Сорокина Татьяна Николаевна
Tatiana Nikolaevna Sorokina ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева» State Educational Institution "Mordovia State Pedagogical Institute. ME Evseveva " Преподаватель кафедры педагогики Lecturer in pedagogy E-mail: [email protected]
Правовое воспитывающее пространство как условие правомерного поведения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Raising a legal space as a condition of lawful conduct of orphans and children without
parental care
Аннотация: В статье автор обосновывает необходимость формирования правового воспитывающего пространства в интернатном учреждении как условие правомерного поведения детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Выделяет структурные элементы правового пространства интернатного учреждения.
The Abstract: The author justifies the need for a law bringing up space in institutions as a condition of lawful behavior of children - orphans and children left without parental care. Highlights the structural elements of the legal space institutionalization.
Ключевые слова: Правовое воспитание, дети - сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, правовое воспитывающее пространство, правомерное поведение
Keywords: Legal education, children - orphans and children left without parental care, raising a legal space, good behavior.
Анализ опыта деятельности интернатных учреждений показывает, что в настоящее время в них применяются педагогические технологии, которые были разработаны еще 20 - 40 лет назад, и рассчитаны, на совершено иную социально-экономическую, социально - психологическую, социально-педагогическую ситуацию в обществе. Развитие в России правового гражданского общества, невозможно без воспитания молодого поколения общественно активной молодежи знающей свои гражданские права и умеющей их активно защищать.
Используя термин, «воспитывающее правовое пространство» мы будем придерживаться его значения, связанного с процессом специально организованного целенаправленного формирования личности по определенному образцу. Итак, под воспитывающим пространством мы будем понимать систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и нравственнопредметном окружении [2, 7].
При моделировании правового воспитывающего пространства необходимо учитывать три основных элемента:
-философско-психологическое представление о человеке и его развитии,
-педагогическое представление о роли и сущности воспитания в развитии человека,
-представление о роли педагога в развитии и воспитании ребенка, характере их взаимодействия.
Важнейшим компонентом изменения содержания пространства интернатного учреждения должны стать изменения в укладе самой жизни. Такой уклад призван обеспечить реализацию условий для соблюдения прав человека и прав ребенка.
Чертами интернатного уклада могут выступать:
- наличие строго не регулируемых и не регламентируемых образовательных пространств, в которых нет жестких, кем-то заранее извне установленных правил, где субъектом создания норм и правил является сам воспитанник вместе со взрослыми и товарищами;
- обязательное участие воспитанников и педагогов в создании норм и правил общей жизни, при которых уклад только и возможен как договор между теми, кто в нем будет жить;
- открытость принимаемых решений, возможность для каждого члена коллектива влиять на характер решений, касающихся всего сообщества детского дома-школы;
- построение школы-интерната как действующей модели открытого правового общества;
- введение социально-трудовой практики как самостоятельной образовательной области, обеспечивающей не только освоение окружающей социальной среды, но и создающей особый стиль отношений в коллективе.
Формированию опыта правового поведения у детей и взрослых будет способствовать общественный характер процесса создания уклада жизни в интернатном учреждении. Воспитанники и педагоги должны вместе обсуждать, какой стиль, образ жизни будет преобладать в их интернате в соответствии с этнокультурными традициями и региональными особенностями и возможностями [2, 12].
Таким образом, правовое пространство интернатного учреждения можно представить как действующую модель демократического общества, к которой относятся следующие элементы:
1. Обсуждение демократических ценностей коллектива интерната и взаимоотношений в нем с учетом реальных жизненных ситуаций.
2. Участие детей и взрослых в создании норм и правил общей жизни (законотворческая деятельность в своем коллективе).
3. Наличие компетентных органов коллектива, создающих условия для реализации совместно принятых норм.
4. Создание условий для участия каждого воспитанника и педагога в решении са-
мых важных вопросов, касающихся всех (общее собрание).
5. Наличие выбираемого всеми органа, разрешающего конфликты и рассматри-
вающего случаи нарушения законов (конфликтная комиссия, суд чести и т.п.).
6. Привлечение каждого к созданию или пересмотру норм общей жизни.
Таким образом, основными составляющими воспитывающего правового пространства интернатного учреждения являются:
1. Повышение квалификации педагогов и руководителей интернатных учреждений по специально разработанной программе: «Формирование воспитывающего правового пространства в интернатном учреждении. Теория и практика».
На наш взгляд, в данной программе необходимо рассмотреть такие темы, как:
1. Международный опыт правового воспитания детей.
2. Правовое воспитание в современной педагогической теории.
3. Основополагающие принципы, цели и задачи формирования правового воспитывающего пространства.
4. Дидактическая игра как средство формирования правового опыта ребенка.
5. Технология контроля знаний, умений и навыков детей в условиях правового воспитывающего пространства.
6. Педагог как субъект правового воспитывающего пространства.
7. Научно-методическое обеспечение процесса формирования правового воспитывающего пространства и т. д.
Воспитывающее правовое пространство станет местом формирования демократических ценностей только тогда, когда оно будет самым тесным образом связано с проблемами правового пространства российского общества и государства, а также окружающего социума. В связи с этим педагогу необходимо знать сущность демократии, историю проблемы прав человека в мире, содержание этих прав для того, чтобы использовать и создавать ситуации соотнесения того, что происходит в интернатном учреждении с более широким контекстом.
Педагогу должен быть присущ демократический стиль работы и поведения. Ему следует понимать сущность, назначение, основные направления правового образования и воспитания, обладать таким качеством, как коммуникативность и искусством педагогической поддержки. Для эффективного создания правового воспитывающего пространства помимо необходимой каждому педагогу специальной, общекультурной и общеценностной суммы знаний принципиальное значение приобретают знания в следующих областях:
- основы теорий социализации через гражданское образование;
- основные формы современной организации воспитательной деятельности детей;
- основы демократии и прав человека, теории гражданского общества и правового государства;
- современные теории демократизации образовательного учреждения, процесса воспитания и управления интернатным учреждением;
- воспитательное сотрудничество, основы конструктивных коммуникаций;
- основы конфликтологии (предотвращения, разрешения конфликтов, ведение переговоров).
Обновление образования выдвигает новые требования к развитию личностных качеств педагога, его ценностных ориентаций, в связи, с чем важно обращать внимание в работе с педагогами на такие стороны:
Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800) Опубликовать статью в журнале - http://publ.naukovedenie.ru
- формирование активной жизненной гражданской позиции педагогов;
- ценностное самоопределение личности педагога, основой которого является признание ценностей многообразия и толерантности;
- формирование демократического стиля педагогической деятельности, включающего позитивную направленность на воспитание, стремление к компромиссу;
- развитие коммуникативной культуры педагогов.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что свободную личность способен воспитывать свободный человек. В связи с этим мы отмечаем, что реализация педагогического принципа свободы может происходить по двум направлениям: становление свободной личности педагога и формирование свободной личности воспитанника.
Вторым составляющим правового воспитывающего пространства является разработка программы для детей младшего школьного возраста интернатных учреждений.
Недостаточная сформированность у детей-сирот способность к усвоению знаний, обусловленная незрелостью эмоционально-волевой сферы, их низкой познавательной активностью, препятствует эффективному восприятию правовой информации. Поэтому планируемая в интернатном учреждении воспитательно-образовательная деятельность должна максимально учитывать психосоциальные особенности воспитанников. Важнейшей ее составной частью может служить программа по правовому воспитанию детей «Ваши права, дети!», рассчитанная на реализацию в сиротских учреждениях.
Указанный подход требует внедрения в учебно-воспитательный процесс интернатных учреждений специальных правовоспитательных методов и технологий, не только ориентированных на передачу знаний об объективном праве, субъективных правах и свободах, юридических обязанностях, но и позволяющих достичь осознания воспитанниками понятия права, выработать у них определенное правовое мировоззрение, сформировать индивидуальный стиль жизни, не нарушающий требований правовых норм.
Задачами программы являются:
•формирование в интернатном учреждении правового воспитывающего пространства на принципах демократизации и гуманизации педагогического процесса.
•содействие становлению социально активной, свободной и ответственной личности, строящей собственную жизнь на принципах демократии и толерантности.
•создание необходимых педагогических условий для воспитания законопослушного гражданина своей Родины.
Третьим не менее важным компонентом, на наш взгляд, воспитывающего правового пространства является «Уголок прав ребенка», которые рекомендуется создавать в каждой группе интернатного учреждения. Эти «Уголки...» должны создаваться с учетом психофизиологических особенностей детей 6—10 лет, поэтому в их содержание желательно включать приблизительно следующие блоки:
1) наглядно-занимательный материал, представляющий собой иллюстрации основных прав детей (например, увеличенные рисунки к текстам статей Закона Российской Федерации «О правах ребенка»);
Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800) Опубликовать статью в журнале - http://publ.naukovedenie.ru
2) справочно-информационный материал, в котором содержатся сведения о том, в какие организации и к каким специалистам можно обращаться в случае возникновения необходимости (образцы «Моего Круга Безопасности», заполненного «Личика» и др.);
3) приспособления для осуществления обратной связи (например, ящик для писем и обращений «Мне нужна помощь»);
4) страничка детского творчества, где будут помещены различные поделки, например, рисунки воспитанников и др.;
5) раздел «В помощь педагогам» с советами и информацией, касающейся содержания прав детей и возможности их защиты.
С учетом требований к наглядности, которая воздействует на зрительные рецепторы, необходимо подбирать такие рисунки, иллюстрации и другие дидактические средства, где основная мысль, идея будет понятна сразу. В наглядных средствах обучения информация, получаемая на вербальном уровне, дополнительна, второстепенна. Следовательно, на различных «Уголках прав ребенка», на стенных газетах, плакатах, предназначенных для младших школьников, не должно быть лишних деталей, отвлекающих и рассеивающих внимание детей, чтобы второстепенное не заслоняло главного. Кроме того, основываясь на тех же требованиях к наглядности, желательно менять содержание «Уголков...», плакаты, помещаемые детские рисунки и другие поделки, ибо при длительном использовании одного и того же материала ребенок перестает его воспринимать. А поскольку внимание ребенка не останавливается, следовательно, предлагаемая наглядность просто теряет смысл. Для поиска иллюстраций можно использовать перечень произведений для детей «Права и сказки», а также прилагаемый к разработкам раздаточный материал.
Четвертым звеном воспитывающего правового пространства является возможность постоянного доступа воспитанников к сети Шегпе!. Развитие современного воспитательного и образовательного пространства интернатного учреждения должно строиться на использовании современных компьютерных технологий. Ребенок, воспитывающийся в интернатном учреждении, уже с младшего школьного возраста (даже раньше) овладевает компьютером, которой помогает ему получать информацию о своих правах и обязанностях в данной социальной среде; социальном учреждении; на определенном возрастном этапе и т.д. В этой работе хорошим помощником становится всероссийский информационный правовой портал «Права ребенка - твои права». Миссия, которая возлагается на данный интернет-проект, заключается в правовом просвещении детей по вопросам защиты их прав в различных областях общественной жизни (ребенок и семья, ребенок и школа, ребенок и труд, ребенок и милиция, ребенок и суд и др.), а также в оказании бесплатной юридической помощи несовершеннолетним. Представляется, что данный интернет ресурс послужит мощным инструментом для распространения знаний в области прав детей и пропаганды защиты прав детей в Российской Федерации, а интерактивные интернет консультации специалистов позволят оказать правовую помощь конкретному подростку, попавшему в трудную жизненную ситуацию, воспользовавшись компьютером. www.pravadetey.ru
ЛИТЕРАТУРА
1. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития
правовой грамотности и правового сознания граждан (утв. Президентом РФ) //
www.consultant.ru
2. Зеленова, Н. Г. Я - ребенок, и я имею право / Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. -М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. - 96 с.