Научная статья на тему 'Правовая компетентность курсантов ведомственных вузов по основным образовательным программам высшего образования, реализуемым в интересах обеспечения законности и правопорядка'

Правовая компетентность курсантов ведомственных вузов по основным образовательным программам высшего образования, реализуемым в интересах обеспечения законности и правопорядка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КУРСАНТОВ ВЕДОМСТВЕННЫХ ВУЗОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / EGAL COMPETENCE / COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE CADETS FROM DEPARTMENTAL UNIVERSITIES / VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бондарева О. А.

В статье проводится анализ правой и профессиональной компетентности будущего специалиста. Правовая компетентность специалиста определяет правовую ориентацию личности в контексте профессиональной деятельности, которая является характеристикой, отражающей способность решать социально-правовые проблемы гражданина на основе ценностей, знаний, опыта деятельности, в соответствии с этическими принципами, приоритетом прав человека, социальными стандартами, профессиональными обязанностями специалиста, нормативными рамками технологической деятельности. Рассмотрена специфика получения образования в образовательных организациях высшего образования Федеральной службы исполнения наказаний, характеризуется образовательная среда образовательной организации высшего образования ФСИН России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL COMPETENCE OF CADETS FROM DEPARTMENTAL UNIVERSITIES ON THE MAIN EDUCATIONAL PROGRAMS OF HIGHER EDUCATION, REALIZED IN THE INTERESTS OF SECURING THE LAW AND ORDER

The article analyzes the right and professional competence of a future specialist. The legal competence of the specialist determines the legal orientation of the individual in the context ofprofessional activity, which is a characteristicreflecting the ability to solve social and legal problems of a citizen on the basis of values, knowledge, experience, in accordance with ethical principles, human rights priority, social standards, professional duties of a specialist, normative limits of technological activity. The specific of getting the education in educational institutions of higher education of the Federal Service for the Execution of Punishments is considered, and the educational environment of the higher education organization of the FSIN of Russia is characterized.

Текст научной работы на тему «Правовая компетентность курсантов ведомственных вузов по основным образовательным программам высшего образования, реализуемым в интересах обеспечения законности и правопорядка»

УДК 378.14.032 БОНДАРЕВА О.А.

Федеральная служба исполнения наказаний,

г. Москва, Россия

E-mail: [email protected]

UDK 378.14.032 BONDAREVA O.A.

Federal Service for the Execution of Punishments, Moscow,

Russia

E-mail: [email protected]

ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КУРСАНТОВ ВЕДОМСТВЕННЫХ ВУЗОВ ПО ОСНОВНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, РЕАЛИЗУЕМЫМ В ИНТЕРЕСАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА

THE LEGAL COMPETENCE OF CADETS FROM DEPARTMENTAL UNIVERSITIES ON THE MAIN EDUCATIONAL PROGRAMS OF HIGHER EDUCATION, REALIZED IN THE INTERESTS OF SECURING THE LAW AND ORDER

В статье проводится анализ правой и профессиональной компетентности будущего специалиста. Правовая компетентность специалиста определяет правовую ориентацию личности в контексте профессиональной деятельности, которая является характеристикой, отражающей способность решать социально-правовые проблемы гражданина на основе ценностей, знаний, опыта деятельности, в соответствии с этическими принципами, приоритетом прав человека, социальными стандартами, профессиональными обязанностями специалиста, нормативнымирамками технологической деятельности. Рассмотрена специфика получения образования в образовательных организациях высшего образования Федеральной службы исполнения наказаний, характеризуется образовательная среда образовательной организации высшего образования ФСИНРоссии.

Ключевые слова: правовая компетентность, компетенции, профессиональная компетентность курсантов ведомственных вузов, профессиональная подготовка.

The article analyzes the right and professional competence of a future specialist. The legal competence of the specialist determines the legal orientation of the individual in the context ofprofessional activity, which is a characteristicreflecting the ability to solve social and legal problems of a citizen on the basis of values, knowledge, experience, in accordance with ethical principles, human rights priority, social standards, professional duties of a specialist, normative limits of technological activity. The specific of getting the education in educational institutions of higher education of the Federal Service for the Execution of Punishments is considered, and the educational environment of the higher education organization of the FSIN of Russia is characterized.

Keywords: egal competence, competence, professional competence of the cadets from departmental universities, vocational training.

В чем же сущность правовой и профессиональной компетентности? Ответ на данный вопрос можно найти при условии определения сущности категории «профессионализм». В зарубежных исследованиях феномен компетентности и профессионализма также не имеет строгих научных определений и представляется просто как характеристика личности специалиста [1, с. 421-425]. Так, в разработанной американской социальной науки, модель «компетентного работника», получающей все большее внимание в мире, комментируется та часть спектра индивидуально-психологических качеств личности, в которые входит самостоятельность, стремление к саморазвитию.

Под профессионализмом целесообразно понимать интегративное качество специалиста, указывающее на обладание им необходимым для успешного выполнения трудовых функций в конкретной деятельности знаниями, умениями, навыками и другими личностно-психологическими свойствами [2, с. 138-139]. Профессиональная компетентность - это качественная характеристика степени овладения будущим

специалистом своей профессиональной деятельностью. Среди характеристик компетентного человека называют следующие:

- способность принимать решения относительно самого себя;

- способность подавлять собственную неуверенность;

- способность определять характер и содержание деятельности в зависимости от складывающихся условий на основе знаний и опыта;

- способность к анализу собственной деятельности.

Современные общественные преобразования, сопряженные с формированием правового государства в целом и поддержкой каждого гражданина в отдельности, обозначили одну из серьезнейших проблем современного общества, которая выражается на низком уровне правовой культуры граждан Российской Федерации [3, с. 102-109] .Процесс развития нашего общества на прямую связан с необходимостью повышения правовой культуры в целом.

© Бондарева О. А. © Bondareva О.А.

Правовая компетентность специалиста - это составляющая профессиональной компетентности, определяющая правовую ориентацию личности в контексте профессиональной деятельности, которая является характеристикой, отражающей способность решать социально-правовые проблемы гражданина на основе ценностей, знаний, опыта деятельности, в соответствии с этическими принципами, приоритетом прав человека, социальными стандартами, профессиональными обязанностями специалиста, нормативными рамками технологической деятельности [4, с. 138-139].

В современных социально-экономических условиях одним из приоритетных направлений высшей школы является подготовка компетентного специалиста, обладающего высокой культурой мышления, способного самостоятельно принимать ответственные и профессиональные решения, творчески действовать в нестандартных ситуациях [5, с. 46-51].Так, к примеру, профессиональная деятельность будущего юриста включает знание законов, нормативно-правовых актов, умение толковать и применять их в практической деятельности. Эта потребность современного российского общества находит отражение в компетентностной модели образования. Сформированная компетентность базируется на способности свободной ориентации в нетипичных ситуациях, креативно их разрешать, быть открытым к новациям и дальнейшему самообразованию. Все эти качества чрезвычайно актуальны для профессии юриста, предполагающей высокое развитие интеллектуальной сферы, на основе которого формируется умение многогранного видения возникающей проблемы и творческого ее решения [6. с. 140-143].

Кроме того, профессиональная деятельность любого специалиста постоянно связана с решением разнообразных задач, в том числе и правовых. Для этого необходимо иметь развитое правовое мышление, которое формируется в процессе правового образования и воспитания в образовательной организации при получении высшего образования [7, Орел, 2013; 8, Орел, 2013].

Высшее образование соединяет в себе два начала - учебное и научное. Учебное формирует систему знаний и профессиональных умений и навыков, научное отражает процесс развития науки. Преподавание юридических дисциплин в высшей школе ставит целью не просто изложить содержание соответствующего предмета учебного цикла (базовой и вариативной части), но и научить будущего специалиста самостоятельно мыслить и решать практические задачи в процессе учебно-профессиональной деятельности. Кроме этого в юридическом образовании есть и другие объективные факторы, влияющие на учебный процесс. Одним из таких факторов является зависимость содержания отраслевых дисциплин от российского законодательства [9, с. 379-383].

Система отечественного высшего образования переживает существенные изменения в формировании подходов к профессиональной подготовке специалистов в целом. В этих условиях важно научить умениям

приобретать знания [10, с. 205-210]. К тому же на современном рынке труда востребованы не сами по себе знания, а способность специалиста применять их на практике, выполнять определенные профессиональные и социальные функции.

Профессиональная компетентность, полученная в вузе, фактически определяет судьбу выпускника, возможность его активного включения в новую систему общественных отношений и ценностей, его соответствие современным требованиям, способность приносить пользу обществу [11, с. 118-127].

Будущий юрист должен действовать в пространстве современной демократии, что предполагает высокий уровень ответственности за правовое решение, его предварительное обоснование на основе анализа развития социального процесса, тенденций укрепления законности и правопорядка в стране. В этой связи профессиональная педагогика уделяет значительное внимание проблемам формирования компетентности будущего юриста [12, с. 32-36].

Целью подготовки специалистов в области юриспруденции является развитие у студентов профессионально-значимых качеств, необходимых для осуществления профессиональной деятельности, а также формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [13, с. 41-44].

Вот почему одним из ключевых моментов реализации реформы высшего образования в России становится обучение учебно-методического персонала и преподавателей российских вузов созданию основанных на компетентностном подходе и представленных в кредитно-модульном формате образовательных программ, учитывающих, с одной стороны, потребности российского и международного рынков труда, а с другой стороны, формирующиеся в настоящее время методические наработки и требования единого европейского образовательного пространства [14, с. 46-49].

Специфика получения образования в образовательных организациях высшего образования Федеральной службы исполнения наказаний

Специфика обучения в образовательных организациях высшего образования, подведомственных ФСИН России, заключается в: совмещении учебной и служебной деятельности обучаемых; уставной организации учебно-служебной деятельности; ведомственной системе управления; закрытости образовательной организации; групповой организации самоподготовки обучаемых; активном морально-психологическом сопровождении курсантов.

Организационно-педагогическими требованиями к образовательной среде в образовательных организациях высшего образования, подведомственных ФСИН России, выступающими условиями, обеспечивающими результативность формирования профессиональной компетентности курсантов являются: создание открытых и общедоступных информационных ресурсов, со-

держащих общую информацию о вузе и достижениях курсантов в учебной и служебной деятельности; качественный профессионально-психологический отбор кандидатов на обучение в образовательных организациях высшего образования, подведомственных ФСИН России; интеграция учебной и профессионально-служебной деятельности курсантов; гуманистический характер образования в вузе; формирование в учебных коллективах здоровой организационной культуры и благоприятного морально-психологического климата; совершенные материальная база образовательной организации и учебно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса.

Основные образовательные программы реализуются образовательной организацией высшего образования ФСИН России как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.

В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой [15, с. 337-340]

Профессиональная компетентность выпускника образовательной организацией высшего образования ФСИН России представляет собой обобщенное личностное образование, заключающее в себе владение специалистом сформированными компетенциями (включающими обладание необходимыми знаниями, умениями и способами деятельности), а также обладание развитыми профессионально важными личностными качествами и первоначальным профессионально-служебным опытом, обеспечивающими результативность самостоятельной профессиональной деятельности выпускника как сотрудника уголовно-исполнительной системы с соответствующей подготовкой [16, с. 158-163]. В структуре профессиональной компетентности выпускника образовательной организацией высшего образования ФСИН России два базовых компонента: а) профессиональные компетенции, которые в соответствии с содержанием и спецификой профессиональной подготовки разделя-

ются на общепрофессиональные; профессионально-Служебные ; про фессиона льно -деятельно стные;

б) профессионально-психологические характеристики - профессиональные и психологические качества выпускника, обеспечивающие успешность его самостоятельной профессиональной деятельности как сотрудника уголовно-исполнительной системы с соответствующей подготовкой, которые разделяются на личностные профессионально важные личностные качества. обеспечивающие успешность его самостоятельной профессиональной деятельности (когнитивные, эмоционально волевые, личностно-мотивационные, организационно-управленческие); деятельностные -способности, умения, навыки и особенности профессионального поведения и взаимодействия специалиста, основанные на опыте профессиональной деятельности.

Образовательная среда образовательной организации высшего образования ФСИН России

Образовательная среда образовательной организацией высшего образования ФСИН России - это педагогическая система условий и влияний, содержащихся в информационно-образовательном, профессионально-деятельностном и организационно-корпоративном окружении образовательной организации, обеспечивающих формирование профессиональной компетентности курсантов в процессе обучения [17, с. 249-253].

В структуре образовательной среды образовательной организации высшего образования ФСИН России выделяются две основные сферы: процессуально-деятельностная и организационно-корпоративная.

К п ро це ссу а л ь н о - дс яте л ь но ст н о й сфере относятся:

а) учебно-воспитательный компонент: учебный процесс (учебная деятельность); воспитательный процесс (воспитательная деятельность); морально-психологическое обеспечение (деятельность по морально-психологическому обеспечению);

б) профессионально-служебный компонент: профессиональная деятельность; служебная деятельность:

в) организационно-научный компонент.

Организационно-корпоративная сфера включает

в себя компоненты, составляющие организационно-профессиональную культуру вуза:

а) материально-административный компонент;

б) нормативно-правовой компонент;

в) личностно-досуговый компонент.

Библиографический список

1. Бондарева O.A. Организационно-педагогические условия формирования профессиональных компетенций бакалавра юриспруденции при реализации ФГОС ВПО //Известия Смоленского государственного университета. 2013. № 3(23). С.421-425.

2. Бондарева O.A. Материально-техническая база - одно из условий формирования профессиональных компетенций бакалавра юриспруденции // Вестник Академии. 2013. № 1. С.138-139.

3. Бондарева O.A. Педагогическая модель процесса формирования профессиональных компетенций бакалавра юриспруденции в условиях реализации ФГОС // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2013. Т. 110. № 1. С.102-109.

4. Бондарева O.A. Нормативно-правовая база и методическое обеспечение формирования профессиональных компетенций бакалавра в условиях реализации ФГОС // Вестник Академии. 2013. № 1. С.138-139.

5. Бондарева O.A. Технология формирования профессиональных компетенций, связанных с реализацией педагогической деятельности бакалавра юриспруденции в вузе // Бондарева O.A. В сборнике: Актуальные проблемы экономического развития сборник докладов международной заочной научно-практической конференции, посвященной 20-летию института экономики

и менеджмента. Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова. 2013. С. 46-51.

6. Бондарева О.А. Проверка эффективности применения педагогической модели формирования профессиональных компетенций в педагогической деятельности бакалавров юриспруденции в вузе.// Бондарева О.А.В сборнике: Вуз искусств и культуры в едином образовательном пространстве материалы международной научно-практической конференции, гл. ред. Н.А. Паршиков; науч. ред. и сост. И.А. Ивашова; ред. колл.: А.С. Деденева, ИИ Банникова, Т.Д. Крылова, Э.А. Финогеева. 2013. с. 140-143.

7. Бондарева О.А. Формирование профессиональных компетенций в педагогической деятельности у будущих бакалавров юриспруденции//Бондарева О.А. диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08/Орловский государственный университет. Орел, 2013.

8. Бондарева О.А. Формирование профессиональных компетенций в педагогической деятельности у будущих бакалавров юриспруденции // Бондарева О.А. автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Орловский государственный университет. Орел, 2013.

9. Бондарева О.А. Образовательная и просветительская деятельность в образовательных организациях, реализующих программы основного общего образования, в условиях сетевого взаимодействия с учреждениями культуры // Бондарева О.А. В сборнике: Инновации в отраслях народного хозяйства, как фактор решения социально-экономических проблем современности сборник докладов и материалов V международной научно-практической конференции, институт непрерывного образования.

2015. С. 379-383.

10. Гедулянова Н. С., Гедулянов М. Т. Наставничество как условие эффективного управления медицинскими организациями в области стоматологии // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки.

2016. №2(71). С. 205-210.

11. Гедулянова Н. С., Митяева A.M., Гедулянов М. Т. Развитие творческих способностей и качество подготовки выпу скника вуза //Эко-потенциал. 2016. № 3(15). С.118-127."

12. Гедулянова Н.С., Гедулянов М.Т. Экономическая подготовка обучающихся: теории и технологии // Образование и общество. 2016. Т.З. № 98. С. 32-36.

13. Гедулянова Н.С., Гедулянов М.Т. Ключевые концепты подготовки кадров по востребованным профессиям и специальностям // Эко-потенциал. 2015. № 4(12). С.41-44.

14. Гедулянова Н.С., Гедулянов М.Т. Качество образования - цель и результат инноваций // Эко-потенциал. 2015. № 3(11). С.46-49.

15. Гедулянова Н.С., Гедулянов М.Т. Компетентностный подход в подготовке инженеров педагогов // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 4. С. 337-340.

16. Гедулянова Н.С., Гедулянов М.Т. Формирование профессиональных компетенций в профилактической деятельности будущего специалиста // Эко-потенциал. 2017. № 1(17). С.158-163.

17. Гедулянов М.Т. Готовность врача стоматолога к коммуникации для решения задач в профессиональной деятельности // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2016. № 4(73). С. 249-253.

References

1. Bondareva О.А. Organizational and pedagogical conditions for the formation of the professional competencies of the bachelor of jurisprudence in the realization of the FSES HPE // Izvestiya Smolensk State University. 2013. No. 3 (23). Pp.421-425.

2. Bondareva O.A. The material and technical base is one of the conditions for the formation of the professional competencies Of the bachelor of jurisprudence// Bulletin of the Academy. 2013. No. 1. Pp.138-139.

3. Bondareva O.A. Pedagogical model of the process of formation of professional competencies of the bachelor of jurisprudence in conditions of realization of the FGOS HPE // Izvestiya Ural Federal University. Series 1: The problems of education, science and culture. 2013. Vol. 110. No. 1. Pp.102-109.

4. Bondareva O.A. Normative-legal base and methodical support of formation of professional competencies of the bachelor in conditions ofFSES HPErealization // Vestnik Academy. 2013. No. 1. Pp.138-139.

5. Bondareva O.A. The technology of forming professional competencies related to the implementation of the pedagogical activity of the bachelor of jurisprudence in the university // Bondareva O.A. In the collection: Actual problems of economic development, a collection of reports of an international correspondence scientific-practical conference dedicated to the 20th anniversary of the Institute of Economics and Management. Belgorod State Technological University. V.G. Shukhova. 2013. Pp. 46-51.

6. Bondareva O.A. Checking the effectiveness of the application of the pedagogical model of the formation of professional competences in the pedagogical activity of bachelors of jurisprudence in the university // Bondareva O.A. In the collection: The University of Arts and Culture in a single educational space materials of an international scientific and practical conference. 2013. Pp. 140-143.

7. Bondareva O.A. Formation of professional competences in pedagogical activity at future bachelors of jurisprudence // Bondareva O.A. The dissertation ... The candidate of pedagogical sciences: 13.00.08 / Orel State University. Orel, 2013.

8. Bondareva O.A. Formation of professional competences in pedagogical activity at future bachelors of jurisprudence // Bondareva O.A. Abstract of the dis. ... Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.08 / Orel State University.Orel, 2013.

9. Bondareva O.A. Educational and educational activities in educational organizations implementing basic general education programs, in conditions of network interaction with cultural institutions // Bondareva O.A. In the collection: Innovations in the sectors of the national economy, as a factor in solving social and economic problems of our time, a collection of reports and materials of the V International Scientific and Practical Conference. Institute of continuous education. 2015. Pp. 379-383.

10. Gedulyanova N.S., Gedtdyanav Ы.Т. Tutorship as a condition for effective management of the Ministry of health in the field of dentistry // Scientific notes of Orel State University. Series 2016. No 2 (71). Pp. 205-210.

11. Gedulyanova N.S., Mitiaeva A.M., Gedulyanov M. T. Development of creative abilities and the quality of the graduates training // Eco-potential. 2016. Number 3 (15). Pp.118-127.

12. Gedidyanova N.S., Gedtdyanov M.T. Economic preparation of students: theory and technology // Education and Society. 2016.

Number 3 (98). Pp. 32-36.

13. Gedulyanava N.S., Gedulvanov ALT. The key concepts of the training in demand occupations and professions // Eco-potential 2015. Number. 4(12). Pp.41-44.

14. Gedulyanava N.S., Gedulyanav ALT. The quality of education - the purpose and the result of innovations //Eco-potential. 2015. Number 3 (11). Pp. 46-49.

15. Gedulyanava N.S., Gedulvanov M. T. The competence approach in the training of the engineers teachers // Scientific notes of Orel State University. Series: Humanities and Social Sciences. 2013. Number 4. Pp. 337-340.

16. Gedulyanova N.S., Gedulyanav M. T. The formation of professional competences in the preventive activities of a future specialist // I co-potential 2017. Number 1(17). Pp. 158-163.

17. Gedulvanov ALT. The readiness of a dentist for communication for solving problems in professional activity // Scientific notes of Orel State University. Series: Humanities and Social Sciences. 2016. Number 4 (73). Pp. 249-253.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.