Бойченко Игнат Сергеевич
Актуальные вопросы развития информационного общества
Аннотация: Проведен информационно-правовой обзор законодательства в сфере электронного взаимодействия государства и граждан, государственных органов, а также предоставления государственных услуг. Предложены меры по совершенствованию взаимодействия институтов информационного общества.
Ключевые слова: Общество, законодательство, информация, государство, услуги, взаимодействие.
Информационное общество, как объект научного исследования, является очень многогранным и изучается различными науками: социологией, философией, политологией, юриспруденцией. В данной статье автор хочет рассмотреть наиболее актуальные вопросы развития информационного общества - электронное взаимодействие и электронные услуги.
В начале XXI века мировое сообщество разработало основы в информационного общества и закрепило их международных актах: Окинавская хартия Глобального информационного общества [1], Декларация принципов «Построение информационного общества». Положения этих международных документов дополнены статьей 19 Всеобщей декларации прав человека «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ» [2].
Для Российской Федерации вопросы в сфере электронного взаимодействия, электронных услуг являются актуальными:
> во-первых, информационные технологии развиваются быстро, ежегодный прирост около 12 процентов [3];
> во-вторых, государственная политика направлена на развитие данной сферы;
> в-третьих, 1Т-сфера для международных рынков является одной из самых перспективных и быстрорастущих в мире, с учетом вступления России в ВТО, Россия может стать крупным «игроком» в данной сфере;
> в-четвертых, с помощью развития информационных технологий Россия может перейти от сырьевой экономики к высокотехнологичному и интеллектуальному производству и продукции, как основной составляющей экономики в информационном обществе.
В последние годы сформированы основные направления и принципы построения информационного общества, и они прописаны в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации от 09.09.2000 № Пр-1895, в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации от 07.02.2008 № Пр-212, в Государственной программе Российской Федерации «Информационное общество» (2011 - 2020 годы) от 20.10.2010 №1815. Данные нормативно-правовые акты составляют базис правового регулирования построения информационного общества.
Дополняют положение вышеуказанных нормативно-правовых актов Федеральные законы: от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», от 09.02.2009. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», от 27.07.2010 № 210-ФЗ» Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» установили конституционно-правовой механизм реализации права на информацию, от 06.04.2011 № 63-Ф3 «Об электронной подписи, от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Стоит отметить, что Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации пре-
доставления государственных и муниципальных услуг» регламентирует порядок предоставления гражданам государственных и муниципальных услуг. Федеральный закон определяет принципы предоставления государственных и муниципальных услуг:
1) правомерность;
2) заявительный порядок обращения;
3) правомерность взимания с заявителей государственной пошлины;
4) открытость деятельности органов;
5) доступность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг и предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
6) возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме [4].
«Повышение качества и доступности предоставляемых организациям и гражданам государственных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, снижение административных издержек со стороны граждан и организаций, связанных с получением государственных услуг, а также внедрение единых стандартов обслуживания граждан.
Повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти и расширение возможности доступа к ней и непосредственного участия организаций, граждан и институтов гражданского общества в процедурах формирования и экспертизы решений, принимаемых на всех уровнях государственного управления» [5].
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации определило цели, направленные на повышения качества жизни в России с 2012 года по 2018 гг.[6]. Одним из приоритетных направлений являются электронные услуги, как составляющая информационного общества.
В связи с этим выделены следующие цели и задачи:
> возможность получить 100% государственных услуг самостоятельно и в любое время;
«Задача Минкомсвязи России — ускорить информатизацию органов государственной власти, чтобы полностью избавить жителей от необходимости собирать пакеты документов».
> 80% государственных услуг предоставляются в электронном виде;
Задача Минкомсвязи России — обеспечить эффективную и удобную работу портала государственных услуг, системы межведомственного электронного взаимодействия и гарантировать доступность всех госуслуг в электронном виде в любом регионе России. Необходимо создать среду, позволяющую сотням ИТ-компа-ний создавать полезные для жителей приложения и сервисы и интегрировать их с «электронным правительством».
> возможность оценить качество каждой оказанной государственной услуги;
«Задача Минкомсвязи России — через законодательные инициативы и автоматизацию обеспечить выполнение этого принципа всеми госорганами».
Министерством Юстиции Российской Федерации осуществляется предоставление государственных услуг в электронном виде: ведение государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации, предоставление информации физическим и юридическим лицам о зарегистрированных некоммерческих организациях, филиалах и представительствах иностранных некоммерческих неправительственных организаций, ведение реестров адвокатов субъектов Российской Федерации и выдаче адвокатам удостоверений, проставление в установленном порядке апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу и др.
Для успешного решения задач государственного управления в современном мире необходимо активное электронное взаимодействие государства и общества, а также переход к электронному взаимодействию между государственными органами. В этой связи необходимо отметить Постановление Правительства № 890 от 06.09.2012 г. «О мерах по совершенствованию электронного документооборота в органах государственной власти». Данное Постановление регламентирует обмен электронными документами. Стартует пилотный проект по обмену электронными документами «В период с 1 марта по 1 сентября 2013 г. осуществить реализацию пилотных проектов электронного документооборота между Аппаратом Правительства Российской Федерации и Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, а также между Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерством юстиции Российской Федерации в части государственной регистрации нормативных правовых актов Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации».
Актуальные вопросы развития информационного общества
Изменения коснулись и судебной системы РФ, а именно в возможности предоставления документов в электронном виде. В АПК были внесены соответствующие изменения.
Лица, участвующие в деле, вправе представлять в арбитражный суд документы в электронном виде, заполнять формы документов, размещенных на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, в порядке, установленном в пределах своих полномочий Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации [7].
А также получение судебных актов в электронном виде. Информация о деятельности судов может предоставляться в устной форме и в виде документированной информации, в том числе в виде электронного документа [8].
В статье 8 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» перечислены права пользователя
Пользователь информации имеет право:
1) получать достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
2) отказаться от получения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
3) не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен;
4) обжаловать в установленном порядке акты и (или) действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и установленный порядок его реализации;
5) требовать в установленном законом порядке возмещения вреда, причиненного нарушением его права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления [9].
Законодательство Российской Федерации гарантирует гражданину право на доступ к информации, получения, распространения информации. Но реализовать это право гражданину сложно по следующим причинам:
1) нет технической возможности пользоваться электронными услугами [10];
2) неправомерные действия или бездействия должностных лиц [11];
3) недостаточные меры и механизм ответственности должностных лиц [12];
4) недостаточное внедрение и распространение специального программного обеспечения, либо его высокая стоимость.
В настоящее время активно развивается нормативно - правовая база в сфере электронного взаимодействия, электронных услуг, информационного общества и информационных технологий. Активно внедряются информационные технологии в государственные органы, в бизнес, в образование, медицину, что соответствует общей государственной политики в этой сфере. Существует и ряд проблем, технологического, технического, и правового характера. Поэтому нормативная база в этой сфере будет активно совершенствоваться и развиваться. Развитие государственных и муниципальных услуг с помощью ИКТ, является верным шагом и делает государственные и муниципальные услуги удобнее и доступнее, а электронный документооборот может сократить бюрократические и другие издержки. Государственные услуги в XXI должны быть доступными, оперативными, актуальными, достоверными.
Литература.
1. ст. 9 Окинавская хартия Глобального информационного общества от 22.07.2000 // Государственная политика информационной безопасности (основные документы). - Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2001.
2. Всеобщая декларация прав человека, принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 // РГ. 1995. 5 апр.
3. Цели Минкомсвязи России http: //2018 minsvyaz.ru/#1-1 - официальный сайт Минкомсвязи России ( дата обращения 11.11.2012)
4. статья 4 Федеральный закон от 27.07.2010 # 210-ФЗ» Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // СЗ РФ. - № 31. - Ст.4179.,
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 №632-р «Об одобрении Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года» // СЗ РФ. 2008. №20. Ст.2372.
6. Цели Минкомсвязи России http : //2 018. minsvyaz.ru/#s - официальный сайт Минкомсвязи России ( дата обращения 11.11.2012)
7. См.Приказ Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.01.2011 №1 «Временный порядок подачи документов в арбитражные суды Российской Федерации в электронном виде» // Текст документа официально опубликован не был.// Консультант плюс.
8. См. Федеральный закон от 22.12.2008 №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2008. № 52 (ч.І). Ст.6217.
9. Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // СЗ РФ. 2009. № 7. Ст.776.
10. 55 миллионов Россиян пользуются сетью активно. http://www.rg.ru/2011/12/26/ shyogolev-anons.html
11. Решением от 06.02.2006 Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-70178/05-106-546 Суд признал незаконным отказ о предоставлении кадастрового плана.
12. Статья 25. Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» устанавливает ответственность должностного лица, но нет механизма применения данной нормы.
рецензент: Морозов Андрей Витальевич,
доктор юридических наук, профессор