УДК 37
Александрова Светлана Николаевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и развития образования Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ДЕТЕЙ-СИРОТ
И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ
БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,
КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ПРОБЛЕМА
Aleksandrova Svetlana Nikolayevna
PhD in Education Science, Assistant Professor, Education Science and Education Development Department, Chuvash State University
LEGAL CULTURE OF ORPHANED CHILDREN AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE AS A SOCIAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM
Аннотация:
В статье показана актуальность воспитания правовой культуры у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющейся фактором их дальнейшей социализации. Раскрыто содержание понятия «правовая культура», определены его составляющие, выявлены факторы, влияющие на формирование правовой культуры детей-сирот. Отмечено, что организация воспитательной работы в направлении формирования правовой культуры детей-сирот должна осуществляться в соответствии с методиками и программами, учитывающими специфику психофизического и интеллектуального развития детей данной категории.
Ключевые слова:
правовая культура, правовая социализация, дети-сироты, детские дома, интернаты, социальное сиротство, правовые основы общества, методика, программа, психофизическое и интеллектуальное развитие.
Summary:
The article substantiates the relevance of the legal culture development of orphaned children and children deprived of parental care as a factor of their future socialization. The author defines the 'legal culture' concept and its components, describes the factors affecting development of orphaned children's legal culture. It was noted that organization of educational work focused on legal culture development should be implemented in accordance with the techniques and programs that take into account the specifics of psychophysical and intellectual development of orphaned children.
Keywords:
legal culture, legal socialization, orphaned children, orphanages, boarding schools, social orphanhood, legal foundation of society, technique, program, psycho-physical and intellectual development.
Социальное сиротство, а также будущая социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - детей-сирот), обеспечение и гарантированность принадлежащих им прав становятся одними из актуальных проблем современной России.
Падение морально-нравственных семейных устоев, количественное умножение неблагополучных семей, перемены в отношении к своим детям, которые выражаются в нежелании обеспечивать им минимально достойное существование, указывают на явление, определяемое как скрытое социальное сиротство, оказывающее пагубное влияние на психику ребенка и отрицательно сказывающееся на процессе его адаптации к жизненным реалиям. Так, по данным исследователей, большинство детей, поступающих в детские дома и интернаты (далее - ДДиИ), являются социальными сиротами [1].
Дети являются будущим нашей страны, и это будущее зависит от их сознательного отношения к жизни. Именно новым поколением наследуется достигнутый уровень общественного развития, реализуется функция социального воспроизводства. Оно является будущим актором экономико-политической инициативы, в силу чего от совокупного уровня правовой культуры (далее - ПК) будущих российских граждан в целом и успешности их социализации во многом зависит дальнейшее развитие правовых процессов. Поэтому проблема воспитания у них ПК и лояльного к закону поведения приобретает особое значение, становится одним из ведущих условий законопослушного поведения будущего гражданина.
Исходя из анализа многочисленных дефиниций понятия ПК, можно считать ее составляющей общей культуры; при этом она состоит из ценностей, которые имеют связь с правовой действительностью. В то же время в состав ПК необходимо включать только относительно прогрессивное, социально полезное и ценное из правовых явлений. При этом ПК включает как результаты, так и способы человеческой деятельности, проявляется в образе мышления людей, а также в нормативных стандартах их поведения [2].
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 18)
К составляющим ПК личности следует отнести знание совокупности базовых правовых установок, осмысление правовых принципов, уважительное отношение к правовым основам общества, законности и правопорядку, осознание необходимости исполнения установленных законами требований и умение использовать правовые знания.
Наиболее полно ПК определяется как качественное состояние общественной действительности в сфере права, которое выражается в определенном уровне совершенствования законодательства, правоприменительной практики, правосознания членов социума, уровне свободы их поведения и ответственном взаимодействии государства и его граждан, которое оказывает позитивное влияние на развитие самого общества и условий его существования.
ПК выполняет различные функции, оказывающие непосредственное влияние на процесс успешной правовой социализации (далее - ПС) личности. В первую очередь ПК представляет собой важнейшее средство конструирования конкретного вида правовой личности. Усвоенные человеком правовые нормы, разработанные обществом, напрямую влияют на процесс его ПС. ПК выстраивает для индивида модель его правового поведения, что приводит, по мнению правоведов, к участию личности в общественной жизни, основанном на усвоении ПК общества, а также на формировании его правового сознания [3].
Исследователи представляют ПС как процесс, в ходе которого, с одной стороны, происходит формирование нормативных представлений индивида, усвоение им ценностей и норм права, с другой стороны, индивид осваивает навыки использования приемлемых с позиции права норм поведения в обычной жизни [4].
Правовое образование подрастающего поколения является процессом овладения им правовыми знаниями, приводящими к повышению правовой компетентности и, как следствие, к повышению ПК.
Основной результат ПК состоит в итоговом формировании правовой активности личности. При этом оба рассматриваемых выше феномена выступают необходимыми и системообразующими составляющими социально-позитивного поведения индивида, поскольку формирование и повышение ПК общества происходит посредством усвоения и поддержания его членами традиционных норм и стандартов поведения, характерных в данном социально-правовом окружении, согласно которым у индивида оказывается сформирован комплекс качеств, необходимых для успешной адаптации в данном социально-правовом пространстве, а также для осуществления социально-позитивного поведения и исполнения определенных функций. У человека, не имеющего данных свойств, при включении в правовое пространство нередко возникают сложности с адаптацией к выдвигаемым обществом требованиям, к защите своих прав и эффективному отстаиванию своих интересов в социально-правовой сфере общества.
Таким образом, формирование ПК является непременным элементом общего процесса включения личности в общественные отношения и состоит в усвоении в первую очередь ПК общества, а также деятельном постижении существующей правовой действительности и неуклонном развитии правосознания и формирования ПК личности.
Воспитание ПК и соответственно законопослушного поведения детей-сирот представляет собой целенаправленный комплекс мер, направленный на формирование установки на гражданственность, уважение к праву и соблюдение правовых норм, предотвращение правонарушений.
Воспитание ПК как составляющая правового воспитания, осуществляемая посредством использования мер и средств влияния на детское сознание, становится актуальным с начала школьного обучения и особое значение приобретает в 14-18-летнем возрасте, когда подросток в состоянии сознательно воспринять суть законов.
Формирование ПК ориентировано на принятие детьми социальных установок, не противоречащих требованиям норм законодательства. Фундаментальной задачей воспитания ПК, по мнению исследователей, следует считать достижение такого результата, при котором уважение права и законов станет во главу угла мировоззрения ребенка [5].
Готовность воспитанников ДДиИ к самостоятельному существованию во все времена была проблематичной. Законодательство предоставляет детям-сиротам гарантии материального обеспечения, образования и подготовки к будущей профессии. Однако бывшие воспитанники ДДиИ, как правило, чаще других сверстников либо принимают участие в совершении преступлений, либо становятся их жертвами, с трудом находят работу, теряют жилье, испытывают трудности в создании семьи, более подвержены алкоголизму, наркомании и суициду. Искусственная ограниченность пространства образовательного учреждения, недостаток жизненного опыта и когнитивной сферы детей-сирот, как следствие, ведут к неразвитости социального интеллекта и далее к неведению и непониманию норм человеческого общества, собственных прав и обязанностей, что приводит к социальной безответственности и неумению отстаивать собственные права [6].
Организация и реализация в ДДиИ воспитательной работы, нацеленной на формирование ПК детей-сирот, могут претворяться в жизнь посредством разработанных в целях правового воспитания методик и программ, которые должны учитывать специфику психофизического и интеллектуального развития детей данной категории. Означенные методики и программы необходимо создавать в соответствии с данными, полученными в процессе исследования возрастных особенностей развития правосознания детей-сирот.
Знание факторов, которые влияют на сознание детей-сирот, дает возможность установить определенные направления практической деятельности по воспитанию ПК, предоставить конкретные рекомендации в деле реализации воспитательного воздействия, предполагающего осмысленное и целенаправленное влияние на личность детей-сирот, на социальную среду, в которой они находятся, на процесс освоения правовой информации.
С учетом вектора оказания воздействия на детскую личность факторы, оказывающие влияние на формирование ПК детей-сирот, можно разделить на внутренние, которые представляют собой индивидуально-личностные особенности ребенка, и внешние, которые заключаются в деятельности субъектов социальной и правовой жизни общества.
Исследования отечественных психологов доказали, что условия ДДиИ приводят к формированию совершенно иного, отличного от сформировавшегося в условиях семьи типа детской личности. Специфика психофизического и социально-правового положения детей-сирот нередко является последствием негативной истории их развития, связанной с наследственными либо приобретенными патологиями, отсутствием семьи, неблагополучной социальной средой [7].
Особенности развития детей-сирот, вызывающие самые большие трудности в жизни и приводящие к негативным личностным отклонениям, по мнению большинства специалистов, максимально проявляются в эмоционально-волевой сфере и в итоге приводят к психическим расстройствам и сложностям в социальной адаптации. В одних случаях это может проявляться как тенденция к пониженной активности, приводящая к социальной апатии; в других случаях, наоборот, может привести к гиперактивности с направленностью на асоциальную (криминальную) деятельность. У многих бывших воспитанников ДДиИ выявлена тенденция к вызывающему поведению в обществе как способу привлечь внимание в отсутствии умения формировать прочные эмоциональные связи [8].
При этом, как указано в многочисленных исследованиях, значительное число детей-сирот характеризуется различными отклонениями в интеллектуальном и психическом развитии (по различным данным порядка 70-80 % от общего количества воспитанников ДДиИ), которые составляют порядка 15 % от общего числа правонарушителей [9].
Подводя итоги, можно сказать, что исчерпывающий анализ проблемы ПК как фактора успешной социализации детей-сирот дает возможность раскрыть сущностное содержание процессов формирования ПК. Как известно, одна из первостепенных потребностей индивида заключается в стремлении сопоставить себя конкретной совокупности социальных ценностей и норм, чтобы иметь возможность корректно оценивать свое собственное и чужое поведение. И лишь достаточно высокий уровень ПК и успешная социализация позволяют личности осуществлять эффективную ориентацию в социально-правовом окружении, реализовывать правомерные способы собственного поведения и ждать позитивных законопослушных способов деятельности от окружающих его членов социума. Только достаточный уровень ПК дает личности возможность успешно сформировать необходимый уровень собственной социализации.
Ссылки:
1. Сиротство как социальная проблема / под ред. Л.И. Смагиной. Минск, 2005.
2. Сальников В.П., Ромашов Р.А. Правовая культура как фактор стабилизации современного российского общества // Право как явление культуры. СПб., 2004. С. 47-58.
3. Туманов В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе // Государство и право. 2003. № 8.
4. Евдокимов А.С., Каландаришвили З.Н. Правовая культура личности в механизме развития современного правового государства // Философия и право. СПб., 2006. С. 62-67.
5. Сорокина Т.Н. Формирование правовой культуры детей-сирот в контексте социального развития личности // Право и образование. 2012. № 3. С. 57-64.
6. Боровская И.К. Воспитание и обучение детей в условиях домов-интернатов : пособие для педагогов / под ред. Т.В. Лисовской. Минск, 2007.
7. Сиротство: факторы и условия социальной эксклюзии (опыт социологического исследования) / под общ. ред. П.А. Чукреева. Улан-Удэ, 2009.
8. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 3-е изд., испр. и доп. СПб., 2007.
9. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / под ред. Л.М. Шипициной, Е.И. Казаковой. СПб., 2000.