Научная статья на тему 'Правовое воспитывающее пространство как условие правомерного поведения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей'

Правовое воспитывающее пространство как условие правомерного поведения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
353
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДЕТИ – СИРОТЫ И ДЕТИ / ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / ПРАВОВОЕ ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО / ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / LEGAL EDUCATION / CHILDREN ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE / RAISING A LEGAL SPACE / GOOD BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сорокина Татьяна Николаевна

В статье автор обосновывает необходимость формирования правового воспитывающего пространства в интернатном учреждении как условие правомерного поведения детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Выделяет структурные элементы правового пространства интернатного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сорокина Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Raising a legal space as a condition of lawful conduct of orphans and children without parental care

The author justifies the need for a law bringing up space in institutions as a condition of lawful behavior of children orphans and children left without parental care. Highlights the structural elements of the legal space institutionalization.

Текст научной работы на тему «Правовое воспитывающее пространство как условие правомерного поведения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Сорокина Татьяна Николаевна

Tatiana Nikolaevna Sorokina ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева» State Educational Institution "Mordovia State Pedagogical Institute. ME Evseveva " Преподаватель кафедры педагогики Lecturer in pedagogy E-mail: [email protected]

Правовое воспитывающее пространство как условие правомерного поведения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Raising a legal space as a condition of lawful conduct of orphans and children without

parental care

Аннотация: В статье автор обосновывает необходимость формирования правового воспитывающего пространства в интернатном учреждении как условие правомерного поведения детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Выделяет структурные элементы правового пространства интернатного учреждения.

The Abstract: The author justifies the need for a law bringing up space in institutions as a condition of lawful behavior of children - orphans and children left without parental care. Highlights the structural elements of the legal space institutionalization.

Ключевые слова: Правовое воспитание, дети - сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, правовое воспитывающее пространство, правомерное поведение

Keywords: Legal education, children - orphans and children left without parental care, raising a legal space, good behavior.

Анализ опыта деятельности интернатных учреждений показывает, что в настоящее время в них применяются педагогические технологии, которые были разработаны еще 20 - 40 лет назад, и рассчитаны, на совершено иную социально-экономическую, социально - психологическую, социально-педагогическую ситуацию в обществе. Развитие в России правового гражданского общества, невозможно без воспитания молодого поколения общественно активной молодежи знающей свои гражданские права и умеющей их активно защищать.

Используя термин, «воспитывающее правовое пространство» мы будем придерживаться его значения, связанного с процессом специально организованного целенаправленного формирования личности по определенному образцу. Итак, под воспитывающим пространством мы будем понимать систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и нравственнопредметном окружении [2, 7].

При моделировании правового воспитывающего пространства необходимо учитывать три основных элемента:

-философско-психологическое представление о человеке и его развитии,

-педагогическое представление о роли и сущности воспитания в развитии человека,

-представление о роли педагога в развитии и воспитании ребенка, характере их взаимодействия.

Важнейшим компонентом изменения содержания пространства интернатного учреждения должны стать изменения в укладе самой жизни. Такой уклад призван обеспечить реализацию условий для соблюдения прав человека и прав ребенка.

Чертами интернатного уклада могут выступать:

- наличие строго не регулируемых и не регламентируемых образовательных пространств, в которых нет жестких, кем-то заранее извне установленных правил, где субъектом создания норм и правил является сам воспитанник вместе со взрослыми и товарищами;

- обязательное участие воспитанников и педагогов в создании норм и правил общей жизни, при которых уклад только и возможен как договор между теми, кто в нем будет жить;

- открытость принимаемых решений, возможность для каждого члена коллектива влиять на характер решений, касающихся всего сообщества детского дома-школы;

- построение школы-интерната как действующей модели открытого правового общества;

- введение социально-трудовой практики как самостоятельной образовательной области, обеспечивающей не только освоение окружающей социальной среды, но и создающей особый стиль отношений в коллективе.

Формированию опыта правового поведения у детей и взрослых будет способствовать общественный характер процесса создания уклада жизни в интернатном учреждении. Воспитанники и педагоги должны вместе обсуждать, какой стиль, образ жизни будет преобладать в их интернате в соответствии с этнокультурными традициями и региональными особенностями и возможностями [2, 12].

Таким образом, правовое пространство интернатного учреждения можно представить как действующую модель демократического общества, к которой относятся следующие элементы:

1. Обсуждение демократических ценностей коллектива интерната и взаимоотношений в нем с учетом реальных жизненных ситуаций.

2. Участие детей и взрослых в создании норм и правил общей жизни (законотворческая деятельность в своем коллективе).

3. Наличие компетентных органов коллектива, создающих условия для реализации совместно принятых норм.

4. Создание условий для участия каждого воспитанника и педагога в решении са-

мых важных вопросов, касающихся всех (общее собрание).

5. Наличие выбираемого всеми органа, разрешающего конфликты и рассматри-

вающего случаи нарушения законов (конфликтная комиссия, суд чести и т.п.).

6. Привлечение каждого к созданию или пересмотру норм общей жизни.

Таким образом, основными составляющими воспитывающего правового пространства интернатного учреждения являются:

1. Повышение квалификации педагогов и руководителей интернатных учреждений по специально разработанной программе: «Формирование воспитывающего правового пространства в интернатном учреждении. Теория и практика».

На наш взгляд, в данной программе необходимо рассмотреть такие темы, как:

1. Международный опыт правового воспитания детей.

2. Правовое воспитание в современной педагогической теории.

3. Основополагающие принципы, цели и задачи формирования правового воспитывающего пространства.

4. Дидактическая игра как средство формирования правового опыта ребенка.

5. Технология контроля знаний, умений и навыков детей в условиях правового воспитывающего пространства.

6. Педагог как субъект правового воспитывающего пространства.

7. Научно-методическое обеспечение процесса формирования правового воспитывающего пространства и т. д.

Воспитывающее правовое пространство станет местом формирования демократических ценностей только тогда, когда оно будет самым тесным образом связано с проблемами правового пространства российского общества и государства, а также окружающего социума. В связи с этим педагогу необходимо знать сущность демократии, историю проблемы прав человека в мире, содержание этих прав для того, чтобы использовать и создавать ситуации соотнесения того, что происходит в интернатном учреждении с более широким контекстом.

Педагогу должен быть присущ демократический стиль работы и поведения. Ему следует понимать сущность, назначение, основные направления правового образования и воспитания, обладать таким качеством, как коммуникативность и искусством педагогической поддержки. Для эффективного создания правового воспитывающего пространства помимо необходимой каждому педагогу специальной, общекультурной и общеценностной суммы знаний принципиальное значение приобретают знания в следующих областях:

- основы теорий социализации через гражданское образование;

- основные формы современной организации воспитательной деятельности детей;

- основы демократии и прав человека, теории гражданского общества и правового государства;

- современные теории демократизации образовательного учреждения, процесса воспитания и управления интернатным учреждением;

- воспитательное сотрудничество, основы конструктивных коммуникаций;

- основы конфликтологии (предотвращения, разрешения конфликтов, ведение переговоров).

Обновление образования выдвигает новые требования к развитию личностных качеств педагога, его ценностных ориентаций, в связи, с чем важно обращать внимание в работе с педагогами на такие стороны:

Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800) Опубликовать статью в журнале - http://publ.naukovedenie.ru

- формирование активной жизненной гражданской позиции педагогов;

- ценностное самоопределение личности педагога, основой которого является признание ценностей многообразия и толерантности;

- формирование демократического стиля педагогической деятельности, включающего позитивную направленность на воспитание, стремление к компромиссу;

- развитие коммуникативной культуры педагогов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что свободную личность способен воспитывать свободный человек. В связи с этим мы отмечаем, что реализация педагогического принципа свободы может происходить по двум направлениям: становление свободной личности педагога и формирование свободной личности воспитанника.

Вторым составляющим правового воспитывающего пространства является разработка программы для детей младшего школьного возраста интернатных учреждений.

Недостаточная сформированность у детей-сирот способность к усвоению знаний, обусловленная незрелостью эмоционально-волевой сферы, их низкой познавательной активностью, препятствует эффективному восприятию правовой информации. Поэтому планируемая в интернатном учреждении воспитательно-образовательная деятельность должна максимально учитывать психосоциальные особенности воспитанников. Важнейшей ее составной частью может служить программа по правовому воспитанию детей «Ваши права, дети!», рассчитанная на реализацию в сиротских учреждениях.

Указанный подход требует внедрения в учебно-воспитательный процесс интернатных учреждений специальных правовоспитательных методов и технологий, не только ориентированных на передачу знаний об объективном праве, субъективных правах и свободах, юридических обязанностях, но и позволяющих достичь осознания воспитанниками понятия права, выработать у них определенное правовое мировоззрение, сформировать индивидуальный стиль жизни, не нарушающий требований правовых норм.

Задачами программы являются:

•формирование в интернатном учреждении правового воспитывающего пространства на принципах демократизации и гуманизации педагогического процесса.

•содействие становлению социально активной, свободной и ответственной личности, строящей собственную жизнь на принципах демократии и толерантности.

•создание необходимых педагогических условий для воспитания законопослушного гражданина своей Родины.

Третьим не менее важным компонентом, на наш взгляд, воспитывающего правового пространства является «Уголок прав ребенка», которые рекомендуется создавать в каждой группе интернатного учреждения. Эти «Уголки...» должны создаваться с учетом психофизиологических особенностей детей 6—10 лет, поэтому в их содержание желательно включать приблизительно следующие блоки:

1) наглядно-занимательный материал, представляющий собой иллюстрации основных прав детей (например, увеличенные рисунки к текстам статей Закона Российской Федерации «О правах ребенка»);

Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800) Опубликовать статью в журнале - http://publ.naukovedenie.ru

2) справочно-информационный материал, в котором содержатся сведения о том, в какие организации и к каким специалистам можно обращаться в случае возникновения необходимости (образцы «Моего Круга Безопасности», заполненного «Личика» и др.);

3) приспособления для осуществления обратной связи (например, ящик для писем и обращений «Мне нужна помощь»);

4) страничка детского творчества, где будут помещены различные поделки, например, рисунки воспитанников и др.;

5) раздел «В помощь педагогам» с советами и информацией, касающейся содержания прав детей и возможности их защиты.

С учетом требований к наглядности, которая воздействует на зрительные рецепторы, необходимо подбирать такие рисунки, иллюстрации и другие дидактические средства, где основная мысль, идея будет понятна сразу. В наглядных средствах обучения информация, получаемая на вербальном уровне, дополнительна, второстепенна. Следовательно, на различных «Уголках прав ребенка», на стенных газетах, плакатах, предназначенных для младших школьников, не должно быть лишних деталей, отвлекающих и рассеивающих внимание детей, чтобы второстепенное не заслоняло главного. Кроме того, основываясь на тех же требованиях к наглядности, желательно менять содержание «Уголков...», плакаты, помещаемые детские рисунки и другие поделки, ибо при длительном использовании одного и того же материала ребенок перестает его воспринимать. А поскольку внимание ребенка не останавливается, следовательно, предлагаемая наглядность просто теряет смысл. Для поиска иллюстраций можно использовать перечень произведений для детей «Права и сказки», а также прилагаемый к разработкам раздаточный материал.

Четвертым звеном воспитывающего правового пространства является возможность постоянного доступа воспитанников к сети Шегпе!. Развитие современного воспитательного и образовательного пространства интернатного учреждения должно строиться на использовании современных компьютерных технологий. Ребенок, воспитывающийся в интернатном учреждении, уже с младшего школьного возраста (даже раньше) овладевает компьютером, которой помогает ему получать информацию о своих правах и обязанностях в данной социальной среде; социальном учреждении; на определенном возрастном этапе и т.д. В этой работе хорошим помощником становится всероссийский информационный правовой портал «Права ребенка - твои права». Миссия, которая возлагается на данный интернет-проект, заключается в правовом просвещении детей по вопросам защиты их прав в различных областях общественной жизни (ребенок и семья, ребенок и школа, ребенок и труд, ребенок и милиция, ребенок и суд и др.), а также в оказании бесплатной юридической помощи несовершеннолетним. Представляется, что данный интернет ресурс послужит мощным инструментом для распространения знаний в области прав детей и пропаганды защиты прав детей в Российской Федерации, а интерактивные интернет консультации специалистов позволят оказать правовую помощь конкретному подростку, попавшему в трудную жизненную ситуацию, воспользовавшись компьютером. www.pravadetey.ru

ЛИТЕРАТУРА

1. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития

правовой грамотности и правового сознания граждан (утв. Президентом РФ) //

www.consultant.ru

2. Зеленова, Н. Г. Я - ребенок, и я имею право / Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. -М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. - 96 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.