УДК 371
Jamieva M.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Technologies of Preschool
and Additional Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
FORMATION OF LEGAL CULTURE OF TEACHERS AS A CONDITION OF SUCCESSFUL SOCIALIZATION OF ORPHANS.
Children learn the basics of legal culture in the family with the help of their parents. The situation is different for orphans brought up in orphanages. Being in a closed space of children's institutions, children are deprived of a possibility of smooth entry into the legal space of society and often after leaving the orphanage fall into criminal situations, remain helpless. In this regard, it is very important that teachers carry out purposeful systematic work on the formation of the foundations of legal culture of pupils. The author concludes that the development of the legal culture of a teacher should be considered as a systematic, controlled, organized, systematic and purposeful process of influence on a personality by a set of forms, means and methods that are available in modern pedagogy.
Key words: legal culture, socialization, orphans.
М.С. Джамиева, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования,
ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ
Основами правовой культуры дети овладевают в семье с помощью родителей. В ином положении находятся дети-сироты, воспитывающиеся в условиях сиротских учреждений. Находясь в условиях закрытого пространства детского учреждения, дети лишены возможности плавного вхождения в правовое пространство социума и часто после выхода из детского дома попадают в криминальные ситуации, остаются беспомощными. В связи с этим очень важно, чтобы осуществлялась целенаправленная системная работа педагогами по формированию основ правовой культуры воспитанников. Автор делает вывод о том, что формирование правовой культуры педагога необходимо рассматривать как планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на личность всей совокупности форм, средств и методов, имеющихся в современной педагогике.
Ключевые слова: правовая культура, социализация, дети-сироты.
Построение правового общества невозможно без овладения каждым гражданином основами правовой культуры. Формирование правовой культуры начинается в детстве, когда ребёнок, впервые сталкивается с понятиями «свое» и «чужое», «можно» и «нельзя» и т. д. Видя отношение старших к соблюдению норм и правил он осваивает правовые нормы жизни в социуме. Как правило, основами правовой культуры дети овладевают в семье с помощью родителей. В ином положении находятся дети-сироты, воспитывающиеся в условиях сиротских учреждений. Находясь в условиях закрытого пространства детского учреждения, дети лишены возможности плавного вхождения в правовое пространство социума и часто после выхода из детского дома попадают в криминальные ситуации, остаются беспомощными. В связи с этим очень важно, чтобы осуществлялась целенаправленная системная работа педагогами по формированию основ правовой культуры воспитанников.
В практике работы педагогов, работающих с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, вопросам повышения правовой культуры педагогов не уделяется должного внимания. Большинство педагогов, работающих с таким контингентом детей (54%) находятся на низком уровне сформирован-ности правовой культуры. У них очень ограниченные знания об основных нормативно-правовых документах, обеспечивающих защиту прав ребёнка. Очень поверхностные представления о Декларации прав ребёнка и Конвенции о правах детей. Педагоги имеют смутные представления о российских законах, обеспечивающих права и свободы ребёнка (Конституция РФ; Семейный кодекс РФ; Закон об основных гарантиях прав детей в РФ и др.) [1, с. 38]. Многие педагоги не осознают важности работы по приобщению своих воспитанников к основам правовой культуры, не владеют методикой осуществления этой работы. Налицо необходимость серьезной целенаправленной работы в данном направлении.
Правовая культура представляет собой часть духовной культуры общества, то есть системы ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих обществу и личности той или иной страны на том или ином этапе её развития. Правовая культура реализуется на трех уровнях (научном, профессиональном, бытовом). Ведущая роль в развитии правовой культуры граждан принадлежит системе образования. Педагог - транслятор, проводник правовой культуры в массы, следовательно, современный педагог призван осуществлять данную деятельность на профессиональном уровне [2, с. 21].
Правовая культура педагога подразумевает позитивное правовое сознание в действии. Она представляет собой творческую деятельность, соответствующую прогрессивным до-
стижениям общества в правовой сфере, благодаря которой и происходит постоянное правовое обогащение индивида. Правовая культура выступает как результат целенаправленной, систематической подготовки, включающей содержание, средства, методы и формы правового обучения, воспитания и саморазвития адекватные профессиональной деятельности педагога учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Формирование правовой культуры педагогов учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей -это сложный, поэтапный процесс, который зависит от организации соответствующих условий, а именно:
- использование форм и методов, адекватных поэтапному продвижению педагогов к высокому уровню правовой культуры;
- вооружение педагогов правовыми знаниями, умениями и навыками на основе внедрения теоретического семинара «Права ребёнка в современном мире» и спецкурса «Правовая культура педагога учреждения для детей-сирот»;
- использование в процессе обучения психолого-педагогических способов, стимулирующих творческую активность педагогов;
- обеспечение возможностей для занятий самообразованием.
Формирование правовой культуры можно представить как процесс самоопределения личности, обусловливающий выработку устойчивых правовых идей и принципов, способствующий законопослушной деятельности в сфере правоприменения [2, с. 17].
Правовая культура педагога учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - это степень развитости его правовых качеств, определяющих глубокое знание норм отечественного и международного законодательства в области прав ребёнка, проявления гуманизма, высокой культуры и этики гражданско-профессионального поведения, реализующихся в правопослушной профессиональной деятельности и владение методическими основами работы по формированию основ правовой культуры своих воспитанников [3, с. 76].
Главные особенности процесса формирования правовой культуры, по мнению ряда исследователей, включают:
- зависимость от общеобязательных правовых норм, которые являются его исходной базой;
- доведение до личности сведений об установленных государством и связанных с их поведением правах, и обязанностях;
- опору на гарантированную возможность в необходимых случаях применить принудительную силу государства в виде юридической ответственности правонарушителей;
- охват субъектов, не только соблюдающих нормы права, но и лиц, склонных к совершению правонарушений или уже совершивших их, в связи, с чем в какой-то степени решаются задачи непосредственного пресечения и предупреждения правонарушения;
- осуществление его в специальных правовых формах, с использованием правовых средств и методов и др. [4. с. 12].
Одной из важных составляющих формирования правовой культуры является правовое обучение. При организации обучения педагогов образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо осуществлять:
- тщательный отбор правового материала;
- гибкость обучения, т. е. адаптацию обучения к потребностям учреждений для детей-сирот;
- применение активных методов обучения;
- создание правовых ресурсов в электронной форме (книги, законы, юридические журналы, нормативно-правовые акты в сфере образования);
- индивидуализированную технологию.
Структура вырабатываемого правового убеждения включает в себя не только знание правовых норм, не только уверенность в истинности этих знаний, но и постоянную готовность действовать, руководствуясь ими.
Эффективность формирования правовой культуры личности предполагает её активную деятельность в данном процессе. Человек должен не только механически воспринимать предлагаемые ему правовые знания, но и превращать накопленную информацию в личные убеждения, развивать себя, обеспечивать постоянное самосовершенствование, интериоризировать основные ценности права, превращая их в правокультурные качества.
Личность педагога учреждения для детей-сирот с высокой правовой культурой обладает следующими качествами:
- глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку;
- знание системы основных правовых предписаний, профессионально-значимых нормативных актов, правильное понимание и уяснение их содержания и значения;
- умение активно и самостоятельно применять правовые знания на практике;
- согласованность повседневного поведения и личного отношения к реальной действительности, с полученными правовыми знаниями;
- невосприимчивость к совершению любых правонарушений;
Библиографический список
- стереотип поведения в точном соответствии с полученными правовыми знаниями;
- безусловный приоритет прав ребёнка в смысложизнен-ных ориентациях.
Формирование правовых убеждений личности, таким образом, тесно связано с проблемой интериоризации получаемых ею правовых знаний во внутренние духовные ценности. Правовое воспитание, следовательно, должно быть построено так, чтобы передаваемые правовые знания становились объектом ценностной ориентации личности. При этом важно не только превратить знание правовых норм в глубокие убеждения и духовные ценности человека, но и выработать стойкую привычку поступать соответственно этим знаниям и активно использовать их в правовой творческой правоприменительной деятельности.
На ход процесса формирования правовой культуры оказывают влияние и правовая психология общества; система юридических норм; гражданское общество и его социокультурные основания, особенности правового самосознания личности. По мере трансформации общества компоненты системы правового воспитания наполняются новым содержанием. Эти компоненты существуют в том или ином виде всегда [4, с. 74].
Осуществление процесса формирования правовой культуры педагога учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с позиций культурологического подхода предполагает насыщение учебных дисциплин общечеловеческими проблемами, ценностями; требует изменения принципов взаимодействия гуманитарных, создания междисциплинарных блоков и установления межпредметных связей, расширения спецкурсов по формированию правовой культуры, изучаемых как педагогами, так и воспитанниками, за счет резервов национально-регионального компонента учебного плана учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Формирование правовой культуры педагога необходимо рассматривать как планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на личность всей совокупности форм, средств и методов, имеющихся в современной педагогике с целью формирования её эмоционально-рефлексивного, мотивационно-ценностного, когнитивного и практически-деятельностного компонентов.
Таким образом, задача формирования правовой культуры будет решена лишь в том случае, если личностью будут усвоены правовые знания, сформированы убеждения, развиты правовые потребности, ценности, мировоззрение и навыки правопослуш-ного поведения, являющиеся главными составляющими правовой культуры личности.
1. Репина О.Н. Формирование правовой культуры педагога дошкольного образования. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Барнаул, 2008.
2. Шахманова А.Ш. Социальное развитие детей в детском доме. Мир науки, культуры, образования. 2014; 6 (49): 38 - 41.
3. Джамиева М.С. Формирование правовой культуры педагога детского дома. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Махачкала, 2010.
4. Мищенко В.В. Формирование правовой культуры специалиста в учреждениях высшего технического образования. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Курск, 2002.
References
1. Repina O.N. Formirovanie pravovoj kul'tury pedagoga doshkol'nogo obrazovaniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Barnaul, 2008.
2. Shahmanova A.Sh. Social'noe razvitie detej v detskom dome. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 6 (49): 38 - 41.
3. Dzhamieva M.S. Formirovanie pravovoj kul'tury pedagoga detskogo doma. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Mahach-kala, 2010.
4. Mischenko V.V. Formirovanie pravovoj kul'tury specialista v uchrezhdeniyah vysshego tehnicheskogo obrazovaniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kursk, 2002.
Статья поступила в редакцию10.10.18
УДК 371
Magomedova Z.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Pedagogy and Technology of Preschool and Additional Education, Faculty of Preschool Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Alibekova K.M., postgraduate, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
SOCIAL ADAPTATION OF SCHOOLCHILDREN IN ADDITIONAL EDUCATION. Currently, the socio-cultural reality is not always beneficial to the development of the younger generation, there are problems of children's leisure. In this regard, additional education is relevant. One of its main tasks is to reveal the creative potential of the child, to help in his or her socialization. The system of additional education has a unique opportunity to create a set of conditions for full development of every child. regardless of the initial