служащих требовать от получателей государственных и муниципальных услуг документы, уже имеющиеся в распоряжении органов власти. В соответствии с которым органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги обязаны обеспечить возможность получения заявителем государственной и муниципальной услуги в электронной форме. Трансформация в этом направлении требует усилия и надобности единого образца, модели обмена информацией для всех государственных и муниципальных органов, так как межведомственная система распространена на все уровни, в том числе на региональные и муниципальные.
В информационной терминологии появилось новое официальное словосочетание «Электронное правительство», которое не является дополнением или аналогом Правительства РФ, а лишь представляет собой новый способ взаимодействия на основе активного использования информационно-коммуникационных технологий, в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг. Основная его работа была начата с момента принятия государственной программы РФ «Информационное общество 20112020 годы». Формирование информационного общества влияет на информатизацию государственного управления.
«Переход от закрытости информации к ее открытости невозможен без юридической поддержки. Именно, правовое сопровождение открытости государственных информационных ресурсов является необходимой предпосылкой обеспечения интеграции единого информационного пространства России с европейским и мировым информационным пространством»1. Новые информационные технологии позволяют расширить
1 Глушаченко Ю. Б. Организационно-правовые основы построения информационного пространства в современной России // Информационное право.2007. № 2. С. 8.
связь государства с обществом, тем самым делают деятельность государства более открытой, население активно участвует в управлении страной, возрастает осведомлённость и квалификация граждан, снижаются барьеры и повышается доступность государственных и муниципальных услуг.
В целях реализации принципа информационной открытости государственных органов и органов местного самоуправления, доступности к информации, принято ряд нормативно-правовых актов. Среди них:
-Федеральный закон от 09.02.2012 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», целью которого является повышение открытости органов государственной власти для всех граждан.
-Указ Президента РФ от 07.05.2012 №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», который расширяет и устанавливает задачи, определенные вышеназванным федеральным законом. Например, комплексного повышения качества официальных интернет-сайтов государственных органов, доступных в сети Интернет для всех аудиторий и содержащих актуальную информацию о деятельности государственных органов и порядке предоставления государственных услуг.
-Постановление Правительства РФ от 10.07.2013, №584 «Об использовании федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».
-Федеральный закон «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», от 21 июля 2005 г.№ 94-ФЗ. После 1 января 2014 года, указанный закон, утратит силу в связи с тем, что принят ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 года №44-ФЗ. Ныне, законодательно закреплена единая информационная система в сфере закупок, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
- Федеральный закон от 06.04.2011г. №63-ФЗ «Об электронной подписи», который регулирует отношения в области использования электронных подписей при совершении государственно-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий. Одним из основных компонентов автоматизированных информационных систем с применением электронной подписи является Удостоверяющий центр (обеспечивающий изготовление сертификатов открытых ключей и управление ими).
Важным является создание Единого общероссийского ресурса, где будет накапливаться и храниться вся информация по жилищно-коммунальному хозяйству. Это средство, возможно, станет частью портала государственных услуг. С одной стороны, это возможность для граждан получать информацию о расчетах по ЖКХ из любой точки России, а с другой государственные органы и органы местного самоуправления приобретают возможность контролировать поставщиков коммунальных и жилищных услуг. Это будет стимулиро-
вать последних по надлежащему исполнению обязательств. Для реализации данного ресурса требуется нормативно-правовое регулирование этого процесса и подготовка специалистов в данной сфере.
Информация является основой деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной властей, всей системы государственного управления, управления Вооруженными Силами. Низкая культура функционального и информационного взаимодействия органов власти, слабость горизонтальных связей снижают эффективность управления страной2.
Данные информационные технологии позволяют тесно взаимодействовать государство с гражданами, реализовывать управленческие функции, корреспондировать друг другу права и обязанности.
Информационное поле в современный период стало доминирующим фактором государственного управления. Оперативность этой сферы влияет на политические, экономические, социальные и другие составляющие национальной безопасности государства. Национальная безопасность, как известно, зависит от информационной безопасности т.е. от состояния защищенности интересов личности, общества и государства в информационной сфере. Прогресс информационных технологий и техники обуславливает и укрепляет эту взаимосвязь. Информационной безопасности органов государственной власти в период формирования информационного общества в РФ уделяется особое внимание, так как в системе государственного управления в постоянном обороте находится различная информация, в том числе и конфиденциальная (государственная тайна, служебные сведения, коммерческая тайна, персональные данные физических лиц).
Правовое обеспечение информационной безопасности было реализовано посредством Доктрины3 информационной безопасности, которая была разработана в рамках Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по информационной безопасности и утверждена Президентом РФ. В указанной Доктрине наряду с тремя общими методами обеспечения информационной безопасности Российской Федерации выделен правовой метод обеспечения информационной безопасности РФ, определяющий разработку нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в информационной сфере, и нормативных методических документов по вопросам обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, по таким направлениям как: устранение внутренних противоречий в федеральном законодательстве, противоречий, связанных с международными соглашениями, к которым присоединилась Российская Федерация, и противоречий между федеральными законодательными актами и законодательными актами субъектов Российской Федерации, а также в целях конкретизации правовых норм, устанавливающих ответственность за правонарушения в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, законодательное разграничение полномочий в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Россий-
2 Райков А.Н. Информационная безопасность и управле-ние.//Информационное общество. 1999. №5. С.6.
3 Доктрина информационной безопасности Российской Федера-
ции: утв. поручением Президента Российской Федерации от 9.09.2000 г
ской Федерации, определение целей, задач и механизмов участия в этой деятельности общественных объединений, организаций и граждан; создание правовой базы для формирования в Российской Федерации региональных структур обеспечения информационной безопасности.
В соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена» от 17.03.2008, №351, субъектам международного информационного обмена в РФ не допускается подключение информационных систем, информационно-телекоммуникационных сетей и средств вычислительной техники без использования специально предназначенных для этого средств защиты информации, в том числе шифровальных (криптографических) средств, прошедших в установленном законодательством Российской Федерации порядке сертификацию в Федеральной службе безопасности Российской Федерации и (или) получивших подтверждение соответствия в Федеральной службе по техническому и экспортному контролю.
В целях ликвидации возникающих недостатков, функционирует Межведомственная комиссия по информационной безопасности, которая осуществляет подготовку предложений и рекомендаций Совету Безопасности по основным направлениям внутренней и внешней политики в области обеспечения национальной безопасности в информационной сфере.
Информационная безопасность органов исполнительной власти позволяет повысить эффективность решения важнейших задач управления, предотвращая несанкционированный доступ и специальные воздействия на информацию в информационных системах, используемых в органах исполнительной власти, а также обеспечивая безопасность электронного документооборота. В правовых документах субъектов Российской Федерации не находят уточнения отдельные положения по организации защиты информации, определенные на федеральном уровне. Должным является создание и постоянная актуализация базы данных о состоянии технической защиты информации на всех уровнях органов исполнительной власти. «Информационная безопасность важна потому, что мы защищаем свои информационные границы, мы защищаем свою национальную культуру, мы защищаем свой язык, мы защищаем свои информационные ре-сурсы4».
Россия находится в состоянии развития и в этом своем качестве ставит приоритеты направления государственной политики. Одним из основных направлений на сегодняшний день является нормативно-правовое регулирование в сферах: информационных технологий, электросвязи, массовых коммуникаций и средства массовой информации (СМИ), печати, издательской и полиграфической деятельности, обработки персональных данных.
Первого сентября 2013 года для Российской Федерации вступила в силу Конвенция Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных. В целях реализации и соответствия, указанных в Конвенции положений, Правительством РФ Федеральным Собранием РФ
4 Засурский Я.Н. Информационная безопасность России и средства массовой информации // Информационное общество. 2001. №4.с.23
вносятся изменения в отраслевые федеральные законы в отдельных сферах правового регулирования. Основой этих изменений является защита прав физических лиц при обработке персональных данных, ответственность лиц нарушающих права физических лиц, контроль и выявлении нарушителей. Тем самым, имеется необходимость внесения изменений в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающих ответственность за нарушения законодательства о персональных данных.
Разработка нормативно-правовых актов в информационной сфере вызывает недоверие, так как законы общего направления не работают столь эффективно, как должны. Сейчас принципиально важно досконально продумать и создать действенный механизм проработки, научной и практической реализации, основных положений нормативных документов, процедуры разработки, подготовки и принятия обязательных решений в сфере информации, организации ее исполнения и эффективного контроля.
Нормативно-правовое обеспечения включает в себя: принятие и совершенствование правовых актов, направленных на реализацию единого информационного пространства, разработку современной правовой системы терминов связанных с информацией, создание правовых механизмов установления ответственности за правонарушения в сфере информации, разработку региональных программ, направленных на реализацию федеральной программы, необходимостью нормативно-правового регулирования межведомственного взаимодействия, в том числе, принятие единого порядка обмена информацией между всеми ведомствами управления, введение регламента для информационного сервиса.
Управление, как признано, включает в себя следующие основные процессы: управление, как приспособление, ориентация к бытующим отношениям, управление, целью которого является видоизменение этих общественных отношений. Информационные отношения развиваются стремительно, в связи с этим требуют ориентироваться на второй процесс. Однако это требует определенных затрат.
В целях развития информационных технологий в субъектах РФ нужно обеспечить достаточное бюджетное финансирование, подготовку кадров, обмен опытом. Расходы на информационное обслуживание, к сожалению, ложатся бременем на федеральный бюджет. Кроме того, проводятся конкурсы федеральными органами государственной власти на реализацию различных проектов. Так:
- Федеральными органами государственной власти проводится конкурс на реализацию проекта информационного общества в субъектах РФ, поощрением которого является субсидии из федерального бюджета.
- Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям ежегодно на конкурсной основе выделяет субсидии за счет средств федерального бюджета на производство социально-значимых проектов в сфере электронных средств массовой информации, имеющие социальное и образовательное значение.
Основными проблемами в сфере информационных ресурсов являются закрепление собственности на информационные ресурсы и полномочий по распоряжению информационными ресурсами; соотношение правового регулирования СМИ и других форм информационного обслуживания, механизмы управления информационными ресурсами, закрепление и разграничение полномочий и ответственности в области ин-
формационных ресурсов между государственными органами различных ветвей и уровней.
В условиях изменяющихся федеративных отношений, перехода от централизации к децентрализации управления, значимость, имеет принятие нормативно-правовых актов в субъектах РФ, регулирующих деятельность по формированию информационных ресурсов и принятие федеральных нормативно-правовых актов, определяющие контроль над субъектами РФ, ответственность за формирование конкретных ресурсов и их использование. Необходимо обеспечить доступ к информационным ресурсам органам местного самоуправления, независимо от их территориальной расположенности. Ведомственная разрозненность затрудняет доступ к информации.
Однако чрезмерная децентрализация власти и системы управления может привести к ослаблению единого правового и информационного пространства. Важно найти конструкции и способы указания этих вопросов в договорах о разграничении полномочий между Российской Федерацией и ее регионами.
В некоторых субъектах РФ в целях эффективного государственного управления, принятия своевременных управленческих решений проводятся программы по обучению ИТ-специалистов, квалифицированных кадров в сфере ИКТ, по работе в единой государственной сети управления и передачи данных. Также проводится обучение граждан по использованию интернет-портала государственных и муниципальных услуг.
Частью 5 статьи 29 Конституции РФ гарантируется свобода информации и запрещается цензура. Принцип свободы слова подразумевает под собой не только наделение всех субъектов правами, но и определенными обязанностями. Однако зачастую происходит злоупотребления правом в сфере деятельности СМИ. Кроме того, в ч. 2 ст. 29 Конституции РФ перечисляются гарантии от злоупотребления правом: «Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
На деле, санкции за несоблюдение указанных норм, содержащиеся в законодательстве, носят невнятный, двусмысленный характер. Гражданско-правовая ответственность не работает в полной мере, и слишком слабы административные меры. Правовая норма должна гарантировать устойчивость всех общественных отношений, для этого она сама должна быть прочной.
С целью выяснения степени и количества нарушений в СМИ точности и правдивости информации предполагается изучить судебные иски к средствам массовой информации со стороны учреждений, юридических лиц и отдельных граждан по обвинению в клевете и в оскорблении личного достоинства5.
Государство вынуждено регулировать информационные процессы определяя информационную политику посредством правовых норм. Различные факторы по-разному влияют на реализацию наиболее важных задач государственного управления. Управление информационной сферой деятельности обязано учитывать потребности общества. Средства массовой информации в этих условиях помогают обеспечить об-
5 Засурский Я.Н. Информационная безопасность России и средства массовой информации // Информационное общество. 2001. №4.с.22
ществу возможность контакта со структурами власти по всем общественно значимым проблемам с предоставлением равных возможностей участия представителям различных социальных и политических сил. Правовое поле не успевает за новыми формами отношений, поскольку средства массовой информации -это важный для государства институт общества, предназначенный для информирования людей о происходящих событиях. Тем самым государство формирует общественное мнение т.е. процесс при котором слова и поступки одних людей по определенному вопросу могут оказать решающее воздействие на других.
Современные СМИ превратились в инструмент государственного управления обществом. Государство любыми путями стремится контролировать их деятельность. СМИ, должны отстаивать интересы не только государства, как института управления, но всего общества и отдельных граждан. Государство должно быть заинтересовано, чтобы СМИ осуществляли свою деятельность в интересах всего общества, соблюдая при этом действующее законодательство.
Список литературы:
1. Конституция РФ от 12.12.1993.//Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, №4, ст.445
2. Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» //Собрание законодательства Российской Федерации 31.07.2000, №31(1ч), Ст.3448
3. Федеральный закон от 06.04.2011г. №63-ФЗ «Об электронной подписи». // Собрание законодательства Российской Федерации 11.04.2011, № 15, Ст. 2036
4. Федеральный закон от 09.02.2012 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». // Собрание законодательства Российской Федерации 16.02.2009, № 7, Ст. 776
5. Федеральный закон от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». // Собрание законодательства Российской Федерации 08.04.2013, № 14, Ст. 1652
6. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации: утв. поручением Президента Российской Федерации от 9.09.2000.//Российская газета 28.09.2000, №187.
7. Глушаченко Ю. Б. Организационно-правовые основы построения информационного пространства в современной России. // Информационное право.2007. № 2.
8. Засурский Я.Н. Информационная безопасность России и средства массовой информации. // Информационное общество. 2001. №4.
9. Райков А.Н. Информационная безопасность и управление. //Информационное общество. 1999. №5.
Literature list:
1. The Constitution of the Russian Federation of 12.12.1993. / / Collected Legislation of the Russian Federation, 26.01.2009, № 4, st.445
2. The Federal Law of 27.07.2006 № 149-FZ «It is about Information, Information Technologies and Protection of Information» / / Collected Legislation of the Russian Federation of 31.07.2000, № 31 (1h) St.3448
3. The Federal Law of 06.04.2011g. № 63-FZ «It is about electronic signature». / / Collected Legislation of the Russian Federation of 11.04.2011, №15, Art. 2036
4. The Federal Law of 09.02.2012 № 8-FZ «It is about ensuring access to information about the activities of state bodies and local self-governmen». / / Collected Legislation of the Russian Federation of 16.02.2009, № 7, Art. 776
5. The Federal Law of 05.04.2013, № 44-FZ «It is about contract system in the procurement of goods, works and services for state and municipal need». / / Collected Legislation of the Russian Federation of 08.04.2013, № 14, Art. 1652
6. Information Security Doctrine of the Russian Federation ratified. It is approved by order of the President of the Russian Federation dated 09.09.2000. / / Russian Newspaper 28.09.2000, № 187.
7. Glushachenko YB. Organizational and legal bases for the construction of information space in modern Russia. / / Information right.2007. №2.
8. Zassoursky Y. Information security and the Russian media. / / Information Society. 2001. № 4.
9. Raikov A.N. Information security and control. / / Information Society. 1999. №5.
Рецензия
на статью «Правовое обеспечение управления в информационной сфере» Курбановой Асият Сафаудиновны, к.ю.н., доцента кафедры правового обеспечения управления Института государственного управления и права ГУУ.
Данная статья отражает достигнутые результаты и приоритетные направления правового обеспечения в информационной сфере органов государственной власти и местного самоуправления. Реализация государственной политики в сфере информационных отношений всегда имела актуальность в нашей стране. Во-первых, она тесно связана с понятием государственной безопасности, а во-вторых, является важным элементом государственного управления, как в целом, так и в каждой отдельно взятой сфере. Правовой статус информации всегда прогрессирует, так как доступ к информации, регулирование информационных потоков является основой управления всеми общественными отношениями.
Автор акцентирует внимание на упущениях российского законодательства в сфере информации. Основной целью статьи является исследование отношений между государством и гражданами посредством реализации управленческих функций и принципа доступности государственных и муниципальных услуг. Государство вынуждено регулировать информационные процессы определяя информационную политику посредством правовых норм. Различные факторы по-разному влияют на реализацию наиболее важных задач государственного управления. Управление информационной сферой деятельности обязано учитывать потребности общества. Средства массовой информации в этих условиях помогают обеспечить обществу возможность контакта со структурами власти по всем общественно значимым проблемам с предоставлением равных возможностей участия представителям различных социальных и политических сил. Правовое поле не успевает за новыми формами отношений, поскольку средства массовой информации - это важный для государства институт общества, предназначенный для информирования людей о происходящих событиях. Тем самым государство формирует общественное мнение, т.е. процесс при котором слова и поступки одних людей по определенному вопросу могут оказать решающее воздействие на других.
В целом представленная статья соответствует требованиям, предъявляемым к научным трудам, посвящена актуальной проблеме и содержит авторские выводы и предложения.
Профессор кафедры «Налоговое консультирование» Финансового университета при Правительстве РФ
к.э.н, доцент В.В. Мороз