УДК 376.64
Захарова Жанна Анатольевна
доктор педагогических наук, профессор
Груздев Владислав Владимирович
доктор юридических наук, профессор Костромской государственный университет [email protected], [email protected]
АНАЛИЗ ОПЫТА ВОСПИТАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ-СИРОТ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОПЕЧЕНИЯ
В данной статье обобщается практический опыт воспитания правовой культуры детей-сирот. Авторы стремятся проследить процесс усвоения детьми данной категории правовых знаний, степень сформированности у них правовых установок и убеждений. Особое внимание в статье уделено выбору направлений деятельности по организации воспитательного процесса, определению форм, приёмов и методов, определяющих содержание по каждому из направлений.
Ключевые слова: ребенок-сирота, подростковый возраст, правовая культура, учреждения государственного попечения.
Изменения, коснувшиеся нашей страны, различного рода реформы в обществе привели к негативным социальным последствиям, обострению социальных проблем у российского населения, среди которых: безработица, обогащение одних и обнищание других, алкоголизм, наркомания, ослабление родительской функции, безответственное родительство, и как результат, социальное сиротство.
Для социального сиротства характерны депри-вация, отсутствие значимого этапа формирования первоначального социального опыта в микросоциуме (семье) или наличие негативного опыта, незащищенность от насилия и других социальных бедствий.
Следует отметить, что дети данной категории особенно болезненно переживают различного рода перемены в сфере нравственных ценностей и социальных ролей. Для них в большей степени характерно испытывать затруднения в таких сферах как деятельность, общение и самоопределение, что в свою очередь, осложняет их личностное развитие, способствует в дальнейшем, искаженному родительскому поведению, приводит к правонарушениям.
Все это подтверждает актуальность воспитания правовой культуры у детей-сирот, находящихся в учреждениях государственного попечения, которое имеет принципиальное значение для дальнейшей социализации воспитанников данного рода учреждений, их успешной адаптации во взрослой жизни, сформированности у них, в ходе воспитательного процесса, устойчивых установок осознанного правого поведения.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения таких детей - это целенаправленная система мер, формирующая установки уважительного отношения к закону и соблюдению права, готовности разрешать цивилизованным путем различного рода споров и конфликтов, способность осознанно корректировать свое собственное поведение, ограждающее от правонарушений.
Так, в своих работах А.В. Аграновская, определяет правовую культуру как позитивные взгляды, убеждения, оценки, мотивы, установки в правовой сфере, лежащей в основе правомерного, социально активного поведения.
В.А. Балюк считает, что правовая культура - это сложное образование, состоящее из четырёх компонентов: правовых знаний; умений и навыков поступать в соответствии с нормами права и морали; нравственно-правовых чувств; правотворческой деятельности личности.
З.Н. Ибрагимова пришла к выводу, что структура правовой культуры личности включает такие компоненты как: когнитивно-познавательный, включающий правовое сознание, правовое мышление, правовые взгляды и убеждения; эмоционально-ценностный подразумевает правовые чувства, правовые ценности и правовые ценностные ориентации; деятельностно-практический основывается на мотивации правомерного поведения, правовых установок, привычки и навыков правомерного поведения.
Мы, в данном случае, под правовой культурой, будем понимать, уровень усвоенных ребенком-сиротой правовых знаний, качество осознания им их смысла, степень сформированности у него правовых установок и убеждений, реализуемых им во всех сферах жизнедеятельности.
Наш опыт работы с детьми-сиротами показывает, что правовая культура должна отражаться не только в деятельности ребенка-сироты, непосредственно в правовой сфере, но и за ее пределами, связанной, так или иначе, с применением правовых знаний. Сам же процесс воспитания правовой культуры должен стать базовой основой коррекции правового поведения и правосознания детей-сирот подросткового возраста. В этом случае, основа правовой культуры детей-сирот подросткового возраста заключается в совокупности установок, знаний, идей, ценностей, выступающих фундаментом для формирования правового поведения
116
Вестник КГУ 2017
© Захарова Ж.А., Груздев В.В., 2017
Анализ опыта воспитания правовой культуры у детей-сирот подросткового возраста..,
и правосознания гражданина демократического правового государства.
Основная задача воспитания правовой культуры у детей-сирот в условиях учреждения государственного попечения и за его пределами - уважение законодательства и права, ставшим личным убеждением каждого подопечного. В этой связи неизмеримо возрастают функции и ответственность данного рода организаций в правовом воспитании детей этой категории, формировании у них гражданских черт характера, психологии понимания законов.
Воспитание правовой культуры у детей-сирот процесс дифференцированный, обусловленный сложной структурой правового сознания. Применительно к его познавательной функции у детей-сирот в отличие от домашних детей, с учетом специфики их жизненного опыта, развития, условий становления, накопление правовых знаний имеет свои особенности, которые необходимо учитывать в ходе реализации воспитательного процесса.
Так, в Ченцовском центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей, особое внимание уделяется воспитанию правовой культуры у детей-сирот подросткового возраста. Специалисты данного учреждения в работу с воспитанниками включили дополнительную образовательную общеразвивающую программу «Твой выбор», рассчитанную на детей подросткового возраста и содержащую два раздела: профориентация и правопорядок. Данная программа реализуется в течение двух лет: в первый год подготовку проходят воспитанники 13-14 лет и во второй год -14-17 лет.
При выборе направлений деятельности по организации воспитательного процесса, определения форм, приёмов и методов, определяющих содержание по каждому направлению, учитывалось, что развитие ребёнка происходит в трёх основных сферах: деятельности, общении и самопознании.
В сфере деятельности ребёнок-сирота должен научиться ориентироваться в каждом из его видов, овладеть соответствующими умениями и навыками, способностью к тому или иному виду деятельности, а также уверенностью в собственной значимости.
В сфере общения у ребёнка-сироты должно происходить усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе, овладение различными его формами, приемлемыми как в социальном окружении ребёнка, так и в обществе в целом.
В сфере самопознания должен формироваться образ собственного «Я» как активного субъекта деятельности, произойти осмысление своей социальной принадлежности и социальной роли, адекватная самооценка.
Так, в рамках первого раздела «Профориентация» воспитанники учреждения государственного
попечения должны сформировать представления об особенностях различных видов профессий, востребованности выбранной профессии на рынке труда, льготах и гарантиях, определенных законодательством таким категориям граждан как «сирота», возможностях профессиональной и социальной мобильности.
Особое внимание в данной программе уделяется разделу «Правопорядок». Как показало наше исследование дети, оказавшиеся по разным причинам в упреждении государственного попечения, как правило, имеют весьма поверхностные представления о правовых явлениях, не задумываются над юридическими последствиями своего поведения, редко связывают успешность своей взрослой жизни с правовой культурой. Так, на начальном этапе нашего исследования, первичные результаты тестирования уровня сформированности правовой культуры показали, что у большинства детей-сирот подросткового возраста уровень правовых знаний, умений и навыков, ниже среднего (28% от общего числа воспитанников).
В связи с этим возникла необходимость внедрения в раздел «Правопорядок» программы по воспитанию правовой культуры «Твой выбор» двух составляющих - нравственной и правовой, которые реализуются в три этапа:
- первый этап - информационно-познавательный, основная задача которого дать знания детям-сиротам о праве;
- второй этап - ценностно-ориентированный, назначение которого выработать правомерное поведение у детей данной категории;
- третий этап - регулятивно-поведенческий, предполагает привитие у ребенка-сироты готовности следовать правовым нормам в повседневной жизни, осуществление конструктивного взаимодействия подопечных учреждения государственного попечения с другими членами общества на основе правовых норм и морали.
Основные формы деятельности с детьми-сиротами: разработка индивидуальных воспитательных траекторий, индивидуальные и групповые консультации, воспитательные часы на правовую тематику с приглашением специалистов прокуратуры, пенсионного фонда, представителей полиции и т. п., обсуждение проблемных ситуаций, ролевые игры, дискуссии, проектная деятельность воспитанников.
По итогам реализации мероприятий раздела «Правопорядок» воспитанники показали более высокий уровень владения социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека. У потенциальных выпускников данного учреждения государственного попечения значительно повысились способности соотносить социальные нормы с собственным поведением во всех видах деятельности (до 91% от общего числа воспитанников).
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №5
117
В специально созданных диагностических ситуациях нравственно-правового выбора дети-сироты демонстрировали способность руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости.
В ходе упражнений и дискуссий воспитанники проявили значительные коммуникативные способности, умение высказывать собственную обоснованную точку зрения, готовность выстроить взаимодействие, умение предотвратить конфликтную ситуацию.
Повторная диагностика с помощью методики «Занимательный этикет» показало повышение у ребят представлений об основах этикета и поведения в общественных местах.
О положительных изменениях по итогам реализации программы свидетельствовали наши наблюдения за поведением детей в ходе работы и в свободное время. Воспитанники стали более уверены в себе, свободнее общаться и грамотнее высказывать свою точку зрения. Они без страха могут говорить о своем будущем, имея очерченные представления о нем.
Следует отметить, что ежегодный мониторинг успешности выпускников Ченцовского центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, показывает не менее 94%, что подтверждается результатами их самостоятельной жизни и способностью выстроить свое будущее.
Библиографический список
1. Басова В.М., Захарова Ж.А. Профилактика девиантного родительства у воспитанников учреждений государственного попечения // Девиан-тология родительства / сост. и отв. ред. Е.В. Ку -канова. - М.: Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО, 2016. - С. 36-42.
2. Груздев В.В. Правовое состояние личности:
история, теория, практика. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2011. - 476 с.
3. Захарова Ж.А. Социально-педагогическое сопровождение процесса воспитания приемного ребенка в замещающей семье. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2009. - 428 с.
4. Программа постинтернатного сопровождения выпускников детского дома / Ж.А. Захаров, Э.И. Чугунова, Л.Г. Семенова и др. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2011. - 74 с.
5. Скакун О.Ф. Теория государства и права. -Харьков: Консум, 2000. - 704 с.
6. Социальная работа с молодежью / под ред. Н.Ф. Басова. - М.: Дашков и К, 2015. - 328 с.
References
1. Basova V.M., Zaharova ZH.A. Profilaktika deviantnogo roditel'stva u vospitannikov uchrezhdenij gosudarstvennogo popecheniya // Deviantologiya roditel'stva / sost. i otv. red. E.V Kukanova. - M.: Institut izucheniya detstva, sem'i i vospitaniya RAO, 2016. - S. 36-42.
2. Gruzdev V.V. Pravovoe sostoyanie lichnosti: istoriya, teoriya, praktika. - Kostroma: KGU im. N.A. Nekrasova, 2011. - 476 s.
3. Zaharova ZH.A. Social'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie processa vospitaniya priemnogo rebenka v zameshchayushchej sem'e. - Kostroma: KGU im. N.A. Nekrasova, 2009. - 428 s.
4. Programma postinternatnogo soprovozhdeniya vypusknikov detskogo doma / ZH.A. Zaharov, EH.I. CHugunova, L.G. Semenova i dr. - Kostroma: KGU im. N.A. Nekrasova, 2011. - 74 s.
5. Skakun O.F. Teoriya gosudarstva i prava. -Har'kov: Konsum, 2000. - 704 s.
6. Social'naya rabota s molodezh'yu / pod red. N.F. Basova. - M.: Dashkov i K, 2015. - 328 s.
Вестник КГУ Л 2017