Научная статья на тему 'Проблемы правового обеспечения деятельности государства в информационной сфере'

Проблемы правового обеспечения деятельности государства в информационной сфере Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
378
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРАВОТВОРЧЕСТВО / ЭЛЕМЕНТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЫ ОБЩЕСТВА / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ / ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЫ / ACTIVITIES OF THE STATE / INFORMATION LEGISLATION / LAW-MAKING / THE ELEMENTS OF THE INFORMATION SPHERE OF SOCIETY / THE LEGAL REGULATION OF INFORMATION RELATIONS / THE GENERALIZATION OF THE LEGAL REGULATION OF INFORMATION SOCIETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тимофеев Сергей Михайлович

Общетеоретический анализ проблем правового обеспечения деятельности государства в информационной сфере общества. Раскрываются уровни и основные направления развития современного информационного законодательства, формулируются необходимые предложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF LEGAL PROVISION OF STATE IN THE FIELD OF INFORMATION

The article is devoted to general theoretical analysis of the problems of legal support of the state in the field of information society. Reveal the levels and the main directions of development of modern information legislation, we formulate necessary proposals.

Текст научной работы на тему «Проблемы правового обеспечения деятельности государства в информационной сфере»

10. Lipset S.M. The First New Nation: The United States in Historical and Comparative Perspective, 1967.

11. McHugh J.T. Comparative Constitutional Traditions. 2002. Р. 140.

12. Nugent P. Big Men, Small Boys and Politics in Ghana, 1995. P. 10.

13. Nwabueze B.O. Presidentialism in Commonwealth Africa. 1974. Vol. 106.

14. Schlesinger A.Jr. The Imperial Presidency.

1972.

15. The Nations Called: Theology Of The Nations And Their Redemption // Pieter Bos, ed., 2002.

Pushkarev S.V. FORMATION OF THE INSTITUTE OF SUPER-PRESIDENTIAL REPUBLICS IN POST-COLONIAL AFRICA.

The article is devoted to the study of the origin and evolution of the Institute of super-presidential republics in the history of post-colonial Africa on the example of such countries as Ghana, Zambia and others.

Key words: post-colonial Africa, superpresidential republics.

ПУШКАРЕВ Станислав Вадимович родился в 1987 г., окончил Марийский государственный университет (1987), аспирант кафедры теории и истории государства и права Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации. Автор 30 работ.

УДК 342

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА В ИНФОРМАЦИОННОЙ

СФЕРЕ

С.М. Тимофеев

Общетеоретический анализ проблем правового обеспечения деятельности государства в информационной сфере общества. Раскрываются уровни и основные направления развития современного информационного законодательства, формулируются необходимые предложения.

Ключевые слова: деятельность государства; информационное законодательство; правотворчество; элементы информационной сферы общества; правовое регулирование информационных отношений; генерализация правового регулирования информационной сферы.

В условиях информационного развития общества с позиций теории государства и права осуществляется активный процесс переосмысления роли государства, его деятельности в информационной сфере общества. Несомненно, что эта деятельность требует надлежащего правового обеспечения, общетеоретических исследований совершенствования системы российского законодательства в целом в условиях глобализации, так и тенденций развития информационного законодательства.

За последние годы в российской юридической науке сложилось достаточно развернутое и аргументированное обоснование формирования и развития информационного права как новой отрасли права. Проведен научный анализ объективных оснований и потребностей в этой отрасли права, вопросов предмета и метода, основных институтов и

источников, тенденций развития информационного законодательства, его места в общей системе законодательства. Этим проблемам посвящены монографии, диссертационные исследования, научные статьи, обширная учебная литература. Сектор информационного права Института государства и права РАН под руководством профессора И. Л. Бачило успешно координирует научные исследования в этой области. Седьмой год выходит журнал «Информационное право», информационное право включено в номенклатуру юридических специальностей.

Представители теории права и информационного права признают, что информационное право имеет определенную специфическую группу регулируемых общественных отношений, содержанием которых является совокупность реально существующих материализованных овеществленных результатов

творчества (когнитивного мышления) и труда в информационной сфере общества. Они воплощаются, находят свое проявление:

- в информации при всем разнообразии и конкретике ее проявления и формируемых на этой основе информационных ресурсах;

- в средствах и технологиях работы с информацией, т.е. информационных техно -логиях;

- в средствах и технологиях передачи информации по сетям связи.

Как полагает И.Л. Бачило, это базисная основа для формирования новой области общественных отношений как основания выделения в системе права самостоятельной области правового регулирования в информационной сфере общества [4].

Сегодня информационное право как комплексная отрасль права занимает прочное место в системе российского законодательства, находится в стадии активного развития и составляет нормативно-правовую основу деятельности государства в информационной сфере общества. Теория государства и права должна изучать и обобщать новые процессы в сфере совершенствования системы законодательства и правового регулирования информационных отношений, регламентирующих деятельность государства. Эти вопросы являются актуальными для развития общей теории права, информационного права и законодательства в целом. Общетеоретические исследования правовых основ деятельности государства в этой сфере будут способствовать выявлению существующих пробелов и противоречий, а также совершенствованию право -творческой и правоприменительной деятельности, повышению эффективности государственного управления в области информационных отношений.

Анализ проблем правового обеспечения деятельности государства в информационной сфере можно проводить по самым различным направлениям. Прежде всего, исследование можно проводить по уровням нормативно -правовой базы деятельности государства. Многоуровневая деятельность государства по информационному развитию общества определяет параметры развития законодательства.

Включение России в мировое информационное пространство требует определенных усилий государства. Россия осуществляет деятельность на международной арене, ориентируясь на национальные интересы в сфере развития информационных отношений. Активность государства направлена как на формирование новых источников междуна-

родного информационного права, так и на исполнение взятых уже международно-право -вых обязательств.

По различным экспертным оценкам быстро развивающаяся система международного информационного законодательства насчитывает свыше 50 межгосударственных соглашений глобального, универсального, регионального характера. Следует выделить Окинавскую хартию глобального информационного общества как основополагающий документ, регламентирующий деятельность государств в процессе формирования информационной цивилизации [17]. В дальнейшем ее положения были учтены и конкретизированы в Декларации принципов построения информационного общества, Плана действий Тунисского обязательства и других международных документов, принятых на высшем уровне по вопросам развития информационного общества.

В принятых международно-правовых документах формируются политико-правовые контуры будущей информационной цивилизации, международные стандарты правовых норм, гарантирующие информационные права и свободы, устанавливающие в сфере информационных отношений уважение и гуманное отношение к человеку, его чести и достоинству, баланс интересов стран мирового содружества.

Анализируя международные договоры РФ, Л. А. Сергиенко выделяет две основные группы договоров, связанных с информационной проблематикой. Первую группу составляют международные договоры, посвященные непосредственно информационным проблемам. Они имеют нормы информационной направленности, регулирующих группу однородных общественных отношений в информационной сфере.

Во вторую группу входят многочисленные международные договоры по различным направлениям международного сотрудничества, межгосударственное решение которых связано также с решением информационных вопросов [10]. Чаще всего в рамках договорных отношений деятельность государства направлена на сотрудничество государств в области формирования информационных ресурсов, определение их правового режима и порядка использования информации в рамках различных правоотношений и созданных информационных систем и технологий.

В современных условиях возрастает межгосударственное сотрудничество, совместные научные исследования в сфере

разработки новых информационных технологий и средств их обеспечения, создания интеллектуальной собственности и защиты права на интеллектуальную собственность и т.д. Всестороннее развитие правового обеспечения координации деятельности государств в сфере информационных отношений является фактором повышения эффективности международно-договорной практики. Как справедливо полагает Л. А. Сергиенко, это важный путь формирования единого информационного пространства в тех сферах международной жизни, науки и деятельности, где конструирование такого пространства общими усилиями уже возможно и необходимо [11].

Международно-правовое регулирование информационных отношений заметно эволюционирует от практики заключения договоров с общим содержанием к договорам по конкретным отдельным вопросам межгосударственного информационного сотрудничества. Определенную роль ориентиров в деятельности российского государства по формированию международно-правовой основы своей деятельности играют национальные интересы России в этой сфере, а также сложившиеся институты информационного права: «Право на информацию»; «Институт правового режима информационных ресурсов»; «Институты права собственности и исключительных прав субъектов в информационной сфере»; «Институт правового режима информационных технологий, коммуникативных сетей»; « Правовое регулирование системы Интернет», «Правовое регулирование СМИ», «Электронного документооборота», «Электронной торговли» и др. Отмеченные и иные институты информационного права, в которых выражаются потребности информационного развития, направляют деятельность государства по формированию международного информационного права и регулированию глобальных информационных процессов. «В настоящее время, - отмечает И.Л. Бачило, - когда бурно развиваются межгосударственные отношения, преимущество, возможно, стоит отдать проблемам, по которым создается общее информационное пространство, формируется информационная среда, которая содержит информационные источники для взаимного общения и обогащения информационных баз как общих для всех участников, так и для отдельных членов различных форм содружества» [3].

Фундаментальное значение для развития

информационного законодательства имеет Конституция Российской Федерации, весь ее политический и правовой потенциал. Она формирует векторы развития информационного законодательства и деятельности государства, создает гарантии развития демократии и обозначает конституционные пределы деятельности государства в информационной сфере общества.

Актуальной проблемой является формирование в рамках информационного законодательства сбалансированного блока федеральных законов. В настоящее время таких законов уже принято несколько десятков. В силу комплексного характера информационного права и сложности информационных правоотношений они имеют различную отраслевую принадлежность. Представляется, что их можно сгруппировать и выделить в этом законодательстве:

- базовые или системообразующие законы, регулирующие базовые отношения в сфере информации и информатизации (например, федеральный закон от 21 июля 1993 г. №5485-1 «О государственной тайне», федеральный закон от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»; федеральный закон от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных», федеральный закон от 6 апреля 2011 г. №63-ФЗ «Об электронной подписи»);

- видовые законы, регулирующие информационные отношения субъектов в сферах создания и использования отдельных видов информационных продуктов или в отдельных составляющих информационной деятельности (например, федеральный закон от 18 июля 1995 г. №108-ФЗ «О рекламе», федеральный закон от 29 декабря 1994 г. №78-ФЗ «О библиотечном деле», федеральный закон от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», федеральный закон от 22 декабря 2008 г. №262 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», федеральный закон от 9 февраля 2009 г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»);

- отраслевое информационное законодательство, регулирующее информационные отношения в отдельных сферах жизни общества (например, федеральный закон от 7 июля 2003 г. №126-ФЗ «О связи», федеральный закон от 22 июня 1998 г. №86-ФЗ «О лекарст-

венных средствах», федеральный закон от 26 мая 1996 г. №54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»;

- группа федеральных законов, содержащих важные нормы информационного права, требующие корректировки в целях соответствия базовым информационным нормам. К ним относятся основные кодифицированные законы (например, Лесной кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ Уголовный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ и др.).

Следующий уровень правового обеспечения деятельности государства в информационной сфере связан с большой группой подзаконных актов федеральных органов исполнительной власти, в которых формируются подзаконные информационные нормы, обеспечивающие механизм реализации федерального закона. Это быстро растущий массив информационного законодательства, который достаточно слабо контролируется. Их анализ показывает, что они нередко выполняют функцию первичного правового регулирования, слабо сбалансированы между собой, имеют пробелы и противоречия. Отчасти это можно объяснить динамичным развитием информационных отношений, слабой информационной подготовкой юристов, высоким уровнем насыщенности содержания норм права сведениями техникотехнологического порядка и специальной терминологией.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 72) информационное право относится к вопросам совместного ведения [13]. Субъектам федерации оставлен значительный простор в правотворчестве в этой сфере. Но в основном они принимают нормативные акты в развитие федеральных законов, которые конкретизируют действие норм федерального законодательства, создают организационно -правовые условия для реализации федеральных и региональных программ информационного развития.

Создаются условия для развития информационного законодательства на муниципальном уровне. Для этого муниципальным образованиям необходимо оказывать финансовую, кадровую и методическую поддержку. Необходима государственная координация муниципального нормотворчества в этой сфере.

Важно отметить, что в современных условиях органы государственной власти все отчетливее осознают технико-технологиче-

ские пределы государственно-правового воздействия на информационные сетевые отношения, особенно в системе Интернет. В этой связи повышается актуальность государственно-частного партнерства по формированию локальных и корпоративных актов по регулированию поведения субъектов в виртуальном пространстве. Необходимы этические и правовые документы, развивающие инструменты саморегуляции и ответственности за собственное поведение субъектов информационных отношений.

Для теории государства и права значительный интерес представляют выводы и предложения по развитию законодательства, сформулированные представителями науки информационного права.

Сектором информационного права Института государства и права РАН была подготовлена в 2004 г. Концепция развития информационного законодательства в Российской Федерации, в которой основным направлением правового регулирования отношений в информационной сфере названо создание правовой основы государственного управления в информационной сфере. В Концепции реализуется предметно-функциональный подход к систематизации предметных областей правоотношений и целей, которые достигаются через стратегию и практику их развития. Позднее, в развитие этой концепции И.Л. Бачило по функционально-целевому принципу выделяет три области правового регулирования:

1) область создания и включения в рынок информационных технологий, средства информатизации: средства связи, ЭВМ, программы и программное обеспечение;

2) информационные ресурсы, информационные системы и их составляющие;

3) информационные процессы по использованию всех составляющих информационно-коммуникативных технологий и информационных ресурсов [3].

Такая структуризация, выделение крупных групп отношений в информационной сфере дает возможность учитывать полнее каждую предметно-функциональную область как потенциальный предмет правового регулирования, принять необходимое количество нормативно -правовых актов и сформировать правовую основу деятельности государства в информационной сфере общества.

Проблемы совершенствования нормативно-правовой основы деятельности государства в информационной сфере общества можно рассматривать через предложенную И. М. Рас-

соловым матрицу информационного законодательства, состоящую из ряда нормативных блоков:

- международное информационное законодательство;

- информационно-правовые нормы, закрепляющие информационные права и свободы человека и гражданина;

- законодательство о средствах массовой информации (закон от 27 декабря 1991 г. №2124-1 «О средствах массовой информации», федеральный закон от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О рекламе», федеральный закон от 13 января 1995 г. №7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации»);

- законодательство о разработке информационных продуктов, предоставлении информационных услуг, о формировании государственных информационных ресурсов (федеральный закон от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», федеральный закон от 29 декабря 1994 г. №77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов», федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и др.;

- законодательство об интеллектуальной собственности, защите авторских и смежных прав на информационные продукты (ряд норм ГК РФ);

- законодательство о реализации права на поиск, получение и передачу информации (федеральный закон от 9 февраля 2009 г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», федеральный закон от 22 октября 2004 г. №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», федеральный закон от 29 декабря 1994 г. №78-ФЗ «О библиотечном деле» и др.);

- законодательство о создании и применении информационных технологий и средств их обеспечения (федеральный закон от 7 июля 2003 г. №126-ФЗ «О связи», федеральный закон от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании», федеральный закон от 10 января 2002 г. №1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», федеральный закон от 10 января 2003 г. №20-ФЗ О государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»);

- законодательство об информационной безопасности (федеральный закон от 5 марта 1992 г. №2446-1 «О безопасности», федеральный закон от 21 июля 1993 г. №5485-1 «О госу-

дарственной тайне», федеральный закон от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ от 9 сентября 2000 г. №Пр-1895);

- основные информационно- правовые нормы в составе актов российского законодательства [9].

Анализ предложенной специалистами в области информационного права правовой матрицы позволяет выделить те объекты правового регулирования, которые в своей совокупности образуют элементы информационной сферы общества и требуют государственно-правового воздействия. Матричный подход к формированию правовых основ деятельности государства удобен для выделения в каждом информационно-правовом блоке базовых законов, которые должны определять направленность сведенного к необходимому и оправданному минимуму подзаконного нормотворчества. По мере накопления источников информационного права в дальнейшем должна осуществляться их кодификация, которая должна завершиться принятием Информационного кодекса Российской Федерации.

Для исследования проблем формирования правовых основ деятельности государства в информационной сфере значительный интерес представляют ежегодные Доклады Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, посвященные состоянию законодательства в России. Они публикуются с 2004 г., но особое значение представляют доклады последних лет. Так, в докладе Совета Федерации за 2008 г. были выделены 12 направлений развития законодательства, составляющие нормативную основу деятельности государства в информационной сфере:

- законодательное закрепление механизмов реализации государственной поддержки отечественных производителей информационных и коммуникационных технологий;

- правовое урегулирование вопросов, связанных с созданием и использованием сети Интернет, включая определение правового статуса сайта, доменного имени, интернет-издания, интернет-провайдера;

- развитие законодательства о различном виде информации ограниченного доступа, в том числе определение принципов соответствия видов тайн и формирования соответствующих правовых режимов конфи-

денциальности, законодательное урегулирование служебной тайны;

- законодательное регулирование доступа к информации органов государственной власти и местного самоуправления, вопросов формирования открытых государственных информационных ресурсов;

- совершенствование законодательства в части усиления защиты прав пользователей и субъектов, предоставляющих услуги связи и информационные услуги, создание эффективных механизмов контроля за соблюдением законодательства РФ в сфере технологий и связи;

- развитие законодательства, обеспечивающего техническое регулирование применения информационных технологий, информационных систем и информационно -телекоммуникационных сетей в критически важных областях жизни общества и государства;

- внесение изменений и дополнений в федеральное законодательство об оперативно-розыскной деятельности в части создания необходимых условий для проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием информационных технологий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений;

- правовое регулирование защиты важных объектов в части закрепления механизма отнесения объектов информационной инфраструктуры к критически важным и обеспечения их информационной безопасности, включая разработку и принятие требований к техническим и программным средствам, используемым в информационной инфраструктуре этих объектов, а также меры ответственности за нарушение законодательства;

- совершенствование федерального законодательства о государственной тайне;

- гармонизация и имплементация положений международно-правовых актов в федеральное законодательство, связанное с реализацией положений о защите персональных данных, доступа к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления и обеспечения их транспарентности, направленных на борьбу с киберпреступностью;

- продвижение международных инициатив и разработка международных право -вых актов, направленных на создание международной системы информационной безопасности, включая интернационализацию управления Интернетом, обеспечение юри-

дически значимого электронного документооборота при трансграничной передаче персональных данных и т.д.;

- преодоление информационного неравенства (цифрового разрыва) между российскими регионами и среди населения [14].

В докладе Совета Федерации за 2009 г. в этом отношении акцентировалось внимание на необходимости совершенствования законодательного регулирования отношений в сфере интеллектуальной собственности, гармонизации и унификации российского законодательства с нормами международного права. Актуальным выделяется направление совершенствования законодательства в области охраняемых результатов интеллектуальной деятельности по формированию рынка интеллектуальной собственности в сфере образования и науки. По состоянию на 2009 г. констатируется необходимость принятия для реализации положений части четвертой ГК РФ ряда постановлений Правительства РФ, чтобы в информационной сфере были урегулированы следующие вопросы:

- определен перечень оборудования и материальных носителей, используемых для свободного воспроизведения фонограмм и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях, а также размер и порядок сбора соответствующих средств (ч. 1 ст. 1245 ГК РФ);

- установлен порядок распределения вознаграждения между конкретными авторами, исполнителям, изготовителями фонограмм или аудиовизуальных произведений и его выплаты (ч. 3 ст. 1245 ГК РФ);

- определены содержание обязанности внедрения единой технологии, сроки, другие условия и порядок исполнения этой обязанности, последствия ее неисполнения и условия прекращения (ч. 2 ст. 1545 ГК РФ);

- определен порядок управления правом на единую технологию, принадлежащую Российской Федерации (ч. 4 ст. 1546 ГК РФ) [15].

Аналогичный доклад за 2010 г. был посвящен состоянию законодательства, регулирующего деятельность военно-оборонного комплекса. Один раздел доклада акцентировал внимание на проблемах защиты интеллектуальной собственности. Обращается внимание на необходимость совершенствования института правовой охраны и защиты результатов интеллектуальной деятельности (РИД) военного, специального и двойного назначения. Пока еще не удается сформировать правовой механизм защиты прав госу-

дарства на РИД. Переданные иностранным государствам при организации на их территориях лицензионного производства вооружений и военной техники, разработанных в бывшем СССР и в Российской Федерации. Актуально совершенствование нормативной правовой и методической базы, необходимой для полноценного формирования и функционирования государственной системы использования результатов НИОКР, полученные за счет средств федерального бюджета, для оценки стоимости прав на результаты такой деятельности [16].

Таким образом, анализ докладов Совета Федерации о состоянии законодательства дает возможность выделить и проанализировать состояние, направления и перспективы совершенствования нормативно -правовой базы деятельности государства в информационной сфере, целенаправленнее проводить правовой мониторинг.

Анализ юридической литературы и правотворческой практики показывает, что в содержательной части формирования правовых основ деятельности государства в информационной сфере пока еще недостаточно обозначена и выражена основная закономерность - генерализация правового регулирования информационных отношений. Представляется оправданным включить в понятийно-категориальный аппарат теории государства и права этот термин для обозначения растущей роли закона, повышения удельного веса закона в системе законодательства. Федеральный закон должен выдвинуться на первый план и как нормативно-правовой акт прямого действия, регулирующий важнейшие информационные отношения, деятельность государства в информационной сфере общества. Одной из внешних характеристик генерализации правового регулирования информационной деятельности государства должны выступать в дальнейшем Информационный кодекс РФ, система федеральных законов, устанавливающих баланс интересов личности, общества и государства в информационной сфере.

Источники и литература

1. Арешев А.В. Актуализация информационного законодательства стран СНГ//Информа-ционные ресурсы России, 2008. №5.

2. Бачило ИЛ. Информационное право. Роль

и место в системе права Российской Федерации / / Государство и право, 2001, №2.

3. Бачило И.Л. Информационное право. М.: ЮРАЙТ, 2009. С. 357.

4. Бачило И.Л. Информационное право. 2-е изд. М.: ЮРАЙТ. 2011. С. 25.

5. Бачило И.Л. Концепция развития информационного законодательства в Российской Федерации // Государство и право, 2005, №7. С. 4-6.

6. Гришина В.В. Системный подход к соотношению понятий информационной деятельности и правового регулировании // Информационное право, 2008, №1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Кузнецов П.У. Системные проблемы правового обеспечения информационной сферы //Право и политика, 2001, №6.

8. Полякова Т.А. Совершенствование информационного законодательства в условиях перехода к информационному обществу// Журнал российского права, 2008, №1.

9. Рассолов И.М. Информационное право. М.: ЮРАЙТ. 2011. С. 94-95.

10. Сергиенко Л .А. Правовое регулирование отношений в информационной сфере на основе международных договоров Российской Федерации //Информационные ресурсы России, 2005, №3. С. 23-24.

11. Сергиенко Л.А. О некоторых современных тенденциях и задачах совершенствования правового регулирования отношений в информационной сфере в международных договорах Российской Федерации //Труды института государства и права Российской академии наук. М.: 2009, №5. С. 160.

12. Танимов О.В., Кудашкин Я.В. Перспективы правового регулирования отношений в сети Интернет // Информационное право, 2011, №1.

13. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993). Рос. газ., 2009, № 7.

14. О состоянии законодательства в Российской Федерации: доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

2008 года. М., 2009. С. 278-282.

15. О состоянии законодательства в Российской Федерации: доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

2009 года. М., 2010.

16. О состоянии законодательства, регулирующего деятельность оборонно-промышленного комплекса: доклад Совета Федерации 2010 года. М., 2011. С. 105-116.

17. Окинавская хартия глобального информационного общества (принята на о. Окинава 22.07.2000). Дипломатический вестник. 2000, № 8. С. 51-56.

Timofeev S.M. ISSUES OF LEGAL PROVISION OF STATE IN THE FIELD OF INFORMATION

The article is devoted to general theoretical analysis of the problems of legal support of the state

in the field of information society. Reveal the levels and the main directions of development of modern information legislation, we formulate necessary proposals.

Key words: activities of the State, information legislation, law-making, the elements of the information sphere of society, the legal regulation of information relations, the generalization of the legal regulation of information society.

ТИМОФЕЕВ Сергей Михайлович родился в 1987 г., окончил Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации (2009), аспирант Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации. Автор 17работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.